Размышления о карьере (по данным опроса молодежи)

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Пушкарева Л. Г., Мусин А. Размышления о карьере (по данным опроса молодежи) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S2. – С. 16–20. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14518.htm.
Аннотация. Статья посвящена анализу представлений о карьере, карьерном успехе и месте карьеры в жизни молодежи. Опираясь на результаты проведенного опроса, авторы характеризуют феномен карьеры в среде молодых людей.
Раздел: Философия; социология; политология; правоведение; науковедение
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Пушкарева Людмила Григорьевна,кандидат филологических наук, доцент кафедры педагогикиФГБОУ ВПО «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта», г. Омскlgpush@mail.ru

Мусин Асет,студент 3 курсаФГБОУ ВПО «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта», г. Омск

Размышления о карьере (по данным опроса молодежи)

Аннотация. Статья посвящена анализу представлений о карьере, карьерном успехе и месте карьеры в жизни молодежи. Опираясь на результаты проведенного опроса, авторы характеризуют феномен карьеры в среде молодых людей. Ключевые слова: карьера, успешная карьера, карьерный успех.Раздел:(03) философия; социология; политология; правоведение; науковедение.

Карьера, карьерный рост, успешность профессиональной деятельности –вопросы, которые волнуют многих людей. В современных условиях жесточайшей конкуренции на рынке труда одной из уязвимых категорий становится молодежь. Сложности трудоустройства связаны с разными причинами. Например, Ю.Д.Муфтахова указывает, что «в государственных структурах существует низкая оплата труда специалистов с высшим образованием; в коммерческой сфере выпускникам вузов предоставляется высокооплачиваемая работа, но не требующая высокой квалификации и интеллектуального потенциала» [1]. Кроме этих факторов на трудоустройство выпускников учебных заведений влияет отсутствие профессионального опыта, юный возраст претендентов, недостаточная квалификация и представление о молодежи как о ненадежной категории людей, стремящейся лишь к «быстрым и большим» деньгам. С другой стороны, следует отметить, что многие молодые люди, заканчивая школу, обучаясь в вузе, порой не представляют себе дальнейшей профессиональной деятельности. На выбор профессии влияют такие случайные факторы, как продолжение семейных традиций, нежелание противоречить воле родителей, поступление вместе с друзьями, обучение там, куда «прошел по конкурсу», просто желание получить высшее образование, независимо от того, какое и т.п. Подобная мотивация не приводит к осознанности выбора будущей профессии, поэтому вполне вероятно то, что по окончании вуза выпускники не хотят работать в той сфере, в которой они получили образование. В данной статье мы приводим данные пробного исследования, целью которого стало изучение карьерных устремлений современных молодых людей города Омска. Подобные исследования проводились среди различных групп молодых людей студентами гуманитарного факультета ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта», обучающимися по направлению «Организация работы с молодежью» в рамках дисциплины «Карьерные стратегии молодежи». Предполагается, что данные проведенных опросов могут способствовать уточнению представлений о ценностях современной молодежи, совершенствованию содержания программы дисциплины, а также изучению различных аспектов, связанных с карьерой молодежи. В связи с тем, что в недавнем прошлом в отечественной науке карьера воспринималась чаще всего негативно, стремление к карьерному успеху свидетельствовало об эгоизме личности и осуждалось как в быту, так и на производстве. Слово карьерист имело негативную коннотацию. В связи с этим карьера как социокультурное явление не подвергалось серьезному изучению в отечественной науке.Начиная с конца восьмидесятых годов прошлого века появляются работы, лишенные идеологической подоплеки, в которых рассматриваются такие понятия, как профессиональный успех, карьера, карьерное продвижение и другие. Кроме того,появляются работы практического характера, в которых предлагаются советы, как достичь успеха на работе, в профессии, в карьерном росте и т.п. Стоит отметить, что несмотря на возросший интерес к понятию карьера и карьерный рост, научных исследований в этой области недостаточно. Мы предполагаем, что проведенный нами опрос может положить начало изучению карьерных стратегий молодежи. Молодежь представляет собой особую социальную группу, которая обладает рядом специфических особенностей, отличающих ее от других групп (например, от подростков). Современные молодые люди определяют будущее государство, поэтому исследования в этой возрастной группе весьма актуальны. Кроме того, в России существует государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования «Организация работыс молодежью», который в частности реализуется в ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта». Студенты, осваивающие данную образовательную программу, изучают различные аспекты, связанные с молодежью и ее спецификой. В рамках освоения программы требуется проведение исследований, посвященных актуальным вопросам.

Карьерные стратегии современной молодежи изучены крайне мало. Отметим, что молодежь, как и другие категории населения, крайне различается по ряду показателей (материальное положение, образовательный уровень, досуговые предпочтения, место жительства и др.). Представляется актуальным изучение карьерных стратегий молодежи хотя и крупного, но провинциального города. Нами всего было опрошено 17 человек, среди которых 7 девушек и 10 юношей. Возраст респондентов составил от 16 до 26 лет,в социальном плане опрошеннымибыли школьники и студенты. Всего было заданошесть вопросов.1.Что такое карьера?2.Готовы ли вы рисковать ради карьеры? 3.Что для вас важнее карьера или личное счастье?4.Что дает успешная карьера?5.Хотели бы вы стать руководителем? (директором, начальником и. т. д.). Почему?6.На какое место в своей жизни вы бы поставили карьерный успех?В результате анализа были получены следующие данные. 1.На первый вопрос были данысамые разнообразные варианты ответов отсмысла жизни до духовного поиска. Многиереспонденты понятие карьеры связывают непосредственно спрофессиональной деятельностью, с продвижением вперед по служебной лестнице:«продвижение по служебной лестнице»;«продвижение вверх по служебной лестнице»;«продвижение к более успешному положению в обществе» и т.п.).

Ответов, в которых указывается продвижение вверх, оказалось 9. Остальные опрошенные не всегда связывали понимание карьеры только с трудовой и профессиональной деятельностью:«это часть нашей жизни, наша обязанность и должность»;«самореализация, ведущая к духовному росту, знаниям, мудрости и, конечно же, богатству»;«успешное продвижение по служебной лестнице»). Анализируя данные, можно сделать вывод о том, что понятие карьеры у опрошенных достаточно расплывчато, хотя у большинства оно ассоциируется прежде всего с продвижением и успехом в той или иной сфере деятельности (профессиональной, социальной, духовной). Ни один из опрошенных не дал четкого определения карьеры, в основном были даны ассоциативные ответы.

2.Готовы ли вы рисковать ради карьеры? На данный вопрос тринадцатьреспондентов дали положительный ответ, причем гендерных различий нами не было выявлено, посколькукак юноши, так и девушки готовы идти на риск ради карьеры. Мы считаем, что подобное желание рисковать можно объяснить несколькими причинами.

Вопервых, с позиции возраста. Возрастная категория, которая была опрошена, характеризуетсяюношеским максимализмом, к тому же при ответе на второй вопрос не требовалось давать объяснений, поэтому, предполагаем, что у опрашиваемых имеются весьма приблизительные представления о возможных рисках.Вовторых, многие опрошенные не называют тех рисков, которых может потребовать карьера, что объясняется отсутствием жизненного опыта. Только одна девушка ответила, что «есть вещи, которыми нельзя рисковать ради карьеры, например, семья». 3.Что для вас важнеекарьера илиличное счастье? Третий вопрос не вызвал больших расхождений в ответахреспондентов. Многие ответили, что личное счастье для них важнее карьеры.Лишь два ответа свидетельствовали о том, что обе жизненные составляющиеважны:«сложный вопрос, нельзя выбрать чтото одно, т.к. человек должен жить в гармонии иу него должно быть то и другое»;«важно найти баланс, чтобы карьера доставляла радость и переходила в личное счастье»).

Полученные ответы не случайны и закономерны. С одной стороны, эти результаты соотносятся с данными, получаемыми при изучении ценностных ориентаций молодежи, регулярно проводимыми в России Фондом «Общественное мнение». Так, например,при опросе студентов Дальневосточного государственного университета, Дальневосточного государственного технического университета, Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, Морского государственного университета на первое место среди ценностей ставят семью, а любовь занимает самое важное место в их жизни [2]. С другой стороны,полученные ответы выявили противоречие. Оно заключается в том, что на второй вопрос, как уже отмечалось вышев статье, большинство опрошенных заявило о готовности рисковать ради карьеры. Риск ради карьеры и личное счастье на первом месте –идеал, который в реальной жизни практически недостижим. Опрос показывает незрелость молодежи, пока еще мало представляющей себе свою будущую профессиональную деятельность.4.Что дает успешная карьера? Для части опрошенных (8 человек) карьера прежде всегодает материальную обеспеченность:«деньги»;«достойный заработок»;«капитал»;«достаток»;«материальное благополучие». Но не только этим исчерпываются ответы, оказались не менее важны другие преимущества успешной карьеры, среди которых:«уверенность в себе»;«радость»;«уважение»;«более высокий социальный статус»;«удовлетворениев жизни»;«уверенность в завтрашнем дне»;«личное счастье». 5.Хотели бы вы стать руководителем? Почему? Среди опрошенных многие хотят руководить, желают стать начальником.Четыре человека высказывают иное мнение:«конечно, в наше время все хотели бы быть начальниками, но если все будут начальниками, то, кто будет работать, я бы был рад и простой должности, лишь бы работа была по душе»;«нет, потому что личная жизнь уйдет на второй план, иначе не получится быть хорошим руководителем»;«нет, потому что многообязанностей»;«затрудняюсь ответить». Как показывают ответы респондентов, мотивы отказа от руководящей должности совершенно разные. Те опрошенные, которые хотели бы занимать руководящие должности, тоже поразному мотивируют свое желание. Среди мотивов называются такие, как:деньги (4 ответа);умение и желание руководить (2 ответа);ответственность (1 ответ);отсутствие указаний и самостоятельность в принятии решений (1 ответ);особенности работы (1 ответ).Ответы показывают, что привлекательность руководящих должностей заключается в основном ввысокой оплате. О других составляющих руководства молодые люди, если судить по их ответам, задумываются мало.

6.На какое место в своей жизни вы бы поставили карьерный успех? Данный вопрос направлен на выявление ценностных ориентаций современной молодежи. Как показывает опрос, для многих молодых людей карьера не стоит на первом месте. (Никтоиз опрошенных не поставил карьерный успех на первое место). И хотя вопрос не требовал никаких пояснений, многие из отвечающих указывали, что для них важнее карьеры:«первое –семья, друзья, родственники»;«семья на первое, а на втором здоровье и все, что связано с собой»;«на третье, после семьи и здоровья»;«первое это семья»;«после здоровья родных и личного благополучия». По данным опроса, карьеру ставят на следующие места: второе место –6 ответов;третье место –6 ответов;четвертое, пятое, шестое место –3 ответа;гдето в середине –1 ответ;не знаю –1 ответ. Подводя итоги проведенного опроса, можно сделать вывод о том, что для многих молодых людей карьера обозначает о продвижение по служебной лестнице и уважение окружающих, хотя некоторые понимают ее более широко как успешное продвижение к цели, самореализацию, часть жизни, от которой многое зависит. Подобные ответы свидетельствуют о расширении значения термина карьера и о придании ему положительного смысла. В среде молодых людей желание быть руководителем, директором не оценивается как негативное. Многих опрошенных отличает амбициозность и стремление к власти.

Главными ценностями молодых людей попрежнему остаются семья и здоровье, однако карьера входит в пятерку ведущих ценностей, что вполне соотносится с данными опроса, проведенного в 2007 году [3].

Исследование, проведенное нами в рамках изучения представлений о карьере молодежи, является пробными, поэтому требует дальнейшего уточнения.

Ссылки на источники1.Муфтахова Ю.Д. Профессиональное самоопределение студента // Сборники конференций НИЦ «Социосфера». –2013. –№16. –С.69.

2.Там же.–С. 68–71.3.Там же.

Lyudmila Pushkareva,candidate of Philological Sciences, Associate Professor at the chair of pedagogy, Siberian State University of physical culture and sports, Omsklgpush@mail.ruAset Musin,3rd year student, Siberian State University of physical culture and sports, OmskThinking about a career (according to the youth survey)Abstract.The authors analyze the views on a career, career success and a place of a career in the life of youth. Based on the survey results, the authors characterize the phenomenon of career among young people. Keywords:career, career, career success.References:1–3–RussianSources.

Рекомендовано к публикации:Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»