Развитие инновационной деятельности промышленных предприятиях в малых и средних городах

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Гороховицкая Ю. О., Тойшева О. А. Развитие инновационной деятельности промышленных предприятиях в малых и средних городах // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S4. – С. 51–55. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14541.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросу развития инновационной деятельности промышленных предприятий в малых и средних городах. В ней приводится анализ состояния промышленных предприятий малых и средних городов, на основе которого даются рекомендации по развитию региональной промышленной политики.
Раздел: Экономика
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Тойшева Ольга Анатольевна,кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управленияФГБОУВПО «Самарский государственный экономический университет» (Сызранский филиал), г. СызраньTojsheva@yandex.ru

Гороховицкая Юлия Олеговна,преподаватель кафедры экономики и управленияФГБОУ ВПО «Самарский государственный экономический университет» (Сызранский филиал), г. Сызраньgorohovickaya@bk.ru

Развитие инновационной деятельности промышленных предприятийв малых и средних городах

Аннотация. Статья посвящена вопросу развития инновационной деятельности промышленных предприятий в малых и средних городах.Вней приводится анализ состоянияпромышленных предприятий малых и средних городов, на основе которого даются рекомендациипо развитиюрегиональной промышленной политики.Ключевые слова: инновационная деятельность,системный подход, предпринимательские структуры, синергетика, внешняя и внутренняя среда.Раздел: (04) экономика.

Инновационная деятельность является одной из важных составляющих развития современной рыночной экономикистраны. В настоящее время инновационные процессы, которые происходятна предприятиях малых и средних городов, в значительной степени оказываютсвое влияниена общее состояние развития экономики в целом. Поэтапное развитие не всегда положительно воздействуетна инновационную деятельность предприятий малых и средних городов, образующихгородские промышленные комплексы. В основе этих изменений лежит формирование новой, предпринимательской культуры и взаимодействие между субъектами инновационной деятельности.Отечественныеи зарубежныеученыеподробно анализируют и рассматривают проблемы, связанные с разработкой и внедрением инноваций. Только системный подход в вопросах инновационного развития городских промышленных комплексов позволит достичь положительных результатов его развития.Системный подход включает в себя ряд факторов, которые являются базисными: современные научные, фундаментальные и прикладные исследования с подходом целостности к организацииобъекта исследования; современная техника и технологии; организация производства и управления,когда проводится анализ экономических, экологических, организационных и т.п. аспектов.В вопросе рассмотрения и применения системного подхода важную рольиграет логика. При использовании системного подхода исследованиеобъекта проходит в определенном порядке. Он включает в себя исследование функций системы, определение связей системы с множеством взаимодействующих элементов, рассматривается структура системы не как отношение, а как определенным образом упорядоченное расположение одних элементов по отношению к другим.Принцип системного подхода заключается в рассмотрении элементов системы как взаимосвязанных и взаимодействующих длядостижения одной целифункционирования системы. Основной особенностью системного подхода является то, что в ходе оптимизации функционирования осуществляется анализ не отдельных элементов, а системы в целом [1].В основу системного подхода заложены такие принципы,как единство (совместное рассмотрение системы как единого целого и как совокупностичастей); развитие (учет изменения системы, ее развитие); функциональность (совместное рассмотрение структуры системы и ее функций с приоритетом функций над структурами);организованность (степень выполнения работ и выводы) и т.д.На основании вышеизложенногомы можем сказать, что развитияинновационной деятельности в городских промышленных комплексахможно достичь лишь в том случае, если рассматривать его с точки зрения системности.Вопрос инновационного развития городских промышленных комплексовявляется актуальным и требует всестороннего рассмотрения. Но для того,чтобы четко представлять основные цели и задачи, которые будут решаться в процессе реализации инновационного развития, особое внимание следует уделить концептуальному управлению развитиемкомплекса [2].Городской промышленный комплекс является системой, состоящейиз рядаподсистем (промышленная, социальная, экономическая, экологическая и т.п.), которые в своей совокупности определяют целостность и стабильность их развития. Каждый из элементов системы, как правило, имеет свои интересы, которые в ряде случаев могут не совпадать с интересами других элементов системы, и это вполне нормально. Но для того, чтобы система функционировала и показывала положительный результат, всем элементам, которые находятся внутри системы, необходимо искать компромисс между частными и общими интересами, все это является неотъемлемой частью системного подхода.При рассмотрении системного подхода большое значение имеют его цели. Основными целями промышленного комплекса являютсяэкономическая, политическая и социальная. Немаловаженвопрос, в котором определяются общие цели системы. Эти же цели лежат в основе развития областного, регионального и государственного комплексов,а это говорит о том, что в зависимости от того, как будут развиваться и функционировать городские комплексы,зависит социальноэкономическое развитие не только города, но и области, региона и страны в целом.На сегодняшний день нетолько регионы и области имеют свою стратегию и тактику инновационного развития. Особое внимание уделяется стратегии и тактике развитиямалых и средних городов. Основнаяцельих развития –получение максимальной прибыли, которая будет способствовать всестороннемусоциальноэкономическому развитию не только промышленных предприятий города, но и муниципального образования в целом [3]. Каждый отдельно взятый комплекс объединяет в себе элементы данной системы–подсистемы. Все элементысистемы связаны между собой, каждый из нихимеет свою производственную направленность. Существующие рыночные методы регулирования предоставляют каждому компонентуопределенную свободу, но в зависимости от того, на какомрынке ондействует, свобода может быть меньше или больше.

Также нельзя забывать и о внешних системах, из которых состоит городское образование. При рассмотрении комплекса городского образования внешняя среда (административный, промышленный, обслуживающий, финансовый и социальный секторы), которая окружает промышленные предприятия, оказывает непосредственное влияние на процесс его формирования и развития.

Рассматривая комплекс как систему, необходимо отметить, что она является основой для процесса формирования систем более высокого уровня, а именно областной, региональной и государственной систем.Анализируя структуру иерархии территориальных комплексов, отметим, что процесс формирования комплексов в государственном масштабе берет свое начало с городских. Именно в них закладывается основа экономического развития, которая в дальнейшем положительно сказывается на стабилизации промышленной экономики всей страны. Следовательно, для того чтобы система комплекса функционировала и давала положительные результаты в области социальноэкономического развития,нужно, чтобы в городах были приняты все необходимые для этого шаги со стороны городской администрации, а именно в первую очередь была разработана и принята программа социальноэкономического развития города.Исследовать и анализировать комплекс как систему можно двумя способами. Первый способ, какправило, базируется на оценке системы по одному критерию, напримертолько по финансовым показателямили только по показателям, которые отражают затраты в комплексе. Данный способ не дает четкого представления об эффективности функционирования в целом, потому чтокомплекс включает в себя предприятия различной производственной направленности. Второй способ является многокритериальным, он оценивает эффективность объектов на основе совокупных критериев, которые в конечном итоге помогают сделать соответствующие выводы и заключения о работе комплексав целом. Одним из основных критериев эффективности функционирования экономической системыможно считать принцип формирования полезного результата. При формировании полезного результата учитываются основные факторы, которые играют важную роль не только для развитиякомплексов,но и для города в целом (кадровое обеспечение, экологическая безопасность и т.д.), что в совокупности дает положительный социальноэкономический результат [4].Целью любого промышленного производства является получение прибыли. Оценитьполученную прибыль можно лишь после того, когда будут подсчитаны все затраты промышленного производства.При формировании структуры затрат (затраты на инфраструктурные изменения промышленного производства, затраты на развитие научнотехнического и инновационного потенциалапромышленного производства, затраты, связанные ссферой промышленного производства, затраты, связанные с обеспечением экологической безопасности и т.п.) необходимо учитывать основные составляющие развития промышленного производства в комплексе, потому что, только рассмотрев все затраты в целом, впоследствии будет прощеопределить конечный экономический результат.Также важным показателем при рассмотрении системного подхода является процесс формирования эффекта городского комплекса. Данный процесс должен отражать основные составляющие (социальные, экономические, экологические и другиепоказатели), которые оказывают непосредственное влияние на процесс формирования эффекта комплекса, и являться составной частью социальноэкономического развития города.Рассматривая процесс формирования эффекта,необходимо учитывать и то, что функционирование предприятий комплекса может быть эффективным при условии, что в них учтены вопросы, которые касаются ограниченности ресурсов в данном комплексе.Из курса экономической теории мы знаем, чточеловеческие потребности безграничны; ресурсы ограничены. Тогда общая эффективность системы комплекса будет рассчитыватьсятак:,где ЭПС–эффект предприятий комплекса; ЗПС–затраты предприятий комплекса; РПС–ограниченность ресурсов предприятий комплекса.Следовательно, эффективность системы городского комплекса будет достигаться лишь в том случае, когда в ней будут объединены и учтены основные составляющие системного подхода, а именно все затраты,связанные с различными процессами, происходящими на промышленных предприятиях. Будет рассмотрен и проанализирован вопрос, связанный с ограниченностью ресурсов промышленных предприятий, и факторы, которыеявляются основной составляющей комплекса.

В результате рассмотрения системного анализа показателей городского промышленного комплекса мы можем сделать следующие выводы [5]:–городские промышленные комплексы являются основным звеном в общей структуре иерархии территориальных промышленных систем;–социальноэкономические показатели комплекса более выгодно рассматриватьс точки зрения системного подхода;–рассмотренный процесс формирования результативного функционирования предприятий комплекса позволит в полной мере оценить его работу с точки зрения эффективности их функционирования, позволит выявить в процессе анализа слабые стороны структур, связанные с затратами и ограниченностью ресурсов. Все это вдальнейшем позволит предпринять соответствующие шаги к решению тех или иных проблем, которые будут возникать;–городские промышленные комплексы являются основой процесса формирования экономического развития государственного промышленного сектора, следовательно, его работа должна быть четкой и продуктивной, а этогоможно достичьлишь в том случае, еслив городе разработана и принята программа социальноэкономического развития. Разумеется, инновационная деятельность является объективным условием для развития предприятия городского промышленногокомплекса, что будет обеспечивать его конкурентоспособность в долгосрочном периоде. Без осуществления инновационной деятельности предприятия не смогут быстро реагировать на изменения, которые постоянно происходят как во внешней, так и во внутренней среде,аследовательно, перестанут удовлетворять потребителей своей продукцией, что приведет к потере рыночных позиций [6].Анализ процессаразвития и внедрения инновационных процессов на предприятиях малых и средних городовсвидетельствует о том, что данное направление очень мало проработано,и это обстоятельство приводит кснижению промышленного потенциала комплекса в целом. Рассмотрениеинновационного потенциала предприятий комплекса с точки зрения системного подхода позволит глубже понять и выявить его основную особенность, определить, в каком направлении необходимо работать, чтобы достичь роста промышленного потенциала.К основным составляющим инновационного потенциала относятследующие основные элементы: материальнотехнический (исследование, технологическое оборудование); кадровый (лидерноватор, заинтересованный в инновациях, персонал, имеющий специальное образование и опыт); организационный (форма собственности субъектов инновационной деятельности, отраслевая принадлежность); финансовый; информационный.Перечисленные элементы выполняют обеспечивающую функцию в процессе формирования инновационного потенциала.Анализируя состояние промышленных предприятий малых и средних городов, важно сказать, что наблюдаются схожие проблемы, которые оказывают отрицательное влияние на развитие предприятия, за счет чего снижается их конкурентоспособность. Модернизация и реконструкция оборудования на предприятиях не проводилась 15–20 лет, а процент вновь вводимого оборудованияне превышает 12. Такие показатели доказывают, что у предприятий в малых и средних городахнет возможностиосваивать, развивать и внедрять инновационные технологии в производство [7].Большое влияние на развитие инновационного потенциала предприятий комплекса оказывает формирование и развитиепромышленной политики городского образования. Важным моментом при формировании промышленной политики являетсяотраслеваяспецификапромышленных предприятий комплекса и их информатизация. Лишь четко прописанные мероприятия позволят достичь положительного результата при инновационном развитии [8]. Косновнымпроводимыммероприятиямпореализациипромышленной политики, на наш взгляд, следует отнести следующие: разработка задач промышленной политики;реализация комплексных программ развития промышленной политики;реализация информационноаналитического, кадрового и природоресурсного обеспечения промышленной политики города;экономическое стимулирование субъектов промышленной деятельности промышленных предприятий города;стимулирование и областная поддержка инновационной деятельности в городе;осуществление мониторинга работыпромышленных предприятий города;осуществление иных мероприятий в соответствии с федеральным законодательством, законодательством области и законодательством местной администрации.Основой для реализации промышленной политики является концепция промышленной политики города, она разрабатывается органами местного самоуправления с привлечением субъектов промышленной политики, субъектов научной и/илинаучнотехнической деятельности.Концепция промышленной политики города должна содержать:задачи промышленной политики;критерии выбора приоритетовдля поддержки отраслей промышленности,исходя из их социальной значимости, технологических и экологических показателей города;основные направления реализации промышленной политики в областиразвитиянаучнотехническогои инновационного потенциала,инфраструктуры промышленности и т.д.Важным инструментом при развитии инновационной деятельности промышленных предприятийв малых и средних городах являетсямониторинг.Система мониторинга должна быть частично встроена в систему управления предприятиями городского образования. Последствия неэффективного городского управления непредсказуемы, это связано с тем, что в большинстве городов отсутствует система сбора и обработки информации о реальных социальноэкономических процессах. Таким образом, сегодня в принципе отсутствует возможность оперативного анализа реальной социальноэкономической ситуации в городах, следовательно, подготовка эффективных управленческих решений и прогнозирование последствий их принятия невозможны. На сегодняшний день необходимо в разрезе формированияпромышленной политики разработатьсовременнуюсистемумониторинга, позволяющуюполучать своевременную и достоверную информацию о социальноэкономических процессах, происходящих в предпринимательских структурах городских образований. Одним из путей решения данной задачи является создание информационноаналитических систем регионального управления и мониторингакак в рамках муниципалитета, так и непосредственно в промышленных комплексах города.Выбор основных направлений развития долженопределятьсяисходя из их социальной значимости, экономических и технологических показателей, которые рассматриваются с учетомконкретной территории.Группировка промышленной политики позволит сопоставлять интегральные показатели основных результатов хозяйственной деятельности на предприятиях комплекса, что будет являться индикатором соответствия мер, принимаемыхне только институтами государственной поддержки, но городским образованием. Низкие показатели роста экономики города, являясь индикатором недостаточного благоприятного климата, будут служить сигналом для органов власти о необходимости принятьадекватные меры по их устранению. Предлагаемый подход к категорированию промышленной политики служит основанием для мониторинга предпринимательской активности предприятий и сигналом властным структурам государства для принятия управленческих решений в области регулирования государственной поддержки городских промышленных комплексов. В связи с этим мы можем в утвердительной форме сказать, что для активного инновационного развития городских промышленных комплексов в малых и средних городахадминистративному аппарату необходимо уделять больше вниманияи оказывать всестороннюю поддержку предприятиямкомплекса, которые в своем производстве применяют (или стремятся к применению)современные научные, фундаментальные и прикладные исследования, современную технику и технологии, используют новые методы организации производства и управления. Такая поддержка положительно скажется не только на развитии комплекса, но и на городском образовании в целом.

Ссылки на источники1.Тойшева О.А., Гороховицкая Т.Н.Необходимость формирования системного подхода в управлении предпринимательскими структурами муниципальных образований //Проблемы современной науки. –2013. –№ 9. –С. 234–242.2.Кожевникова С.А. Теоретические аспекты управления инновационноинвестиционной деятельностью //Вестник Университета (Государственный университет управления). –2011. –№ 14. –С.174–177.3.Тойшева О.А., Гороховицкая Т.Н. Указ. соч.4.Там же.5.Там же.6.Кожевникова С.А. Указ. соч.7.Тойшева О.А., Гороховицкая Т.Н. Указ. соч.8.Ашмарина С.И. Организационноэкономические вопросы информатизации промышленных предприятий //Вестник Саратовского государственного социальноэкономического университета. –2004. –№ 9. –С. 15–19.Olga Toysheva,Candidate of Economic Sciences, Associate Professor at the chair of economics and management, Samara StateUniversity of Economics (Syzran Branch), Syzran

Tojsheva@yandex.ruJulia Gorohovitskaya,lecturer at the chair of economics and management, Samara State University of Economics (Syzran Branch), Syzrangorohovickaya@bk.ruDevelopment of industrial enterprises innovative activity in small and average citiesAbstract. The article focuses on the development of innovation in the industrial enterprises of small and mediumsized cities. It provides an analysis of the industrial enterprises of small and mediumsized cities, which are based on the recommendations for the development of regional industrial policy.Keywords: innovative activity, system approach, enterprise structures, synergetic, external and internal environment.References1.Tojsheva, O.A. and Gorohovickaja, T.N. (2013) “Neobhodimost' formirovanija sistemnogo podhoda v upravlenii predprinimatel'skimi strukturami municipal'nyh obrazovanij”,Problemysovremennojnauki, № 9, pp. 234–242. (InRussian)2.Kozhevnikova, S.A. (2011) “Teoreticheskie aspekty upravlenija innovacionnoinvesticionnoj dejatel'nost'ju”,Vestnik Universiteta (Gosudarstvennyj universitet upravlenija), № 14, pp. 174–177. (In Russian)3.Tojsheva, O.A. and Gorohovickaja, T.N. (2013) “Neobhodimost' formirovanija sistemnogo podhoda v upravlenii predprinimatel'skimi strukturami municipal'nyh obrazovanij”,Problemysovremennojnauki, № 9, pp. 234–242. (InRussian)4.Tojsheva, O.A. andGorohovickaja, T.N. (2013) “Neobhodimost' formirovanijasistemnogopodhodavupravleniipredprinimatel'skimistrukturamimunicipal'nyhobrazovanij”,Problemysovremennojnauki, № 9, pp. 234–242. (InRussian)5.Tojsheva, O.A. and Gorohovickaja, T.N. (2013) “Neobhodimost' formirovanija sistemnogo podhoda v upravlenii predprinimatel'skimi strukturami municipal'nyh obrazovanij”,Problemy sovremennoj nauki,№9, pp. 234–242. (In Russian)6.Kozhevnikova, S.A. (2011) “Teoreticheskieaspektyupravlenijainnovacionnoinvesticionnojdejatel'nost'ju”, Vestnik Universiteta (Gosudarstvennyj universitet upravlenija), № 14, pp. 174–177. (In Russian)7.Tojsheva, O.A. and Gorohovickaja, T.N. (2013) “Neobhodimost' formirovanija sistemnogo podhoda v upravlenii predprinimatel'skimi strukturami municipal'nyh obrazovanij”,Problemy sovremennoj nauki,№9, pp. 234–242. (In Russian)8.Ashmarina, S.I. (2004) “Organizacionnojekonomicheskievoprosyinformatizaciipromyshlennyhpredprijatij”,VestnikSaratovskogogosudarstvennogosocial'nojekonomicheskogouniversiteta, № 9, pp. 15–19. (In Russian)

Рекомендованокпубликации:Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»