Развитие муниципальной инновационной системы на примере топливно-энергетического комплекса

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кожевникова С. А. Развитие муниципальной инновационной системы на примере топливно-энергетического комплекса // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S4. – С. 26–30. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14536.htm.
Аннотация. Российская Федерация развивается по инновационному пути. В рамках инновационных систем рассматривают три формы: национальную, региональную и муниципальную. Топливно-энергетический комплекс имеет активную динамику развития и в большей степени претерпевает изменения на всех уровнях. Особенно бесконтрольной остается теплосетевая деятельность в рамках муниципальных образований. Муниципальная инновационная система должна отражать основные специфические особенности инновационного развития топливно-энергетического комплекса.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Кожевникова Светлана Александровна,кандидат экономических наук, заместитель директора по научноисследовательской работе и дополнительному образованию,доцент кафедры экономики и управленияФГБОУ ВПО «Самарский государственный экономический университет» (Сызранский филиал), г. Сызраньksa_sf@mail.ru

Развитие муниципальной инновационной системы на примере топливноэнергетического комплекса

Аннотация.Российская Федерация развивается по инновационному пути. В рамках инновационных систем рассматривают три формы: национальную, региональную и муниципальную. Топливноэнергетический комплекс имеет активную динамику развития и в большей степени претерпевает изменения на всех уровнях. Особенно бесконтрольной остается теплосетевая деятельность в рамках муниципальных образований. Муниципальная инновационная система должна отражать основные специфические особенности инновационного развития топливноэнергетического комплекса.Ключевые слова:инновационная система, муниципальная инновационная система, инновационная деятельность, особенности развития топливноэнергетического комплекса, принципы формирования муниципальной инновационной системы. Раздел:(04) экономика.

В настоящее время для развитых стран характерно развитие в рамках инновационной системы. В течение последнего десятилетия инновационные системы претерпевали изменения в виде ускорения инновационного процесса, развития информационной составляющей и глобализации рынка инноваций. Одним из основных комплексов в России является топливноэнергетический комплекс, включающий в себя нефтяную, угольную, газовую промышленность, электрои теплоэнергетическую сферы деятельности. Топливноэнергетический комплекс призван обеспечить все составляющие экономики необходимыми ресурсами для их дальнейшего развития. Особое место в комплексе отводится проблемам теплоснабжения. Социальное значение для населения, экономическая выгода для предприятий, технологическая составляющая для институтов определяют их значение. Наблюдающийся подъем отечественной продукции в теплоснабжении может приобрести устойчивый характер лишь при полном использовании всех факторов активизации инновационной деятельности.В Российской Федерации более 200 научноисследовательских организаций, институтов, бизнесструктур внедряют современные технологии, материалы и оборудование для обеспечения теплоснабжения страны, регионов и муниципальных органов. Исследованию научных основ инновационной деятельности и развитию процесса взаимодействия всех элементов систем теплоснабжения посвящено большое количество работ отечественных и зарубежных ученых. Тем не менее увеличение спроса на энергосбережение со стороны государства обусловливает необходимость формирования деятельности участников в рамки инновационных систем. В целом инновационная система включает три типа: национальная, региональная и муниципальная. Небольшие капитальные затраты и быстрая прибыль делают топливноэнергетический комплекс привлекательным для субъектов всех уровней.Национальная инновационная система строится на основе обучения, накопленных знаний и взаимодействия между новаторами и инноваторами. Современное развитие предприятий топливноэнергетического комплекса в области теплоснабжения направленона оптимизацию всех составляющих системы теплоснабжения с учетом повышения экологической, энергетической и экономической эффективности. Экологическая эффективность отражает количество выбросов в окружающую среду и процент ее загрязнения. Энергетическая эффективность характеризует коэффициент полезного действия систем теплоснабжения с учетом использования минимального количества теплоресурсов. Экономическая эффективность дает предприятию возможность получить дополнительную прибыль и реинвестировать ее винновационную деятельность.

Основную роль в развитии этих направлений играют процессы обучения по созданию и использованию новых технологий, учитывающие экологоклиматические условия, топливный запас и социальноэкономический эффект. Инновационный процесс носит широконаправленный характер и находится под влиянием университетов, корпораций, общественных норм и ценностей. Именно университеты играют решающую роль в развитии национальной инновационной системы топливноэнергетического комплекса, так какимеютвсе возможности обучать созданию новых знаний, трансформации знаний в инновации и их коммерциализации,в том числе в теплоснабжении. Подобная система создания и распространения знаний является основной предпосылкой осуществления инновационной деятельности. Основоположникамиданной концепции являются К.Фримен, Д.Кларк, Л.Соете, С.Девис, Э.Менсфилд и А.Ромео. Лидерами в разработке теории национальных инновационных систем стали Б.Лундвалл, К.Фримен и Р.Нельсон. По их мнению, институты определяют систему стимулов, направляя способности людей в определенном направлении к потенциальному благосостоянию. Исследованияинновационной деятельности представляют собой своего рода сеть институциональных структур в секторах экономики, активность и взаимодействиекоторых инициирует, создает, модифицирует диффузиюинноваций. Диффузия инновации является одним из сложных этапов развития инновационного процесса, так как предполагает распространение уже освоенной инновации во времени, пространстве, месте и т.д.

При сравнении структурных характеристик инновационных систем, а также внешних для них экономических условий национального развития и получаемых в итоге их взаимодействия результатов применяются следующие основные критерии: доля финансирования научной деятельности в бюджете страны; доля НИОКР в отраслях и комплексах [1].В целомможно сказать, что национальная инновационная система топливноэнергетического комплекса проявляется во взаимодействии университетов, организаций различных форм собственности, занятых созданием научных знаний, объектов интеллектуальной собственности и подготовкой их к коммерциализации в пределах национальных границ.По мнению Б.Лундвалла, предприятия, занимающиесясозданием инноваций, вложением средств в научноисследовательскую деятельность, намного инновационно успешнее, чем организации, внедряющие инновации в производство. Экономика знаний ускоряет процесс технологического и экономического развития, подготавливая тем самым основу для трансформации знаний в идеи, производства и для дальнейшей коммерциализации. Результатом коммерциализации в национальной инновационной системе является рынок интеллектуальной собственности, а не сама инновационная продукция. В рамках существующей энергетической стратегии России до 2020 г.особенно прослеживается внимание к процессу обучения, поиску инновационных решений, НИОКР, что отражает сущность национальной инновационной системы. Применительно к региональному аспекту инновационная система –это система, действующая в пределах регионального территориального образования, сформированная в рамках национальной инновационной системы, однако имеющая определенные отличия от других инновационных систем. Регионализация топливноэнергетического комплекса в целом и систем теплоснабжения, в частности стала следствием ожесточения конкурентной борьбы между быстро увеличивающимся количеством предприятий и организаций, занимающихся производством и сбытом продукции на мировых рынках, показав недостатки существующих моделей развития [2].На региональном уровне инновационные системы также представляют собой совокупность институтов, инициирующих, создающих и распространяющих инновации. Но, согласно одному из основных свойств системы –принципиальной несводимости системы к простой сумме ее частей, они не являются уменьшеннымикопиями национальной системы и могут включать какиелибо иные элементы. Обоснование региональной инновационной системы базируется на определении ее сущности, структуры, формы осуществления и определения возможностей эффективного управления в соответствиис поставленными целями. Важнейшим фактором, определяющим инновационную деятельность в регионах, является степень инновационной активности и инновационный климат. Инновационный климат складывается из его объективных возможностей: инновационного потенциала и условий деятельности инноватора, степени риска инновационного проекта. Инновационный потенциал региона определяется объективными предпосылками для создания инноваций, а именно привлечением инвестиций.Общий набор принципов, лежащих в основе региональной инновационной системы топливноэнергетического комплекса, можно сформулировать следующим образом: 1.Создание комплекса мер, направленных на активный рост количества вузов, занимающихся подготовкой специалистов в данной области, на основе применения новых обучающих программ, интерактивных технологий.2.Привлечение в регион высококвалифицированных и коммуникативных работников, а также активное стимулирование роста профессиональной квалификации уже имеющихся трудовых ресурсов.

3.Создание венчурных фондов по поддержке молодых новаторов в области топливноэнергетического комплекса в регионах с целью обеспечения активного притока в регион венчурного капитала.4.Разработка механизмов эффективного взаимодействия между предприятиями, исследовательскими организациями и государственными учреждениями для дальнейшего мониторинга рынков и технологий в области топливноэнергетического комплекса.Слабой стороной развития региональной инновационной системы ТЭК является теплоснабжение изза отсутствия сильного регионального центра управления инновационными программами. Большинство инновационных разработок остается на предприятиях, организацияхизза нежелания молодымиученымипроходить через огромное количество процедур согласования и недостатка у них финансовых ресурсов.Вследствие этих двух факторов инновации остаются лишь идеями. Инновационные программы развития систем теплоснабжения должны быть направлены на повышение эффективности действующей инфраструктуры во всей схеме взаимодействия: вход (тепловой ресурс)–теплоснабжение –выход (потребитель), а также на внедрение инновационных систем теплоснабжения и коммуникационных линий.Результатом исследований должны быть не только модели построения энергоэффективных систем теплоснабжения с соответствующим программнорасчетным обеспечением, но и алгоритмы движения к ним в условиях ограниченных финансовых и временных ресурсов. Другим важным результатом должен стать научнообоснованный прогноз изменения структуры теплоснабжения в регионе и востребованности современных технологий, оборудования и материалов.

Наряду с влиянием региональной инновационнойполитики на развитие комплексаособое место отводится и муниципалитетам. Экономические отношения, осуществляемые за счет перераспределения властных функций и собственности от государствамуниципалитетам, а от них к частному бизнесу, требуют основательного пересмотра отношений города с предприятиями, регионом, государством и иными юридическими структурами. Местные власти для развития знаний, научноисследовательских работ и опытноконструкторских разработок фундаментального и прикладного характера должны разрабатывать программы финансирования, поддержки новаторов и просто заинтересованных людей в области инновационной деятельностии создавать комплекс мер по улучшению взаимодействия институтов и предприятий[3].Ключевой проблемой является отсутствие функциональных возможностей и прав муниципалитетов финансировать инновационную деятельность вгородах и районах. Если раньшемуниципалитеты имели определенный фонд для поддержкимолодых ученых вобласти инновационнойдеятельности, то в настоящее время они выступают в качестве прослойки во взаимоотношениях регионов и новаторов. В случае появления практически приспособленной инновационной технологии или продукции (образца) муниципалитеты не могут коренным образом повлиять на ход получения средств для реализации данной технологии и производства продукции. Чрезмерная отраслевая специализация и централизация управления, по существу,лишают в настоящее время возможности воздействовать на деятельность предприятий, расположенных в городе,и исключают их эффективное взаимодействие в интересах развития города. Управление инновационными процессами осуществляется по отраслевому принципу, в соответствии с которым и распределяются финансовые ресурсы на инновации[4].В данном случаеможно сказать, что процесс взаимодействия участниковинновационной деятельности происходит стихийно и спонтанно, находясь под влиянием внешних факторов, а должен формироваться целенаправленно под влиянием особенностей, возможностей и стимулов участников инновационной деятельности для оптимизации рисков и повышения вероятности положительного результата.Вовлечение муниципальных образований в сторону повышения их инновационной активности и инвестиционной привлекательности возможно тольков рамках эффективной муниципальной инновационной системы. Работы таких ученых, как Е.Г.Анимица, B.C. Бочко, А.Г. Гранберг, В.Н. Лекеин, А.Г. Мокроносов, С.Н. Полбицын, И.В. Разорвин, А.Н. Татаркин, А.Н. Швецов и другие, направлены на изучение инновационного управления муниципальным образованием, вчастности концептуального формирования и развития муниципальной инновационной системы. Муниципалитеты для своего развития используют налоговую политику в качестве основного инструмента регулирования деятельности предприятий, но этого недостаточно для развития инновационной деятельности. Для развития эффективной инновационной активности предприятий, организаций в городах необходимо формирование муниципальной инновационной системы. Муниципальная инновационная система –это система, действующая в пределах территориального образования, сформированная в рамках национальной и региональной инновационной системы и представляющая собой совокупность институтов, деятельность которых направлена на осуществление и поддержку инновационной деятельности [5].Основой для развития муниципальной инновационной системы в топливноэнергетическом комплексе являются наличие инновационного потенциала, заинтересованность местной власти, особые условия взаимодействия участников инновационной деятельности. В рамках муниципалитетов легче совершенствовать процесс приобретения знаний в той или иной области. Существующие монополистывузы имеют возможность получить прямые инвестиции на создание знаний об инновационной деятельности в области топливноэнергетического комплекса от заинтересованных компаний. Известно, что появление новых технологий в организациях всегда сводится к дополнительным затратамна обучение работников на местах, особенно без опыта работы, так каквыпускники технических вузов в области топливноэнергетического комплекса не отвечают требованиям компаний. Хотя, по мнению многих ученых,предприятия, занимающиеся обучением работников новым знаниям на местах, являются более инновационными. Расхождение в теории и практике усложняет процесс развития инновационной деятельности, особенно в ТЭК.Жизненный цикл муниципалитета показывает, что в настоящее время город переживает значительные перемены, связанные с изменениями в области экономики, организации и управления инновационной деятельностью. Экономические отношения между государством регионами и местными властями осуществляются на основе перераспределения функций, прав и обязанностей от высшего звена к низшему –муниципалитетам, а от них к бизнесструктурам. Данный факт требует основательного мониторинга ситуации на местах и дальнейшего прогноза отношений между участниками процесса. Основа взаимоотношений должна выстраиваться на концепции муниципальной инновационной системы.В составе топливноэнергетического комплекса муниципалитета можно выделить: –обеспечение топливноэнергетическими ресурсами население и организации; –удовлетворение потребностей комплекса в строительномонтажных, снабженческосбытовых, консалтинговых, маркетинговых, научных, инновационных и других подразделениях; –развитие взаимоотношений между банками, страховыми организациями и предприятиями ТЭК.В рыночных условиях функционирование объектов теплоснабжения базируется на качественно новых отношениях в распределении результатов общественного труда и должно быть направлено на максимальное удовлетворение нужд горожан. Достижение последнего возможно при повышении эффективности местного самоуправления, сущность которого заключается в способности самостоятельно решать вопросы местного значения. При этом роль муниципальной инновационной системы бесспорна, поскольку организовать эффективное взаимодействие участников местного самоуправления возможно исключительно на основе создания новых форм и методов управления. Осуществление контрольных и регулирующих функций муниципалитета в области топливноэнергетического комплекса должноопределяться следующими критериями:–обеспечение энергетической безопасности и разработка предложений в области энергои теплосбережения;–оптимизация производства и использования топливноэнергетических ресурсов;–разработка и обоснование инновационных проектов в области топливноэнергетического комплекса;