Формирование сексуальной культуры молодежи г. Иваново

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бугаева А. А., Мелентьева А. В. Формирование сексуальной культуры молодежи г. Иваново // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 6 (июнь). – С. 156–160. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14168.htm.
Аннотация. Статья посвящена проблемам сексуальной культуры и полового воспитания молодежи нашего региона. Эти проблемы в настоящее время изучаются представителями разных гуманитарных течений и направлений, поскольку происходят значительные изменения в таких социальных институтах, как семья, церковь и другие, что, несомненно, накладывает свой отпечаток на формирование любой культуры, в том числе и сексуальной.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Бугаева Анна Андреевна, кандидат ветеринарных наук, преподаватель кафедры гуманитарных и правовых дисциплин филиала ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», г. ИвановоAibolit81@mail.ru

Мелентьева Анастасия Владимировна,студенткасоциологопсихологического факультета ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет», г. ИвановоAnactasia21@gmail.com

Формирование сексуальной культуры молодежи г. Иваново

Аннотация. Статья посвящена проблемам сексуальной культуры и полового воспитания молодежи нашего региона. Эти проблемы в настоящее время изучаются представителями разных гуманитарных течений и направлений, поскольку происходят значительные изменения в таких социальных институтах, как семья, церковь и другие, что, несомненно, накладывает свой отпечаток на формирование любой культуры, в том числе и сексуальной.Ключевые слова:молодежь, сексуальнаякультура, факторы сексуальной культуры, половое воспитание.Раздел:(02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

Сексуальная жизнь человека чрезвычайно важная и сложная область. Значимая её часть –формирование здоровой сексуальности. Половое воспитание –это часть общего воспитания человека, но отличается большей неопределённостью изза закрытости темы. Если другие направления воспитания более или менее чётко выражены и могут передаваться собственным примером, а также корректироваться советами и наставлениями, то многое, что касается полового воспитания, остаётся запретной темой, даже терминология.Проблемы сексуальной культуры в последние десятилетия активно исследуются представителями разных наук. Это обусловлено происходящими изменениями в жизни устоявшихся социальных институтов,таких как семья, церковь и другие, что,несомненно,накладывает свой отпечаток на формирование любой культуры, в том числе сексуальной. Сейчас ситуация с половым воспитанием стала другой, что связано и со снижением возраста полового созревания (13–15 лет), а значит, с ростом добрачных сексуальных отношений, и со многими социальными факторами. Современные16–17летние молодые люди по половомуповедению соответствуют19–20летним 60хгодов. В наши дни сексуальная зрелость наступает на 2–3 года раньше, а вот эмоциональное созревание замедляется.В частности,молодежь больше всего подвержена влияниям различных изменений человеческой жизни, наблюдаетсяизменение сексуальной морали, снижение возраста полового дебюта, автономизация молодежной сексуальности от «внешних» форм социального контроля со стороны родителей, школы, церкви, государства. Также нельзя не заметить расширения сексиндустрии,уменьшения гендерных различий, массового распространения добрачных связей. В то же время отсутствие грамотного и этичного полового воспитания в большинстве семей и школ приводит к наблюдаемому ныне высокому проценту незащищенных половых связей в среде подростков, нежелательных беременностей школьниц, венерических заболеваний и т. д.Основная часть авторов, изучающих данную тему, и в основном за рубежом, пришли к выводу, что в половой морали молодежи произошли определенные сдвиги. Но оценивают их крайне неоднозначно: от современной прогрессивности во взглядахдо морального упадка общества.За коротким словом «пол» кроется множество разных смыслов: родовая принадлежность, сексуальность, эротика, психологические особенности и социальные отношения мужчин и женщин и т. д. Пол пронизывает все бытие человека и вместе с возрастом и характером составляет самое общее впечатление о личности. Мы говорим: «Девушка примерно 18–19лет, мягкая и застенчивая» или«Молодой мужчина, решительный и смелый». Кажется, что нет ничего яснее. Однако понятие пола окружено ореолом особой значимости и некоей таинственности. Едва ли можно найти какуюто другую сторону жизни, которая так тесно переплеталась бы со всеми остальными, о которой мы знаем так много и вместе с тем так мало, в обсуждении которой так трудно быть беспристрастным [1].С наступлением половой зрелости начинаются изменения, которым предстоит перевести инфантильную сексуальную жизнь в ее окончательные нормальные формы. Сексуальное влечение до того было преимущественно автоэротично, теперь оно находит сексуальный объект. Его действия исходили из отдельных влечений эрогенных зон, независимых друг от друга и искавших определенное наслаждение как единственную сексуальную цель. Теперь дается новая сексуальная цель, для достижения которой действуют совместно все частичные влечения, между тем как эрогенные зоны подчиняются примату генитальной зоны. Так как новая сексуальная цель наделяет оба пола очень различными функциями,их сексуальное развитие принимает разное направление. Развитие мужчины последовательнее и доступнее нашему пониманию, между темкак у женщины наступает даже своего рода прогресс. Порукой нормальности половой жизни служит только точное совпадение обоих, направленных на сексуальный объект и сексуальную цель течений, нежного и чувственного, из которых первое содержит в себе все, что остается из раннего инфантильного расцвета сексуальности. Это похоже на прокладку туннеля с двух сторон [2].Обыватель обычно понимает под сексуальной культурой некоторый набор знаний ипреобладание социально одобряемых поступков в сексуальном поведении человека. Специалисты подразумевают под сексуальной культурой ту часть общей культуры, которая отличает сексуальные отношения в обществе от сексуального поведения в животном мире. Стандарты сексуальной культуры отражаются в таких сферах, как творчество, просвещение, воспитание, СМИ, политика и религия [3].Сексуальные ценности и сексуальное поведение россиян сегодня существенно варьируют в зависимости от их пола, возраста, образования, социального происхождения, этнической принадлежности, региона и религии. В ближайшем будущем эта разнородность, вероятно, увеличится, что, при отсутствии достаточной терпимости друг к другу, может порождать конфликты. Но в долгосрочной перспективеопределениетого, что хорошо и что плохо в сексуальной жизни, будет принадлежать более молодым, городским и образованным людям. Любые попытки ограничить их сексуальную свободу и регламентировать их поведение и чувства, кто бы их ни предпринимал –государство, церковьили общинные институты, заранее обречены, те, кто попытается это сделать, только потеряют авторитет [4].В конце XIX века благодаря изменениям в обществе секс начал занимать вполне законное место в рамках брака, а любовь перестали отделять от секса. В первой половине XX века в руководствах для молодоженов стало уделяться особое внимание технике секса как эффективному способу выражения любви между двумя партнерами. В период 60–70х годов возникли общественные движения, выступавшие за то, чтобы рассматривать секс как средство общения и эмоционального самовыражения, имеющее самостоятельную ценность, а не являющееся только лишь подчиненным элементом романтических любовных взаимоотношений.Вполне логичным представляется вывод, что в наше время не существуеткакогото одного доминирующего комплекса установок в отношении сексуальности. В действительности наблюдается ряд различных и даже во многом противоположных представлений, которые сосуществуют бок о бок. Более того, в последнее время становится все более очевидным, что сексуальные установки людей во многом складываются под влиянием социальной среды, в которой они воспитывались, а это, в свою очередь, влияет на их сексуальное поведение[5].Объектом исследования является сексуальная культура молодежи. Предметом исследования выступают факторы воспитания сексуальной культуры молодежи г.Иваново. Цель исследования заключается в том, чтобы определить факторы, влияющие на воспитание сексуальной культуры молодежи, сформировать рекомендации по улучшению полового воспитания молодежи.Задачи исследования: Обосновать необходимость исследования сексуальной культуры молодежи в качестве актуальной социальной проблемы современного общества.Проанализировав научную литературу по данной теме, выявить особенности полового воспитания молодежи в свете современных тенденций культурного развития и репродуктивного поведения молодежи.Определить состояние общественного мнения относительно сексуальной культуры молодежи как явления современной лояльности общественной морали.Выявить значимость сексуальных отношений в жизни современной молодежи.Провести научный анализ данных.Гипотеза:сексуальная культура современной молодежи в основном не опирается на установки традиционной морали и определяется окружающей средой. Следовательно, стоит предполагать, что грамотное построение полового воспитания позволит повысить грамотность молодежи в вопросах половой гигиены и сексуального развития. Эмпирическую базу исследования составили статистические социологические данные, отражающие особенности отношения к проблеме сексуальной культуры молодежи жителями г. Иваново в период 2014 года. Выборочная совокупность: в анкетировании приняло участие 162 представителя молодежи г. Иваново в возрасте от 14 до 30 лет.Современная обстановка полового воспитания, а по большей части его отсутствия несет в себе ярко выраженную необходимость исследования сексуальной культуры молодежи. Изучение социальнодемографических характеристик показало: из опрошенных нами 42% юношей и 58% девушекв возрасте от 14 до30 летбольшая часть–учащиеся, некоторые из нихсовмещают обучение с работойи есть те, кто исключительно работает. По составу проживания основная часть наших респондентов проживает с родителями, но с увеличением возраста стремятся к самостоятельной жизни или ксозданию собственных семей. Анализ социокультурных предпочтений выявил: в большинстве своем молодежь предпочитает проводить свободное время в узкой компании близких людей; они не строгие приверженцы религии; стараются поддерживать здоровый образжизни, но по большей частиобращаются к медикам в случае болезни. Изучая сексуальный опыт респондентов и их отношение к сексу,мы определили:юноши приобретают первый сексуальный опыт раньше девушек; поколение молодежи, которым сейчас от 18 до 23лет,имеет самые высокие показатели в области раннего приобретения полового опыта, что говорит о том, что дети, рожденные в начале 90х годов XX столетия, имеют довольно размытые представления о морали и нравственности; религия в современном мире играет малую роль вобласти морального и нравственного воспитанияи практически не сдерживает молодых людей в действиях сексуального характера; состав семьи не влияет на отсрочку полового дебюта, как мы выяснили,дети из полных семей начинают свою половую жизнь до 14 лет; юноши вступают в интимную связь гораздо легче девушек, но и те и другиесклоняются к более детальному изучению партнера; чем раньше был приобретен половой опыт, тем легче молодежь вступает в интимную связь в дальнейшем; интимные связи «на один раз» имеют представители обоих полов, хоть среди девушек таковых и меньше, периодически имеют подобный опыт в основном те, кто проживает в одиночку, а те, кто уже успел обзавестись собственной семьей,в большинстве своем считают подобный опыт неправильным; современная молодежь активно ведет сексуальную жизнь и не менее активно меняет половых партнеров;таким образом, половина респондентов насчитывает количество от двух до десяти человек, и,соответственно,с возрастом просматривается тенденция увеличенияпартнеров больше десяти, но здесь заметно влияние религии респондентов:чем меньше у респондентов было партнеров, тем они больше привержены своей религии; девушки более снисходительны к количеству половых партнеров у своих избранников; чем моложе респонденты, тем больше их интересует мнение социума на тему их половых связей, а точнее,их отсутствия; девушек в большей степени, чем юношей,заботит наличие теплых чувств к своему партнеру, но основная часть молодежи в целом если и не имееттеплых чувств, то высказывается за их наличие; половина молодежи уверена, что начало сексуальной жизни не влияет на дальнейшее поведение человека, а чуть меньше половины считают, что все же это добавляет самоуверенности; девушки больше пользуются средствами контрацепции, чем юноши,независимо от того, как внимательно человек следит за своим здоровьем; также молодежь со своими прогрессивными, толерантными и терпимыми взглядами на жизнь распространяет ихна количество половых партнеров, только треть респондентов сочли, что неприличноиметь в среднем больше 10 партнеров, остальные планку отодвигали дальше и дальше, вплоть до того, что респонденты говорили отрехзначныхи четырехзначныхчислахили же о том, что нет неприличного числа половых партнеров.

Оценка необходимости полового воспитания показала: в современном мире имеется достаточно материалов о половом воспитании, номолодежь не всегда их замечает ввидуневнимательности, а часто и незаинтересованности, так как половина из них неимела полового воспитанияили же недополучила его; современные российские семьив большинстве своемне уделяют достаточного внимания половому воспитанию, на что указывает молодежь и высказывает необходимость семейного участия в этом в той или иной мере; в современном обществе необходимо половое воспитание, направленность которого должна охватывать все возможные аспекты сексуальных отношений –от различия полов до опасности заболеваний,передающихся половым путем; заниматься половым воспитанием должны специалисты различного профиля: медики, сексологи, психологи, педагоги.Исходя из выявленного,мысчитаем необходимыми следующие рекомендации:На федеральном уровне требуется разработка и распространение программы полового воспитания в школах, которая была бы применима повсеместно, с учетом возрастных особенностей молодежи, а также отвечала требованиям национальногохарактера.На федеральном уровне необходимо создание центров,занимающихся половым просвещением, созданием семьи, вопросами репродуктивного здоровья (или создание отделений на базе уже существующих психологических, медицинских, педагогических центров) как для молодежи, так и для родителей.На федеральном уровне необходимо создание телефона доверия для молодежи по вопросам сексуальных отношений, где бы работаликвалифицированныепсихологии сексологи.Религиозныеорганизации должныусилить работу над моральной стороной духовной жизни в вопросах секса и говорить о пользе воздержания.Родителям и педагогам надо обращать больше внимания на воспитание в молодых людяхвысоких моральных устоев и сдержанности в сексуальном поведении.Медицинским учреждениям необходимо разработать и реализовать программу по борьбе с заболеваниями,передающимися половым путем.СМИ целесообразно увеличить рекламу средств контрацепции.Полезно использовать опыт западных стран массового распространения автоматов с презервативами.

Таким образом,общественная мораль с каждым годом становится все более лояльной к активной сексуальной жизни молодежи, кроме того, общество давно смирилось с добрачными сексуальными контактами, первый сексуальный опыт молодежьв основномприобретает до совершеннолетия. Такие агенты социализации,как семья, школа, религия,утратили свою силу в создании нравственной морали и сдержанности сексуальной деятельности молодежи. Современная тенденция к стремлению независимости от родителей порождает все больше свободных и ни к чему не обязывающих сексуальных связей. Хотя молодежь легко вступает в интимную связь, не имея никаких чувств к партнеру, многие при этомуказывают на ихнехватку. Контрацепцией пользуются далеко не все и не всегда. В современном мире существует острая необходимость полового воспитания, которое будет включать в себя знания различной направленности –от вопросов анатомического различия полов до формированияздоровой сексуальности, соответственно,участие в нем должны принять такие специалисты,как медики, педагоги, сексологи, а также в первую очередь родители.Нами была проделана работа по изучению сексуальной культуры молодежи,в ходе которой мы выявилидостаточно легкомысленное отношение молодежи к сексуальным связям, в чем и видим актуальную проблему современного общества. Будучимасштабным общественным явлением, сексуальная культура может быть исследована лишь в совокупности всех своих составляющих. Исследование сексуальной культуры включает в себя анализ соотношения между культурой вообще и сексуальной культурой в частности, свободнымвыборомнравственных норм и существующей половой моралью, а также развитием личности.Недостаточность внимания к вопросам социализации, воспитания вообще и полового воспитания в частности отражает снижение участия семьи и образовательных учреждений в решении проблем личной жизни представителей молодежи. Эта ситуация требует изменения отношения к формам и способам формированиявысокого уровня сексуальной культуры, гармонизации семейнобрачных отношений, помощи личности в преодолении некоторых психосексуальных трудностей, разрешениисексуальнонравственных проблем.Не стоит забывать о том, что молодежь является двигателем общественных изменений и сексуальная культура не исключение, и,если ейне дать грамотного всестороннего полового образования,последствия будут крайне плачевными (заболевания,передающиеся половым путем,занимают первое место в списке обращений к медикам;на данный момент Россия занимает первое место по абортам).Дальнейшую работу над вопросом формирования сексуальной культуры молодежи стоит продолжить в более масштабном формате и более детально изучить вопросы:полового дебюта с точкизрения самих дебютантов, а также с точки зрения поколения их родителей; значимостиполового воспитания среди молодежикак фактора влияния на создание семьи; изучения уровня терпимости старшего поколения к большому количеству сексуальных связей у молодежи и егомненияо мерах снижения уровня сексуальной вседозволенности; влияниятолерантности европейских стран к нетрадиционным проявлениям сексуальности на взгляды российского общества.

Ссылки на источники1.Фрейд З. Очерки по теории сексуальности. –

М.: АСТ,2006. –С. 2.2.Там же. –С. 46.3.Агарков С. Т., Кащенко Е. А. Сексуальность в цивилизации: от пещер до небоскребов (социогенез сексуальности): учеб.пособие к курсу «Психологическое консультирование в сексологии». –М.: РНСО, 2010. –490 с.4.Сексуальная культура в России. Клубничка на березке. –М.: ОГИ, 1997. –С. 248.5.КеллиГ. Основысовременнойсексологии: учеб.длявузов. –СПб.,2000. –С.3.

Anna Bugaeva, Candidate of Veterinary Sciences, Senior lecturer at the chair of humanities and legal disciplines, Ivanovo Economic University in honor of G.V. Plekhanov, Ivanovo Aibolit81@mail.ruAnastasia Melentieva,Student of social and psychology department, Ivanovo State University,IvanovoAnactasia21@gmail.comForming of youth sexual culture in the Ivanovo cityAbstract.The article is devoted to the problems of sexual culture and sexual education of youth in the Ivanovo region. The representatives of many humanities study these problems, because there are considerable changes at such institutions as family, church and many others. These changes leave traces on forming any culture as well as sexual culture.Key words:youth, sexual culture, sexual culture factors, sex education.References1.Frejd, Z. (2006) Ocherki po teorii seksual'nosti, AST, Moscow, р. 2 (in Russiаn).2.Ibid., p. 46.3.Agarkov, S.T., Kashhenko, E.A. (2010) Seksual'nost' v civilizacii: ot peshher do neboskrebov (sociogenez seksual'nosti): ucheb.posobie k kursu “Psihologicheskoe konsul'tirovanie v seksologii”, RNSO, Moscow,490 p.(in Russiаn).4.(1997) Seksual'naja kul'tura v Rossii. Klubnichka na berezke,OGI,Moscow,p. 248 (in Russiаn).5.Kelli,G. (2000) Osnovy sovremennoj seksologii: ucheb. dlja vuzov, St. Petersburg, p. 3 (in Russiаn).

Рекомендовано к публикации:Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»