Формирование политических прав женщин в России: этапы становления и сравнительный анализ с зарубежными странами

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ярмонова Е. Н. Формирование политических прав женщин в России: этапы становления и сравнительный анализ с зарубежными странами // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S24. – С. 36–40. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14793.htm.
Аннотация. Статья раскрывает историю формирования политических прав женщин на различных этапах развития российского общества. Основное внимание автор акцентирует на влиянии социального статуса женщины на возможность участия в политической жизни общества и внешнеполитической деятельности.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Ярмонова Елена Николаевна, кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой правовых дисциплин филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет», г. Армавирvlada02@mail.ru

Формирование политических прав женщин в России: этапы становления и сравнительный анализ с зарубежными странами

Аннотация. Статья раскрывает историю формирования политических прав женщин на различных этапах развития российского общества. Основное внимание автор акцентирует на влиянии социального статуса женщины на возможность участия в политической жизни общества и внешнеполитической деятельности.Ключевые слова:политические права,политическая деятельность,привилегированныесословия, женское движение, феминизм.Раздел: (03) философия; социология; политология; правоведение; науковедение.

Рассматривая российское законодательство с IXв. по 1917 г., можно прийти к выводу, что женщины были практически лишены избирательных и, в целом, политических прав. Следует при этом учитывать, что это соответствовало общей политической ситуации, в государстве того времени, так как о политическом равенстве среди мужчин мы так же можем говорить в очень ограниченном объеме и только применительно к отдельным категориям населения. В тоже время женщины могли рассматриваться как участницы политической жизни российского общества, но такое участие было весьма ограниченным и зависело от исторического периода и социального статуса, к которому они относились, их семейного статуса. В древнерусском обществе женщины не были полностью устранены из жизни общества, в том числе и в политической сфере. Княгини могли участвовать как в решении многих внутригосударственных вопросов, так и во внешнеполитической деятельности, и даже посылать собственных представителей в зарубежные страны. Знатные женщины могли выступать в качестве послов, причем не только при совершении матримониальных дел, но и при решении других межгосударственных вопросов. С.М. Соловьев отмечает, что при посещении Ольгой Константинополя её сопровождали знатные женщины[1].Данная традиция была заложена до начала правления княгини Ольги. Не только в правление Ольги, но и в более ранний период при заключении договоров между князем Игорем и греками, в переговорах принимали участие представительницы крупных владений, боярыни, жены воевод, имеющие славянские имена[2].Давая характеристику политических прав женщин, особо следует выделить возможность женщин того периода представлять интересы своего государства на международном уровне. Н.П. Загоскин писал: «Любопытно, что в списке имеются послы и от женщин (от Ольгивеликой княгини и от каких то “Предславны” и “жены Ульбовой”), что дает нам подтверждение вполне самостоятельного не только общественного, но даже политического положения женщины в домонгольской Руси»[3]. Следовательно, женщины, если они были богатые и знатные, не устранялись от участия в общественной и политической жизни общества. Участие в политической жизни было характерно для многих княгинь. Например, полоцкие княгини, самостоятельно правили в течении 20 лет (XIIв.) [4]. Однако не только княгини, но и другие женщины из привилегированных сословий могли обладать политическими правами. Женщины могли выступать в качестве правительниц княжеств и своих вотчин, будучи опекуншами сыновей. В случае, если права женщин были нарушены, они могли отстаивать свои политические права. Летопись «Повесть временных лет» рассказывает о сестре Ярослава Владимировича (Ярослава Мудрого) Предславе, активной участнице борьбы за его воцарение на киевском престоле в 1015–1019 гг. [5] В написание самих летописей, благодаря которым мы во многом узнаем о государстве и праве Древней Руси, тоже принимали участие женщины. Мария Ростовская была первой русской женщинойлетописцем. Есть все основания полагать, что Ефросиньей Полоцкой были заложены основы белорусского летописания[6].В более поздний период, под воздействием христианских традиций и ряда других факторов женщины практически полностью вытесняются с политической арены. Участие женщин в политической жизни общества не одобрялось христианской церковью, которая отдавала предпочтение в этой области мужчинам. Утрата политическихправ для женщин во многом связана и с периодом татаромонгольского нашествия. Весь уклад жизни женщин в период с XIIIв.по начало XVIIIв.не поощрял их к политической активности. На основной территории российского государства большинство женщин не обладало политическими правами, политическая деятельность была, как правило, прерогативой мужчин. При этом следует учитывать, что мы говорим о периоде, когда в управлении государством и решении политических вопросов участвует только узкий круг лиц, и мужчины в своем большинстве не обладали политическими правами. Там же, где демократия во всех ее проявлениях видимо была больше развита, чем в других частях Руси, например, в Новгороде, мы встречаем более широкое участие женщин в решении политических вопросов. При падении независимости города Иван III велел приводить к присяге на верность не только мужчин, но и женщин[7].

Большоезначение в расширении социальных, а в последствии и политических прав российских женщин, сыграли реформы Петра I. В то же время нельзя забывать о длительном периоде в истории России, когда ее правительницами являлись женщины, что не могло не оставить след в истории формирования прав женщин. Особое место в истории России занимали женщины первой половины XVIIIв., жившие в период, когда женщина, в силу того, что сильная рука Петрапреобразователя и не менее сильная рука времени, сорвав с женщины покрывавшую ее древлеотеческую фату и распахнув двери терема, растворив монастырские ворота, вывели ее на свет божий, показали ей, кроме семейных, и общественные беды и радости, открыли перед ней Европу, с добром и злом её цивилизации, а также нетронутое еще поле женской общественной деятельности. Когда в силу всего этого, женщина выступила на престоле как законодатель, а в обществе как его член, а подчас и руководитель. В литературе как сотрудник мужчины и самостоятельный деятель слова. Именно эта женщина, для которой жизненная программа «Домостроя» стала историческим преданием, должна была оставить на страницах истории более заметный след своего существования, чем ее далекая историческая сестра –женщина древней Руси, начиная от княгини Ольги, Рогнеды, Мальфреды –чехини, Верхуславы, и заканчивая Еленою Глинской Ксенией Годуновой и царевной Софьей [8]. Женщины XVII–XVIIIвв., как правило, были исключены из общественной жизни, они занимались домом и семьей, не могли самостоятельно работать и обеспечивать себя. Расширение политических прав женщин могло быть обусловлено только серьезными изменениями в обществе. Женский вопрос с политической точки зрения очень обширен; его можно решить только в связи с основными вопросами всего общественного строя [9]. Важным этапом развития политических и социальных прав женщин был связан с реформами 1861 г. Женщины были вынуждены вступать в активную экономическую деятельность, и это приводило к необходимости защищать свои социальные права и как следствие, стремиться к усилению участия в политической деятельности. Движения, направленные на защиту прав женщин, были сформированы из общего движения по защите прав малообеспеченных слоев общества. Реформы 1861г., а также привлечение женщин в общественное производство привели к тому, что женщины начали принимать участие и в общественной, и в политической жизни общества. Наиболее активное участие принимали женщины дворянского происхождения. В связи с историческими событиями дворянство стало разоряться, потому многие женщины вынуждены были зарабатывать себе на жизнь самостоятельным трудом. Девушки из дворянских семей, получившие хорошее образование, стали активными участницами женского движения, они стали выступать за предоставление женщинам прав, в том числе и в политической сфере. Анализируя участие женщин в политической и общественной жизни общества, следует учесть, что историческая русская женщина второй половины восемнадцатоговека едва ли не более чем какаялибо другая отражает в себе наиболее существенные стороны всей нашей исторической –государственной и общественной –жизни. Выступавшие на исторической и общественной арене женщины того времени, с их нравственными устремлениями, их деятельностью, задушевными симпатиями, их, наконец, личными добродетелями и пороками ярко и отчетливо, как гулкое эхо, выражают все то, чем жила, крепла, прославлялась, скорбела и болела русская земля второй половины девятнадцатого столетия [10].Политические идеи, выраженные в рамках женского движения, следует рассматривать, начиная не ранее чем с XIXстолетия. В более ранний период такие выражения политической воли женщин можно было встретить, но они были редкостью. Примером такого участия в политической жизни российского общества может служить решение жен декабристов поддержать своих мужей и последовать за ними в ссылку. Российское законодательство разрешало развод с политическим преступником, но они выбрали поддержку своим мужьям, вместе с тем отказ от обеспеченной и благополучной жизни. Исследовательница движения декабристов М. Нечкина доказывает, что такое решение было принято не только из чувства супружеской преданности, но и потому, что некоторые жены декабристов разделяли идеологические убеждения своих мужей [11]. Женщины могли выразить своим поступком общий настрой российского общества и свои собственные политические взгляды, так как другого способа выразить свое мнение о политической деятельности государства в рассматриваемый период не было. При этом следует учитывать, что такое ограниченное выражение политических взглядов было характерно не только для русских женщин, но и для всего российского общества [12]. В то же время надо признать, что сами декабристы, несмотря на свои прогрессивные взгляды, не рассматривали предоставление избирательных или иных политических прав женщинам.Возможность участия в политических вопросах была предоставлена не только российским женщинам, но и женщинам других европейских государствах. Феодализм в ряде случаев предоставлял женщинам из привилегированных сословий не только экономические, социальные, но и политические права. В Англии и во Франции вдовы и девицы, наследницы сеньориальных владений, и, отчасти, горожанки пользовались правом посылать своих представителей в парламент и генеральные штаты [13]. В работе Н. Чернышев приводит характерный для Англии времен Елизаветы документ, датированный 1572 г. Он был написан владелицей Эйлесбюри по поводу посылки ею двух граждан в парламент. В качестве избирательного комиссара она пишет: «Всем христианам, которые будут читать это письмо, я, госпожа Доротея Пакингтон, вдова, бывшая супруга Джона Пакингтона, рыцаря и владельца города Эйлесбюри, шлю свой привет. Сим уведомляю, что я, означенная госпожа Доротея Пакингтон, назначила и выбрала представителями моего города Эйлесбюри моих любезных и верных граждан, Томаса Лихфельда и Джона Бурдена. И все, что названные граждане Томас и Джон будут делать в настоящем Парламенте, на службе ее Величества Королевы, я безусловно признаю за мою волю, как бы я сама там присутствовала [14]». После данные права стали постепенно исчезать. В средневековой Франции и некоторых других европейских странах на городских выборах и собраниях имели право голосовать главы семейств независимо от пола. Истоки современного движения за избирательное право для женщин можно обнаружить во Франции конца XVIII в.в работах Антуана Кондорсе и Олимпии де Гуж, боровшихся за его введение в масштабах страны. Во Франции, где уже в XVв.писательница Христина де Пизан в своем «Citedesdames» говорила в пользу женской эмансипации, mlleдэ Гурнэ провозглашала равенство полов, а Маргарита Валуа, супруга Генриха IV, в своих сочинениях пыталась даже доказать превосходство женского пола над мужским [15]. В XVIII в.идеи естественных прав и свобод человекабыли выражены в«Декларации прав человека и гражданина», которая основываясь на идеях эпохи Просвещения и Великой французской революции, провозглашая «свободу, равенство, братство», не предоставила политических прав женщинам.Женщины пытались защитить свои интересы в политической сфере, но у законодателей того времени это отклика не нашло, более того, женщинам запретили участвовать в публичных мероприятиях, распустили женские союзы.В XIXв.во многих европейских государствах речь шла о предоставлении женщинам политических прав. Наибольшая активность в выступлениях за политические права женщин и в рамках феминистических движений развивается в конце XIXв., основным требованием в это время у них становится требование о праве голоса.Первый период движения женщин за равные с мужчинами права вошел в историю под названием суфражизм (от suffrage –право голоса). В Англии в 1867 г., во время второй избирательной реформы, предложение о предоставлении женщинам, владеющим недвижимостью, избирательных прав внес Милль. Он убеждал принять его предложение, так как «этим прекратилось бы наконец действие старого закона, отрицающего за женщинами способность заниматься серьезными вещами; закона, торжественно заявляющего, что взгляды и желания женщин в вопросах, касающихся их столько же, даже пожалуй еще более, сколько и мужчин, не имеют никакой цены. Женщины должны вместе с детьми, умалишенными и преступниками перестать считаться неспособными располагать своей волей и быть обреченными на то, чтобыдругие люди, не спрашивая их мнения, решали за них» [16]. Данное предложение не было принято. Помимо избирательных прав суфражистки требовали права на получение высшего образования, профессиональную занятость и свободу осуществления права собственности для женщин.В США в 1848 г. была проведена первая конференция по правам женщин и опубликована Декларация чувств, в которой определены вопросы социальных, гражданских и религиозных прав и свобод женщин. Авторы Декларации чувств предприняли попытку привести статус женщин, в соответствие со статусом мужчин.В начале XXв.женские движения женские движения становятся более консолидированной силой и включают в себя значительно большее количество людей, однако, участие женщин в политической жизни общества не получило большого распространения, причем это было характерно не только для России, но и для западных стран. М.Н. Гернет отмечал, что заявлявшиеся женщинами требования равноправия носили случайный характер и мужчиназаконодатель не обращал скольконибудь серьезного внимания [17]. Женщины в России не получили политических прав и после того, как активно вступили в общественную жизнь и производственную деятельность. В момент, когда решался вопрос о предоставлении политических прав населению России в 1905 г.,женщинам это право не было предоставлено, в этом законе они былиприравнены к лицам несовершеннолетним, слабоумным и состоящим под судом.Для получения политических прав стали создаваться специальные организации, например, «Русское женское взаимноблаготворительное общество»и «Союз равноправия женщин»(СРЖ). Борьба женских организаций за политические права женщин во многом связаны с деятельностью Государственной думы. Российский парламент в своей деятельность в начале XXв.не предпринял активных действий по обеспечению политических прав женщин. «Союз равноправия женщин»в 1906 г. представил в парламентскую комиссию Государственной думы законопроект,направленный на расширение политических прав женщин, но данный законопроект так и не был рассмотрен.Проблемы получения женщинами политических прав были обусловлены тем, что психологически не только мужчины, но и многие женщины не были готовы к данным изменениям. Противники политического равноправия женщин в начале XXв. отмечали, что, вопервых, вступая в общественную деятельность, женщина перестает быть матерью, вовторых, что к политической деятельности стремится мало женщин, втретьих, борьба за политические права очень действует на психику, а потому отрицательно скажется на атмосфере семьи. Популярным былоутверждение, что политика –грязное дело, и, следовательно, не подходит для таких утонченных особ как женщины. В 1905 г. Лили Браун пишет, что ходячая мораль осуждает вступление женщины на арену общественной и политической жизни в то время, как она, будучи работницей и служащей, вот уже почти сто лет принимает участие в общественнойжизни [18].

Борьба за политические права женщин, на определенном этапе, тесно связана с феминистическим движением. Традиция феминизма, как и иные новые политические идеи, сформировались в XIXв., но изначальная деятельность феминисток в основном была сведена к благотворительной деятельности, и только в начале XXв.ими стали выдвигаться определенные политические требования. Влияние домашней деятельности на общественное и политическое положение женщины описывает Лили Браун: «Женщина никогда не будет в состоянии широко вести свою освободительную борьбу, если она раньше не завоюет себе времени и отдыха и не приведет свою жизнь в гармонию со своими стремлениями. Только тогда, когда женщина перестанет стонать под ярмом двойных обязанностей, под которым она изнашивается телесно и духовно, только тогда можно будет оценить ее работоспособность»[19]. Обычная ошибка феминизма и заключается в слишком отвлеченной постановке данного вопроса, которая имеет уже тот недостаток, что она оказывается, несмотря на всю теоретическую бесспорность, весьма бесплодной [20].В Российской империи политические права женщинам были предоставлены в 1906 г. только на территории Великого княжества Финляндского. Это было обусловлено тем, что княжество Финляндское на этом этапе получило широкую автономию, и после учреждения однопалатного парламента, женщины получили равные права с мужчинами избирать и быть избранными. Женщины получили 19 мест в парламенте первого созыва. И только в 1917 г. женщины получили политические права, в том числе избирать и быть избранными, на всей территории российского государства. Россия была не первой страной, которая предоставила женщинам избирательные права, например, Новая Зеландия предоставила избирательные права женщинам в 1893 г., Австралия в 1902 г., Великобритания для замужних женщин в 1918м, а в полном объеме –в 1928 г., в США в 1920 г.Проанализировав краткий обзор формирования политических прав женщин в России, можно прийти к выводу, что для России не было характерно наличие серьезной борьбы за политические права женщин. До начала XXвека выступления в пользу политических прав женщин носили разрозненный характер и не имели достаточной поддержки населения. Однако женщины могли иметь политические права на различных этапах развития российской истории, но этими правами могли обладать только женщины из привилегированныхсословий общества.

Ссылки на источники 1.Соловьев С.М. Сочинения. –М.,1993. –Кн. 1. –Т. 1. –С.122.2.Щепкина Е. Из истории женской личности в России: лекции и статьи. –СПб.,1914. –С.14.3.Загоскин Н.П. Курс истории русского права. Том первый. –Казань, 1906. –С.202.4.Либоракина М. И. Российские женщины: немного о традициях, самопожертвовании и гражданственности // Гендерные исследования в России проблемы взаимодействия и перспективы развития: материалы конф. 24–25 января 1996 г. / МЦГИ. –М.,1996. –С.91.5.Соловьев С.М. Указ. соч.–С.1796.Шалькевич В. Ефросинья Полоцкая (Женщинылегенды). –Минск, 1993. –С.290.7.Лихачева Е. Материалы для истории женского образования в России. –СПб.,1899. –С.16.8.Мордовцев Д. Русские женщины нового времени. Библиографические очерки из русской истории. Женщины второй половины восемнадцатого века. –СПб.,1874. –С.10.9.Дюринг Е. Высшее женское образование и университеты / со второго немецкого издания перевел Дм. Ройтман. –СПб., 1902. –С.22.10.Мордовцев Д. Указ. соч. –С.10.11.Нечкина М.В. Движение декабристов: в2 т. –М.,1955. Т. 1. –С.419.12.Стайтс Р. Женское освободительное движение в России: феминизм, нигилизм и большевизм, 1860–1930 / пер. с англ. –М.,2004. –С.268.13.Чернышев Н. Всеобщее избирательное право. Теория и практика всеобщего избирательного права. Что может дать России всеобщее избирательное право. 1906. –С.51.14.Там же.–С.52.15.КегеджиШаповалов М.В. Женское движение в России и заграницей. –СПб., 1902. –С.12.16.Чернышев И. О всеобщем избирательном праве и его применении в России. 1917. –С.231.17.Гернет М.Н. Равенство. –СПб.,1917. –С.28.18.Браун Л. Женщины и политика. –СПб., 1905. –С.16.19.Браун Л. Женщинский труд и домашнее хозяйство. –СПб., 1906. –С.40.

20.Котляровский С.А. Власть и право. Проблема правового государства. –М.,1915. –С.281.

Elena Yarmonona,Head of Department of law disciplines, the branch ofthe Federalstate educationalinstitution “Kuban State University” in Armavir, Armavirvlada02@mail.ruThe formation of the political rights of women in Russia: stages of development and comparative analysis with foreign countriesAbstract.The article reveals the story of the formation of the political rights of women in various stages of development of the Russian society. Author focuses the attention on the impact of the social status of women on its ability to participate in political life and foreign policy.Key words:Political rights, political activity,privileged class, women's movement, feminism.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»