Актуальные вопросы розыска и задержания военнослужащих, уклонившихся от военной службы
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Вирясова
Н.
В. Актуальные вопросы розыска и задержания военнослужащих, уклонившихся от военной службы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – № S24. – С.
1–5. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/14786.htm.
Аннотация. Статья посвящена актуальным вопросам розыска и задержания военнослужащих, уклонившихся от военной службы. На основании официальных сведений автором дан краткий исторический экскурс, проведен анализ современного состояния проблемы уклонения военнослужащих от военной службы, предложены возможные пути ее решения.
Ключевые слова:
дисциплина, военнослужащий, воинская обязанность, самовольное оставление части или места службы, дезертирство, организация работы по розыску, розыскные мероприятия, контроль за расследованием и приостановлением предварительного следствия по уголовным делам
Текст статьи
Вирясова Наталья Васильевна,кандидат юридических наук, доцент кафедры правовых дисциплин филиала ФГБОУВПО «Кубанский государственный университет», г. Армавирnavvir@mail.ru
Актуальныевопросы розыскаи задержаниявоеннослужащих, уклонившихся от военной службы
Аннотация. Статья посвящена актуальнымвопросам розыскаи задержаниявоеннослужащих, уклонившихся от военной службы.На основании официальных сведенийавтором дан краткий исторический экскурс, проведен анализ современного состояния проблемы уклонениявоеннослужащих от военной службы, предложены возможные пути ее решения.Ключевые слова:военнослужащий, дисциплина, воинская обязанность,самовольное оставление части или места службы,дезертирство, организация работы по розыску, розыскные мероприятия, контроль за расследованием и приостановлением предварительного следствия по уголовным делам.Раздел: (03) философия; социология; политология; правоведение; науковедение.
Вооруженные силы страны не изолированный социальный механизм, а органическая, неотъемлемая часть нашего общества. В условиях резко обостряющихся социальных противоречий, постоянно углубляющихся дезинтеграционных процессов происходит резкое падение престижа и популярности воинского труда. Одним из основных направлений развития военной организации государства является укрепление законности.Порядок и правила реализации воинской обязанности и военной службы регламентированыКонституцией РФ(ст. 59)и Федеральным закономот 28.03.1998 № 53ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в ред. ред. от 02.04.2014), а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими правоотношения в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, и международные договоры Российской Федерации.Равенство всех граждан перед законом и судом, равная обязанность соблюдать законы и нести ответственность за их нарушенияявляется важным признаком законности. Имеется в виду такое равенство граждан независимо от их имущественного и должностного положения, вида и характера деятельности, происхождения, пола, расы, национальности, языка отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественнымобъединениям, а также других обстоятельств[1].Несомненно, требования о равной обязанности соблюдения законов, в том числе и актов военного законодательства и ответственности, относятся ко всем без исключения военнослужащим, независимо от занимаемой ими должности и их воинского звания. Например, военнослужащий, совершивший уголовное преступление, в соответствии с действующим законодательством привлекается к уголовной ответственности. И критерии привлечения к ответственности, в частности, за уклонение от военной службыне дифференцируется применительно к категориям военнослужащих или принадлежности их к тому или иному составу. Они определены законом одинаково для всех, во всяком случае, независимо от их воинского звания и служебного положения.Общественнаяопасность уклонение от военной службы, определяется тем, что военнослужащий, нарушает установленный порядок нахождения на военной службе,уклоняется от выполнения возложенных на него обязанностей военной службы. Даже кратковременное отсутствие военнослужащего на службе может отрицательно повлиять на выполнение повседневных задач боевой подготовки.
Уклонение от военной службы является наиболее распространенным преступлениемсреди преступлений против военной службы внастоящее время. Главный военный прокурор С.Фридинский всвоем выступлении в Совете Федерации Государственной Думы в июне 2007 г. указал, что половина всех преступлений, совершенных военнослужащими по контракту,это уклонение от военной службы[2].Самовольное оставление части или места службы как преступление невозможно правильно оценить без обращения к истории. При Петре I в условиях создания регулярной армии особое значение получили составы преступлений против порядка подчиненности и воинской чести. А поскольку Россия вела войны против Швеции и Турции, то все усилия государства были направлены на укрепление дисциплины в войсках. Дезертирство и переходы на сторону неприятеля подрывали обороноспособность страны. В Северную войну количество дезертиров доходило до 10% от всей численности войска, а из 23 тыс. набранных драгун спустя несколько месяцев в наличии осталось 8 тыс.[3]. М.Френкин отмечал, что до Февральской революции в русской армии было 195 тыс. дезертиров, на 1 августа 1917 г.уже 365 тыс., а к началу Октябрьской революции их насчитывалось около 2 млнчеловек[4]. С.В. Маликов рассчитал, что за весь период Первой мировой войны из русской армии дезертировало около 1 млн865 тыс. военнослужащих. Во время Гражданской войны и иностранной военной интервенции дезертирство из Красной армии было самым распространенным преступлением. По официальным сведениям число зарегистрированных дезертиров из боевых частей действующей Красной армии составило в 1918 г.199 человек, в 1919г.7343 человека, а за период с 15 февраля по 31 декабря 1920г.20018 человек[5]. Всего было выявлено и возвращено на службу за период с 1 января 1919 г. по 1 декабря 1920 г. 2 млн846 тыс. человек, из них 1 млн543 тыс. человек явились добровольно, 837 тыс.задержано при облавах[6].В период Великой Отечественной войныиз частей действующей Красной армии дезертировало 588,7 тыс. человек, из которых осуждено 376,3 тыс. человек, не разыскано212,4 тыс. человек[7]. С 22 июня по 10 октября 1941 г. было задержано 657364 военнослужащих, дезертировавших и самовольно оставивших поле боя, из которых арестовано 25878 человек наиболее злостных дезертиров, в том числе расстреляно10201 человек[8].В периоды боевых действийв Афганистане наблюдалсярост уклонений от военной службы, выражавшихся в основном в виде невозвращения из краткосрочных отпусков и госпиталей, а также в виде членовредительства. В 1985 г. официально зарегистрирован рост членовредительства на 587,5%[9]. Во время первой чеченской кампании самовольно оставили воинские части более 400 военнослужащихпо призыву, что составляет 61,6% от общего числа самовольно оставивших части, однако осуждено было только 35 (4,9%) военнослужащих[10].
ВВСУ СК России по ЮВОв период 2013 г.по уголовным делам, предварительное следствие по которым приостановлено на основании п. 2 ч. 1 ст. 208 УПК РФ, в розыске числится 662 лица (на конец 2012 г.847 лиц, снижение на 22%), 447 лиц за уклонение от военной службы (на конец 2012 г.634 лица, снижение на 29,5%)[11]. В настоящее время организация работы по розыску лиц, подлежащих привлечению в качестве обвиняемых и, прежде всего, военнослужащих, уклонившихся от военной службы,осуществляется в соответствии сприказом руководителя военного следственного управления СКП РФ от 30.09.2008 № 111 «О совершенствовании работы военных следственных органов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по осуществлению уголовного преследования военнослужащих, уклоняющихся от военной службы», совместным указанием СКП РФ и МВД России от 19.03.2010 г. № 5/1/2203 «О мерах по активизации розыска лиц, совершивших преступления против порядка пребывания на военной службе» и изданным в их развитие распоряжением руководителя ВСУ СК России по ЮВО от 06.02.2012 № 5 «О принятии дополнительных мер направленных на оперативное расследование преступлений связанных с уклонением военнослужащих от исполнения обязанностей военной службы и надлежащей организации розыска лиц, по уголовным делам, приостановленным на основании п. 2 ч.1 ст. 208 УПК РФ».
В 2013 г.по уголовным делам указанной категории разыскано 359 лиц, из которых 260 военнослужащих, ранее уклонявшихся от военной службы (в аналогичный период2012 г. разыскано 586 лиц, из которых 441 уклонявшихся от военной службы). В числе военных следственных отделов округа, достигших наибольшего снижения количества лиц в розыске в 2013 г., где прослеживается положительная динамика в сравнении с находящимися в розыске на конец 2012 г., 519 ВСО (г. Гюмри, Республика Армения) снижение с 15 до 3 лиц, на 80%; ВСО по Новочеркасскому гарнизону снижение с 4 до 2 лиц, на 50%; ВСО по Волгоградскому гарнизонуснижение с 139 до 78 лиц, на 44%; ВСО по Каспийской Флотилии снижение с 32 до 18, на 44%; ВСО по Армавирскому гарнизону снижение с 20 до 12, на 40%; ВСО по Ставропольскому гарнизону снижение с 50 до 32, на 36%; ВСО по Буденновскому гарнизону снижение с 57 до 39, на 32%; 522 ВСО (г. Буйнакск,Республика Дагестан)снижение с 60 до 41, на 32%.В количественных показателях в анализируемый период наибольшее число разыскано лиц: в ВСО по Волгоградскому гарнизону разыскано 46 лиц, в 506 ВСО (н.п. ШалиЧеченской Республики) 27 лиц, в ВСО по Буденновскому гарнизону 26лиц, в 315 ВСО 25 лиц, в 522 ВСО 24 лица, в ВСО по Ставропольскому гарнизону 23 лица, в ВСО по Каспийской Флотилии 20 лиц.
Особое внимание обращает на себя проводимая работа по данному направлению деятельности в 315 ВСО (г. Каспийск, Республика Дагестан), где на конец 2012г.в розыске находилось 11 лиц, а по истечении 2013 г.количество лиц, находящихся в розыске, увеличилось в 2 раза, то есть в розыске числится 22 лица, учитывая, что в указанный период разыскано 25 лиц. Изложенное в первую очередь свидетельствует о снижении эффективности работы по розыску обвиняемых (подозреваемых) по своим уголовным делам, приостановленным на основании п. 2 ч. 1 ст.208 УПК РФ, а также профилактики и должного информирования военнослужащих войсковых частей, дислоцированных на обслуживаемой территории, по предотвращению совершения уклонений от прохождения военной службы.
В ряде военных следственных отделов ВСУ СК России по ЮВО наблюдается рост количества лиц, находящихся в розыске, то есть отрицательная динамика по сравнению с аналогичным показателем по состоянию на 31 декабря 2012 г. Так, в 315 ВСО количество лиц, находящихся в розыске, увеличилось с 11 до 22 лиц, то есть на 100%, в 59 ВСО с 2 до 4, то есть на 100%, в 314 ВСО с 15 до 19, то есть на 27%, в 505 ВСО с 57 до 67, то есть на 18%, в 515 ВСО с 24 до 28, то есть на 17%.
Кроме того, в ряде военных следственных отделов либо вовсе отсутствует какаялибо динамика разыскиваемых лиц либо она крайне низкая. Так, в 523 ВСО (г.Севастополь) из 2 лиц, в ВСО по Сочинскому гарнизону из 3 лиц, находящихся в розыске, в отчетном периоде никто не задержан, в ВСО по Владикавказскому гарнизону из 48 лиц, находящихся в розыске, задержано только 4 лица, в ВСО по Майкопскому гарнизону из 30 лиц, находящихся в розыске, задержано только 2 лица.В военных следственных отделах, дислоцированных на территории бывшего СКВО, имеется положительная динамика снижения количества лиц, находящихся в розыске, учитывая, что за 2013 г. количество лиц, находящихся в розыске по приостановленным уголовным делам, снижено с 600 до 430, то есть снижение на 170лиц, на 28,5%, в то время как аналогичный показатель в военных следственных отделах, дислоцированных на территории бывшего ОГВ(с), характеризуется крайне низкой положительнойдинамикой, а именно количество лиц, находящихся в розыске, за 2013 г. незначительно снизилось с 247 до 232 лиц, то есть на 15 лиц, на 6%, что свидетельствует о ненадлежащей организации работы по снижению числа разыскиваемых лиц.
Остаток впервые приостановленных уголовных дел по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 т. 208 УПК РФ, по состоянию на 31 декабря 2013 г. 36 уголовных дел (по состоянию на середину отчетного периода 30 июня 2013 г. 56), является положительным показателем исвидетельствует о проведении эффективной работы по предупреждению совершения, как преступлений против военной службы, в частности предусмотренных ст. 337 и ст. 338 УК РФ, так и уклонений от привлечения к уголовной ответственности за совершение иных преступлений на стадии осуществленияпредварительного следствия, в том числе благодаря оперативному установлению местонахождения скрывшихся лиц до приостановления предварительного следствия по уголовному делу либо в кратчайшие сроки после его приостановления.Однако результаты положительной динамики снижения общего числа военнослужащих, уклоняющихся от военной службы (22%) и розыска 359 обвиняемых (подозреваемых) по уголовным делам, приостановленным на основании п. 2 ч. 1 ст. 208 УПК РФ, при оценке данного направления деятельности ВСУ СК России ЮВО по итогам 2013 г.в полном объёме не учтены, в связи с ненадлежащим отношением ряда руководителей ВСО гарнизонного звена к ведению статической отчетности и обеспечению своевременного выставления предусмотренных статических карточек по учету лиц, находящихся в розыске. В связи с изложеннымсведения о количестве лиц, находящихся в розыске по уголовным делам, приостановленным по основанию п. 2 части первой ст. 208 УПК РФ, не соответствуют сведениям ИПК «Преступность» по аналогичному показателю работы Положительное влияние на результативность розыска оказывает освещение проводящихся широкомасштабных мероприятий по установлению местонахождения лиц, уклонившихся от военной службы, в региональных средствахмассовой информации, в том числе для разъяснения возможности, условий и последствий добровольной явки таких военнослужащих в правоохранительные органы, а также оснований для освобождения отуголовной ответственности в соответствии с примечаниями к ст.337, 338 УК РФ. Так, в качестве положительного примера необходимо указать представление руководителем военного следственного отдела по Камышинскому гарнизону в качестве приложения к итоговому донесению копий четырех местных печатных изданий с публикациями, адресованными лицам, уклоняющимся от военной службы. Особую важность работа по принятию действенных мер по широкому информированию населения приобрела, в связи с вступлением в законную силу постановления Государственной думы РФ от 18.12.2013 № 35006ГД «Об объявлении амнистии в связи с 20летием принятия Конституции Российской Федерации», с целью выявления разыскиваемых военнослужащих, принимавших участие в боевых действиях либо в действиях по защите Отечества, а также информированию родственников и иных лиц, которые могут обладать информацией о местонахождении разыскиваемых, об объявленной амнистии и её правовых последствиях.Высокую эффективность показали проведенные в период весеннего и осеннего призыва широкомасштабные розыскные мероприятия, в том числе во взаимодействии с органами военной полиции в соответствии с решением межведомственного совещания ВСУ СК России по ЮВО и регионального управления военной полиции Министерства обороны РФ по ЮВО от 1 октября 2013 г.
Результаты совместной работы на данном направлении деятельности с военными комендантами (военной полицией) по итогам2013 г.оцениваются положительно, ввиду достигнутого на уровне гарнизонов тесного взаимодействий между следственными работниками и сотрудниками военной полиции взаимодействия, позволяющего оперативно и на высоком профессиональном уровне проводить мероприятия, направленных на повышение эффективности розыска скрывшихся военнослужащих, на территории субъектов РФ Южного военного округа.Несмотря на достигнутые положительные результаты в работе по привлечению к уголовной ответственности лиц, скрывшихся от следствия и суда, возможности по повышению ее эффективности не исчерпаны, о чем свидетельствуют недостатки, выявленные в ходе тематических проверок.Так, проведенными в 2013 г.тематическими проверками в военных следственных отделах гарнизонов, изучением приостановленных уголовных дел в аппарате управления, а также анализом исполнения приказа ВСУ СКП России от 30.09.2008 г. № 111 и распоряжения руководителя ВСУ СК России по ЮВО от 06.02.2012 г. № 5 выявлены некоторые недостатки в организации работы по уголовным делам указанной категории. Указанное относится к таким требованиям, как обязательность письменных указаний руководителей отделов на начальном этапе предварительного следствия, составления заключения по результатам проверки и изучения уголовного дела, проведения ежемесячных оперативных совещаний по состоянию и эффективности работы каждого следователяпоустановлению местонахождения разыскиваемых лиц с подготовкой соответствующих протоколов, проведения ежеквартальных сверок с ИЦ УВД (ГУВД, МВД) соответствующих субъектов РФ, ГИАЦ МВД РФ и розыскными подразделениями органов внутренних дел. Изучение уголовных дел, приостановленных в связи с розыском лица, скрывшегося от следствия, показывает, что во многих случаях на этапе предварительного расследования не выясняются с достаточной полнотой обстоятельства исчезновения военнослужащего, не уделяется должного внимания проверке версий убийства разыскиваемого лица или его гибели при иных обстоятельствах, а также планированию и организации оперативнорозыскных мероприятий и розыскных мер после приостановления предварительного расследования. При явной очевидности этого недостатка меры по его устранению зачастую не принимаются.Другие типичные недостаткишаблонный характер направляемых запросов без учета результатов предыдущей работы, неэффективное использование полученной информации, которая может способствовать задержанию разыскиваемого (сведения об используемых номерах телефонов, о приобретении билетов на железнодорожный и иные виды транспорта, адресах проживания родственникови знакомых и т.д.), ненадлежащее взаимодействие с органами, осуществляющими оперативнорозыскные мероприятия.Анализ причин выявленных недостатков в повышении эффективности работы на данном направлениипоказывает, что помимо объективных, имеется ряд иныхпричин, свидетельствующих о ненадлежащей организации работы руководителей ВСО и подчиненных следователей по розыску лиц, уклонившихся от прохождения военной службы.Так, одной из основных причин снижения данных показателей является непринятие действенных и эффективных мер по установлению местонахождения уклонившихся от военной службы военнослужащих в период расследования уголовного дела, вследствие чего по истечении законного срокапредварительное следствие по уголовным делам приостанавливается по основанию,предусмотренному п. 2 ч. 1 ст.208 УПК РФ.Данные нарушения также обусловлены тем, что следователи ВСО не ежемесячно истребуют из органов, осуществляющих оперативнорозыскную деятельность, сведения о заведении розыскных дел и несвоевременно направляют материалы для организации розыска.Указанное свидетельствует о том, что со стороны руководителей ВСО должным образом не осуществляется процессуальный контроль за расследованием и приостановлением предварительного следствия по уголовным делам, недостаточно активно распространяется положительный опыт работы отдельных следователей по оперативному расследованию уголовных дел данной категории.В качестве положительного примера отмечаютсяруководители 519 ВСО и ВСО по Армавирскому и Камышинскому гарнизонам, которые с целью распространения положительного опыта в розыске и задержании военнослужащих, уклоняющихся от прохождения военной службы, результаты вышеприведенных мероприятий с анализом проделанной работы, подробно изложили в итоговых донесениях, представленных в ВСУ СК России по ЮВО.Наряду с этим большинство руководителей ВСО гарнизонного звена формально относятся к представлению итоговых донесений по данному направлению деятельности, допуская факты их шаблонного написания, указывая лишь общую статистику результатов проведённых широкомасштабных мероприятий. Кроме того, проведенным анализом результатов работы по розыску лиц, скрывшихся от следствия, также выявлен ряд иных проблемных вопросов в ее организации.Это касается, в частности, розыска и привлечения к уголовной ответственности лиц, находящихся за пределами Российской Федерации, формальной организации работы по уголовным делам, по которым отсутствуют какиелибо сведения о местонахождении разыскиваемого лица на протяжении длительного периода времени с момента возбуждения уголовного дела до настоящего времени. В отдельных ВСО гарнизонного регионах отмечены проблемы, связанные с прекращением органами МВД России розыска лиц, по которым судами приняты решения о признании их умершими.Проведение мероприятий, направленных на розыск военнослужащих, уклоняющихся от прохождения военной службы, является одним из приоритетных направлений деятельности и находится в военном следственном управлении на постоянном контроле.Приведенные данные свидетельствуют о том, что борьба и профилактическая работа с уклонением от военной службы является актуальной и в настоящее время, одной из важных для командиров и начальников всех уровней, органов военной прокуратуры, ВСО по укреплению воинского правопорядка и обеспечению военной безопасности государства.
Ссылки на источники1.Тарубаров В.В., Ярмонова Е.Н. Уголовное право. Ч. 1. Общая часть: учеб.пособие)//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 3(2). С. 18.2.Козлова Н. Преступление на плацу // Российская газета. 2007. 27 июня. С.3.3.Мацкевич И.М. Преступность военнослужащих (криминологические и социальноправовые проблемы): дис. …дра юрид. наук. М., 2000.С.23.4.Френкин М. Русская армия и революция. 19171918. М.: Logos, 1978. С. 25. 5.Маликов С.В. Расследование преступлений в районах вооруженного конфликта: монография. М., 2005. С.75.6.Гражданская война 19181921 гг. М., 1928. Т. 2. С. 83.7.Россия и СССР в войнах XX века. Потери Вооруженных Сил (статистическое исследование) / под общ. ред. Г.Ф. Кривошеева. М., 2001. С. 246248.8.Порохин С. Русский феномен: от Бреста к Сталинграду // Община. XXI век. 2003. № 1. С. 11.9.Лавренюк Г.П. Обоснование принципов и разработка системы организации военной судебномедицинской службы в ВС РФ в мирное и военное время: дис. ... дра мед. наук. СПб., 1996. С. 120121.10.Маликов С.В. Расследование преступлений в боевой обстановке: дис. ... канд.юрид. наук.М., 1998. С. 22.11.Об итогах проведенных в 2013 году мероприятий по розыску и задержанию лиц, подлежащих привлечению к уголовной ответственности, в том числе военнослужащих, уклонившихся от военной службы, а также недостатках и положительномопыте организации данной работы: экспрессинформация. Ростовн/Д., 2014. С.2.
Natalia Viriasova,Candidate of Legal Sciences,Associate Professor of the Department of legal disciplines, the branch ofthe Federalstate educationalinstitution KubanState University in Armavir, Armavirnavvir@mail.ruSearch and detention of military personnel, who avoided military service: origins, realities, prospects for improvingAbstract.The Article is devoted to topical issues of search and detention of the military personnel who has avoided the military service. On the basis of official information the author gave a short historical digression, the analysis of a current state of the problem of evasion of the military personnel from military service is carried out, possible ways of its solutions are proposed.Key words:military discipline, military duty, absence without leave or place of service, desertion, the organization of the search, investigation activities, controlof the investigation and the suspension of the preliminary investigation of criminal cases.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Актуальныевопросы розыскаи задержаниявоеннослужащих, уклонившихся от военной службы
Аннотация. Статья посвящена актуальнымвопросам розыскаи задержаниявоеннослужащих, уклонившихся от военной службы.На основании официальных сведенийавтором дан краткий исторический экскурс, проведен анализ современного состояния проблемы уклонениявоеннослужащих от военной службы, предложены возможные пути ее решения.Ключевые слова:военнослужащий, дисциплина, воинская обязанность,самовольное оставление части или места службы,дезертирство, организация работы по розыску, розыскные мероприятия, контроль за расследованием и приостановлением предварительного следствия по уголовным делам.Раздел: (03) философия; социология; политология; правоведение; науковедение.
Вооруженные силы страны не изолированный социальный механизм, а органическая, неотъемлемая часть нашего общества. В условиях резко обостряющихся социальных противоречий, постоянно углубляющихся дезинтеграционных процессов происходит резкое падение престижа и популярности воинского труда. Одним из основных направлений развития военной организации государства является укрепление законности.Порядок и правила реализации воинской обязанности и военной службы регламентированыКонституцией РФ(ст. 59)и Федеральным закономот 28.03.1998 № 53ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в ред. ред. от 02.04.2014), а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими правоотношения в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, и международные договоры Российской Федерации.Равенство всех граждан перед законом и судом, равная обязанность соблюдать законы и нести ответственность за их нарушенияявляется важным признаком законности. Имеется в виду такое равенство граждан независимо от их имущественного и должностного положения, вида и характера деятельности, происхождения, пола, расы, национальности, языка отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественнымобъединениям, а также других обстоятельств[1].Несомненно, требования о равной обязанности соблюдения законов, в том числе и актов военного законодательства и ответственности, относятся ко всем без исключения военнослужащим, независимо от занимаемой ими должности и их воинского звания. Например, военнослужащий, совершивший уголовное преступление, в соответствии с действующим законодательством привлекается к уголовной ответственности. И критерии привлечения к ответственности, в частности, за уклонение от военной службыне дифференцируется применительно к категориям военнослужащих или принадлежности их к тому или иному составу. Они определены законом одинаково для всех, во всяком случае, независимо от их воинского звания и служебного положения.Общественнаяопасность уклонение от военной службы, определяется тем, что военнослужащий, нарушает установленный порядок нахождения на военной службе,уклоняется от выполнения возложенных на него обязанностей военной службы. Даже кратковременное отсутствие военнослужащего на службе может отрицательно повлиять на выполнение повседневных задач боевой подготовки.
Уклонение от военной службы является наиболее распространенным преступлениемсреди преступлений против военной службы внастоящее время. Главный военный прокурор С.Фридинский всвоем выступлении в Совете Федерации Государственной Думы в июне 2007 г. указал, что половина всех преступлений, совершенных военнослужащими по контракту,это уклонение от военной службы[2].Самовольное оставление части или места службы как преступление невозможно правильно оценить без обращения к истории. При Петре I в условиях создания регулярной армии особое значение получили составы преступлений против порядка подчиненности и воинской чести. А поскольку Россия вела войны против Швеции и Турции, то все усилия государства были направлены на укрепление дисциплины в войсках. Дезертирство и переходы на сторону неприятеля подрывали обороноспособность страны. В Северную войну количество дезертиров доходило до 10% от всей численности войска, а из 23 тыс. набранных драгун спустя несколько месяцев в наличии осталось 8 тыс.[3]. М.Френкин отмечал, что до Февральской революции в русской армии было 195 тыс. дезертиров, на 1 августа 1917 г.уже 365 тыс., а к началу Октябрьской революции их насчитывалось около 2 млнчеловек[4]. С.В. Маликов рассчитал, что за весь период Первой мировой войны из русской армии дезертировало около 1 млн865 тыс. военнослужащих. Во время Гражданской войны и иностранной военной интервенции дезертирство из Красной армии было самым распространенным преступлением. По официальным сведениям число зарегистрированных дезертиров из боевых частей действующей Красной армии составило в 1918 г.199 человек, в 1919г.7343 человека, а за период с 15 февраля по 31 декабря 1920г.20018 человек[5]. Всего было выявлено и возвращено на службу за период с 1 января 1919 г. по 1 декабря 1920 г. 2 млн846 тыс. человек, из них 1 млн543 тыс. человек явились добровольно, 837 тыс.задержано при облавах[6].В период Великой Отечественной войныиз частей действующей Красной армии дезертировало 588,7 тыс. человек, из которых осуждено 376,3 тыс. человек, не разыскано212,4 тыс. человек[7]. С 22 июня по 10 октября 1941 г. было задержано 657364 военнослужащих, дезертировавших и самовольно оставивших поле боя, из которых арестовано 25878 человек наиболее злостных дезертиров, в том числе расстреляно10201 человек[8].В периоды боевых действийв Афганистане наблюдалсярост уклонений от военной службы, выражавшихся в основном в виде невозвращения из краткосрочных отпусков и госпиталей, а также в виде членовредительства. В 1985 г. официально зарегистрирован рост членовредительства на 587,5%[9]. Во время первой чеченской кампании самовольно оставили воинские части более 400 военнослужащихпо призыву, что составляет 61,6% от общего числа самовольно оставивших части, однако осуждено было только 35 (4,9%) военнослужащих[10].
ВВСУ СК России по ЮВОв период 2013 г.по уголовным делам, предварительное следствие по которым приостановлено на основании п. 2 ч. 1 ст. 208 УПК РФ, в розыске числится 662 лица (на конец 2012 г.847 лиц, снижение на 22%), 447 лиц за уклонение от военной службы (на конец 2012 г.634 лица, снижение на 29,5%)[11]. В настоящее время организация работы по розыску лиц, подлежащих привлечению в качестве обвиняемых и, прежде всего, военнослужащих, уклонившихся от военной службы,осуществляется в соответствии сприказом руководителя военного следственного управления СКП РФ от 30.09.2008 № 111 «О совершенствовании работы военных следственных органов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по осуществлению уголовного преследования военнослужащих, уклоняющихся от военной службы», совместным указанием СКП РФ и МВД России от 19.03.2010 г. № 5/1/2203 «О мерах по активизации розыска лиц, совершивших преступления против порядка пребывания на военной службе» и изданным в их развитие распоряжением руководителя ВСУ СК России по ЮВО от 06.02.2012 № 5 «О принятии дополнительных мер направленных на оперативное расследование преступлений связанных с уклонением военнослужащих от исполнения обязанностей военной службы и надлежащей организации розыска лиц, по уголовным делам, приостановленным на основании п. 2 ч.1 ст. 208 УПК РФ».
В 2013 г.по уголовным делам указанной категории разыскано 359 лиц, из которых 260 военнослужащих, ранее уклонявшихся от военной службы (в аналогичный период2012 г. разыскано 586 лиц, из которых 441 уклонявшихся от военной службы). В числе военных следственных отделов округа, достигших наибольшего снижения количества лиц в розыске в 2013 г., где прослеживается положительная динамика в сравнении с находящимися в розыске на конец 2012 г., 519 ВСО (г. Гюмри, Республика Армения) снижение с 15 до 3 лиц, на 80%; ВСО по Новочеркасскому гарнизону снижение с 4 до 2 лиц, на 50%; ВСО по Волгоградскому гарнизонуснижение с 139 до 78 лиц, на 44%; ВСО по Каспийской Флотилии снижение с 32 до 18, на 44%; ВСО по Армавирскому гарнизону снижение с 20 до 12, на 40%; ВСО по Ставропольскому гарнизону снижение с 50 до 32, на 36%; ВСО по Буденновскому гарнизону снижение с 57 до 39, на 32%; 522 ВСО (г. Буйнакск,Республика Дагестан)снижение с 60 до 41, на 32%.В количественных показателях в анализируемый период наибольшее число разыскано лиц: в ВСО по Волгоградскому гарнизону разыскано 46 лиц, в 506 ВСО (н.п. ШалиЧеченской Республики) 27 лиц, в ВСО по Буденновскому гарнизону 26лиц, в 315 ВСО 25 лиц, в 522 ВСО 24 лица, в ВСО по Ставропольскому гарнизону 23 лица, в ВСО по Каспийской Флотилии 20 лиц.
Особое внимание обращает на себя проводимая работа по данному направлению деятельности в 315 ВСО (г. Каспийск, Республика Дагестан), где на конец 2012г.в розыске находилось 11 лиц, а по истечении 2013 г.количество лиц, находящихся в розыске, увеличилось в 2 раза, то есть в розыске числится 22 лица, учитывая, что в указанный период разыскано 25 лиц. Изложенное в первую очередь свидетельствует о снижении эффективности работы по розыску обвиняемых (подозреваемых) по своим уголовным делам, приостановленным на основании п. 2 ч. 1 ст.208 УПК РФ, а также профилактики и должного информирования военнослужащих войсковых частей, дислоцированных на обслуживаемой территории, по предотвращению совершения уклонений от прохождения военной службы.
В ряде военных следственных отделов ВСУ СК России по ЮВО наблюдается рост количества лиц, находящихся в розыске, то есть отрицательная динамика по сравнению с аналогичным показателем по состоянию на 31 декабря 2012 г. Так, в 315 ВСО количество лиц, находящихся в розыске, увеличилось с 11 до 22 лиц, то есть на 100%, в 59 ВСО с 2 до 4, то есть на 100%, в 314 ВСО с 15 до 19, то есть на 27%, в 505 ВСО с 57 до 67, то есть на 18%, в 515 ВСО с 24 до 28, то есть на 17%.
Кроме того, в ряде военных следственных отделов либо вовсе отсутствует какаялибо динамика разыскиваемых лиц либо она крайне низкая. Так, в 523 ВСО (г.Севастополь) из 2 лиц, в ВСО по Сочинскому гарнизону из 3 лиц, находящихся в розыске, в отчетном периоде никто не задержан, в ВСО по Владикавказскому гарнизону из 48 лиц, находящихся в розыске, задержано только 4 лица, в ВСО по Майкопскому гарнизону из 30 лиц, находящихся в розыске, задержано только 2 лица.В военных следственных отделах, дислоцированных на территории бывшего СКВО, имеется положительная динамика снижения количества лиц, находящихся в розыске, учитывая, что за 2013 г. количество лиц, находящихся в розыске по приостановленным уголовным делам, снижено с 600 до 430, то есть снижение на 170лиц, на 28,5%, в то время как аналогичный показатель в военных следственных отделах, дислоцированных на территории бывшего ОГВ(с), характеризуется крайне низкой положительнойдинамикой, а именно количество лиц, находящихся в розыске, за 2013 г. незначительно снизилось с 247 до 232 лиц, то есть на 15 лиц, на 6%, что свидетельствует о ненадлежащей организации работы по снижению числа разыскиваемых лиц.
Остаток впервые приостановленных уголовных дел по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 т. 208 УПК РФ, по состоянию на 31 декабря 2013 г. 36 уголовных дел (по состоянию на середину отчетного периода 30 июня 2013 г. 56), является положительным показателем исвидетельствует о проведении эффективной работы по предупреждению совершения, как преступлений против военной службы, в частности предусмотренных ст. 337 и ст. 338 УК РФ, так и уклонений от привлечения к уголовной ответственности за совершение иных преступлений на стадии осуществленияпредварительного следствия, в том числе благодаря оперативному установлению местонахождения скрывшихся лиц до приостановления предварительного следствия по уголовному делу либо в кратчайшие сроки после его приостановления.Однако результаты положительной динамики снижения общего числа военнослужащих, уклоняющихся от военной службы (22%) и розыска 359 обвиняемых (подозреваемых) по уголовным делам, приостановленным на основании п. 2 ч. 1 ст. 208 УПК РФ, при оценке данного направления деятельности ВСУ СК России ЮВО по итогам 2013 г.в полном объёме не учтены, в связи с ненадлежащим отношением ряда руководителей ВСО гарнизонного звена к ведению статической отчетности и обеспечению своевременного выставления предусмотренных статических карточек по учету лиц, находящихся в розыске. В связи с изложеннымсведения о количестве лиц, находящихся в розыске по уголовным делам, приостановленным по основанию п. 2 части первой ст. 208 УПК РФ, не соответствуют сведениям ИПК «Преступность» по аналогичному показателю работы Положительное влияние на результативность розыска оказывает освещение проводящихся широкомасштабных мероприятий по установлению местонахождения лиц, уклонившихся от военной службы, в региональных средствахмассовой информации, в том числе для разъяснения возможности, условий и последствий добровольной явки таких военнослужащих в правоохранительные органы, а также оснований для освобождения отуголовной ответственности в соответствии с примечаниями к ст.337, 338 УК РФ. Так, в качестве положительного примера необходимо указать представление руководителем военного следственного отдела по Камышинскому гарнизону в качестве приложения к итоговому донесению копий четырех местных печатных изданий с публикациями, адресованными лицам, уклоняющимся от военной службы. Особую важность работа по принятию действенных мер по широкому информированию населения приобрела, в связи с вступлением в законную силу постановления Государственной думы РФ от 18.12.2013 № 35006ГД «Об объявлении амнистии в связи с 20летием принятия Конституции Российской Федерации», с целью выявления разыскиваемых военнослужащих, принимавших участие в боевых действиях либо в действиях по защите Отечества, а также информированию родственников и иных лиц, которые могут обладать информацией о местонахождении разыскиваемых, об объявленной амнистии и её правовых последствиях.Высокую эффективность показали проведенные в период весеннего и осеннего призыва широкомасштабные розыскные мероприятия, в том числе во взаимодействии с органами военной полиции в соответствии с решением межведомственного совещания ВСУ СК России по ЮВО и регионального управления военной полиции Министерства обороны РФ по ЮВО от 1 октября 2013 г.
Результаты совместной работы на данном направлении деятельности с военными комендантами (военной полицией) по итогам2013 г.оцениваются положительно, ввиду достигнутого на уровне гарнизонов тесного взаимодействий между следственными работниками и сотрудниками военной полиции взаимодействия, позволяющего оперативно и на высоком профессиональном уровне проводить мероприятия, направленных на повышение эффективности розыска скрывшихся военнослужащих, на территории субъектов РФ Южного военного округа.Несмотря на достигнутые положительные результаты в работе по привлечению к уголовной ответственности лиц, скрывшихся от следствия и суда, возможности по повышению ее эффективности не исчерпаны, о чем свидетельствуют недостатки, выявленные в ходе тематических проверок.Так, проведенными в 2013 г.тематическими проверками в военных следственных отделах гарнизонов, изучением приостановленных уголовных дел в аппарате управления, а также анализом исполнения приказа ВСУ СКП России от 30.09.2008 г. № 111 и распоряжения руководителя ВСУ СК России по ЮВО от 06.02.2012 г. № 5 выявлены некоторые недостатки в организации работы по уголовным делам указанной категории. Указанное относится к таким требованиям, как обязательность письменных указаний руководителей отделов на начальном этапе предварительного следствия, составления заключения по результатам проверки и изучения уголовного дела, проведения ежемесячных оперативных совещаний по состоянию и эффективности работы каждого следователяпоустановлению местонахождения разыскиваемых лиц с подготовкой соответствующих протоколов, проведения ежеквартальных сверок с ИЦ УВД (ГУВД, МВД) соответствующих субъектов РФ, ГИАЦ МВД РФ и розыскными подразделениями органов внутренних дел. Изучение уголовных дел, приостановленных в связи с розыском лица, скрывшегося от следствия, показывает, что во многих случаях на этапе предварительного расследования не выясняются с достаточной полнотой обстоятельства исчезновения военнослужащего, не уделяется должного внимания проверке версий убийства разыскиваемого лица или его гибели при иных обстоятельствах, а также планированию и организации оперативнорозыскных мероприятий и розыскных мер после приостановления предварительного расследования. При явной очевидности этого недостатка меры по его устранению зачастую не принимаются.Другие типичные недостаткишаблонный характер направляемых запросов без учета результатов предыдущей работы, неэффективное использование полученной информации, которая может способствовать задержанию разыскиваемого (сведения об используемых номерах телефонов, о приобретении билетов на железнодорожный и иные виды транспорта, адресах проживания родственникови знакомых и т.д.), ненадлежащее взаимодействие с органами, осуществляющими оперативнорозыскные мероприятия.Анализ причин выявленных недостатков в повышении эффективности работы на данном направлениипоказывает, что помимо объективных, имеется ряд иныхпричин, свидетельствующих о ненадлежащей организации работы руководителей ВСО и подчиненных следователей по розыску лиц, уклонившихся от прохождения военной службы.Так, одной из основных причин снижения данных показателей является непринятие действенных и эффективных мер по установлению местонахождения уклонившихся от военной службы военнослужащих в период расследования уголовного дела, вследствие чего по истечении законного срокапредварительное следствие по уголовным делам приостанавливается по основанию,предусмотренному п. 2 ч. 1 ст.208 УПК РФ.Данные нарушения также обусловлены тем, что следователи ВСО не ежемесячно истребуют из органов, осуществляющих оперативнорозыскную деятельность, сведения о заведении розыскных дел и несвоевременно направляют материалы для организации розыска.Указанное свидетельствует о том, что со стороны руководителей ВСО должным образом не осуществляется процессуальный контроль за расследованием и приостановлением предварительного следствия по уголовным делам, недостаточно активно распространяется положительный опыт работы отдельных следователей по оперативному расследованию уголовных дел данной категории.В качестве положительного примера отмечаютсяруководители 519 ВСО и ВСО по Армавирскому и Камышинскому гарнизонам, которые с целью распространения положительного опыта в розыске и задержании военнослужащих, уклоняющихся от прохождения военной службы, результаты вышеприведенных мероприятий с анализом проделанной работы, подробно изложили в итоговых донесениях, представленных в ВСУ СК России по ЮВО.Наряду с этим большинство руководителей ВСО гарнизонного звена формально относятся к представлению итоговых донесений по данному направлению деятельности, допуская факты их шаблонного написания, указывая лишь общую статистику результатов проведённых широкомасштабных мероприятий. Кроме того, проведенным анализом результатов работы по розыску лиц, скрывшихся от следствия, также выявлен ряд иных проблемных вопросов в ее организации.Это касается, в частности, розыска и привлечения к уголовной ответственности лиц, находящихся за пределами Российской Федерации, формальной организации работы по уголовным делам, по которым отсутствуют какиелибо сведения о местонахождении разыскиваемого лица на протяжении длительного периода времени с момента возбуждения уголовного дела до настоящего времени. В отдельных ВСО гарнизонного регионах отмечены проблемы, связанные с прекращением органами МВД России розыска лиц, по которым судами приняты решения о признании их умершими.Проведение мероприятий, направленных на розыск военнослужащих, уклоняющихся от прохождения военной службы, является одним из приоритетных направлений деятельности и находится в военном следственном управлении на постоянном контроле.Приведенные данные свидетельствуют о том, что борьба и профилактическая работа с уклонением от военной службы является актуальной и в настоящее время, одной из важных для командиров и начальников всех уровней, органов военной прокуратуры, ВСО по укреплению воинского правопорядка и обеспечению военной безопасности государства.
Ссылки на источники1.Тарубаров В.В., Ярмонова Е.Н. Уголовное право. Ч. 1. Общая часть: учеб.пособие)//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 3(2). С. 18.2.Козлова Н. Преступление на плацу // Российская газета. 2007. 27 июня. С.3.3.Мацкевич И.М. Преступность военнослужащих (криминологические и социальноправовые проблемы): дис. …дра юрид. наук. М., 2000.С.23.4.Френкин М. Русская армия и революция. 19171918. М.: Logos, 1978. С. 25. 5.Маликов С.В. Расследование преступлений в районах вооруженного конфликта: монография. М., 2005. С.75.6.Гражданская война 19181921 гг. М., 1928. Т. 2. С. 83.7.Россия и СССР в войнах XX века. Потери Вооруженных Сил (статистическое исследование) / под общ. ред. Г.Ф. Кривошеева. М., 2001. С. 246248.8.Порохин С. Русский феномен: от Бреста к Сталинграду // Община. XXI век. 2003. № 1. С. 11.9.Лавренюк Г.П. Обоснование принципов и разработка системы организации военной судебномедицинской службы в ВС РФ в мирное и военное время: дис. ... дра мед. наук. СПб., 1996. С. 120121.10.Маликов С.В. Расследование преступлений в боевой обстановке: дис. ... канд.юрид. наук.М., 1998. С. 22.11.Об итогах проведенных в 2013 году мероприятий по розыску и задержанию лиц, подлежащих привлечению к уголовной ответственности, в том числе военнослужащих, уклонившихся от военной службы, а также недостатках и положительномопыте организации данной работы: экспрессинформация. Ростовн/Д., 2014. С.2.
Natalia Viriasova,Candidate of Legal Sciences,Associate Professor of the Department of legal disciplines, the branch ofthe Federalstate educationalinstitution KubanState University in Armavir, Armavirnavvir@mail.ruSearch and detention of military personnel, who avoided military service: origins, realities, prospects for improvingAbstract.The Article is devoted to topical issues of search and detention of the military personnel who has avoided the military service. On the basis of official information the author gave a short historical digression, the analysis of a current state of the problem of evasion of the military personnel from military service is carried out, possible ways of its solutions are proposed.Key words:military discipline, military duty, absence without leave or place of service, desertion, the organization of the search, investigation activities, controlof the investigation and the suspension of the preliminary investigation of criminal cases.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»