Факторы повышения мотивации осужденных к самоисправлению

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Строева Г. В. Факторы повышения мотивации осужденных к самоисправлению // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 6 (июнь). – С. 121–125. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14161.htm.
Аннотация. В статье представлена авторская позиция расширения мотивации осужденного к самоисправлению. Приводятся принципы повышения мотивации и ее субъективные детерминанты.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Строева Галина Владимировна,кандидат педагогических наук, членкорреспондент РАЕН, эксперт АНО ©Центр антикриминального просвещения и социальной реабилитации правонарушителей “Криминон”ª, г.Москваinfo@gvstroeva.ru

Факторы повышения мотивации осужденных к самоисправлению

Аннотация.В статье представлена авторская позиция расширения мотивации осужденного к самоисправлению. Приводятся принципы повышения мотивации и ее субъективные детерминанты.Ключевые слова:мотивация, самоисправление осужденных, принцип ценностносмысловой направленности обучения, функциональная грамотность, просоциальная деятельность, успех, позитивный контроль.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Одной из основных целей исполнения наказаний является исправление осужденных. Висправительных учреждениях (ИУ) реализуются различные средства исправления, которые призваны исправить лиц, лишенных свободы. Но несмотря на это,согласно официальной статистике Министерства внутренних дел Российской Федерации,практически ©каждое второе (49,6%) расследованное преступление совершено лицами, ранее совершавшими преступленияª [1]. В определенной мере это свидетельствует о недостаточной эффективности исправления.Поскольку в ИУ находятся в подавляющем большинстве взрослые люди, то, на наш взгляд, если сам осужденный не увидит собственного смысла и значимости для себя исправления и не начнет проявлять свою заинтересованностьв этом процессе, невозможно достичь позитивных личностных изменений. Поэтому исправление данных лиц является в большей мере их самоисправлением.Самоисправлением мы считаем целенаправленную, специально организованную, ресурсно обеспеченную, систематическую, самоопределенную, значимую для осужденного деятельность, которую он предпринимает исходя из собственных интересов и для самого себя и которая заключается в саморазвитии способностей и положительных качеств личности посредством изменения мировоззрения (насыщения его нравственными категориями и гуманистическими идеями), повышения уровня нравственности и просоциальной причинности, формирования необходимых для успешной жизни на свободе социальных навыков с целью стать субъектом просоциальной жизнедеятельности.С педагогической точки зрения самоисправление осужденного заключается в том, что сам человек (как субъект) начинает осознавать ценность собственного позитивного изменения и направляет свою деятельность к цели самоисправления. При этом его деятельность строится не на уничижении себя, а на повышении чувства собственного достоинства через выдвижение позитивных целей и их успешное достижение, через повышение уровня знаний, способностей, через изменение системы ценностей и форм поведения. Логика самоисправления осужденных должна идти по восходящей, приводя к расширению и углублению как бытия самого осужденного, так и его действования. Об исправленности субъекта можно судить по его поступкам (должна повышаться просоциальная активность и инициативность) и по продуктам деятельности (достижение высокого качества результатов, чтобы ими можно было гордиться).Самоисправлениемы рассматриваем как трехуровневую структуру, выделяя личностный, деятельностный и когнитивный уровни.Не касаясь частностей, именно сам взрослый осужденный является основным субъектом, который принимает решение исправиться и достигает этой цели. Остальные субъекты исправительного процесса (сотрудники ИУ, волонтеры, иные лица) могут только помочь ему в этом.Педагогическая суть самоисправления состоит в повышении уровня усвоения знаний нравственной направленности (понимания и принятия нравственных норм), укреплении убежденности в целесообразности законопослушной жизни (на основе собственных выводов), повышении причинности, чувства собственного достоинства исправляющегося лица (на основе успехов в просоциальной деятельности).Но внешнее воздействие или стимулирование не могут, по нашему мнению, способствовать повышению вышеназванных позиций, следовательно, в процессе самоисправления возрастает значимость мотивации к самоисправлению.Мотивация ‬©совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведенияª [2]. Мотив ‬©внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности, связанное с удовлетворением определенной потребности; субъективная причина (осознанная или неосознанная) того или иного поведения, действийª [3].Проблеме мотивации осужденных (но не к самоисправлению) посвящено достаточно исследований.Собственно вопрос стимулирования к самоисправлению в небольшом объеме был затронут в середине 70х годов XXстолетия профессором З.А.Астемировым. Исследователь методами стимулирования к самоисправлению считал соревнование и условнодосрочное освобождение [4]. Значимым условием для организации самоисправления был назван высокий уровень компетентности сотрудников учреждения, которые могут выстроить исправительный процесс с уменьшением роли принудительности и с повышением роли стимулирования у исправляющихся лиц потребности в самоизменениях.В последующие годы в работах юридического профиля основным методом стимулирования к самоисправлению определялось условнодосрочное освобождение. В работах по пенитенциарной педагогике проблема мотивации к самоисправлению не рассматривалась.В области же военной педагогики названная проблема изучалась. Повышение мотивации к самоисправлению предлагалось осуществлять через ряд стимулирующих (просьба, намек, упрек и т.д.) и самостимулирующих методов (самопобуждение, самоубеждение, самоприказ и т.п.), систему поощрений и наказаний (которая по сравнению с уставной была расширена), посредством комплекса различных педагогических средств и приемов стимулирования позитивной и торможения негативной активности девиантов.Так, В.Н.Герасимов (1996) определял, что важно сформировать мотивацию к самоисправлению и потребность в данном процессе и в этом трудный воин выступает не столько объектом исправления, сколько субъектом превентивной деятельности [5]. Для реализации стимулирующей и побуждающей к самоисправлению функций исследователь предложил методы ‬соревнование, поощрение, принуждение и др. [6], приемы ‬доверие, доброта, внимание, забота, организация успеха, соперничество, намек, упрек и др. [7]Значимо повышение осознания цели, осознание нравственногоидеала (как важнейшего мотива самосознания), повышение значимости и принятия норм [8]. Исследователь полагал, что ©сам факт появления в сознании трудных воинов идеалов исходного и желаемого состояния социально значимых качеств личности являлся определенным стимулом, мобилизующим деятельность воина по самоперевоспитаниюª [9].Профессор Ю.М.Кудрявцев (2003) предполагал, что стремление к самоисправлению повышается через ликвидацию учебной, воспитательной и социальной запущенности, расширение интересов воина[10]. Важную роль в мотивации он отводил самопобуждению. По мнению исследователя, при формировании самопобуждения к самоперевоспитанию необходимо самосознание своих действий и поступков, умение увидеть свои отрицательные и положительные качества [11]. Мотивация к работе над собой осуществляется с помощью методов самоубеждения (этот метод выделен особо), самоприказа, самопринуждения, самокритики и др. [12] Повышает мотивацию, согласно Кудрявцеву, и метод принуждения [13] вплоть до направления трудного воинав дисциплинарный батальон [14]. И.А.Дашкевич (2006) отмечала, что способствуют стимулированию к самоисправлению личность воспитателя и уровень его профессионализма [15], а важным условием называла совершенствование индивидуальной превентивной деятельности офицеров [16]. В.А.Макутин (2006) стимулировать трудных воинов к самоисправлению предлагал через соревнование с использованием приемов соперничества, состязательности, взаимопомощи, самоутверждения, борьбы за достижение наилучшего результата, стимулирования творческой активности, наставничества и др. [17] В рамках традиционного взгляда на преодоление девиации он заключал, что стремление к самоперевоспитанию развивается также ©на основе устойчивых интересов воинов по ликвидации учебной, воспитательнойи социальной запущенностиª [18].А.А.Торгашкин и В.В.Богуславский (2012) значимым в самоисправлении называли формирование положительных целей, мотивов, идеалов, интересов ит.д., а среди методов побуждения к самоисправлению выделяли методы самоодобрения и самоободрения[19].С.В.Бойко (2013) исходным компонентом самоисправлениявидел ©мотивы, представляющие собой глубоко осознанные и сложные внутренние побуждения к целенаправленной и регулярной работе над своими недостаткамиª [20]. Основой мотивационной системы предлагалось рассматривать внутреннюю мотивацию личности, которая основывается на нравственной и юридической ответственности,добросовестномвыполнениисвоего долга, потребности стать профессионалом и укрепить свой авторитет, оправдать надежды других людей и т.д.[21]При этом исследователь значительное место отводил внешней мотивации и методу принуждения.В целоманализ работ позволяет констатировать:в них смешиваются понятия ©мотивацияª и ©стимулированиеª (попутно заметим, что слово ©стимулироватьª означает создавать стимулы. Стимул, в свою очередь, ‬это©побуждение к действию, побудительная причинаª [22]. Слово имеет латинскую основу, которая буквально означала ©остроконечная палка, которой подгоняли животныхª [23]);мотивирование и стимулирование основываются на принципе дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения [24];исследованияв большей мере реализуют идею внешней детерминации1поведения индивида, при которой активность осужденного декларируется, но предстает результатом внешнего стимулирования, а сам исправляющийся субъект определяется объектом воздействия;признается,что наиболее эффективными средствами, стимулирующими правопослушное поведение осужденного, являются возможность получить условнодосрочное освобождение, возможность отбывания наказания на льготных условиях, увеличение количества длительных свиданий [25], система ©социальных лифтовª2[26];в работах в области военной педагогики проблема мотивации к самоисправлению рассматривается в большей степени (по сравнению с пенитенциарной наукой), но и в них воин в основном предстает объектом внешней детерминации;под мотивацией к самоисправлению исследователями предлагается понимать©осознанные и активные побуждения к постановке целей своего саморазвития, действиям, поступкам и деятельности в целом по достижению этих целейª [27].Итак, проблема повышения мотивации осужденных к самоисправлению на основе его самодетерминизма остается наименее решаемой.Мы под мотивацией к самоисправлению понимаем осознанные и активные побуждения исправляющегося субъекта к постановке просоциальных целей жизни и их достижению.В своей теории самоисправления касательно мотивации мы исходили из нескольких положений:вследствие того что на свободе взрослый человек сам несет ответственность за свой выбор и свои действия, сам находит основания (мотивы) своего действования, то представляется, что в процессе самоисправления требуется нивелировать внешнее стимулирование, сделав акцент на развитии собственной (внутренней) мотивации;для развития мотивации человеку должен быть доступен контроль над окружающим, в противном случае он опускается из состояния причины в состояние следствия и действует в логике ©стимул‬реакцияª;для укрепления мотивации человек должен иметь определенную свободу выбора оснований своего участия в той или иной деятельности;деятельность человека должна быть направлена на создание духовных и/илиматериальных ценностей, минимум ‬на улучшение, позитивное развитие себя, ситуации, объектов и прочее, это укрепляет веру в способность быть автором позитивных последствий и способствует повышению мотивации;оптимальным состоянием является наличие двух характеристик ‬способность позитивно контролировать себя и окружение и состояние выносить позитивный контроль в отношении самого себя [29].Отметим, что в нашем подходе исключается стимулирование через манипулятивные технологии, внушение, гипноз. А предполагается предоставление текстовых материалов, в которых максимально четко излагается ценность нравственного способа жизни, содержится система заданий и методика, которые позволяют осужденному понять нравственные нормы на уровне, обусловливающем их применение (уровень функциональной грамотности), посчитать их значимыми для себя, научиться следовать им в жизни и сформировать собственную убежденность в их целесообразности. 1Детерминация (от лат. determinare‬ограничивать, определять) ‬определение, обусловливаниечеголибо ‬действие по глаголу ©детерминироватьª ‬©определять (определить), обусловливать (обусловить)ª [28].2Система предполагает изменение условий содержания осужденного в зависимости от его поведения.В нашей системе самоисправления взрослых осужденных внутренняя мотивация к самоисправлению повышается в той мере, в которой цель самоисправления и усваиваемая информация личностно значимы для каждого конкретного осужденного. Осознание ценности цели и усваиваемых данных повышается, на наш взгляд, в зависимости от повышенияуровня их понимания и успешного применения. Практическая деятельность и осмысление (рефлексия) ее результатов дают возможность повышать собственную убежденность в целесообразности исправления и действования в рамках нравственных норм.Необходимо также предоставить осужденному возможность принять собственное решение исправиться. Он должен преодолеть идею о том, что его принуждают, найти собственные основания для участия в процессе, сделать полноценную жизнь в рамках нравственных норм значимой и ценной для самого себя (что будет содействовать дальнейшему повышению желания осужденного продолжать процесс). Выделим, что мотивация в самоисправлении предстает не столько мотивацией к исправлению недостатков или правопослушному поведению, сколько мотивацией к полноценной жизни. Поэтому первоначально требуется восстановить позитивную цель человека, затем разработать план достижения этой цели (в рамках нравственных стандартов) и двигаться к ее реализации посредством обучения тому, что способствует осуществлению цели, достижениюпромежуточных целей (что приводит к повышению причинности и чувства собственного достоинства исправляющегося лица).Интересно, что в пенитенциарной теории и практике не уделяется должного внимания подходу выявления осужденными собственной значимости исправления (не говоря уже о самоисправлении). Вследствие этого предлагаются различные (в том числе манипулятивные) методы повышения ©мотивацииª (вплоть до внушения), вместо того чтобы непосредственно обратиться к самому человеку, продемонстрировать значимость изучаемого и помочь ему найти собственные основания и осознать собственную ценность самоисправления для собственной жизни. Иначе говоря, упущен важный андрагогический принцип (принцип ценностносмысловой направленности обучения), что вполне объяснимо: пенитенциарная теория создавалась в рамках подходов внешней либо двойной детерминации.Факторами расширения мотивации к самоисправлениюмы определяем: ценность этого процесса и получаемых данных для человека, повышение понимания учебных материалов (посредством повышения уровня функциональной грамотности), успехи в просоциальной деятельности и в достижении своих позитивных целей, повышениесобственной убежденности в целесообразности жизни в рамках нравственных норм.Расширение мотивации возможно вследствие субъективных детерминант, в качестве которых мы выделяем позитивный личностный ресурс и желание улучшения жизненной перспективы, свойственное большинству осужденных.Их наличие и развитие помогает укрепить каждый из уровней самоисправления (личностный, деятельностный, когнитивный).Сутью самоисправления нами названо развитие положительных качеств личности, следовательно, мы априори предполагаем наличие таких качеств в осужденном. Неслучайно принципом отечественной пенитенциарной педагогики является опора на хорошее (поиск союзника для исправления в самом осужденном).Движущей силой самоисправления мы выбрали развитие естественного желания осужденного улучшить жизненную перспективу.Названные субъективные детерминанты представляют собой градиентную шкалу и повышаются в процессе самоисправления.Например, способность осужденного читать (что является позитивным ресурсом личности) развивается до функциональной грамотности в различных областях.Небольшой интерес к самоисправлению через повышение осознания значимости процесса, нравственных норм для будущей жизни постепенно возрастает до способности, желания и умения исправляющегося субъекта самостоятельно ставить просоциальные цели (в том числе в области собственного самоисправления) и успешно достигать их.Желание скорее освободиться, которое свойственно большинству осужденных, в определенной мере является желанием улучшения жизненной перспективы. Это желание постепенно трансформируется в желание не просто быстрее оказаться на свободе, но и, например, жить после освобождения наполненной, достойной человеческого существа жизнью, вырастить добропорядочных детей ‬у каждого человека могут быть свои собственные позитивные желания.Таким образом, субъективные детерминанты (позитивный ресурс и желание улучшения жизненной перспективы) выступают основой мотивации осужденных к собственному исправлению; представляют собой градиентную шкалу, т.е.развиваютсяи усиливаются при правильной организации изучаемого процесса. Одним из практических выходов нашего исследования стала разработка для осужденных памятки о самоисправлении (далее ‬Памятка). Опрос значительного числа осужденных преступников, многолетняя непосредственная работа с этими лицами сделали очевидным: вне зависимости от сроков наказания, от тяжести совершенного преступления, перспектив после освобождения, этнической принадлежности и т.д.эти люди продолжают мечтать о благополучной и успешной жизнина свободе. При этом в данной области нами выявлена проблема: хотя идея благополучной жизни присутствует, но осужденные излагают ее в общем виде (©хорошая жизньª, ©семьяª, ©работаª, ©деньгиª и т.д.), не раскрывая сути того, что, по их представлениям, представляют собой названные ценности, какие составляющие они включают. А анализ рекомендаций осужденных, которые были даны ими в процессе изучения Памятки, сделал очевидным вывод о том, что у этих лиц отсутствует идеал тех ценностей, которые они определяют личностно значимыми для себя: взрослые осужденные просили в начале Памятки дать характеристику желаемого состояния, показать, ради чего они должны начать свое исправление. Это позволило выдвинуть следующие положения: а)учебные материалы для самоисправлениядолжны первоначально выстраивать этот высший (идеальный) уровень интеллектуального конструирования; б)одной из основных забот субъектов исправительного процесса является повышение ценностносмысловой значимости любых сведений, сообщаемых взрослым осужденным, и любых мероприятий, в которых участвуют эти люди.Учитывая данные выводы и специальные принципы самоисправления, мы предложили алгоритм построения учебных и воспитательных занятий (далее ‬алгоритм) [30].Алгоритм включает два блока: предварительный и основной.В первый блок (предварительный) входит изложение общего представления о конкретной области (программе, курсе, учебном предмете, теме занятия), цели и того, как получаемые данные могут помочь осужденному после освобождения. Далее требуется осознание осужденным значимости и пользы для себя от изучения предлагаемых данных посредством выполнения соответствующих заданий (например, написать, что случится в его жизни, если он будет окружен честными людьми; ответить, в чем заключается польза от того, что он сможет решать проблемы некриминальным способом и т.д.).Собственно изучение материала начинается только после выявления значимости (хоть минимальной) изучаемых данных.Второй блок алгоритма включает четыре компонента: непосредственно обучение, практическуюдеятельность, самоанализ и анализ успешности применения полученных знаний, самокоррекциюи коррекциюдля того, чтобы осужденный на самом деле обладал заявленной компетентностью (несколькими компетентностями) или навыками. Предложенный алгоритм применяется в ряде общеобразовательных школ, функционирующих при мужских колониях, на уроках русского языка, а также во время проведения классных часов и внеклассных мероприятий. В отчетах субъектов исправительного процесса сказано, что осужденные стали болееактивно посещать занятия и внеклассные мероприятия, более заинтересованно работают над собой. В заключение отметим, что современная теория самоисправления строится на основе подхода двойной детерминации, в которой осужденный предстает объектом внешнего воздействия, постепенно становящимся субъектом. Поэтому предлагаются различные методы внешнего стимулирования.Наш подход основан на теории самодетерминизма (Л.Р.Хаббард) и определяет, что мотивация повышается:в процессе осознания и принятия цели самоисправления;в процессе повышения ценностносмысловой значимости цели самоисправления и нравственных норм для самого исправляющегося лица;в зависимости от свободы выбора цели и данных;в процессе повышения понимания языка (посредством повышения уровняфункциональной грамотности в различных областях [31]);в ходе успешной просоциальной деятельности;в процессе повышения убежденности в целесообразности жизни в рамках нравственных норм.Основой деятельности сотрудников/работников ИУ, волонтеров и иных лицявляется направленность на то, чтобы сам осужденный хотел участвовать в самоисправлении, считал это ценным для себя, мог определять свои решения и действия в процессе самоисправления, добиваться конкретных результатов, осмысливать новый позитивный опыт и повышать значимость процесса для себя. Так расширяется мотивация к собственному исправлению.Другими словами, акцент в организации работы с осужденными смещается с внешнего стимулирования правопослушного поведения на повышение значимости полноценной нравственноориентированной жизни для каждого конкретного осужденного и повышение уровня понимания им нормативного языка (прежде всего в нравственной области). При этом учитываются субъективные детерминанты, в качестве которых мы выделяем позитивный личностный ресурс и желание улучшения жизненной перспективы.В целом,поскольку в настоящее время в исправительных учреждениях находятся в подавляющем большинстве взрослые люди, в исправительной работе с ними необходимо учитывать субъектностьсамого человека, личностную значимость деятельности для взрослого человека, практическую ориентированность ит.д.В отношении взрослого осужденного это означает, что невозможно достичь позитивных личностных изменений, если сам осужденный не увидит собственного смысла и значимости для себя этих изменений и не начнет проявлять свою причинность в процессе исправления. Остальные субъекты исправительного процесса должны быть способны оказать действенную помощь в самоисправлении лицам, лишенным свободы.

Ссылкина источники1.Состояние преступности‬январьдекабрь 2013 года // Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации. ‬URL:http://mvd.ru/Deljatelnost/statistics/reports/item/1609734.2.КоджаспироваГ.М, КоджаспировА.Ю. Словарь по педагогике. ‬М.: ИКЦ ©МарТª; Ростов н/Д: Изд.центр ©МарТª, 2005. ‬С. 198.3.Там же. ‬С. 196.4.АстемировЗ.А. Проблемыколлектива и личности осужденных в условиях ИТУ: учеб.пособие. ‬Рязань:РВШ МВД СССР, 1975. ‬[80]с.5.ГерасимовВ.Н. Развитие превентивной педагогической теории и практики в Вооруженных Силах России (на материалах частей и подразделений Сухопутных войск):дис. … драпед.наук:13.00.01. ‬М., 1996. ‬С. 95.6.Там же. ‬С. 278.7.Там же. ‬С. 529.8.Там же. ‬С. 390‬391.9.Там же. ‬С. 392‬393.10.КудрявцевЮ.М. Проектирование системы подготовки офицеров к воспитательной деятельности с трудными военнослужащими:дис. … драпед.наук:13.00.08. ‬Казань, 2003. ‬С. 371.11.Там же. ‬С. 373.12.Там же. ‬С. 371.13.Там же. ‬С. 448.14.Там же. ‬С. 312.15.ДашкевичИ.А. Подготовка курсантов к воспитательной деятельности с военнослужащими, склонными к наркомании:дис. … канд.пед.наук:13.00.08. ‬Казань, 2006. ‬С. 90.16.Там же. ‬С. 89.17.МакутинВ.А. Повышение эффективности педагогической подготовки курсантов военных вузов к предупреждению и преодолению отклонений в поведении военнослужащих части:дис. … канд.пед.наук:13.00.08. ‬М., 2006. ‬С. 169.18.Там же. ‬С. 150.19.ТоргашкинА.А., БогуславскийВ.В.Активизация самоисправления курсантов и руководство им // Мир образования ‬образование в мире. ‬2012. ‬№ 4. ‬С.134.20.БойкоС.В. Развитие у военнослужащих мотивации к самоисправлению // Глобальный научный потенциал. ‬2013. ‬№8(29). ‬С.10.21.Там же.22.Современный словарь иностранных слов. ‬2е изд., стер. ‬М.:Рус.яз., 1999. ‬С.581.23.Там же. 24.Уголовноисполнительный кодекс Российской Федерации (по состоянию на 25сентября 2013г.). ‬М.:Проспект;КноРус, 2013. ‬96с.25.Характеристика осужденных (по состоянию на 1 ноября 2012 года):аналитический материал / А.Н.Антипов [и др.]. ‬Тверь:ФКУ НИИИТ ФСИН России, 2012. ‬[46]с.26.Косых А.А. Стимулирование правопослушного поведения осужденных в УИС: история и современность // Ведомости уголовноисполнительной системы. ‬2014. ‬№ 1. ‬С.16‬20.27.БойкоС.В. Указ. соч.‬С. 10.28.КрысинЛ.П. Толковый словарь иноязычных слов. ‬М.:Издво Эксмо, 2006. ‬С. 245.29.Каксебямотивировать: изработЛ.РонаХаббарда. ‬Copenhagen:NewEraPublicationsInternationalApS, 2010. ‬187с.30.СтроеваГ.В. Алгоритм построения учебных и воспитательных занятий как фактор повышения эффективности самоисправления взрослых осужденных // Вестник социальногуманитарного образования инауки. ‬2013. ‬№.1. ‬С.57‬62. 31.СтроеваГ.В. Самоисправление осужденных// Вектор науки. ‬2011. ‬№4(7). ‬С.263‬266.GalinaStroeva, Candidate of Pedagogic Sciences, corresponding member of Russian Academy of Natural Sciences, expert of autonomous nonprofitable organization “CriminonCenter of anticriminal education and social rehabilitation of delinquents” info@gvstroeva.ruFactors of expanding convicts' motivation for selfcorrectionAbstract.Author's attitude on expanding convicts' motivation for selfcorrection is presented in the article. Also, principles of expanding this motivation are given there.Key words:motivation,prisoners‱ selfcorrection, principle of directivity on value and sence, functional competence, prosocial activities, success, positive control.References1.“Sostojanie prestupnosti ‬janvar'dekabr' 2013 god”, Oficial'nyj sajt Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii. Available at: http:,mvd.ru/Deljatelnost/statistics/reports/item/1609734/(data obrashhenija 22.05.2014)(in Russiаn).2.Kodzhaspirova,G.M., Kodzhaspirov,A.Ju. (2005) Slovar' po pedagogike,IKC “MarT”, Moscow, Rostov n/D,p. 198(in Russiаn).3.Ibid., p. 196.4.Astemirov,Z.A. (1975) Problemy kollektiva i lichnosti osuzhdennyh v uslovijah ITU: Uchebnoe posobie, RVSh MVD SSSR, Rjazan',[80] р.(in Russiаn).5.Gerasimov,V.N. (1996) Razvitie preventivnoj pedagogicheskoj teorii i praktiki v Vooruzhennyh Silah Rossii (na materialahchastej i podrazdelenij Suhoputnyh vojsk) : dis. … dra ped. nauk : 13.00.01, Moscow, р. 95(in Russiаn).6.Ibid., p.278.7.Ibid., p.529.8.Ibid., pp.390‬391.9.Ibid., pp.392‬393.10.Kudrjavcev,Ju.M. (2003) Proektirovanie sistemy podgotovki oficerov k vospitatel'noj dejatel'nosti s trudnymi voennosluzhashhimi : dis. … dra ped. nauk : 13.00.08,Kazan',р. 371(in Russiаn).11.Ibid., p.373.12.Ibid., p.371.13.Ibid., p.448.14.Ibid., p.312.15.Dashkevich,I.A. (2006) Podgotovka kursantov k vospitatel'noj dejatel'nosti s voennosluzhashhimi, sklonnymi k narkomanii : dis. … kand. ped. nauk : 13.00.08,Kazan',р. 90(in Russiаn).16.

Ibid., p. 89.17.Makutin,V.A. (2006) Povyshenie jeffektivnosti pedagogicheskoj podgotovki kursantov voennyh vuzov k preduprezhdeniju i preodoleniju otklonenij v povedenii voennosluzhashhih chasti : dis. … kand. ped. nauk : 13.00.08,Moscow, p. 169(in Russiаn).18.Ibid., p.150.19.Torgashkin,A.A., Boguslavskij,V.V. (2012) “Aktivizacija samoispravlenija kursantov i rukovodstvo im”, Mir obrazovanija ‬obrazovanie v mire,№ 4, p. 134(in Russiаn).20.Bojko,S.V. (2013) “Razvitie u voennosluzhashhih motivacii k samoispravleniju”, Global'nyj nauchnyj potencial, № 8(29), p. 10(in Russiаn).21.Ibid.22.(1999) Sovremennyj slovar' inostrannyh slov, 2e izd., ster., Rus. jaz.,Moscow, p.581(in Russiаn).23.Ibid.24.(2013) Ugolovnoispolnitel'nyj kodeks Rossijskoj Federacii (po sostojaniju na 25 sentjabrja 2013 g.), Prospekt, KnoRus,Moscow, 96 p.(in Russiаn).25.Antipov, A.N. etc. (2012) Harakteristika osuzhdennyh(po sostojanijuna 1 nojabrja 2012 goda): analiticheskij material, FKU NIIIT FSIN Rossii,Tver',[46] p.(in Russiаn).26.Kosyh,A.A. (2014) “Stimulirovanie pravoposlushnogo povedenija osuzhdennyh v UIS: istorija i sovremennost'”, Vedomosti ugolovnoispoln,itel'noj sistemy,№ 1, pp. 16‬20(in Russiаn).27.Bojko,S.V. (2013) “Razvitie u voennosluzhashhih motivacii k samoispravleniju”, Global'nyj nauchnyj potencial,№ 8 (29), p. 10 (in Russiаn).28.Krysin,L.P. (2006) Tolkovyj slovar' inojazychnyh slov,Izdvo Jeksmo,Moscow, p. 245 (in Russiаn).29.(2010) Kak sebja motivirovat': iz rabot L. Rona Habbarda, New Era Publications International ApS,Copenhagen, 187 p.(in Russiаn).30.Stroeva,G.V. (2013) “Algoritm postroenija uchebnyh i vospitatel'nyh zanjatij kak faktor povyshenija jeffektivnosti samoispravlenija vzroslyh osuzhdennyh”, Vestnik social'nogumanitarnogo obrazovanija i nauki, №. 1, pp. 57‬62 (in Russiаn).31.Stroeva,G.V. (2011) “Samoispravlenie osuzhdennyh”, Vektor nauki, № 4 (7), pp. 263‬266 (in Russiаn).

Рекомендовано к публикации:Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала ©Концептª