Трансакционные издержки государственных закупок для нужд высшей школы
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Воробьева
В.
В.,
Медушевская
И.
Е. Трансакционные издержки государственных закупок для нужд высшей школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – № 11 (ноябрь). – С.
96–100. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/14316.htm.
Аннотация. Статья посвящена проблеме высоких трансакционных издержек государственных закупок для нужд образовательных учреждений высшей школы (на примере пензенских вузов). Авторами сделана попытка описать и оценить уровень трансакционных издержек при проведении открытого аукциона в электронной форме.
Текст статьи
Воробьева Виктория Васильевна,студентка ФГБОУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», документовед ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет», г.ПензаVToriV@yandex.ru
Медушевская Инна Евгеньевна,кандидат экономических наук, доценткафедры экономики и финансов Пензенского филиалаФГБОУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Пензаiem1616@mail.ru
Трансакционные издержки государственных закупок для нужд высшей школы
Аннотация. Статья посвящена проблеме высоких трансакционныхиздержек государственных закупок для нужд образовательных учреждений высшей школы(на примере пензенских вузов). Авторами сделана попытка описать и оценить уровень трансакционных издержек при проведении открытого аукциона в электронной форме.Ключевые слова: трансакционные издержки, открытый аукцион в электронной форме, оппортунизм.Раздел: (04) экономика.
В настоящее время в российской экономической наукенаиболее актуальны исследования, проводимые в русле институционального направления. Нестабильность экономической системы России связывается с неразвитостью рыночных институтов и ростом трансакционных издержек. Становление института государственных закупок в РФ идет с 1990х гг. Рост жалоб со стороны государственных заказчиков на низкоекачествопоставок и неэффективностьпроцедур в 2000е гг. способствовалпринятию в январе 2014 г.нового закона № 44ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Однако, несмотря на ряд новшеств закона, работа данного экономического института так и не стала прозрачной и эффективной, а лишь обнажила дополнительные проблемы: отсутствие единой информационной базы, необходимость назначения контрактного управляющего, расширения штата сотрудников и повышенияих квалификации без оплаты дополнительных расходов за счет средств бюджета, привлечения экспертных организаций ит.п. Решение данных проблем способствует росту трансакционных издержек. Попытаемся более внимательно изучить трансакционные издержки государственных закупок для нужд вуза.Теория трансакционных издержек как целостной научнометодологической концепции связана с именами таких исследователей, как Г. Демсетц, А. Алчиан, О. Уильямсон, Д. Норт, Й. Барцель, С. Чени др.Трансакционные издержки это издержкисверх основных затрат на производство, связанные с организацией бизнеса, подготовкой, заключением контрактов, реализацией сделок, т.е.издержки, сопровождающие взаимоотношения экономических агентов [1]. В структуре трансакционных издержек различают: издержки поиска информации затраты по сбору сведений о потенциальных поставщиках и покупателях, ценах, качественных характеристиках товаров; потери, связанные с неполной информацией; издержки по ведению переговоров и заключению сделок; издержки спецификации и защиты прав собственности расходы по восстановлению нарушенных прав, потери от ненадежной защиты прав; издержки оппортунистического поведения потери от нарушения партнерами условий сделок; издержки измерения качества и др. [2]О. Уильямсон разграничивает трансакционные издержки в зависимости от этапа сделки (издержки до заключения сделки ex ante и после заключения сделки ex post). Согласно данной классификации,выделим основные этапы заключения сделки: поиск потенциального партнера, согласование интересов, оформление сделки, контроль за ее выполнением. На каждом из этих этапов и возникают трансакционные издержки. В соответствии с вышеизложенным составимтаблицу.
Трансакционные издержки еx ante и ex post
Издержкиex anteИздержкиexpost1.Издержки,связанные с поиском информации (о партнерах, рыночной конъюнктуре, неполнота и асимметрия информации и др.).2.Издержки ведения переговоров (время,затрачиваемое на согласование условий сделки, регистрацию и оформление документов, затраты на связь с контрагентом, системой электронных торгов и др.).3.Издержки измерения (оценка качества приобретаемых товаров, выполненных работ, оказанных услуг и др.).4.Издержки, связанные с заключением контракта (оплата юридического сопровождения)1.Издержки,связанные с наблюдением и предупреждением оппортунизма (контроль за исполнением условий контракта).2.Издержки, связанные со спецификацией и защитой прав собственности (расходы на суды, восстановление нарушенных прав и др.).3.Издержки, связанные с защитой от третьих лиц
С усилиями заключить наиболее выгодный контракт связаны трансакционные издержки еx ante, а стремление исполнить заключенное контрактное соглашение в сроки наилучшим образом отражают издержки ex post. Приведение в оптимальное состояние этих издержек позволяет сократить общие затраты заказчика и увеличить общую эффективность его функционирования.В теории стратегического управления издержками с целью их оптимизации используют такие методы, как метод затратообразующих факторов; метод добавленной стоимости; метод цепочки ценностей; метод альтернативности затрат; метод трансакционных издержек; метод ABC; метод стратегического позиционирования. Однако общепринятые системы планирования и бухгалтерского учета экономических издержек не подходят для оценки и выбора оптимальных вариантов решений в государственных закупках. В связи с этим невозможна полная идентификация трансакционных издержек. Поэтому первоочередной проблемой является информационное отражение всех затрат, тесно связанных с результативным управлением всего процесса государственных закупок в целом. Метод ABC представляет учет затрат по видам деятельности и их анализ. Рассматривается распределение расходов на определенные товары, работы, услуги. В основе данного метода расчет экономической реальной первоначальной стоимости товаров, работ, услуг, не требующих отражения данных в обязательном порядке. С наибольшей эффективностью метод ABC реализуется при выделении затрат стратегического характера. Затраты в этом случае рассматриваются в полном объеме.Именно поэтомуконцепция АВС как нельзя лучше подходит в качестве основы разработанногометодаинформационного отражения трансакционных издержек в государственных закупкахи представлен на рис. 1.
Рис. 1. Алгоритм применения метода ABC в трансакционных издержках
Для более полного отражения и учета трансакционных издержек, которые возникают в сфере государственных закупок, воспользуемся методом интервьюирования (опроса). Работники специальных служб вуза опрашиваются по факту: какие функции (действия) они выполняют и сколько времени уходит на их выполнение. Для уточнения используют должностные инструкции сотрудников. Важно выделить только те действия, которые завершаются получением какоголибо результата, так как только после этого их можно отнести к определенному виду деятельности. На основе собранных данныхзаполняется первичная документация, где указываются виды работ, время на их выполнение, количество осуществленных переговоров и используемые средства связи. Данная методика отражения трансакционных издержек предполагает большой объем счетных работ.Схема проведения открытого аукциона в электронной форме представлена на рис. 2.
Рис.2. Схема проведения открытого аукциона в электронной формеДанная схема отражает проведение стандартного открытого аукциона в электронной форме (без учета возможного расширения временных рамок проведения).Нами была предпринята попытка оценить трансакционные издержки, которые возникают в вузе при закупке лабораторного оборудования. Расчеты будут произведены согласно алгоритму и методике информационного отражения трансакционных издержек (см. рис.1).1.Рассматривается контракт на закупку лабораторного оборудования на сумму 200000 руб.2.Для сбора и группировки информации по трансакционным издержкам, а также составлениясводного отчета учтем затраты на услуги связи (телефонная связь, Интернет), оформление документации, затраты на выплату зарплаты сотрудникам, судебные издержки, привлечение экспертов.3.Рассчитаем каждый вид затрат по соответствующей формуле:Т 1,2,3...=Vix Ci,гдеТ 1,2,3…трансакционные издержки на каждый подпункт затрат данного вида деятельности;Viколичественное число затрат (число звонков, количествобайтов, листов и т.д.);Ciсреднерыночная цена единицы.
Итак,попытаемся оценить трансакционные издержки в денежном выражении.Среднее количество дней, затраченных на проведение одной сделки:а)затраты на услуги связи (телефонная связь, Интернет).
400 руб. месячный тариф за услуги Интернета,т.е.в день затраты составляют 400/31= 12,9 руб. Затраченные средства на Интернет за весь период проведения сделки 18 х 12,9= 232,2 руб.245 руб.безлимитный тариф за услуги связи (телефон) в месяц,в день расходы составят 245/31=7,9 руб., на период проведения сделки 18 х 7,9=142,2руб. Т1=232,2+142,2=374,4 руб.;б)оформление документации.На проведение одной сделки в среднем затрачивается 300 листов бумаги (несмотря на то, что закупки осуществляются на электронных площадках).При цене одного листа бумаги в 2 руб.Т2=300 х 2=600 руб. (затраченные средства на оформление документации за весь период проведения сделки);в)затраты на заработную плату.Средняя зарплата одного сотрудника 15000 руб.Среднее количество трудочасов для осуществления всей сделки30.23количество рабочих дней.При условии восьмичасового рабочего дня высчитаем количество рабочих часов в месяц:23 х 8=184 ч.15000/184=81,5 руб. (з/п в ч).Т3=30 х 81,5=2445 руб. (з/п за весь период проведения сделки);г)судебные издержки.Средняя з/п юриста составляет 30000 руб.30000/23=1304 руб. (з/п юриста за 1 рабочий день).Юридические услуги в среднем оказываются на протяжении 1 рабочего дня.Соответственно,Т4=1304 руб. д)привлечение экспертов.В услугах экспертов вуз нуждается обычно дважды: в начале сделки (для определения характеристик товара,в котором нуждается организация) и в конце сделки после поставки товара для установления его соответствия требуемому. Средняя стоимость вызова экспертасоставляет1400 руб.Т5=1400 х 2=2800 руб.4.Формирование отчета по трансакционным издержкам в соответствии с даннымиВычислим трансакционные издержки, понесенные в целом при проведении одной сделки в сфере государственных закупок по формуле:Тi= Σn (V1x C1 + V2x C2 + … + VnxCn).Упрощая,получаем: Тi= Σn (Т1+ Т2+ … + Тn).Тi= 374,4+600+2445+1304+2800=7523,4 руб.Трансакционные издержки годовые рассчитываются:T= Тiх n,где Т годовые трансакционные издержки;
Тiтрансакционные издержки, понесенные в целом при проведении одной сделки в сфере государственных закупок;
n количество сделок.Используем допущение «при прочих равных условиях», т.е.нами для простоты расчетов рассматривается идеальная ситуация, где сумма издержек всех сделок за год одинакова.На примере пензенского вуза установлено, что в течение года количество таких сделок не превышало 27.T= 7523,4 х 27=203131,8 руб. (трансакционные годовые издержки).Цена всех заключенных договоров за год 200000 x 27 = 5400000 руб.Определим,какой процент составляют трансакционные издержки от годовой суммы заключенных договоров:
(203131,8 х 100)/5400000= 20944980/5400000=3,8%.Заметим, что достаточно сложно учесть все аспекты трансакционных издержек, например, в денежном эквиваленте подсчитать потери времени, ухудшение настроения и здоровья сотрудников, снижение их производительности вследствие общения с контрагентами. Процесс межличностного общения требует огромных физических и моральных сил.Итак, попытаемся сформулировать некие наблюдения и сделать выводы.В среднем на документальное оформление одной сделки (открытого электронного аукциона) уходит примерно 300 листов бумаги (без учета затрачиваемых листов на документы, необходимых для базы данных). Исходя из приведенных ниже расчетов видно, что оформление всей документации в электронном виде наиболее рационально. Оформление документации в электронном виде в 300 раз дешевле бумажного аналога.1 гиг информации 6,4 руб. При учете того что в гигабайте 1024 мегабайт, получаем стоимость листа при электронном размещении заказа:6,4/1024=0,00625/1024=0,0000061035 руб.0,0000061035 х 300= 0,002 руб.это цена оформления документации в электронном виде.Для повышения эффективности института государственных закупок необходимо обратить внимание на следующие проблемы: 1)неэффективность законодательства;слабая информированность и некомпетентность участников сделки;3)оппортунистическое поведение контрагентов;4)коррупция.Анализ законодательных норм в новом законе о государственных закупках позволил выявить ряд недостатков: отсутствие единой информационной базы, необходимость назначения контрактного управляющего, расширения штата сотрудников и повышенияих квалификации без оплаты дополнительных расходов за счет средств бюджета, привлечение экспертных организаций и т.п.Слабая информированность и некомпетентность участников сделки проявляется и у заказчиков,и у поставщиков. Так, например, у заказчика (государственной бюджетной организации) сотрудник, осуществляющий документальное оформление и электронное размещение заказов, должен обладать обширными профессиональными знаниями в сфере юриспруденции для подготовки документов, экономики для формирования и разработки плановграфиков, обоснования начальной цены, товароведения для оптимального выбора товаров.Как правило, зарплата в бюджетных организациях ниже среднего уровня по стране. Повышение квалификации сотрудников предполагается один раз в пять лет, поэтому дополнительные расходы сотрудник вынужден нести самостоятельно. Слабая информированность и некомпетентность проявляется и у поставщиков это незнание российского законодательства, которое подчас противоречиво, и в силу этого неумение отстаивать свои права, неосведомленность в закупочных процедурах. Вывод: необходимо обеспечить полной и достоверной информацией всех участников сделки, создать единую информационную базу данных для сокращения трансакционных издержек по поиску и сбору экономической информации,планировать в бюджете мероприятия, направленные на повышение квалификации сотрудников. В Федеральном законе от 05.04.2013 № 44ФЗ предполагается установить единую информационную систему, но только с 2016 г. Неразвитость рыночной инфраструктуры в России снижает эффективность российской экономики.Огромное влияние на рост трансакционных издержек оказывает оппортунистическое поведение участников сделки. Оно прослеживается в процедурах определения победителя, при заключении договоров и исполнении соглашений, занижении цены контракта, принятии товара ненадлежащего качества и несоответствующегоконтракту, вымогательстве, установлении устных договоренностей, не отраженных в контракте, утаивании информации о платежеспособности и др. Соответственно,заказчику не удается эффективно потратить бюджетные средства, поставщик также несет финансовые риски. Так, по данным Национального антикоррупционного комитета РФ,объем российского рынка коррупции составляет 300 млрд долл. в год, из которых 90% приходится на сферы, связанные с государственными закупками, государственным управлением и распределением бюджетных средств[3].Для решения этой проблемы необходимыдетальный анализ и применение соответствующих мер.Проблема коррупции тесно соприкасается с оппортунизмом. Коррупция в государственных закупках достаточно частое явление. Дело в том, что на осуществление государственных закупок выделяются огромные средства, которые являются хорошей наживой. Присутствие коррупции в данном виде деятельности приводит к неэффективности использования выделенных средств, соответственно,и к неудовлетворению общественных потребностей. За годы реформирования действующее законодательство и институт государственных закупок показали себя крайне неэффективными, непрозрачными. Повышение благосостояния сотрудников, их общей экономической культуры, пропаганда идеалов чести позволят снизитьих заинтересованность в коррупционных действиях. Итак, в РФ экономический институт государственных закупок нуждается в дальнейшем реформировании. Высокий уровень трансакционных издержек, обусловленный незнанием и противоречивостью российского законодательства, неквалифицированностью сотрудников, неразвитостью рыночной инфраструктуры, неэффективностью экономических институтов, существованием высоких административных барьеров, оппортунистическим поведениемучастников экономических процессов,высоким уровнем коррупции и прочих ограничений,не способствует повышению эффективности российской экономики, выходу на путь устойчивого экономического роста.
Ссылки на источники1.Медушевская И. Е.,Скворцова В. А. История экономических учений. Практикум: учеб.пособие. Саратов: Вузовское образование, 2014. 313 с. URL: http//www.iprbookshop.ru/19287. ЭБС «IPRbooks».2.СкворцоваВ. А., Медушевская И. Е., СкворцовА. О. Микроэкономика: учеб. пособие / под ред. д.э.н., проф.В. А. Скворцовой.Пенза: Издво ПГУ, 2014. С. 147.3.Мельников В. В. Проблема оппортунизма в государственных закупках// JournalOfInstitutionalStudies(Журнал институциональных исследований). 2013.Т.5.№ 3. С. 114.
VictoriaVorobyova,Student,Penza branch of Financial University under the Government of the Russian Federation, specialist in documents, Penza State University, PenzaVToriV@yandex.ruInnaMedushevskaya,Candidateof Economic Sciences, Associated Professor at the chair of Economics and Finance, Penza branch of Financial University under the Government of the Russian Federation, , Penzaiem1616@mail.ruTransaction costs of public procurement for the needs of higher educational institutionsAbstract.The paperis devoted to the issues of transaction costs of public procurement for the needs of higher educational institutions(on the example of the Penza University). The authorsattempt to describe and estimate the level of transaction costs of open eauction.Keywords:transaction costs, expenses, open eauction.References1.Medushevskaja, I. E. &Skvorcova,V. A.(2014)Istorija jekonomicheskih uchenij. Praktikum: ucheb. posobie, Vuzovskoe obrazovanie, Saratov, 313 p. Available at: http// www.iprbookshop.ru/19287, JeBS “IPRbooks”.2.Skvorcova,V. A.(ed.), Medushevskaja, I. E. &Skvorcov,A. O. (2014) Mikrojekonomika: ucheb. posobie, Izdvo PGU, Penza, p. 147.3.Mel'nikov,V. V. (2013) “Problema opportunizma v gosudarstvennyh zakupkah”,Journal Of Institutional Studies(Zhurnal institucional'nyh issledovanij), vol.5, № 3, p. 114.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Медушевская Инна Евгеньевна,кандидат экономических наук, доценткафедры экономики и финансов Пензенского филиалаФГБОУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Пензаiem1616@mail.ru
Трансакционные издержки государственных закупок для нужд высшей школы
Аннотация. Статья посвящена проблеме высоких трансакционныхиздержек государственных закупок для нужд образовательных учреждений высшей школы(на примере пензенских вузов). Авторами сделана попытка описать и оценить уровень трансакционных издержек при проведении открытого аукциона в электронной форме.Ключевые слова: трансакционные издержки, открытый аукцион в электронной форме, оппортунизм.Раздел: (04) экономика.
В настоящее время в российской экономической наукенаиболее актуальны исследования, проводимые в русле институционального направления. Нестабильность экономической системы России связывается с неразвитостью рыночных институтов и ростом трансакционных издержек. Становление института государственных закупок в РФ идет с 1990х гг. Рост жалоб со стороны государственных заказчиков на низкоекачествопоставок и неэффективностьпроцедур в 2000е гг. способствовалпринятию в январе 2014 г.нового закона № 44ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Однако, несмотря на ряд новшеств закона, работа данного экономического института так и не стала прозрачной и эффективной, а лишь обнажила дополнительные проблемы: отсутствие единой информационной базы, необходимость назначения контрактного управляющего, расширения штата сотрудников и повышенияих квалификации без оплаты дополнительных расходов за счет средств бюджета, привлечения экспертных организаций ит.п. Решение данных проблем способствует росту трансакционных издержек. Попытаемся более внимательно изучить трансакционные издержки государственных закупок для нужд вуза.Теория трансакционных издержек как целостной научнометодологической концепции связана с именами таких исследователей, как Г. Демсетц, А. Алчиан, О. Уильямсон, Д. Норт, Й. Барцель, С. Чени др.Трансакционные издержки это издержкисверх основных затрат на производство, связанные с организацией бизнеса, подготовкой, заключением контрактов, реализацией сделок, т.е.издержки, сопровождающие взаимоотношения экономических агентов [1]. В структуре трансакционных издержек различают: издержки поиска информации затраты по сбору сведений о потенциальных поставщиках и покупателях, ценах, качественных характеристиках товаров; потери, связанные с неполной информацией; издержки по ведению переговоров и заключению сделок; издержки спецификации и защиты прав собственности расходы по восстановлению нарушенных прав, потери от ненадежной защиты прав; издержки оппортунистического поведения потери от нарушения партнерами условий сделок; издержки измерения качества и др. [2]О. Уильямсон разграничивает трансакционные издержки в зависимости от этапа сделки (издержки до заключения сделки ex ante и после заключения сделки ex post). Согласно данной классификации,выделим основные этапы заключения сделки: поиск потенциального партнера, согласование интересов, оформление сделки, контроль за ее выполнением. На каждом из этих этапов и возникают трансакционные издержки. В соответствии с вышеизложенным составимтаблицу.
Трансакционные издержки еx ante и ex post
Издержкиex anteИздержкиexpost1.Издержки,связанные с поиском информации (о партнерах, рыночной конъюнктуре, неполнота и асимметрия информации и др.).2.Издержки ведения переговоров (время,затрачиваемое на согласование условий сделки, регистрацию и оформление документов, затраты на связь с контрагентом, системой электронных торгов и др.).3.Издержки измерения (оценка качества приобретаемых товаров, выполненных работ, оказанных услуг и др.).4.Издержки, связанные с заключением контракта (оплата юридического сопровождения)1.Издержки,связанные с наблюдением и предупреждением оппортунизма (контроль за исполнением условий контракта).2.Издержки, связанные со спецификацией и защитой прав собственности (расходы на суды, восстановление нарушенных прав и др.).3.Издержки, связанные с защитой от третьих лиц
С усилиями заключить наиболее выгодный контракт связаны трансакционные издержки еx ante, а стремление исполнить заключенное контрактное соглашение в сроки наилучшим образом отражают издержки ex post. Приведение в оптимальное состояние этих издержек позволяет сократить общие затраты заказчика и увеличить общую эффективность его функционирования.В теории стратегического управления издержками с целью их оптимизации используют такие методы, как метод затратообразующих факторов; метод добавленной стоимости; метод цепочки ценностей; метод альтернативности затрат; метод трансакционных издержек; метод ABC; метод стратегического позиционирования. Однако общепринятые системы планирования и бухгалтерского учета экономических издержек не подходят для оценки и выбора оптимальных вариантов решений в государственных закупках. В связи с этим невозможна полная идентификация трансакционных издержек. Поэтому первоочередной проблемой является информационное отражение всех затрат, тесно связанных с результативным управлением всего процесса государственных закупок в целом. Метод ABC представляет учет затрат по видам деятельности и их анализ. Рассматривается распределение расходов на определенные товары, работы, услуги. В основе данного метода расчет экономической реальной первоначальной стоимости товаров, работ, услуг, не требующих отражения данных в обязательном порядке. С наибольшей эффективностью метод ABC реализуется при выделении затрат стратегического характера. Затраты в этом случае рассматриваются в полном объеме.Именно поэтомуконцепция АВС как нельзя лучше подходит в качестве основы разработанногометодаинформационного отражения трансакционных издержек в государственных закупкахи представлен на рис. 1.
Рис. 1. Алгоритм применения метода ABC в трансакционных издержках
Для более полного отражения и учета трансакционных издержек, которые возникают в сфере государственных закупок, воспользуемся методом интервьюирования (опроса). Работники специальных служб вуза опрашиваются по факту: какие функции (действия) они выполняют и сколько времени уходит на их выполнение. Для уточнения используют должностные инструкции сотрудников. Важно выделить только те действия, которые завершаются получением какоголибо результата, так как только после этого их можно отнести к определенному виду деятельности. На основе собранных данныхзаполняется первичная документация, где указываются виды работ, время на их выполнение, количество осуществленных переговоров и используемые средства связи. Данная методика отражения трансакционных издержек предполагает большой объем счетных работ.Схема проведения открытого аукциона в электронной форме представлена на рис. 2.
Рис.2. Схема проведения открытого аукциона в электронной формеДанная схема отражает проведение стандартного открытого аукциона в электронной форме (без учета возможного расширения временных рамок проведения).Нами была предпринята попытка оценить трансакционные издержки, которые возникают в вузе при закупке лабораторного оборудования. Расчеты будут произведены согласно алгоритму и методике информационного отражения трансакционных издержек (см. рис.1).1.Рассматривается контракт на закупку лабораторного оборудования на сумму 200000 руб.2.Для сбора и группировки информации по трансакционным издержкам, а также составлениясводного отчета учтем затраты на услуги связи (телефонная связь, Интернет), оформление документации, затраты на выплату зарплаты сотрудникам, судебные издержки, привлечение экспертов.3.Рассчитаем каждый вид затрат по соответствующей формуле:Т 1,2,3...=Vix Ci,гдеТ 1,2,3…трансакционные издержки на каждый подпункт затрат данного вида деятельности;Viколичественное число затрат (число звонков, количествобайтов, листов и т.д.);Ciсреднерыночная цена единицы.
Итак,попытаемся оценить трансакционные издержки в денежном выражении.Среднее количество дней, затраченных на проведение одной сделки:а)затраты на услуги связи (телефонная связь, Интернет).
400 руб. месячный тариф за услуги Интернета,т.е.в день затраты составляют 400/31= 12,9 руб. Затраченные средства на Интернет за весь период проведения сделки 18 х 12,9= 232,2 руб.245 руб.безлимитный тариф за услуги связи (телефон) в месяц,в день расходы составят 245/31=7,9 руб., на период проведения сделки 18 х 7,9=142,2руб. Т1=232,2+142,2=374,4 руб.;б)оформление документации.На проведение одной сделки в среднем затрачивается 300 листов бумаги (несмотря на то, что закупки осуществляются на электронных площадках).При цене одного листа бумаги в 2 руб.Т2=300 х 2=600 руб. (затраченные средства на оформление документации за весь период проведения сделки);в)затраты на заработную плату.Средняя зарплата одного сотрудника 15000 руб.Среднее количество трудочасов для осуществления всей сделки30.23количество рабочих дней.При условии восьмичасового рабочего дня высчитаем количество рабочих часов в месяц:23 х 8=184 ч.15000/184=81,5 руб. (з/п в ч).Т3=30 х 81,5=2445 руб. (з/п за весь период проведения сделки);г)судебные издержки.Средняя з/п юриста составляет 30000 руб.30000/23=1304 руб. (з/п юриста за 1 рабочий день).Юридические услуги в среднем оказываются на протяжении 1 рабочего дня.Соответственно,Т4=1304 руб. д)привлечение экспертов.В услугах экспертов вуз нуждается обычно дважды: в начале сделки (для определения характеристик товара,в котором нуждается организация) и в конце сделки после поставки товара для установления его соответствия требуемому. Средняя стоимость вызова экспертасоставляет1400 руб.Т5=1400 х 2=2800 руб.4.Формирование отчета по трансакционным издержкам в соответствии с даннымиВычислим трансакционные издержки, понесенные в целом при проведении одной сделки в сфере государственных закупок по формуле:Тi= Σn (V1x C1 + V2x C2 + … + VnxCn).Упрощая,получаем: Тi= Σn (Т1+ Т2+ … + Тn).Тi= 374,4+600+2445+1304+2800=7523,4 руб.Трансакционные издержки годовые рассчитываются:T= Тiх n,где Т годовые трансакционные издержки;
Тiтрансакционные издержки, понесенные в целом при проведении одной сделки в сфере государственных закупок;
n количество сделок.Используем допущение «при прочих равных условиях», т.е.нами для простоты расчетов рассматривается идеальная ситуация, где сумма издержек всех сделок за год одинакова.На примере пензенского вуза установлено, что в течение года количество таких сделок не превышало 27.T= 7523,4 х 27=203131,8 руб. (трансакционные годовые издержки).Цена всех заключенных договоров за год 200000 x 27 = 5400000 руб.Определим,какой процент составляют трансакционные издержки от годовой суммы заключенных договоров:
(203131,8 х 100)/5400000= 20944980/5400000=3,8%.Заметим, что достаточно сложно учесть все аспекты трансакционных издержек, например, в денежном эквиваленте подсчитать потери времени, ухудшение настроения и здоровья сотрудников, снижение их производительности вследствие общения с контрагентами. Процесс межличностного общения требует огромных физических и моральных сил.Итак, попытаемся сформулировать некие наблюдения и сделать выводы.В среднем на документальное оформление одной сделки (открытого электронного аукциона) уходит примерно 300 листов бумаги (без учета затрачиваемых листов на документы, необходимых для базы данных). Исходя из приведенных ниже расчетов видно, что оформление всей документации в электронном виде наиболее рационально. Оформление документации в электронном виде в 300 раз дешевле бумажного аналога.1 гиг информации 6,4 руб. При учете того что в гигабайте 1024 мегабайт, получаем стоимость листа при электронном размещении заказа:6,4/1024=0,00625/1024=0,0000061035 руб.0,0000061035 х 300= 0,002 руб.это цена оформления документации в электронном виде.Для повышения эффективности института государственных закупок необходимо обратить внимание на следующие проблемы: 1)неэффективность законодательства;слабая информированность и некомпетентность участников сделки;3)оппортунистическое поведение контрагентов;4)коррупция.Анализ законодательных норм в новом законе о государственных закупках позволил выявить ряд недостатков: отсутствие единой информационной базы, необходимость назначения контрактного управляющего, расширения штата сотрудников и повышенияих квалификации без оплаты дополнительных расходов за счет средств бюджета, привлечение экспертных организаций и т.п.Слабая информированность и некомпетентность участников сделки проявляется и у заказчиков,и у поставщиков. Так, например, у заказчика (государственной бюджетной организации) сотрудник, осуществляющий документальное оформление и электронное размещение заказов, должен обладать обширными профессиональными знаниями в сфере юриспруденции для подготовки документов, экономики для формирования и разработки плановграфиков, обоснования начальной цены, товароведения для оптимального выбора товаров.Как правило, зарплата в бюджетных организациях ниже среднего уровня по стране. Повышение квалификации сотрудников предполагается один раз в пять лет, поэтому дополнительные расходы сотрудник вынужден нести самостоятельно. Слабая информированность и некомпетентность проявляется и у поставщиков это незнание российского законодательства, которое подчас противоречиво, и в силу этого неумение отстаивать свои права, неосведомленность в закупочных процедурах. Вывод: необходимо обеспечить полной и достоверной информацией всех участников сделки, создать единую информационную базу данных для сокращения трансакционных издержек по поиску и сбору экономической информации,планировать в бюджете мероприятия, направленные на повышение квалификации сотрудников. В Федеральном законе от 05.04.2013 № 44ФЗ предполагается установить единую информационную систему, но только с 2016 г. Неразвитость рыночной инфраструктуры в России снижает эффективность российской экономики.Огромное влияние на рост трансакционных издержек оказывает оппортунистическое поведение участников сделки. Оно прослеживается в процедурах определения победителя, при заключении договоров и исполнении соглашений, занижении цены контракта, принятии товара ненадлежащего качества и несоответствующегоконтракту, вымогательстве, установлении устных договоренностей, не отраженных в контракте, утаивании информации о платежеспособности и др. Соответственно,заказчику не удается эффективно потратить бюджетные средства, поставщик также несет финансовые риски. Так, по данным Национального антикоррупционного комитета РФ,объем российского рынка коррупции составляет 300 млрд долл. в год, из которых 90% приходится на сферы, связанные с государственными закупками, государственным управлением и распределением бюджетных средств[3].Для решения этой проблемы необходимыдетальный анализ и применение соответствующих мер.Проблема коррупции тесно соприкасается с оппортунизмом. Коррупция в государственных закупках достаточно частое явление. Дело в том, что на осуществление государственных закупок выделяются огромные средства, которые являются хорошей наживой. Присутствие коррупции в данном виде деятельности приводит к неэффективности использования выделенных средств, соответственно,и к неудовлетворению общественных потребностей. За годы реформирования действующее законодательство и институт государственных закупок показали себя крайне неэффективными, непрозрачными. Повышение благосостояния сотрудников, их общей экономической культуры, пропаганда идеалов чести позволят снизитьих заинтересованность в коррупционных действиях. Итак, в РФ экономический институт государственных закупок нуждается в дальнейшем реформировании. Высокий уровень трансакционных издержек, обусловленный незнанием и противоречивостью российского законодательства, неквалифицированностью сотрудников, неразвитостью рыночной инфраструктуры, неэффективностью экономических институтов, существованием высоких административных барьеров, оппортунистическим поведениемучастников экономических процессов,высоким уровнем коррупции и прочих ограничений,не способствует повышению эффективности российской экономики, выходу на путь устойчивого экономического роста.
Ссылки на источники1.Медушевская И. Е.,Скворцова В. А. История экономических учений. Практикум: учеб.пособие. Саратов: Вузовское образование, 2014. 313 с. URL: http//www.iprbookshop.ru/19287. ЭБС «IPRbooks».2.СкворцоваВ. А., Медушевская И. Е., СкворцовА. О. Микроэкономика: учеб. пособие / под ред. д.э.н., проф.В. А. Скворцовой.Пенза: Издво ПГУ, 2014. С. 147.3.Мельников В. В. Проблема оппортунизма в государственных закупках// JournalOfInstitutionalStudies(Журнал институциональных исследований). 2013.Т.5.№ 3. С. 114.
VictoriaVorobyova,Student,Penza branch of Financial University under the Government of the Russian Federation, specialist in documents, Penza State University, PenzaVToriV@yandex.ruInnaMedushevskaya,Candidateof Economic Sciences, Associated Professor at the chair of Economics and Finance, Penza branch of Financial University under the Government of the Russian Federation, , Penzaiem1616@mail.ruTransaction costs of public procurement for the needs of higher educational institutionsAbstract.The paperis devoted to the issues of transaction costs of public procurement for the needs of higher educational institutions(on the example of the Penza University). The authorsattempt to describe and estimate the level of transaction costs of open eauction.Keywords:transaction costs, expenses, open eauction.References1.Medushevskaja, I. E. &Skvorcova,V. A.(2014)Istorija jekonomicheskih uchenij. Praktikum: ucheb. posobie, Vuzovskoe obrazovanie, Saratov, 313 p. Available at: http// www.iprbookshop.ru/19287, JeBS “IPRbooks”.2.Skvorcova,V. A.(ed.), Medushevskaja, I. E. &Skvorcov,A. O. (2014) Mikrojekonomika: ucheb. posobie, Izdvo PGU, Penza, p. 147.3.Mel'nikov,V. V. (2013) “Problema opportunizma v gosudarstvennyh zakupkah”,Journal Of Institutional Studies(Zhurnal institucional'nyh issledovanij), vol.5, № 3, p. 114.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»