Технологический подход к проектированию содержания и структуры электронного курса по культуре устной и письменной речи будущих учителей украинской словесности

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Захарчук-Дуке О. А. Технологический подход к проектированию содержания и структуры электронного курса по культуре устной и письменной речи будущих учителей украинской словесности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 7 (июль). – С. 111–115. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14195.htm.
Аннотация. В статье отображены методические аспекты моделирования содержания и структуры электронного учебного пособия по курсу «Культура устной и письменной речи» для будущих учителей украинского языка и литературы, раскрыт технологический подход к структурированию языковой теории, многовариантному применению, усвоенному на практике. Идея изучения заключается в том, что во время внедрения такого подхода важным является отбор и создание таких логических конструкций знаний, которые становятся способом познавательной деятельности и обеспечивают переход от репродуктивной деятельности к прогностической, от эмпирического уровня к теоретическому, от общего к конкретному.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
ЗахарчукДуке Ольга Александровна,аспирант, преподаватель кафедры украинского языка Гуманитарного института Киевского университета имени Бориса Гринченко, г. Киевo.zakharchukduke@kubg.edu.ua

Технологический подход к проектированию содержания и структурыэлектронного курса по культуре устной и письменной речи будущихучителей украинской словесности

Аннотация. В статье отображены методические аспекты моделирования содержания и структуры электронного учебного пособия по курсу «Культура устной и письменной речи» для будущих учителей украинского языка и литературы, раскрыт технологический подход к структурированию языковой теории, многовариантномуприменению, усвоенномуна практике. Идея изучения заключается в том, что во время внедрения такого подхода важным является отбор и создание таких логических конструкций знаний, которые становятся способом познавательной деятельности и обеспечивают переход от репродуктивной деятельности кпрогностической, от эмпирического уровня к теоретическому, от общего к конкретному.Ключевые слова: культура устной и письменной речи, электронное учебное пособие, будущие учителя украинского языка и литературы, формирование языковых умений и навыков студентов.Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Современное университетское образование, требование к подготовке будущих специалистов различных отраслей, педагогов в частности, обусловливают модернизацию учебного процесса в высшей школе, разработку необходимого учебнометодического обеспечения.Проблема модернизации учебнометодического обеспечения в высшей школе активно разрабатывалась учеными и исследователями разных поколений и научных отраслей. Велись поиски совершенствования содержания программ, учебников, пособий, которые отвечали бы требованиям и запросам динамического общества (А.Арутюнов, Л. Трушина, М. Вятютнев, О. Лебедев, Б. Вилис, Н. Вашуленко, А. Гривко,Н.Ушаков, С.Караман, О. Караман, М. Пентилюк, В. Тихоша, Н. Ищук, И. Ключковськая и др.).Стремительное развитие высоких технологий, условия жизни информационного общества требуют создания современных дидактических средств в различных звеньях образования, которые оптимизируют учебную работу студента любой специальности, используя мощный ресурс электронных дидактических средств как альтернативных традиционным.Последнее десятилетие характеризуется особой продуктивностью в исследовании путей повышения качества учебнометодического обеспечения для учащихся и студентов (А.Башмаков, С.Волков, А.Гончаров, В.Иванов, О.Карпенко, Е.Кашина, И.Краснова, В.Левин, Н.Монастирев, А.Осин, Н.Стукова, Т. Точилина).С целью совершенствования культуры устной и письменной речи будущих учителей украинского языка и литературы нами было разработано электронное пособие по культуре устной и письменной речи для студентов филологических специальностей. Впроцессе создания учебного электронного пособия согласовывались принципы отбора дидактического материала, его объем, особенности изложения, специфика построения системы упражнений, использование разработанных схем, таблиц, условных обозначений и т.д.Целью статьиявляется освещение технологических и методических аспектов проектирования содержания и структуры электронного учебного пособия «Культура устной и письменной речи»для будущих учителей украинской словесности.Система упражнений предусматривала выявление наиболее оптимальных путей овладения осознанными прочными и системными знаниями –основой для формирования речевых умений и навыков студентов, усиление практической направленности изучаемой дисциплины.Основное внимание в пособии уделено специфике украинского языка, лингвистическим основам повышения культуры устной и письменной речи, развитию и совершенствованию грамматического строя устной и письменной речи студентов филологических специальностей, обеспечению усовершенствования орфоэпических и грамматических норм украинского литературного языка, выработке прочных орфографических и пунктуационных навыков, формированию у студентов коммуникативной компетентности.Поэтому в содержание учебного электронного пособия введен конкретный языковой материал: сведения о современном литературном украинском языке и некоторые сведения по общему языкознанию, теории коммуникации, сведения о функциональных стилях речи и об элементах теории текста, которые студенты первого и второго курсовдолжны усвоить в процессе изучения курса «Культура устной и письменной речи». Лингвистические понятия, факты и закономерности обеспечивают объем знаний об украинском языке, необходимый для реализации поставленных целей курса. Они являются основой для формирования у будущих учителей украинского языка правильного представления о нормативном характере украинского языка (о единицах языка, их значениях, структуре и функциях, взаимосвязи элементов языка, системном характере украинского языка, функциональных разновидностях литературного языка, его нормах).Представление о нормативном характере украинского литературного языка формируется у студентов на основании того, что каждое языковое явление рассматривается в электронном учебном пособии в контексте:значения;структуры;функционирования в речи.Например, части речи (самостоятельные/несамостоятельные) в процессе изучения рассматриваются с точки зрения значения, морфологических признаков, синтаксической роли.Лингвистические понятия, факты и закономерности, которые определены содержанием учебного пособия, обеспечивают следующий объем знаний студентов филологических специальностей:функции украинского языка (роль украинского языка как национального и государственного);разделы науки о языке (краткая информация об основных разделах: фонетика, орфоэпия, орфография, графика, лексика, лексикография, состав слова, словообразование, деривация, морфология, синтаксис, стилистика, риторика);основные единицы языка (звук, морфема, слово, словосочетание, предложение, текст);классификационные разряды изучаемых языковых явлений (группы звуков, части слова, части речи, виды предложений, склонения существительных, спряжение глаголов и др.);определения основных языковых понятий в курсе украинского языка (синонимы, антонимы, омонимы, корень, суффикс, приставка, предложение, подлежащее, сказуемое и др.);способы образования и изменения слов;орфографические и пунктуационные правила.Этот объем знаний является основой для формирования у будущих учителей украинского языка и литературы правильного представления о задачах курса «Культура устной и письменной речи украинского языка».Представление о взаимосвязи элементов языка обеспечивается иллюстрированием отношений, существующих между языковыми явлениями разных уровней: лексикой и словообразованием, словообразованием иморфологией, морфологией и синтаксисом и т.д.В содержание электронного учебного пособия включены понятия, связанные:1)со смысловым значением слова в языке (лексическое значение слова);2)семантической структурой слова (многозначные и однозначные слова, переносное и прямое значение слова, омоним); 3)парадигматикой словарного состава (синоним, антоним); 4)функционированием слов в зависимости от расслоения словарного состава по территориальномуи социальному признакам (общеупотребительные слова, профессиональные слова), а также по их активности и пассивности в языке (устаревшие слова, неологизмы);5)происхождением слов (заимствованные слова).Системный подход при отборе материала для учебного пособия, необходимого в работе по развитию связной речи, реализован в контенте учебного пособия путем включения: сведений о тексте, типах речи, стилях, теме высказывания, его основной мысли, абзаце, описании, рассуждении, повествовании, выступлении как основных типах речи, разговорном, научном, официальноделовом, публицистическом, художественном стилях речи.Усвоение теоретического материала осуществляется путем укрупнения изучаемых дидактических единиц. Сущность изучения состоит в том, что при внедрении такого подхода существенным представляется отбор и создание таких логических конструкций знаний, которые станут способом познавательной деятельности и обеспечивают переход от репродуктивной деятельности и прогностической, от эмпирического уровня к теоретическому, от абстрактного к конкретному, от общего к частному.Предложенный методический подход к укрупнению языковых единиц обеспечивает создание необходимых логических конструкций, которые помогают студентам в их познавательной деятельности, а также способствуют усвоению таких способов деятельности, которые обеспечивают экономное по времени, глубокое и прочное усвоение изучаемого материала.Спроектированный в учебном пособии подход представляет собой группирование языкового материала на основе логической завершенности. Например, при изучении тем об особенностях имен существительных, имен прилагательных, имен числительных (слов, которые обозначают собственно предмет, признаки предмета, количество или порядок при счете и отвечают на соответствующие вопросы: кто? что? какой? чей? сколько? который по счету?), предлагаемое укрупнение изучаемой информации позволяет уплотнить ее почти в полтора раза. Уплотненная таким образом информацияподтверждает мнение Б. Коротяева в том, чтоэтоэкономит не только время, но и ресурсы памяти, содержит в себе необходимую прогнозируемую информацию, позволяющую в случае надобности развернуть ее и воссоздать три самостоятельных определения (для каждой части речи; такой путь усвоения теоретического материала [1],открывает широкие перспективы для развития творческого мышления студентов.Высвобождая время для работы над формированием речевых умений и навыков, продуцированием текстов разных типов, мы стремились осуществить одно из требований, предъявляемых к лингвистическому описанию языка в учебных целях [2],–показать студентам функциональное назначение основных языковых единиц;нами учтено, что опыт познавательной деятельности располагает тремя репродуктивными способами получения знаний:способ осмысленного, дословного или недословного заучивания формулировок, выводов, правил, текстов путем многократных повторений;заучивание учебного материала путем многократного применения на практике;заучивание и запоминание учебного материала путем переработки и перекодирования его в обобщенные и абстрактные формы [3; 4].Все три способаполучения знаний обеспечивают следующие этапы работы с учебным пособием: изучение материала > его осмысление > накопление определенного количества фактов > работа с графическим изображением изучаемого материала (составление схем, таблиц).Особое внимание уделено практической направленности в обучении. Системаупражнений разработанас учетом принципа: только при условии выделения главного, существенного студент в состоянии осилить огромный поток информации, который ему необходимо переработать. В связи с этим в центре внимания речевые (коммуникативные) упражнения, которые направлены на повышение устной и письменной речи, на формирование умений и навыков последовательно и правильно развивать мысль, находить нужные речевые средства для ее выражения, переносить найденные речевые единицы в новые ситуации, осуществлять речевые операции.В учебном пособии внимание уделяется проблемнопознавательным и коммуникативноситуативным упражнениям, например:Проанализируйте и объясните, чем вызван обратный порядок слов: грибы маринованные, береза обыкновенная. Проанализируйте и объясните, какие сочетания слов являются словосочетаниями? (Сушить облака, дыхания лесов, неторопливый дождь.)В чем особенность данных сочетаний слов? Докажите: можно ли построить простое двусоставное предложение так, чтобы все его члены выражались иными частями речи.Некоторые ученые сложными называют, например, такие сказуемые, которые имеют в своем составе более двух компонентов. Например, «Он хотел начать рисовать». Другие же ученые сложными их не считают. Докажите верность последней точки зрения. Чем отличаются части речи от членов предложения? (Найдите в таблице одни и те же слова и укажите, где они выступают просто как разряд слов и где являются уже членами предложения. Попытайтесь к этим словам задать вопрос от сказуемого. В чем различие между вводными словамии обращениями?)Таблица 1Вводные слова и обращения

1. Словом можно полки за собой повести.2. К счастью своему он отнесся спокойно.3. Суди по человеку, а не по его словам.4. Друзьяморяки подобрали героя.5. Ужас охватил всех присутствующих1. Словом,успех его –совершенная для меня загадка.2. К счастью, погода была тихая.3. Показания урядника, по словам Юлая, были ложны.4. Поднимитесь, друзья, на рассвете.5. Какая была буря! Ужас!

Посмотрите в окно и назовите, что вы видите на улице, употребивпри этом только имена существительные. Какие предложения при этом у вас получились? Докажите, что это предложения.Различаются ли интонационно (и почему) прямая речь и слова автора? Объясните.

Спишите; решите задачу.Студенты разных факультетов педагогического инст…тута организовали эстрадный квартет. Михаил в нем играет на саксофон… Пианист учит…ся на физическ… факультет… Ударника зовут не Валери…, а студента географического факультета не Леонидом. Михаил учит…ся на историческом факультет… Андрей не пианист и не б…олог. Валерий учит… не на физическом факультет…, а ударник –не на историческом, Леонид играет не на контр…бас…На каком инструмент… игра…т Валерий и на каком факультет… учит…ся?Особое внимание в учебном пособии уделяется рубрикам«Говорите правильно».Таблица 2Правильное и неправильное произношение

Правильно говоритьНельзяговоритьПредоставить слово.Представляет собой.Голова идет кру'гом.Я был в их домеПредставить слово.Представляет из себя.Голова идет круго'м.Я был в ихнем доме

«Проверьте свою грамотность»Спишите, вставляя пропущенные буквы. Д…версия, д…рижер, досто…н, д…ликатес, б…знесмен, имп…нировать, инд…видуализм, инт…л…генция, карь…ризм, гума…изм, гума…ость, дел…гация, прим…рение, пров...кация, рю..зак.«Произносите правильно»Без у'молку, ме'льком, прозорли'вый, привиле'гия, видна', проведена', заселено', про'клял, прокляла', про'кляли, балова'ть, избалу'ешь, ржа'веть, багрове'ть, прину'дить, синоними'я, углуби'ть, сре'дства, дефи'с, псевдони'м.Такие упражнения и рубрики требуют от студентов проявления высокого уровня познавательной самостоятельности и активности, предусматривают включениестудента в группу, организовывают речевую деятельность в ее продуктивных видах адекватно к ситуации общения.Как мультимедийное средство обучениядидактическое пособие содержит систематизированную информацию по культуре устной и письменной речи в соответствии с учебной программой и учетом современной профессиональной направленности нормативного курса, разработанного на общедидактических, лингводидактических и специфических принципах обучения украинского языка, а также нацеленного на формирование языковой, речевой, коммуникативной, социокультурной компетентностей студентов.Такой подход к построению электронного учебного пособия позволяет студентам работать в индивидуальном интерактивном режиме, получать информацию припомощи различных средств (фото, аудио, видео и т.п.), приоритетно использоватьинформационное пространство. Кроме того, электронное пособие позволяет каждому студенту работать в индивидуальном режиме, имея возможностьпостояннойобратнойсвязи с преподавателем, получаяв случае необходимости консультацию или необходимый инструктаж.Таким образом, обоснованный в статье технологический подход к проектированию содержания и структуры электронного учебного пособия по культуре устной и письменной речи для будущих учителей украинской словесности, которое прошло апробацию в учебном процессе, имеет практическую направленность, соответствует требованиям учебной программы и подтверждает целесообразность использования его в условиях современного университетского образования как альтернативноготрадиционным средствам обучения.

Ссылки на источники1.Коротяев Б. И. Учение –процесс творческий: из опыта работы. –М., 1980. –218 с.2.КараманС. О., Тихоша В. Технологія створення підручників і посібників для поглибленого вивчення української мови в гімназії // Дивослово. –2001. –№ 4. –С. 36–38.3.Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения(общедидактический аспект). –М.: Педагогика, 1977. –256с.4.Беспалько В. П. Образование с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия): учеб.метод. пособие / Рос. акад. образования, Моск. психол.соц. инт. –М.: Моск. психол.соц. инт; Воронеж: МОДЭК, 2002. –352с.

Olga ZakharchukDuke,Phd student, lecturer at the chair of the Ukrainian language, Humanities Institute of Kiev University Boris Hrinchenko, Kievo.zakharchukduke@kubg.edu.uaTechnological approach to design of the content and structure of the elearning course on the culture of writing and speaking of future teachers of Ukrainian LiteratureAbstract.The author displays methodological aspects of modeling the content and structure of the electronic textbook for the course "Culture of oral and written language" for future teachers of the Ukrainian language and literature, discovers the technological approach to the structure of language theory. In theapproach it is important to select and create such logical structures of knowledge, which become the way of cognitive activity and provide a transition from the reproductive activity to forecast, from empirical level to theoretical level, from general to concrete. Key words: culture of oral and written language, electronic textbook, future teachers of the Ukrainian language and literature, formation of language skills of students.References1.Korotjaev, B.I. (1980) Uchenie –process tvorcheskij: iz opyta raboty, Moscow, 218 p. (in Russiаn).2.Karaman, S.O. & Tihosha, V. (2001) “Tehnologіja stvorennja pіdruchnikіv і posіbnikіv dlja pogliblenogo vivchennja ukraїns'koї movi v gіmnazії”, Divoslovo, № 4, pp. 36–38 (in Russiаn).3.Babanskij, Ju.K. (1977) Optimizacijaprocessa obuchenija (obshhedidakticheskij aspekt), Pedagogika, Moscow, 256 p. (in Russiаn).4.Bespal'ko, V.P. (2002) Obrazovanie s uchastiem komp'juterov (pedagogika tret'ego tysjacheletija): ucheb.metod. posobie, Rop. akad. obrazovanija, Mosk. psihol.soc. int, Moscow; MODJeK, Voronezh, 352 p. (in Russiаn).

Рекомендовано к публикации:Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»;Утёмовым В.В., кандидатом педагогических наук