Структурная организация деятельности человека
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Караваев
Н.
Л. Структурная организация деятельности человека // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – № 6 (июнь). – С.
101–105. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/14157.htm.
Аннотация. В статье формулируется авторское определение понятия деятельности человека, дано одно из наиболее полных описаний структурной организации человеческой деятельности.
Похожие статьи
Текст статьи
Караваев Никита Леонидович, кандидат философских наук, заведующийкафедрой информационных технологий и методики обучения информатике ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Кировnikita.lk@gmail.com
Структурная организация деятельности человека
Аннотация.В статье формулируется авторское определение понятия деятельности человека, дано одно из наиболее полных описаний структурной организации человеческой деятельности.Ключевые слова:человек, деятельность, понятие деятельности человека, структура деятельности.Раздел:(03) философия; социология; политология; правоведение; науковедение.
Введение.В рамках ряда социальногуманитарных исследований (особенно с использованием деятельностного подхода[1]) ученому необходимо иметь рабочее определение деятельности, а также структурную характеристику этого феномена. Многие из имеющихся дефиниций этого понятия, на наш взгляд, страдают излишней сложностью, а предлагаемые структуры деятельности порой упускают из виду ее весьма важные компоненты. Целью данной статьи является создание короткой и ясной формулировки понятия деятельности и определение полной структурной характеристики деятельности.Феномен деятельности.В широком смысле под деятельностью понимается некая последовательность действий направленного характера. С этой точки зрения можно говорить о более масштабной совокупности видов деятельности: о человеческой деятельности, о деятельности животных, индивидуальной, коллективной, моторной, продуктивной и репродуктивной, внешней и внутренней, инженерной, бухгалтерской, управленческой, экологической, перцептивной, деятельности сознания, деятельности тела и многих других. В узком же смысле под деятельностью понимается исключительно человеческий способ активности как процесса достижения тех или иных целей и реализации способностей человека и возможностей социальной реальности. В рамках данного исследования будем придерживаться узкого подхода к трактовке деятельности.Чтобыдать наиболее полную характеристику феномену деятельности человека и сформулировать рабочее определение деятельности,считаем целесообразным сравнить деятельность человека с активностью животных, выделить их основные сходства и различия. Эти сущностные особенности можно охарактеризовать следующими положениями.1.Деятельность человека и активность животных всегда имеют целенаправленный характер. Однако если деятельность человека телеологически обусловлена не столько его биологическими потребностями, сколько личными желаниями, мировоззренческими установками и социокультурными обстоятельствами, то активность животных детерминирована преимущественно принципами приспособления и выживания в агрессивной для них окружающей среде. Животные не представляют заранее результаты своей активности, поскольку их активность основана на инстинктах. Человек в отличие от животных в большинстве случаев конструирует в своем сознании ментальный образ ожидаемого результата и, так или иначе, организует процесс достижения этого результата.2.В отличие от активности животных, в рамках которой происходит в основном лишь удовлетворение биологических потребностей и практически никак не влияет на их нейрофизиологические и ментальные процессы, деятельность человека имеет преобразующий, развивающий характер. При участиив индивидуальной или коллективной деятельностипроисходит преобразование человека, его соматических, интеллектуальных и духовных способностей, его потребностей и желаний, а также социокультурных условий его жизни.3.Важным отличием деятельности человека от активности животных является то, что ни одна форма деятельности, ни одна способность к деятельности не наследуется вместе с биологической структурой организма, все они результат социального наследования (обучения, воспитания и опыта)[2]. Другими словами,деятельность детерминируется общественноисторическими условиями, тогда как активность животных обусловлена генотипически.Исходя из представленных положений,можно дать следующее определение деятельности человека. Деятельность человека –этоцеленаправленная, организованная и преобразовательная активность человека, детерминированная социокультурной средой. Целенаправленность деятельности определяет телеологические аспекты человеческой активности. Организованность, в свою очередь,включает применение специальных технологий как средств и методов, задающих весь характер протекания деятельности. Преобразующий аспект деятельности включает в себя создание и преобразование предметов деятельности, а также изменение, развитие самого человека. Зависимость деятельности от особенностей социокультурной среды вытекает из того, что деятельность не выполняется вне общественной жизни человекаили, по крайней мере, без того культурного фона и ценностных ориентаций, в рамках которых находился субъектдо ее выполнения.Структурная характеристика деятельности.Всякий вид человеческой деятельности представляет собой сложную систему, имеющую организованную структуру в форме совокупности различных компонентов и процессов. В наиболее развернутом виде структура деятельности включает в себя следующие девять компонентов: 1) субъект (тот, кто выполняет деятельность);2) потребность (то, что является причиной выполнения деятельности);3) цель и задачи (то, что позволит удовлетворить потребность субъекта);4) предмет (то, на что направлена деятельность);5) технология (то, с помощью чего выполняется деятельность);6) условия (в которых существуют субъект и объекты, другими словами, окружающая среда);7) действия (основные элементы деятельности по преобразованию предмета с помощью технологий; именно они приводят субъекта к достижению цели); 8) результат,или продукт (то, что получается витоге выполнения деятельности);9) оценка результата (на основе которой решается вопрос об эффективности выполненной деятельности).Субъектдеятельности, целенаправленно воздействующий на предмет и преобразующий его в желаемый результат, является источником активности, запускающим весь процесс достижения поставленной цели. Субъектом деятельности может выступать как отдельный человек, так и социальная группа. В наиболее общем случае субъектом деятельности можно считать и общество в целом. Потребность в деятельности как нужда, ощущение недостатка чеголибо и неудовлетворенность существующим состоянием внутреннего или внешнего мира является ключевым стимулом всякой деятельности. Основными потребностями являются биологические потребности (воздух, вода, пища и т.д.), материальные потребности (потребность в одежде, жилье, защите и т.д.), социальные потребности (потребности в дружбе, признании, уважении и т.д.) и духовные потребности (потребность в познании, в эстетике, саморазвитии и т.д.). Данная классификация потребностей не является иерархической (как, например, в пирамиде потребностей по Маслоу). Особое место в ней занимают биологические потребности, потому чтотолько после их удовлетворения у человека могут возникнуть материальные, социальные или духовные потребности. Последние,в свою очередь,в большей степени обособлены и не требуют удовлетворения чеголибо одного, чтобы появились потребности в другом.Цель–это образ предвосхищаемого результата, желаемого будущего, того, чего человек или обществохочет достичь в итоге выполнения деятельности, какие потребности следует удовлетворить (причем стимулом деятельности могут выступать совокупность потребностей). В качестве цели могут выступать либо некоторые ментальные, когнитивные конструкции, либо материальные образцы, которые,соответственно,изоморфны или гомоморфны будущему результату деятельности. Поскольку цель сама по себе представляется сложной, для ее достижения требуется ряд промежуточных этапов, задач. Другими словами,цель разбивается на конкретные задачи, последовательное решение которых приведет к достижению поставленной цели.
Предметомдеятельности выступает тот или иной фрагмент окружающей действительности, находящийсяво взаимодействии с субъектом и который противостоит субъекту деятельности Играяпассивную, инертную сторону взаимоотношенийсубъекта и предмета, над последним производятпреобразование. Предметами могут быть как объекты естественного, так и искусственного характера, они могут иметь материальную или идеальную природу. Предметом деятельности может также выступать сам субъект (саморазвитие, самовоспитание, самоисследование ит.д.). Важно понимать, что деятельность человека никогда не бывает беспредметной, она всегда связана с определенным предметом, который с помощью той или иной технологии преобразуется в результат.Под технологиейдеятельности понимается совокупность средств и методов их применения для достижения поставленной цели. Под средство могут подпадать тело человека и его физическая сила, орудия труда, сырье и материалы, различные инструменты и технические приспособления, аппараты и машины, компьютеры и роботы, т.е. все то, с помощью чего возможно преобразование предмета деятельности. Под методами понимаются способы использования средств, определяющие правильность и эффективность их применения. К ним можно отнести жизненный опыт, квалификацию субъекта, его способности и умения, запас личных знаний, которым обладает субъект деятельности, различные инструкции и описания того,как использовать то или иное средство. Условия деятельности (мотивационные, научнометодические, технические, финансовые, информационные, организационные, правовые и т.п.) могут «относиться и к внешней среде, и в то же время могут входить в состав самойдеятельности, учитывая возможности активного влияния субъекта на создание условий своей деятельности»[3]. Условия деятельности не только могут детерминировать потребности субъекта и формирование целей деятельности, но также влияют и на выбор предмета деятельности, используемых технологий и,естественно,на сам процесс выполнения действий. Действия–ключевой компонент, единица, относительно завершенный отдельный акт деятельности. Всякий вид деятельности как система состоит из совокупности отдельных взаимосвязанных действий, направленных на достижение цели. В деятельности действия играют кульминационную роль, которая детерминирует результат деятельности, поскольку он зависит от правильности выполнения действий. Если последние выполняются неправильно, то не помогут ни благоприятные условия деятельности, ни эффективность применяемых технологий. Помимо этогок одному и тому же результату могут приводить различные совокупности действий.Результат, или продукт,деятельности является ее завершающим компонентом, определяющим уровень достижения цели (на основе оценивания результата деятельности)и,соответственно,удовлетворения имеющейся потребности. Результат не всегда тождественен поставленной цели, на достижение цели влияют другие компоненты деятельности: субъект, ее выполняющий, технология, с помощью которой осуществляется преобразование предмета, и условия деятельности, имеющие также существенную роль. «В результате обнаруживается не только выполненная цель, но и нежелательные “дополнения” к цели, и нередко эти “дополнения” по своему отрицательному значению превышают ценность выполненной цели»[4].Оценка результата–необходимый компонент деятельности, заключающийся в сравнении достигнутых результатов деятельности с поставленной целью. Такое сравнение дает представление о том, насколько успешно была осуществлена деятельность, а также о том, что необходимо предпринять для достижения желаемого результата в случае, если полученный результат в должной мере не соответствует поставленной цели. В этом случае следует сделать анализ всех компонентов деятельности для выявления ее слабых мест (например, неэффективная технология, условия окружающей среды, последовательность действий и т.д.), которые послужили причиной получения не того результата, который предполагалось получить. В идеале подобный анализ позволит исправить допущенные ошибки и достичь желаемой цели в следующийраз.Заключение. Итак, в рамках данной статьи предложено понятие деятельности как целенаправленной, организованной и преобразовательной активности человека, которая детерминирована социокультурной средой. Представлена структурная характеристика деятельности, включающая в себя субъекта деятельности, его потребности, цель и задачи деятельности, технологию деятельности, условия, действия, результат и процесс оценивания результатов деятельности.
Ссылки на источники1.Караваев Н. Л. Деятельностный подход в контексте социогуманитарного познания // Alma Mater (Вестник высшей школы). –2013. –№11. –С.30–34.2.Бережной Н. М. Человек и его потребности / под ред. В. Д. Диденко; Моск. гос. унт сервиса. –М.: Форум, 2000. –170с.3.Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология. –М.: СИНТЕГ, 2007. –668с.4.
Бережной Н. М.Указ. соч. –С. 78.
Nikita Karavaev,Candidate of Philosophical Sciences, head of the chair of information technology and methodology of computer science teaching, Vyatka State University of Humanities, Kirovnikita.lk@gmail.comStructure of human activityAbstract. The author states his own definition of the notion of human activity, and shows one of the fullest descriptions of activity structure.Key words:man, activity, notion of human activity, structure of activity.References1.Karavaev, N.L. (2013) “Dejatel'nostnyj podhod v kontekste sociogumanitarnogo poznanija”, Alma Mater (Vestnik vysshej shkoly),№ 11, pp. 30–34(in Russiаn).2.Berezhnoj, N.M., Didenko, V. D. (ed.) (2000) Chelovek i ego potrebnosti/ Mosk. gos. unt servisa, Forum,Moscow, 170 p. (in Russiаn).3.Novikov, A.M., Novikov, D.A. (2007) Metodologija, SINTEG, Moscow, 668 p. (in Russiаn).4.Berezhnoj, N.M., Didenko, V. D. (ed.) Op. cit, p. 78.
Рекомендовано к публикации:Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Структурная организация деятельности человека
Аннотация.В статье формулируется авторское определение понятия деятельности человека, дано одно из наиболее полных описаний структурной организации человеческой деятельности.Ключевые слова:человек, деятельность, понятие деятельности человека, структура деятельности.Раздел:(03) философия; социология; политология; правоведение; науковедение.
Введение.В рамках ряда социальногуманитарных исследований (особенно с использованием деятельностного подхода[1]) ученому необходимо иметь рабочее определение деятельности, а также структурную характеристику этого феномена. Многие из имеющихся дефиниций этого понятия, на наш взгляд, страдают излишней сложностью, а предлагаемые структуры деятельности порой упускают из виду ее весьма важные компоненты. Целью данной статьи является создание короткой и ясной формулировки понятия деятельности и определение полной структурной характеристики деятельности.Феномен деятельности.В широком смысле под деятельностью понимается некая последовательность действий направленного характера. С этой точки зрения можно говорить о более масштабной совокупности видов деятельности: о человеческой деятельности, о деятельности животных, индивидуальной, коллективной, моторной, продуктивной и репродуктивной, внешней и внутренней, инженерной, бухгалтерской, управленческой, экологической, перцептивной, деятельности сознания, деятельности тела и многих других. В узком же смысле под деятельностью понимается исключительно человеческий способ активности как процесса достижения тех или иных целей и реализации способностей человека и возможностей социальной реальности. В рамках данного исследования будем придерживаться узкого подхода к трактовке деятельности.Чтобыдать наиболее полную характеристику феномену деятельности человека и сформулировать рабочее определение деятельности,считаем целесообразным сравнить деятельность человека с активностью животных, выделить их основные сходства и различия. Эти сущностные особенности можно охарактеризовать следующими положениями.1.Деятельность человека и активность животных всегда имеют целенаправленный характер. Однако если деятельность человека телеологически обусловлена не столько его биологическими потребностями, сколько личными желаниями, мировоззренческими установками и социокультурными обстоятельствами, то активность животных детерминирована преимущественно принципами приспособления и выживания в агрессивной для них окружающей среде. Животные не представляют заранее результаты своей активности, поскольку их активность основана на инстинктах. Человек в отличие от животных в большинстве случаев конструирует в своем сознании ментальный образ ожидаемого результата и, так или иначе, организует процесс достижения этого результата.2.В отличие от активности животных, в рамках которой происходит в основном лишь удовлетворение биологических потребностей и практически никак не влияет на их нейрофизиологические и ментальные процессы, деятельность человека имеет преобразующий, развивающий характер. При участиив индивидуальной или коллективной деятельностипроисходит преобразование человека, его соматических, интеллектуальных и духовных способностей, его потребностей и желаний, а также социокультурных условий его жизни.3.Важным отличием деятельности человека от активности животных является то, что ни одна форма деятельности, ни одна способность к деятельности не наследуется вместе с биологической структурой организма, все они результат социального наследования (обучения, воспитания и опыта)[2]. Другими словами,деятельность детерминируется общественноисторическими условиями, тогда как активность животных обусловлена генотипически.Исходя из представленных положений,можно дать следующее определение деятельности человека. Деятельность человека –этоцеленаправленная, организованная и преобразовательная активность человека, детерминированная социокультурной средой. Целенаправленность деятельности определяет телеологические аспекты человеческой активности. Организованность, в свою очередь,включает применение специальных технологий как средств и методов, задающих весь характер протекания деятельности. Преобразующий аспект деятельности включает в себя создание и преобразование предметов деятельности, а также изменение, развитие самого человека. Зависимость деятельности от особенностей социокультурной среды вытекает из того, что деятельность не выполняется вне общественной жизни человекаили, по крайней мере, без того культурного фона и ценностных ориентаций, в рамках которых находился субъектдо ее выполнения.Структурная характеристика деятельности.Всякий вид человеческой деятельности представляет собой сложную систему, имеющую организованную структуру в форме совокупности различных компонентов и процессов. В наиболее развернутом виде структура деятельности включает в себя следующие девять компонентов: 1) субъект (тот, кто выполняет деятельность);2) потребность (то, что является причиной выполнения деятельности);3) цель и задачи (то, что позволит удовлетворить потребность субъекта);4) предмет (то, на что направлена деятельность);5) технология (то, с помощью чего выполняется деятельность);6) условия (в которых существуют субъект и объекты, другими словами, окружающая среда);7) действия (основные элементы деятельности по преобразованию предмета с помощью технологий; именно они приводят субъекта к достижению цели); 8) результат,или продукт (то, что получается витоге выполнения деятельности);9) оценка результата (на основе которой решается вопрос об эффективности выполненной деятельности).Субъектдеятельности, целенаправленно воздействующий на предмет и преобразующий его в желаемый результат, является источником активности, запускающим весь процесс достижения поставленной цели. Субъектом деятельности может выступать как отдельный человек, так и социальная группа. В наиболее общем случае субъектом деятельности можно считать и общество в целом. Потребность в деятельности как нужда, ощущение недостатка чеголибо и неудовлетворенность существующим состоянием внутреннего или внешнего мира является ключевым стимулом всякой деятельности. Основными потребностями являются биологические потребности (воздух, вода, пища и т.д.), материальные потребности (потребность в одежде, жилье, защите и т.д.), социальные потребности (потребности в дружбе, признании, уважении и т.д.) и духовные потребности (потребность в познании, в эстетике, саморазвитии и т.д.). Данная классификация потребностей не является иерархической (как, например, в пирамиде потребностей по Маслоу). Особое место в ней занимают биологические потребности, потому чтотолько после их удовлетворения у человека могут возникнуть материальные, социальные или духовные потребности. Последние,в свою очередь,в большей степени обособлены и не требуют удовлетворения чеголибо одного, чтобы появились потребности в другом.Цель–это образ предвосхищаемого результата, желаемого будущего, того, чего человек или обществохочет достичь в итоге выполнения деятельности, какие потребности следует удовлетворить (причем стимулом деятельности могут выступать совокупность потребностей). В качестве цели могут выступать либо некоторые ментальные, когнитивные конструкции, либо материальные образцы, которые,соответственно,изоморфны или гомоморфны будущему результату деятельности. Поскольку цель сама по себе представляется сложной, для ее достижения требуется ряд промежуточных этапов, задач. Другими словами,цель разбивается на конкретные задачи, последовательное решение которых приведет к достижению поставленной цели.
Предметомдеятельности выступает тот или иной фрагмент окружающей действительности, находящийсяво взаимодействии с субъектом и который противостоит субъекту деятельности Играяпассивную, инертную сторону взаимоотношенийсубъекта и предмета, над последним производятпреобразование. Предметами могут быть как объекты естественного, так и искусственного характера, они могут иметь материальную или идеальную природу. Предметом деятельности может также выступать сам субъект (саморазвитие, самовоспитание, самоисследование ит.д.). Важно понимать, что деятельность человека никогда не бывает беспредметной, она всегда связана с определенным предметом, который с помощью той или иной технологии преобразуется в результат.Под технологиейдеятельности понимается совокупность средств и методов их применения для достижения поставленной цели. Под средство могут подпадать тело человека и его физическая сила, орудия труда, сырье и материалы, различные инструменты и технические приспособления, аппараты и машины, компьютеры и роботы, т.е. все то, с помощью чего возможно преобразование предмета деятельности. Под методами понимаются способы использования средств, определяющие правильность и эффективность их применения. К ним можно отнести жизненный опыт, квалификацию субъекта, его способности и умения, запас личных знаний, которым обладает субъект деятельности, различные инструкции и описания того,как использовать то или иное средство. Условия деятельности (мотивационные, научнометодические, технические, финансовые, информационные, организационные, правовые и т.п.) могут «относиться и к внешней среде, и в то же время могут входить в состав самойдеятельности, учитывая возможности активного влияния субъекта на создание условий своей деятельности»[3]. Условия деятельности не только могут детерминировать потребности субъекта и формирование целей деятельности, но также влияют и на выбор предмета деятельности, используемых технологий и,естественно,на сам процесс выполнения действий. Действия–ключевой компонент, единица, относительно завершенный отдельный акт деятельности. Всякий вид деятельности как система состоит из совокупности отдельных взаимосвязанных действий, направленных на достижение цели. В деятельности действия играют кульминационную роль, которая детерминирует результат деятельности, поскольку он зависит от правильности выполнения действий. Если последние выполняются неправильно, то не помогут ни благоприятные условия деятельности, ни эффективность применяемых технологий. Помимо этогок одному и тому же результату могут приводить различные совокупности действий.Результат, или продукт,деятельности является ее завершающим компонентом, определяющим уровень достижения цели (на основе оценивания результата деятельности)и,соответственно,удовлетворения имеющейся потребности. Результат не всегда тождественен поставленной цели, на достижение цели влияют другие компоненты деятельности: субъект, ее выполняющий, технология, с помощью которой осуществляется преобразование предмета, и условия деятельности, имеющие также существенную роль. «В результате обнаруживается не только выполненная цель, но и нежелательные “дополнения” к цели, и нередко эти “дополнения” по своему отрицательному значению превышают ценность выполненной цели»[4].Оценка результата–необходимый компонент деятельности, заключающийся в сравнении достигнутых результатов деятельности с поставленной целью. Такое сравнение дает представление о том, насколько успешно была осуществлена деятельность, а также о том, что необходимо предпринять для достижения желаемого результата в случае, если полученный результат в должной мере не соответствует поставленной цели. В этом случае следует сделать анализ всех компонентов деятельности для выявления ее слабых мест (например, неэффективная технология, условия окружающей среды, последовательность действий и т.д.), которые послужили причиной получения не того результата, который предполагалось получить. В идеале подобный анализ позволит исправить допущенные ошибки и достичь желаемой цели в следующийраз.Заключение. Итак, в рамках данной статьи предложено понятие деятельности как целенаправленной, организованной и преобразовательной активности человека, которая детерминирована социокультурной средой. Представлена структурная характеристика деятельности, включающая в себя субъекта деятельности, его потребности, цель и задачи деятельности, технологию деятельности, условия, действия, результат и процесс оценивания результатов деятельности.
Ссылки на источники1.Караваев Н. Л. Деятельностный подход в контексте социогуманитарного познания // Alma Mater (Вестник высшей школы). –2013. –№11. –С.30–34.2.Бережной Н. М. Человек и его потребности / под ред. В. Д. Диденко; Моск. гос. унт сервиса. –М.: Форум, 2000. –170с.3.Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология. –М.: СИНТЕГ, 2007. –668с.4.
Бережной Н. М.Указ. соч. –С. 78.
Nikita Karavaev,Candidate of Philosophical Sciences, head of the chair of information technology and methodology of computer science teaching, Vyatka State University of Humanities, Kirovnikita.lk@gmail.comStructure of human activityAbstract. The author states his own definition of the notion of human activity, and shows one of the fullest descriptions of activity structure.Key words:man, activity, notion of human activity, structure of activity.References1.Karavaev, N.L. (2013) “Dejatel'nostnyj podhod v kontekste sociogumanitarnogo poznanija”, Alma Mater (Vestnik vysshej shkoly),№ 11, pp. 30–34(in Russiаn).2.Berezhnoj, N.M., Didenko, V. D. (ed.) (2000) Chelovek i ego potrebnosti/ Mosk. gos. unt servisa, Forum,Moscow, 170 p. (in Russiаn).3.Novikov, A.M., Novikov, D.A. (2007) Metodologija, SINTEG, Moscow, 668 p. (in Russiаn).4.Berezhnoj, N.M., Didenko, V. D. (ed.) Op. cit, p. 78.
Рекомендовано к публикации:Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»