Кластерный подход как приоритетное направление формирования промышленной политики региона
Выпуск:
ART 14542
УДК
332.14
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Садчикова
М.
А. Кластерный подход как приоритетное направление формирования промышленной политики региона // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – № S4. – С.
56–60. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/14542.htm.
Аннотация. В статье рассмотрена сущность кластерного подхода при формировании региональной промышленной политики и развитии экономики региона в целом. Представлены основные аспекты и отличительные черты современного кластера от других промышленных объединений производственной кооперации. Изложены перспективы изучения кластеров как точек роста экономики региона в качестве объектов промышленной политики.
Ключевые слова:
кластер, региональная промышленная политика, территориально-производственный комплекс
Текст статьи
Хайдарова Марина Александровна,преподавателькафедры экономики и управленияФГБОУ ВПО «Самарский государственный экономический университет» (Сызранский филиал), г. Сызраньmarina11.08.2006@rambler.ru
Кластерный подход как приоритетное направление формирования промышленной политики региона
Аннотация.В статье рассмотрена сущность кластерного подхода при формировании региональной промышленной политики и развитии экономики региона в целом. Представлены основные аспекты и отличительные черты современного кластера от других промышленных объединений производственной кооперации. Изложены перспективы изучения кластеров как точек роста экономики региона в качестве объектов промышленной политики.Ключевые слова:региональная промышленная политика, территориальнопроизводственный комплекс, кластер.Раздел:(04) экономика.
В своем развитии каждая страна формирует и реализует экономическую политику. Ее неотъемлемой составляющей зачастую выступает промышленная политика,направленная либо на поддержание определенных отраслей, либо на развитие потенциально конкурентоспособных регионов. В России законодательно промышленная политика подкреплена лишь на уровненекоторых субъектов и муниципальных образований (около 40 принятых законов). С переходом к новому –инновационному–типу развития экономики, о котором заявлялось в Концепции долгосрочного социальноэкономического развития страны до 2020 года, возникает необходимость принятия такого закона и на государственном уровне.«России крайне необходим рамочный закон о государственной промышленной политике, который обозначит государственные приоритеты вразвитии производств»,–такое мнение высказал заместитель директора юридического департамента Торговопромышленной палаты РФ Дмитрий Фадеев. Соответствующий проект был разработан и внесен по инициативе Торговопромышленной палаты РФ в Госдуму еще в 2008 году, однакодо сих пор не рассматривался даже в первом чтении [1].Таким образом, на государственном уровне до сих пор отсутствует развернутое обоснование промышленной политики, учитывающей одновременно интересы общества, государства, бизнеса, науки. В свою очередь,названный выше проект закона о государственной промышленной политике позволит четко установить те отрасли, которые нуждаются вгосударственной поддержке вновых экономических условиях, а также потребует внесения корректив в уже принятые законодательные нормативы. Между тем переход к инновационной модели экономического развития подразумевает переход к новой модели пространственного развития российской экономики. В связи с этим инновационная деятельность, новые технологии, конкурентоспособная продукция должны стать определяющими факторами развития,ипреждевсегодля региона. Все больше регионы становятся объектом внимания государства, производства и инвесторов. С точки зрения интеграционных связей регион, с одной стороны, выступает в качестве выделенного по экономическим и социальным признакам элемента государства, с другой –участника международного экономического пространства, что является его новой и уже неотъемлемой характеристикой. В частности, в условиях конкуренции за размещение инвестиций и перспективных видов деятельности на своей территории странамстало очевидно, что конкурентные преимущества зачастую сосредоточены в конкретных регионах, в особенноститам, где располагаются предприятия взаимосвязанных отраслей.Специфика устройства любого государства, его природноклиматические, геополитические и демографические особенности, неравномерность развития регионов обусловливают необходимость их дифференциации, в частности,в целях принятия соответствующих мер государственной политики.В связи с этим должна придаватьсяогромноезначениеформированию грамотной промышленной политики на уровне регионов. Стратегическое значение современной региональной промышленной политики должно акцентироваться на использовании регионами своих конкурентных преимуществ, аследовательно, на обоснованном выборе властями субъектов РФ приоритетных отраслей и оказанииим поддержки. Но социальноэкономическое развитие региона зависит,прежде всего, от эффективного управленияпредприятиями, расположенными в пределахтерритории региона, и инфраструктуры, обслуживающейих. Такое эффективное управление может быть достигнуто, когда объектом промышленной политики в ее территориальном аспекте будут выступать не столько отдельные предприятия, сколько промышленные кластеры, формирующиеся на территории субъектов РФ.В рамках инновационного развития промышленные предприятия в последнее время переходят на новый уровень производственной кооперации. Все чаще встречаются работы, посвященные изучению проблем разнообразных кооперационных систем,таких как холдинги, альянсы, комплексы. При этом особое внимание стало уделяться кластерам как высшей форме производственной кооперации.В период перехода российской экономики на рыночную модель хозяйствования устойчиво развивались территориальнопроизводственные комплексы. Под территориальнопроизводственнымкомплексом (ТПК) советский экономистН.Н.Колосовский, один из создателей теории экономического районирования,понимал«такое экономическое (взаимообусловленное) сочетание предприятий в отдельной промышленной точке или в целом районе, при котором достигается определенный экономический эффект за счет удачного (планового) подбора предприятий в соответствии с природными и экономическими условиями района, с его транспортным и экономикогеографическим положением» [2]. Исходя из определения внутри выделенной территории, обладающей необходимым набором природных и трудовых ресурсов, факторов производства и системы взаимосвязи,экономические субъекты объединялись в ТПК, главной функцией которых выступала специализация производства внутри данного комплекса. Уже в 20х годах прошлого столетия приобрела актуальность теория экономического районирования, предложенная Н.Н. Колосовким, какпопытка решения проблем освоения новых территорий и, соответственно, новых источников сырья, а также возможность районам самостоятельно распределять ресурсы и обеспечивать промышленной продукцией. Таким образом, Н.Н. Колосовский рассматривалэкономическое районирование как важнейший инструмент территориального планирования. Иными словами,ТПК представляется как сочетание предприятий, для которых территориальная общность его компонентов является основополагающим фактором производственной деятельности. В период индустриализации российской экономики производственные промышленные комплексы имели вполне устойчивое состояниеи в их среде происходили вполне естественные эволюционные процессы. Однако требования рынка и постоянная борьба за место на нем вынуждают непрерывно совершенствовать конкурентные преимущества, что влечет усложнение применяемых технологий и последующее их внедрение в промышленнопроизводственную деятельность, аследовательно, повышение качества выпускаемой продукции и возрастание ее наукоемкой составляющей. В связи с этим можно предположить, что ТПК явились прообразом исследуемых М. Портером в 90х годах кластеров. По его мнению, «кластер (или промышленная группа) –это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга» [3].Исходя из этого, одними из общих признаковкластеров и ТПК можно считать, вопервых, использование положительных синергетических эффектов территориальнопроизводственного комплексирования, и, вовторых, возможность реализации высококонкурентных производственных проектов. Следовательно, не стоит утверждать, что в настоящее время кластеры пришли на смену ТПК. А тот факт, что сейчас все больше внимания уделяется кластерам,можно объяснить тем, что главной отличительной чертой кластера от ТПК является его инновационная ориентированность. Ведь именно инновационная составляющая отвечает требованиям, диктуемым переходом экономики на инновационный путь развития (см. рисунок).
Эволюция производственной кооперации
Помимо инновационной направленности предприятий, входящих в состав кластеров, можно выделить ряд отличительных признаков современного кластера и традиционного ТПК. Важным отличием является тот факт, что компании кластера не только конкурируют между собой, создавая горизонтальную конкуренцию, но и сотрудничают, обеспечивая вертикальную кооперацию, когда речь идет орешении общих задач –от развития инфраструктуры дорешения вопросов нехватки кадров необходимой квалификации. Втаких условиях ключевую роль начинает играть неформализованная инфраструктура взаимодействия –социальные связи, уровень доверия между субъектами кластера. Следовательно, любое знание, добытое в пределах кластера, становится его достоянием и позволяет в короткие за счет географической близости сроки обеспечить его практическую реализацию. Кроме того, происходит устойчивое снижение транспортных (за счет географической близости) и коммуникационных (за счет неформального характера контактов) издержек. Так обеспечивается синергия взаимодействия фирм, позволяющая им выйти на принципиально иной качественный уровень, недостижимый по отдельности. Именно здесь возникает трудность в практике применения кластерного подхода в России –отсутствует культура информационной открытости, что приводит к недобросовестной конкуренции и недоверию между потенциальными участниками кластера. Они не готовы делиться собственными достижениями в области «ноухау».Таким образом, современная региональная промышленная политика по своему содержанию должна стать более «стратегической» и использовать такие механизмы, как сетевое взаимодействие государства, бизнеса и различных институциональных структур, а также сетевое взаимодействие различных компаний между собой в реализации эффективных региональных программ и проектов, в том числе наукоемких. Именно поэтому, прежде всего, власть должна инициировать процесс создания кластеров и налаживать взаимодействие предприятий внутри него, а такжепривлекать к сотрудничеству максимальное количество представителей бизнеса,вузов и исследовательских центров.При формировании региональной промышленной политики в контексте кластеров необходимо исходить из того, что кластеры –это точки роста в экономике, которые в дальнейшем будут определять конкурентоспособность и перспективы развития отдельных регионов и страны в целом [4]. Но при этом следует помнить, что кластеры не стоит воспринимать как один из инструментов реализации промышленной политики, они должны выступать прежде всегообъектами формирования промышленной политики на уровне регионов. Следовательно, должны учитываться программы социальноэкономической стратегии развития тех регионов, в рамках которых формируются кластеры. При этом цели регионального развития в значительной степени определяются интересами представителей не только властей, но и бизнеса. Сфера интересов в области территориального развития региона со стороны бизнеса в настоящее время не находит общих понятий при формировании промышленной политики, что требуетпроцесса развития согласованных, договорных отношений с федеральными властями. В свою очередь,региональный интерес властей заключается в стабильном воспроизводстве и приумножении социальноэкономического потенциала региона. Поэтому основной целью региональной промышленной политики должно стать создание благоприятных условий для вхождения предприятий в кластерную структуру, что ни в коем случае не должно носить принудительный характер. Однако для принятия решения о вхождении того или иного предприятия в кластерную структуру властям, в качестве инициаторов формирования самого кластера, необходимо разработать методику оценки состояния предприятий. Подобная методика должна включать не только анализ финансового состояния предприятия, но, прежде всего, показатели его деятельности, любые отклонения значений которых говорят о несоответствии уровня деятельности предприятия перспективам развития региона. При этом динамика этих показателей должна рассматриваться в зависимости от существующей в регионе ситуации. Если же значения показателей соответствуют требуемому уровню, то следует говорить о целесообразности вхождения предприятия в кластерную структуру.Подобныймониторинг предприятий, потенциальных участников регионального кластера, позволит предупредить угрозы и избежать рисков, возникающихпри формировании кластерной структуры. Данная методика особенно актуальна в современных условиях, в частности, когда именно регион становится объектом инвестиционной привлекательности, так как уже в стадии зарождения кластера нельзя допустить образование «слабого звена» всей цепи производственного процесса.Каждый участник кластера должен иметь четкое представлениео том, какова его доля участия и, прежде всего, какой синергетический эффект можно получить от такого участия. Но сегодня практически отсутствуют работы по методике оценки эффективности взаимодействия предприятий в рамках кластеров. Отсутствие подобной методики приводит к тому, что в настоящее время среди представителей бизнеса (и не только) понятие «кластер»сталовосприниматься как красивый бренд, очередной миф. Это свидетельствует об отсутствии грамотной промышленной политики, позволяющей оценить все преимущества кластерной формы кооперации, в том числе в качестве единого взаимосвязанного комплекса, предоставляющего возможность создания уникальных предпосылок для развития инновационной деятельности, повышения качества продукции, производительности и рентабельности предприятий –участников кластера.Для реализации основных конкурентных преимуществ Новосибирской области в апреле 2012 года в Минэкономразвития РФ были поданы заявки на поддержку пяти кластеров этого региона. Кластеры Новосибирской области в данный моментнаходятся на стадии зарождения,и именно сейчас им необходима благоприятная конкурентная среда, поддержка органов управления региона. Однако возникает противоречивое понимание объекта промышленной политики региона в условиях «кластеризации» производственных структур. Например, территориальноотраслевые кластеры включают в свой состав предприятия, расположенные в территориальной близости друг от друга, не ограничиваясь границами субъектов РФ. В Новосибирской области кластер информационных и биофармацевтических технологий является территориальноотраслевым кластером и представляет большой интерес для развития экономики всей страны. Но в целях повышения уровня развития региона эффективные кластеры должны основываться на региональных особенностях, которые являются источниками конкурентных преимуществ. А, следовательно, именно региональные кластеры, предприятия которых расположены на территории субъекта РФ, призваны улучшить социальноэкономическое состояние региона.Следует отметить, что работа по созданию кластеров на территории нашей страны ведется, но ведется она достаточно хаотично,и назрела потребность в обсуждении данной темы. Как показывает опыт, в России кластеры недостаточно развиты изза отсутствия знаний и неумения применять мировые наработки в местных условиях. К тому же,говоря о проблеме кластерного подхода к функционированиюроссийских предприятий на основе опыта иностранных государств, необходимо учитывать тот факт, что нуждается в уточнении предел использования зарубежного опыта при создании комфортных условий для появления и развития кластерных структур в отечественной промышленности. В заключениехотелось бы отметить, что кластерный подход –это не столько новшество в региональной экономике, сколько некий комплексный подход к оценке имеющихся региональных конкурентных преимуществ, а также перспектив их практического применения в разработке и формировании промышленной политики региона. В промышленной политике такой подход нацелен на региональные условия повышения бюджетной эффективности местной промышленности, и одной из его задач является выяснение затруднений, препятствующих их реализации. Следовательно, основная задача органов региональной власти –оказать помощь в налаживании системы взаимоотношений между участниками образовавшегося кластера, где реализуется единый стратегический план, а полученный в результате кластеризации общий ресурс используется для стимулирования инновационного и инвестиционного процесса в интересах развития всей системы в целом, а не в интересах отдельного предприятия. Использование кластерного подхода в формировании промышленной политики позволит повысить конкурентоспособность экономики, прежде всего,на региональном уровне, а в последующем –на национальном и международном. Но необходимо помнить, что кластеры –этоинструмент долгосрочного действия,и не стоит ждать быстрого результата.
Ссылки на источники1.Оторванное звено // Российская газета. Дата обновления: 07.08.2012. –URL: http://www.rg.ru/2012/08/07/zakon.html.2.Колосовский Н.Н. Основы экономического районирования. –М.: Госполитиздат, 1958.3.Портер Майкл Э. Конкуренция: пер. с англ. –М.: Изд.дом «Вильямс», 2008. –608 с.4.Тойшева О.А.Влияние промышленной политики на развитие общественного сектора в РФ //Вестник Университета (Государственный университет управления).–2013. –№ 6. –С. 181–186.
Marina Haydarova,lecturer at the chair of economics and management, Samara State University ofEconomics (Syzran Branch), Syzranmarina11.08.2006@rambler.ruThe cluster approach as the priority direction of regional industrial policy formation Abstract.The author considers the essence of the cluster approach at regional industrial policy formation and development of regional economy. The basic aspects and distinctive features of modern clusters from other industrial associations of manufacturing cooperation are presented. The author describes the prospects of studying as the points of regional economy growth, which are the objects of the industrial policy.Keywords: theregional industrial policy, a territorial and production complex, cluster.References1.“Otorvannoe zveno” (2012),Rossijskaja gazeta. Available at: www.rg.ru/2012/08/07/zakon.html (accessed 07.08.2012). (In Russian)2.Kolosovskij, N.N. (1958) Osnovy ekonomicheskogo rajonirovanija, “Gospolitizdat” Publ., Moscow. (In Russian)3.Porter, M. Je. (2008) Konkurencija, “Viljams” Publ., Moscow, 608 p. (In Russian)4.Tojsheva, O.A. (2013) “Vlijanie promyshlennoj politiki na razvitie obshhestvennogo sektora v RF”, Vestnik Universiteta (Gosudarstvennyj universitet upravlenija),№ 6, pp. 181–186. (In Russian)
Рекомендованокпубликации:Александровой О. Б., кандидатом экономических наук, доцентом;Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Кластерный подход как приоритетное направление формирования промышленной политики региона
Аннотация.В статье рассмотрена сущность кластерного подхода при формировании региональной промышленной политики и развитии экономики региона в целом. Представлены основные аспекты и отличительные черты современного кластера от других промышленных объединений производственной кооперации. Изложены перспективы изучения кластеров как точек роста экономики региона в качестве объектов промышленной политики.Ключевые слова:региональная промышленная политика, территориальнопроизводственный комплекс, кластер.Раздел:(04) экономика.
В своем развитии каждая страна формирует и реализует экономическую политику. Ее неотъемлемой составляющей зачастую выступает промышленная политика,направленная либо на поддержание определенных отраслей, либо на развитие потенциально конкурентоспособных регионов. В России законодательно промышленная политика подкреплена лишь на уровненекоторых субъектов и муниципальных образований (около 40 принятых законов). С переходом к новому –инновационному–типу развития экономики, о котором заявлялось в Концепции долгосрочного социальноэкономического развития страны до 2020 года, возникает необходимость принятия такого закона и на государственном уровне.«России крайне необходим рамочный закон о государственной промышленной политике, который обозначит государственные приоритеты вразвитии производств»,–такое мнение высказал заместитель директора юридического департамента Торговопромышленной палаты РФ Дмитрий Фадеев. Соответствующий проект был разработан и внесен по инициативе Торговопромышленной палаты РФ в Госдуму еще в 2008 году, однакодо сих пор не рассматривался даже в первом чтении [1].Таким образом, на государственном уровне до сих пор отсутствует развернутое обоснование промышленной политики, учитывающей одновременно интересы общества, государства, бизнеса, науки. В свою очередь,названный выше проект закона о государственной промышленной политике позволит четко установить те отрасли, которые нуждаются вгосударственной поддержке вновых экономических условиях, а также потребует внесения корректив в уже принятые законодательные нормативы. Между тем переход к инновационной модели экономического развития подразумевает переход к новой модели пространственного развития российской экономики. В связи с этим инновационная деятельность, новые технологии, конкурентоспособная продукция должны стать определяющими факторами развития,ипреждевсегодля региона. Все больше регионы становятся объектом внимания государства, производства и инвесторов. С точки зрения интеграционных связей регион, с одной стороны, выступает в качестве выделенного по экономическим и социальным признакам элемента государства, с другой –участника международного экономического пространства, что является его новой и уже неотъемлемой характеристикой. В частности, в условиях конкуренции за размещение инвестиций и перспективных видов деятельности на своей территории странамстало очевидно, что конкурентные преимущества зачастую сосредоточены в конкретных регионах, в особенноститам, где располагаются предприятия взаимосвязанных отраслей.Специфика устройства любого государства, его природноклиматические, геополитические и демографические особенности, неравномерность развития регионов обусловливают необходимость их дифференциации, в частности,в целях принятия соответствующих мер государственной политики.В связи с этим должна придаватьсяогромноезначениеформированию грамотной промышленной политики на уровне регионов. Стратегическое значение современной региональной промышленной политики должно акцентироваться на использовании регионами своих конкурентных преимуществ, аследовательно, на обоснованном выборе властями субъектов РФ приоритетных отраслей и оказанииим поддержки. Но социальноэкономическое развитие региона зависит,прежде всего, от эффективного управленияпредприятиями, расположенными в пределахтерритории региона, и инфраструктуры, обслуживающейих. Такое эффективное управление может быть достигнуто, когда объектом промышленной политики в ее территориальном аспекте будут выступать не столько отдельные предприятия, сколько промышленные кластеры, формирующиеся на территории субъектов РФ.В рамках инновационного развития промышленные предприятия в последнее время переходят на новый уровень производственной кооперации. Все чаще встречаются работы, посвященные изучению проблем разнообразных кооперационных систем,таких как холдинги, альянсы, комплексы. При этом особое внимание стало уделяться кластерам как высшей форме производственной кооперации.В период перехода российской экономики на рыночную модель хозяйствования устойчиво развивались территориальнопроизводственные комплексы. Под территориальнопроизводственнымкомплексом (ТПК) советский экономистН.Н.Колосовский, один из создателей теории экономического районирования,понимал«такое экономическое (взаимообусловленное) сочетание предприятий в отдельной промышленной точке или в целом районе, при котором достигается определенный экономический эффект за счет удачного (планового) подбора предприятий в соответствии с природными и экономическими условиями района, с его транспортным и экономикогеографическим положением» [2]. Исходя из определения внутри выделенной территории, обладающей необходимым набором природных и трудовых ресурсов, факторов производства и системы взаимосвязи,экономические субъекты объединялись в ТПК, главной функцией которых выступала специализация производства внутри данного комплекса. Уже в 20х годах прошлого столетия приобрела актуальность теория экономического районирования, предложенная Н.Н. Колосовким, какпопытка решения проблем освоения новых территорий и, соответственно, новых источников сырья, а также возможность районам самостоятельно распределять ресурсы и обеспечивать промышленной продукцией. Таким образом, Н.Н. Колосовский рассматривалэкономическое районирование как важнейший инструмент территориального планирования. Иными словами,ТПК представляется как сочетание предприятий, для которых территориальная общность его компонентов является основополагающим фактором производственной деятельности. В период индустриализации российской экономики производственные промышленные комплексы имели вполне устойчивое состояниеи в их среде происходили вполне естественные эволюционные процессы. Однако требования рынка и постоянная борьба за место на нем вынуждают непрерывно совершенствовать конкурентные преимущества, что влечет усложнение применяемых технологий и последующее их внедрение в промышленнопроизводственную деятельность, аследовательно, повышение качества выпускаемой продукции и возрастание ее наукоемкой составляющей. В связи с этим можно предположить, что ТПК явились прообразом исследуемых М. Портером в 90х годах кластеров. По его мнению, «кластер (или промышленная группа) –это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга» [3].Исходя из этого, одними из общих признаковкластеров и ТПК можно считать, вопервых, использование положительных синергетических эффектов территориальнопроизводственного комплексирования, и, вовторых, возможность реализации высококонкурентных производственных проектов. Следовательно, не стоит утверждать, что в настоящее время кластеры пришли на смену ТПК. А тот факт, что сейчас все больше внимания уделяется кластерам,можно объяснить тем, что главной отличительной чертой кластера от ТПК является его инновационная ориентированность. Ведь именно инновационная составляющая отвечает требованиям, диктуемым переходом экономики на инновационный путь развития (см. рисунок).
Эволюция производственной кооперации
Помимо инновационной направленности предприятий, входящих в состав кластеров, можно выделить ряд отличительных признаков современного кластера и традиционного ТПК. Важным отличием является тот факт, что компании кластера не только конкурируют между собой, создавая горизонтальную конкуренцию, но и сотрудничают, обеспечивая вертикальную кооперацию, когда речь идет орешении общих задач –от развития инфраструктуры дорешения вопросов нехватки кадров необходимой квалификации. Втаких условиях ключевую роль начинает играть неформализованная инфраструктура взаимодействия –социальные связи, уровень доверия между субъектами кластера. Следовательно, любое знание, добытое в пределах кластера, становится его достоянием и позволяет в короткие за счет географической близости сроки обеспечить его практическую реализацию. Кроме того, происходит устойчивое снижение транспортных (за счет географической близости) и коммуникационных (за счет неформального характера контактов) издержек. Так обеспечивается синергия взаимодействия фирм, позволяющая им выйти на принципиально иной качественный уровень, недостижимый по отдельности. Именно здесь возникает трудность в практике применения кластерного подхода в России –отсутствует культура информационной открытости, что приводит к недобросовестной конкуренции и недоверию между потенциальными участниками кластера. Они не готовы делиться собственными достижениями в области «ноухау».Таким образом, современная региональная промышленная политика по своему содержанию должна стать более «стратегической» и использовать такие механизмы, как сетевое взаимодействие государства, бизнеса и различных институциональных структур, а также сетевое взаимодействие различных компаний между собой в реализации эффективных региональных программ и проектов, в том числе наукоемких. Именно поэтому, прежде всего, власть должна инициировать процесс создания кластеров и налаживать взаимодействие предприятий внутри него, а такжепривлекать к сотрудничеству максимальное количество представителей бизнеса,вузов и исследовательских центров.При формировании региональной промышленной политики в контексте кластеров необходимо исходить из того, что кластеры –это точки роста в экономике, которые в дальнейшем будут определять конкурентоспособность и перспективы развития отдельных регионов и страны в целом [4]. Но при этом следует помнить, что кластеры не стоит воспринимать как один из инструментов реализации промышленной политики, они должны выступать прежде всегообъектами формирования промышленной политики на уровне регионов. Следовательно, должны учитываться программы социальноэкономической стратегии развития тех регионов, в рамках которых формируются кластеры. При этом цели регионального развития в значительной степени определяются интересами представителей не только властей, но и бизнеса. Сфера интересов в области территориального развития региона со стороны бизнеса в настоящее время не находит общих понятий при формировании промышленной политики, что требуетпроцесса развития согласованных, договорных отношений с федеральными властями. В свою очередь,региональный интерес властей заключается в стабильном воспроизводстве и приумножении социальноэкономического потенциала региона. Поэтому основной целью региональной промышленной политики должно стать создание благоприятных условий для вхождения предприятий в кластерную структуру, что ни в коем случае не должно носить принудительный характер. Однако для принятия решения о вхождении того или иного предприятия в кластерную структуру властям, в качестве инициаторов формирования самого кластера, необходимо разработать методику оценки состояния предприятий. Подобная методика должна включать не только анализ финансового состояния предприятия, но, прежде всего, показатели его деятельности, любые отклонения значений которых говорят о несоответствии уровня деятельности предприятия перспективам развития региона. При этом динамика этих показателей должна рассматриваться в зависимости от существующей в регионе ситуации. Если же значения показателей соответствуют требуемому уровню, то следует говорить о целесообразности вхождения предприятия в кластерную структуру.Подобныймониторинг предприятий, потенциальных участников регионального кластера, позволит предупредить угрозы и избежать рисков, возникающихпри формировании кластерной структуры. Данная методика особенно актуальна в современных условиях, в частности, когда именно регион становится объектом инвестиционной привлекательности, так как уже в стадии зарождения кластера нельзя допустить образование «слабого звена» всей цепи производственного процесса.Каждый участник кластера должен иметь четкое представлениео том, какова его доля участия и, прежде всего, какой синергетический эффект можно получить от такого участия. Но сегодня практически отсутствуют работы по методике оценки эффективности взаимодействия предприятий в рамках кластеров. Отсутствие подобной методики приводит к тому, что в настоящее время среди представителей бизнеса (и не только) понятие «кластер»сталовосприниматься как красивый бренд, очередной миф. Это свидетельствует об отсутствии грамотной промышленной политики, позволяющей оценить все преимущества кластерной формы кооперации, в том числе в качестве единого взаимосвязанного комплекса, предоставляющего возможность создания уникальных предпосылок для развития инновационной деятельности, повышения качества продукции, производительности и рентабельности предприятий –участников кластера.Для реализации основных конкурентных преимуществ Новосибирской области в апреле 2012 года в Минэкономразвития РФ были поданы заявки на поддержку пяти кластеров этого региона. Кластеры Новосибирской области в данный моментнаходятся на стадии зарождения,и именно сейчас им необходима благоприятная конкурентная среда, поддержка органов управления региона. Однако возникает противоречивое понимание объекта промышленной политики региона в условиях «кластеризации» производственных структур. Например, территориальноотраслевые кластеры включают в свой состав предприятия, расположенные в территориальной близости друг от друга, не ограничиваясь границами субъектов РФ. В Новосибирской области кластер информационных и биофармацевтических технологий является территориальноотраслевым кластером и представляет большой интерес для развития экономики всей страны. Но в целях повышения уровня развития региона эффективные кластеры должны основываться на региональных особенностях, которые являются источниками конкурентных преимуществ. А, следовательно, именно региональные кластеры, предприятия которых расположены на территории субъекта РФ, призваны улучшить социальноэкономическое состояние региона.Следует отметить, что работа по созданию кластеров на территории нашей страны ведется, но ведется она достаточно хаотично,и назрела потребность в обсуждении данной темы. Как показывает опыт, в России кластеры недостаточно развиты изза отсутствия знаний и неумения применять мировые наработки в местных условиях. К тому же,говоря о проблеме кластерного подхода к функционированиюроссийских предприятий на основе опыта иностранных государств, необходимо учитывать тот факт, что нуждается в уточнении предел использования зарубежного опыта при создании комфортных условий для появления и развития кластерных структур в отечественной промышленности. В заключениехотелось бы отметить, что кластерный подход –это не столько новшество в региональной экономике, сколько некий комплексный подход к оценке имеющихся региональных конкурентных преимуществ, а также перспектив их практического применения в разработке и формировании промышленной политики региона. В промышленной политике такой подход нацелен на региональные условия повышения бюджетной эффективности местной промышленности, и одной из его задач является выяснение затруднений, препятствующих их реализации. Следовательно, основная задача органов региональной власти –оказать помощь в налаживании системы взаимоотношений между участниками образовавшегося кластера, где реализуется единый стратегический план, а полученный в результате кластеризации общий ресурс используется для стимулирования инновационного и инвестиционного процесса в интересах развития всей системы в целом, а не в интересах отдельного предприятия. Использование кластерного подхода в формировании промышленной политики позволит повысить конкурентоспособность экономики, прежде всего,на региональном уровне, а в последующем –на национальном и международном. Но необходимо помнить, что кластеры –этоинструмент долгосрочного действия,и не стоит ждать быстрого результата.
Ссылки на источники1.Оторванное звено // Российская газета. Дата обновления: 07.08.2012. –URL: http://www.rg.ru/2012/08/07/zakon.html.2.Колосовский Н.Н. Основы экономического районирования. –М.: Госполитиздат, 1958.3.Портер Майкл Э. Конкуренция: пер. с англ. –М.: Изд.дом «Вильямс», 2008. –608 с.4.Тойшева О.А.Влияние промышленной политики на развитие общественного сектора в РФ //Вестник Университета (Государственный университет управления).–2013. –№ 6. –С. 181–186.
Marina Haydarova,lecturer at the chair of economics and management, Samara State University ofEconomics (Syzran Branch), Syzranmarina11.08.2006@rambler.ruThe cluster approach as the priority direction of regional industrial policy formation Abstract.The author considers the essence of the cluster approach at regional industrial policy formation and development of regional economy. The basic aspects and distinctive features of modern clusters from other industrial associations of manufacturing cooperation are presented. The author describes the prospects of studying as the points of regional economy growth, which are the objects of the industrial policy.Keywords: theregional industrial policy, a territorial and production complex, cluster.References1.“Otorvannoe zveno” (2012),Rossijskaja gazeta. Available at: www.rg.ru/2012/08/07/zakon.html (accessed 07.08.2012). (In Russian)2.Kolosovskij, N.N. (1958) Osnovy ekonomicheskogo rajonirovanija, “Gospolitizdat” Publ., Moscow. (In Russian)3.Porter, M. Je. (2008) Konkurencija, “Viljams” Publ., Moscow, 608 p. (In Russian)4.Tojsheva, O.A. (2013) “Vlijanie promyshlennoj politiki na razvitie obshhestvennogo sektora v RF”, Vestnik Universiteta (Gosudarstvennyj universitet upravlenija),№ 6, pp. 181–186. (In Russian)
Рекомендованокпубликации:Александровой О. Б., кандидатом экономических наук, доцентом;Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»