Проблемы развития предпринимательства в муниципальном образовании (на примере г. Армавира)

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Косенко С. Г. Проблемы развития предпринимательства в муниципальном образовании (на примере г. Армавира) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S5. – С. 31–35. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14549.htm.
Аннотация. Предпринимательство составляет основу любой экономики – страны, региона, города и района. Оно создает рабочие места, разрабатывает и внедряет новые технологии, максимально учитывает местные условия, проникает в невыгодные для крупных предприятий сферы бизнеса, дает значительную часть налоговых поступлений.
Раздел: Экономика
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Косенко Светлана Геннадьевна, кандидат экономических наук, заведующая кафедрой экономики и менеджмента филиала ФГБОУ ВПО ©Кубанский государственный университетª, г. Армавирsveta20021976@mail.ru

Проблемы развития предпринимательства в муниципальном образовании (на примере г.Армавира)

Аннотация. Предпринимательство составляет основу любой экономики ‬страны, региона, города и района. Оно создает рабочие места, разрабатывает и внедряет новые технологии, максимально учитывает местные условия, проникает в невыгодные для крупных предприятий сферы бизнеса, дает значительную часть налоговых поступлений.Ключевые слова: предпринимательство, издержки, муниципальное образование, экономика, субсидирование.Раздел:(4) экономика.

В настоящее время актуальными являются любые аспекты развития отечественного предпринимательства, так как экономическая наука современной России стала заниматься предпринимательством как научной специальностью всего 20 лет назад.Предпринимательство как явление присутствует в хозяйственной жизни общества несколько тысячелетий. Яркийпример этому ‬деятельность торговцев древности. Впервые экономическое определение слова ©предпринимательª появилось во Всеобщем словаре коммерции, изданном в Париже в 1723 г., где под ним понимался человек, берущий ©на себя обязательство по производству или строительству объектаª [1]. Российское законодательство трактует предпринимательскую деятельность, или предпринимательство, как самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от использования имущества ‬продажи товаров, выполнения работ или оказания услуглицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Предпринимательство можно определять с различных позиций: как деятельность, направленную на максимизацию прибыли; инициативную деятельность граждан по выпуску товаров и оказаниюуслуг, направленную на получение прибыли; прямую производственную функцию реализации собственности; процесс организационной новации в целях извлечения прибыли; действия, направленные на возрастание капитала, развитие производства и присвоение прибыли; специфический вид деятельности, направленный на поиск и реализацию изменений в существующих формах функционированияпредприятий и жизни общества [2].Предпринимательство направлено на максимизацию собственной прибыли, а эффективное предпринимательство в масштабе страны оказывает положительное влияние на увеличение доходов государства.Особо значимо для бизнеса не столько получение положительного финансового результата, сколько обеспечение непрерывности воспроизводственного процесса, связанного с удовлетворением постоянно меняющихся и возрастающих потребностей потребителей ‬жителей локальной территории.Ипоэтому акцент смещается с максимизации прибыли на потребителя.Общемировой опыт показывает,что бизнес ‬важная частьрыночной экономики,без которой не можетбытьгармоничнымсоциальное развитие.Этово многом определяеттемпы экономического роста,структуру и качествовалового национального продукта.Данный секторявляетсяимманентнымвнутренним элементомрыночной инфраструктуры.Исследование сильных и слабых сторон позволяет выбрать правильную стратегию предпринимательской деятельности. При преобладании сильных сторон целесообразно применять стратегии использования возможностей рынка [3], напримерстратегию снижения издержек. Стратегия снижения издержек заключается в установлении более выгодных для покупателя цен на товары за счет их низкой себестоимости. Используется в основном крупными бизнесструктурами и является эффективным методом конкуренции, так как потребителив основномобладают высокой чувствительностью к снижению цены.Высокий уровеньпредпринимательстваявляетсянеобходимым условием современной моделирыночной экономики.Это помогаетсохранить конкурентные преимуществав экономике,создает естественнуюсоциальную поддержкуобщественной системы,порождаетновый социальныйпорядок в обществе.Предпринимательство‬это основа любой экономики: страны, региона, города и района. Оно разрабатывает и внедряет новые технологии, создает рабочие места, проникает в невыгодные для крупных предприятий сферы бизнеса, максимально учитывает местные условия, дает значительную часть налоговых поступлений. Благодаря малому управленческому персоналу и простым организационным формам он обладает гибкостью к изменениям внешней среды, мобильностью управления, быстрой реакцией на постоянно изменяющиеся требованияпотребителей.Предпринимательствов городе‬это объединениенезависимыхмалых исредних предприятий, действующихв качестве экономическихагентоврынка.Эти предприятияне являются частьюмонополийи экономическиот них зависимы.Реформированиероссийского общества,построение основсоциальноориентированной рыночнойэкономики‬эти процессы вызвалисложныепроблемы, которыене имели аналоговв мировой практике. Стремительный и необдуманный уход государства из управления экономикой привел общество в весьма неустойчивое состояние: коррупция, преступность, широко распространенныенарушения законовстали повседневными явлениямив обществе. В России так и не сформировалось четкого взаимодействия и взаимопонимания между властью, предпринимателями и обществом. На территории муниципального образования город Армавир (далее ‬МО г.Армавир), площадью 279,2 км2,проживают 207,2 тыс. человек. Плотность населения 742 человека на 1 км2. В муниципальном образовании г. Армавирпроживает 130,7 тыс. человек трудоспособного возраста, 49,3 тыс. человек‬старше трудоспособного возраста, 27 тыс. человек‬моложе трудоспособного возраста. Численность занятых в экономике МО г.Армавир в 2009 г.составила 73,7 тыс. человек, что на 31% больше по сравнению с 2002 г.Муниципальное образование г. Армавирхарактеризуется относительно благополучной демографической ситуацией. В общей численности населения Краснодарского края Армавир занимает 4,1%, при 0,4%‬по размеру территории.МО г. Армавиримеет диверсифицированную структуру экономики с развитым промышленным сектором. Отраслевая специализация города представлена следующим образом.1)Исторически сложившийся машиностроительный комплекс, металлообработка, химическая промышленность. МО г. Армавирвходит в число региональных и российских центров железнодорожного машиностроения, производства электродвигателей, металлорежущих станков, производства специального оборудования для нефтегазовой отрасли, электрокабельной и резинотехнической продукции.2) Пищеваяпромышленность. В городе представленыпрактически все виды данного кластера: предприятия мясоперерабатывающей, мукомольнокрупяной, масложировой, кондитерской промышленности, совхоз по производству плодовоовощных консервов, молочный комбинат, хлебозавод, табачная фабрика, а также предприятия по производству кондитерских изделий и растительного масла.3) Сельскохозяйственный сектор, формирующий 1% базовых отраслей города. Основная специализация сельхозпредприятий МО г. Армавир‬производство продукции животноводства (26,3%) и растениеводства (73,7%). Основными потребителями сырья, производимого местными сельхозпредприятиями, являются население города и перерабатывающие организации.Предпринимательство является стратегически значимым сектором в экономике муниципального образования г. Армавир. По данным 2013 г.в малом и среднем бизнесеработает более половины населения, занятого в экономике Армавира. В этой сфере занятпрактически каждый третий экономически активный житель города, и в конечном счетеименно от предпринимателей зависит социальноэкономическое благополучие города.Исходя из статистических данных, муниципальное образование г. Армавир занимает 9еместо по краю по динамике развития малого и среднего предпринимательства.По инвестиционной активности Армавир занимает 28еместо из 42 муниципальных образований края. В муниципальном образовании г. Армавир существуют и проблемы в развитии предпринимательства: отсутствие у жителей, желающих заняться предпринимательством, необходимых знаний, умений и навыков в этой сфере; малая информированность по значимым вопросам предпринимательской деятельности и невысокий уровень квалификации;недостаточность у начинающих предпринимателей необходимых материальных и финансовых ресурсов для создания и развития собственного дела;сложность и высокая стоимость процедур регистрации, лицензирования, сертификации, аккредитации и т.д.; непосильное налоговое бремя, вынуждающее предпринимателя уходить в ©теньª;административные и ведомственные преграды подключения к энергоносителям;высокая арендная плата недвижимого имущества;ограниченный административными барьерами доступ к получению и выполнению муниципальных заказов;коррупция и другие. Большое количество этих проблем могут быть решены на региональном и местном уровнях. Серьезным результатом работы муниципалитета является выстроенная система поддержки бизнеса, которая включает помощь в получении кредитов, субсидирование затрат предпринимателей дляразличных бизнесмероприятий,поддержку бизнеса на этапе старта, а также информирование и консультирование. Данные направления предусмотрены в муниципальной и краевой целевой программах государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае и в Армавире, на которую ежегодно выделяются внушительные бюджетные средства.Динамично развивается сектор малого бизнеса, чему способствует принятая городом комплексная программа поддержки малого бизнеса. В городе действуют ряд организаций, которые оказывают положительноевлияние на развитиебизнеса на территории МО: Торговопромышленная палата, Совет по развитию МСП и бизнесинкубатор. Отсутствие муниципальных фондов гарантий и поручительств МСП, муниципальных микрофинансовых центров, безусловно, влияет на низкую обеспеченность малого бизнеса кредитными ресурсами. В 2009 г.в структуре управления экономического развитиябыла создана структура по развитию и поддержке малого и среднего бизнеса и инвестициям, основной целью работы которого в части развития малого и среднего предпринимательства является осуществление мероприятий программы поддержки МСП и других мероприятий по созданию благоприятного климата для развития предпринимательства. С 2009г.работает совет по развитию предпринимательства при администрации муниципального образования г.Армавир, созданный для обеспечения практического взаимодействия органов местного самоуправления муниципального образования г.Армавир и субъектов предпринимательства с целью выработки предложений по созданию эффективных механизмов повышения конкурентоспособности экономики и развития предпринимательства в муниципальном образовании.

В 2010 г.начал работу Армавирский городской многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, чья деятельность способствует устранению бюрократических барьеров при предоставлении хозяйствующим субъектам, в том числе и МСП. Развитие малого и среднего предпринимательства в Армавиреявляется частью муниципальной социальноэкономической политики и представляет собой совокупность социальных и экономических мер. Осуществление мероприятий по поддержке предпринимателей преследует главнуюцель‬создание позитивных условий для развития малого и среднего предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер поддержки на муниципальном уровне.Задачи, требующие ускоренного решения: созданиеблагоприятных условий дляустойчивогофункционированиямалых и средних предприятий;преодоление административных барьеров на пути развития малого и среднего бизнеса;реализацияфинансовой поддержкисубъектов малого и среднего бизнеса;способствование созданиюновых рабочих мест;создание положительных условий для производства продукции субъектами МСП;организацияразмещения муниципального заказа у субъектов малого предпринимательства;предоставление консультационной, информационной, правовой, образовательной и методической поддержки субъектам малого и среднего бизнеса;привлечение денежных средств в сектор малого и среднего предпринимательства.В муниципальном образовании г. Армавир существует ряд механизмов поддержки малого и среднего бизнеса. В частности, в 2013 г.работа велась по следующим направлениям:выделение субсидий на часть затрат субъектов малого предпринимательства на ранней стадии их деятельности в части приобретения основных фондов и нематериальных активов;выделение субсидий на частичную уплату процентов по кредитам кредитных организаций, полученным субъектами малого и среднего предпринимательства;выделение субсидий на часть по лизинговым платежам, понесенным субъектами малого и среднего предпринимательства;выделение субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, связанных с разработкой и внедрением систем менеджмента качества на основе требований международных и государственных стандартов.порядок возмещения (субсидирования) из краевого бюджета части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства.

Малые и средние предприятия муниципального образования не только номинально существуют, но и вполне эффективно функционируют, но вопросам обучения предпринимателей и повышению уровня их профессиональной подготовки целесообразно уделять самое пристальное внимание. В целях укрепленияи повышенияэффективности бизнесадолжны осуществляться следующие меры:содействие развитию и популяризации инвестиционного кредитования; проведение разъяснительной работы среди хозяйствующих субъектов по легализации и прозрачности бизнеса с целью расширения возможности привлечения ими кредитных ресурсов; проведение регулярных встреч представителей финансовокредитных организаций с хозяйствующими субъектами;регулярный обзор рынка финансовых услуг, тенденций на рынке кредитования МСП, анализ практики кредитования субъектов предпринимательства;осуществление размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд у субъектов предпринимательства;

разработка и внедрение моделей взаимодействия хозяйствующих субъектов, страховых организаций и органов государственной власти при страховании предпринимателя;содействие развитию добровольного страхования, включая страхование ответственности за качество товаров, работ и услуг;предоставление субсидий малым и средним предприятиям в целях возмещения части затрат на обязательную сертификацию производимой продукции и др.;проведение более эффективного мониторинга с активным привлечением общественных групп.На эффективность развития предпринимательства влияют такие факторы:государственная политика в области развития предпринимательства; деятельность местных законодательных и исполнительных органов власти.Немаловажным является учет конкретных возможностей и особенностей регионов, муниципальных образований, социальнодемографических групп населения, потребительских предпочтений. Итак, важное значение для обеспечения предпринимательской деятельности на конкретном целевом рынкеимееткачество сложившейся предпринимательской среды, которая определяется, вопервых, государственной экономической политикой, включающей в себя налоговый режим, административные барьеры, контрольные процедуры; вовторых, макроэкономическими показателями (спрос, состояние конъюнктуры, уровень сбережений и т.д.), и, втретьих, предпринимательской активностью участников рыночного процесса (готовность к риску и принятию ответственности, образовательный уровень, профессиональная подготовка, менталитет и т.п.). Ссылки на источники1.Косенко С.Г. Развитие предпринимательства на рынке парфюмернокосметической продукции: анализ закономерностей и прогнозирование рыночных тенденций:дис. … канд. экон.наук / Ставропольский государственный аграрный университет. ‬Ставрополь, 2009.2.Там же.3.ГурновичТ. Г.,

СкляроваЮ. М.,

Косенко С. Г. Построение конкурентной стратегии развития субъекта предпринимательской деятельности // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. ‬URL: http://www.uecs.ru/predprinematelstvo/item/92420111227084218.

Svetlana Kosenko,

Candidate of Economic Sciences, Head of the chair of economics and management, Kuban State University (branch in Armavir), Armavirsveta20021976@mail.ruProblems of entrepreneurship development in municipality (on theexampleof municipality of Armavir)Abstract.Entrepreneurship is the backbone of any economy, so the author develops the idea of entrepreneurship development in municipality of the Armavir cityand singles out the problems, connected with it. Keywords: entrepreneurship, costs, municipal economy, subsidies.References1.Kosenko, S.G. (2009) Razvitie predprinimatel'stva na rynke parfjumernokosmeticheskoj produkcii: analiz zakonomernostej i prognozirovanie rynochnyh tendencij: dis. … kand. jekon. nauk, Stavropol'skij gosudarstvennyj agrarnyj universitet, Stavropol' (in Russian).2.Ibid.3.Gurnovich, T. G., Skljarova, Ju.M., Kosenko, S.G. “Postroenie konkurentnoj strategii razvitija sub#ekta predprinimatel'skoj dejatel'nosti”, Upravlenie jekonomicheskimi sistemami: jelektronnyj nauchnyj zhurnal. Available at: http://www.uecs.ru/predprinematelstvo/item/92420111227084218) (Data obrashhenija 23.04.2014) (in Russian).

Рекомендовано к публикации:Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала ©Концептª