Трудоустройство выпускников как один из показателей эффективности работы вуза на современном этапе: анализ, проблемы и перспективы

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Агафонова Е. А. Трудоустройство выпускников как один из показателей эффективности работы вуза на современном этапе: анализ, проблемы и перспективы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S10. – С. 1–5. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14616.htm.
Аннотация. В статье представлены выводы по результатам проведённого мониторинга эффективности работы вузов с конкретизацией вопросов, вызванных введением в действие нового показателя «Трудоустройство выпускников». Автор подчёркивает значимость нововведения и акцентирует внимание на создании объективных критериев оценки данного параметра.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Агафонова Екатерина Анатольевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента, заместитель директора по учебнометодической работе,филиал ФГБОУ ВПО «Московский государственный индустриальный университет» в г.Кирове, г.КировASK1999@yandex.ru

Трудоустройство выпускников как один из показателей эффективности работы вуза на современном этапе: анализ, проблемы и перспективы

Аннотация. В статье представлены выводы по результатам проведённого мониторинга эффективности работы вузов с конкретизацией вопросов, вызванных введением в действие нового показателя «Трудоустройство выпускников». Автор подчёркивает значимостьнововведения и акцентирует внимание на создании объективных критериев оценки данного параметра.Ключевые слова:показатели эффективности работы вуза, трудоустройство выпускников.Раздел: (01)педагогика; историяпедагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Напряженная ситуация, сложившаяся вследствие мирового финансового кризиса 2008года, оголила целый ряд проблем, связанных с профессиональной занятостью людей. В этой связи стало ясно: рынок труда перенасыщен молодыми специалистами с высшим образованием, которые не имеют навыка мобильного реагирования на столь серьезные изменения. Как следствие, значимость приобрело осознание доказанного факта, что использование внутренних ресурсов и сформированная трудовая мотивация могли бы послужить отличным доказательством качественных преимуществ кандидата на вакантную должность и продемонстрировали бы тем самым его готовность к познанию нового, а также совершенствованию уже имеющегося профессионального опыта. К сожалению, в современной реалии имеется явное противоречие сказанному. Многими преподавателями вузов констатируется современная тенденция того, что выпускники не в полной мере используют свои возможности для получения смежной профессии, не проявляют особой заинтересованности в реализации способностей по интеграции знаний, а также не отличаются потребностью к самообразованию. Указанные проблемы послужили значимым фактором для изменения образовательных ориентиров [1]. Так, вступление в силу Федерального закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г. №273ФЗ, который призван регламентировать меры по изменению образовательной политики, вызвало необходимость преобразования целого ряда нормативноправовых документов, в т.ч. Федеральных государственных образовательных стандартов [2]. В их основу было заложено изменение целевых установок в обучении, заключающееся в формировании навыков студентов в самореализации, саморегуляции, самоконтроле и самооценке, что в совокупности составляет новый ориентир ‬на развитие управленческой культуры обучающихся как способа осознанного построения траектории учебных действий и самообразования.Вследствие изменений законодательства был скорректирован и контроль над деятельностью высшей школы. Наряду с оценкой качества образовательных услуг, проводимой по результатам лицензирования и государственной аккредитации образовательной деятельности, Минобрнауки России запустило новую оценочную процедуру [3], которая призвана осуществить мониторинг эффективности работы вуза. Базовыми показателями в данном случае являются достигнутые по итогам календарного года результаты в образовательной, научноисследовательской и финансовоэкономической деятельности, а также используемая для этого инфраструктура. Дополнительными в оценке принято считать международную деятельность, приведенный контингент студентов и трудоустройство выпускников.Вместе с тем, подходы к расчету показателя «Трудоустройство выпускников», подвергаются серьезной критике как со стороны руководителейобразовательных организаций, профессорскопреподавательского состава выпускающих кафедр вузов, так и со стороны представителей депутатского корпуса. Утвержденная методика, по мнению тех и других, пока является несовершенной.1.Основной контингент студентовочников еще во время обучения занят самостоятельным поиском места работы и делает это по разным личным причинам. К примеру, для накопления стажа работы по специальности или получения любого опыта практической деятельности, который помогает осмысленно подходить к приобретаемым знаниям; для «выживания» в условиях новой среды вследствие обучения в отрыве от дома; для компенсации денежных затрат на получение платного образования и т.д. Однако, согласно утвержденным нормативным актам федерального значения, по факту в основу расчёта трудоустройства заложены только официальные данные службы занятости населения. Как следствие, возникает правомерный вопрос: «Что делать с фактическими сведениями о студентах, которые уже имеют опыт работы и не вставали на учёт для получения статуса безработных?».2.Несмотря на сложность в трудоустройстве по приобретенной или смежной квалификации, выпускники всётаки стремятся найти работу по профилю и реализовать себя в той сфере, компетенции по которой приобретались в течение 45 лет обучения в высшей школе. Некоторым из них, хотя и не большинству, удаётся достичь поставленной цели, что является значительным достижением, свидетельствующим о сформированности таких качественных характеристик личности, как целеустремленность, осмысленность и активность. Вместе с тем, при оценке эффективности работы вуза, судя по разработанной методике, этот факт не учитывается, что в высказываемых оценках депутатов Государственной думы для СМИ соизмеряется с профанацией. Данное заключение основывается на том, что процент трудоустроившихся по специальности примерно в 1,5‬2 раза ниже значения от вообще трудоустроившихся, в т.ч. и на должности обслуживающего персонала. Так какой же из названных показателей имеет большее значение для государства и общества?3.Несовершенство методики и как следствие необъективность оценки трудоустройства прослеживается и в том, что не корректно приравнивать крупный вуз, работающий в городе федерального значения, к вузу, находящемуся в провинции, даже если в нём созданы все условия для организации образовательного процесса на соответствующем уровне. Возможности устройства на работу, которые имеются в таких российских мегаполисах, как Москва, СанктПетербург, Екатеринбург, Казань, Краснодар, Красноярск, Томск и др. по числу проживающих граждан и имеющихся там рабочих мест не соизмеримы с городами регионального значения. В этой связи у руководителей провинциальных университетов возникает адекватное негодование при осознании того, что они изначально не могут претендовать на болеевысокие результаты проводимого исследования, так как имеют разные стартовые возможности с крупными вузами. Сказанное приводит к мысли о том, что реализуется установка по сокращению общего количества вузов.Мониторинг деятельности высших учебных заведений,проводимый в 2014г., в корне отличается от предыдущего тем, что утверждённые показатели в сущности приравнивают филиалы к головным вузам по своей отчетности, а значит, призваны работать на одинаковый результат по основным видам деятельности. Отличие состоит лишь в количественных значениях и в дополнительном седьмом показателе ‬трудоустройстве выпускников, о котором идет речь в настоящей статье. Независимо от того, что приведенный выше анализ выявил проблемы и вопросы, отслеживание трудоустройства выпускников ‬это вынужденная мера, принятая на государственном уровне, и она, по нашему мнению, должна найти серьёзную поддержку у представителей высшей школы, общественных и политических организаций.Её решение позволит сконцентрироваться на изменении стратегических ориентиров каждого отдельно взятого вуза по сокращению набора абитуриентов на невостребованные в регионе специальности, по налаживанию договорных отношений о взаимовыгодном сотрудничестве с предприятиями и организациями, по активизации профориентационной и воспитательной работы с приобщением студентов к реализации намеченных целей.Кроме того, необходимо понимать, что жёсткая конкуренция, которая наблюдается в России уже второе десятилетие с момента введения в действие параметров оценки качества образовательных услуг, приведёт в конечном итоге к выравниванию всех без исключения показателей эффективности. Поэтому считаем своевременным и значимым обратиться к проработке данного вопроса заблаговременно. Как следствие, коротко остановимся на формах и методах работы в данном направлении, которые можно реализовать в филиале и тем самым повлиять на результаты трудоустройства выпускников в будущем.1.Разработка и применение диагностирующего инструментария для достоверного и своевременного выявления фактическихданных о студентах и выпускниках позволит скорректировать отношение к выбранной специальности и сформировать интерес обучающихся к прохождению профессиональнопроизводственной практики. Авторская анкета, приведенная ниже для примера, может быть дополнена методиками по выявлению трудовой мотивации, психодиагностиками успешности осуществления профессиональной деятельности.Анкета о трудоустройстведля выпускника филиала ФГБОУ ВПО «МГИУ» в г.КировеС 2012 года в целях выявления эффективности работы вузов проводится ежегодный мониторинг деятельности образовательных организаций. Трудоустройство выпускников является одним из показателей данной процедуры, который отслеживается в течение трех лет после выпуска.Сбор данных в нашем филиале начинается с 2014 года, т.е. с момента первого выпуска студентов очной формы обучения. Приглашаем Вас принять участие в анкетировании и уточняем, что информация и контактные данные, которые вносятся Вами, должны иметь достоверный характер, так как будут отслеживаться на государственном уровне.1.Ваше фамилия, имя, отчество _____________________________________________________________________________________________________________2.Ваши Контактные данные (Email, телефон, населенный пункт без указания фактического адреса) ___________________________________________________________________________________________________________________В каком году Вы закончили филиал? _____________4.По какой специальности?__________________________________________5.Как бы Вы охарактеризовали обучение в филиале? (обведите Ваш номер ответа)1)это был очень важный опыт, который помог мне в становлении, как профессионала, так и как личности2)были как положительные, так и отрицательные моменты в обучении, но я рад(а), что закончил(а) именно филиал МГИУ3)есть, что вспомнить, а значит, годы обучения прошли не зря4)мои ожидания от обучения не оправдались ‬жалею, что закончил(а) филиал МГИУ6.При обучении в филиале обучались ли Вы параллельно в другой образовательной организации для приобретения дополнительной квалификации? (обведите Ваш номер ответа)1)да, в другом вузе по специальности/направлению подготовки2)да, в другом вузе/центре дополнительного образования по программам переподготовки кадров, т.е.

по программам дополнительного образования3)да, в другом вузе/центре дополнительного образования на кратковременных курсах повышения квалификации, а также на курсах для сдачи экзаменов на право управления транспортным средством4)нет, но занимался самообразованием посредством изучения специализированной литературы5)нет, не получал дополнительного образования за годы учебы в филиале7.Работаете ли Вы сейчас? (обведите Ваш номер ответа)1)да, работаю. Моё место работы и должность (полностью) ________________________________________________________________________________________2)нет, не работаю, потому что учусь в вузе8.На каких условиях труда Вы приняты на работу? (обведите Ваш номер ответа)1)в качестве штатного сотрудника по трудовому договору2)в качестве штатного сотрудника с испытательным сроком3)на условиях действия краткосрочного договора о возмездном оказании услуг4)работаю без оформления9.Довольны ли Вы своей работой в настоящий момент? (обведите Ваш номер ответа)1)абсолютно доволен2)скорее доволен3)и да, и нет4)скорее недоволен5)абсолютно не доволен, нахожусь в поиске работы10.Определите, что для Вас важнее всего в работе? (выберите не более 3хвариантов ответов и обведите их)1)профессиональное развитие2)высокие должностные позиции3)возможность карьерного роста вперспективе4)достойная заработная плата5)хорошие условия труда6)слаженный коллективхорошие взаимоотношения с руководством8)адекватность оценки Вашей работы9)близкое расположение работы от дома10)гибкий график работы11)другое (что______________________________________________________)11.Достигли ли Вы на работе тех результатов, на которые рассчитывали во время поступления на нее? (обведите Ваш номер ответа)1)да, абсолютно во всем2)да, во многом, но «нет предела совершенству»3)да, частично, но хотелось бы в большей степени4)да, но в очень незначительной мере5)пока нет, но я стремлюсь к этому6)нет, и не стремлюсь к этому12.В какой сфере Вы планируете работать после получения диплома о высшем образовании? (обведите Ваш номер ответа)1)буду продолжать свою профессиональную деятельность по месту настоящего места работы до накопления практического опыта2)буду работать в должности (какой) на (указывается наименование организации) ____________________________________________________________3)еще не определился, но буду искать работу по специальности4)еще не определился, но буду искать работу по другому профилю5)попробую себя в различных профессиональных сферах, а потом сделаю выбор6)пойду служить в армию, а после ее окончания определюсь с выбором13.Что Вы пожелаете сотрудникам филиала в осуществлении профориентационной работы со студентами? (перечислите конкретные мероприятия)___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Благодарим за участие и желаем дальнейших успехов в профессиональном и личностном становлении!Проведенное анкетирование в филиале ФГБОУ ВПО «МГИУ» в г.Кирове выявило немаловажные для последующей работы факты, а именно:‬при оценке работы филиала 50% от общего количества респондентов считают, что учёба в вузе помогла в их профессиональном и личностном становлении; 28% участников отмечают, что рады заканчивать именно этот вуз,хотя приобрели при этом, как положительные, так и отрицательные результаты; 6% констатируют, что годы учёбы прошли не зря; а 16% опрошенных решили воздержаться от какихлибо оценок; ‬о возможности совмещения учёбы с работой 67% студентов ответили, что не устраивались на работу для успешного окончания вуза, при этом оставшиеся 33% попробовали трудоустроиться на низкооплачиваемой работе без правового статуса сотрудника либо при оформлении с испытательным сроком;‬по дополнительной подготовке только 22% из числа опрошенных ответили, что параллельно обучались на курсах для получения права управлять транспортным средством; 28% занимались самообразованием посредством изучении специализированной литературы; а 60%, к сожалению, не прибегало ни к каким формам получения дополнительного образования;