Личностно ориентированные технологии воспитания в высшем образовании: теоретический аспект

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Сембрат А. Л. Личностно ориентированные технологии воспитания в высшем образовании: теоретический аспект // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 6 (июнь). – С. 151–155. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14167.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются функционирование личностно ориентированной технологии в воспитании, основные принципы функционирования личностно ориентированных технологий воспитания в высшем образовании.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Сембрат Алла Леонтьевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ГВУЗ «ПереяславХмельницкий государственный педагогический университет имени Григория Сковороды», г.ПереяславХмельницкий, Украинаallasembrat@mail.ru

Личностно ориентированные технологии воспитания в высшем образовании: теоретический аспект

Аннотация.В статье рассматриваются функционирование личностно ориентированной технологии в воспитании, основные принципы функционирования личностно ориентированных технологий воспитания в высшем образовании.Ключевые слова:личностно ориентированный подход, психологопедагогический процесс, технология воспитания, высшее образование. Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

На современном этапе развития высшего образования Украины все большую остроту приобретает проблема воспитания личности –создателя собственного будущего, гуманиста, гражданинапатриота Украины. Демократизация образования, егогосударственнонациональная направленностьтребуют от психологопедагогической науки поиска новых путей качественного совершенствования воспитания подрастающей личности [1].Проблеме воспитания личности посвящено значительное количество психологопедагогических исследований. В частности, разработаны и разрабатываются методологические проблемы воспитания и становления личности (Г. Андреева, Л. Анциферова, Р. Бернс, А. Бойко, И. Бех, О. Киричук, Б. Лихачов и другие); исследуются различные аспекты воспитания личности: нравственного воспитания (В. Гаврилов, А.Донцов, В. Оржеховская и другие), развития духовных потребностей (М. Билогорка, О. Сухомлинская), эстетического воспитания (И. Зязун, П. Иваницкая, Л. Левчук и другие); общественного воспитания (В. Белоусова, И. Ермаков, В. Сухомлинский, О.Сухомлинская, К. Чорная и другие); национального воспитания (Г. Ващенко, М.Стельмахович, Р. Скульский и другие); идеи самоценности человеческой личности (Б. Битинас, Л. Буева, О. Ващенко, С. Гессен, Г. Сковорода и др.); концептуальные положения об организации учебновоспитательного процесса гимназии (О. Гавали, Ю. Гильбух, О. Добенько,А. Лопухивский, В. Паламарчук и другие). Ученые работают над созданием такой модели воспитания человека, которая бы давала ему возможность оптимально решать сложный вопрос своего жизнетворчества, успешно достичь индивидуальных и общественных целей. Особоевнимание обращается на разработку новых воспитательных технологий, обеспечивающих формирование и развитие у подрастающей личности прежде всего духовных способностей как доминирующих и решающих для развития ценностной системы человека [2;3]. Целью данного исследования является анализ функционирования личностно ориентированной технологии воспитания. Поставленная цель предполагает выяснить состояние исследования проблемы в педагогической теории и воспитательной практике. В последнее время термин «воспитательная технология» стал широкоупотребляемым как в педагогической науке, так и воспитательной практике. Однако содержание его еще не имеет четкой определенности. Поэтому неудивительно, что воспитательную технологию иногда отождествляют с тем или иным применяемым воспитательным методом, а то и вообще считают данью моде. Конечно, практическипреобразовательная сила того или иного знания пропорционально зависит от уровня его научности, в частностиэмпирического или теоретического, хотя последний и имеет свои качественные градации. Это непосредственно касается и теории воспитания. Традиционные представления о его методах, то есть способы влияния на индивидов с целью их воспитания и развития, формировались экспериментальной педагогикой. Речь идет прежде всего о психике испытуемых, о знании ее экспериментатором, учете этих знаний в построении научных обобщений и закономерностей.Для педагогики воспитания принципиальным методологическим ориентиром стало психологическое решение проблемы о соотношении развития и воспитания, поскольку именно от этого зависела особенность методической организации воспитательного процесса. Развитие ребенка происходит в особой деятельности присвоения общественно заданных способностей, такой, что с самого начала разворачивается через общение ребенка со взрослыми, и если такому общению, деятельности в определенных исторических условиях придается необходимая направленность, то возникает процесс воспитания как форма развития. Воспитание достигает своих целей, если умеет направить собственную деятельность ребенка. В воспитательном задании выделяются общая цель действия воспитателя, которая конкретизируется относительно определенного этапа ее решения, тактика, направленность, содержание, способ представления и условия осуществления этого действия, а также характер реагирования воспитанника. Следует помнить, что управление в сфере воспитания –это не строгая детерминация деятельности ребенка. Способ управления (воспитательное воздействие) лишь задает, а не определяет деятельность воспитанника. В этом случае учетхарактера и особенностей собственной деятельности ребенка выступает не как противопоставление развитию и воспитанию, а как введение в педагогический процесс важного условия реализации его целей. Суть его решения заключается в обеспечении перехода от некоторого исходного состояния системы личностных смыслов и социальнонравственных ценностей кпредполагаемомусостояниюэтой системы, причем этот переход должен быть осуществлен при соблюдении определенных ограничений, которые накладываются на временные параметры и организационные формы процесса воспитания и воспитательных действий.Исходя из понимания воспитания управлением воспитательной деятельностью, одним из центральных понятий является способ управления, которое по своему содержанию совпадает с понятием «метод воспитания». В нем целесообразно выделить следующие основные этапы: раскрытие содержания морального требования, формулировка задачи, которая способствует воспитанию, управление процессом ее решения.Личностно ориентированные воспитательные технологии в равной степени обращены к воспитаннику и к воспитателю, их особенностям и склонностям. Воспитатель каждый раз как бы заново строитсвои отношения с подопечным, где личностный момент образует центр таких технологий. Личностнаяпозиция воспитателя заключается в человечности, неутилитарности отношения не только к воспитаннику, но и к самому себе как личности. Итак, никакая изощренная воспитательная техника и интуиция не спасут, если учитель–человек аморальный, если его смысловая сфера ориентирована на эгоцентричные ценности. Какой бы методикой такой учитель ни пользовался, он будет способствовать воспитанию людей аморальных. Это необходимо твердо усвоить, а не ждать от психологов и педагогов какогото алгоритма, системы советов,которые сами собой творят чудо нравственного воспитания. Воспитательный процесс, ориентированный на личность, не может обойтись без обращения ребенка к самому себе. Ребенка следует научить осмысливать свои побуждения, прогнозировать последствия собственных поступков для самого себя и других людей, согласовывать цели собственного поведения со средствами их достижения. Внутренний мир человека складывается из совокупности психических процессов (ощущение, представление, эмоции, потребности, мотивы, способности, качества). Эти новобразования отражаются в сознании личности. Чтобы их узнать, необходимо, чтобы у субъекта сформировалось представление о собственном «Я». Только противопоставляя себя другим личностям,человек познает себя.Используя на практике личностно ориентированные воспитательные технологии, педагог в школе моделирует будущее общество. Достижение этой цели напрямую связано с его воспитательной позицией–синтезом профессиональных и индивидуальных черт личности учителя. Внедрение личностно ориентированной технологии воспитания открывает широкие возможности развития глубинных духовных потенциалов детей, воспитанияу них гуманизма как устойчивого отношения к окружающему миру [4;5]. Технология личностно ориентированного подхода позволяет осознать ценностную природу собственной личности, других людей, какой бы расы или национальности они нибыли, переживать ценностное отношение к родной земле и природе [6]. В наше время особенно актуальным является фундаментальное методологическое положение украинского психолога С.Костюка о том, что «воспитание по своей сути–это руководство индивидуальным становлением человеческой личности... воспитывать–это проектировать постепенное становление качеств будущей личности и управлять осуществлением намеченных проектов»[7].Следовательно, возникает необходимость повышения развивающей эффективности воспитания, оптиматизации процесса управления воспитательной деятельностью ребенка. А это связано с созданием и использованием качественно новых воспитательных методов. Последние должны основываться не на механизме внешнего подкрепления (поощрения и наказания), а на рефлексивноволевых механизмах, механизмах сопереживания и положительного эмоционального оценивания, которые апеллируют прежде всего к самосознанию и сознательному, творческому отношению человека к общественным нормам и ценностям. Такие методы и можно квалифицировать как «воспитательные технологии личностной ориентации».Воспитательная действенность личностно ориентированных технологий зависит от методологической основы, которая непосредственно определяет характер их практического развертывания и конкретизируется в совокупности взаимосвязанных принципов. Эти принципы определены И.Бехом в книге «Воспитание личности» [8] и являются ведущими для функционирования личностно ориентированных технологий воспитания:1.Принцип целенаправленного создания эмоционально обогащенных воспитательных ситуаций. В педагогике воспитательную ситуацию связывают, как правило, с конфликтом, проблемой, где воспитанник ставится в условия свободного морального выбора (причем всегда предусматривается несколько возможных вариантов поведения). Особенность подобных ситуаций заключается в том, что их решение

рассчитано только на активность школьника. Наш подход к проблеме воспитательных ситуаций заключается в активном воздействии воспитателя на воспитанника, чтобы тот более или менее сознательно воспринимал моральные требования. Отсюда воспитательная ситуация–это социальные условия, при которых ребенок в отношениях с взрослым усваивает социальные нормы поведения. Правильно построенная воспитательная ситуация должна побуждать ребенка к действию. Это происходит благодаря созданию психологических условий ее эмоциогенности, которые способствуют формированию у воспитанника эмоциональных знаний о моральной норме–таких знаний, которые эмоционально переживаются, приобретают личностную значимость.2.Принцип личностно развивающего общения. Вводится в связи с тем, что овладение воспитательной ситуацией является результатом специфических отношений между воспитанником и воспитателем, который вносит в нее социальный аспект. Его действие проявляется в ходе общения. Но только личностно развивающее общение способно привлечь воспитанника к общественным ценностям. Оно предусматривает, что воспитатель понимает и воспринимает личность ребенка, умеет стать на позицию воспитанника. Подобное общение несовместимо с угрозами, оскорблением, наказанием. Оно формирует взгляд на ребенка как на равноправного партнера в условиях сотрудничества и отвергает манипулятивный подход к нему. Целесообразно учитывать, что равенство в общении воспитателя и воспитанника не является абсолютным, поскольку у них разное психосоциальное развитие, опыт, объем знаний, социальное положение и статус. В построении воспитательного процесса важно учитывать, что эффект воздействия слова взрослого на ребенка не всегда бывает положительным. Не всегда объяснение сути общественно значимого поступка приведет к усвоению определенной поведенческой нормы. В связи с этим возникает проблема повышения регулятивной функции слова. Одноиз средств ее усиления –

наглядные опоры, которые должны быть связаны со словом. Именно они демонстрируют ребенку те или иные способы нравственного поведения.3.Принцип использования сопереживания как психологического механизма в воспитании личности. Взрослый должен уметь встать на позицию ребенка. Это ведущий компонент процесса сопереживания, развитая форма которого имеет два познавательных компонента: умение выделить и обозначить эмоции, которые переживают другие люди, и принять чужую позицию. Эмоциональный компонент–это способность к душевному отклику. Сопереживание всегда связано с эмоциональными отношениями между двумя субъектами. И только многократные эмоциональные переживания обобщаются и связываются не с конкретным человеком как объектом поступка, а с самим способом морального действия, закрепляются в соответствующем этическом понятии. Это обобщенное эмоциональное отношение к содержанию ситуации, события, явления и естьморальное свойство, которое регулирует поведение личности.4.Принцип систематического анализа воспитанником собственных и чужих поступков. Результатом процесса нравственного воспитания является сформированность у воспитанника совокупности поступков, то есть таких моральных действий, которые характеризуются осознанностьюобщественно значимых мотивов. Личностно ориентированная технология воспитания базируется и функционирует на сочетании комплекса рассмотренных выше принципов и требований личностно ориентированного подхода. Благодаря ее применению создаются оптимальные условия для самореализации личности, ведь воспитатель ценностно относится к ученику, определяет его индивидуальность, общается с ним на позициях взаимопонимания и раскрытия способностей, стимулирует развитие гуманистической нравственности воспитанника.Воспитательное воздействие, которое обеспечивают личностно ориентированные технологии, требует от педагога четкой постановки задач развития ребенка и определения направлений их реализации в соответствии с желаниями, потребностями, способностями каждого школьника. Выход на технологический уровень проектирования воспитательного процесса делает педагога высокопрофессиональным специалистом, дает ему возможности творческого поиска и моделирования отношений с воспитанниками, выступает альтернативой формализму, значительно усиливает роль личности школьника, открывает новые возможности самосовершенствования и реализации его способностей. Личностно ориентированная технология воспитания представляет своеобразную «оболочку»–пространство, в котором комфортно как педагогу, так и воспитаннику. Личностно ориентированная технология воспитания обеспечивает осознание самоценности каждой личности в системе взаимоотношений с другими людьми и миром, приводит к актуализации потребности в самосовершенствовании путем осуществления личностного самовоспитания.Несмотря на некоторые различия в подходах ученых к трактовке личностно ориентированныхтехнологий воспитания,представляется возможным выделить в них общие методологические позиции. 1.В центр каждой концепции поставлен человеккак уникальное социальнобиологическое существо, обладающее неповторимой системой индивидуальных психологических особенностей, моральных и нравственных ценностей и ориентиров. Это объясняется тем, что в современном обществе меняются представления о личности, которая кроме социальных качеств наделена различными субъективными свойствами, характеризующими ее автономность, независимость, способность к выбору, рефлексии, саморегуляции и т.д.2.Исследователи педагогических проблем личностно ориентированного воспитанияодним из главных условий его реализации видят изменение структуры воспитания –его перевод из сферы субъектобъектных отношений в сферу субъектсубъектных. В результатевоспитание рассматривается не как «педагогическое воздействие» на личность воспитуемого, а своеобразное «педагогическое взаимодействие» с ней.3.В содержании воспитания авторы предлагают перейти от формирования личности с заданными обществом качествами к созданию условий для ее самоактуализации и последующего раскрытия (реализации) собственного личностного потенциала (психологических возможностей, духовнонравственных ценностных ориентаций и др.).4.Ведущим видом личностно ориентированного воспитания признается самовоспитание. Считается, что именно оно является наиболее эффективным в формируемойновой воспитательной среде. В этом случае воспитание реализует потребность общества в специалистах, умеющих самостоятельно приобретать необходимые знания и адаптироваться к изменяющимся экономическим, социальным и общественным условиям государства.Важно учитывать, что в личностно ориентированном воспитании учитываются как его общие педагогические принципы, так и специфические, вытекающие из особенностей его организации и осуществления: обеспечение единства и комплексности процессов обучения, воспитания и личностного самосовершенствования (развития); соответствие целей, задач, содержания и технологии личностно ориентированного воспитания специфике учебной, профессиональной и другихвидовдеятельности его субъектов и объектов; обусловленность содержания и технологии воспитания ценностными ориентациями и мотивацией воспитуемых к будущей профессиональной деятельности, а также общей и педагогической культурой воспитателей; последовательность, систематичность и непрерывность овладения воспитуемыми системой гуманитарных знаний, а также навыками личностного самосовершенствования.Личностно ориентированная технология выступает базовой ценностной ориентацией современного педагога. Она предполагает помощь воспитаннику в осознании себя личностью, в выявлении и раскрытииего возможностей, становлении самосознания, в осуществлении личностно значимых и общественно приемлемых самоопределения, самореализации и самоутверждения. В коллективном воспитании она означает признание приоритета личности перед коллективом, создание в нем гуманистических взаимоотношений, благодаря которым воспитанники осознают себя личностью и учатся видеть личности в других людях. Коллектив же должен выступать гарантом реализации возможностей каждого человека. Своеобразие личности обогащает коллектив и других его членов, если содержание, формы организации жизнедеятельности разнообразны и соответствуют их возрастным особенностям и интересам. А это во многом зависит от точного и научно обоснованного определения воспитателем своего места и педагогических функций. Личностно ориентированная технология создает максимальные возможности для жизненного самоопределения личности, что предполагает раскрытие перед ней мира человеческих взаимоотношений во всей его сложности и противоречивости, выделениетех моделей взаимодействия людей, которые могут вести к успеху. Личностно ориентированная технология воспитания позволяет воспитаннику развиваться и самосовершенствоваться как личности. Стратегия построения воспитательного процесса в плоскости личностного подхода должна определяться научным пониманием внутренних закономерностей развития личности в онтогенезе, а не основываться на внешней целесообразности, когда традиционные методы наказания и поощрения скрывают сложные воспитательные проблемы.

Ссылки на источники1.Сембрат А.Л. Исторический аспект личностно ориентированного подхода в воспитании // Педагогика, психология и медикобиологические проблемы физического воспитания и спорта. –Харьков, 2005.–№ 14.–С.51–58.2.Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегии личностноориентированного воспитания // Педагогика. –2001. –№1. –С. 17–24.3.Рыбалка В.В. Психология развития личности. –Киев, 1996. –380 с.4.Бех И.Д. Духовные ценности в развитии личности // Педагогика и психология.–1997.–№1. –С.124–129.5.Бех И.Д. Личностно ориентированное воспитание: науч.метод. пособие. –Киев, 1998. –204 с.6.Кононенко О.Л. Лелеем у ребенка живое самостановление // Дошкольное воспитание. –2002.–№2. –С. 12–15. 7.Костюк Г.С. Учебновоспитательный процесс и психологическое развитие личности. –Киев, 1989. –270 с.8.Бех И.Д. Личностно ориентированное воспитание.

Alla Sembrat,Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of pedagogy, PereyaslavKhmelnytsky G. Skovoroda State Pedagogical University, PereyaslavKhmelnytskyallasembrat@mail.ruIndividually oriented technologies of education in higher education: theoretical aspectAbstract.The author examines the functioning of personally oriented technology in education, the basic principles of learnerfocused technology of education in higher education.Key words:personally oriented approach, psychopedagogical process, technology of education, higher education.

References1.Sembrat, A.L. (2005) “Istoricheskij aspekt lichnostno orientirovannogo podhoda v vospitanii”, Pedagogika, psihologija i medikobiologicheskie problemy fizicheskogo vospitanija i sporta,№ 14,Har'kov,pp.51–58(in Russiаn).2.Bondarevskaja,E.V. (2001) “Smysly i strategii lichnostno orientirovannogo vospitanija”, Pedagogika, №1,pp. 17–24(in Russiаn).3.Rybalka,V.V. (1996) Psihologija razvitija lichnosti,Kiev,380 p.(in Russiаn).4.Beh,I.D. (1997) “Duhovnye cennosti v razvitii lichnosti”, Pedagogika i psihologija,№1,pp. 124–129(in Russiаn).5.Beh,I.D. (1998) Lichnostno orientirovannoe vospitanie: nauchnometodicheskoe posobie,Kiev,204 p.(in Russiаn).6.Kononenko,O.L. (2002) “Leleem u rebenka zhivoe samostanovlenie”, Doshkol'noe vospitanie,№ 2,pp.12–15(in Russiаn).7.Kostjuk,G.S. (1989) Uchebnovospitatel'nyj processi psihologicheskoe razvitie lichnosti,Kiev,270 p.(in Russiаn).8.Beh,I.D. (1998) Lichnostno orientirovannoe vospitanie: nauchnometodicheskoe posobie,Kiev,204 p. (in Russiаn).

Рекомендовано к публикации:Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»