Гностическая компетентность в образовательном процессе физкультурного вуза

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Раянова Ю. Ю. Гностическая компетентность в образовательном процессе физкультурного вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S2. – С. 21–25. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14519.htm.
Аннотация. В статье раскрывается сущность гностической компетентности и технология ее формирования у студентов физкультурных вузов. Материал данной работы может использоваться в процессе преподавания дисциплин психолого-педагогического цикла в физкультурных вузах.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Раянова Юлия Юрьевна,кандидат педагогических наук, старший преподавательФГБОУ ВПО «Сибирский государственный университетфизической культуры и спорта»,г. Омскbachinina@list.ru

Гностическая компетентность в образовательном

процессе физкультурного вуза

Аннотация. В статье раскрывается сущность гностической компетентности и технология ее формирования у студентов физкультурныхвузов.Материал данной работы может использоваться в процессе преподавания дисциплин психологопедагогического цикла в физкультурных вузах.Ключевые слова: гностическая компетентность, технология формирования гностической компетентности, студенты физкультурного вуза.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Актуальность настоящего исследования определяется современными требованиями государства, в соответствии с которыми выпускники вузов должны быть готовыми работать в быстроменяющихся условиях, новых нестандартных профессиональных ситуациях, постоянно пополнять знания, а также способными реализовывать их в области своей профессиональной деятельности. Реализация этих требований во многом обусловлена уровнем развития гностической компетентности [1, 2]. Состояние вопроса указывает на отсутствие в современной педагогической литературе знаний, определяющих понятие, содержание гностической компетентности и технологию ееформирования.Идеи структурнофункционального и личностнодеятельностного подходов нашли применение в разработке структурного состава гностической компетентности, который представлен когнитивным, личностным и деятельностным компонентами [3, 4].Когнитивный компонент включает когнитивностилевые особенности. В нем определена взаимосвязь процессов анализа, синтеза в работе с информацией и стилевого поведения личности. Когнитивный стиль в научнопсихологической литературе рассматривается как собирательное понятие для относительно устойчивых способов познавательной деятельности, заключающихся в своеобразных приемах получения и переработки информации, а также приемов ее воспроизведения и способов контроля[5]. На формирование процессов анализа, оценки и коррекции, являющихся основополагающими для гностической компетентности, оказывают влияние две крайние формы интеллектуального поведения ‬полезависимости и поленезависимости. Поленезависимость связана с ориентацией человека на внутренние источники информации ‬знания и опыт. Личность с полезависимым стилем испытывает трудности при решении задач, ориентируется при работе с информацией на внешние источники.Личностные качества оказывают влияние на способы переработки информации. Показана неоспоримость учета и специальной организации в процессе обучения целого ряда социальноперцептивных качеств у студентов, способности адаптироваться.Способность к анализу, оценке и коррекции является важным показателем адаптивного поведения человека. Адаптивное поведение свидетельствует об умении воспринимать необходимую информацию и принимать на её основе адекватные решения, соответствующие моральным нормам и интересам партнеров по взаимодействию [6].Анализ содержания деятельностного компонентагностической компетентности раскрывает значимость категории деятельности для исследования. Основные положения общей теории деятельности сформулированывфилософииГ.Гегелем,Л.Фейербахоми в психологии С.Л.Рубинштейном, А.Н.Леонтьевым.Деятельностный компонентгностической компетентности включает в себя творческое и мотивированное овладение опытом анализа, оценки и коррекции спортивной и спортивнопедагогической деятельности.Оценка гностической компетентности осуществляется посредством выделения критериев и уровней гностической компетентности. Критериями гностической компетентности являются: проявление интереса к учебной и профессиональной деятельности, самостоятельность, активность в анализе, оценке и коррекции учебной и профессиональной деятельности, выраженность поленезависимых когнитивностилевых особенностей, проявление социальной креативности.На основании представленных компонентов и их критериев было выделено три уровня гностической компетентности (низкий, средний, высокий).К критериям низкого уровня относятся отсутствие интереса, равнодушное отношение к учебной и профессиональной деятельности, отсутствие самостоятельности в анализе, оценке и коррекции учебной деятельности, проявление полезависимого когнитивного стиля в учебной и профессиональной деятельности,слабовыраженные взаимопознание и социальная адаптивность, стандартные решения учебнопрофессиональных ситуаций.К критериям среднего уровня относятся ситуативный интерес, эпизодическая любознательность к осуществлению учебной и профессиональной деятельности, проявление активности, самостоятельности в анализе, оценке и коррекции. Студенты могут испытывать трудности, ошибки пытаются устранить. В процессе учебной и профессиональной деятельности проявляются как полезависимый, так и поленезависимый стили. Взаимопознание и социальная адаптивность избирательны. Стандартные решения учебнопрофессиональных ситуаций сочетаются с элементами креативности.Критериями высокого уровня являются следующие: устойчивое проявление функционального интереса к осуществлению учебной и профессиональной деятельности, самостоятельность, активность в анализе, оценке и коррекции опыта учебной и профессиональной деятельности, яркое проявление поленезависимого стиля в учебной и профессиональной деятельности, оптимальные проявления взаимопознания и социальной адаптивности, оригинальное решение учебнопрофессиональных ситуаций.Определены неигровые имитационные и неимитационные методы и формы обучения в качестве малоизученных и малоприменяемых в профессиональной подготовке студентов физкультурных вузов.С целью выявления исходного уровня гностической компетентности было проведено констатирующее исследование, в котором приняли участие114 студентов 2 курса разной спортивной специализации Сибирского государственного университета физическойкультуры и спорта.В исследовании были использованы интеллектуальные и личностные тесты, опросники.Применяемые тесты отвечали требованиям надежности, валидности, прогностической ценности. Оценка когнитивных стилей осуществлялась с помощью теста «Фигуры Готтшальдта». Исследование адаптивности проводилось по опроснику А.Г.Маклакова и С.В.Чермянина. Социальноперцептивные качества, профессиональнопедагогическая мотивация студентов изучалисьпо методикамН.П.Фетискина. Социальная креативность личности выявлялась с помощью самооценки поведения в нестандартных ситуациях жизнедеятельности (В.В.Козлов). Для определения уровня сформированности гностической компетентности использовалась авторская карта оценки (Ю.Ю.Раянова, Н.М.Костихина).Для проверки гипотезы о возможности формирования гностической компетентности у студентов физкультурного вуза была разработана соответствующая технология и проведен педагогический эксперимент по определениюееэффективности.Разработанная технология формирования гностической компетентности реализовывалась в несколько этапов: диагностикомотивирующий, формирующий, оценочный и аналитикокорректирующий.Цель диагностикомотивирующего этапа заключалась в определении уровня развития гностической компетентности в соответствии сразработанной структурой. Формирующий этап был направлен на формирование новых форм когнитивностилевого поведения, социальноперцептивных качеств, обеспечивающих переход на новые уровни гностической компетентности. Переход на новые уровни гностической компетентности обеспечивается прохождением следующих стадий: подготовки, осознания, действия, коррекции. В процессе применения неигровых имитационных и неимитационных активных методов обучения, представленных на слайде, у студентов появилась возможность систематизировать, интегрировать абстрактнотеоретические знания и трансформировать их в профессиональные, подготовиться тем самым к прохождению педагогической практики. Применение активных групповых методов обучения позволило сформировать новые формы поведения ‬умения ставить цели и задачи деятельности, творческое решение заданий с последующим анализом и коррекцией, разработку возможных альтернатив поведения, стремление к поленезависимому стилю в деятельности, а также способствовало пониманию и взаимопониманию.На базе деятельностного подхода важной формой работы была организация самостоятельной работы студентов, в которой использовались тренировочные, реконструктивные, творческие задания.Оценочный этап выполнял функцию «обратной связи»,тем самым обеспечивалполучение информации по текущим изменениям процесса формирования гностической компетентностив процессе преподавания дисциплины «Педагогика физической культуры и спорта» и в ходе прохождения педагогической практики.На аналитикокорректирующем этапе вносились изменения в технологию формирования гностической компетентности на основе результатов контрольных оценочных процедур, заполнения карты компетентности и участия студентов в обсуждении и коррекции результатов.В педагогическом эксперименте по внедрению в образовательный процесс технологии формирования гностической компетентности у студентов физкультурного вуза участвовало 86 студентов 3 курса, из них экспериментальную группу составило 44 студента, контрольную ‬42 студента. Эксперимент проводился в рамках дисциплины «Педагогика физической культуры и спорта». Общий объем дисциплины составлял 60 часов, из которых 26 часов отводилось на лекционные занятия, 34 ‬на семинарские и 60 часов ‬на самостоятельную работу. Контрольная группа (КГ, n=42) занималась потрадиционной методике, занятия осуществлялись фронтально, лекции и практические занятия проводились без применения активных форм, теоретические знания закреплялись в форме опроса, письменных проверочных работ. В экспериментальной группе (ЭГ, n=44) ‬покомпонентное, поэтапное формирование гностической компетентности с учетом когнитивностилевых особенностей и социальноперцептивных качеств студентовна основе использования личностнодеятельностного и компетентностного подходов. Сформированность гностической компетентности проявилась по всем изучаемым критериям. Для проверки сформированности гностической компетентности по окончаниюэксперимента наряду с методом тестирования была проведена оценка и самооценка. По специально разработанной десятибалльной шкале студенты и преподаватель заполняли карту компетентности.По сумме баллов можно сделать вывод об общем уровне сформированности гностической компетентности: низком, среднем, высоком. После внедрения технологии в экспериментальной группе увеличилось число студентов с высоким уровнем гностической компетентности (44%) и уменьшилось ‬с низким уровнем (15%). В контрольной группе изменений не произошло (рис. 1).

Рис. 1. Уровни гностической компетентности у студентов физкультурного вуза, %

Для проверки сформированности гностической компетентности и реализации ее в практической деятельности была проведена экспертная оценка и самооценка в ходе прохождения педагогической практики.В качестве экспертов выступили учителя физической культуры, методисты, студенты 3 курса СибГУФК (табл. 1).Таблица 1Уровни сформированности гностической компетентности

у студентов в период педагогической практики, %

УровниЭкспериментальнаяPoКонтрольнаяPoДо практикиПосле практикиДо практикиПосле практикиВысокий43600,053744�0,05Средний47310,054231�0,05Низкий1090,052125�0,05

Результаты средних показателей по всем оценкам показали, что в экспериментальной группе в период прохождения педагогической практики произошло увеличение количества студентов с высоким уровнем гностической компетентности (с 43 до 60%) при Po0,05.Итак, полученные результаты дают основание утверждать: определение структуры, критериев и уровней сформированности гностической компетентности, разработка и реализация технологии с учетом когнитивностилевых особенностей и социальноперцептивных качествпозволили совершенствовать профессиональную подготовку студентов физкультурного вуза, что является научной новизной, теоретической и практической значимостью, что является важным для теории и методики профессионального образования.

Ссылки на источники1.ПевицынаЛ. М. Научнометодические аспекты совершенствования профессиональной компетентности учителей физической культуры в процессе повышения квалификации: дис. … канд. пед. наук. ‬Ростов н/Д,2007. ‬219 с.2.ХазоваС. А. Профессиональная компетентность специалистов по физической культуре и спорту как показатель их конкурентоспособности // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. ‬2008. ‬№1. ‬С.50‬53.3.Певицына Л. М. Указ. соч.4.АбрамоваВ. В. Формирование профессиональной компетентности будущих учителей физической культуры: дис. ... канд. пед. наук. ‬Тирасполь, 2006. ‬229 с.5.ХолоднаяМ. А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. ‬2е изд., перераб. ‬СПб.: Питер, 2004. ‬384 с.6.ХозяиновГ. И. Мастерство педагога в процессе образования и обучения. ‬М.: Физическая культура, 2006. ‬224 с.

Yuliya Rayanova,candidate of Pedagogic Sciences, senior lecturer at the chair of pedagogy, Siberian State University of physical culture and sports, Omskbachinina@list.ruGnostic competence of educational process in the athletic higher educational institution Abstract.The author reveals the essence of the students gnostic competence and technology of its formation in the athletic higher educational institution. The material of this work can be used in the process of teaching disciplines of psychopedagogical cycle in the athletic universities.

Keywords: gnostic competence, technology of formation of the gnostic competence, students of athletic higher educational institution.References:1‬6‬RussianSources.

Рекомендовано к публикации:Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»