Развитие умений самостоятельной работы над произносительным навыком

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Иванова Е. А. Развитие умений самостоятельной работы над произносительным навыком // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 7 (июль). – С. 51–55. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14183.htm.
Аннотация. Статья посвящена формированию умений самостоятельной работы студентов над произносительным навыком. В статье представлены материалы исследования по формированию умений на различных уровнях самостоятельной работы, предложены примеры заданий для самостоятельной работы.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Иванова Елена Александровна,кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры лингвистики и межкультурной коммуникацииИнститутагуманитарного образования и спорта ФГБОУ ВПО ©Сургутский государственный университетª, г. Сургут eljohnson@mail.ru

Развитие умений самостоятельной работы над произносительным навыком

Аннотация.Статья посвящена формированию умений самостоятельной работы студентов над произносительным навыком. В статье представлены материалы исследования по формированию умений на различных уровнях самостоятельной работы, предложены примеры заданий для самостоятельной работы.Ключевые слова: самостоятельная работа, произносительный навык, уровни самостоятельной работы, воспроизводящий уровень, репродуктивный уровень, творческий уровень.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Процесс обучения иноязычному произношению насыщен всевозможными средствами, облегчающими усвоение сложной артикуляции, правил чтения, интонации и ритмана занятиях по фонетике иностранного языка. Это опоры, введение в занятие элементов игры, использование элементов коммуникативной и интенсивной методик. Работа в аудитории, несомненно, дает положительные результаты, такие как снятие психологического барьера, возможность тренировки навыка с партнером, постоянный контроль преподавателя за процессом обучения, динамичный процесс овладения навыкоми другие. С одной стороны, аудиторная работа, несомненно, интенсифицирует процесс обучения, а с другой ‬ведет к недооценке возможности самостоятельной работы. Именно в процессе самостоятельной работы над произносительным навыком у студента активизируются его творческие возможности, развиваются мышление, логика, умение контроля, самоанализ и самооценка. Поэтому нельзя недооценивать роль самостоятельной работы в овладении произносительным навыком. Как известно,самостоятельная работа студента является основой вузовского образования. Нельзя не согласиться с В. И. Загвязинским, который полагает, что именно самостоятельная работа формирует готовность к самообразованию, создаетбазу непрерывного образования, дает возможность быть сознательным и активным гражданином и созидателем [1]. Опираясь на труды таких ученых,как П. И. Пидкасистый[2], В. Д. Самойлов[3], А.М.Столяренко[4], А. Р. Батыршина[5], И. Б. Котова[6],Н. Г. Лукинова и другие[7],и учитывая особенности подхода к организации самостоятельной работы над произносительным навыком, мы предлагаем следующее определение самостоятельной работы. Самостоятельная работа ‬это планируемая организационно и методически, направляемая и контролируемая преподавателем деятельность, имеющая конкретную поставленную учебную задачу, деятельность, предполагающая умениясознательно, активно, творчески и систематически работать для достижения поставленной цели, используя механизмы рефлексии, саморегуляции и самоконтроля. Опираясь на существующие и описанные отличительные чертысамостоятельной работы при изучении иностранных языков, мы предлагаемследующие особенности формирования навыков самостоятельной работы при овладении произносительным навыком: высокая речевая активность является базой для формирования устойчивого произносительного навыка;элементом продуктивности самостоятельной работынад произносительным навыком является воспроизводящая деятельность, так как всякое речевое воспроизведение предполагает осознанный отбор фонетических единиц; поэтапная организация самостоятельной работы обеспечивает возможность анализа фонетических явлений и осмысления их в звучащей речи;творческая активность в процессе самостоятельной работы над произносительным навыком является показателем не только высшего уровня познавательной самостоятельности на уровне умения использовать имеющиеся знания, но и показателем высшего профессионального уровня владениясамим навыком. В методикепреподавания иностранных языков рассматривают несколько уровней самостоятельной работы (И. А. Зимняя[8], А. Р. Батыршина). Воспроизводящий(или тренировочный), когдаработапредполагает решение задач, которые создают основу для формирования вербальной произносительнолексикограмматической базы, в памяти закладываются эталоны произносительной нормы. На данном уровне идет усвоение и закрепление нового материала. Познавательная деятельность студентов при этом проявляется в запоминании, осмыслении, узнавании, что способствует закреплению знаний и формированию произносительных умений. Воспроизводящий уровень самостоятельной работы очень важен при изучении фонетики иностранного языка, поскольку он лежит в основе формирования произносительной и лексикограмматической базы, а также в основе создания образцов в памяти студента. Фактическис этой базы начинается усвоение и так называемое ©пропускание через себяª нового материала. Репродуктивный(переходный или полутворческий) уровень самостоятельной работы вытекает из предыдущего. На данном уровне предполагается анализ учебного материала с его последующим синтезом. Здесь осуществляется перенос приобретенных знаний, навыков и умений на аналогичные ситуации, в частностичтение слов, словосочетаний, предложений и текстов без образца, задаваемого диктором; не списывание с учебника, а разнообразные преобразования материала в письменной форме, а также формирование высказываний в аналогичных ситуациях. Самостоятельная работа этого уровня требует большой мыслительной активности и креативности и связана с такими операциями, как подстановка, расширение, трансформация. При этом студент должен самостоятельно выбрать средства и методы для решения стоящей перед ним задачи. Творческий(креативный или поисковый) уровень самостоятельной работы связан с формированием навыков и умений осуществлять поиск при решении более сложных коммуникативных задач. Именно здесь формируется творческая личность и профессиональнаясамостоятельность. При работе с иноязычным текстом студент на разных этапах обучения переходит от прослушивания и понимания к его интерпретации, а на более высоком уровне ‬к подготовке аналитической справки с опорой на большой объем иноязычного материала. Творческая самостоятельная работатребуетанализа проблемной ситуации и получения новой информации. В разработанной нами методике формирования слухопроизносительного навыка представлены следующие задания для организации самостоятельной работы студентов. Задания для работы на воспроизводящем уровне1.Read the following utterances containing clusters of sounds [i] and [i:]. Usedictionarytotranslatethem(студент получает четкий алгоритм действия, однакоон может прибегать к помощи словаря при необходимости). 2.Readtonguetwisteraccordingtogivenorder(предлагаемый в упражнении порядок задает программу работы над материалом). The rabbits raced right around the ring. a)The ‬ra ‬bbits ‬raced ‬right ‬a ‬round ‬the ‬ring. b)Therabbits ‬raced ‬right ‬around ‬thering. c)Therabbits ‬racedright ‬aroundthering. d)Therabbitsracedrightaroundthering. 3.Read tonguetwisters 5‬7 times without a pause increasing speed at the beginning(студенту предлагается определенное количество действий, при условии выполнения которых будет достигнут желаемый результат).

4.Readthetextandexplainreadingrulesofunderlinedconsonants(заданиепредполагаетсамостоятельныйпоискправилчтения, которыестудентпредварительноизучил).

Задания для работы на репродуктивном уровне1.Readthefollowingwords. Explainthereadingrulesofvowelsinstressedsyllables(количество правил чтения в данном задании не регламентировано, студенту самостоятельно предстоит определить их и объяснить). 2.Readthedialogues, identifythephoneticphenomenainunderlinedplaces, andexplainthem(объем фонетических явлений в репликах диалога не определен в задании, и поэтому каждый студент может найти разное количество). 3.Identifyrhythmicgroupsforthefollowingrhythmicpairsandphrases(ритмические группы в задании не предложены, следовательно, студенту необходимо самостоятельно найти данную информацию). 4.UsethewordswithsonorantsoundclustersandmakeupyourTongueTwisters(данное задание предполагает активизацию творческих способностей студента на основе заданной звуковой базы). Задания для работы на творческом уровне1.Find and listen to the Statement of Senator John F. Kennedy Announcing His Candidacy for the Presidency of the United States. Focus your attention on stylistic features of the text. Read the speech trying to follow all intonation marks(студентусамостоятельнопредстоитнайтиматериалипровестиработупоопределениюинтонационногостиля, расстановкеинтонационныхмаркероввтексте). 2.Choose any Shakespeare‱s sonnet. Focus your attention on stylistic features. Putallintonationmarksandreadthepoemtryingtofollowallintonationmarks(студент самостоятельно выбирает понравившийся ему сонет У. Шекспира, находит стилистические особенности, расставляет интонационные маркеры и готовится к публичной декламации). 3.Watch and listen to the part of the lecture of Professor Peter Roach on Prosody. Focus your attention on the main features of the scientific style. Make up the script of the speech according to the strategies for scripting texts. Readthespeech(задание предусматривает самостоятельную запись текста выступления, что требует от студента лексического, грамматического, орфографического навыков, а также навыков аудирования и письма и умения работы со словарем). Watch the film ‮Hamlet  (Mel Gibson staring Hamlet). Listen to the monologue ‮To be or not to be . Focus your attention on the main features of the intonation style Script it. Prepareorthereciting(данное задание нацеливает студента не только на фокусирование внимания на отдельном отрывке изпроизведения, но и на знакомство с его экранизацией; также предполагается написание ©скриптаª известного отрывка, алгоритм которого студенту предполагается составить самостоятельно). Н. В. Ященко указывает на то, что упражнениямогут послужитьвоспроизводящими самостоятельными работами по образцу, обеспечивающими узнавание, запоминание, подведение нового под известное понятие. При работе по образцу в упражнениях для формирования произносительного навыкаэлемент продуктивности и самостоятельности возникаетуже при простом воспроизведении иноязычных языковых единиц, в котором усваиваются фонетический, лексический и грамматический аспектыи тренируются продуктивные компоненты речи ‬говорение и письмо [9]. Мы выделяем два типа познавательных задач (коммуникативные и некоммуникативные)в соответствии с теми трудностями, которые испытывают студенты в самостоятельной работе при овладении произносительным навыком. На воспроизводящемуровне познавательными могут стать задачи, содержащие аспектные (обобщающие) проблемы в овладении произносительным навыком. Некоммуникативные (не нарушающие коммуникацию):1)задачи на выяснение фонетического состава слова;2)задачи на определение особенностей изменения артикуляции вследствие ассимиляции;3)задачи на определение оппозиционных различий гласных звуков;4)задачи на определение причин переноса ударения;5)задачи на определение акцентов связной речи.Коммуникативные (нарушающие или искажающие коммуникацию):1)задачи на дифференциацию правил чтения;2)задачи на определение ритмического рисунка во фразе, синтагме, реплике и т. п.;3)задачи на определение тона высказывания в соответствии с его коммуникативным типом;4)задачи на преодоление трудностей социокультурного характера, такие какэмоциональная окраска текста; понимание культурного контекста ситуации. На репродуктивном(полутворческом) уровне познавательными могут стать задачина устранение трудностей при анализе фонологических изменений с последующим синтезом данных изменений. Некоммуникативные (не нарушающие коммуникацию):1)задачи на анализ ассимилятивных сочетаний во фразе, синтагме, предложении;2)задачи на анализ изменений в артикуляции вследствие усиления темпа речи;3)задачи на сортировку слов в соответствии с типом фонемы;4)задачи на трансформацию транскрибированного текста;5)задачи на анализ акцентов связной речи.Коммуникативные (нарушающие или искажающие коммуникацию):1)задачи на поиск, анализ и объяснение правил чтения;2)задачи на анализ и группировку слов, фраз, синтагм и предложений в соответствии с ритмическим рисунком;задачи на определение эмоциональной установки и определения тона высказывания в связанном тексте;4)задачи на проведение интонационного анализа высказывания в соответствии с его эмоциональной окраской;5)задачи на моделирование диалогов и монологов с заданной языковой и фонетической базой. Творческий (креативный или поисковый) уровень самостоятельной работы предполагает познавательные задачи более сложного коммуникативного характера. Интерпретация иноязычного материала происходит на более высоком уровне, с опорой на большой объем и на комбинирование разных аспектов фонетической базы. На данном этапе некоммуникативных задач нет, так как творческая деятельностьв рамках учебной деятельности ‬это стимулирование преподавателем порождения у студентов новых личностных и других смыслов в коммуникации при оперировании известным языковым (в данном случае фонетическим) материаломв результате совершения волевого усилия, при котором происходит синтез мышления, эмоций и воображения личности. Выполняя творческие задания, студенты учатся выражать собственную индивидуальность, ищут собственные выразительные возможности, осознают собственную неповторимость. Происходит переоценка личностных возможностей, раскрытие ценностных представлений. Познавательные задачи творческого уровня при формировании произносительного навыка следующие:1)задачи на самостоятельный поиск материала для работы с различными интонационными стилями;2)задачи на отбор материала для декламации, чтения вслух;3)задачи на поиск и подготовку материала для аудирования, записи ©скриптовª текстов и др.;4)задачи на сочинение стихов, скороговорок, лимериков;5)задачи на поиск материалов и подготовку к творческим конкурсам;6)задачи на сочинение пьес и постановку спектаклей. Решение поставленной познавательной задачи требует знанияспособа ее решения. Как известно, способ решения познавательной задачи ‬это система операций, осуществление которых необходимо для решения проблем, возникающих в процессе изучения языка, где операция ‬это элементарное действие, совершаемое учащимсяв процессе анализа языковых явлений, название операции включает указание на то, каким путем операция осуществляется, а формулировка операции включает указание на цель, ради достижения которой операция осуществляется. Проблема формирования умения самостоятельной работы над произносительным навыком связана с проблемой формирования структуры выполняемых действий. Овладеть любым действием‬значит овладеть определенной системой движений (А. Н. Фоминова, Т. П. Шабанова). Движения,в свою очередь,зависят от цели действия, от свойств предмета, на который оно направлено, и от условий действия. Выполнение движения непрерывно контролируется и корректируется. Происходит сопоставление их текущих результатов с конечной целью действия. Следовательно, четко сформулированная задача, правильно выстроенная система действий или стратегий, имеющихконкретную цель, постоянный контроль, самоконтроль и коррекция выполняемых действий обеспечивают автоматизацию навыка.

Ссылки на источники1.Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. ‬М.:Академия, 2008. ‬С.78.2.Пидкасистый П.И. Организация учебнопознавательной деятельности студентов. ‬М.:Пед.ово России, 2005. ‬114 с.3.Самойлов В.Д. Педагогика и психология высшей школы. Андрогагическая парадигма:учеб.для студ.вузов. ‬М.: ЮНИТИДАНА, 2013. ‬207 с.4.Столяренко Л.Д. Психология и педагогика: учеб.пособие для студ.вузов.‬М.:ЮНИТИДАНА, 2008. ‬527 с.5.Батыршина А.Р. История психологии: учеб. пособие. ‬М.:Флинта, 2011. ‬224 с.6.Котова И.Б.,Смирнов С.А. Педагогика. Теории, системы, технологии.‬М.:Академия, 2007. ‬512с.7.Лукинова Н. Г. Самостоятельная работа как средство и условие развития познавательной деятельности студента: дис. ... канд. пед. наук. ‬Ставрополь, 2003. ‬177с.8.Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб.Изд. 2е. ‬М.: Университетская книга;Логос, 2008. ‬384с.9.Ященко Н.В. Преемственность в организации самостоятельной деятельности студентов (на материале изучения иностранного языка): дис…... канд. пед. наук. ‬Барнаул, 2003. ‬С. 60.

Elena Ivanova,Candidate of Pedagogic Sciences, Senior Lecturer at the chair of linguistics and Intercultural communication, Institute of Humanities Education and Sports, Surgut State University, Surguteljohnson@mail.ruDevelopment of skills of independent work on pronunciation skillsAbstract.The article is devoted to the formation of students' independent work on pronunciation skills. The author presents the study on the formation of skills at different levels of independent work, offers the examples of tasks for independent work.Key words:independent work, pronunciation skills, selfreproducing level, reproductive level, creative levelReferences1.Zagvjazinskij,V.I. (2008) Teorija obuchenija: Sovremennaja interpretacija,Moscow, Akademija, р. 78(in Russiаn).2.Pidkasistyj,P.I. (2005)Organizacija uchebnopoznavatel'noj dejatel'nosti studentov, Pedagogicheskoe obshhestvo Rossii, Moscow,114 p.(in Russiаn).3.Samojlov,V.D. (2013) Pedagogika i psihologija vysshej shkoly. Androgogicheskaja paradigma. Uchebnik dlja studentov vuzov, JuNITIDANA, Moscow, 207 p.(in Russiаn).4.Stoljarenko,L.D. (2008) Psihologija i pedagogika. Uchebnoe posobie dlja studentov vuzov,JuNITIDANA, Moscow, 527 p.(in Russiаn).5.Batyrshina,A.R. (2011) Istorija psihologii. Uchebnoe posobie,Flinta, Moscow, 224p.(in Russiаn).6.Kotova,I.B.&Smirnov,S.A. (2007) Pedagogika. Teorii, sistemy, tehnologii,Akademija, Moscow, 512p.(in Russiаn).7.Lukinova, N.G. (2003) Samostojatel'naja rabota kak sredstvo i uslovie razvitija poznavatel'noj dejatel'nosti studenta: diss. ... kand. ped. nauk,Stavropol', 177p.(in Russiаn).8.Zimnjaja,I.A.(2008)Pedagogicheskaja psihologija: uchebnik.Izd. 2e,Universitetskaja kniga, Logos, Moscow, 384p.(in Russiаn).9.Jashhenko,N.V. (2003) Preemstvennost' v organizacii samostojatel'noj dejatel'nosti studentov (na materiale izuchenija inostrannogo jazyka): diss…. kand. ped. Nauk,Barnaul, p.60(inRussiаn).

Рекомендовано к публикации:Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала ©Концептª