Методика динамического ценообразования пассажирского железнодорожного транспорта
Выпуск:
ART 14686
УДК
338.5
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Первов
П.
А.,
Звездин
В.
В. Методика динамического ценообразования пассажирского железнодорожного транспорта // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – № S14. – С.
41–45. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/14686.htm.
Аннотация. В данной статье рассматривается основные характеристики и особенности разработанной методики динамического ценообразования пассажирского железнодорожного транспорта, а также программы, построенной на её основе.
Ключевые слова:
цена, динамическое ценообразование, оао «фпк», пассажирской железнодорожный транспорт
Текст статьи
Первов Павел Александрович,кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учёта, анализа и статистики ФГБОУ ВПО «Самарский государственный университет путей сообщения», г. Самараpavbox@mail.ru
Звездин Владимир Владимирович,аспиранткафедры бухгалтерского учёта, анализа и статистики ФГБОУ ВПО «Самарский государственный университет путей сообщения», г.СамараAxer_koon@mail.ru
Методика динамического ценообразования пассажирского железнодорожного транспорта
Аннотация.В данной статье рассматривается основные характеристики и особенности разработанной методики динамического ценообразования пассажирского железнодорожного транспорта, а также программы, построенной на её основе.Ключевые слова: динамическое ценообразование, цена, пассажирской железнодорожный транспорт, ОАО «ФПК».Раздел:(04) экономика.
В настоящее время особую роль в транспортной отрасли приобретает ценовая конкуренция.Наблюдается постепенная тенденция отказа российских перевозчиков от дифференциации тарифов по глубине продаж; возникают и развиваются инновационные методы ценообразования, среди которых особое значение имеет динамическое ценообразование.Данный принцип ценовой политики был успешно апробирован и применяется в авиаперевозках;одновременно, полученный опыт в настоящее время перенимается и ОАО «ФПК» (дочернее общество ОАО «РЖД»).Суть данной методики заключается в том, что цена претерпевает существенное снижение в наиболее отдаленный от времени отправки поезда (вылета самолета) период,а затем растет в зависимости от достигнутого на конкретную дату уровня реализации билетов на соответствующий рейс.В целях устранения определенных недостатков, имеющих место быть в настоящее время в организациях, применяющих данный метод, была сформирована методология динамического ценообразования и построена на её основе программа для расчета динамической цены.В основу математического аппарата данной методики ценообразования легла следующая исходная модель: где y –динамическая цена;ц –базисная цена;w–объем проданных билетов (в процентном отношении от их общего количества);α (β) –доля билетов, продаваемых со скидкой (надбавкой).Далее были сформулированы основные требования к итоговой формуле:при отсутствии продаж (уровень проданных билет составляет 0%) цена должна устанавливаться на минимальном уровне, т.е. с максимальной скидкой на цену реализации билета;при объеме продаж билетов равном α, динамическая цена должна быть равна базисной;совокупный объем выручки, достигаемый при обоих вариантах ценовой методики, должен оставаться неизменным.С учетом данных критериев параметры формулы динамического изменения цены приобретают следующий вид:
где d –максимально допустимая величина скидки (в процентном отношении относительно исходной базисной цены).Данная формула была положена в основу разработанной нами программы «расчета динамической цены».Ход её анализа разбит на 2 основных этапа.Первый этап включает в себя ввод исходных данных и предъявляет требования к указанию таких параметров, как:исходная (условная) цена, полученная на основе себестоимости перевозки и нормы рентабельности (рис. 1);максимальная величина скидки на цену билета и установка доли билетов, реализуемых со скидкой (по умолчанию данный параметр устанавливается на уровне 45%) (рис. 2);предполагаемая статистика продаж билетов по временным интервалам (рис.3).Второй этап представлен выводом результатов анализа по формированию цены на каждом из временных участков, динамики выручки и возможностью получить автоматизированную расшифровку полученных данных в виде вывода и определенных рекомендаций (рис.4).В рамках данной программы имеетсявозможность графического отображения динамики как значения цены, возрастающей с течением времени (рис.5), так и предполагаемой выручки –как по временным интервалам, так и нарастающим итогом. (рис. 6 –7). Рис.1. Этап ввода исходных данных. Отражение базисной цены
Рис.2. Этап ввода исходных данных. Установление максимальной величины скидки и доли билетов, реализуемых со снижением цены
Рис.3. Этап ввода исходных данных. Отражение предполагаемой статистики продаж билетов
Рис.4. Отражение полученных результатов
Рис.5. Динамика цены по временным интервалам
Рис.6. Величина планируемой выручки по временным интервалам
Рис.7. Динамика планируемой выручки нарастающим итогом
Таким образом, программа разработана на основе методики динамического ценообразования, которая имеет следующие отличительные характеристики:1.своя собственная система исходных параметров для расчета значений цены (величина условной цены, доля билетов со скидкой, величина максимально допустимой скидки, предполагаемая статистика продаж);2.собственный математический аппарат (формула цены, отражающая её изменение в зависимости от временного периода и объема реализованных билетов);3.особый подход к изменению цены в зависимости от фактической реализации билетов.В рамкахдальнейшего развития и реализации идеи предполагаются следующие этапы:1.Разработка второго модуля программного комплекса (учет фактической реализации билетов и изменение цены и выручки под её влиянием).2.Формирование единого программного комплекса на основе ранее созданных модулей.3.Перевод программного комплекса из среды Microsoft Office (Excel) в полностью самостоятельную программу.4.Внедрение и реализация.В настоящее время программа находится в стадии оформления защиты прав интеллектуальной собственности.
Ссылки на источники1.Статья «Что такое динамическое ценообразование» [Электронный ресурс] // Универсальная финансовая система [Офиц. Сайт] –URL: https://www.ufsonline.ru/portal/Help/Zheleznodorozhnyebilety/DinamicheskoecenoobrazovanienapoezdaOAOFPK.2.Статья «Динамическое ценообразование» [Электронный ресурс] // ОАО «РЖД» [Офиц. Сайт] –URL: http://pass.rzd.ru/static/public/ru?STRUCTURE_ID=5227.3.Прессрелиз«С 1 марта 2013 года начнет действовать система динамического ценообразования, разработанная ОАО «Федеральная пассажирская компания»» [Электронный ресурс] // ОАО «РЖД» [Офиц. Сайт] URL: http://press.rzd.ru/news/public/ru/press?STRUCTURE_ID=654&layer_id=4069&refererPageId=704&refererLayerId=4067&id=81136.
Pavel Pervov,Candidate of Economic Sciences, Associate Professorof Accounting, Analysis and Statistics, Samara State Transport University,Samarapavbox@mail.ruVladimir Zvezdin,Graduate studentof Accounting, Analysis and Statistics, Samara State Transport University, SamaraAxer_koon@mail.ruTechnique of dynamic pricing for passenger transportAbstract.This article discusses the basic characteristics and features of the developed technique of dynamic pricing for passenger transport, as well as programs built upon it.Key words:dynamic pricing, the price ofpassenger rail transport, JSC «FPC».
Рекомендованокпубликации:ГоревымП.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Звездин Владимир Владимирович,аспиранткафедры бухгалтерского учёта, анализа и статистики ФГБОУ ВПО «Самарский государственный университет путей сообщения», г.СамараAxer_koon@mail.ru
Методика динамического ценообразования пассажирского железнодорожного транспорта
Аннотация.В данной статье рассматривается основные характеристики и особенности разработанной методики динамического ценообразования пассажирского железнодорожного транспорта, а также программы, построенной на её основе.Ключевые слова: динамическое ценообразование, цена, пассажирской железнодорожный транспорт, ОАО «ФПК».Раздел:(04) экономика.
В настоящее время особую роль в транспортной отрасли приобретает ценовая конкуренция.Наблюдается постепенная тенденция отказа российских перевозчиков от дифференциации тарифов по глубине продаж; возникают и развиваются инновационные методы ценообразования, среди которых особое значение имеет динамическое ценообразование.Данный принцип ценовой политики был успешно апробирован и применяется в авиаперевозках;одновременно, полученный опыт в настоящее время перенимается и ОАО «ФПК» (дочернее общество ОАО «РЖД»).Суть данной методики заключается в том, что цена претерпевает существенное снижение в наиболее отдаленный от времени отправки поезда (вылета самолета) период,а затем растет в зависимости от достигнутого на конкретную дату уровня реализации билетов на соответствующий рейс.В целях устранения определенных недостатков, имеющих место быть в настоящее время в организациях, применяющих данный метод, была сформирована методология динамического ценообразования и построена на её основе программа для расчета динамической цены.В основу математического аппарата данной методики ценообразования легла следующая исходная модель: где y –динамическая цена;ц –базисная цена;w–объем проданных билетов (в процентном отношении от их общего количества);α (β) –доля билетов, продаваемых со скидкой (надбавкой).Далее были сформулированы основные требования к итоговой формуле:при отсутствии продаж (уровень проданных билет составляет 0%) цена должна устанавливаться на минимальном уровне, т.е. с максимальной скидкой на цену реализации билета;при объеме продаж билетов равном α, динамическая цена должна быть равна базисной;совокупный объем выручки, достигаемый при обоих вариантах ценовой методики, должен оставаться неизменным.С учетом данных критериев параметры формулы динамического изменения цены приобретают следующий вид:
где d –максимально допустимая величина скидки (в процентном отношении относительно исходной базисной цены).Данная формула была положена в основу разработанной нами программы «расчета динамической цены».Ход её анализа разбит на 2 основных этапа.Первый этап включает в себя ввод исходных данных и предъявляет требования к указанию таких параметров, как:исходная (условная) цена, полученная на основе себестоимости перевозки и нормы рентабельности (рис. 1);максимальная величина скидки на цену билета и установка доли билетов, реализуемых со скидкой (по умолчанию данный параметр устанавливается на уровне 45%) (рис. 2);предполагаемая статистика продаж билетов по временным интервалам (рис.3).Второй этап представлен выводом результатов анализа по формированию цены на каждом из временных участков, динамики выручки и возможностью получить автоматизированную расшифровку полученных данных в виде вывода и определенных рекомендаций (рис.4).В рамках данной программы имеетсявозможность графического отображения динамики как значения цены, возрастающей с течением времени (рис.5), так и предполагаемой выручки –как по временным интервалам, так и нарастающим итогом. (рис. 6 –7). Рис.1. Этап ввода исходных данных. Отражение базисной цены
Рис.2. Этап ввода исходных данных. Установление максимальной величины скидки и доли билетов, реализуемых со снижением цены
Рис.3. Этап ввода исходных данных. Отражение предполагаемой статистики продаж билетов
Рис.4. Отражение полученных результатов
Рис.5. Динамика цены по временным интервалам
Рис.6. Величина планируемой выручки по временным интервалам
Рис.7. Динамика планируемой выручки нарастающим итогом
Таким образом, программа разработана на основе методики динамического ценообразования, которая имеет следующие отличительные характеристики:1.своя собственная система исходных параметров для расчета значений цены (величина условной цены, доля билетов со скидкой, величина максимально допустимой скидки, предполагаемая статистика продаж);2.собственный математический аппарат (формула цены, отражающая её изменение в зависимости от временного периода и объема реализованных билетов);3.особый подход к изменению цены в зависимости от фактической реализации билетов.В рамкахдальнейшего развития и реализации идеи предполагаются следующие этапы:1.Разработка второго модуля программного комплекса (учет фактической реализации билетов и изменение цены и выручки под её влиянием).2.Формирование единого программного комплекса на основе ранее созданных модулей.3.Перевод программного комплекса из среды Microsoft Office (Excel) в полностью самостоятельную программу.4.Внедрение и реализация.В настоящее время программа находится в стадии оформления защиты прав интеллектуальной собственности.
Ссылки на источники1.Статья «Что такое динамическое ценообразование» [Электронный ресурс] // Универсальная финансовая система [Офиц. Сайт] –URL: https://www.ufsonline.ru/portal/Help/Zheleznodorozhnyebilety/DinamicheskoecenoobrazovanienapoezdaOAOFPK.2.Статья «Динамическое ценообразование» [Электронный ресурс] // ОАО «РЖД» [Офиц. Сайт] –URL: http://pass.rzd.ru/static/public/ru?STRUCTURE_ID=5227.3.Прессрелиз«С 1 марта 2013 года начнет действовать система динамического ценообразования, разработанная ОАО «Федеральная пассажирская компания»» [Электронный ресурс] // ОАО «РЖД» [Офиц. Сайт] URL: http://press.rzd.ru/news/public/ru/press?STRUCTURE_ID=654&layer_id=4069&refererPageId=704&refererLayerId=4067&id=81136.
Pavel Pervov,Candidate of Economic Sciences, Associate Professorof Accounting, Analysis and Statistics, Samara State Transport University,Samarapavbox@mail.ruVladimir Zvezdin,Graduate studentof Accounting, Analysis and Statistics, Samara State Transport University, SamaraAxer_koon@mail.ruTechnique of dynamic pricing for passenger transportAbstract.This article discusses the basic characteristics and features of the developed technique of dynamic pricing for passenger transport, as well as programs built upon it.Key words:dynamic pricing, the price ofpassenger rail transport, JSC «FPC».
Рекомендованокпубликации:ГоревымП.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»