Работа коробки передач ZF9HP
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Легков
А.
И. Работа коробки передач ZF9HP // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – № S10. – С.
21–25. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/14620.htm.
Аннотация. Автор описывает кинематику КПП на рабочих режимах.
Текст статьи
Легков Анатолий Иванович,старшийпреподаватель кафедры автомобилеи тракторостроения,филиал ФГБОУ ВПО «Московский государственный индустриальный университет» в г.Кирове, г. Киров
Работа коробки передач ZF9HP
Аннотация. Автор описывает кинематику КПП на рабочих режимах.Ключевые слова: коробка передач, кинематика переключения, планетарный редуктор, сателлит.Раздел:(03) философия; социология; политология; правоведение; науковедение.
Конструкция девятиступенчатой коробки передач ZF9HPпредставлена на рисунке 1.
Рис. 1. Конструкция девятиступенчатой коробки передач ZF9HP
1 –корпус клапанов; 2 –корпус гидротрансформатора; 3 –коронная шестерня первого планетарного редуктора;4 –ведущая шестерня привода дифференциала; 5 –гидротрансформатор;6 –сцепление второй ступени; 7 –ведущий вал; 8 –зубчатый венец ведомой шестерни главной передачи; 9 –сателлит дифференциала; 10 –ось сателлитов; 11 –полуосевая шестерня; 12 –корпус дифференциала; 13 –корпус коробки; 14 –упор; 15 –блок промежуточных шестерен привода дифференциала; 16 –сателлит третьего планетарного редуктора; 17 –коронная шестерня второго планетарного редуктора: 18 –сателлит первого планетарного редуктора; 19 –сателлит второго планетарного редуктора; 20 –сцепление первойступени; 21 –коронная шестерня второго планетарного редуктора; 22 –тормоз; 23 –тормоз; 24 –электронный блок управления.Схема переключения передач роботизированной коробки передач ZF 9HPпредставлена на рисунке 2.
Рис. 2. Схема переключения передач роботизированной коробки передач ZF 9HP
1 –гидротрансформатор; 2 –сцепление второй ступени; 3 –муфта управления третьим и четвертым планетарными редукторами; 4 шестерня привода дифференциала; 5 –четвертый планетарный редуктор; 6 –второй тормоз; 7 –первый планетарный редуктор; 8 –первый тормоз; 9 –сцепление первой ступени; 10 –второй планетарный редуктор; 11 –муфта управления первым и вторым планетарными редукторами; 12 –третий планетарный редуктор; 13 –дифференциал; 14 ведущая шестерня главной передачи; 15вторичный вал коробки передач.Кинематика переключения, представленная на рисунках 3,4,5 и 6, предусматривает цветовое изображение потоков мощности. Красным цветом показаны активные вращающиеся элементыконструкции, синим –пассивные вращающиеся, а черным неподвижные.
Рис.3.Кинематика переключения первойи второй передач
При включении первой передачи с помощьюмуфты 3 управления планетарными редукторами останавливаются малые центральные колесатретьего и четвертого планетарных редукторов. Крутящий момент через гидравлический трансформатор передается с первичного на вторичный вал коробки передач. Поскольку включена муфта управления первым и вторым планетарными редукторами, большие центральные колеса второго и третьего, а также малое центральное колесо первого планетарных редукторов вращаются со скоростью вторичного вала КПП. Включенный второй тормозостанавливает большое центральное колесо первого планетарного редуктора, заставляя его сателлиты и водило, которое является также и водилом второго редуктора, вращаться в пассивном режиме. Сателлиты второго редуктора и его малое центральное колесо также вращаются в пассивном режиме, так как первый тормоз не включен.Сателлиты третьего планетарного редуктора, перекатываясь по зубьям его малого центрального колеса, остановленного муфтой управления третьим и четвертым редукторами, заставляют вращатьсяводило третьего планетарного редуктора, соединенное с большим центральным колесом четвертого планетарного редуктора. Так как сцепление второй ступени не включено, то пакет его дисков вращается с разными угловыми скоростями.При включении второй передачи, как и в предыдущем случае, муфта управления третьим и четвертым планетарными редукторами останавливает ихмалые центральные колеса. Крутящий момент, реализуемый на вторичном валу коробки передач, через включенную муфту управления третьим и четвертым планетарными редукторами, заставляет большие центральные колеса второго и третьего, а также малое центральное колесо первого планетарных редукторов вращаться со скоростью вторичного вала коробки передач. Включенный первый тормоз останавливает малое центральное колесо второго планетарного редуктора и относительно егов пассивном режиме вращаются сателлиты второго ипервого редукторов с их водилом, а также большого центрального колеса первого редуктора.Сателлиты третьего планетарного редуктора, перекатываясь по зубьям его малого центрального колеса остановленного муфтой управления третьим и четвертым редукторами вращаться в пассивном режиме, заставляют вращатьсяводило третьего планетарного редуктора, соединенное с большим центральным колесом четвертого планетарного редуктора. При не включенном сцеплении второй ступени, пакет его дисков вращается с разными угловымискоростями.Кинематика остальных передач представлена на рисунках 4,5,6 и 7, а схема включения на рисунке 2.
Рис.4.Кинематика переключения 3 и 4 передач
Рис.5.Кинематика переключения 5 и 6 передачРис.6.Кинематика переключения 7 и 8 передач
Рис.7.Кинематика включения девятой передачи и заднего хода
Конструктивное исполнение коробки передач ZF 9HP может являться образцом оптимального сочетания функциональности и сложности конструкции, при ее больших эксплуатационных возможностях.А использование в качестве основного координирующего элемента бортового компьютера, который в состоянии обеспечить быстродействие реагирования трансмиссии на меняющиеся дорожные условия, практически без участия оператора, делает ее, безусловно, конкурентоспособной на мировом автомобильном рынке.
Ссылки на источники1.Автомобильный справочник. Перевод с англ. Второе русское издание. –М.: ЗАО КЖИ «За рулем», 2005. –898 с.2.ZFНовостной портал. BlogArchiveZF. URL: http//fondgorod.ru/?р=1317.3.ZFзапускает производство 9ступенчатой КПП. URL: http//www.mitchellauto,ru/ne.4.ZF–автоматические коробки передач ближайшего будущего. URL: http//arkan. people. zf.ru/2012.
AnatolyLegkov,Seniorlecturerat the chairof automobile and tractor construction,branch of Moscow State Industrial University in Kirov, KirovWork of Gearbox ZF9HPAbstract.The author describes kinematics of gearbox in operating modes. Keywords: gearbox, kinematics of switching, planetary reduction gear, planetary pinion.
Рекомендовано к публикации:Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Работа коробки передач ZF9HP
Аннотация. Автор описывает кинематику КПП на рабочих режимах.Ключевые слова: коробка передач, кинематика переключения, планетарный редуктор, сателлит.Раздел:(03) философия; социология; политология; правоведение; науковедение.
Конструкция девятиступенчатой коробки передач ZF9HPпредставлена на рисунке 1.
Рис. 1. Конструкция девятиступенчатой коробки передач ZF9HP
1 –корпус клапанов; 2 –корпус гидротрансформатора; 3 –коронная шестерня первого планетарного редуктора;4 –ведущая шестерня привода дифференциала; 5 –гидротрансформатор;6 –сцепление второй ступени; 7 –ведущий вал; 8 –зубчатый венец ведомой шестерни главной передачи; 9 –сателлит дифференциала; 10 –ось сателлитов; 11 –полуосевая шестерня; 12 –корпус дифференциала; 13 –корпус коробки; 14 –упор; 15 –блок промежуточных шестерен привода дифференциала; 16 –сателлит третьего планетарного редуктора; 17 –коронная шестерня второго планетарного редуктора: 18 –сателлит первого планетарного редуктора; 19 –сателлит второго планетарного редуктора; 20 –сцепление первойступени; 21 –коронная шестерня второго планетарного редуктора; 22 –тормоз; 23 –тормоз; 24 –электронный блок управления.Схема переключения передач роботизированной коробки передач ZF 9HPпредставлена на рисунке 2.
Рис. 2. Схема переключения передач роботизированной коробки передач ZF 9HP
1 –гидротрансформатор; 2 –сцепление второй ступени; 3 –муфта управления третьим и четвертым планетарными редукторами; 4 шестерня привода дифференциала; 5 –четвертый планетарный редуктор; 6 –второй тормоз; 7 –первый планетарный редуктор; 8 –первый тормоз; 9 –сцепление первой ступени; 10 –второй планетарный редуктор; 11 –муфта управления первым и вторым планетарными редукторами; 12 –третий планетарный редуктор; 13 –дифференциал; 14 ведущая шестерня главной передачи; 15вторичный вал коробки передач.Кинематика переключения, представленная на рисунках 3,4,5 и 6, предусматривает цветовое изображение потоков мощности. Красным цветом показаны активные вращающиеся элементыконструкции, синим –пассивные вращающиеся, а черным неподвижные.
Рис.3.Кинематика переключения первойи второй передач
При включении первой передачи с помощьюмуфты 3 управления планетарными редукторами останавливаются малые центральные колесатретьего и четвертого планетарных редукторов. Крутящий момент через гидравлический трансформатор передается с первичного на вторичный вал коробки передач. Поскольку включена муфта управления первым и вторым планетарными редукторами, большие центральные колеса второго и третьего, а также малое центральное колесо первого планетарных редукторов вращаются со скоростью вторичного вала КПП. Включенный второй тормозостанавливает большое центральное колесо первого планетарного редуктора, заставляя его сателлиты и водило, которое является также и водилом второго редуктора, вращаться в пассивном режиме. Сателлиты второго редуктора и его малое центральное колесо также вращаются в пассивном режиме, так как первый тормоз не включен.Сателлиты третьего планетарного редуктора, перекатываясь по зубьям его малого центрального колеса, остановленного муфтой управления третьим и четвертым редукторами, заставляют вращатьсяводило третьего планетарного редуктора, соединенное с большим центральным колесом четвертого планетарного редуктора. Так как сцепление второй ступени не включено, то пакет его дисков вращается с разными угловыми скоростями.При включении второй передачи, как и в предыдущем случае, муфта управления третьим и четвертым планетарными редукторами останавливает ихмалые центральные колеса. Крутящий момент, реализуемый на вторичном валу коробки передач, через включенную муфту управления третьим и четвертым планетарными редукторами, заставляет большие центральные колеса второго и третьего, а также малое центральное колесо первого планетарных редукторов вращаться со скоростью вторичного вала коробки передач. Включенный первый тормоз останавливает малое центральное колесо второго планетарного редуктора и относительно егов пассивном режиме вращаются сателлиты второго ипервого редукторов с их водилом, а также большого центрального колеса первого редуктора.Сателлиты третьего планетарного редуктора, перекатываясь по зубьям его малого центрального колеса остановленного муфтой управления третьим и четвертым редукторами вращаться в пассивном режиме, заставляют вращатьсяводило третьего планетарного редуктора, соединенное с большим центральным колесом четвертого планетарного редуктора. При не включенном сцеплении второй ступени, пакет его дисков вращается с разными угловымискоростями.Кинематика остальных передач представлена на рисунках 4,5,6 и 7, а схема включения на рисунке 2.
Рис.4.Кинематика переключения 3 и 4 передач
Рис.5.Кинематика переключения 5 и 6 передачРис.6.Кинематика переключения 7 и 8 передач
Рис.7.Кинематика включения девятой передачи и заднего хода
Конструктивное исполнение коробки передач ZF 9HP может являться образцом оптимального сочетания функциональности и сложности конструкции, при ее больших эксплуатационных возможностях.А использование в качестве основного координирующего элемента бортового компьютера, который в состоянии обеспечить быстродействие реагирования трансмиссии на меняющиеся дорожные условия, практически без участия оператора, делает ее, безусловно, конкурентоспособной на мировом автомобильном рынке.
Ссылки на источники1.Автомобильный справочник. Перевод с англ. Второе русское издание. –М.: ЗАО КЖИ «За рулем», 2005. –898 с.2.ZFНовостной портал. BlogArchiveZF. URL: http//fondgorod.ru/?р=1317.3.ZFзапускает производство 9ступенчатой КПП. URL: http//www.mitchellauto,ru/ne.4.ZF–автоматические коробки передач ближайшего будущего. URL: http//arkan. people. zf.ru/2012.
AnatolyLegkov,Seniorlecturerat the chairof automobile and tractor construction,branch of Moscow State Industrial University in Kirov, KirovWork of Gearbox ZF9HPAbstract.The author describes kinematics of gearbox in operating modes. Keywords: gearbox, kinematics of switching, planetary reduction gear, planetary pinion.
Рекомендовано к публикации:Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»