Формирование здорового образа жизни молодежи как процесс социальной адаптации
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Шехтман
А.
В. Формирование здорового образа жизни молодежи как процесс социальной адаптации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – № 11 (ноябрь). – С.
46–50. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/14306.htm.
Аннотация. Автор рассматривает проблему формирования здорового образа жизни молодежи с позиций комплексного подхода. Это предполагает анализ социальных факторов, которые определяют образ жизни молодежи. Результаты социологических исследований свидетельствуют о том, что ценность здоровья в сознании молодежи связана с уровнем и качеством жизни.
Ключевые слова:
здоровый образ жизни, качество жизни, комплексный подход, условия социализации молодежи
Текст статьи
ШехтманАлександрВикторович,заведующийаналитическимотделомМуниципальногообразовательногоучреждениядополнительногопрофессиональногообразования«РесурсныйцентргородскогоокругаТольятти»,г.Тольяттиosk@edu.tgl.ru
Формированиездоровогообразажизнимолодежи
какпроцесссоциальнойадаптации
Аннотация.Авторрассматриваетпроблемуформированияздоровогообразажизнимолодежиспозицийкомплексногоподхода.Этопредполагаетанализсоциальныхфакторов,которыеопределяютобразжизнимолодежи.Результатысоциологическихисследованийсвидетельствуютотом,чтоценностьздоровьявсознаниимолодежисвязанасуровнемикачествомжизни.Ключевыеслова:здоровыйобразжизни,комплексныйподход,качествожизни,условиясоциализациимолодежи.Раздел:(03)философия;социология;политология;правоведение;науковедение.
Актуальностьпроблемздоровогообразажизнивнастоящеевремятрудноподвергнутьсомнению.Однакопрактическоерешениеэтихпроблемвызываетбольшиетрудностивсвязимасштабностьюикомплексностьюмер,необходимыхдлякардинальногорешенияданныхпроблем.Здоровыйобразжизнивнастоящеевремяширокопропагандируетсясредиразличныхслоевнаселениявсвязисзаботойопрофилактикеразличныхзаболеваний,контролемнадвесом,омоложением.Даннаяпропаганданаправленанараспространениеразличныхбиологическихдобавок,медицинскихприборов,косметическихигигиеническихсредствит.д.иявляетсячастьюприбыльногобизнеса[1].Сдругойстороны,информацияоздоровомобразежизнисвязанасраспространениеммедицинскогодискурсавсферах,которыетрадиционнонеявлялисьпредметоммедицинскойпрактики.Вэтомсмыслеуместновестиречьоздоровьеилиболезняхнетолькоотдельногочеловека,ноиотдельныхсферобщества,напримерэкономики,культурыит.д.,атакжеобществавцелом.Проблемыздоровогообразажизнинередкорассматриваютсявконтекстекачестважизнинаселениявопределенномрегионеилигосударстве.ВРоссиисостояниездоровьяподрастающегопоколенияприобрелоугрожающийхарактер.Начинаяс1991г.динамичнонарастаетзаболеваемостьпотакимгруппам,какболезниэндокриннойсистемы,расстройствапищеварения,нарушенияобменавеществииммунитета,болезникрови.Возрослочисловпервыеустановленныхболезнейнервнойсистемыиоргановчувств.Долиэтихболезнейвобщемчислезаболеванийвырослис7до10%.Наблюдаетсязначительныйростособоопасныхболезней.Заболеваемостьдетейзлокачественныминовообразованиямивозрослазаэтотпериодна18%,олигофрениейна24%,туберкулезомв1,7раза.Числослучаевзаболеванийдетейсифилисомувеличилосьс38до2626.Непоследнююрольвэтомиграетростпедофилиикакследствиеактивнокультивируемойвпоследнеедесятилетиесексуальнополовойразнузданности.Аналогичнатенденцияухудшенияздоровьяподростков.Сегоднядоляздоровыхсредиподростковсоставляетоколочетверти[2].
Историческивнашейстранеотдельнаячеловеческаяжизньникогданеобладалавысокойценностьюниспозициигосударства,нивглазахотдельногочеловека.Врезультатетакогоотношениякжизнииздоровьюнашастранавходитвчислостранссамойвысокойсмертностьюиззанесчастныхслучаев,курения,алкоголизмаидругихподобныхпричин,непосредственнонесвязанныхсболезнями.КурениеважнаяустранимаяпричинаболезнейипреждевременнойсмертинаселенияРоссии.Встранеежегодновыкуривается230млрдштуксигарет,чтопозволяетотнестиРоссиюкчислупятистран,лидирующихпопотреблениютабака.Впоследниегодыстранавышланаодноизпервыхместпоуровнюпотребленияалкоголяидостиглапоказателя1215литровчистогоэтаноланачеловекавгод.Приэтомистинноепотреблениеалкоголяструдомподдаетсяоценкевсвязисосложностьюопределенияобъемовкустарногоизготовленияалкоголя,контрабандной,контрафактнойифальсифицированнойалкогольнойпродукции.Проблемойнациональнойбезопасностистановятсянаркотики.Согласнооценкамотечественныхизарубежныхэкспертов,впределахРоссийскойФедерацииежегодноотмываетсяот2,5до7млднаркоденег.Присокращающейсятенденциичислолиц,употребляющихнаркотическиеипсихотропныевещества,ужевпервомдесятилетииXXIв.можетпревысить3млнчеловек.Такимобразом,современныекритериисоциальноэкономическогоразвитиявключаюткритериисоциальногоблагополучиянаселения,средикоторыхбольшоезначениеимеютпоказателиздоровьянаселения.Всовременнойнаукевсеболееширокоеприменениенаходитпонятие«социальноездоровье»,котороеотображаетпризнаниефакта,чтофизическоесостояниездоровьянаселениязависитотвлиянияцелогокомплексасоциальныхфакторов.Вподходекопределениюсоциальногоздоровьясложилосьдванаправления.Врамкахпервогосоциальноездоровьерассматриваетсякакразновидностьздоровья.Согласновторому,оченьваженкультурныйконтекст,которыйрассматриваетсякакоснованиеформированияздоровья.Такимобразом,большоезначениепридаетсяотношениюкздоровьюкаксоциальнойценности.Развиваяпредставлениеосоциальномздоровье,мыучитываемопределениепонятияздоровьякакфизическогоисоциальногоблагополучия,анетолькокакотсутствияболезнейидефектовулюдей.ТакоепониманиездоровьяпринятовнастоящеевремяВсемирнойорганизациейздравоохранения[3].
Социальноездоровьеобществаявляетсямеройкачестважизниисостоянияструктурсоциума,егодинамики.Главнымисоставляющимиздоровьяявляютсяиндивидуальные,личностныеисоциальныекомпоненты,формированиекоторыхпроисходитпривзаимодействиитрехначалфизического,психологическогоисоциального[4].Количественныеикачественныепоказателисоциальногоздоровьяраскрываютсячерезпризнакисоциальногомногомерногопространства,лежащиевплоскостяхоснованийисоставляющихсоциальногоздоровья.Количественныекритериинаходятвыражениевотсутствиихроническихзаболеваний,невротическихпроявлений,высокойтрудоспособностиит.д.населенияразличныхсоциальныхгрупп.Качественнымикритериямисоциальногоздоровьявыступаютуспешностьилинеуспешностьсоциальнойадаптации,уровеньсоциальнойактивности,деятельности,отношениексвоемуздоровью,социальноесамочувствиенаселения.Специалистыразногопрофиля,втомчислеивобластимедицины,признают,чтокультураздоровьяопределяетосновнойвекторразвитиясоциума[5].Понятие«социальноездоровье»можетиспользоватьсяпоотношениюкопределеннойсоциальнойгруппе,напримермолодежи.Вэтомконтекстеоновыступаетпонятием,характеризующимразличныестороныжизнедеятельности(образ,стильжизни)молодежииразличныхеекатегорий;состояниесамогосубъекта(демографическиепараметры,показателифизическогоипсихическогоздоровья);условияжизнедеятельности(уровеньжизнимолодогопоколения).Категория«социальноездоровье»направляетвниманиеисследователейнаизучениепроблем,предполагающихприменениекомплексногоподходапоотношениюкусловиямсоциализациимолодежи.Успешностьадаптациимолодежикдинамичноменяющимсяусловиямсоциумапроявляетсявтом,чтоэтотпроцессдолжениметьопережающийхарактер.Этоозначает,чтопроблемавыборажизненныхцелейиценностейотдельнымипредставителямиподрастающегопоколенияявляетсянесугуболичнымделом,априобретаетширокоеобщественноезначение,таккакопределяетперспективыразвитияобщества.
Всентябре2010г.былопроведеносоциологическоеисследование«Здоровыйобразжизни»,позволяющеесвоевременноопределитьпроблемныезоныворганизациидеятельностипоформированиюнавыковздоровогообразажизнивобщеобразовательныхучрежденияхг.о.Тольятти.
Исследованиепроводилосьметодоманкетированиясредиучащихся8х,10хклассов44муниципальныхобщеобразовательныхучреждений.Следуетподчеркнуть,чтовсеэтиМОУбыливключеныввыборкуисследованиянаоснованииихсобственныхзаявок.Этоещеразподтверждаетактуальностьпроблемыдлягородскогопедагогическогосообщества.Былоопрошено3636учащихся.Впервыеподобноеисследованиепроходилов2005г.,затемв2007г.,итеперьестьвозможностьсопоставленияианализаситуациипорядупозицийвинтервале35лет.Модельисследованияпозволяетизучитьпроцессформированиясистемыжизненныхценностейнаосновесравненияответовучащихсясреднихистаршихклассов.Данные,приведенныевтаблице,демонстрируют,чтопомеревзросленияподросткипридаютбольшеезначениематериальномудостатку,интереснойработе,собственномужилью,детям.Относительностабильнымиявляютсяценностиздоровья,образования,хорошихиверныхдрузей,хорошихотношенийвсемье.
Методикапроведенияопросав2007г.предполагала,чтоподросткимогутвыбратьлюбоеколичествовариантовответов,ав2002г.былиограничениянеболеетрехвариантовответа.Этотфакторнужноучитыватьприсравнениирезультатованкетированиястаршеклассниковв2002ив2007гг.,оннаходитвыражениевтом,чтов2008г.былиполученыболеевесомыевпроцентномотношениирезультаты.Однакоеслиабстрагироватьсяотпроцентовипринятьвовниманиерейтинг,томыобнаружимсущественноеизменениеприоритетов.Врейтинге2002г.материальныйдостатокбылнапервомместе,в2007г.онсместилсянапятоеместо.Апервоеместоврейтинге2007г.занимает«здоровье»,пятьлетназадэтаценностьбыланавторомместе.Поднялсярейтингхорошихотношенийвсемьеиверныхдрузей.Образованиезанимаетвобоихрейтингахтретьеместо,ценность«дети»опустиласьсседьмогоместанавосьмое,а«собственноежилье»подняласьсвосьмогонаседьмое.Снизилсярейтинг«интереснойработы»счетвертогопятогоместанашестое.
Такимобразом,подрастающеепоколение,посравнениюсихстаршимитоварищами,ориентировановбольшейстепенинагуманистическиеииндивидуалистическиеценностиипридаетменьшеезначениематериальномудостатку,атакжеработе.
Ответыреспондентовнавопрос
«КакиежизненныеценностиявляютсядляВаснаиболееважными?»(%)
Ценности2007г.2010г.Здоровье8681Образование8278Хорошиеотношениявсемье7876Хорошиеиверныедрузья7774Материальныйдостаток6359Интереснаяработа5754Хорошие,здоровые,умныедети5751Собственноежилье5445
Вцеломприоритетымолодежиостаютсянеизменными.Лидеромопросапопрежнемуостаетсяздоровье.81%опрошенныхсчитают,чтохорошеездоровьеэтонаиболееважнаяценностьвжизни.Ещетрикатегориижизненныхценностейможноотнестикведущим.Образование,хорошиеотношениявсемьеиверныедрузьяотметили78,76и74%юношейидевушексоответственно.
Нельзясказать,чтооставшиесячетырепунктаизпредложенныхжизненныхценностей,которыезамыкаютрейтинговуютаблицу,совсемневажныдлястаршеклассников.Ихотмечаетболееполовиныреспондентов,аважностьсобственногожильяотметили45%учеников.Нопопопулярностиониотстаютотчетверкилидеров.Очевидно,проблемасобственногожильяещенетакактуальнавподростковомвозрасте.Материальнаяобеспеченностьсемьисвязанассистемойжизненныхценностейподростков.Респондентыизсемейсдостаткомвышесреднегочащеотмечаютважностьобразования(С=0,074),здоровья(С=0,088),семьи(С=0,064),детей(С=0,086)идрузей(С=0,075).ВскобкахуказанызначениякоэффициентовкорреляцииПирсона,характеризующиестепеньвзаимосвязипризнаковпомереихприближениякединицевпределах1%.
Аналогичныезависимостиобнаруженыприрассмотрениипоказателейуспеваемостииструктурыценностей.Подросткисвысокимипоказателямиуспеваемостичащеподчеркиваютзначениеобразования(С=0,110),здоровья(C=0,04),детей(C=0,061)идрузей(C=0,053).Такимобразом,формированиеструктурыжизненныхценностейподростковзависитотусловийсоциальнойадаптацииреспондентов.Позитивныйжизненныйнастройвбольшеймерехарактеризуетподростковизобеспеченныхсемей,хорошосправляющихсясошкольнойпрограммой.
Наструктуружизненныхценностейоказываетвлияниеудовлетворенностьорганизациейдосуга.Подростки,которыеотмечаютценностьобразованияиздоровья,чащевыражаютвысокийуровеньудовлетворенностидосугом.КоэффициентыкорреляцииПирсонапоэтимпозициямсоответственноравны0,053и0,062.Учащиеся,которыепризнаютважностьматериальногодостаткаилисобственногожилья,режеудовлетвореныпроведениемсвоегосвободноговремени.Корреляционныезависимостисоставляют0,110)и0,053.Посещениеподросткамикружковтакжеявляетсяфактором,влияющимнасистемужизненныхприоритетовподростков.Респонденты,которыеранеепосещаликружки,новнастоящеевремянепосещают,чащеотмечаютценностиобразования(C=0,067),семьи(C=0,089),детей(C=0,063)идрузей(C=0,068),жилья(C=0,091).Такимобразом,влияниепосещенияналичностныекачестваподростковобнаруживаетсяспустянекотороевремя,аневпроцессеорганизованнойдосуговойдеятельности.Длительноепосещениекружков,секцийоказываетположительноевлияниенаформированиеценностейличностнойсамореализации:образования(C=0,059),работы(C=0,067),семьи(C=0,101),детей(C=0,105).Такимобразом,согласноанкетированиюподростков,здоровьепредставляетсобойоднуизсамыхглавныхжизненныхценностей,котораятесносвязанассоциальнымблагополучиемподрастающегопоколения.АналогичнаятенденцияотмеченавработахИ.В.ЦветковойпоизучениюситуациивТольятти[67].
Однакосмещениеценностиздоровьясовторогоместанапервоенеможетоднозначносвидетельствоватьопозитивныхтенденциях,которыепоследниепятьлетнаблюдаютсявроссийскомобществе.Скорееэтоозначает,чтоподрастающеепоколениеразделяеттревогустаршихзабудущееРоссииинеобходимостьразработкиэффективныхмерпообеспечениюполноценныхусловийжизнинаселения.Здоровьепредставляетсобойгармоничноеединствобиологическихисоциальныхкачеств,обусловленныхврожденнымииприобретеннымивоздействиями.На20%состояниездоровьяопределяетсянаследственностью,на2025%экономическимифакторами,на510%состояниемздравоохранения.Самыммощнымфактором,влияющимназдоровье,являетсяобразжизни,онна50%обеспечиваетполноценноефункционированиеорганизмачеловека,отмечаютТ.Э.ПетроваиА.А.Каравашкин[8].
Современныеисследователирассматриваютздоровьекакмногомерноединамическоесостояниевсегоорганизма,динамикакоторогоопределяетсятремяосновнымикомпонентами.Вопервых,физическойсоставляющейуровнемростаиразвитияоргановисистеморганизма(основойэтогопроцессаявляютсяморфологическиеифункциональныепреобразованияирезервы,обеспечивающиеадекватнуюадаптациюорганизма).Вовторых,психологическойсоставляющейсостояниемпсихической,нравственнойидуховнойсферы(егоосновуопределяетсостояниеобщегодуховногокомфорта,обеспечивающееадекватноеповедение).Такжебольшуюрольиграетсоциальнаясоставляющая,т.е.комплексхарактеристикмотивационнойипотребностноинформационнойсфержизнедеятельности,системаценностей,установокимотивовповеденияиндивидавобществе[9].Всознаниисовременноймолодежиценностьздоровьяиздоровогообразажизниимеетпарадоксальный,противоречивыйхарактер.Опросыстуденческоймолодежисвидетельствуютотом,чтоценностьздоровьяноситинструментальныйхарактер,выступаясредствомдостиженияпоставленныхцелей,удовлетворенияразнообразныхпотребностей.
Четырепятыхюношейидевушексогласныстем,чтоздоровьезависитотихобразажизни,70%респондентовсчитают,чтоонозависитотнихсамих.Междутемполовинареспондентовпризнает,чтоихотношениексобственномуздоровьюсможетизменитьсятольковслучаеболезни,третьвслучаепоявленияпризнаковболезни.Такимобразом,половинаюношейидевушекпридерживаютсятактики«покагромнегрянет…»,астратегииотносительнособственногоздоровьянеимеетсовсем.Понятие«здоровыйобразжизни»,какпоказываютрезультатыисследований,имеетвсознаниимолодежиширокийинеопределенныйсмысл.«Для73,9%учащейсямолодежиЗОЖэтоповедениеидеятельностьчеловека,благотворновлияющаяназдоровье.Для20%респондентовотсутствиевредныхпривычек,адля11,6%отсутствиеболезней»,пишетН.И.Белова[10].
Результатыисследованийсвидетельствуютотом,чтоуспешнаяадаптациямолодежикусловиямсовременногороссийскогообществазависитотцеленаправленногоформированиясистемыпотребностейиценностей,ориентированныхназдоровыйобразжизни.Влияниеобразованиянаэкономическуюсферувыходитзарамкипроизводственныхаспектов,касаетсяпроцессовпотребленияблаг(информации,культурныхценностей,природныхресурсов)и,какследствие,сказываетсянасоциальномразвитии.Этуфункциювсегдавыполнялообразование.Этажефункцияопределяетвомногомсодержаниенеформальноготрудовогообразования,протекающеговсемье.Системаобразованияможетпривноситьвсоциальные,материальныеидуховныепотребностинаучнообоснованныеирациональныестандарты[11].
Вусловияхсовременногороссийскогообществаэтаработаимеетглавнымобразомпросветительский,пропагандистскийхарактер.Примеромформированиярациональныхпотребительскихстандартовчерезсистемуобразованияслужитвведениеучебныхкурсовповопросамприродоохраны,валеологии,социальнойэкологии,здоровогопитания,личнойгигиеныит.д.Однаконасегодняшнийденьработашколы,котораяпроводитсявэтомнаправлении,недостаточноэффективна,таккакненаходитдолжнойподдержкивобществе.Например,внастоящеевремявнашейстранепрактическиотсутствуетсоциальнаяреклама,котораябыпропагандировалаздоровоепитание,затопостоянноприходитсясталкиватьсясрекламой,котораявнушаетпривлекательностьколы,пива,гамбургеров,чипсовидругихпродуктовпитания,вредныхдляздоровья.Изучениестереотиповнациональногосамосознанияпоказывает,чтонапервомместеврейтингеотрицательныхкачеств,присущихроссийскимгражданам,согласноответамполовиныреспондентов,находитсясклонностькпьянству.Даннаяособенность,какотмечаетИ.В.Цветкова,прослеживаетсявответахкакстаршего,такиподрастающегопоколения[12].
Попрошествиипочтидвухлетпосленачалареализациинациональногопроекта«Здоровье»вконце2007г.ИнститутомсоциологииРАНсовместнособщественнойорганизацией«Российскаяассоциацияобщественногоздоровья»былопроведеноисследование«Повышениедоступностипервичноймедицинскойпомощидетямиподросткам»наматериалахг.МосквыиЛипецкойобласти.Вэтомисследованииизучаласьсвоевременностьобращенияродителейиподростковзамедицинскойпомощью.Былоустановлено,чтородителивосновномприходяткврачу,когдаимоченьплохоионинемогутвыйтинаработу.Такоеповедениемотивировалосьнехваткойвремени,загруженностьюработой,домашнимиделамиинежеланиемпосещатьполиклинику.Отмечалось,чтововзрослыхполиклиникахдоступностьмедпомощихуже,чемвдетских.Вотношенииздоровьядетейодниродителиговорили,чтообращаютсякврачамприобнаружениипервыхпризнаковзаболевания(чаще,этоотмечалиродителималенькихдетей),другиекогдаудетейподнимаетсятемпература(вслучаелегкогонедомоганияиспользуютсядомашниесредства).Интервьюссамимиподростками,пришедшимивполиклиникусамостоятельноилисматерями,выявили,чтородителииногданадлительныйсрокоткладываютобращениекврачампоповодуздоровьяподростков,нереагируянаихжалобы,напримернаухудшениезрения.Иэтопроисходитвовполнеблагополучныхсемьях(образованныеродители,среднийдостаток).Взрослыечастонезадумываютсяотом,чтоихдетимогутперенятьихвредныепривычки,напримеркурение[13].
Опрошенныеродителипреимущественнооценивализдоровьесвоихдетейкакхорошее,режеудовлетворительное,поэтомуониредкоприводятребенкакврачусцельюпрофилактическогоосмотра.Восновномихустраиваютпрофилактическиемероприятиявполиклинике,связанныесоздоровьемдетейпервогогодажизни,сосмотрамипереддетскимсадом,школойивпериодшкольногообучения.Заботеоздоровьемаленькихдетейтрадиционноуделяетсябольшевремени.Подросткиучастникианкетированияотмечали,чтоихродители,какправило,идуткврачу,когдасильноболеют,иэтамодельповедениявотношениикздоровьювоспринимаетсяподросткамикакнорма.Поводыобращениязамедицинскойпомощьюуподростковпримернотакиеже,какиуродителей:температура,чтотосильнобеспокоит.Озабоченныеполучениемобразования,профессии,старшиеподросткииногдаоткладываютрешениеактуальныхпроблемздоровья.Следуетотметить,чтотакаяситуациявесьматипичнадляТольятти.Каксвидетельствуютрезультатысоциологическихисследованийпоизучениюпроблемгорода,проанализированныеИ.В.Цветковой,организацияздравоохраненияоставляетжелатьлучшего[14].Всовременноммиререализацияфизиологическихпотребностейприобрелановоекачество.Сцельюфизическогосохраненияобществачеловекнаучилсярегулироватьрождаемость,создаватьпищевыересурсы,поддерживатьфизиологическиепроцессывсвоеморганизме.Всоответствиисэтимспециальныезнанияовозможностяхипотребностяхорганизмаоформляютсякакважнейшаяпотребностьсовременногочеловека[15].
Неклассическаясоциологияусиливаетуправленческуюфункцию,содержаниекоторойанализнастоящего,исходяизперспективы(прогноза)общественногоразвития,спланированныхмоделейжизнилюдей,исходяизсамихпринциповвыстраиванияжизненныхстратегий[16].Дляэффективногорешенияэтойпроблемынеобходимопроведениекомплексныхнаучныхисследований,вкоторыхиспользуютсяметодыэкономики,демографии,социологииимедицины.Ихрезультатымогутприменятьсядляразработкиивнедренияздоровьесберегающихтехнологийвучебныхзаведенияхразличногоуровня.
Ссылкинаисточники1.КозинаГ.Ю.Здоровьевценностном мире студентов // Социс.2007. №9. С. 147149.2.ЧупровВ.И.,ЗубокЮ.А.,УильямсК.Молодежьвобществериска. 2е изд. М.: Наука, 2003. С.200.3.РагимоваО.А.Социальноездоровьемолодогопоколения//Социальногуманитарные знания. 2008. №1. С. 119.4.Тамже. С.120.5.Тамже. С.121.6.ЦветковаИ.В.Социальноездоровьевсистемежизненныхориентациймолодежи//ВестникВолжскогоуниверситетаим.В.Н.Татищева. 2011. №7.С.155161.7.ЦветковаИ.В.Здоровьевконтекстепроблемкачестважизнимолодежи//ВестникВолжскогоуниверситетаим.В.Н.Татищева. 2009. №2. С.274288.8.ПетроваТ.Э.,КаравашкинА.А.Здоровьероссийскоймолодежи:комплексныйподход//Социальногуманитарныезнания. 2007. № 5. С. 254255.9.Тамже.С. 254.10.БеловаН.И.Парадоксыздоровогообразажизниучащейсямолодежи//Социологическиеисследования. 2008. № 4. С.85.11.Современнаясоциологияобразования:учеб. Пособие/отв.ред.А.М.Осипов,В.В.Тумалев.Ростовн/Д.:Феникс, 2005. С. 106.12.ЦветковаИ.В.Образроссиянинавконтекстепроцессовмодернизациимоногорода//Концепт.2013.№ 02(февраль).ART13041.URL:http://ekoncept.ru/2013/13041.htm.Гос.рег.Эл№ ФС7749965.ISSN2304120X.(датаобращения03.10.2014).13.ЖуравлеваИ. В.,ИвановаЛ. Ю. Улучшитлинациональныйпроект«Здоровье»состояниездоровьяроссиян?//Россияреформирующаяся: ежегодник/отв.ред.М.К.Горшков.Вып.8.М.:ИнститутсоциологииРАН,2009.С.377392.14.ЦветковаИ.В.Оценкатольяттинцамиразвитиясоциальнойсферывусловияхреформированиямоногорода//Концепт.2013.№ 06(июнь).ART13129.URL:http://ekoncept.ru/2013/13129.htm.Гос.рег.Эл№ФС7749965.ISSN2304120X(датаобращения03.10.2014).15.ЦветковаИ.В.Социальноездоровьевсистемежизненныхориентациймолодежи.С.184.16.Тамже.С.189.
AlexanderShehtman,
Head ofanalyticaldivision,Municipaleducationalinstitutionoftheadditionalvocationaltraining"Resursnyycentreof townneighborhoodTogliyatti",Togliyattiosk@edu.tgl.ruFormation of a healthylifestyleof youthasa socialadaptation process
Abstract.The paper looksintoamatterofformation of a youth healthy lifestylefromacomplexapproachposition, which containstheanalysisof socialfactor,defining thelifestyleyouth.Theresultsofsociologicalstudiesindicatetheconnection of health valuefor youthand thelevelandqualityoflife.Кeywords:soundlifestyle,complexapproach,qualityoflife,conditionstoyouth socialization.References1.Kozina, G. Ju. (2007) “Zdorov'e v cennostnom mire studentov”, Socis, №9, pp. 147149(in Russian).2.Chuprov, V. I., Zubok, Ju. A. & Uil'jams, K. (2003) Molodezh' v obshhestve riska,2e izd., Nauka, Moscow, p.200(in Russian).3.Ragimova, O. A. (2008) “Social'noe zdorov'e molodogo pokolenija”, Social'nogumanitarnye znanija,№1, p. 119(in Russian).4.Ibid., p.120.5.Ibid., p.121.6.Cvetkova, I. V. (2011) “Social'noe zdorov'e v sisteme zhiznennyh orientacij molodezhi”, Vestnik Volzhskogo universiteta im. V. N. Tatishheva,№7, pp.155161(in Russian).7.Cvetkova, I. V. (2009) “Zdorov'e v kontekste problem kachestva zhizni molodezhi”, Vestnik Volzhskogo universiteta im. V. N. Tatishheva,№2, pp.274288(in Russian).8.Petrova, T. Je. & Karavashkin, A. A. (2007) “Zdorov'e rossijskoj molodezhi: kompleksnyj podhod”, Social'nogumanitarnye znanija,№ 5, pp. 254255(in Russian).9.Ibid., p. 254.10.Belova, N. I. (2008) “Paradoksy zdorovogo obraza zhizni uchashhejsja molodezhi”, Sociologicheskie issledovanija,№ 4, p.85(in Russian).11.Osipov, A. M. & Tumalev, V. V. (eds.) (2005) Sovremennaja sociologija obrazovanija: ucheb. posobie, Feniks, Rostov n/D., p. 106(in Russian).12.Cvetkova, I. V. (2013) “Obraz rossijanina v kontekste processov modernizacii monogoroda”, Koncept,№ 02 (fevral'),ART 13041. Available at: http://ekoncept.ru/2013/13041.htm, Gos.reg. Jel № FS 7749965, ISSN 2304120X (data obrashhenija 03.10.2014)(in Russian).13.Zhuravleva, I. V. & Ivanova, L. Ju. (2009) “Uluchshit li nacional'nyj proekt «Zdorov'e» sostojanie zdorov'ja rossijan?”, in Gorshkov, M. K. (ed.) Rossija reformirujushhajasja: ezhegodnik, vyp. 8, Institut sociologii RAN, Moscow, pp.377392(in Russian).14.Cvetkova, I. V. Ocenka tol'jattincami razvitija social'noj sfery v uslovijah reformirovanija monogoroda , Koncept, 2013, № 06 (ijun'), ART 13129, Available at: http://ekoncept.ru/2013/13129.htm, Gos.reg. Jel № FS 7749965, ISSN 2304120X (data obrashhenija 03.10.2014)(in Russian).15.Cvetkova, I. V. (2011) Op. cit., p.184.16.Ibid., p.189.
Рекомендованокпубликации:
ГоревымП.М.,кандидатомпедагогическихнаук,главнымредакторомжурнала«Концепт»Утемовым В. В., кандидатомпедагогическихнаук
Формированиездоровогообразажизнимолодежи
какпроцесссоциальнойадаптации
Аннотация.Авторрассматриваетпроблемуформированияздоровогообразажизнимолодежиспозицийкомплексногоподхода.Этопредполагаетанализсоциальныхфакторов,которыеопределяютобразжизнимолодежи.Результатысоциологическихисследованийсвидетельствуютотом,чтоценностьздоровьявсознаниимолодежисвязанасуровнемикачествомжизни.Ключевыеслова:здоровыйобразжизни,комплексныйподход,качествожизни,условиясоциализациимолодежи.Раздел:(03)философия;социология;политология;правоведение;науковедение.
Актуальностьпроблемздоровогообразажизнивнастоящеевремятрудноподвергнутьсомнению.Однакопрактическоерешениеэтихпроблемвызываетбольшиетрудностивсвязимасштабностьюикомплексностьюмер,необходимыхдлякардинальногорешенияданныхпроблем.Здоровыйобразжизнивнастоящеевремяширокопропагандируетсясредиразличныхслоевнаселениявсвязисзаботойопрофилактикеразличныхзаболеваний,контролемнадвесом,омоложением.Даннаяпропаганданаправленанараспространениеразличныхбиологическихдобавок,медицинскихприборов,косметическихигигиеническихсредствит.д.иявляетсячастьюприбыльногобизнеса[1].Сдругойстороны,информацияоздоровомобразежизнисвязанасраспространениеммедицинскогодискурсавсферах,которыетрадиционнонеявлялисьпредметоммедицинскойпрактики.Вэтомсмыслеуместновестиречьоздоровьеилиболезняхнетолькоотдельногочеловека,ноиотдельныхсферобщества,напримерэкономики,культурыит.д.,атакжеобществавцелом.Проблемыздоровогообразажизнинередкорассматриваютсявконтекстекачестважизнинаселениявопределенномрегионеилигосударстве.ВРоссиисостояниездоровьяподрастающегопоколенияприобрелоугрожающийхарактер.Начинаяс1991г.динамичнонарастаетзаболеваемостьпотакимгруппам,какболезниэндокриннойсистемы,расстройствапищеварения,нарушенияобменавеществииммунитета,болезникрови.Возрослочисловпервыеустановленныхболезнейнервнойсистемыиоргановчувств.Долиэтихболезнейвобщемчислезаболеванийвырослис7до10%.Наблюдаетсязначительныйростособоопасныхболезней.Заболеваемостьдетейзлокачественныминовообразованиямивозрослазаэтотпериодна18%,олигофрениейна24%,туберкулезомв1,7раза.Числослучаевзаболеванийдетейсифилисомувеличилосьс38до2626.Непоследнююрольвэтомиграетростпедофилиикакследствиеактивнокультивируемойвпоследнеедесятилетиесексуальнополовойразнузданности.Аналогичнатенденцияухудшенияздоровьяподростков.Сегоднядоляздоровыхсредиподростковсоставляетоколочетверти[2].
Историческивнашейстранеотдельнаячеловеческаяжизньникогданеобладалавысокойценностьюниспозициигосударства,нивглазахотдельногочеловека.Врезультатетакогоотношениякжизнииздоровьюнашастранавходитвчислостранссамойвысокойсмертностьюиззанесчастныхслучаев,курения,алкоголизмаидругихподобныхпричин,непосредственнонесвязанныхсболезнями.КурениеважнаяустранимаяпричинаболезнейипреждевременнойсмертинаселенияРоссии.Встранеежегодновыкуривается230млрдштуксигарет,чтопозволяетотнестиРоссиюкчислупятистран,лидирующихпопотреблениютабака.Впоследниегодыстранавышланаодноизпервыхместпоуровнюпотребленияалкоголяидостиглапоказателя1215литровчистогоэтаноланачеловекавгод.Приэтомистинноепотреблениеалкоголяструдомподдаетсяоценкевсвязисосложностьюопределенияобъемовкустарногоизготовленияалкоголя,контрабандной,контрафактнойифальсифицированнойалкогольнойпродукции.Проблемойнациональнойбезопасностистановятсянаркотики.Согласнооценкамотечественныхизарубежныхэкспертов,впределахРоссийскойФедерацииежегодноотмываетсяот2,5до7млднаркоденег.Присокращающейсятенденциичислолиц,употребляющихнаркотическиеипсихотропныевещества,ужевпервомдесятилетииXXIв.можетпревысить3млнчеловек.Такимобразом,современныекритериисоциальноэкономическогоразвитиявключаюткритериисоциальногоблагополучиянаселения,средикоторыхбольшоезначениеимеютпоказателиздоровьянаселения.Всовременнойнаукевсеболееширокоеприменениенаходитпонятие«социальноездоровье»,котороеотображаетпризнаниефакта,чтофизическоесостояниездоровьянаселениязависитотвлиянияцелогокомплексасоциальныхфакторов.Вподходекопределениюсоциальногоздоровьясложилосьдванаправления.Врамкахпервогосоциальноездоровьерассматриваетсякакразновидностьздоровья.Согласновторому,оченьваженкультурныйконтекст,которыйрассматриваетсякакоснованиеформированияздоровья.Такимобразом,большоезначениепридаетсяотношениюкздоровьюкаксоциальнойценности.Развиваяпредставлениеосоциальномздоровье,мыучитываемопределениепонятияздоровьякакфизическогоисоциальногоблагополучия,анетолькокакотсутствияболезнейидефектовулюдей.ТакоепониманиездоровьяпринятовнастоящеевремяВсемирнойорганизациейздравоохранения[3].
Социальноездоровьеобществаявляетсямеройкачестважизниисостоянияструктурсоциума,егодинамики.Главнымисоставляющимиздоровьяявляютсяиндивидуальные,личностныеисоциальныекомпоненты,формированиекоторыхпроисходитпривзаимодействиитрехначалфизического,психологическогоисоциального[4].Количественныеикачественныепоказателисоциальногоздоровьяраскрываютсячерезпризнакисоциальногомногомерногопространства,лежащиевплоскостяхоснованийисоставляющихсоциальногоздоровья.Количественныекритериинаходятвыражениевотсутствиихроническихзаболеваний,невротическихпроявлений,высокойтрудоспособностиит.д.населенияразличныхсоциальныхгрупп.Качественнымикритериямисоциальногоздоровьявыступаютуспешностьилинеуспешностьсоциальнойадаптации,уровеньсоциальнойактивности,деятельности,отношениексвоемуздоровью,социальноесамочувствиенаселения.Специалистыразногопрофиля,втомчислеивобластимедицины,признают,чтокультураздоровьяопределяетосновнойвекторразвитиясоциума[5].Понятие«социальноездоровье»можетиспользоватьсяпоотношениюкопределеннойсоциальнойгруппе,напримермолодежи.Вэтомконтекстеоновыступаетпонятием,характеризующимразличныестороныжизнедеятельности(образ,стильжизни)молодежииразличныхеекатегорий;состояниесамогосубъекта(демографическиепараметры,показателифизическогоипсихическогоздоровья);условияжизнедеятельности(уровеньжизнимолодогопоколения).Категория«социальноездоровье»направляетвниманиеисследователейнаизучениепроблем,предполагающихприменениекомплексногоподходапоотношениюкусловиямсоциализациимолодежи.Успешностьадаптациимолодежикдинамичноменяющимсяусловиямсоциумапроявляетсявтом,чтоэтотпроцессдолжениметьопережающийхарактер.Этоозначает,чтопроблемавыборажизненныхцелейиценностейотдельнымипредставителямиподрастающегопоколенияявляетсянесугуболичнымделом,априобретаетширокоеобщественноезначение,таккакопределяетперспективыразвитияобщества.
Всентябре2010г.былопроведеносоциологическоеисследование«Здоровыйобразжизни»,позволяющеесвоевременноопределитьпроблемныезоныворганизациидеятельностипоформированиюнавыковздоровогообразажизнивобщеобразовательныхучрежденияхг.о.Тольятти.
Исследованиепроводилосьметодоманкетированиясредиучащихся8х,10хклассов44муниципальныхобщеобразовательныхучреждений.Следуетподчеркнуть,чтовсеэтиМОУбыливключеныввыборкуисследованиянаоснованииихсобственныхзаявок.Этоещеразподтверждаетактуальностьпроблемыдлягородскогопедагогическогосообщества.Былоопрошено3636учащихся.Впервыеподобноеисследованиепроходилов2005г.,затемв2007г.,итеперьестьвозможностьсопоставленияианализаситуациипорядупозицийвинтервале35лет.Модельисследованияпозволяетизучитьпроцессформированиясистемыжизненныхценностейнаосновесравненияответовучащихсясреднихистаршихклассов.Данные,приведенныевтаблице,демонстрируют,чтопомеревзросленияподросткипридаютбольшеезначениематериальномудостатку,интереснойработе,собственномужилью,детям.Относительностабильнымиявляютсяценностиздоровья,образования,хорошихиверныхдрузей,хорошихотношенийвсемье.
Методикапроведенияопросав2007г.предполагала,чтоподросткимогутвыбратьлюбоеколичествовариантовответов,ав2002г.былиограничениянеболеетрехвариантовответа.Этотфакторнужноучитыватьприсравнениирезультатованкетированиястаршеклассниковв2002ив2007гг.,оннаходитвыражениевтом,чтов2008г.былиполученыболеевесомыевпроцентномотношениирезультаты.Однакоеслиабстрагироватьсяотпроцентовипринятьвовниманиерейтинг,томыобнаружимсущественноеизменениеприоритетов.Врейтинге2002г.материальныйдостатокбылнапервомместе,в2007г.онсместилсянапятоеместо.Апервоеместоврейтинге2007г.занимает«здоровье»,пятьлетназадэтаценностьбыланавторомместе.Поднялсярейтингхорошихотношенийвсемьеиверныхдрузей.Образованиезанимаетвобоихрейтингахтретьеместо,ценность«дети»опустиласьсседьмогоместанавосьмое,а«собственноежилье»подняласьсвосьмогонаседьмое.Снизилсярейтинг«интереснойработы»счетвертогопятогоместанашестое.
Такимобразом,подрастающеепоколение,посравнениюсихстаршимитоварищами,ориентировановбольшейстепенинагуманистическиеииндивидуалистическиеценностиипридаетменьшеезначениематериальномудостатку,атакжеработе.
Ответыреспондентовнавопрос
«КакиежизненныеценностиявляютсядляВаснаиболееважными?»(%)
Ценности2007г.2010г.Здоровье8681Образование8278Хорошиеотношениявсемье7876Хорошиеиверныедрузья7774Материальныйдостаток6359Интереснаяработа5754Хорошие,здоровые,умныедети5751Собственноежилье5445
Вцеломприоритетымолодежиостаютсянеизменными.Лидеромопросапопрежнемуостаетсяздоровье.81%опрошенныхсчитают,чтохорошеездоровьеэтонаиболееважнаяценностьвжизни.Ещетрикатегориижизненныхценностейможноотнестикведущим.Образование,хорошиеотношениявсемьеиверныедрузьяотметили78,76и74%юношейидевушексоответственно.
Нельзясказать,чтооставшиесячетырепунктаизпредложенныхжизненныхценностей,которыезамыкаютрейтинговуютаблицу,совсемневажныдлястаршеклассников.Ихотмечаетболееполовиныреспондентов,аважностьсобственногожильяотметили45%учеников.Нопопопулярностиониотстаютотчетверкилидеров.Очевидно,проблемасобственногожильяещенетакактуальнавподростковомвозрасте.Материальнаяобеспеченностьсемьисвязанассистемойжизненныхценностейподростков.Респондентыизсемейсдостаткомвышесреднегочащеотмечаютважностьобразования(С=0,074),здоровья(С=0,088),семьи(С=0,064),детей(С=0,086)идрузей(С=0,075).ВскобкахуказанызначениякоэффициентовкорреляцииПирсона,характеризующиестепеньвзаимосвязипризнаковпомереихприближениякединицевпределах1%.
Аналогичныезависимостиобнаруженыприрассмотрениипоказателейуспеваемостииструктурыценностей.Подросткисвысокимипоказателямиуспеваемостичащеподчеркиваютзначениеобразования(С=0,110),здоровья(C=0,04),детей(C=0,061)идрузей(C=0,053).Такимобразом,формированиеструктурыжизненныхценностейподростковзависитотусловийсоциальнойадаптацииреспондентов.Позитивныйжизненныйнастройвбольшеймерехарактеризуетподростковизобеспеченныхсемей,хорошосправляющихсясошкольнойпрограммой.
Наструктуружизненныхценностейоказываетвлияниеудовлетворенностьорганизациейдосуга.Подростки,которыеотмечаютценностьобразованияиздоровья,чащевыражаютвысокийуровеньудовлетворенностидосугом.КоэффициентыкорреляцииПирсонапоэтимпозициямсоответственноравны0,053и0,062.Учащиеся,которыепризнаютважностьматериальногодостаткаилисобственногожилья,режеудовлетвореныпроведениемсвоегосвободноговремени.Корреляционныезависимостисоставляют0,110)и0,053.Посещениеподросткамикружковтакжеявляетсяфактором,влияющимнасистемужизненныхприоритетовподростков.Респонденты,которыеранеепосещаликружки,новнастоящеевремянепосещают,чащеотмечаютценностиобразования(C=0,067),семьи(C=0,089),детей(C=0,063)идрузей(C=0,068),жилья(C=0,091).Такимобразом,влияниепосещенияналичностныекачестваподростковобнаруживаетсяспустянекотороевремя,аневпроцессеорганизованнойдосуговойдеятельности.Длительноепосещениекружков,секцийоказываетположительноевлияниенаформированиеценностейличностнойсамореализации:образования(C=0,059),работы(C=0,067),семьи(C=0,101),детей(C=0,105).Такимобразом,согласноанкетированиюподростков,здоровьепредставляетсобойоднуизсамыхглавныхжизненныхценностей,котораятесносвязанассоциальнымблагополучиемподрастающегопоколения.АналогичнаятенденцияотмеченавработахИ.В.ЦветковойпоизучениюситуациивТольятти[67].
Однакосмещениеценностиздоровьясовторогоместанапервоенеможетоднозначносвидетельствоватьопозитивныхтенденциях,которыепоследниепятьлетнаблюдаютсявроссийскомобществе.Скорееэтоозначает,чтоподрастающеепоколениеразделяеттревогустаршихзабудущееРоссииинеобходимостьразработкиэффективныхмерпообеспечениюполноценныхусловийжизнинаселения.Здоровьепредставляетсобойгармоничноеединствобиологическихисоциальныхкачеств,обусловленныхврожденнымииприобретеннымивоздействиями.На20%состояниездоровьяопределяетсянаследственностью,на2025%экономическимифакторами,на510%состояниемздравоохранения.Самыммощнымфактором,влияющимназдоровье,являетсяобразжизни,онна50%обеспечиваетполноценноефункционированиеорганизмачеловека,отмечаютТ.Э.ПетроваиА.А.Каравашкин[8].
Современныеисследователирассматриваютздоровьекакмногомерноединамическоесостояниевсегоорганизма,динамикакоторогоопределяетсятремяосновнымикомпонентами.Вопервых,физическойсоставляющейуровнемростаиразвитияоргановисистеморганизма(основойэтогопроцессаявляютсяморфологическиеифункциональныепреобразованияирезервы,обеспечивающиеадекватнуюадаптациюорганизма).Вовторых,психологическойсоставляющейсостояниемпсихической,нравственнойидуховнойсферы(егоосновуопределяетсостояниеобщегодуховногокомфорта,обеспечивающееадекватноеповедение).Такжебольшуюрольиграетсоциальнаясоставляющая,т.е.комплексхарактеристикмотивационнойипотребностноинформационнойсфержизнедеятельности,системаценностей,установокимотивовповеденияиндивидавобществе[9].Всознаниисовременноймолодежиценностьздоровьяиздоровогообразажизниимеетпарадоксальный,противоречивыйхарактер.Опросыстуденческоймолодежисвидетельствуютотом,чтоценностьздоровьяноситинструментальныйхарактер,выступаясредствомдостиженияпоставленныхцелей,удовлетворенияразнообразныхпотребностей.
Четырепятыхюношейидевушексогласныстем,чтоздоровьезависитотихобразажизни,70%респондентовсчитают,чтоонозависитотнихсамих.Междутемполовинареспондентовпризнает,чтоихотношениексобственномуздоровьюсможетизменитьсятольковслучаеболезни,третьвслучаепоявленияпризнаковболезни.Такимобразом,половинаюношейидевушекпридерживаютсятактики«покагромнегрянет…»,астратегииотносительнособственногоздоровьянеимеетсовсем.Понятие«здоровыйобразжизни»,какпоказываютрезультатыисследований,имеетвсознаниимолодежиширокийинеопределенныйсмысл.«Для73,9%учащейсямолодежиЗОЖэтоповедениеидеятельностьчеловека,благотворновлияющаяназдоровье.Для20%респондентовотсутствиевредныхпривычек,адля11,6%отсутствиеболезней»,пишетН.И.Белова[10].
Результатыисследованийсвидетельствуютотом,чтоуспешнаяадаптациямолодежикусловиямсовременногороссийскогообществазависитотцеленаправленногоформированиясистемыпотребностейиценностей,ориентированныхназдоровыйобразжизни.Влияниеобразованиянаэкономическуюсферувыходитзарамкипроизводственныхаспектов,касаетсяпроцессовпотребленияблаг(информации,культурныхценностей,природныхресурсов)и,какследствие,сказываетсянасоциальномразвитии.Этуфункциювсегдавыполнялообразование.Этажефункцияопределяетвомногомсодержаниенеформальноготрудовогообразования,протекающеговсемье.Системаобразованияможетпривноситьвсоциальные,материальныеидуховныепотребностинаучнообоснованныеирациональныестандарты[11].
Вусловияхсовременногороссийскогообществаэтаработаимеетглавнымобразомпросветительский,пропагандистскийхарактер.Примеромформированиярациональныхпотребительскихстандартовчерезсистемуобразованияслужитвведениеучебныхкурсовповопросамприродоохраны,валеологии,социальнойэкологии,здоровогопитания,личнойгигиеныит.д.Однаконасегодняшнийденьработашколы,котораяпроводитсявэтомнаправлении,недостаточноэффективна,таккакненаходитдолжнойподдержкивобществе.Например,внастоящеевремявнашейстранепрактическиотсутствуетсоциальнаяреклама,котораябыпропагандировалаздоровоепитание,затопостоянноприходитсясталкиватьсясрекламой,котораявнушаетпривлекательностьколы,пива,гамбургеров,чипсовидругихпродуктовпитания,вредныхдляздоровья.Изучениестереотиповнациональногосамосознанияпоказывает,чтонапервомместеврейтингеотрицательныхкачеств,присущихроссийскимгражданам,согласноответамполовиныреспондентов,находитсясклонностькпьянству.Даннаяособенность,какотмечаетИ.В.Цветкова,прослеживаетсявответахкакстаршего,такиподрастающегопоколения[12].
Попрошествиипочтидвухлетпосленачалареализациинациональногопроекта«Здоровье»вконце2007г.ИнститутомсоциологииРАНсовместнособщественнойорганизацией«Российскаяассоциацияобщественногоздоровья»былопроведеноисследование«Повышениедоступностипервичноймедицинскойпомощидетямиподросткам»наматериалахг.МосквыиЛипецкойобласти.Вэтомисследованииизучаласьсвоевременностьобращенияродителейиподростковзамедицинскойпомощью.Былоустановлено,чтородителивосновномприходяткврачу,когдаимоченьплохоионинемогутвыйтинаработу.Такоеповедениемотивировалосьнехваткойвремени,загруженностьюработой,домашнимиделамиинежеланиемпосещатьполиклинику.Отмечалось,чтововзрослыхполиклиникахдоступностьмедпомощихуже,чемвдетских.Вотношенииздоровьядетейодниродителиговорили,чтообращаютсякврачамприобнаружениипервыхпризнаковзаболевания(чаще,этоотмечалиродителималенькихдетей),другиекогдаудетейподнимаетсятемпература(вслучаелегкогонедомоганияиспользуютсядомашниесредства).Интервьюссамимиподростками,пришедшимивполиклиникусамостоятельноилисматерями,выявили,чтородителииногданадлительныйсрокоткладываютобращениекврачампоповодуздоровьяподростков,нереагируянаихжалобы,напримернаухудшениезрения.Иэтопроисходитвовполнеблагополучныхсемьях(образованныеродители,среднийдостаток).Взрослыечастонезадумываютсяотом,чтоихдетимогутперенятьихвредныепривычки,напримеркурение[13].
Опрошенныеродителипреимущественнооценивализдоровьесвоихдетейкакхорошее,режеудовлетворительное,поэтомуониредкоприводятребенкакврачусцельюпрофилактическогоосмотра.Восновномихустраиваютпрофилактическиемероприятиявполиклинике,связанныесоздоровьемдетейпервогогодажизни,сосмотрамипереддетскимсадом,школойивпериодшкольногообучения.Заботеоздоровьемаленькихдетейтрадиционноуделяетсябольшевремени.Подросткиучастникианкетированияотмечали,чтоихродители,какправило,идуткврачу,когдасильноболеют,иэтамодельповедениявотношениикздоровьювоспринимаетсяподросткамикакнорма.Поводыобращениязамедицинскойпомощьюуподростковпримернотакиеже,какиуродителей:температура,чтотосильнобеспокоит.Озабоченныеполучениемобразования,профессии,старшиеподросткииногдаоткладываютрешениеактуальныхпроблемздоровья.Следуетотметить,чтотакаяситуациявесьматипичнадляТольятти.Каксвидетельствуютрезультатысоциологическихисследованийпоизучениюпроблемгорода,проанализированныеИ.В.Цветковой,организацияздравоохраненияоставляетжелатьлучшего[14].Всовременноммиререализацияфизиологическихпотребностейприобрелановоекачество.Сцельюфизическогосохраненияобществачеловекнаучилсярегулироватьрождаемость,создаватьпищевыересурсы,поддерживатьфизиологическиепроцессывсвоеморганизме.Всоответствиисэтимспециальныезнанияовозможностяхипотребностяхорганизмаоформляютсякакважнейшаяпотребностьсовременногочеловека[15].
Неклассическаясоциологияусиливаетуправленческуюфункцию,содержаниекоторойанализнастоящего,исходяизперспективы(прогноза)общественногоразвития,спланированныхмоделейжизнилюдей,исходяизсамихпринциповвыстраиванияжизненныхстратегий[16].Дляэффективногорешенияэтойпроблемынеобходимопроведениекомплексныхнаучныхисследований,вкоторыхиспользуютсяметодыэкономики,демографии,социологииимедицины.Ихрезультатымогутприменятьсядляразработкиивнедренияздоровьесберегающихтехнологийвучебныхзаведенияхразличногоуровня.
Ссылкинаисточники1.КозинаГ.Ю.Здоровьевценностном мире студентов // Социс.2007. №9. С. 147149.2.ЧупровВ.И.,ЗубокЮ.А.,УильямсК.Молодежьвобществериска. 2е изд. М.: Наука, 2003. С.200.3.РагимоваО.А.Социальноездоровьемолодогопоколения//Социальногуманитарные знания. 2008. №1. С. 119.4.Тамже. С.120.5.Тамже. С.121.6.ЦветковаИ.В.Социальноездоровьевсистемежизненныхориентациймолодежи//ВестникВолжскогоуниверситетаим.В.Н.Татищева. 2011. №7.С.155161.7.ЦветковаИ.В.Здоровьевконтекстепроблемкачестважизнимолодежи//ВестникВолжскогоуниверситетаим.В.Н.Татищева. 2009. №2. С.274288.8.ПетроваТ.Э.,КаравашкинА.А.Здоровьероссийскоймолодежи:комплексныйподход//Социальногуманитарныезнания. 2007. № 5. С. 254255.9.Тамже.С. 254.10.БеловаН.И.Парадоксыздоровогообразажизниучащейсямолодежи//Социологическиеисследования. 2008. № 4. С.85.11.Современнаясоциологияобразования:учеб. Пособие/отв.ред.А.М.Осипов,В.В.Тумалев.Ростовн/Д.:Феникс, 2005. С. 106.12.ЦветковаИ.В.Образроссиянинавконтекстепроцессовмодернизациимоногорода//Концепт.2013.№ 02(февраль).ART13041.URL:http://ekoncept.ru/2013/13041.htm.Гос.рег.Эл№ ФС7749965.ISSN2304120X.(датаобращения03.10.2014).13.ЖуравлеваИ. В.,ИвановаЛ. Ю. Улучшитлинациональныйпроект«Здоровье»состояниездоровьяроссиян?//Россияреформирующаяся: ежегодник/отв.ред.М.К.Горшков.Вып.8.М.:ИнститутсоциологииРАН,2009.С.377392.14.ЦветковаИ.В.Оценкатольяттинцамиразвитиясоциальнойсферывусловияхреформированиямоногорода//Концепт.2013.№ 06(июнь).ART13129.URL:http://ekoncept.ru/2013/13129.htm.Гос.рег.Эл№ФС7749965.ISSN2304120X(датаобращения03.10.2014).15.ЦветковаИ.В.Социальноездоровьевсистемежизненныхориентациймолодежи.С.184.16.Тамже.С.189.
AlexanderShehtman,
Head ofanalyticaldivision,Municipaleducationalinstitutionoftheadditionalvocationaltraining"Resursnyycentreof townneighborhoodTogliyatti",Togliyattiosk@edu.tgl.ruFormation of a healthylifestyleof youthasa socialadaptation process
Abstract.The paper looksintoamatterofformation of a youth healthy lifestylefromacomplexapproachposition, which containstheanalysisof socialfactor,defining thelifestyleyouth.Theresultsofsociologicalstudiesindicatetheconnection of health valuefor youthand thelevelandqualityoflife.Кeywords:soundlifestyle,complexapproach,qualityoflife,conditionstoyouth socialization.References1.Kozina, G. Ju. (2007) “Zdorov'e v cennostnom mire studentov”, Socis, №9, pp. 147149(in Russian).2.Chuprov, V. I., Zubok, Ju. A. & Uil'jams, K. (2003) Molodezh' v obshhestve riska,2e izd., Nauka, Moscow, p.200(in Russian).3.Ragimova, O. A. (2008) “Social'noe zdorov'e molodogo pokolenija”, Social'nogumanitarnye znanija,№1, p. 119(in Russian).4.Ibid., p.120.5.Ibid., p.121.6.Cvetkova, I. V. (2011) “Social'noe zdorov'e v sisteme zhiznennyh orientacij molodezhi”, Vestnik Volzhskogo universiteta im. V. N. Tatishheva,№7, pp.155161(in Russian).7.Cvetkova, I. V. (2009) “Zdorov'e v kontekste problem kachestva zhizni molodezhi”, Vestnik Volzhskogo universiteta im. V. N. Tatishheva,№2, pp.274288(in Russian).8.Petrova, T. Je. & Karavashkin, A. A. (2007) “Zdorov'e rossijskoj molodezhi: kompleksnyj podhod”, Social'nogumanitarnye znanija,№ 5, pp. 254255(in Russian).9.Ibid., p. 254.10.Belova, N. I. (2008) “Paradoksy zdorovogo obraza zhizni uchashhejsja molodezhi”, Sociologicheskie issledovanija,№ 4, p.85(in Russian).11.Osipov, A. M. & Tumalev, V. V. (eds.) (2005) Sovremennaja sociologija obrazovanija: ucheb. posobie, Feniks, Rostov n/D., p. 106(in Russian).12.Cvetkova, I. V. (2013) “Obraz rossijanina v kontekste processov modernizacii monogoroda”, Koncept,№ 02 (fevral'),ART 13041. Available at: http://ekoncept.ru/2013/13041.htm, Gos.reg. Jel № FS 7749965, ISSN 2304120X (data obrashhenija 03.10.2014)(in Russian).13.Zhuravleva, I. V. & Ivanova, L. Ju. (2009) “Uluchshit li nacional'nyj proekt «Zdorov'e» sostojanie zdorov'ja rossijan?”, in Gorshkov, M. K. (ed.) Rossija reformirujushhajasja: ezhegodnik, vyp. 8, Institut sociologii RAN, Moscow, pp.377392(in Russian).14.Cvetkova, I. V. Ocenka tol'jattincami razvitija social'noj sfery v uslovijah reformirovanija monogoroda , Koncept, 2013, № 06 (ijun'), ART 13129, Available at: http://ekoncept.ru/2013/13129.htm, Gos.reg. Jel № FS 7749965, ISSN 2304120X (data obrashhenija 03.10.2014)(in Russian).15.Cvetkova, I. V. (2011) Op. cit., p.184.16.Ibid., p.189.
Рекомендованокпубликации:
ГоревымП.М.,кандидатомпедагогическихнаук,главнымредакторомжурнала«Концепт»Утемовым В. В., кандидатомпедагогическихнаук