Формирование механизма управления развитием предпринимательской среды муниципальных образований

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Тойшева О. А. Формирование механизма управления развитием предпринимательской среды муниципальных образований // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S4. – С. 46–50. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14540.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросу формирования механизма управления развитием предпринимательской среды в муниципальных образованиях. Автор в статье рассматривает необходимость создания механизма управления развитием предпринимательской среды, который позволит регулировать и поддерживать предпринимательскую деятельность, обеспечит новые подходы к инновационно-технологическому, информационно-аналитическому и научно-техническому развитию.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Тойшева Ольга Анатольевна,кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления ФГБОУВПО «Самарский государственный экономический университет» (Сызранский филиал), г. СызраньTojsheva@yandex.ru

Формирование механизма управления развитием предпринимательской среды муниципальных образований

Аннотация. Статья посвящена вопросу формирования механизма управления развитием предпринимательской среды в муниципальных образованиях. Автор в статье рассматривает необходимость создания механизма управления развитием предпринимательской среды, который позволитрегулировать и поддерживать предпринимательскую деятельность, обеспечит новые подходы к инновационнотехнологическому, информационноаналитическому и научнотехническому развитию.Ключевые слова: предпринимательская среда, механизм управления, инновационное и технологическое развитие.Раздел:(04) экономика.

В современных условиях предпринимательство России нуждается в более благоприятных условиях для своего развития. В последние годы достигнуты определенные успехи, которые положительно сказались не только на развитиипредпринимательства, но и на его всесторонней поддержке. Анализируя достигнутые успехи, следует отметить, то факт, что пока не удалось сформировать механизмуправления развитием предпринимательской среды. Трудности в процессе формированиямеханизма связаны с тем, что внешняя и внутренняя среда постоянно оказывает свое влияние на предпринимательскую среду.Важным звеном в данном процессе может являться управление инновационным потенциалом производственных сил предпринимательских структур, которые будут формировать правила и принципы функционирования предпринимательской среды, а также обеспечивать технологическую поддержку.Недостаточное внимание, которое уделяется инновационному потенциалу, приводит к тому, что уменьшается прибыльза счет снижения объемов производства. Современные предприятия должны характеризоваться новыми (инновационными) подходами в процессе развития своего производства, а именно осваивать и всесторонне применять новые технологии, новые товары и услуги.В настоящее время существует много проблем, которые связаны с управлением инновациями. На наш взгляд,основной проблемой является то, что сегодня недостаточно вкладывается инвестиций в развитие инноваций. Отсюда снижается показатель технического перевооружения предприятий, что влечет за собой снижение качества выпускаемой продукции. Особенно это заметно на предприятиях, которые расположены в муниципальных образованиях. На предприятиях малых и средних городов практически полностью отсутствует процесс научнопроизводственной деятельности, руководители не стремятся к использованию чегото нового в своем производстве. Все это приводит к тому, что муниципальные предпринимательские структуры тормозят инновационнотехнологическое развитие предпринимательства, когда инновационная составляющая является важным звеном механизмауправления развитием предпринимательской среды.В основе механизма взаимодействия главныхнаправлений инновационнотехнологического развития предпринимательских структур, которые являются базойпредпринимательской среды в муниципальных образованиях, лежатприоритетные направления развития экономики страны в целом, предусмотрено обязательное разделение полномочий, функций и задач между федеральными, региональными и городскими органами власти (рис. 1). Такое разделениепозволит более четко выполнять каждому звенувозложенные на него обязательства.

Рис. 1.Модель механизма взаимодействия основных направлений инновационнотехнологического развития предпринимательских структур

Рассматривая модель механизма,важно пониматьзначение каждого его звена.–Федеральный орган власти определяетприоритетное направление технологического развития, отвечает за распространение новейших знаний и технологий.–Региональный орган власти определяетосновные тенденции развития с точки зрения технологической составляющей основных структур в предпринимательстве региона, приоритетных направлений развития новейших технологий на основе данных федерального органа.–Городской орган власти определяеттенденции технологического развития городских предпринимательских структур иего инфраструктурус учетом улучшения экологической обстановки, повышения жизненного уровня населения на основе сотрудничества и выработки оптимальных решений между городскими предпринимательскими структурами, региональным и федеральным органами власти.Применение на практике предлагаемой схемы затруднено, так как в законодательной базе нет четкого определения в вопросе формирования государственной технической политики, а законодательство, которое определяет процесс промышленного развития, требует дополнительной доработки.Государственная промышленная политикаявляется главным условием в процессе формирования объединений товаропроизводителей. При ее отсутствии предпринимательские структуры вынуждены искать различные подходы к решению как технологических, так и экономических проблем. Концепция инновационного развития предполагает ускоренный процесс развития экономики страны, при условии, что в данном процессе будет принимать участие максимальное количество предприятий,заинтересованных в увеличении технологических ресурсов. Такой подход позволит обеспечить интеграцию деятельности каждого производителя продукта на конкретно взятой территории с каждым из потребителей продукта как ресурса производства идаст возможностьобъединить деятельность всех производителей в рамках единого интеграционного образования [1].Возможность интеграции обеспечивается заинтересованностью производителя продукта не только в эффективности его производства, но и сбыта «своего» продукта, а также в эффективности его приобретения и использования потребителем данного продукта как ресурса производства.Процесс формирования программы инновационного развития необходимо реализовывать в первую очередьна уровне промышленных предприятий, где инициативность должна определяться уже государственными, региональными и,соответственно,городскими органами власти, где последние в силу обладания наиболее достоверной информацией должны оказывать наибольшую поддержку в вопросах инновационного развития.Управление экономикой территории как интеграционным образованиемпредполагает не усиление, а изменение роли государственного управления по отношению к производителям в процессе воспроизводства. Для условийинституциональной рыночной экономики это управление должно сводиться к созданию государством условий функционирования производителей, при которых они сами стремились бы к «горизонтальной» интеграции, т.е. стремились к совершенствованию производственных и социальноэкономических отношений в пределах регионального и городского образований.Государственная стратегия инновационнотехнологического развития предпринимательских структур и соответствующая им промышленная и технологическая политика должны иметь четко определенное и общепризнанное содержание, требующеедля своей реализации создание специальных структур и механизмов. Основнойзадачейстратегии является создание на территории региона и города высокотехнологичной предпринимательской среды производства изделий и услуг, обеспечивающей воспроизводство технологических ресурсов и высокое качество среды жизнедеятельности населения [2].План развития региона фактически является программой технологического развития предпринимательских структур и включает четыре основных этапа: стратегический анализ технологического потенциала предпринимательской среды; разработкусценариев и технологического развития; реализациюстратегии; мониторинг эффективности использования технологического потенциала [3].Разработанный алгоритм оценки технологического развития предпринимательской среды (рис. 2)позволит поэтапно проследить процесс развитияи принять необходимые управленческие решения в вопросах дальнейшего технологического развития на каждом этапе его реализации.Выручка от реализации, собственный капитал, рентабельность, чистая прибыль и общая величина активов –основные компоненты финансовоэкономического анализа и основа технологического состояния предпринимательских структур.Рассматривая рейтинговую оценку предпринимательских структур, особое внимание следует уделятьрыночной стоимости и оценке технологического состояния предпринимательских структур.

Рис. 2.Алгоритм оценки технологического развития предпринимательской среды

Получаемые показатели при маркетинговом исследовании потребительской способности представят, какой спрос на товар и какие рынки сбыта необходимо поддерживать и развивать, а от каких следует отказаться. Данное разделение позволит развивать только необходимое производство предпринимательских структур, что является важным при развитии именно муниципальных образований. Инвестиции в техническое развитие предпринимательских структурпредставят, сколько инвестицийи в какое производство вложенов предпринимательские структуры, врезультате чего можно будет сделать соответствующие выводы, а именно рационально или не рационально произведены финансовые вложения [4].Показатели эффективности инновационнотехнологической деятельности предпринимательских структур отобразят: чистый дисконтированный доход, срок окупаемости капитальных вложений, внутреннюю норму доходов, индекс доходности.Выбор направления технологического развития предпринимательских структур составляют следующие компоненты: технические показатели качества, качество изготовления продукции, технический уровень (параметры) продукции; стоимостные показатели качества: цена продажи продукции, эксплуатационные расходы потребителя, транспортные расходы. Решение задач по управлению развитием предпринимательской средыпотребует созданияцентра развития и поддержки предпринимательской среды. Центр развития и поддержки предпринимательской среды призван регулировать и прогнозировать все возможные ситуации, связанные с динамичным развитием предпринимательской среды,и предлагать пути их решения до того, как возникнет сама проблема. Экономические условия эффективности государственной поддержки предпринимательства не могут осуществляться без формирования соответствующего механизма управления развитием предпринимательской среды. Механизм позволит задействовать все инструменты государственного регулирования, что обеспечит более рациональноерасходованиебюджетныхресурсов.В основе механизма управления развитием предпринимательской среды (см.рис. 3)должен лежать процесс взаимодействия предпринимательских структур с региональными, и особенно с местными органами самоуправления. Принимая во внимание законодательство, которое регулирует местное самоуправление, задачи, связанные с формированием благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса, отнесены к вопросам местного значения, то есть находятся в прямой компетенции органов местного самоуправления. Однако прямой зависимости между наполнением доходной части местного бюджета налоговыми поступлениями от деятельности субъектов малого предпринимательства и степенью развития обозначенного сектора экономики не прослеживается.При рассмотрении инструментов государственного регулирования и поддержки развития муниципальных образований особое место занимают такие составляющие,как промышленная политика и мониторинг.Промышленная политика в муниципалитетах –основной документ, в котором должны быть отражены все составляющие,способствующие развитию не только промышленного производства и положительно влияющие на социальное развитие самого предприятия и города в целом, так как в малых и средних городах, как правило, предприятия относятся к градообразующим.В основе системы мониторинга лежат контрольные мероприятия, которые обеспечивают постоянное наблюдение за процессом функционирования предприятий муниципальных образований. За счет постоянного наблюдения обеспечивается достоверность и открытость получаемой информации.В целом механизм управления развитием предпринимательской среды (см.рис. 3), на наш взгляд, должен включать в себя субъектауправления (предпринимательская среда), основными функциями которого являютсясодействие эффективной поддержке предпринимательства, а также создание соответствующей инфраструктуры бизнеса [5].Эти функции направлены, прежде всего, на налоговое регулирование и на поддержку социальной сферы, предотвращение отрицательных внешних эффектов. Важную роль в механизме играют инструменты развития системыгосударственного регулирования –промышленная политика и мониторинг предпринимательской среды, которые выявляют стороны предпринимательской деятельности,требуют более интенсивного развития и формируют предпринимательскую активность бизнеса.Рис. 3.Механизм управления развитием предпринимательской среды

Предпринимательская среда постоянно подвергается изменениям со стороны как внешних, так и внутренних факторов развития. Разработанный и предложенный механизм управления развитием позволит регулировать и поддерживать предпринимательскую деятельность, обеспечит новые подходы к инновационнотехнологическому, информационноаналитическому и научнотехническому развитию, что приведет к благоприятному развитию предпринимательской среды, и обеспечит устойчивую взаимосвязь реализации элементов механизма управления и состояния развития предпринимательской среды.

Ссылки на источники1.Тойшева О.А., Панцева Е.Ю. Роль инструментов государственного регулирования и поддержки предпринимательства в динамичном развитии малого и среднего бизнеса в России//Проблемы современной науки.–2013. –Т. 3. –№ 7. –С. 193–203.2.Карсунцева О. В., Татарских Б. Я. Развитие методологических основ формирования производственного потенциала машиностроительного предприятия // Интеллект. Инновации. Инвестиции. –2013. –№ 3. –С. 29–34.3.Тойшева О.А., Панцева Е. Ю. Указ. соч.4.Тойшева О.А., Гороховицкая Т.Н.Необходимость формирования системного подхода в управлении предпринимательскими структурами муниципальных образований//Проблемы современной науки. –2013. –№ 9.–С. 234–242.5.Тойшева О.А., Панцева Е. Ю. Указ. соч.

Olga Toysheva,Candidate of Economic Sciences, Associate Professor at the chair of economics and management, Samara State University of Economics (Syzran Branch), Syzran

Tojsheva@yandex.ruFormation of the mechanism, managing the enterprise environment development in municipal unionsAbstract. The article is devoted to the questionof mechanism formation, managing the enterprise environment development in municipal unions. The author of the article considersthe necessity of creation of the mechanism, which allowsregulating and supporting enterprise activity, provides new approaches for innovativetechnological, informationanalytical, scientific, and technical development.Key words: enterprise environment, management mechanism, innovative and technological development.References1.Tojsheva, O.A. and Panceva, E.Ju. (2013) “Rol instrumentov gosudarstvennogo regulirovanija i podderzhki predprinimatel'stva v dinamichnom razvitii malogo i srednego biznesa v Rossii”, Problemy sovremennoj nauki, Vol. 3, № 7, pp. 193–203. (In Russian)2.Karsunceva, O.V. and Tatarskih, B.Ja. (2013) “Razvitie metodologicheskih osnov formirovanija proizvodstvennogo potenciala mashinostroitel'nogo predprijatija”, Intellekt. Innovacii. Investicii, № 3, pp. 29–34. (In Russian)3.Tojsheva, O.A. and Panceva, E.Ju. (2013) “Rol instrumentov gosudarstvennogo regulirovanija i podderzhki predprinimatel'stva v dinamichnom razvitii malogo i srednego biznesa v Rossii”,Problemy sovremennoj nauki, Vol. 3, № 7, pp. 193–203. (In Russian)4.Tojsheva, O.A. and Gorohovickaja, T.N. (2013) “Neobhodimost' formirovanija sistemnogo podhoda v upravlenii predprinimatel'skimi strukturami municipal'nyh obrazovanij”,Problemy sovremennoj nauki, № 9, pp. 234–242. (InRussian)5.Tojsheva, O.A. andPanceva, E.Ju. (2013) “Rolinstrumentovgosudarstvennogoregulirovanijaipodderzhkipredprinimatel'stvavdinamichnomrazvitiimalogoisrednegobiznesavRossii”, Problemysovremennojnauki, Vol. 3, № 7, pp. 193–203. (In Russian)

Рекомендованокпубликации:Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»