Методологические предпосылки к развитию нравственности

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Мельникова Н. В. Методологические предпосылки к развитию нравственности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 8 (август). – С. 66–70. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14212.htm.
Аннотация. В статье представлена психологическая характеристика личности исследованиями зарубежных и отечественных ученых, дано обоснование методологических предпосылок к её развитию. Подчеркнута стимулирующая роль нравственной сферы в единении триадой компонентов, компетентность которых в динамике образует стержень нравственности личности.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Мельникова Нина Васильевна,доктор психологических наук, профессор кафедры психологии развития и педагогической психологии ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт», г. ШадринскPsysha@mail.ru

Методологические предпосылки к развитию нравственности

Аннотация. В статье представлена психологическая характеристика личности исследованиями зарубежных и отечественных ученых, дано обоснование методологических предпосылок к её развитию. Подчеркнута стимулирующая роль нравственной сферы в единении триадой компонентов, компетентность которых в динамике образует стержень нравственности личности.

Ключевые слова: личность, развитие, концепции,нравственность.Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

Развитие–это процессмногомерного характера динамики: физикомоторного, познавательного, эмоционального, социального и комплексного аспектов, который продолжается на протяжении всей жизни человека, протекает во взаимодействии со средой.На разных этапах развития онтогенеза личность испытывает историкокультурное, социализированное влияние со своим неповторимым образом внутреннего мира. Ее функции–интегрировать конфликты и удовлетворять потребности индивида. Личность локализована мозгом.Физиология становления доминантных линий поведения характеризует положительное отношение к человеку, к окружающим людям.Это определяетиндивидуальность–интегральное образование, где есть организующая и управляющая сила индивида. Личностьотносительно устойчивая система поведения индивида, построенная включенностью в социальный контекст. Взаимоотношение между индивидом какпродуктом антропогенеза, личностью, усвоившей общественноисторический опыт, и индивидуальностью, преобразующей мир, может быть передано формулой: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают». Социальная среда–источник, питающий развитие личности. Она несет общественные нормы, ценности, роли, церемонии, орудия, системы знаков, с которыми сталкивается индивид. Подлинными основаниями и движущей силой развития личности выступают совместная деятельность и общение, посредством которых осуществляется движение личности, приобщение ее к культуре. В отечественной психологии личность понимается каксоциальнотипичное и индивидуально неповторимое социальное существо, наделенное сознанием и самосознанием; устойчивым психическим складом, способным управлять поведением и сознательной деятельностью, определяющей нравственные поступки. Современные теории рассматривают психическое развитие в системе отношений «человек–общество», как процесс вхождения человека в социальную среду, овладениясоциальным опытом, действиями, осознаниясебя в обществе, видениясебя в других людях, ориентации личности в системе её жизнедеятельности.У каждого человека своя система ценностей, одни из которых всегда более значимы, другие –менее. Они сопрягаются тесным образом с имеющимися у него материальными и духовными потребностями, которые отличаются друг от друга по степени выраженности. Вопрос о целостном духовном облике личности, ее происхождении и строении ставил А.Г. Ковалев. Психолог В.А. Петровский отметил: «Человеческую личность характеризует, прежде всего, система отношений, обусловленных ее жизнью в обществе». Он указал, что если человек входит в относительно стабильную социальную среду, то проходит через три фазы развития:1)адаптацию–усвоение действующих ценностей и норм, овладение средствами и формами деятельности и уподобление другим членам общности. Если адаптация не происходит, то формируются качества комфортности, зависимости, робости, неуверенности;2)индивидуализацию–необходимость «быть таким, как все», стремление индивида к персонализации, что характеризуется поиском средств и способов обозначения своей индивидуальности. Если возникают трудности с прохождением второй стадии, то формируются негативизм, агрессивность, подозрительность. При успешном ее прохождении формируются такие качества, как гуманность, доверие к людям, справедливость, требовательность к себе;3)интеграцию–противоречие между стремлениями индивида быть индивидуальностью, с одной стороны, и потребностью общности принять лишь те индивидуальные особенности, которые способствуют ее развитию и тем самым развивают его самого как личность в группе –с другой. Человек становится личностью, когда он способен изменять обстоятельства жизни в соответствии со своими целями и задачами, сознательно управлять и самим собой. Стержневым образованием личности служит самооценка, которая формируется на оценках другими людьми и оценивании этих других им самим. Это человеческая «самость» в нравственном облике, где она замкнутая система, характеризующая процесс развития. Личность–это социальное существо, включённое в общественные отношения. Основной целью социальноличностного развития остается адаптация к окружающей среде и стремление к определенному овладению её содержанием, приобщениючеловека к социальной действительности через познание и присвоение социального опыта при целенаправленном руководстве. Все это способствует зарождению общественной и нравственной направленности личности. Социализация не исчерпывается адаптацией к социальной среде, а является творческим самовыражением, самореализацией личности в процессе индивидуальной деятельности и взаимодействияс окружающими людьми (Д.И. Фельдштейн [1]).Преобразуя окружающий мир, люди исходят из своих потребностей и интересов, создавая вокруг себя поле заинтересованности.Личность развивается в обществе, и на её формирование оказывает влияние вся социальная действительность. Это процесс формирования психологических качеств. В их системе одни выступают ведущими, другие –подчинёнными. У каждой личности формируется свой собственный мир и образ жизни. В его структуре важное место занимают мотивы поведения, в основе которых лежит личная заинтересованность. Личность становится для себя тем, что она есть в «себе», через то, что она представляется другим. Личность поразному трактуется с позиции зарубежных ученых: в когнитивном подходе это то,что осознаётся,–интроспекция (А. Валлон [2]); вгуманистическом подходе личность –самость (К. Роджерс); целостность врождённых и приобретённых психических свойств, делающих человека уникальным (Э. Фромм [3]). При многообразии подходов в отечественной психологии утверждается влияние известных теоретических концепций,разработавших культурноисторическую теорию, теорию деятельностного опосредования и субъекта деятельности. Она раскрывается саморегуляцией и функциями психологических механизмов, компетентностью компонентов, методологической ориентацииавторов. Так, трудами Л.С. Выготского выделены конструктивные идеи, образующие предпосылки для становления психической концепции о личности. Учение Л.С. Выготского [4]о высших психических функциях в значительной степени решало задачу выявления социальной детерминации психики. Доказав, что высшие психические функции (произвольное запоминание, активное внимание, отвлечённое мышление, волевое действие) нельзя понять как непосредственные функции мозга, Л.С. Выготскийпришёл к выводу, что для понимания сущности этих функций необходимо выйти за пределы организма и искать их корни в общественных условиях. Усвоение общественного опыта изменяет содержание психической жизни и создаёт новые формы психических процессов, которые принимают вид высших психических функций, отличающих человека от животных.Категории, законы, закономерности и принципы психологии являются определенными вариантами познания, в них зафиксировано устойчивоповторяющееся, необходимое и типичное, присущее психической реальности. Развитие личности соотносится с процессом количественных и качественных изменений под влиянием внешних и внутренних факторов, определяется как регуляторные и относительно стойкие изменения в организме, мыслительных процессах, эмоциях, формах социального взаимодействия. Этиновые проявления–их совершенствование, результатом которых проявляются противоречия между зарождающим и отмирающим. Овладение этими инвариантами дает психологу ключ к анализу окружающей действительности в плане вычленения её психологической специфики. Социальная ситуация развития, включающая систему отношений, различные уровни социального взаимодействия, различные типы и формы деятельности, рассматривается в качестве основного условия личностного развития. Эта ситуация может быть изменена человеком подобно тому, какон старается изменить свое место в окружающем мире, осознав, что оно не соответствует его возможностям. Если этого не происходит, то возникает открытое противоречие между образом жизни человека и его возможностями. Концепция развития нравственной сферы личности разработана на основе культурноисторической теории и концепции морального развития. Проблема нравственного совершенствования общества отнесена к категории общечеловеческих, общенаучных и вечных. Она всегда интересовала философов, историков, моралистов, социологов, педагогов и психологов. Нравственность –это внутренние этические инстанции, результат интериоризации норм мышления и поведения в психические процессы (Л.С. Выготский). Нравственная сфера личности рассматривается как интегральное единство и взаимодействие нравственного сознания (когнитивный компонент), чувств, отношений, переживаний (эмоциональный компонент) и поведения (поведенческий компонент). Динамика всех компонентов опосредована чувствами. Состояние общественной нравственности зависит от нравственной культуры и уровня нравственного развития каждого человека, которые закладываются в детстве. Развитие нравственноэтического компонента не сводится только к изменению через смену деятельности или места личности в системе общественных отношений. Развитие нравственной сферы личности есть процесс усвоения (интериоризации/экстериоризации) доступных базисных этических понятий, на основе которых вырабатываются нравственные эталоны, образцы, нормы и правила. Успешноэто происходит при воздействии высокого нравственного потенциала окружающей социальной микросреды иактивности в освоении нравственного опыта.

Внутренний мир формируется в процессе реализации многообразных отношений и взаимодействий человека в обществе: отсутствие анализа единства нравственного сознания и поведения; игнорирование нравственных переживаний как важнейших «барометров» поведения; неопределенностьбазисных этических понятий, на основе которых должно строиться развитие нравственной сферы личности; неразработанностьдиагностических средств и технологий нравственного развития, адекватных системной сущности нравственной сферы личности.Внутренняя работа личности состоит в интериоризации высших функций, а внешняя проходит через субъективность самой личности. Три основных закона развития опосредствованных психических процессов человека, имеющих отношение к формированию нравственной сферы личности,сформулировалЛ. С. Выготский.1.Возникновение нравственных процессов личности есть продукт его деятельности. Социальные и внешне опосредованные нравственные процессы и её деятельность превращаются в индивидуальные, психологические и внутренние структуры, сохраняя свою принципиальную значимость.2.Идея функциональных психологических систем и необходимостьраннего стимулирования самоактивности продиктованы наличием присущих определенным возрастным периодам оптимальных сочетаний, условий для развития определенных способностей.3.Закон, открывающий место и роль речи как функции, составляющий условия возникновения сознательной, интеллектуальной и волевой деятельности человека в нравственном развитии.Нравственность человека –это знание добра и зла, а также стремление жить и принимать решения в соответствии с этим знанием.Нравственность человека –этоне готовый продукт, но сам процесс нравственной жизни. По мнению исследователей, нравственность–это единство нравственных качеств, привычек, чувств и поступков. Нравственность образует элементарную ячейку человечности, лежащую в основании человеческой психики, в психологии самой личности. Нравственность не сумма отдельных качеств, а сложное комплексное личностное образование: осознание и реализация принятых в обществе моральных законов, норм и правил поведения; взаимоотношения между людьми, моральные переживания; эмпатия, сочувствие, сопереживание, сострадание, соучастие; собственно моральные качества: великодушие, справедливость, честность, скромность, вежливость, ответственность, достоинство.В широком смысле слованравственность–это совокупность обычаев, нравов, отношений между людьми, которые обусловлены экономическим укладом и рассматриваются как система, состоящая из нравственных отношений, нравственного сознания и нравственной деятельности. Нравственностькак внутреннее духовное качество, которымруководствуется человек, характеризует этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.

В узком смысле слова нравственность –это сложное, комплексное личностное образование, которое включает осознание и реализацию принятых в обществе моральных законов, норм и правил поведения, взаимоотношений между людьми и их моральных переживаний. Она определяет моральный выбор человека в каждой ситуации его жизни. Поэтому нравственные убеждения, принципы и нормы составляют основу формирующейся личности. Нравственность –средство духовноиндивидуального выживания индивида.Нравственность обусловливает внутреннюю моральную позицию, которой руководствуется человек. Она не передается по наследству. Каждая личность должна пройти через процесс нравственного совершенствования.Всё начинается с простейших нравственных альтернатив, чего категорически нельзя делать и, соответственно, нельзя не делать. Культурно обусловленные высшими социальными чувствами, основанные на интериоризированных нравственных нормах и ценностях –нравственные чувства.Основными из них являются чувства долга, сочувствия, сострадания, сопереживания, соучастия, содействия. Нравственные чувствапроявляются в переживании личностью своего отношения ко всему тому, что она познаёт иделает, что происходит вокруг.

Духовность–родовое определение способа жизни, открывающее самоценное, очевидное и необходимое для смысла собственного существования. Это понятие употребляется для обозначения способа личностного существования и отражает внутренний мир человека, его потребности. Нравственные потребности–это раскрытие природы и назначение этих потребностей; в определённой мере этои ответ на вопрос о назначении человека и путях его развития. Эти потребности порождают желания, стремления, эмоции, чувства, побуждающие к активности их удовлетворения. Это первичный источник нравственной активности. Вторичными являются психические образования в виде ценностей, убеждений.Духовность является ценностью. По мнению Л.М. Аболина [5], духовная культура –это и не движущая сила, и не детерминанта развития. Субъект для неё есть вызов субъекту, суть которого состоит в том, что между духовноидеальной и духовнореальной (индивидуальной) формами есть разница потенциалов. Если человек принимает вызов, то происходит акт событийности в развитии. Этим актом человек овладевает (интериоризирует) идеальной формой духовной культуры, присваивает её себе илипревосходит её. Она становится его собственной субъективнореальной (индивидуальной) формой.

Большинство исследователей выделяют нравственную сферу личности как определённую систему, в которой моральные (нравственные) качества, сформированные в процессе нравственного воспитания в общении и совместной деятельности, становятся интегрированными свойствами личности, закрепляясь в нравственном опыте, обусловливают нравственные действия, поступки и отношения личности. Истоки познавательного интереса лежатв общественной жизни и способствуют более свободному приобщению личности к общественным ценностям, что развивает и обогащает интерес к нравственным действиям. А.А. Бодалев пишет, что на протяжении жизни происходит постепенное увеличение числа сторон, отмечаемых в личности, наблюдается рост круга качеств, выделяемых при характеристике каждой из сторон личности. С формированием человека как субъекта познания изменяется значение, которое испытуемый придает той или иной стороне личности другого человека, пытаясь дать ему характеристику.

В оптимизации взаимодействия механизмов личностной и общественной детерминации значительна роль мотивации. Она выступает как психологическое условие организации духовного. Так, в механизме убеждения особую роль играет доказательство, которое оформляется в виде особо организованного мыслительного процесса аргументированного обоснования (объяснения). При убеждении достигаются понимание и усвоение, установка, готовность действовать в соответствии с этим пониманием. Оно должно строиться по безукоризненным правилам логики объяснения, обобщения, вывода. Социальные стимулы не выступают обособленно от стимулов содержания и процесса деятельности, они, влияя друг на друга, побуждают интерес, оказывают воздействие на нравственное развитие личности. Это сложное нравственное отношение человека к предметам и явлениям окружающего мира. В этом отношении в единстве взаимодействуют интеллектуальные, эмоциональные и волевые проявления. Важнейшим показателем наличия и уровня нравственности является мотивируемая им деятельность, характер самосознания (Н.В. Мельникова [6]).

Самосознание –форма психического отражения, которая представляет собой осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей. Яконцепция (лат. conceptus–понятие) –система представлений человека о самом себе. Нужно развивать самосознание и самоконтроль, которые позволили бы без посторонней помощи придерживаться положительных привычек и преодолевать отрицательные действия. Воспитание без воспитания привычек–здание, построенное на песке. Лишь привычки придают прочность, устойчивость системе воспитания. Нравственная сфера личности представляет собой единство, взаимосвязь и взаимообусловленность когнитивного, эмоционального и поведенческогокомпонентов,систематизирующих нравственный смысл жизнедеятельности. Он включает оценку воздействия объекта на личность и оценку, выражающую реакцию на это воздействие, оценочнореактивное состояние психики человека, явление «переживаемого знания», где проявляется органическая связь между знанием и переживанием. Между этими оценками существует органическая связь. Она представляет две стороны сложного комплекса: знания –переживания. Последние характеризуют собой внутренние этические инстанции –особый родсистемных образований, в состав которых входят принятые субъектом социальные требования (нормы), непосредственно слитые с соответствующими эмоциональными переживаниями. Этот процесс–механизм формирования личности путем интериоризации, как присвоение продуктов общественного опыта и культуры в процессе воспитания и обучения. Переход из внешних во внутренние обусловливается: наличием определенного нравственного содержания, знакомством с ним; раскрытием нравственного смысла, подразумевающего умение выделятьпереживания другого человека и ориентироваться на них в своем поведении; переводом имеющихся нравственных знаний в нравственные мотивы поведенияпутем выполнения нравственных норм в конкретно значимой ситуации. Особый интерес к их обретению возникает в кризисные периоды развития общества, когда каждый индивид вынужден искать ответ на вопросы:каким ему следует быть и какой моральной ориентации держаться? Отвечая на них, человек обращается к своему жизненному опыту, нравственному долгу. Перед личностью встает задача психологического укрепления, дополнения, обогащения всех свойств, переделки тех психических механизмов, которые препятствуют успешной жизнедеятельности индивида в важных сферах общественной деятельности. Целостность –характеристика объектов,обладающих сложной внутренней структурой, выражает интегрированность, самодостаточность, автономность этих объектов, их противопоставленность окружению, связанную с внутренней активностью и саморегуляцией. Качество регуляции состоит в соотнесении субъектной изменяемости действительности с возможностями и субъективными способами изменения ее субъектом. К данным явлениям относятся понимание смысла действий других людей, соотнесение действий других со своими действиями, способность оценить последствия для себя и для других. Данный процесс включает: переживание недовольства собой, неудовлетворенность своим поведением (досада, стыд, гнев); интенсивное формирование новой модели поведения в подобной ситуации путем проигрывания в уме различных вариантов с оценкой возможной реакции окружающих. Нравственная регуляция опирается на нравственную потребность, выраженную в стремлении к соответствиюнамерений и поведения нравственным принципам. Только личность может помочь другому человеку самому увидеть отрицательные качества, преодолеть их, открыть новые перспективы развития его личности. Для формирования нравственного сознания, усвоения моральных норм и правил как образцов и построения действия в соответствии с ними недостаточно лишь просто рассказать или издали показать прекрасные образцы ранее происшедшего или ныне происходящего события. Необходимо так построить взаимоотношение личности с социальной средой, чтобы она реально жила в такой системе ориентаций, которые будут соответствовать нравственным требованиям. Знанияо нравственных нормах; представления о нравственных качествах личности и требованиях; знания о нравственных эталона составляют нравственный стержень когнитивного компонента.

Ссылки на источники1.Фельдштейн Д.И. Социализация и индивидуализация –содержание социального взросления и социальнопсихологической реализации детства // Мир психологии. –1998. –№1. –С.5–11. 2.ВаллонА. Психическое развитие ребенка. –СПб.: Питер, 2001. –208 с.3.Фромм Э.Характер и социальный процесс // Психология личности /подред. Ю.Б. Гиппенрейтер идр. –М.:АСТ Астрель, 2009. –С. 541–547.4.ВыготскийЛ.С. Психология как феномен культуры. –М.; Воронеж, 1996. 5.АболинЛ.М.,Валиахметов Х. Х. Духовнонравственное развитие личности в событийной деятельности. –Казань: Издво«Карпол», 2002. –230 с. 6.Мельникова Н.В. Нравственная сфера развития личности дошкольника.–Шадринск: Издво ОГУП «Шадринский Дом Печати», 2010. –С. 191.

NinaMelnikova,DoctorofPsychologicalSciences, Professoratthechairofpsychologyofdevelopmentandeducationalpsychology, Shadrinsk State Pedagogical Institute, ShadrinskPsysha@mail.ruMethodological background of moralitydevelopmentAbstract.The author presents the psychological characteristics of the individual research of foreign and domestic scientists, the substantiation of methodological preconditions for its development; emphasizes stimulating role of moral issues in the unity of three components, the competence of which in the dynamics forms the core of the moral personality.

Key words: personality, development of the concept of morality.References1.Fel'dshtejn, D.I. (1998) “Socializacija i individualizacija –soderzhanie social'nogo vzroslenija i social'nopsihologicheskoj realizacii detstva”, Mir psihologii, № 1, pp. 5–11 (in Russian). 2.Vallon, A. (2001) Psihicheskoe razvitie rebenka, Piter, St. Peterburg, 208 p. (in Russian).3.Fromm, Je. (2009) “Harakter i social'nyj process”, inGippenrejter, Ju.B. (ed.) Psihologija lichnosti,AST Astrel', Moscow, pp. 541–547 (in Russian).4.Vygotskij, L.S. (1996) Psihologija kak fenomen kul'tury, Moscow, Voronezh (in Russian). 5.Abolin, L.M. & Valiahmetov, H.H. (2002) Duhovnonravstvennoe razvitie lichnosti v sobytijnoj dejatel'nosti,Izdvo “Karpol”, Kazan', 230 p. (in Russian).6.Mel'nikova, N.V. (2010) Nravstvennaja sfera razvitija lichnosti doshkol'nika,Izdvo OGUP “Shadrinskij Dom Pechati”, Shadrinsk, p. 191 (in Russian).

Рекомендовано к публикации:Некрасовой Г.Н., доктором педагогических наук, профессором, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»