Организация самостоятельной работы магистрантов в рамках курса по выбору «Коммуникативная компетентность специалиста физической культуры и спорта»

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Чусовитина О. М. Организация самостоятельной работы магистрантов в рамках курса по выбору «Коммуникативная компетентность специалиста физической культуры и спорта» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S2. – С. 36–40. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14522.htm.
Аннотация. В статье раскрываются вопросы эффективной организации самостоятельной работы магистрантов в условиях реализации основных образовательных программ магистратуры, где доля самостоятельной работы значительно увеличивается. При этом самостоятельная работа магистранта рассматривается не как самообразование индивида по собственному желанию, а систематическая, управляемая преподавателем деятельность магистранта.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Чусовитина Ольга Михайловна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогикиФГБОУ ВПО «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта», г. Омскochusovitina@yandex.ru

Организация самостоятельной работы магистрантов в рамках курса по выбору «Коммуникативная компетентность специалистафизической культуры и спорта»

Аннотация. В статье раскрываются вопросы эффективной организации самостоятельной работы магистрантовв условиях реализации основных образовательных программ магистратуры, где доля самостоятельной работы значительно увеличивается. При этом самостоятельная работа магистранта рассматривается не как самообразование индивида по собственному желанию, а систематическая, управляемая преподавателем деятельность магистранта.Ключевые слова: компетентность, общекультурные и профессиональные компетенции, формы организации самостоятельной работы.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Современная ситуация развития общества требует от специалиста любой сферы профессиональной деятельности постоянного совершенствования собственных знаний, что определяет идеи непрерывного образования. В условиях информационного общества развитие университетского образования требует принципиального изменения организации образовательного процесса в вузе: сокращение аудиторной нагрузки, замена пассивного слушания лекций, возрастанием доли самостоятельной работы студентов. Центр тяжести в обучении перемещается с преподавания на учение как самостоятельную деятельность студентов.Особенно остро данный вопрос встает в условиях реализации основных образовательных программ магистратуры, где доля самостоятельной работы значительно увеличивается. При этом самостоятельная работа магистранта рассматривается не как самообразование индивида по собственному желанию, а систематическая, управляемая преподавателем деятельность магистранта. Организация самостоятельной работы становится особенно актуальной в условиях реализации дисциплин по выбору, где доляаудиторной учебной работы составляет всего 20% от общего количества часов.В связи с этим нами особое внимание было уделено разработке содержания самостоятельной работы магистрантов направления «Физическая культура» в рамках курса по выбору «Коммуникативная компетентность специалиста физической культуры и спорта». В системе высшего профессионального образования изучение данного курса становится необходимостью не только для специалистов лингвоинтенсивных профессий [1]. Коммуникативная компетентность в настоящее время становится неотъемлемой частью профессионализма в любой сфере деятельности. Современные исследователи (Н.В.Кузьмина, И.А.Зимняя, А.К.Маркова,А.В.Хуторской и др.) достаточно широко раскрывают содержание коммуникативных компетенций. Так, И.А.Зимняя [2] определяет компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы. К этой группе она относит компетенции социального взаимодействия (с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами, конфликты и их погашение, сотрудничество, толерантность, социальная мобильность) и компетенции в общении (устном, письменном, диалог, монолог, порождение и принятие текста, знание этикета, деловая переписка, уровни воздействия на реципиента). А.В.Хуторской [3] даёт формулировки коммуникативных компетенций в деятельностной форме:уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление;владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо);владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;иметь позитивные навыки общения в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, основанные на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп.В педагогической деятельности специалиста ФКиС коммуникативнаякомпетентность во многом определяется умениями использовать средства речевого поведения. Речевое поведение учителя физической культуры имеет ряд особенностей. Основные речевые поступки учителя на уроке физической культуры имеют следующие функциональные типы –«команда», «распоряжение», «указание», «инструктирование», однако присутствуют и общепедагогические типы, такие как «вопрос», «объяснение», «оценка», но они занимают меньшее время на уроке. Такие речевые поступки как распоряжения, команды, и указания являются основными средствами оперативного управления деятельностью,занимающихся на учебнотренировочных занятиях. Данным речевым поступкам можно дать следующую характеристику [4]: распоряжения –словесные указания преподавателем, которые не имеют определённой формы и используются для подготовки мест занятий, инвентаря, уборки спортивного зала;команды имеют определённую форму, установленный порядок подачи и точное содержание. Командный язык –особая форма словесного воздействия на занимающихся с целью побуждения их к немедленному безусловному выполнению или прекращению тех или иных действий;указания –словесное воздействие с целью внесения соответствующих поправок при неправильном выполнении двигательных действий.Последовательность появления высказываний разных функциональных типов зависит от типа урока (типа тренировочного занятия), но в любом случае сохраняется общая схема: подготовительная часть урока (преобладают высказывания типа «команда»), основная часть (появляются высказывания типа «объяснение», «утверждение», «вопрос», «ответ»), заключительная часть (основные высказывания –«вопрос», «ответ»).Способы, средства и порядок введения тем на уроке физической культуры не так разнообразны; в большинстве случаев для введения темы используется высказывание типа «утверждение» в начале урока, а развитие тематической структуры дискурса происходит в основной части с помощью высказываний типа «объяснение».«Право» говорящих на речь, как и на других уроках, принадлежит учителю, но распределяет это «право» учитель физической культуры подругому –на протяжении практически всего урока он оставляет право на речь себе, а дети отвечают ему выполнением двигательных действий, то есть взаимодействие получается скорее не речевое, а по типу –«речь учителя» –«действие учеников» и связано с пониманием речи учителя. Ученикам в основном принадлежат высказывания типа «вопрос» или «ответ».Специфика речевого поведения учителя физической культуры связана также с тем, что на учебнотренировочном занятии, в отличие от других предметных уроков, поиному соотносится использование средств речевого поведения. Так как большая часть времени отводится на двигательную деятельность, преимущественно используются невербальные средства, и сила слов определяется не только содержанием, но и тем как учитель произносит их. Тем не менее, для достижения эффективности обучения и воспитания в профессионально–педагогической деятельности учителю физической культуры необходимо уметь использовать все средства речевого поведения: словесные, акустические, кинетические, проксемические.Хотя вербальное поведение не занимает ведущего места в деятельности преподавателя физической культуры, он должен уметь правильно использовать языковые средства. Как отмечалось ранее, умения использования вербальных средств речевого поведения можно оценить по культуре речи, которая характеризуется коммуникативными качествами речи. Соотнесём основные качества речи с деятельностью преподавателя физической культуры.В речевом поведении учителя физической культуры правильность речи имеет два аспекта. Вопервых, имеется в виду правильность литературного языка, а вовторых, правильность использования специальных терминов (спортивных, гимнастических).Чистота речи характеризуется, прежде всего, отсутствием в ней лишних слов, словсорняков, словпаразитов, которые засоряют речь говорящего, затрудняют ее восприятие, отвлекают внимание учащихся от содержания высказывания.Правильность и чистота речи являются универсальными показателями профессиональной компетентности любого специалиста, в том числе и учителя физической культуры.Такие качества как выразительность и богатство (разнообразие) речи преподавателя физической культуры способствуют эффективной агитации, приобщению учащихся к занятиям спортом, к ведению здорового образа жизни, тем самым выполняя воздейственную (воодушевляющую, призывающую, убеждающую) функцию.Соблюдение точности речи позволяет преподавателю физической культуры решать проблему дефицита времени, отведённого на объяснение. Точно объясняя порядок выполнения того или иного двигательного действия или правила игры, преподаватель выделяет больше времени непосредственно для двигательной активности, которая является ведущей на уроках физической культуры. Точность речи обеспечивает и быстрое понимание учащимися знаний, способствует быстрому формированию умений и навыков.Доступность речи учителя физической культуры состоит в правильности использования специальной лексики, насыщенной терминами. При изложении учебного материала, в беседах, обычном повседневном общении с занимающимися учителю необходимо использовать те термины, которые будут понятны данной возрастной категории учащихся. Соблюдение логичности речи в профессиональноречевом поведении позволяет учителю физической культуры не только логично выстроить монолог или диалог на занятии, но и логично организовать весь урок, систему уроков в целом.Уместность речи помогает педагогу устанавливать позитивные взаимоотношения с учащимися, с коллегами, родителями учащихся.Следующим компонентом профессиональноречевого поведения учителя является акустическое поведение. В качестве показателей сформированности умений акустического поведения педагога целесообразно рассматривать технические характеристики речи, которые включают чёткую дикцию,и сформированные речевое дыхание и педагогический голос. Важность сформированного фонационного дыхания, поставленного, чёткого, богатого различными интонациями голоса в речевом взаимодействии учителя и учащихся подчёркивают многие учёные –педагоги (З.В.Савкова, 1988, П.Л.Сопер, 1992, В.Ф.Русецкий, 1999, А.А.Князьков, 1992 и др.).Дикция является важным компонентом речевого поведения учителя, поскольку его речь является образцом для учащихся. Хорошая дикция обеспечивается строгим соблюдением артикуляционных характеристик звуков речи. Нечёткая артикуляция приводит к невнятной речи, а, следовательно, затрудняет понимание. В рамках учебнотренировочной деятельности важность хорошей дикции учителя физической культуры возрастает, т.к. невнятная речь, с дефектами произношения непонятна в обычной аудитории, а в большом помещении (в таком, как спортивный зал) плохо произносимые звуки искажаются ещё больше.Акустические средства речевого поведения характеризуют профессионально сформированный голос или педагогический голос, который характеризуется следующими качествами [5]: потенциально высокий уровень громкости, полётность, тембр, гибкость (подвижность), выносливость (неутомляемостъ), устойчивость, помехоустойчивость, адаптивность, суггестивность, благозвучность голоса. Значимость акустических средств речевого поведения в деятельности специалиста физической культуры возрастает в связи с акустическими особенностями помещений, где проходят учебнотренировочные занятия. Воздействие речи учителя физической культуры зависит и от умелого использования кинетических средств речевого поведения –мимики, жестикуляции, пантомимики. Действуя на зрительный канал восприятия, они усиливают впечатления звучащей речи, экономят время, позволяют оттенить смысл словесного высказывания, отделить главное от второстепенного.Неотъемлемым элементом умений использования кинетических средств речевого поведения является правильность и уместность поз учителя, которые связаны с осанкой, её стройностью или сутулостью, привычками определённым образом стоять, садиться, передвигаться. Прямая, напряжённая спина, широко развёрнутые плечи, поднятый подбородок необходимы преподавателю физической культуры для утверждения своего статуса. Пантомимическая энергичность, очевидная волевая собранность предполагают диалогическую инициативность преподавателя. Телесная расслабленность, неконтролируемость внешнего рисунка поведения учителя физической культуры критически осмысливаются детьми, вызывают насмешки, отвлекают внимание [6]. Проксемические средства речевого поведения обеспечивают пространственную организацию профессиональноречевого общения. С педагогической точки зрения, межличностное пространство можно рассматривать как средство повышения продуктивности речевого общения, т.к. оно связано со снятием защитных барьеров между учителем и учащимся. Укорачивание или удлинение дистанции способно усилить или ослабить взаимодействие [7]. Профессионально значимым является умение найти максимально удобное для учебного контакта пространственное положение участников общения. Традиционное место учителя физической культуры –перед классом, в центре зала –всегда «лицом» к классу. Видеть глаза учеников, улавливать реактивные движения, чтобы вовремя почувствовать нарушение контакта и устранить его. Правильное, ситуативно обусловленное расположение учителя физической культуры облегчает восприятие учебной информации занимающимися, способствует большей однозначности понимания. То есть средства проксемики выполняют в основном регулирующую функцию профессиональной речи учителя.Как видим, умения использования всего арсенала средств речевого поведения очень важны в педагогической деятельности специалиста физической культуры [8]. Итак, на уроке физической культуры используются все средства речевого поведения, но использование невербальных средств значительно преобладает. Это определяет особенности употребления вербальных средств в учебнотренировочной деятельности, к которым мыотносим следующие [9]:Лаконичность (краткость) –достигается соблюдением таких коммуникативных качеств речи как правильность, терминологическая и лексическая точность, чистота.Однозначность связана с точностью словоупотребления, то есть соответствием смысловой стороны речи предметновещевой действительности или системе выражаемых понятий. Проявляется в использовании слов в полном соответствии с их языковыми значениями.Доступность определяется ясностью, простотой, действенностью речи. Богатая и выразительная речь преподавателя физической культуры способствует действенности речи, так как самим подбором и размещением средств языка она воздействует не только на ум, но и на эмоциональную область сознания, поддерживает внимание и интерес слушателя.Чёткость произносимой речи связана с техникой речи учителя, характеризующаяся сформированной дикцией и качествами педагогического голоса (потенциально высокий уровень громкости, полётностъ, устойчивость, адаптивность, гибкость, выносливость, благозвучность, суггестивность).Преобладание употребления невербальных средств речевого поведения определяет следующие правила их использования:Разнообразие мимических проявлений, реагирование мимикой на поведение учащихся, знание особенностей своих характерных физиогномических масок, отражающие внутренний мир, личностные качества, умение их контролировать, видеть и понимать мимические проявления учащихся.Целесообразность и естественность жестов, среди которых в деятельности преподавателя физической культуры особую роль играют коммуникативные и описательноизобразительные, способные заменять в речи элементы языка (приветствия и прощания; привлекающие внимание, подзывающие, приглашающие, запрещающие; утвердительные, отрицательные; вопросительные; выражающие благодарность и т.д.).Разработка своей системы жестов, помогающих при проведении учебнотренировочного занятия.Позы учителя физической культуры связанны с осанкой, её стройностью или сутулостью, привычками определённым образом стоять, садиться, передвигаться. Прямая, напряжённая спина, широко развёрнутые плечи, поднятый подбородок должны быть постоянными характеристиками позы учителя вне зависимости от физического состояния или от настроения.Проксемическая организация речевого поведения характеризуется определением такого расположения учителя, при котором всем учащимся видно его лицо (например, перед классом, в центре зала). Необходимо также уметь правильно определять своё расположение в зависимости от ситуации общения (межличностная, социальная и пр.). Правильное, ситуативно обусловленное расположение коммуникантов облегчает восприятие учебной информации, способствует большей однозначности понимания.Цель курса«Коммуникативная компетентность специалиста физической культуры и спорта»состоит в освоении основных принципов и закономерностей речевого общения и повышении профессиональноречевого мастерства будущих специалистов в сфере физической культуры и спорта. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом в процессе изучения дисциплины формируются следующие компетенции:

ОК1–обладает способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;ОК3 –свободно пользуется русским языком как средством делового общения;ПК5 –обладает способностью устанавливать отношенияс лицами, вовлеченными в педагогический процесс в целях повышения его эффективности;ПК13 –обладает способностью устанавливать отношения с лицами, вовлеченными в подготовку спортсменов с целью повышения ее эффективности;ПК24 –обладает способностью устанавливать отношения с лицами, вовлеченными в процесс физической рекреации;ПК40 –обладает способностью устанавливать отношения с лицами, вовлеченными в культурнопросветительскую деятельность.Так как данная дисциплина, прежде всего, направлена на формирование практических речевых навыков, умения ориентироваться в ситуациях общения, предвидеть реакцию партнера, уметь быстро принимать решение, сохраняя и речевую инициативу, и возможности компромисса, ведущую роль в курсе «Коммуникативная компетентность специалиста ФКиС» играет самостоятельная работа.Целенаправленная организация самостоятельной работы студентов позволяет решать следующие задачи: сформировать уменияквалифицированно вести беседу в различных сферах общения; устанавливать контакт с речевыми партнёрами; контролировать свою речевую деятельность и осуществлять анализ своего речевого поведения; соблюдать этику общения, эффективно взаимодействовать в процессе общения, сформировать владение различными видами речевой деятельности, основными приёмамиубеждающей коммуникации, способностью устанавливать отношения с лицами, вовлеченными в педагогический процесс, в подготовку спортсменов, в процесс физической рекреации, в культурнопросветительскую деятельность с целью повышения их эффективности [10].Решение перечисленных выше задач возможно при организации самостоятельной работы магистрантов в двух направлениях: организация самостоятельной работы во время основных аудиторных занятий;внеаудиторная самостоятельная работа при выполнении магистрантом домашних заданий учебного и творческого характера.Реализуя данные направления работы,мы используем широкий спектр видов самостоятельной работы,которые направлены на глубокое обдумывание и усвоение материала с последующей проверкой в аудитории. 1.Составление индивидуальной карты сформированности умений профессиональноречевого поведения.Индивидуальная карта [11] составляется на основе анализа собственного речевого поведения по результатам:выполнения тестовых заданий для определения уровня сформированности качеств речи: правильность речи (соблюдение норм литературного языка), правильность использования профессиональной терминологии, точность, выразительность, богатство, логичность, доступность речи;оценки проявления качеств речи по качественноколичественнымшкалам;заполнения карты самоанализа на основе видеозаписей, выполненных на семинарских занятиях.2.Разработка плана саморазвития уменийречевого поведения.На основе карты самоанализа разрабатывается план саморазвития умений речевого поведения, с указанием упражнений, необходимых для развития того или иного умения. Упражнения подбираются из учебнометодической литературы, методических рекомендаций по курсу «Коммуникативная компетентность специалиста ФКиС».3.Работа с «творческой копилкой». «Творческая копилка» представляет собой рабочую тетрадь студента, в которой он исправляет свои речевые ошибки, осуществляет запись лексических значений новых слов (на основе анализа своей речевой деятельности), запись цитат известных людей, пословиц, поговорок, фиксирует любую информацию, которая, могла бы быть использована на семинарских занятиях при обсуждении темы.4.Подготовка монологической речи.При подготовке монологической речи рекомендуется:выбирать тему выступления в зависимости от интересов аудитории, интересов и знаний выступающего, от речевой ситуации;перед разработкой содержания речи определить её цель (информационная речь, развлекательная, воодушевляющая, убеждающая, призывающая к действию);содержание речи готовить, опираясь на разные источники:официальные документы, научную, научнопопулярную, справочную, художественную литературу, статьи из газет и журналов, передачи радио и телевидения, Интернет, результаты социологических опросов, собственные знания и опыт, личные контакты, беседы, интервью, размышления и наблюдения;соблюдать композицию речи (введение, основная часть, заключение).5.Подготовка к полемике (задание погруппам).В полемике участвуют все студенты, которые предварительно делятся на две группы. Перед участием рекомендуется:определить предмет спора;определить и сформулировать свою точку зрения на предмет спора;подготовить аргументы, защищающие точку зрения.6.Мониторинг профессиональноречевого развития.Мониторинг профессиональноречевого развития [12] предполагает фиксацию изменений в развитии показателей сформированности умений профессиональноречевого поведения в индивидуальной карте по результатам:выполнения тестовых заданий для определения уровня сформированности качеств речи: правильность речи (соблюдение норм литературного языка), правильность использования профессиональной терминологии, точность, выразительность, богатство, логичность, доступность речи;оценки проявления качеств речи по качественноколичественнымшкалам;заполнения карты самоанализа на основе видеозаписей, выполненных на семинарских занятиях;экспертной оценки сформированности умений профессиональноречевого поведения;определение перспектив развития.Организация самостоятельной работы магистрантов по указанным направлениям позволит наиболее оптимально формировать профессиональноречевые умения и навыки, помогут наиболее успешно реализовать себя в условиях научнопедагогической практики.

Ссылки на источники1.Гусейнов А.Ш. Коммуникативная компетентность личности: учеб. пособие для студ., аспирантов вузов. –Краснодар: [б. и.], 2008. –288 с.2.МитинаЛ.М. Психология труда и профессионального развития учителя: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед., обучающихся по спец. 031000 –Педагогика и психология. –М.: Academia, 2004. –318 с. 3.ХуторскойА.В. Ключевые компетенции как компонент личностноориентированного образования // Народное образование. –2003. –№2. –С.58–64.4.Чучалина А.И., ЧусовитинаО.М., КостихинаН.М. Профессиональноречевая подготовка специалистов физической культуры и спорта: монография.–Омск, 2006. –136 с.5.Там же.6.Там же.7.Там же.8.Там же.9.Там же.10.Самыгин С.И., Руденко А. М.Деловое общение: учеб. пособие для студ.вузов. –М.: КНОРУС, 2010. –440 с.11.ЧучалинаА.И., ЧусовитинаО.М., Костихина Н.М.Указ. соч.12.Там же.

OlgaChusovitina,

candidateofPedagogicSciences, AssociateProfessoratthechairofofpedagogy, Siberian state university of physical education and sports, Omskochusovitina@yandex.ruOrganization of undergraduates independent work under the optional course «Communicative competence of a specialist in physical education and sport»Abstract. The author reveals the issues of effective organization of students independent work in conditions of realization the basic educational programs of magistracy, where the role of independent work is greatly increased. The independent work of a student is seen not as selfeducation of the individual on his own, but as systematic, controlled by the teacher activity of a student.Keywords:competence, general cultural and professional competences, forms of organization of independent work.References:1–12–RussianSources.

Рекомендовано к публикации:Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»