Процедура преподавания дисциплины «Экономическое прогнозирование и риски инноваций»

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Волкова М. Н., Субботина Е. М. Процедура преподавания дисциплины «Экономическое прогнозирование и риски инноваций» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S12. – С. 31–35. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14645.htm.
Аннотация. В статье представлена методика преподавания дисциплины «Экономическое прогнозирование и риски инноваций», состоящая из нескольких основных этапов, в том числе проведение практических занятий в интерактивной форме. В статье приведены примеры проведения круглого стола на различные темы.
Раздел: Экономика
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Волкова Марина Николаевна,кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики на предприятиях торговли, филиал ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет им.Г.В.Плеханова», г. Воронежmn.volkova@yandex.ru

Субботина Елена Михайловна, лаборант кафедры экономики на предприятиях торговли,филиал ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет им.Г.В.Плеханова», г. Воронеж

Процедура преподавания дисциплины«Экономическое прогнозирование и риски инноваций»

Аннотация.В статье представлена методика преподавания дисциплины «Экономическоепрогнозирование и риски инноваций», состоящая из нескольких основных этапов, в том числе проведение практических занятий в интерактивной форме. В статье приведены примеры проведения круглого стола на различные темы.Ключевые слова:процедуры, методика, интерактивное обучение.Раздел:(04) экономика.

В педагогике различают несколько моделей обучения:1.Пассивная модель –форма взаимодействия преподавателя и студента, в которой преподаватель является основным действующим лицом и управляющим ходом занятия, а студенты выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам преподавателя, т.е. обучаемый выступает в роли «объекта»обучения (слушает и смотрит). Связь преподавателя со студентами на пассивных занятиях осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения студентами учебного материала пассивный метод малоэффективен, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к занятию со стороны преподавателя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках занятия.2.Активная модель –обучаемый выступает «субъектом»обучения (самостоятельная работа, творческие задания). Это форма взаимодействия студентов и преподавателя, при которой они взаимодействуют друг с другом в ходе занятия и студенты здесь не пассивные слушатели, а активные участники, студенты и преподавательнаходятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль. Цель обучения –развивать мышление обучаемых, вовлечение их в решение проблем, расширение и углублениезнаний и одновременное развитие практических навыков и умения мыслить, размышлять, осмысливать свои действия.3.Интерактивная модель –субъектсубъектное взаимодействие.Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.Интерактивный означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с чемлибо (например, компьютером) или кемлибо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение –прежде всего обучение в сотрудничестве. Все участники образовательного процесса (преподаватель, студенты) взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знаний, но и развивает саму познавательную деятельность. Использование интерактивной модели обучения предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какоголибо участника учебного процесса или какойлибо идеи. Из объекта воздействия студент становится субъектом взаимодействия, он сам активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом.Интерактивные формы применяются при проведении аудиторных занятий, при самостоятельной работе студентов и других видах учебных занятий на всех уровнях подготовки (бакалавр, специалист, магистр), а также при повышении квалификации.Изучив основные технологии преподавания, мыпредлагаем следующую последовательность процедур преподавания дисциплины « Экономическое прогнозирование и риски инноваций».I.Усвоение лекционного материала.1.Предварительное ознакомление с календарнотематическим планом изучения дисциплины и выяснение перечня вопросов, содержащихся в соответствующем разделе рабочей программы курса и рассматриваемых на конкретной лекции. Это позволяет уяснить логику изложения материала.2.Для более четкого усвоения материала целесообразно в качестве основных моментов использовать словарь терминов, материалы соответствующих сайтов Интернета, бегло просмотреть соответствующий раздел учебных и учебнометодических пособий.Нужно учесть, что в учебном пособии представлены только основные положения читаемой лекции. Это, с одной стороны, избавляет студента от необходимости детального конспектирования, а с другой,предварительное ознакомление с содержанием лекции позволяет более осмысленно включиться в творческий процесс восприятия читаемого материала.II. Усвоение материала практического занятия.1.Подготовка к каждому практическому занятию должна начинаться с внимательного ознакомления с перечнем вопросов, рассматриваемых на этом занятии и уяснения сути рассматриваемой проблемы.2.Затем следует внимательно прочитать соответствующий раздел конспекта лекций, соответствующие разделы методических указаний к практическим занятиям. Для уточнения используемых понятий целесообразно обратиться к словарю терминов, что позволяет определить место каждого понятия в системе представлений.3.Для более глубокого изучения вопросов практического занятия целесообразно ознакомиться с информацией, содержащейся в рекомендованной литературе, обратив особое внимание на особенности отечественного и зарубежного опыта макроэкономического прогнозирования и планирования в процессе управления национальной экономикой, на тонкости проведения прогнозных и плановых обоснований и расчетов.4.Кроме этого, целесообразно освежить знания, полученные ранее при изучении курсов, рассматривающих аналогичные проблемы. При этом следует учесть специфику решения проблем прогнозирования и планирования, рассматриваемых в курсе «Теория и методология анализа рисков в системе экономической безопасности»и в предшествующих курсах.III. Проведение практических занятий в интерактивных формах.Круглый стол –одна из организационных форм познавательной деятельности обучающихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии. Характерной чертой «круглого стола» является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией.Например, при проведении круглого стола на тему: «Виды экономического прогнозирования» необходимо определить следующие вопросы для обсуждения:а) понятие экономического прогнозирования и его сущность;б) понятие системы экономического прогнозирования;в) основные принципы экономического прогнозирования;г) функции экономического прогнозирования;д) виды экономического прогнозирования.2.Дискуссия —это целенаправленное обсуждение конкретного вопроса, сопровождающееся обменом мнениями, идеями между двумя и более лицами. Задача дискуссии –обнаружить различия в понимании вопроса и в споре установить истину.Дискуссии целесообразно использовать при проведении проблемных учебных конференций, симпозиумов, в обсуждении проблем, имеющих комплексный межпредметный характер. Содержание докладов, сообщений может быть связано с изучаемым материалом, но может и выходить за рамки программы, в том числе иметь профессиональную направленность. Дискуссия делает возможным использовать элементы педагогики сотрудничества по типу «обучающий –обучающийся» и «обучающийся –обучающийся», в которой стираются противоположности между позициями обучающего и обучающихся, а кругозор участников образовательного процесса становится общим достоянием.В работе использование рабочих тетрадей в преподавании дисциплины «Макроэкономическое планирование и прогнозирование» рассмотрено применение рабочей тетради.В рабочей тетради с учетом современных требований раскрыты следующие темы, слабо или совсем не отраженные в учебной литературе:1)планирование и прогнозирование как функция управления; 2)типы макроэкономического планирования; принципы планирования; 3)типы прогнозирования; функциональные прогнозы; 4)прогнозирование и программирование социальноэкономического развития региона;5)прогнозирование развития отрасли в системе макроэкономического прогнозирования;6)прогнозирование социальноэкономического развития страны; 7)прогнозирование динамики и структуры национальной экономики;8)прогнозирование и планирование трудовых ресурсов и занятости населения;9)прогнозирование и планирование социального развития и уровня жизни населения.В результате использования данной рабочей тетради студент овладеет основными методами разработки прогнозов и целевых программ развития, эффективного использования ресурсного потенциала на макроуровне, методами расчета и комплексного анализа основных показателей развития макроэкономики на основе статистической информации.

Ссылки на источники1.Волкова М. Н. Использование рабочих тетрадей в преподавании дисциплины «МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ» // Концепт. –2013. –Современная школа: из опыта инновационной деятельности. Выпуск 2.–ART 54010. –URL: http://ekoncept.ru/2013/54010.htm. –Гос. рег. Эл No ФС 7749965. –ISSN 2304120X.2.Волкова М. Н. Использование рабочих тетрадей в преподавании дисциплины «Макроэкономическое планирование и прогнозирование» // Современная школа: из опыта инновационной деятельности. Выпуск 1: сборник материалов / Под ред. П. М. Горева, В. В. Утёмова // Концепт. –Приложение № 1. –Киров: Межрегиональный ЦИТО, 2013. –351 с.3.Костылева С. Г. Использование современных образовательных технологий в формировании креативной личности // Теория и методика развития творческого мышления учащихся. Выпуск 1: сборник материалов / Под ред. П. М. Горева, В. В. Утёмова; научный ред. М. М. Зиновкина // Концепт. –Приложение № 2. –Киров: Межрегиональный ЦИТО, 2013. –132 с.

Marina Volkova,Candidate of Economic Sciences, Associate Professor at the chair of economics oftrade enterprises, branch of Russian University of Economicsafter G.V.Plekhanov, Voronezh Elena Subbotinа,laboratory of the Department of Economics in the trade, branch of Russian University of Economicsafter G.V.Plekhanov, VoronezhThe procedure of teaching «Economic forecasting and risks of innovation»Abstract.The paper presents a method of teaching the subject «Economic forecasting and risks of innovation», consisting of a few basic steps, including practical training in an interactive way. The article gives examples of the round table on various topics.Key words:procedures, methods, online training.

Рекомендовано к публикации:Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»