Пространство в учебном рисунке

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Гомзякова Е. Л. Пространство в учебном рисунке // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S6. – С. 131–135. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14582.htm.
Аннотация. В статье рассматривается необходимость передачи пространства в рисунке для получения качественного результата, приводятся краткие исторические сведения о том, как передавалось пространство в изображениях мастеров прошлого, предлагаются пути решения проблемы передачи пространства в учебных рисунках студентов.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Гомзякова ЕлизаветаЛеонидовна,студент факультета технологии и дизайна, ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г.Кировkenay2@mail.ru

Пространство в учебном рисунке

Аннотация. В статье рассматривается необходимость передачи пространства в рисунке для получения качественного результата, приводятся краткие исторические сведения о том, как передавалось пространство в изображениях мастеров прошлого, предлагаются пути решения проблемы передачи пространства в учебных рисунках студентов.Ключевые слова: рисунок, пространство в рисунке, линейная и воздушная перспектива.Раздел:(05) филология; искусствоведение; культурология.

Рассматривая рисунок как основу художественной подготовки, можно выделить одиниз главных элементов освоения рисунка –передачу пространства. Этому вопросупридавалось большое значение во всех периодах развития изобразительного искусства. Но на протяжении истории применялись разные способы для изображения пространства и положения предметов относительно друг друга. Истоки зарождения уже можно увидеть в глубокой древности в период палеолита (2520 тыс. лет до н.э.). Это удалось установить, когда при раскопках были обнаружены наскальные рисунки в каменных пещерах, на стенах жилищ и на предметах утвари, а позднее –изображения на папирусах. В наскальных рисунках проявилась первая попытка человека своеобразными средствами и способами отобразить в плоскостном изображении объёмность предметов и глубину пространства. Например, передача удаленности людей с уменьшением величины их фигур и толщины линии [1]. Шло время, происходил постепенный переход от родовых общин первобытного общества к рабовладельческому государству, от примитивных бытовых жилищ –к небольшим поселениям, затем к городским постройкам. В связи с развитием строительства возникла необходимость изображения на плоскости трёхмерных объёмов пространства, передача их масштабности и размеров. К примеру, в Древнем Египте, художники старались передать максимальное количество информации, поэтому у них передача пространства сводилась к условному изображению –лица людей они изображали в профиль, а глаза, да и все тело рисовали в анфас, ноги и руки изображались в профиль. Большой вклад в развитие теории перспективы внесли художники эпохи Возрождения. Считается, что перспектива как наука возникла в Италии на основе практики художников XIVXVвв. Эпоха Возрождения была периодом бурного развития техники и строительства. Поэтому теория пространства развивалась на геометрической основе и во взаимосвязи изобразительного искусства с математикой.В результате научных поисков передачи пространства на протяжении всей истории было сформулировано четыре основных метода:1.Чертежный метод, основанный на принципе построения чертежа в системе проекций (его использование при изображении пространства особенно характерно для искусства Древнего Египта).2.Метод локальных аксонометрий и их трансформаций, которому соответствует античное и средневековое искусство –Византии,Древней Руси, Индии, Персии.Центральная линейная перспектива эпохи Возрождения. 4.Центральная криволинейная перспектива, появившаяся на рубеже XIXи XXстолетий, например работы Сезанна.Понимание передачи пространства в рисунках, которое применяется в настоящее время для обучения студентов изобразительному искусству пришло к нам из эпохи итальянского Возрождения.Чтобы передать пространство,старые мастера Возрождения сформулировали и стали применять законы линейной и воздушной перспективы, которая является академической, классической перспективой.И хотя законы перспективы известны и имеется обширная методическая литература по этому вопросу, тем не менее, передача пространства в рисунках является актуальной темой. И это не случайно, еще П.Я.Павлинов подчеркивал, что сюжеты или учебные задания могут быть разными, но тема работы всегда одна –это пространство [2]. Для того, чтобы решить задачу передачи пространства, рисующему следует рисовать различные плоскости так, чтобы зрителю было видно, что они удаляются. Особенности этого процесса заключаются в том, что от рисующего требуется строгое логическое суждение и умение представлять в пространстве взаимосвязанность и соотношения частей предметов. Для этого, если, например, выполняется рисунок натюрморта,«очень важно при построении обеспечить правильное размещение опорных площадок предметов, что дает возможность проследить расположение каждого предмета. Это также важно и для правильного изображения глубины пространства и взаимного расположения предметов в натюрморте» [3,с.91].Кроме этого следует отметить, что на пространство влияет и выбор выразительных графических средств и приемов, таких как: линии и штриховки предметов; световой моделировки формы; техническое владение инструментами и материалами; гармоничный выбор изобразительных средств. Результатом работы должно стать изображение, отличающееся достаточной завершенностью и демонстрирующее сходство с натурой в соответствии с ее характерными особенностями.Сложность организации пространства рисунка состоит в том, что ее необходимо осмыслить как проблему переложения пространства реального на условный язык пространства изобразительного. Задача рисующего в этом плане –реорганизовать пространство, как бы перевести его на специфический язык рисунка и подчинить художественному замыслу.Как нельзя разделить пространство и действительность, так как действительность и есть особым образом организованное пространство, так нельзя отделить изобразительное пространство от художественного произведения и от его основной идеи [4].Для того чтобы понять какие трудности возникают у студентов и основные ошибки, которые они допускают, было решено выполнить анализ работстудентовВятского государственного гуманитарного университета, которые обучаются по направлению подготовки «Изобразительное искусство». Были рассмотрены работы студентовпервого курса по рисунку натюрморта, так как в каждой работе студенту приходится сталкиваться с пространственными явлениями, изображать глубину, пространство, занимаемое предметами. В процессе анализа работ были выявлены следующие недостатки:в работах наблюдается тональное однообразие линий, изза чего предметы натюрморта кажутся расположенными на одном уровне;большинство линий одинаковой толщины, поэтому визуально работа кажется без пространства, все предметы как бы висят в воздухе;недостаточно точно переданы тональные отношения предметов, что сказывается на их пространственном расположении;неточно выбрана общая масса натюрморта по отношению формату, поэтому композиция предметов являетсясжатой, не согласуется с пространством листа и пространством между предметами.После того как были выяснены основные недостатки в работах студентов,было проведено анкетирование студентов для того, чтобы выявить уровень теоретических знаний по теме «Пространство в рисунке». Для этого сначала была составлена анкета из пяти вопросов, в которых нашла отражение тема технических приемов и способов передачи пространства в рисунках. При ответе на вопрос студентам было необходимо обвести вариант правильного ответа(по мнению отвечающего). В анкетировании приняли участие студенты первого и четвертого курсов по направлению подготовки «Изобразительное искусство». Результаты анкетирования показали, чтостуденты недостаточно четко знают, как надо передавать пространствов рисунках, не достаточно точно представляют себе, как можно использовать уже полученные навыки для передачи пространства в рисунках. Сравнение ответов на вопросы анкеты разных курсов показало, что теоретическое знание у студентов старших курсов не является более высоким –процент правильно ответивших на все вопросы студентов первого и четвертого курсов оказался одинаковым.В результате проведенных исследовательских мероприятий стало ясно, что одной из причин возникающих проблем в передаче пространства в рисунках является недостаточная самостоятельность студентов в изучении теоретических основ рисунка. Не зная как надо работать над пространством,не задумываясь над этим вопросом, невозможно выполнить это напрактике, в результате страдает качество рисунков и качество подготовки студентов. Из этого следует, что необходимо точно знать,какими средствами можно передать пространство в рисунке и каким образом студенты должны это освоить на практике, то есть учебный рисунок должен сочетать в себе, как практическую, так и теоретическую подготовку, в том числе и по передаче пространства в рисунке.Проведенное исследование позволило сформулироватьследующие тезисы. Для того чтобы передать пространство, необходимо:проследить, как меняется взаиморасположение предметов в зависимости от точки зрения на них;пронаблюдать, как более близкие предметы загораживают дальние, обратить внимание на то, что предметы, значительно удаленные от нас, кажутся намного меньше ближних;выполнять рисунок с учетом линейной и воздушной перспективы;соблюдать тональные отношения, относительно их пространственного расположения;применять различные выразительные графические средства для передачи пространства, исходя из особенностей натурной постановки.На основе анализа методической литературы, рисунков студентов, результатов анкетирования предполагаемые пути решения проблемы передачи пространства в студенческих работах видятся в следующем:необходимо провести работу по систематизации теоретических сведений по передаче пространства, используя все то, что накоплено предшествующими поколениями исследователей;следует доносить до студентов необходимую информацию, чтобы они знали в теории и умели применять на практике все многообразие технических приемов и средств передачи пространства в рисунках;проводить регулярную демонстрацию образцов работ, в которых наилучшим образом передано пространство;использовать в процессе проведения занятий различные техники и материалы рисунка, так как различные материалы обладают различными возможностями для передачи пространства;проводить краткосрочные упражнения, задания, рассчитанные на развитие пространственных представлений.

Ссылки на источники1.МакароваМ.Н. Перспектива:учебник для вузов / М.Н.Макарова.–М. : Академический проект, 2009. –477 с.2.ПавлиновП.Я. Для тех кто рисует: советы художника / П.Я.Павлинов. –М.: Советский художник, 1965. –71с.3.СавиновА.М. Методические принципы учебного рисования как основа теории и практики обучения академическому рисунку/ А.М.Савинов // Вестник университета Российской академии образования. –2010. –№ 5(53). –С.90–94.4.РостовцевН.Н. Академический рисунок: учебник для худ.граф. фак. пед. интов. / Н.Н.Ростовцев. –М. : Просвещение, 1984. –239 с.

Elizabeth Gomzyakova,

Student ofthe Technology and DesignDepartment, Vyatka State University of Humanities, Kirovkenay2@mail.ruSpace in theacademicfigureAbstract. The authordiscusses the need forspacetransmissionin drawingin order to get a goodresult, describes masters’ workswith space, and offers solution to spacetransmission on students drawings.Keywords: drawing,drawinginspace, linear and aerial perspective.References:1.Makarova, M. N. (2009) Perspektiva: uchebnik dlja vuzov. Moscow, ”Akademicheskij proekt” Publ., 477 p.2.Pavlinov,P. Ja.(1965)Dlja teh kto risuet: sovety hudozhnika. Moscow, “Sovetskij hudozhnik” Publ., 71 p.3.Savinov,A. M. (2010) “Metodicheskie principy uchebnogo risovanija kak osnova teorii i praktiki obuchenija akademicheskomu risunku” / Vestnik universiteta Rossijskoj akademii obrazovanija. № 5 (53), pp. 90–94.4.Rostovcev,N. N. (1984) Akademicheskij risunok: uchebnik dlja hud.graf. fak. ped. intov. Moscow, “Prosveshhenie” Publ., 239 p.

Рекомендовано к публикации:Некрасовой Г.Н., доктором педагогических наук, профессором, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»