Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с социальным миром

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Шатрова С. А., Слизова С. А. Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с социальным миром // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 12 (декабрь). – С. 71–75. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14347.htm.
Аннотация. В статье рассмотрены теоретические вопросы воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ в процессе ознакомления детей с окружающим миром и трудом взрослых. Выявлены педагогические условия, необходимые для развития трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста; разработана и экспериментально апробирована технология воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с социальным миром.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Шатрова Светлана Анатольевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики дошкольного образованияФГБОУВПО «Волгоградский государственный социальнопедагогический университет», г. Волгоград shatrova63@mail.ru

Слизова Светлана Анатольевна,воспитатель МОУ д/с «Солнышко» № 300, г. Волгоградcobra0305@mail.ru

Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с социальным миром

Аннотация. В статье рассмотрены теоретические вопросы воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ в процессе ознакомления детей с окружающим миром и трудом взрослых. Выявлены педагогические условия, необходимые для развития трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста; разработана и экспериментально апробирована технология воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с социальным миром.Ключевые слова: старший дошкольник, воспитание, трудолюбие, труд взрослых.Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

В последние десятилетия произошли существенные изменения в социальноэкономической жизни страны: расширяется сфера гражданского общества, модернизируются условия труда, учреждения переходят на новые технологии. В связи с этим изменяется инфраструктура страны, возникают условия жесткой конкурентности на рынке труда, повышается воcтребованность в инициативном, компетентном, гибком, многопрофильном специалисте.Вследствиеданныхизмененийособые требования предъявляются к подготовке и развитию личности, инициативной, самостоятельной, ответственной, имеющей устойчивый интерес к трудовой деятельности, потребность в труде, способной легко адаптироваться в постоянно меняющихся условиях среды и обеспечивать высокий уровень производства.Актуальность проблемы воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста на социальнопедагогическом уровне продиктована тем, что социальный заказ государства вобразовании направлен на развитие социально активной и ответственной личности ребенка дошкольного возраста, любящей труд, способной к преобразованию окружающего мира, что отражено в Законе Российской Федерации «Об образовании», в «Концепции дошкольного воспитания» и других нормативноправовых документах страны. В них указано, что трудолюбие необходимо рассматривать как одно из базовых нравственных качеств личности, определяющих в будущем ее успешность и удовлетворенность жизнедеятельностью [1].Среди воспитательнообразовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы нравственнотрудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. Это привитие детям уважения к людям труда, природному и рукотворному миру, в котором ребенку предстоит жить. Это единственная возможность воспитания в маленьком человеке трудолюбия, сознательного отношения к учению, стремления к созидательной деятельности, что впоследствии становится жизненной позицией человека, главным средством самоуважения, мерой его социальной значимости.Труд–центральное социальное явление. Все ценности, воплощенные в предметах материальной и духовной культуры, созданы трудом человека. На протяжении всего периода детства дети материально зависимы от взрослых, которые заботятся о них, включаясь в разные виды трудовой деятельности на производстве и в быту.Согласно Д.Б. Эльконину, в дошкольные годы происходит как бы замыкание связи между предметным миром и миром человеческих отношений.Трудолюбие и способность к труду не даются от природы, но воспитываютсяс самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий трудделает человека духовно богатым. Поэтомув дошкольных учреждениях должны быть заложены истоки тех потенциальных возможностей, последующее развитие которых на разных ступенях воспитательнообразовательного процесса в конечном итоге обеспечит желаемую педагогическую отдачу–формирование нового человека.В.И. Логинова и М.В. Круглехт считают, что ребенка нужно знакомить с процессом труда взрослых, рассказывать о создании разных продуктов труда. В результате у детей будет формироваться представление о содержательной части трудовой деятельности взрослых, станет воспитываться уважение к труду [2]. Другие авторы(С.А. Козлова, А.Ш. Шахманова)полагают, что нужно знакомитьдошкольников с человекомтружеником, с его отношением к труду, формировать представление о том, что профессия появляется в ответ на потребность людей в ней:врач нужен, чтобы лечить людей, учитель –чтобы учить детей. Ознакомление же с процессом труда должно служить фоном, содержанием, на котором можно конкретизировать деятельность человека.Недостаточно изученным в соответствии с социальным заказом и задачами сегодняшнего дня остается вопрос о взаимосвязи влияния мира взрослых на воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в теории и практике дошкольного образования детей.Обращаясь к актуальности исследования на научнометодическом уровне, следует отметить, что в настоящее время в практике работы дошкольных образовательных учреждений уделяется недостаточное внимание планированию совместной работы с семьей по воспитанию трудолюбия у старших дошкольников, реализации роли взрослого как образцаориентира в воспитании данного качества личности. В ДОУ предметноразвивающая среда не обеспечивает должного уровня воспитания трудолюбия у дошкольников с учетом современных требований к личности ребенка на всех периодах дошкольного детства. Наше исследование подтвердило, что существует востребованность в методических пособиях, рекомендациях для воспитателей, родителей по организации различных форм работы взрослых и детей, направленных на воспитание трудолюбия у дошкольников [3]. Исследованию процесса воспитания трудолюбия у старших дошкольников посвященымногочисленные труды как зарубежных, так и отечественных методистов и педагогов, таких как Х. Аренд, Л. П. Буева, Г. Гегель, М. С. Каган, Э. С. Маркарян, В.С. Соловьёв, Л. Х. Армаганян, П. Р. Атутов, А. А. Ахматов, С. Л. Батышев, Т.Л.Бородина, Т.И. Данюшевская, Т. И. Жукова, Ф. И. Иващенко, Г. Н. Каменева, A.В. Колганова, А.С.Макаренко, В. А. Поляков, К. Д. Ушинский, В. И. Щеголь, З.Н.Борисова, Р. С. Буре,Т. А. Маркова, Ю. А. Мичурина, Л. А. Мишарина, В.Г.Нечаева, Л. И. Сайгушева, Д.В.Сергеева, Л. А. Таллер, Т. И. Тарабарина, С.Н.Теплюк, А. Г. Тулегенова, А.Д.Шатова,Е. Б. Весна, О. В. Дыбина, А. Н. Дьяконова, С. А. Козлова, М. И. Лисина, С.Л. Рубинштейн, В. И. Слободчиков, Д. И. Фельдштейн и др. [4;5]По мнению Г. С. Абрамовой, трудолюбие –нравственное качество личности, поэтому формирование трудолюбия согласуется с нравственным развитием ребенка. А. А. Ахматов, Н. П. Семыкин, В. В. Чебышев относят трудолюбие к разряду привычек или черт характера, Г. А. Смирнов, В. Н. Турченко трактуют трудолюбие как потребность в труде, как чувство, как мотив. Е. Р. Залкинд, М. А. Кононова связывают трудолюбие с такими понятиями, как отношения, чувства, интересы, эмоции. Психологи К. С. Абилов, Е. П. Верещак определяют трудолюбие как относительно устойчивое, обобщенное и более или менее осознанное стремление к трудовой деятельности, к активному проявлению в труде своих творческих способностей, потребностей, реализация которых дает субъекту переживание глубокого удовлетворения и радости. По мнению Ф. И. Иващенко, структура трудолюбия включает в себя (2004):а)содержание знаний и представлений: представления детей о трудолюбии как нравственном качестве личности, представления о проявлении положительного отношения к труду в природе, знания дошкольников о труде взрослых, об отношении последних к труду, знания о необходимости труда и его содержании;б)характеристика трудовой деятельности: умение самостоятельно ставить цель и принимать ее от взрослого, мотивация трудовой деятельности, навыки и умения, необходимые для работы, умения преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, инициатива и творчество в работе; в)отношение к результату: критическое отношение к результатам труда, умение беречь продукты труда;г)отношение к участникам деятельности: наличие готовности оказать помощь, умение доброжелательно оценивать результаты труда сверстников, осознание себя членом рабочего коллектива [6].Для лучшего наблюдения особенностей развития трудолюбия в воспитании дошкольников в образовательном процессе в ДОУ был проведен анализ программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой [7].Трудовое воспитание дошкольников осуществляется с помощью ряда средств: собственной трудовой деятельности детей, ознакомленияс трудом взрослых, художественных средств.Трудовая деятельность является ведущим средством трудового воспитания. Дети обучаются в ней конкретным трудовым умениям и навыкам, добиваются результата, удовлетворяют свою потребность в реальном приобщении к миру взрослых.В зависимости от возраста детей педагог отдает предпочтение разным формам деятельности.Трудовые поручения–наиболее простая форма организации трудовой деятельности детей. Особое воспитательное значение они имеют в работе с детьми младшего возраста, когда труд для них пока не стал планомерной и систематической деятельностью.Поручения многообразны по трудности (простые, сложные); характеру выполнения (индивидуальные или совместные); времени исполнения (кратковременные, эпизодические, длительные).Поручения особенно важны в период от 3 до 5 лет.Поручения–это обращенная к ребенку просьба взрослого выполнить какоелибо трудовое действие. Поручение является первой формой организации трудовой деятельности. Трудовые поручения могут различаться по форме организации (индивидуальные, подгрупповые, общие); по продолжительности (кратковременные или длительные, постоянные или одноразовые); по содержанию (соответствуют видам труда).Дежурство предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. В дежурстве в большей степени, чем в поручении, выделяются общественная направленность труда, реальная, практическая забота нескольких (одного) детей о других, поэтому данная форма способствует развитию ответственности, гуманного, заботливого отношения к людям и природе.Основными методами трудового воспитания дошкольников являются: показ; объяснение; обсуждение процесса труда и его результатов; оценка; обучение отдельным способам выполнения трудовых операций.Для создания положительного отношения и привычки к труду важнейшее значение имеет живой пример окружающих взрослых, непосредственное соприкосновение с их трудом.Исследование проводилось среди воспитанников МОУ д/с «Солнышко» № 300 г. Волгограда. В исследовании принималиучастие дети старшего дошкольного возраста. В основу построения исследовательской программы нами были положены компонентыв структуре трудолюбия, выделенные Ф.И. Иващенко [8].На констатирующем этапе нами подбирались и применялись следующие диагностики: игровые тестовые задания: «Найди лишнюю картинку», «Выбериправильно», «Помоги кукле Маше» и другие, беседа о трудолюбии (автор И.В. Житко) заключалась в выявлении знаний дошкольников о данном качестве личности;методика М.В. Крулехтс использованием графической модели трудового процесса, индивидуальная беседа с каждым ребенком (Л.И. Сайгушева) [9].Использование игровых тестовых заданий позволяет,с одной стороны,выявить знания, представления о труде взрослых, об инструментах, помогающих ему выполнять работу, с другой стороны,стимулирует у ребенка проявление познавательной активности, интереса к познанию окружающего мира. Например, цель проведения игрового тестового задания «Помоги кукле Маше»заключалась в выявлении знаний детей об инструментах труда портнихи, которые позволяют ей выполнять работу, о способах выполнения трудовой деятельности. Ребятам предлагалось помочь кукле Маше сшить салфеточку в подарок своей маме, но она не знала, как это нужно сделатьи какие инструменты дляэтого нужны. Дети могли ей помочь, выбрав те картинки, на которых изображены инструменты труда портнихи и объяснив их назначение.Беседа о трудолюбии заключалась в выявлении знаний дошкольников о данном качестве личности. В ходе беседы детям задавались следующие вопросы:1)«Как ты думаешь, что такое трудолюбие?»;2)«О каком человеке говорят, что он трудолюбив?»;3)«Знаешь ли ты трудолюбивых людей?»;4)«Почему ты можешь назвать их трудолюбивыми?»;5)«Важно ли быть трудолюбивым?Почему?»;6)«Каких героев сказок, рассказов, стихов, мультфильмов ты можешьназвать трудолюбивыми?»С целью изучения представлений старших дошкольников о профессиях взрослых нами была проведена индивидуальная беседа с каждым ребенком (Л.И. Сайгушева). Ребенку были заданы следующие вопросы: «Что такое профессия?», «Какие профессии ты знаешь?» [10]Также нами было проведено анкетирование родителей старших дошкольников с целью выявления и осознания ими важности изучаемой проблемы. Результаты анкетирования дополнялись беседами с родителями.Таким образом, анализ результатов исследования констатирующего этапа по выявлению исходного уровня трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с социальным миром по каждому их компонентов, а также изучение важности данной проблемы в практике работы дошкольных образовательных учрежденийподтверждают актуальность заявленной нами проблемы и решении ее на практике.Выявилось, что 45% детей в исследуемой группе оказались с низким уровнем развития навыков трудолюбия, 35% детей имеют средний уровень и только 20% детей отличаются высоким уровнем развития навыков трудолюбия.Адаптированная нами модель процесса, направленная на повышение уровня развития трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста,включала в себя реализацию теоретически обоснованных организационнопедагогических условий:1)изучение психологопедагогическойлитературыпо проблеме исследования;2)выявление критериеви уровня развития трудолюбия у старших дошкольников;3)подбор методов и средств развития трудолюбия у старших дошкольников при ознакомлении с социальным миром;4)выявление влияния процесса ознакомления с социальным миром старших дошкольников на формированиеу них трудолюбия.Работа велась в двух направлениях: свзрослыми (педагогическим коллективом и родителями) и детьми.Содержанием работы с педагогическим коллективом в ДОУ стали такие формы,какконсультации, круглый стол, семинары, совет педагогов, КВН. Работа с педагогическим коллективом предполагала знакомство педагогов с новинками методической литературы по вопросам трудового воспитания детей дошкольного возраста, изданиями периодической печати, разработку проектов «трудового поля» для детей разных возрастных групп, разработку рекомендаций для родителей по вопросу воспитания трудолюбия у дошкольников. Целенаправленная работа с родителями дошкольников была организована в рамках родительских встреч, в ходе которых проводились родительские собрания, консультации, беседы, была оформлена тематическая библиотека и размещена в группах информация по вопросам трудового воспитания ребенка в семье.Работа по обогащению опыта родителей по воспитанию трудолюбия у детейосуществлялась в процессе проведения различных форм работы: консультаций, семинаров, встречза круглым столом, заседания дискуссионных клубов, родительских собраний, днейоткрытых дверей, трудовых акций.В работе с детьми важное место отводилось проведению комплексных занятий, экскурсий, встреч с интересными людьми, игрампутешествиям. Цель подобныхмероприятийзаключалась в формировании у дошкольников знанийо трудовой деятельности взрослых, об их профессиях, о результатах их труда, о трудолюбии. Углублению и закреплению знаний у старших дошкольников о труде способствовали дидактические игры. Также в работе мы использовали и обучающие образовательные ситуации.Проведенный нами анализ диагностических данных на конец эксперимента показал, что в среднем число дошкольников, имеющих низкий уровень мотивации к труду, уменьшился.Результаты контрольного этапа исследования показали, что в экспериментальной группе высокий уровень развития навыков трудолюбия выявлену 70% (показательувеличился на 50%), средний уровень у 25%(показатели снизился на 10%),низкий уровень –только у 5%детей (это изменение показателяна 40%) на конец эксперимента. В контрольной группе, в которой занятия по развитию навыков трудолюбия велись по традиционной системе, высокий уровень выявлену 5%(на начало эксперимента не было выявлено ни одного человека), средний уровень у 75% (показатель повысился на 60%), с низкимуровнем выявилось 20%(по сравнению с началом эксперимента это составило 60%).Следовательно, мы смогли сделать вывод, что разработанная и проведенная нами модель, направленная на повышение уровня воспитания трудолюбия у старших дошкольников, является эффективной и может быть использована в образовательном процессе ДОУ дошкольными педагогами.

Ссылки на источники1.Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / под ред. А.М. Виноградовой. –М.: Просвещение, 1998.2.Логинова В.И., МишаринаЛ. А. Формирование представлений о труде взрослых // Дошкольное воспитание.–1978. –№10.3.Иващенко Ф.И. Психология трудового воспитания.–Минск, 2004.4.Сайгушева Л.И. Приобщаем дошкольников к труду. –Магнитогорск, 2004.–С. 62.5.СайгушеваЛ.И. Досуговая трудовая деятельность в ДОУ.–Магнитогорск, 2009.–С. 84.6.Там же.7.От рождения до школы /под ред.Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой,М.А. Васильевой. –М.,2011. –С. 219.8.Там же.9.Сайгушева Л.И. Технологии приобщения дошкольников к труду. –Ростовн/Д., 2013. –С.221.10.Там же.

Svetlana Shatrova,Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of Pedagogics of Preschool Education, Volgograd State SocialPedagogical University, Volgograd shatrova63@mail.ruSvetlana Slizova,Tutor, kindergarten “Sun”№300, Volgogradcobra0305@mail.ruEducation of diligence in children of preschool age in the process of familiarization with the social worldAbstract.The article deals with theoretical questions of education of diligence in children of the advanced preschool age in the conditions of kindergartenin the course of acquaintance of children with world around and adults’ labor. The pedagogical conditions necessary for development of diligence inchildren of the advanced preschool age are revealed; the technology of education of diligence in children of the advanced preschool age in the course of acquaintance with the social world is developed and experimentally approved.Keywords: senior preschool child, education, diligence, hardworking adults.References1.Godina,G. N. (1998) “Vospitanie polozhitel'nogo otnoshenija k trudu”, in Vinogradova, A. M.(ed.)Vospitanie nravstvennyh chuvstv u starshih doshkol'nikov,Prosveshhenie,Moscow(in Russian).2.Loginova,V. I.&Misharina,L. A. (1978) “Formirovaniepredstavlenij o trude vzroslyh”, Doshkol'noevospitanie,№ 10(in Russian).3.Ivashhenko,F. I. (2004) Psihologija trudovogo vospitanija,Minsk(in Russian).4.Sajgusheva,L. I. (2004) Priobshhaem doshkol'nikov k trudu, Magnitogorsk,p.62(in Russian).5.Sajgusheva,L. I. (2009) Dosugovajatrudovaja dejatel'nost' v DOU,Magnitogorsk,p.84(in Russian).6.Ibid.7.Veraksa, N. E.,Komarova, T. S. & Vasil'eva, M. A. (eds.) (2011) Ot rozhdenija doshkoly,Moscow, p.219(in Russian).8.Ibid.9.Sajgusheva,L. I. (2013) Tehnologii priobshhenija doshkol'nikov k trudu,Rostov n/D.,p. 221(in Russian).10.Ibid.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»