Студенческий спорт как спорт высоких спортивных достижений
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Иванова
Л.
А.,
Казакова
О.
А. Студенческий спорт как спорт высоких спортивных достижений // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – № 10 (октябрь). – С.
61–65. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/14273.htm.
Аннотация. В статье сравниваются понятия спорта, спорта высших достижений, студенческого спорта, рассматриваются законы РФ, выдвигаются предложения в данной сфере деятельности. Примером успехов российского спорта в последние годы стало проведение соревнований международного уровня, которые были доверены России в знак признания ее авторитета в спорте.
Ключевые слова:
олимпийский спорт, студенческий спорт, спорт высших достижений, олимпийские и паролимпийские игры в сочи
Текст статьи
Иванова Лидия Александровна,кандидат педагогическихнаук, доцент ФГБОУ ВПО«Самарский государственный экономический университет», г. Самараkfv2012@mail.ru
Казакова Ольга Александровна,кандидат педагогическихнаук, ст. преподаватель ФГБОУ ВПО«Самарский государственный экономический университет», г. Самараkazakova.kpn@gmail.com
Студенческий спорт как спорт высоких спортивных достижений
Аннотация.В статье сравниваются понятия спорта, спорта высших достижений, студенческого спорта, рассматриваются законы РФ, выдвигаются предложения в данной сфере деятельности. Примером успехов российского спорта в последние годы стало проведение соревнований международного уровня, которые были доверены России в знак признания ее авторитета в спорте.Ключевые слова: студенческий спорт, спорт высших достижений, олимпийский спорт, Олимпийские и Паралимпийские игры в Сочи.Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Во второй половине XX столетия отмечается значительное влияние спорта как социального института на развитие личности, на сознание и общественную жизнь людей. Углубились интегративные процессы и внедрение спорта в социальные структуры общества, продолжают активно проявлять себя современные тенденции интенсивного развития спорта как самостоятельного социального института, существенно усилилось влияние спорта на экономику, культуру и образование. Спорт стал отражать состояние общества,в котором он развивается. Однако сегодня вРоссии весьма неоднозначная ситуация. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем.Экономика России только набирает мощь. Развитие и всесторонняя поддержка спорта и физической культуры воспринимаются в Россиикак важный ресурс укрепления здоровья граждан, формирования здорового образа жизни молодого поколения, повышения спортивного имиджа страны. В свете социальнополитических преобразований, направленных на построение правового, демократического общества, впервые государство создает возможности для развития и процветания спорта высшихдостижений. Примеромуспехов российского спорта в последние годы стало проведение соревнований международного уровня, которые были доверены России в знак признания ее авторитета в спорте: XXVIIВсемирная летняя Универсиадав Казани (2013г.), чемпионат мира по лёгкой атлетике в Москве (2013 г.), чемпионат мира по водным видам спортав Казани (2014 г.), XXIIОлимпийские зимние игры и XIПаралимпийские зимние игрыв Сочи (2014 г.).Организаторы XXIIОлимпийских зимних игр провели самые инновационные Игры, которые выразили характер новой России и вдохновиливесь мир. Президент МОК Томас Бах назвал Олимпийские игры в Сочи превосходными с точки зрения их организации и отметил слаженную работу всех участников. Россия заняла первое место и еще раз укрепила свои позиции в международном рейтинге. XIПаралимпийские зимние игры2014 в Сочипоразили весь мир. Такого мощного и слаженного прорыва в паралимпийском движении России не ожидал никто. Но Россия в очередной раз доказала свои возможности. Особое внимание к вопросам развития студенческого спорта в России было уделено в Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному собранию от 12 декабря 2012г.: «Важнейшее направлениеразвитие физическойкультуры и спорта, особенно среди молодежи. Ведь именно для того, чтобы побудить людей заниматься спортом, чтобы занятие физкультурой и спортом стало модным, престижным делом, мы и организуем в нашей стране крупнейшие международные соревнования»[1].Именно поэтому настораживает отсутствие на таких глобальных для всей России турнирах спортсменов Самарской области.Российская Федерация с успехом показывает всему миру роль физической культуры и спорта в формировании национальнойидеи, заключающейся в культе здоровья, воспитаниичувства гордости и поднятиипрестижа страны на международной арене.Как отмечается в статье Ю.В. Шиховцова и соавторов, за последние годы правовые отношения в спорте и спортивной индустрии претерпели существенные изменения: во многом расформировалась система управления физической культуройи спортом, поновому выстраиваются финансовые отношения между государством и спортивными организациями, на иных принципах производится государственное регулирование физкультурноспортивных отношений на федеральном и региональном уровнях [2].Однако этого недостаточно;то, что делается в области спорта нагосударственном уровне, сегодня не всегда правильно принимается регионами,имеры, которые должны быть направлены на обеспечение оптимальных условий для развития физической культуры и спорта в целом по отрасли,не всегда точноориентированынаопределеннойрезультат. Очень часто регионы берут в расчет практически все направления спортивной отрасли без выделения приоритетных сегментов. К сожалению, такой всеобъемлющий подход не может принести должных результатов, учитывая среднесрочные временные рамки целевых программ развития физической культуры и спорта. При этом в большинстве программ такой огромный пласт,как студенческая молодежь, востребован оченьнезначительно.
На сегодняшний день студенческая молодежь является наибольшей категорией населенияпо численному составу,организованной по месту получения образования. Студенчество тасоциальная база, на основе которой можно закреплять инновационные методы и формы подготовки студентовспортсменов высшихдостижений. В спорте человек стремится расширить границы своих возможностей, это огромный мир эмоций, порождаемых успехами и неудачами. Спорт это популярнейшее зрелище, действенное средство воспитания и самовоспитания человека, в нем присутствует сложнейший процесс межчеловеческих отношений, которые крайне необходимо развивать в детском и студенческом возрасте.Спорт это собственно соревновательная деятельность и специальная подготовка к ней. Он живет по определенным правилам и нормам поведения. В нем ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, требующих мобилизации физических, психических и нравственных качеств человека. Поэтому роль спорта в студенческой средена данный момент становится наиболее популярной и значимой. В данный период через образовательновоспитательный процесснеобходимо реализовывать прорыв студенческого спорта на высокий уровень «Лучший студент тот, кто занимается спортом».
Достижения на соревнованиях различного ранга самарских студентовспортсменов являются бесспорным доказательством того, что студенческая молодежьактивный и реальный носитель спортивного духа и спортивного совершенствования. Студентыспортсмены, достигшие высоких результатовкак в сфере учебы, так и в сфере спорта, должны еще больше укреплять и пропагандироватьмотивациюк занятиям спортом.К сожалению, в последнее десятилетие изза недостатка организационных и финансовых ресурсов и внимания со стороны государственных органов этот некогда колоссальный потенциал во многом был утерян.Так,студенты Самарской области по многим видам спорта занимали призовые места на международных и российских аренах, на сегодняшний день Самарскаяобласть потеряла свои позиции. Нет сильногостуденческого общества «Буревестник», нет хорошего финансирования студентовспортсменов на соревнования разного уровня. Вузы Самарской области выживают поодиночке.
Однако спортивный потенциал студенческой молодежи Самарской области настолько высок, что,по существу,можетобъять все направления спортивной деятельности в учебнотренировочном процессе и достичь позиций призеровОлимпийских игр и чемпионов мира, необходимо лишь только помочь, показать общую заинтересованность правительства в студенческом спорте. Не подлежит сомнению факт, что для достижения наивысших результатовв спорте необходимо акцентировать внимание государственных структур на возрождениии финансированиистуденческого спорта в высших учебных заведениях.Студенческий спорт должен стать базовым сегментом для развития спорта высшихдостижений. По авторитетному мнению В. И.Ильинича, период обучения будущих специалистовв вузе практически совпадает с периодом достижения наивысшихспортивныхрезультатов в избранном виде спорта.Спортивная деятельность одаренных студентов, которые способны показывать наивысшие спортивные результаты в том или ином виде спорта,в значительной мере определяется способностью индивида к осознанию и глубокому пониманию объективных закономерностей роста результатов; механизма воздействия спортивных упражнений на организм, включая его биологические и социальные аспекты. Стремительный рост спортивных достижений; усиление конкуренции на международной арене; постоянное повышение роли спортав развитии и совершенствовании не только отдельной личности, но и общества в целом «омолодили» возраст участников высококвалифицированных спортивных соревнований, определили престиж спортивной деятельности в студенческой среде. В силу более сознательногопсихологовозрастного состояния студенчество является той социальной базой, на основе которой можно апробировать и закреплять инновационные методы и формы подготовки спортсменов в цикле четырехлетнего периода, для достижениянаивысших результатов в спорте(чемпионов России, мира и призеров Олимпийских игр). Студенческий спорт может быть выделенв отдельно взятый сегментв качестве экспериментальноинновационной площадки с целью апробирования новых подходов в развитии системы по подготовке высококвалифицированных спортсменовстудентов.По мнению четырехкратного чемпиона мира по самбо А.И. Иванова,наиболее высокого спортивного результата в спорте спортсмен достигает в возрастеот двадцати до двадцати семи лет, но, к сожалению, при поступлении в высшее учебное заведение спортсмен не имеет возможности достичьпика спортивной формы по ряду причин. Однойиз нихявляется отсутствие данного вида спорта высших достижений на базе того высшего учебного заведения,куда он поступил. Нет моментов урегулирования этих идругих проблем, каждый вуз решает возникшие проблемы индивидуально, нет закона о студенческом спорте в нашем государстве. Хотя если быть точным, то один закон о студенческом спорте все же существует, правда, мало кто о нем знает, это модельный закон«О студенческом спорте», утвержденный Постановлением Межпарламентской Ассамблеи государствучастников содружества независимых государств № 219 от16 июня 2003 г. в СанктПетербурге. Одна из статей гласит, что государство обеспечиваетформированиегосударственного бюджетаобразовательныхучрежденийв части расходов на физическую культуруиспорт,определенияпорядкафинансированиясистемы спортивногообразованиястудентов, подготовки спортсменов высокого класса, оказания помощи спортивным клубам [3]. Много ли вузов могут похвастаться отдельной государственной поддержкой? К сожалению,этот вопрос пока нами до конца не исследован.Таким образом, можно с достаточной определенностью сказать, чтоналицо следующие противоречия: отсутствиеобоснованной координации в деятельности министерств образования и наукии министерств спорта РФ и регионов в области программ по развитию студенческого спорта,отсутствие интеграции отечественной системы студенческого спорта в международную систему; невостребованность огромного потенциала студентов вузов как спортсменов высших достижений. При этом всфере образования отмечается пристальное внимание к развитию физической культурыи спорта. Примером могут послужить новые нормативноправовые акты в этой области. Одними из последних таких нормативных актов стали: Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2013 г.№ 1367«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образованияпрограммам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры».Особенно следует отметитьв законе «Об образовании в Российской Федерации»статьи,касающиеся физической культуры и спорта,27, 28,34,41,43[4]. Однако нет акцента на спорт как отдельный сегмент физической культуры и спортвысшихдостижений. Если рассматривать ФЗ Российской Федерации«О физической культуре и спорте», то в нем содержится только определение такого понятия,как «студенческий спорт», который выступает отличным от спорта высших достижений и олимпийского спорта. Как установлено в ст. 2 этого закона, студенческий спорт это часть спорта, направленная на физическое воспитание и физическую подготовку обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, их подготовку к участию и участие в физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях, в том числе в официальных [5].Исходя из данного определения, можно сделать вывод, что студенческий спорт может и не относиться к той части спорта, которая является спортом высших достижений. В то же время в специальнойлитературе по спортивному праву студенческий спорт характеризуется именно как составная часть мирового спорта высших достижений. И на студенческой Универсиаде в Казаниминистр спорта России В.Л. Мутко поставил приоритетные цели и задачи в области студенческого спорта: «Студенческий спорт в России должен стать базой, основой для спорта высших достижений и профессионального спорта страны. Вопрос обеспечения подготовки национальных и студенческих сборных команд страны является актуальным и требующим своего решения на местах». Несомненно, важны целевые ориентиры в развитии студенческого спорта, озвученные президентом России В.В. Путиным на заседании Совета при Президенте по развитию физической культуры и спорта в Казани:«Развитие студенческого спорта…одно из важных направлений социальной политики, целью которой является устойчивое духовное и физическое развитие молодежи через интеграцию образования, спорта и культуры. Ибезусловно, мы должны сделать все, чтобы наши планы в сфере студенческого спорта в ближайшие годы и на перспективу были реализованы».В ст. 8 ФЗ «О развитии физической культуры и спорта» отмечается, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации за счет средств собственных бюджетов вправе, например, оказывать содействие развитию детскоюношеского спорта, школьного спорта, студенческого спорта, массового спорта, спорта высших достижений и профессионального спорта [6]. Также они могутустанавливать дополнительное материальное обеспечение лицам, имеющим выдающиеся достижения и особые заслуги перед странойв области физической культуры и спорта. Получается, что развитие студенческого спорта и спорта высших достижений относится к компетенции игосударства, и егосубъектов. И тут же есть отличия в частности,в правовомобеспечении(его содержанииустановленииосновных или дополнительных правовых стимулов и др.), источникахфинансирования. Поэтомумногие вузы с целью экономии средств на основные виды деятельностивполне могут руководствоваться то одним законом, тодругими по минимуму выделять средства на студенческий спорт высших достижений, ссылаться на отсутствие бюджетных средств на данные цели.Практически большинство вузов Самарской области выделяют очень незначительные средства на развитие спорта, нет условий для развития спорта высших достижений, даже если есть талантливые спортсмены,нет средств для их дальнейшего становления как спортсменов чемпионов мира и Олимпийских игр.С другой стороны,специфика студенческого спорта в целомсвидетельствуето том, что эта сфера должна регулироваться не только собственно законодательством о физической культуре и спорте, но и законодательством об образовании (в широком смысле этого слова). Думается, что такой подход явствует из позиции законодателя, согласно которой одним из элементов системы образования выступает физическая культура и спорт [7].
Ссылки на источники1.Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному собранию от 12 декабря 2013г. URL: http://www.kremlin.ru/news/19825(дата обращения 1.08.2014).2.Шиховцов Ю.В., Шиховцова Л.Г., Королев А.Г., Белова О.В. Понятие и особенности общественных отношений в сфере профессионального спорта // Известия института систем управления Самарского государственного экономического университета. Самара: Издво: Самар.гос.экон.унта, 2012. № 12 (45).С.1216.
3.Постановление межпарламентской ассамблеи государствучастников содружества независимых государств № 219 от 16 июня 2003. URL: http://pravo.levonevsky.org/bazaby09/sbor41/text41218.htm(дата обращения 1.04.2014).4.
Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273ФЗ от 1 сентября 2013.URL:http://www.zakonrf.info/zakonobobrazovaniivrf/4/(датаобращения 1.04.2014).Федеральный закон Российской Федерации от 4 декабря 2007.№329ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». URL:http://www.rg.ru/2007/12/08/sportdoc.htm(дата обращения 1.04.2014).6.Постановление межпарламентской ассамблеи государствучастников содружества независимых государств № 219 от 16 июня 2003.7.Федеральный закон Российской Федерации от 4 декабря 2007.№329ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».Ст. 28.
LidiyaIvanova,
Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor, Head of the chairof physical education,Samara State University of Economics, Samarakfv2012@mail.ruOlgaKazakova,
Candidate of Pedagogic Sciences, senior lecturerat the chairof physical education,Samara State University of Economics, Samara
kazakova.kpn@gmail.comStudents’sports as high performance sportsAbstract.The papercompares the concept of sports, high performance sports, students’sports;discusses the laws of the Russian Federation, makes the offersin this field. Theexample of success of Russian sport in recent years washoldingtheinternational competitions, which were entrusted to Russia in recognition of its authority in sport: XXVII World Summer Universiade in Kazan (2013), World Championships in Athletics in Moscow (2013), World Aquatics Championships. in Kazan (2014), XXII Olympic Winter Games and XI Paralympic Winter Games in Sochi (2014).Keywords: students’sport, high performance sports, Olympic sports, Olympic and Paralympic Games in Sochi, the Federal Law of the Russian Federation.References1.Poslanie Prezidenta Rossijskoj Federacii V.V. Putina Federal'nomu sobraniju ot 12 dekabrja 2013 g. Available at: http://www.kremlin.ru/news/19825 (data obrashhenija 1.08.2014)(Russian).2.Shihovcov,Ju. V., Shihovcova,L. G., Korolev,A. G.&Belova,O. V. (2012) “Ponjatiei osobennosti obshhestvennyh otnoshenij v sfere professional'nogo sporta”,Izvestija instituta sistem upravlenija Samarskogo gosudarstvennogo jekonomicheskogo universiteta, IzdvoSamar. gos. jekon. unta,Samara, №12 (45), pp.1216(Russian). 3.Postanovlenie mezhparlamentskoj assamblei gosudarstvuchastnikov sodruzhestva nezavisimyh gosudarstv № 219 ot 16 ijunja 2003.Available at: http://pravo.levonevsky.org/bazaby09/sbor41/text41218.htm (data obrashhenija 1.04.2014)(Russian).4.Federal'nyj zakonRF “Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii”№ 273FZ ot 1 sentjabrja 2013.Available at:http://www.zakonrf.info/zakonobobrazovaniivrf/4/ (data obrashhenija 1.04.2014)(Russian).5.Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 4 dekabrja 2007. № 329FZ “Ofizicheskoj kul'ture i sporte v Rossijskoj Federacii”. Available at: http://www.rg.ru/2007/12/08/sportdoc.htm(data obrashhenija 1.04.2014) (Russian).6.Postanovlenie mezhparlamentskoj assamblei gosudarstvuchastnikov sodruzhestva nezavisimyh gosudarstv№ 219 ot 16 ijunja 2003(Russian).7.Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 4 dekabrja 2007. № 329FZ “O fizicheskoj kul'ture i sporte v Rossijskoj Federacii”, st. 28(Russian).
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Казакова Ольга Александровна,кандидат педагогическихнаук, ст. преподаватель ФГБОУ ВПО«Самарский государственный экономический университет», г. Самараkazakova.kpn@gmail.com
Студенческий спорт как спорт высоких спортивных достижений
Аннотация.В статье сравниваются понятия спорта, спорта высших достижений, студенческого спорта, рассматриваются законы РФ, выдвигаются предложения в данной сфере деятельности. Примером успехов российского спорта в последние годы стало проведение соревнований международного уровня, которые были доверены России в знак признания ее авторитета в спорте.Ключевые слова: студенческий спорт, спорт высших достижений, олимпийский спорт, Олимпийские и Паралимпийские игры в Сочи.Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Во второй половине XX столетия отмечается значительное влияние спорта как социального института на развитие личности, на сознание и общественную жизнь людей. Углубились интегративные процессы и внедрение спорта в социальные структуры общества, продолжают активно проявлять себя современные тенденции интенсивного развития спорта как самостоятельного социального института, существенно усилилось влияние спорта на экономику, культуру и образование. Спорт стал отражать состояние общества,в котором он развивается. Однако сегодня вРоссии весьма неоднозначная ситуация. Нет ни одной отрасли, определяющей мощь государства, где бы не было проблем.Экономика России только набирает мощь. Развитие и всесторонняя поддержка спорта и физической культуры воспринимаются в Россиикак важный ресурс укрепления здоровья граждан, формирования здорового образа жизни молодого поколения, повышения спортивного имиджа страны. В свете социальнополитических преобразований, направленных на построение правового, демократического общества, впервые государство создает возможности для развития и процветания спорта высшихдостижений. Примеромуспехов российского спорта в последние годы стало проведение соревнований международного уровня, которые были доверены России в знак признания ее авторитета в спорте: XXVIIВсемирная летняя Универсиадав Казани (2013г.), чемпионат мира по лёгкой атлетике в Москве (2013 г.), чемпионат мира по водным видам спортав Казани (2014 г.), XXIIОлимпийские зимние игры и XIПаралимпийские зимние игрыв Сочи (2014 г.).Организаторы XXIIОлимпийских зимних игр провели самые инновационные Игры, которые выразили характер новой России и вдохновиливесь мир. Президент МОК Томас Бах назвал Олимпийские игры в Сочи превосходными с точки зрения их организации и отметил слаженную работу всех участников. Россия заняла первое место и еще раз укрепила свои позиции в международном рейтинге. XIПаралимпийские зимние игры2014 в Сочипоразили весь мир. Такого мощного и слаженного прорыва в паралимпийском движении России не ожидал никто. Но Россия в очередной раз доказала свои возможности. Особое внимание к вопросам развития студенческого спорта в России было уделено в Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному собранию от 12 декабря 2012г.: «Важнейшее направлениеразвитие физическойкультуры и спорта, особенно среди молодежи. Ведь именно для того, чтобы побудить людей заниматься спортом, чтобы занятие физкультурой и спортом стало модным, престижным делом, мы и организуем в нашей стране крупнейшие международные соревнования»[1].Именно поэтому настораживает отсутствие на таких глобальных для всей России турнирах спортсменов Самарской области.Российская Федерация с успехом показывает всему миру роль физической культуры и спорта в формировании национальнойидеи, заключающейся в культе здоровья, воспитаниичувства гордости и поднятиипрестижа страны на международной арене.Как отмечается в статье Ю.В. Шиховцова и соавторов, за последние годы правовые отношения в спорте и спортивной индустрии претерпели существенные изменения: во многом расформировалась система управления физической культуройи спортом, поновому выстраиваются финансовые отношения между государством и спортивными организациями, на иных принципах производится государственное регулирование физкультурноспортивных отношений на федеральном и региональном уровнях [2].Однако этого недостаточно;то, что делается в области спорта нагосударственном уровне, сегодня не всегда правильно принимается регионами,имеры, которые должны быть направлены на обеспечение оптимальных условий для развития физической культуры и спорта в целом по отрасли,не всегда точноориентированынаопределеннойрезультат. Очень часто регионы берут в расчет практически все направления спортивной отрасли без выделения приоритетных сегментов. К сожалению, такой всеобъемлющий подход не может принести должных результатов, учитывая среднесрочные временные рамки целевых программ развития физической культуры и спорта. При этом в большинстве программ такой огромный пласт,как студенческая молодежь, востребован оченьнезначительно.
На сегодняшний день студенческая молодежь является наибольшей категорией населенияпо численному составу,организованной по месту получения образования. Студенчество тасоциальная база, на основе которой можно закреплять инновационные методы и формы подготовки студентовспортсменов высшихдостижений. В спорте человек стремится расширить границы своих возможностей, это огромный мир эмоций, порождаемых успехами и неудачами. Спорт это популярнейшее зрелище, действенное средство воспитания и самовоспитания человека, в нем присутствует сложнейший процесс межчеловеческих отношений, которые крайне необходимо развивать в детском и студенческом возрасте.Спорт это собственно соревновательная деятельность и специальная подготовка к ней. Он живет по определенным правилам и нормам поведения. В нем ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, требующих мобилизации физических, психических и нравственных качеств человека. Поэтому роль спорта в студенческой средена данный момент становится наиболее популярной и значимой. В данный период через образовательновоспитательный процесснеобходимо реализовывать прорыв студенческого спорта на высокий уровень «Лучший студент тот, кто занимается спортом».
Достижения на соревнованиях различного ранга самарских студентовспортсменов являются бесспорным доказательством того, что студенческая молодежьактивный и реальный носитель спортивного духа и спортивного совершенствования. Студентыспортсмены, достигшие высоких результатовкак в сфере учебы, так и в сфере спорта, должны еще больше укреплять и пропагандироватьмотивациюк занятиям спортом.К сожалению, в последнее десятилетие изза недостатка организационных и финансовых ресурсов и внимания со стороны государственных органов этот некогда колоссальный потенциал во многом был утерян.Так,студенты Самарской области по многим видам спорта занимали призовые места на международных и российских аренах, на сегодняшний день Самарскаяобласть потеряла свои позиции. Нет сильногостуденческого общества «Буревестник», нет хорошего финансирования студентовспортсменов на соревнования разного уровня. Вузы Самарской области выживают поодиночке.
Однако спортивный потенциал студенческой молодежи Самарской области настолько высок, что,по существу,можетобъять все направления спортивной деятельности в учебнотренировочном процессе и достичь позиций призеровОлимпийских игр и чемпионов мира, необходимо лишь только помочь, показать общую заинтересованность правительства в студенческом спорте. Не подлежит сомнению факт, что для достижения наивысших результатовв спорте необходимо акцентировать внимание государственных структур на возрождениии финансированиистуденческого спорта в высших учебных заведениях.Студенческий спорт должен стать базовым сегментом для развития спорта высшихдостижений. По авторитетному мнению В. И.Ильинича, период обучения будущих специалистовв вузе практически совпадает с периодом достижения наивысшихспортивныхрезультатов в избранном виде спорта.Спортивная деятельность одаренных студентов, которые способны показывать наивысшие спортивные результаты в том или ином виде спорта,в значительной мере определяется способностью индивида к осознанию и глубокому пониманию объективных закономерностей роста результатов; механизма воздействия спортивных упражнений на организм, включая его биологические и социальные аспекты. Стремительный рост спортивных достижений; усиление конкуренции на международной арене; постоянное повышение роли спортав развитии и совершенствовании не только отдельной личности, но и общества в целом «омолодили» возраст участников высококвалифицированных спортивных соревнований, определили престиж спортивной деятельности в студенческой среде. В силу более сознательногопсихологовозрастного состояния студенчество является той социальной базой, на основе которой можно апробировать и закреплять инновационные методы и формы подготовки спортсменов в цикле четырехлетнего периода, для достижениянаивысших результатов в спорте(чемпионов России, мира и призеров Олимпийских игр). Студенческий спорт может быть выделенв отдельно взятый сегментв качестве экспериментальноинновационной площадки с целью апробирования новых подходов в развитии системы по подготовке высококвалифицированных спортсменовстудентов.По мнению четырехкратного чемпиона мира по самбо А.И. Иванова,наиболее высокого спортивного результата в спорте спортсмен достигает в возрастеот двадцати до двадцати семи лет, но, к сожалению, при поступлении в высшее учебное заведение спортсмен не имеет возможности достичьпика спортивной формы по ряду причин. Однойиз нихявляется отсутствие данного вида спорта высших достижений на базе того высшего учебного заведения,куда он поступил. Нет моментов урегулирования этих идругих проблем, каждый вуз решает возникшие проблемы индивидуально, нет закона о студенческом спорте в нашем государстве. Хотя если быть точным, то один закон о студенческом спорте все же существует, правда, мало кто о нем знает, это модельный закон«О студенческом спорте», утвержденный Постановлением Межпарламентской Ассамблеи государствучастников содружества независимых государств № 219 от16 июня 2003 г. в СанктПетербурге. Одна из статей гласит, что государство обеспечиваетформированиегосударственного бюджетаобразовательныхучрежденийв части расходов на физическую культуруиспорт,определенияпорядкафинансированиясистемы спортивногообразованиястудентов, подготовки спортсменов высокого класса, оказания помощи спортивным клубам [3]. Много ли вузов могут похвастаться отдельной государственной поддержкой? К сожалению,этот вопрос пока нами до конца не исследован.Таким образом, можно с достаточной определенностью сказать, чтоналицо следующие противоречия: отсутствиеобоснованной координации в деятельности министерств образования и наукии министерств спорта РФ и регионов в области программ по развитию студенческого спорта,отсутствие интеграции отечественной системы студенческого спорта в международную систему; невостребованность огромного потенциала студентов вузов как спортсменов высших достижений. При этом всфере образования отмечается пристальное внимание к развитию физической культурыи спорта. Примером могут послужить новые нормативноправовые акты в этой области. Одними из последних таких нормативных актов стали: Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2013 г.№ 1367«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образованияпрограммам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры».Особенно следует отметитьв законе «Об образовании в Российской Федерации»статьи,касающиеся физической культуры и спорта,27, 28,34,41,43[4]. Однако нет акцента на спорт как отдельный сегмент физической культуры и спортвысшихдостижений. Если рассматривать ФЗ Российской Федерации«О физической культуре и спорте», то в нем содержится только определение такого понятия,как «студенческий спорт», который выступает отличным от спорта высших достижений и олимпийского спорта. Как установлено в ст. 2 этого закона, студенческий спорт это часть спорта, направленная на физическое воспитание и физическую подготовку обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, их подготовку к участию и участие в физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях, в том числе в официальных [5].Исходя из данного определения, можно сделать вывод, что студенческий спорт может и не относиться к той части спорта, которая является спортом высших достижений. В то же время в специальнойлитературе по спортивному праву студенческий спорт характеризуется именно как составная часть мирового спорта высших достижений. И на студенческой Универсиаде в Казаниминистр спорта России В.Л. Мутко поставил приоритетные цели и задачи в области студенческого спорта: «Студенческий спорт в России должен стать базой, основой для спорта высших достижений и профессионального спорта страны. Вопрос обеспечения подготовки национальных и студенческих сборных команд страны является актуальным и требующим своего решения на местах». Несомненно, важны целевые ориентиры в развитии студенческого спорта, озвученные президентом России В.В. Путиным на заседании Совета при Президенте по развитию физической культуры и спорта в Казани:«Развитие студенческого спорта…одно из важных направлений социальной политики, целью которой является устойчивое духовное и физическое развитие молодежи через интеграцию образования, спорта и культуры. Ибезусловно, мы должны сделать все, чтобы наши планы в сфере студенческого спорта в ближайшие годы и на перспективу были реализованы».В ст. 8 ФЗ «О развитии физической культуры и спорта» отмечается, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации за счет средств собственных бюджетов вправе, например, оказывать содействие развитию детскоюношеского спорта, школьного спорта, студенческого спорта, массового спорта, спорта высших достижений и профессионального спорта [6]. Также они могутустанавливать дополнительное материальное обеспечение лицам, имеющим выдающиеся достижения и особые заслуги перед странойв области физической культуры и спорта. Получается, что развитие студенческого спорта и спорта высших достижений относится к компетенции игосударства, и егосубъектов. И тут же есть отличия в частности,в правовомобеспечении(его содержанииустановленииосновных или дополнительных правовых стимулов и др.), источникахфинансирования. Поэтомумногие вузы с целью экономии средств на основные виды деятельностивполне могут руководствоваться то одним законом, тодругими по минимуму выделять средства на студенческий спорт высших достижений, ссылаться на отсутствие бюджетных средств на данные цели.Практически большинство вузов Самарской области выделяют очень незначительные средства на развитие спорта, нет условий для развития спорта высших достижений, даже если есть талантливые спортсмены,нет средств для их дальнейшего становления как спортсменов чемпионов мира и Олимпийских игр.С другой стороны,специфика студенческого спорта в целомсвидетельствуето том, что эта сфера должна регулироваться не только собственно законодательством о физической культуре и спорте, но и законодательством об образовании (в широком смысле этого слова). Думается, что такой подход явствует из позиции законодателя, согласно которой одним из элементов системы образования выступает физическая культура и спорт [7].
Ссылки на источники1.Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному собранию от 12 декабря 2013г. URL: http://www.kremlin.ru/news/19825(дата обращения 1.08.2014).2.Шиховцов Ю.В., Шиховцова Л.Г., Королев А.Г., Белова О.В. Понятие и особенности общественных отношений в сфере профессионального спорта // Известия института систем управления Самарского государственного экономического университета. Самара: Издво: Самар.гос.экон.унта, 2012. № 12 (45).С.1216.
3.Постановление межпарламентской ассамблеи государствучастников содружества независимых государств № 219 от 16 июня 2003. URL: http://pravo.levonevsky.org/bazaby09/sbor41/text41218.htm(дата обращения 1.04.2014).4.
Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273ФЗ от 1 сентября 2013.URL:http://www.zakonrf.info/zakonobobrazovaniivrf/4/(датаобращения 1.04.2014).Федеральный закон Российской Федерации от 4 декабря 2007.№329ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». URL:http://www.rg.ru/2007/12/08/sportdoc.htm(дата обращения 1.04.2014).6.Постановление межпарламентской ассамблеи государствучастников содружества независимых государств № 219 от 16 июня 2003.7.Федеральный закон Российской Федерации от 4 декабря 2007.№329ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».Ст. 28.
LidiyaIvanova,
Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor, Head of the chairof physical education,Samara State University of Economics, Samarakfv2012@mail.ruOlgaKazakova,
Candidate of Pedagogic Sciences, senior lecturerat the chairof physical education,Samara State University of Economics, Samara
kazakova.kpn@gmail.comStudents’sports as high performance sportsAbstract.The papercompares the concept of sports, high performance sports, students’sports;discusses the laws of the Russian Federation, makes the offersin this field. Theexample of success of Russian sport in recent years washoldingtheinternational competitions, which were entrusted to Russia in recognition of its authority in sport: XXVII World Summer Universiade in Kazan (2013), World Championships in Athletics in Moscow (2013), World Aquatics Championships. in Kazan (2014), XXII Olympic Winter Games and XI Paralympic Winter Games in Sochi (2014).Keywords: students’sport, high performance sports, Olympic sports, Olympic and Paralympic Games in Sochi, the Federal Law of the Russian Federation.References1.Poslanie Prezidenta Rossijskoj Federacii V.V. Putina Federal'nomu sobraniju ot 12 dekabrja 2013 g. Available at: http://www.kremlin.ru/news/19825 (data obrashhenija 1.08.2014)(Russian).2.Shihovcov,Ju. V., Shihovcova,L. G., Korolev,A. G.&Belova,O. V. (2012) “Ponjatiei osobennosti obshhestvennyh otnoshenij v sfere professional'nogo sporta”,Izvestija instituta sistem upravlenija Samarskogo gosudarstvennogo jekonomicheskogo universiteta, IzdvoSamar. gos. jekon. unta,Samara, №12 (45), pp.1216(Russian). 3.Postanovlenie mezhparlamentskoj assamblei gosudarstvuchastnikov sodruzhestva nezavisimyh gosudarstv № 219 ot 16 ijunja 2003.Available at: http://pravo.levonevsky.org/bazaby09/sbor41/text41218.htm (data obrashhenija 1.04.2014)(Russian).4.Federal'nyj zakonRF “Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii”№ 273FZ ot 1 sentjabrja 2013.Available at:http://www.zakonrf.info/zakonobobrazovaniivrf/4/ (data obrashhenija 1.04.2014)(Russian).5.Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 4 dekabrja 2007. № 329FZ “Ofizicheskoj kul'ture i sporte v Rossijskoj Federacii”. Available at: http://www.rg.ru/2007/12/08/sportdoc.htm(data obrashhenija 1.04.2014) (Russian).6.Postanovlenie mezhparlamentskoj assamblei gosudarstvuchastnikov sodruzhestva nezavisimyh gosudarstv№ 219 ot 16 ijunja 2003(Russian).7.Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 4 dekabrja 2007. № 329FZ “O fizicheskoj kul'ture i sporte v Rossijskoj Federacii”, st. 28(Russian).
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»