Роль средств объективного информирования участников дорожного движения в сфере безопасности дорожного движения

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бакулин Н. П. Роль средств объективного информирования участников дорожного движения в сфере безопасности дорожного движения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S20. – С. 36–40. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14754.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам объективного информирования участников дорожного движения в сфере безопасности дорожного движения. Автор описывает технологию восприятия информации водителем-оператором в процессе управления механическим транспортным средством.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Бакулин Николай Петрович,преподаватель кафедры огневой, тактикоспециальной подготовки и оперативного планирования ФГКОУ ДПО «Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России»», г. Тюменьbakullin@mail.ru

Роль средств объективного информирования участников дорожного движения в сфере безопасности дорожного движения

Аннотация.Статья посвящена вопросамобъективного информирования участников дорожного движения в сфере безопасности дорожного движения. Автор описывает технологию восприятия информации водителемоператором в процессе управления механическим транспортным средством.Ключевые слова:безопасность дорожного движения, информация, информационное обеспечение.Раздел:(03) философия; социология; политология; правоведение; науковедение.

В настоящее время проблемы обеспечения безопасности дорожного движения в Российской Федерации приобретают большую актуальность и требуют всестороннего комплексного решения. Сотни тысяч участников ежегодно получают травмы, увечья, в том числе велико количество смертельных случаев. Безопасность дорожного движения зависит и от технической системы, но и от всестороннего объективного информационного обеспечениярабочего процесса всей антропотехнической системы «дорожное движение». Если вдуматься, то каждое ДТП происходит в результате одной или взаимосвязанных причин или же изза неправильных действий водителей.Автомобиль является объектом управления в системе водительавтомобиль. В последние годы происходит непрерывное увеличение количества автомобилей и совершенствование их скоростных характеристик. В связи с этим безопасная эксплуатация современного автомобиля требует применения современных педагогических средств и методов обучения водителей. В этих условиях для эффективной эксплуатации автомобиля на первый план выходит не знание его конструкции, а знание его свойств как объекта управления, понимание роли автоматических систем, умения выполнять операции с органами управления этими системами, наличие представлений об изменении свойств автомобиля при отказе таких систем.Во многом также безопасность управления транспортным средством зависит от психологических особенностей водителей, способности быстро воспринимать неожиданную информацию и адекватно на нее реагировать. Зрение, слух и осязание–важнейшие каналы восприятия информации. Уровень безопасного вождения зависит от характеристик психических процессов, таких как: внимание, память, мышление, психомоторика, ощущение и восприятие, так как они играют большую роль в управлении автотранспортным средством. Не секрет, что чрезвычайно опасны различные причины отвлечения внимания, такие как: 1.Застегивание ремня безопасности или регулировка зеркала после начала движения.2.Настройка радиоприемника или навигационной системы во время поездки.3.Прикуривание или прием пищи.4.Чтение дорожной карты или схемы проезда во время движения.5.Телефонные разговоры или дискуссия в транспортном средстве.На безопасность управления транспортным средством во многом влияют свойства нервной системы и темперамент. Многие водители подвержены влиянию различных эмоций, отвлекающих от получения объективной информации постоянно меняющейся ситуации на дороге при управлении транспортным средством. При возникновении опасных ситуаций в процессе вождения проявляется способность к быстроте и адекватности обработки информации, воспринимаемой водителем; мгновенного анализа и построения прогноза развития ситуации как необходимого фактора обеспечения безопасности движения. Не мало важную роль играет интуиция и чувство опасности и скорости. Водитель должен уметь идти на оправданный риск и принятие ответственного решения в процессе управления транспортным средством.Большое значение для безопасного вождения имеет хорошо развитые органы зрения. В процессе управления автомобилем зрительный анализатор является основным источником информации об окружающей обстановке. Решающее значение для зрения имеют условия освещенности. Имеет значение и зрительноеполе водителя, его способность воспринимать цвета. У некоторых людей существуют различные отклонения, такие как суженое поле зрения или нарушение цветочувствительности. Проблемам безопасности дорожного движения были посвящены многие научные исследования.В ряде работ, посвященных проблемам профилактики аварийности на транспорте, безопасности дорожного движения, информационное обеспечение человека, управляющего транспортным средством, не выделяется в качестве структурной части механизма дорожнотранспортного происшествия (проступка или преступления) [1]. Его либо относят к орудиям преступления, например, как преступное игнорирование установленного скоростного режима и неоднократный выезд на полосу встречного движения для обгона попутно движущихся транспортных средств, либо вообще о нем умалчивают (В. В. Лукьянов, В. Е. Квашис). И то и другое решение необоснованно принижает роль информационной системы в безопасном функционировании любого транспорта, в том числе и в обеспечении безопасности дорожного движения.

Водитель управляет транспортным средством. Любая управленческая деятельность сводится по существу к формированию, передаче, приему, обработке и представлению определенной дозированной информации для принятия решения и организации комплекса воздействия наобъект управления, а именно на органы управления транспортного средства. Единственной гарантией организованности и согласованности систем управления служит непрерывное поступление и обработка в управляющих звеньях полного объема информации о внутренним состоянии элементов системы и об окружающей среде. В случае выпадения блока информации од одном из элементов состояния системы, возможна ошибка в управлении транспортным средством.Информация (от лат. informatio –разъяснение, изложение, осведомление): сведения, сообщения о чемлибо, передаваемые людьми (первоначальное традиционное понимание информации); уменьшаемая, снимаемая неопределенность в результате получения сведений (по вероятностностатистической теории информации); передача, отражение разнообразия (наиболее общая интерпретация понятия информации) [2].Известно, что биологическая система «человек» –самая совершенная по гибкости энергопотребления и скорости реакции и обработки, из всех известных информационных систем. Информация в такой системе выступает в виде знания об объективной действительности, она воплощается в форме слов, знаков, рисунков, звуков. Человек посредством мозга отражает окружающий мир.Мозг человека посредством органов чувств получает огромный объем информации. Носителем информациив мозге человека служат все материальные процессы, возникающие в результате взаимодействия человека с окружающей средой и другими системами. Живые организмы добывают информацию из внешней среды тем более активно, чем выше стоят они на лестнице эволюции. Эта информация становится осознанной, как уже отмечалось, лишь у человека, у всех других информационных систем информация не осмысливается.

В процессе дорожного движения основными источниками информации для водителяоператора транспортного средства, пешехода, пассажира являются дорога, придорожное пространство, технические средства и все окружающие предметы, находящиеся в движении, либо неподвижные несут в себе элемент информации о местоположении, габаритах, цветовом фоне. Информационный массив, созданный для определенных целей, реализуется по определенным законам, изменяясь в зависимости от пользователя (участника дорожного движения).

Носителем информации в процессе дорожного движения является сообщение. Сообщение для водителяоператора высокотехнологичного транспортного средства–это кодированный эквивалент события, зафиксированный источником информации и выраженный с помощью последовательности условных физических символов (дорожных знаков), образующих некую упорядоченную совокупность. Средствами передачи являются каналы связи. По каналу связи сообщения могут передаваться лишь в единственно приемлемой для этого канала форме сигнала.Сигнал (франц. signal, нем. signal, от лат. signum –знак)–материальное воплощение сообщения о какомлибо событии, явлении, состоянии объекта либо команды управления, оповещения и т.д.[3]Передаваемый источником сигнал и получаемый участником дорожного движения, имеет для последнего определенный смысл, отличный от самого факта поступления сообщения. Это достигается за счет специальных соглашений, заключенных между источником (дорога, объекты и др.) и потребителем информации (участником дорожного движения) в соответствии с которыми, сигнал интерпретируется, то есть из полученного сигнала извлекается понятныйучастнику дорожного движения смысл. При этом важно подчеркнуть, что сам сигнал может и не иметь непосредственной физической связи с событием, информацию о котором он несет и которая может повлиять на участника дорожного движения как мобилизующе, так и дезорганизующе. Отметим, что наиболее объективную информацию дают технические средства информирования: работающие светофоры, дорожные знаки и указатели, установленные согласно ГОСТа дорожная разметка на дорожном полотне, направляющие устройства и др. Водитель должен уметь правильно оценивать степень опасности воспринимаемой информации. Для этого необходимо также уметь организовывать наблюдение в процессе управления транспортным средством. При организации наблюдения всегда актуальны три зоны впереди: дальняя (30–120 секунд), средняя (12–15 секунд) и ближняя (4–6 секунд). Использование дальней зоны осмотра необходимо для получения предварительной информации об особенностях обстановки на дороге, средней для определения степени опасности объекта и ближней для перехода к защитным действиям. Существуют особенности наблюдения за обстановкой в населенных пунктах и при движении по загородным дорогам. Водитель должен владеть надежными навыками осмотра дороги сзади, при торможении, перед поворотом, перестроением и обгоном; контролирование обстановки сбоку через боковые зеркала заднего вида и поворотом головы.Процесс управления автомобилем представляет собой сложный комплекс различных действий:1.Анализ различных параметров системы: водитель –автомобиль –среда движения.

2.Анализ полученной информации и сопоставление ее с уже имеющейся информацией –с целью поездки, накопленным опытом, знаниями правил дорожного движения и технических характеристик автомобиля.3.Построение на основе полученной информации собственной ситуационной модели (адекватной развивающейся ситуации и цели поездки).4.Принятие соответствующего решения.5.Практическая реализация решения через сложнокоординированное воздействие на органы управления автомобилем.Анализируя средства информирования с позиций его пользователя –водителяоператора транспортного средства (и др. участников дорожного движения), можно условно разделить их по формированию знаний и месту получения. С позиций формирования знанийинформация может быть классифицирована следующим образом: профессиональная априорная информация, формирующая знания законов дорожного движения, навыки по управлению транспортным средством и т.п., при этом ее формирование происходит в процессе обучения и всего последующего профессионального опыта; макроинформация, формирующая знания о направлении движения для достижения цели поездки; микроинформация, формирующая знания о выборе водителемоператором оптимального режима движения. По месту получения информация может быть внедорожной и в дорожном движении. Роль внедорожной информации в эффективности и безопасности движения заключается, прежде всего, в создании и повышении уровня априорной информации, доступной для любого участника дорожного движения. Наличие качественной системы макроинформации снижает суммарное время нахождения на маршруте, повышает безопасность движения.С целью выяснения влияния информационного обеспечения проследим технологию восприятия информации водителемоператором в процессе управления механическим транспортным средством. Управляя транспортным средством, он первоначально, беглым осмотром, на каждом объекте получает 15–20%информации.Затем внимание фиксируется на одном из объектов рабочего участка поля зрения воителя, на фоне окружающей обстановки светотехническими параметрами либо неожиданностью появления объекта. Наиболее важные объекты водительоператор транспортного средства опознает на 70–80%, то есть в его сознании происходит сортировка информации, по некоторой программе, усвоенной в процессе обучения и позволяющей выйти из создавшейся ситуации. Анализ специальных исследований показал, что первое место среди всех информационных источников, привлекающих внимание водителяоператора, являются попутные и встречные транспортные средства [4].Их отслеживанию уделяется 40–60%времени. Второе место в иерархическом ряду занимает время поиска информации о дорожнотранспортной ситуации непосредственно перед механическим транспортным средством (25–35%), а третье –время поиска информации на ориентирование проезжей части (5–25%). При этом число объектов внимания, как правило, не превышает трех: пешеходы, встречные и попутные транспортные средства, проезжая часть. Из объектов, занимающих особое внимание водителяоператора, но присутствующих в поле зрения непостоянно, выделяются пешеходы. Информационная загрузка памяти водителяоператора осуществляется во времени и пространстве, при этом установлено, что спецификой восприятия информации является неравномерность зон поля зрения, возникающая изза различия в угловых скоростях перемещения дорожной обстановки относительно водителяоператора.При зрительном восприятии информационных зон дорожной обстановки, то есть окружающего информационного поля, водительоператор механического транспортного средства имеет одноканальную систему приема информации и постоянно переключает свое внимание для управления транспортным средством. Большую часть информации необходимой для управления транспортным средством водитель получает по зрительным каналам в виде потока следующих друг за другом ежесекундно меняющихся «картинок» дорожнойситуации. При этом в силу ограниченности пропускной способности зрительного анализатора водительоператор перерабатывает не всю, а наиболее важную информацию, в зависимости от здоровья, навыков и психофизиологических способностей. Так, при боковом осмотредороги для перестроения в параллельных рядах это время полученной информации составляет 0,8–1,6 с, взгляд назад –0,8–1,0 с. У водителейоператоров, ожидающих возможность пересечения главной дороги, время визуального поиска информации составляет 1,1–2,6 с. Чем выше плотность дорожнотранспортной ситуации, тем больше фиксаций информационных взглядов.Отмечено, что наибольшую информацию несут градиенты светотехнических и геометрических параметров, которые изменяются при движении механического транспортного средства во времени и пространстве, в частности, меняется положение объекта относительно водителяоператора. Любого участника дорожного движения и особенно водителяоператора механического транспортного средства в информационном отношении характеризуют зрительные функции: световая чувствительность, контрастная чувствительность и острота зрения. Эффективность информирования водителейоператоров механических транспортных средств при помощи системы указателей может быть обеспечена, если информация о направлении движения поступает к нему на протяжении всего маршрута следования. Однако объективная ограниченность сил и возможностей органов внутренних дел не позволяет решить проблему предупреждения нарушений Правил дорожного движения лишь традиционными средствами полицейского надзора. При высокой плотности и интенсивности дорожного движения, непосредственное вмешательство в транспортный процесс неизбежно влечет массовые остановки транспортных средств, задержки движения, снижение скорости движения и субъективизм при оценке действий участников дорожного движения. Эффективному решению данной проблемы в городских условиях способствует применение электроннооптических систем (автоматизированных систем контроля), обеспечивающих скрытую и открытую автоматическую фиксацию условий движения потоков и нарушений Правил дорожного движения, совершаемых водителямиоператорами транспортных средств различного назначения.Водительоператор в процессе движения получает информацию от управляемого им транспортного средства (внутренняя информация) и одновременно от дорожных знаков, других транспортных средств и объектов, находящихся в его поле зрения (внешняя информация). Деятельность водителяоператора механического транспортного средства как пользователя информацией можно распределить попяти этапам: выделение источника информации, оценка выделенной информации, переработка полученной информации, принятие решения и его реализация (моторные действия).Исследования показали, что на надежности работы водителяоператора одинаково отрицательно сказывается как высокий, так и низкий уровень информационной загрузки. Кратковременная информационная перегрузка, при которой скорость поступления информации может быть близка к пропускной способности участника дорожного движения в ее переработке, переносится как водителем оператором, так и иными участниками дорожного движения безболезненно, за счет использования резервных возможностей организма человека и практически не вызывает снижения надежности. Однако, продолжительная работа водителяоператора при такой нагрузке недопустима, так как снижает его надежность за счет развития утомления. Основными постоянно действующими факторами, вызывающими информационную перегрузку водителяоператора механического транспортного средства и чрезмерно высокий уровень эмоционального напряжения, являются интенсивность транспортного потока, скорость движения автомобиля, и трасса дороги [5]. Кроме того, стрессовые ситуации могут создаваться ошибками восприятия и объектами дорожной обстановки, поведение и появление которых труднопрогнозировать. Анализ дорожнотранспортных происшествий показал, что причинами их были незамеченная информация (49%) или замеченная, но неверно истолкованная (41%) [6]. Надежная работа сложной социальной антропотехнической системы «дорожное движение» возможна только при обеспечении циркуляции информации по ее каналам связи без потерь (или с незначительными потерями, не влияющими на безопасность дорожного движения).

Ссылки на источники1.Дагель П.С. Неосторожность. Уголовноправовые и криминологические проблемы. –М., 1977. –144 с.2.Политехнический словарь / гл. ред. акад. А. Ю. Ишлинский. –М., 1980. –197 с.3.Там же.4.Игнатов Л. Н. Информационное обеспечение регионального управления в сфере дорожного движения // Комплексное решение территориальных проблемдорожного движения. –М., 1983.–С. 61–68.5.Совершенствование деятельности по расследованию дорожнотранспортных преступлений: материалы Всерос.науч.практ.конф.в режиме видеоконференции (г.Тюмень,6 сентября 2012 г.–Тюмень: Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, 2012. –116 с.6.Диагностическое исследование элементов автомобильных дорог на участках дорожнотранспортных происшествия (дорожных условий), влияющих на безопасность дорожного движения: метод.пособие для экспертов, следователей и судей. –М.: ВНИИСЭ, 1990. –156 с.

Nikolai Bakulin,Lecturer of the Department of fire, physical, tactical and special training and operational planning, Tyumen Advanced Training Institute of the MIA of Russia, Tyumenbakullin@mail.ruThe role of objective information to road users in the field of road safetyAbstract.The article deals with the objective of informing road users in the area of road safety. The author describes a technique of perception by the driveroperator in the management of a motor vehicle.Keywords:road safety, information, information technology.

Рекомендовано к публикации:Астафьевым Н. В., доктором педагогических наук, начальником кафедры огневой, тактикоспециальной подготовки и оперативного планирования ФГКОУ ДПО «Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России», г. Тюмень