Особенности организации деятельности органов внутренних дел при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера в условиях Крайнего Севера

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Шахмаев М. М., Домбровский А. А., Рустамов Р. А. Особенности организации деятельности органов внутренних дел при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера в условиях Крайнего Севера // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S20. – С. 1–5. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14747.htm.
Аннотация. В статье излагаются особенности организации деятельности органов внутренних дел при чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера в условиях Крайнего Севера.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Шахмаев Марат Мухтарович,кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры огневой, тактикоспециальной подготовки и оперативного планированияФГКОУ ДПО «Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России», г. Тюменьshah72@mail.ru

Домбровский Алексей Анатольевич,преподаватель кафедры огневой, тактикоспециальной подготовки и оперативного планированияФГКОУ ДПО «Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России», г. Тюменьdobrinnya_52@mail.ru

Рустамов Рустам Адилович,преподаватель кафедры огневой, тактикоспециальной подготовки иоперативного планированияФГКОУ ДПО «Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России», г. Тюменьiddq@mail.ru

Особенности организации деятельности органов внутренних дел при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера в условиях Крайнего Севера

Аннотация.В статье излагаются особенности организации деятельности органов внутренних дел при чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера в условияхКрайнего Севера.Ключевые слова:органы внутренних дел, чрезвычайная ситуация, Крайний Север, система безопасности, ликвидация последствий.Раздел:(03) философия; социология; политология; правоведение; науковедение.

Эффективность деятельности органов внутренних дел (ОВД) во многом зависит от того, насколько полно особенности среды их функционирования учитываются в процессе решения оперативнослужебных задач. Этот фактор во многом предопределяет структуру ОВД как системного образования, цели, содержание иформы работы. По объективным причинам подразделения ОВД нередко решают стоящие перед ними задачи в специфических, экстраординарных условиях, их силы и средства привлекаются к решению служебных задач при чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного и техногенного характера. В законодательстве чрезвычайная ситуация природного и техногенного характера определяется как «обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей» [1]. Уровень угроз чрезвычайных ситуаций, их масштабы, характер и последствия в значительной мере зависят от региональных особенностей. В районах Крайнего Севера эта связь проявляется особенно явно.Крайний Север –часть территории России, расположенная главным образом к северу от Полярного круга. Климат чрезвычайно суровый. Территория Крайнего Севера –это арктическая зона, тундра и лесотундра, а также тайга. К Крайнему Северу относят: Якутию, Карелию, Магаданскую, Камчатскую и Мурманскую области, а также отдельные районы и города Архангельской области, Республики Коми, Тюменской области, Красноярского края, Иркутской и Сахалинской областей, Хабаровского края, а также острова Северного Ледовитого океана и его морей, острова Берингова и Охотского морей.К районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям (районам Севера) в настоящее время полностью отнесены 16 и часть территорий 11 субъектов РоссийскойФедерации. Они занимают 11 млнквадратных километров или почти две трети территории Российской Федерации. Они расположены в европейской и азиатской частях страны и административно они входят в состав четырех Федеральных округов. В этих районах постоянно проживает 10,7 млнчеловек или 7,4 % населения страны, в том числе представители около 30 коренных малочисленных народов. Cеверные территории–средоточие важнейших глобальных проблем современности, в первую очередь минеральносырьевой и топливноэнергетической. И если первостепенным фактором развития стран и регионов мира в третьем тысячелетии будет ресурсообеспеченность, то без ресурсов Арктики и Севера мировая экономика немыслима. Арктика и Север–это уникальные месторождения углеводородного сырья, алмазов, золота, никеля, вольфрама, меди. Это огромные запасы рыбы и морепродуктов. Северный Ледовитый океан и его прибрежные территории–это громадный нефтегазоносный регион.Северные территории играют приоритетную роль в сохранении глобального климата, биогеохимического равновесия планеты. Северный Ледовитый океан и воздушный бассейн над ним–уникальное коммуникационное пространство, способное связать практически все экономически наиболее развитые и динамичные регионы Земли. Природные объекты Арктики и Севера уникальны и привлекательны эстетически. Они составляют огромный потенциал для развития научного, познавательного, экстремального и массового туризма. Просторы циркумполярных территорий–великая рекреационная страна будущего.Неадаптивность северной социальной среды, культуры к чуждой технической цивилизации с ее утилитарной психологией временщика привела к нарушению уклада жизни коренных малочисленных северных народов, хищническое природопользование–к фронтальному сокращению биологических ресурсов, значительному загрязнению природной среды, утрате менталитета и активности населения, возрождение которых–основная нерешенная проблема современного общества, ставшая, пожалуй, одной из основных проблем охраны природы.Свою лептув ухудшение состояния экосистем внесло экстенсивное сельское хозяйство, представленное овощеводством, скотоводством, непродуманное строительство при освоении территорий, а также стихийные и антропогенные лесные пожары.Региональную специфику Крайнему Северу придают три группы факторов:административные: сложное политикотерриториальное устройство, неоднородность, дифференциация регионов по многим показателям и др.;географические: неблагоприятные природноклиматические условия, характеризующиеся частыми сменами основных физических характеристик (температура, влажность, скорость ветра, объем и характер атмосферных осадков и т.д.); большая пространственная протяженность; запасы разнообразных сырьевых ресурсов. социальноэкономические: разрыв в уровне экономического развития регионов, этническая неоднородность населения, сложные миграционные процессы и урбанизация территории; использование значительной доли трудовых ресурсов (персонала) в режиме «вахтового метода», предполагающего работу с максимальным напряжением физических и нервных сил, что в значительной мере увеличивает риск ошибочных действий и иных отступлений от правил техники безопасности, технологического режима; высокая энергоемкость промышленных и хозяйственных объектов, а также объектов жизнеобеспечения (уровень которой качественно повышается в зимний период); наличие большого количества потенциальноопасных (высокорисковых) объектов и производств; пространственный размах некоторых объектов, существенно затрудняющий незамедлительное реагирование на кризисные ситуации (нефтеи газопроводы, линии электропередач и т.д.).За последние годы в регионе имели место масштабные природные и техногенные чрезвычайные ситуации: наводнение в г. Ленске (Якутия), пожары на нефтяных и газовых промыслах в Архангельской области, Республике Коми, ЯмалоНенецком АО, разливы нефти вследствие повреждения трубопроводов. В среднем с периодичностью в три года происходят масштабные лесотундровые пожары, которые создают угрозу гибели людей, разрушают экосистему, причиняют огромный материальный ущерб. Существуют риски наводнений, пожаров на промыслах углеводородного сырья, землетрясений в сейсмоопасных районах Крайнего Севера. Чрезвычайные ситуации такого типа характерны только для районов Крайнего Севера. Условия региона оказывают влияние на характер, масштабы и последствия: большой пространственный охват бедствия, труднодоступность районов опасного природного либо техногенного явления;нанесение непоправимого ущерба хрупкой природной среде.Для районов Крайнего Севера в последние два десятилетия актуальной проблемой становится угроза глобального потепления и наступления его опасных последствий. Среднегодовая температура в регионе имеет тенденцию к повышению. Возникла реальная опасность таяния ледников в Арктике и уменьшения площади арктического льда [2].Изменение климата потенциально несет риски возникновения чрезвычайных ситуаций, спровоцированных этим процессом. Например, это может привести к таянию мерзлотных слоев с диффузным разрывам слоев грунта. Под угрозой разрушения окажутся возведенные на этих участках сооружения. Таяние ледников может привести к подтоплению прибрежных территорий в районах Крайнего Севера на всем протяжении береговой линии, повышению уровня грунтовых вод, и вод водоемов, а, следовательно, к наводнениям и затоплению населенных пунктов, промышленных и транспортных объектов в этой полосе. Не меньшую опасность представляют чрезвычайные ситуации техногенного характера. Развитие экономики приводит к увеличению количества высокорисковых производств и их концентрации, развитию инфраструктуры, строительству новых объектов жизнеобеспечения, расширению транспортной системы и т.п.Дальнейшее развитие техносферы без создания эффективных систем безопасности может привести к трагическим последствиям. Так, первая волна освоения районов Крайнего Севера имела место в 70х годах прошлого столетия. Именно тогда была сформирована основа современного жилищнокоммунального хозяйства (ЖКХ) региона: жилой фонд, тепловые, водопроводные сети, система централизованного отопления ит.д.К настоящему оно крайне изношено, а степень этого износа намного превышает средние показатели по стране.В условиях Крайнего Севера, особенно в зимний период, любая авария на коммунальной сети может стать причиной чрезвычайной ситуации, при которой возникнет необходимость принимать экстренные меры вплоть до эвакуации населения из зоны низких температур.Для районов Крайнего Севера необходимо принимать во внимание и вероятность аварий на ядерноопасных объектах. Так, на Кольском полуострове действует атомная электростанция, на севере (Мурманская, Архангельская, Камчатская области) расположены места базирования гражданских и военных судов с ядерными энергетическими установками: ледоколы, атомные подводные лодки и др.Все эти обстоятельства должны учитываться в процессе организации деятельности ОВД в условиях Крайнего Севера в целом и при чрезвычайных ситуациях, вчастности. Содержание термина «организация» (от лат. оrganizo –сообщаю стройный вид, устраиваю) в научной литературе рассматривается в нескольких смыслах: внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленные его строением;совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого; объединение людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил, и процедур [3]. Также отмечается, что данное понятие «применяют к биологическим, социальным и некоторым техническим объектам, фиксируя динамические закономерности, т.е.относящиеся к функционированию, поведению и взаимодействию частей; обычно соотносится с понятиями структуры, системы, управления».К организации деятельности ОВД при ЧС в условиях Крайнего Севера применимы и правомерны все три обозначенных выше понимания: деятельность подразделений ОВД в этих ситуациях должна быть упорядочена и скоординирована; она представляет собой динамический процесс; при этом сотрудники органов объединены в достижении определенных целей на основе правовых форм. Их деятельность –это действия коллективного субъекта. Организация деятельности ОВД при ЧС природного и техногенного характера в условиях Крайнего Севера можно рассматривать как в статике, так и в динамике. Организация деятельности ОВД как сложное образованиевключает в себя правовое обеспечение, планирование, подготовку сил и средств, управление и другие элементы. Важно, чтобы они соответствовали условиям Крайнего Севера в целом и обстановке, складывающейся при чрезвычайных ситуациях, в частности. Ограниченные рамки статьи не позволяют осветить все особенности организации деятельности ОВД при ЧС в условиях Крайнего Севера, обозначим лишь некоторые вопросы:специфика правового регулирования деятельности ОВД при ЧС в условиях Крайнего Севера как элемент организации;учет региональных условий при планировании мероприятий, применение специальных организационных форм деятельности, адаптированных к условиям среды функционирования.Правовое обеспечение является основой, цементирующим фактором в организации любой деятельности и в рамках любой системы. Анализ показывает, что действующее законодательство во многом не соответствует тем условиям, в которых действуют ОВД на территории Крайнего Севера. Не отражают этой специфики и иные нормативные правовые акты: Федеральный Закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении», и др. Весь этот массив источников необходимо пересмотреть под углом деятельности в северных районах.В процессе организации деятельности ОВД в условиях Крайнего Севера необходимо учитывать факторы, которые создают дополнительные трудности в решении возникающих задач. Например, развитие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера существенно осложняет оперативную обстановку, так как требует отрыва значительных контингентов личного состава органов внутренних дел от выполнения повседневных оперативнослужебных функций. Это увеличивает нагрузку на личный состав, остающийся в пунктах постоянной дислокации. На наш взгляд, решить эту проблему можно за счет временного использования органами внутренних дел в период ликвидации последствий ЧС ресурсов, имеющихся в районе бедствия у хозяйствующих субъектов. Речь идет о средствах связи, транспортных средствах, включая воздушные суда, запасах продовольствия и т.п.которыми располагают геологоразведочные, газои нефтедобывающие предприятия. Для временного размещения личного состава ОВД, задействованного при чрезвычайной ситуации, эвакуированных лиц могут быть переданы жилые и нежилые помещения указанных организаций. Под оперативное руководство ОВД может быть передан штат ведомственной охраны предприятий.Решению данной проблемы способствует применение вахтового метода несения службы сотрудниками органов внутренних дел как специфической организационной формы оперативнослужебной деятельности в условиях Крайнего Севера. Данный метод позволяет нарастить группировку сил и средств при ликвидации последствий ЧС за счет привлечения людских и материальных ресурсов из других регионов. В то же время он широко используется в северных регионах в обычных условиях.Отдельную проблему составляет планирование действий при ЧС природного и техногенного характера в условиях Крайнего Севера. Так, в условиях стихийных бедствий следует предусматривать: организацию ведения адресносправочной работы, (которая затруднена на территории проживания коренных малочисленных народов севера, в поселках вахтовиков); поиск без вести пропавших;опознание людей и трупов; восполнение потерь личного состава.Данные мероприятия осложнены обширной территорией проведения данных мероприятий, низким уровнем развития транспортных коммуникаций, отсутствием необходимыхбаз данных на лиц и т.п.Но при планировании эти факторы должны быть обязательно учтены.Действия должны планироваться с учетом угроз различного характера. Так, при возможном заражении необходимо предусмотреть обеспечение личного состава средствами индивидуальной защиты, средствами контроля уровня заражения, средствами дезинфекции и санитарной обработки. Личный состав ОВД должен быть готов к охране оставленного без присмотра жилья, в том числе, стойбищ оленеводов. При материальных потерях ему необходимо принять участие в их учете, организации контроля и распределения среди пострадавшего населения имеющихся ресурсов, подвозе резервов.Сам по себе управленческий алгоритм при чрезвычайных ситуациях в условиях Крайнего Севера предусматривает координацию усилий органов внутренних дел с большим количеством субъектов (государственных и негосударственных). Кроме того, чрезвычайные ситуации в данном регионе могут охватывать территорию нескольких субъектов Федерации. Однако даже в том случае, если возникшая нештатная ситуация носит локальный (объектовый) характер, для ликвидации его последствий зачастую задействуются силы и средства из нескольких административнотерриториальных единиц. На внутриведомственном уровне в условиях Крайнего Севера существенно возрастает значение тесной координации действий между территориальными ОВД, ОВД на транспорте и режимных объектах и внутренними войсками МВД России.Таким образом, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера в условиях Крайнего Севера обладают выраженными особенностями: большой территориальный охват, сложность ликвидации последствий ввиду труднодоступности очагов и районов бедствия и др. Для региона также характерны специфические разновидности чрезвычайных ситуаций (лесотундровые пожары, пожары на промыслах углеводородного сырья), а также угрозы возникновения подобных ситуаций, связанные с процессом потепления. Вместе с тем действующее законодательство зачастую не учитывает эти особенности.При планировании действий при чрезвычайных ситуациях, а также в процессе ликвидации их последствий в условиях Крайнего Севера руководителям ОВД необходимо учитывать большее количество факторов негативного воздействия данных ситуаций, а также ограниченность наличных людских ресурсов, подлежащих привлечению к деятельности в особых условиях. В целях решения этой и иных задач должны применяться специальные, адаптированные к местным условиям организационные формы деятельности. Прежде всего –вахтовый метод несения службы.В процессе ликвидации последствий ЧС органам внутренних дел по объективным причинам приходится координировать свои действия с большим количеством органов государственной власти, органов местного самоуправления и иными субъектами (в том числе негосударственными), участие которых является непременным условием успешного решения оперативнослужебных задач по локализации и минимизации последствий чрезвычайных ситуаций.

Ссылки на источники1.Федеральный закон Российской Федерации от 21 декабря 1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // СЗ РФ.–1994. –№35.–Ст.3648. –20 с.2.Русский Newsweek. –2009. –16–22 февр. –62 с.3.Большая Российская энциклопедия. –М.:РИПОЛ КЛАССИК, 2004. –С. 849.

MaratShakhmayev,CandidateofJurisprudence, AssociateProfessor, AssociateProfessor of fire, tactical and special preparation, and operational planning Tyumen Advanced Training Institute of the MIA of Russia, Tyumenshah72@mail.ruAlexeyDombrowski,Lecturer, Department of firepower, tactical and special training and operational planningTyumen Advanced Training Institute of the MIA of Russia, Tyumendobrinnya_52@mail.ruRustamovRustam,Lecturer, Department of firepower, tactical and special training and operational planningTyumen Advanced Training Institute of the MIA of Russia, Tyumeniddq@mail.ruFeatures of the Organization of the activities of the internal affairs authorities in emergency situations of natural and manmade disasters in the far NorthAbstract. This article outlines the features of the Organization of the activities of the internal affairs authorities in emergencies of techno genic and natural character in the far North.Keywords: police, emergency, far North, security system, the Elimination ofthe consequences of.Рекомендовано к публикации:Астафьевым Н. В., доктором педагогических наук, начальником кафедры огневой, тактикоспециальной подготовки и оперативного планирования ФГКОУ ДПО «Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России», г. Тюмень