GR-менеджмент в России: основные тенденции и проблемы развития
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Молодчев
Д.
В. GR-менеджмент в России: основные тенденции и проблемы развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – № S28. – С.
51–55. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/14833.htm.
Аннотация. В статье раскрывается роль лоббистской деятельности в государственно частном партнерстве и необходимости становления и развития институтов лоббирования как в политической, так и экономической деятельности органов государственной власти; проанализированы основные способы и методы использования коммуникационных каналов, связывающих общество и государство.
Текст статьи
Молодчев Денис Викторович,преподаватель кафедры экономики и менеджмента филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет», г.Тихорецкmr.fronda@yandex.ru
GRменеджмент в России: основные тенденции и проблемы развития
Аннотация. В статье раскрывается роль лоббистской деятельности в государственно частном партнерстве и необходимости становления и развития институтов лоббирования как в политической, так и экономической деятельности органов государственной власти; проанализированы основные способы и методы использования коммуникационных каналов, связывающих общество и государство.Ключевые слова: лоббизм, GRменеджмент, политические институты, коммуникации, бизнес и государство.Раздел:(04) экономика.
Сегодня мы живем в демократическом обществе, для которого характерно активное взаимодействие различных институтов и структур, в частности взаимодействие властных структур и бизнеса. Так, проводя анализрынкатруда,можносделатьвыводотом,что,в настоящее время все более популярными становятся профессии, такилииначесвязанныесразличнымивидамиотношений. В особенности этот факт касается такой сферыдеятельности, каквыстраивание иосуществление связейсорганамигосударственнойвласти, такназываемуювмеждународныхкорпоративныхотношенияхGovernmentRelations(GR). Не для кого уже не секрет, что GRспециалисты (или менее официальное для российского восприятия –«лоббисты») существуют во всех крупных компаниях для лоббирования интересов бизнеса в государственных структурах. Данные взаимоотношения бизнеса и властивлияют на все сферы общественной жизни и на благополучие страны в целом. Именно поэтому данная проблема является весьма актуальной на сегодняшний день.Существуют различные подходы к толкованию понятия “Government Relations”(GR). Наиболее распространенный и понятный из них заключается в дословном переводе термина “Government Relations”, то есть «связь с правительственными организациями». Такой перевод приводит к заключению, что в компетенцию GRспециалиста входит курирование органов исполнительной власти, то есть аппаратаправительства и профильные отрасли министерства. Зачастую данная ситуация приводит к тому, что сфера GR гораздо более обширна, чем кажетсяна первый взгляд. Понятие “Government”в данном смысле необходимо переводить не как «правительство», а в качестве «государственной системы управления», которая включает в себя все ветви государственной и муниципальной власти [1].Понятие “GR”тесно связано с другим важным понятием, как лоббизм. Итак, чаще всего под лоббизмом понимается институт политической системы, представляющий собой процесс по продвижению интересов частных лиц, корпоративных структур, а также представляющих их профессиональные лоббистские фирмы и общественные организации в органахгосударственной власти с целью добиться принятия выгодного для них политического решения [2]. В России данная сфера сталаприобретатьпрофессиональный и цивилизованныйхарактер сравнительно недавно. GRсреда в качестве сложной и цельной системы все еще находится на ранних стадиях формирования в российском обществе. Так, например, для сравнения, в США лоббизм осуществляется в соответствиис принятой еще в далеком 1989 г.первой поправкой к Конституции, гарантирующих право граждан обращаться в официальные органы с жалобами, а в 1876 г.был принят закон, согласно которому все те, кто осуществляет лоббистскую деятельность, должны заявить о себе, а также зарегистрироваться в нижней палате Парламента. Однако, не смотря на тот факт, что GRсреда, как сложная система, в России все еще находится на ранних стадиях формирования, уже сейчас имеется возможность выделить ее основные элементы, развитие которых определит важнейшие характеристики политической, а также коммуникативной деятельности государственных органов власти [3;4]. Основополагающим элементом GRсреды являются коммуникационные каналы, связывающие общество и государство. Известный исследователь политикокоммуникативных процессов Р.Ж. Шварценберг выделяет три типа подобных каналов. Первый связан, прежде всего, с ситуацией, когда коммуникация осуществляется через межличностное общение в качестве основного канала передачи или получения информации. Данный канал отличается эмоциональной связью между коммуникатором и адресатом, что делает его гораздо более эффективным, чем, например,средства массовой информации [5].Вторымне менее важным каналом государственной коммуникации является коммуникация через организации. Связующим звеном между управляющими и управляемымив данной ситуации служат политические партии, а такжегруппы интересов, которые опосредуют взаимоотношения между политической системой и средой. В настоящее время к данному каналу можно отнести разветвленную сеть научных и научноинформационных учреждений, объектом деятельности которых выступает изучение политики и накопление политической информации [6].Третьим, наиболее значимым и распространенным, каналом государственной коммуникации выступают средства массовой информации, которые с каждым днем играютвсе большую роль в распространении политической информации. Так, для государственного управления характерен особый стиль отношений с общественностью и средствами массовой информации, который определяется стремлением общественности узнаватьпосредством СМИситуацию, которая существует в государственных структурах и институтах [7].Характеризуя каналы информационного взаимодействия властных структур в современной России, можно отметить, что основным каналом информирования в системе государственного управления становятся СМИ, которым отдана, по сути, роль мощнейшего инструмента власти, при помощи которого она целенаправленно устанавливает политические правила и порядки. При всем этом повышение роли СМИ в качестве канала государственной коммуникации происходит на фоне фактического отсутствия информационного взаимодействия посредством других каналов [8].Что касается нормативноправой базы, которая регламентирует деятельность GRдеятельностьв широком смысле, то она не способна охватить все аспекты подобной деятельности. Так, во многих развитых странах мира практика лоббирования закреплена юридически, но в России закона о лоббизме нет: Такая ситуация во многом связана с тем фактом, что в российском обществе крайне негативно относятся к понятию «лоббизма». Попытки движения в данном направлении предпринимались еще с 1993 г.и были во многом связаны с обсуждением закона «О лоббизме». Последнийзаконопроект появился в Государственной думе в 2002 г. Он был заблокирован еще на самой ранней стадии. Через несколько лет, в 2008 г.,по указу президента Российской Федерации, Д. А. Медведева, был опубликован Национальный план по борьбе с коррупцией, в котором, в частности, идет речь о подготовке на основе изучения существующего механизма учета интересов политических партий, социальных групп, юридических и физических лиц при разработке федеральных законов, нормативного правового акта, регулирующего лоббистскую деятельность [9].В России особоширокоераспространениеGRменеджментполучилвсферевзаимодействиякрупногобизнесасорганами государственнойвластивтакихотраслях,как:металлургическая,нефтянаяигазоваяотрасль, телекоммуникационная, электроэнергетическая, автомобилестроительная,табачная,пивнаяифармацевтическая.Благодаря сильномуусилениюпозицийгосударстваиегоактивномудоминированиювполитическойиэкономическойсферах,модельвзаимоотношенийбизнесаивласти претерпела сильные изменения,что,всвоюочередь,привелокпотереполитического влияниянапринятиеключевыхэкономическихиполитическихрешенийпредставителейкрупногобизнеса.Вомногомданная ситуация привела к тому, что крупныероссийскиекомпаниидлятого,чтобыотстоятьизащититьсвоиэкономическиеинтересысталиприбегать к таким технологиям и практикам,каккоммуникационныйменеджмент,репутационныйменеджмент,инвестиционныйменеджмент(IR),ивособенностиGRменеджмент [10].GRдеятельностьвтелекоммуникационнойотраслиРоссиивызывает огромный общественный интерес.Обусловленон, прежде всего,рядомсущественныхфакторов,которыепредопределяютособуюрольэтой сферы.Кним,впервуюочередь,следуетотнести:
несоответствиенормативноправовогополястремительновнедряющимсяновымтехнологиям;
повышенное регулирование со стороны государства;
чрезмерноевлияниесиловыхиправоохранительныхведомств;
присутствиеиностранногокапитала,интересыкоторогоневсегдасовпадаютсагрессивнойполитикойроссийскихакционеров [11].Безусловнымилидерамиолигополистамиданнойотраслиявляютсятакие компании, как«Мегафон»,«Билайн»,«МТС». Этот факт связан спрочнымэкономикофинансовымположениемданныхпровайдеров,а также с грамотновыстроеннойструктуройпрямоговзаимодействиясвластьюиопределеннымирычагамидавлениянанеё [12].В настоящее время ради достижения поставленных технологических задач, если основываться на рекомендациях материалов Фонда эффективной политики, допускается использование методов, граничащих с нарушением действующего законодательства, и технологий подавления, не контролируемого властью информационного потока [13]. Таким образом, ключевыми элементами GRсреды в России, необходимыми для ее формирования, выступают:
коммуникационные каналы обществогосударство, включающие неформальные коммуникации, коммуникации организаций и коммуникации СМИ;
нормативноправовая база, призванная обозначить правовые рамки использования PRтехнологий государством и в отношении государства (в современной России она находится на ранних стадиях формирования);
PRтехнологии, обеспечивающие взаимодействие государстваи общества, зачастую применяемые для управления общественным мнением, но также и для обеспечения «обратной связи» государства и общества [14].Еще одной проблемой, характерной для особенностей отечественной GRсреды является низкая степень ее институционализации. Многие каналы коммуникации (в том числе наиболее эффективные) носят неформальный характер, что тем самым искажает общую картину восприятия властью общественного мнения. Однако нельзя не брать во внимание тот факт, что в настоящее время заметно стремление власти контролировать информационное поле, что такжевесьма негативно сказывается на коммуникациях власти и общества [15].Таким образом, в отличие от развитых стран (США, Канада, страны ЕС), в которых сформировалась полноценная система взаимодействия органов власти и бизнеса, в России отношения бизнеса и власти находятся на начальной стадии становления. Эффективному становлению GR–менеджмента препятствуют многие факторы и прежде всего то, что в Россииюридически данная сфера деятельности не закреплена. Российское общество негативно относится к лоббизму, отождествляя зачастую его с такими методами, как шантаж, давление и коррупция. Поэтому не только обществу необходимо признать неизбежность наличия лоббизма в стране, но и органам государственной власти.
До недавнего времени крупному бизнесу в России было выгодно играть без правил, по установившимся в определенных кругах приемам теневого лоббирования. Олигархи, обладая внушительными материальными ресурсами, использовали свои возможности для создания собственных политических платформ и могли корректировать правила, установленные властью. Однако политическая борьба –не удел бизнеса, так как она связана с неуправляемым риском. Крупный бизнес самой логикой своего развития заинтересован в прозрачном некоррумпированном государстве, политической стабильности, неизменяющихся нормах и правилах государственного регулированияэкономики страны, бесконфликтном сосуществовании различных слоев общества. Однакоэту позицию можно считать идеальной и «оторванной от действительности».
Отказаться от возможности решать свои проблемы на «особых» условиях, прибегая к методам теневого лоббирования, представителям крупного бизнеса непросто. Работать по узаконенным правилам и иметь равные шансы при отстаивании своих интересов во власти означает для многих олигархических структур потерю сверхдоходных позиций в бизнесе. Этим и объясняется непопулярность среди большинства крупных бизнесменов идеи законодательного урегулирования.Аналогичным образом, и властныеструктуры, повинуясь собственной бюрократической природе, не спешатввести в законные рамки свои отношения с бизнесом. Однако правила цивилизованного развития общества диктуют необходимость ответственной политики во взаимоотношениях власти, бизнеса и общества. В пакте между государством, бизнесом и обществом должны быть очерчены ясные и четкие взаимные обязательства, солидарная и персональная ответственность за принятиеи реализацию определенных решений, легитимные способы и методы достижения поставленных задач. Разрешению конфликта во взаимоотношенияхбизнеса и власти призван послужить, в частности, закон о правовом регулировании лоббистских отношений в России [16].Закон о лоббистской деятельности должен предоставить возможность выхода из тени нелегального лоббирования ипри этом вытекать из смысла статей 3, 29, 31–33, 37, 45, 46, 57, 62 и 104 Конституции РФ и развивать их, быть более регулятивным, понятным и максимально всеобъемлющим, чтобы на подзаконное регулирование оставалась совсем незначительная и техническипроцедурная часть норм, а в развитие федерального законодательства федеральные органы власти могли бы принять свои внутриведомственные акты, детализирующие порядок нахождения лоббистов в этих органах, получение необходимой информации [17].Необходимо принять рядзаконопроектов, регулирующих деятельность лоббизма, который поможет поднять российское государство на качественно новый политический уровень.
Ссылки на источники 1.Сморгунов Л.В. GRсвязи с государством. Теория, практика и механизмы взаимодействия бизнеса и гражданского общества с государством: учеб. –М.: Российская политическая энциклопедия, 2012. –408 с.2.Толмачева И.Н. Лоббизм порусски. Между бизнесом и властью. –М.: Эксмо,2011. –320 с.3.Шатилов А.Б.GR для эффективного бизнеса: учеб.пособие. –М.: Форум, 2011. –144 с.
4.Королюк Е.В. Институциональнохозяйственные факторы развития России // Экономические науки. –2011. –№ 78. –С. 35–38.5.Зимин В. GR в России: горизонтальная «вертикаль власти»// Прессслужба. –2009 –№ 11.6.Сенин В.В. GR и «лоббизм» в банковском секторе // Банковское обозрение. –2011. –№ 5. –С. 44–53.7.Зимин В. Указ. соч.8.Толмачева И. Н. Указ. соч.9.Сайт «ВСС Русская служба». –URL:www.bbc.co.uk(дата обращения 05.10.2014).10.Толмачева И. Н. Указ. соч.11.Сенин В. В. Указ. соч.12.Сайт «ВСС Русская служба».13.Фокин В.Ю. Особенности отношений бизнеса и власти в России// Мировой бизнес и политическая власть. –2013. –№ 4. –С. 50–58.14.Шатилов А. Б. Указ. соч.15.Сенин В. В. Указ. соч.16.Любимов А.П. История лоббизма в России. –М.: Фонд «Либеральная миссия», 2005. –С.4–10.17.Там же.
Denis Molodchy, theteacher of the cathedra economic and management, Branch FGBOU VPO “Kuban State University”, Tikhoretsk
mr.fronda@yandex.ruGR Management in Russia the main tendencies and problems of developmentAbstract. This article explores the role of lobbying activities in a publicprivate partnership and the necessity of the establishment of institutions and evolution lobbying, both in political and economic activities of public authorities, analyzes the basic techniques and methods of use of communication channels linking the state and society.Keywords:lobbying, GRmanagement, political Institutions, communication, business and government.
Рекомендованокпубликации:
КоролюкЕ. В., доктором экономических наук, заведующей кафедрой экономики и менеджмента филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет»в Тихорецке, г. Тихорецк
GRменеджмент в России: основные тенденции и проблемы развития
Аннотация. В статье раскрывается роль лоббистской деятельности в государственно частном партнерстве и необходимости становления и развития институтов лоббирования как в политической, так и экономической деятельности органов государственной власти; проанализированы основные способы и методы использования коммуникационных каналов, связывающих общество и государство.Ключевые слова: лоббизм, GRменеджмент, политические институты, коммуникации, бизнес и государство.Раздел:(04) экономика.
Сегодня мы живем в демократическом обществе, для которого характерно активное взаимодействие различных институтов и структур, в частности взаимодействие властных структур и бизнеса. Так, проводя анализрынкатруда,можносделатьвыводотом,что,в настоящее время все более популярными становятся профессии, такилииначесвязанныесразличнымивидамиотношений. В особенности этот факт касается такой сферыдеятельности, каквыстраивание иосуществление связейсорганамигосударственнойвласти, такназываемуювмеждународныхкорпоративныхотношенияхGovernmentRelations(GR). Не для кого уже не секрет, что GRспециалисты (или менее официальное для российского восприятия –«лоббисты») существуют во всех крупных компаниях для лоббирования интересов бизнеса в государственных структурах. Данные взаимоотношения бизнеса и властивлияют на все сферы общественной жизни и на благополучие страны в целом. Именно поэтому данная проблема является весьма актуальной на сегодняшний день.Существуют различные подходы к толкованию понятия “Government Relations”(GR). Наиболее распространенный и понятный из них заключается в дословном переводе термина “Government Relations”, то есть «связь с правительственными организациями». Такой перевод приводит к заключению, что в компетенцию GRспециалиста входит курирование органов исполнительной власти, то есть аппаратаправительства и профильные отрасли министерства. Зачастую данная ситуация приводит к тому, что сфера GR гораздо более обширна, чем кажетсяна первый взгляд. Понятие “Government”в данном смысле необходимо переводить не как «правительство», а в качестве «государственной системы управления», которая включает в себя все ветви государственной и муниципальной власти [1].Понятие “GR”тесно связано с другим важным понятием, как лоббизм. Итак, чаще всего под лоббизмом понимается институт политической системы, представляющий собой процесс по продвижению интересов частных лиц, корпоративных структур, а также представляющих их профессиональные лоббистские фирмы и общественные организации в органахгосударственной власти с целью добиться принятия выгодного для них политического решения [2]. В России данная сфера сталаприобретатьпрофессиональный и цивилизованныйхарактер сравнительно недавно. GRсреда в качестве сложной и цельной системы все еще находится на ранних стадиях формирования в российском обществе. Так, например, для сравнения, в США лоббизм осуществляется в соответствиис принятой еще в далеком 1989 г.первой поправкой к Конституции, гарантирующих право граждан обращаться в официальные органы с жалобами, а в 1876 г.был принят закон, согласно которому все те, кто осуществляет лоббистскую деятельность, должны заявить о себе, а также зарегистрироваться в нижней палате Парламента. Однако, не смотря на тот факт, что GRсреда, как сложная система, в России все еще находится на ранних стадиях формирования, уже сейчас имеется возможность выделить ее основные элементы, развитие которых определит важнейшие характеристики политической, а также коммуникативной деятельности государственных органов власти [3;4]. Основополагающим элементом GRсреды являются коммуникационные каналы, связывающие общество и государство. Известный исследователь политикокоммуникативных процессов Р.Ж. Шварценберг выделяет три типа подобных каналов. Первый связан, прежде всего, с ситуацией, когда коммуникация осуществляется через межличностное общение в качестве основного канала передачи или получения информации. Данный канал отличается эмоциональной связью между коммуникатором и адресатом, что делает его гораздо более эффективным, чем, например,средства массовой информации [5].Вторымне менее важным каналом государственной коммуникации является коммуникация через организации. Связующим звеном между управляющими и управляемымив данной ситуации служат политические партии, а такжегруппы интересов, которые опосредуют взаимоотношения между политической системой и средой. В настоящее время к данному каналу можно отнести разветвленную сеть научных и научноинформационных учреждений, объектом деятельности которых выступает изучение политики и накопление политической информации [6].Третьим, наиболее значимым и распространенным, каналом государственной коммуникации выступают средства массовой информации, которые с каждым днем играютвсе большую роль в распространении политической информации. Так, для государственного управления характерен особый стиль отношений с общественностью и средствами массовой информации, который определяется стремлением общественности узнаватьпосредством СМИситуацию, которая существует в государственных структурах и институтах [7].Характеризуя каналы информационного взаимодействия властных структур в современной России, можно отметить, что основным каналом информирования в системе государственного управления становятся СМИ, которым отдана, по сути, роль мощнейшего инструмента власти, при помощи которого она целенаправленно устанавливает политические правила и порядки. При всем этом повышение роли СМИ в качестве канала государственной коммуникации происходит на фоне фактического отсутствия информационного взаимодействия посредством других каналов [8].Что касается нормативноправой базы, которая регламентирует деятельность GRдеятельностьв широком смысле, то она не способна охватить все аспекты подобной деятельности. Так, во многих развитых странах мира практика лоббирования закреплена юридически, но в России закона о лоббизме нет: Такая ситуация во многом связана с тем фактом, что в российском обществе крайне негативно относятся к понятию «лоббизма». Попытки движения в данном направлении предпринимались еще с 1993 г.и были во многом связаны с обсуждением закона «О лоббизме». Последнийзаконопроект появился в Государственной думе в 2002 г. Он был заблокирован еще на самой ранней стадии. Через несколько лет, в 2008 г.,по указу президента Российской Федерации, Д. А. Медведева, был опубликован Национальный план по борьбе с коррупцией, в котором, в частности, идет речь о подготовке на основе изучения существующего механизма учета интересов политических партий, социальных групп, юридических и физических лиц при разработке федеральных законов, нормативного правового акта, регулирующего лоббистскую деятельность [9].В России особоширокоераспространениеGRменеджментполучилвсферевзаимодействиякрупногобизнесасорганами государственнойвластивтакихотраслях,как:металлургическая,нефтянаяигазоваяотрасль, телекоммуникационная, электроэнергетическая, автомобилестроительная,табачная,пивнаяифармацевтическая.Благодаря сильномуусилениюпозицийгосударстваиегоактивномудоминированиювполитическойиэкономическойсферах,модельвзаимоотношенийбизнесаивласти претерпела сильные изменения,что,всвоюочередь,привелокпотереполитического влияниянапринятиеключевыхэкономическихиполитическихрешенийпредставителейкрупногобизнеса.Вомногомданная ситуация привела к тому, что крупныероссийскиекомпаниидлятого,чтобыотстоятьизащититьсвоиэкономическиеинтересысталиприбегать к таким технологиям и практикам,каккоммуникационныйменеджмент,репутационныйменеджмент,инвестиционныйменеджмент(IR),ивособенностиGRменеджмент [10].GRдеятельностьвтелекоммуникационнойотраслиРоссиивызывает огромный общественный интерес.Обусловленон, прежде всего,рядомсущественныхфакторов,которыепредопределяютособуюрольэтой сферы.Кним,впервуюочередь,следуетотнести:
несоответствиенормативноправовогополястремительновнедряющимсяновымтехнологиям;
повышенное регулирование со стороны государства;
чрезмерноевлияниесиловыхиправоохранительныхведомств;
присутствиеиностранногокапитала,интересыкоторогоневсегдасовпадаютсагрессивнойполитикойроссийскихакционеров [11].Безусловнымилидерамиолигополистамиданнойотраслиявляютсятакие компании, как«Мегафон»,«Билайн»,«МТС». Этот факт связан спрочнымэкономикофинансовымположениемданныхпровайдеров,а также с грамотновыстроеннойструктуройпрямоговзаимодействиясвластьюиопределеннымирычагамидавлениянанеё [12].В настоящее время ради достижения поставленных технологических задач, если основываться на рекомендациях материалов Фонда эффективной политики, допускается использование методов, граничащих с нарушением действующего законодательства, и технологий подавления, не контролируемого властью информационного потока [13]. Таким образом, ключевыми элементами GRсреды в России, необходимыми для ее формирования, выступают:
коммуникационные каналы обществогосударство, включающие неформальные коммуникации, коммуникации организаций и коммуникации СМИ;
нормативноправовая база, призванная обозначить правовые рамки использования PRтехнологий государством и в отношении государства (в современной России она находится на ранних стадиях формирования);
PRтехнологии, обеспечивающие взаимодействие государстваи общества, зачастую применяемые для управления общественным мнением, но также и для обеспечения «обратной связи» государства и общества [14].Еще одной проблемой, характерной для особенностей отечественной GRсреды является низкая степень ее институционализации. Многие каналы коммуникации (в том числе наиболее эффективные) носят неформальный характер, что тем самым искажает общую картину восприятия властью общественного мнения. Однако нельзя не брать во внимание тот факт, что в настоящее время заметно стремление власти контролировать информационное поле, что такжевесьма негативно сказывается на коммуникациях власти и общества [15].Таким образом, в отличие от развитых стран (США, Канада, страны ЕС), в которых сформировалась полноценная система взаимодействия органов власти и бизнеса, в России отношения бизнеса и власти находятся на начальной стадии становления. Эффективному становлению GR–менеджмента препятствуют многие факторы и прежде всего то, что в Россииюридически данная сфера деятельности не закреплена. Российское общество негативно относится к лоббизму, отождествляя зачастую его с такими методами, как шантаж, давление и коррупция. Поэтому не только обществу необходимо признать неизбежность наличия лоббизма в стране, но и органам государственной власти.
До недавнего времени крупному бизнесу в России было выгодно играть без правил, по установившимся в определенных кругах приемам теневого лоббирования. Олигархи, обладая внушительными материальными ресурсами, использовали свои возможности для создания собственных политических платформ и могли корректировать правила, установленные властью. Однако политическая борьба –не удел бизнеса, так как она связана с неуправляемым риском. Крупный бизнес самой логикой своего развития заинтересован в прозрачном некоррумпированном государстве, политической стабильности, неизменяющихся нормах и правилах государственного регулированияэкономики страны, бесконфликтном сосуществовании различных слоев общества. Однакоэту позицию можно считать идеальной и «оторванной от действительности».
Отказаться от возможности решать свои проблемы на «особых» условиях, прибегая к методам теневого лоббирования, представителям крупного бизнеса непросто. Работать по узаконенным правилам и иметь равные шансы при отстаивании своих интересов во власти означает для многих олигархических структур потерю сверхдоходных позиций в бизнесе. Этим и объясняется непопулярность среди большинства крупных бизнесменов идеи законодательного урегулирования.Аналогичным образом, и властныеструктуры, повинуясь собственной бюрократической природе, не спешатввести в законные рамки свои отношения с бизнесом. Однако правила цивилизованного развития общества диктуют необходимость ответственной политики во взаимоотношениях власти, бизнеса и общества. В пакте между государством, бизнесом и обществом должны быть очерчены ясные и четкие взаимные обязательства, солидарная и персональная ответственность за принятиеи реализацию определенных решений, легитимные способы и методы достижения поставленных задач. Разрешению конфликта во взаимоотношенияхбизнеса и власти призван послужить, в частности, закон о правовом регулировании лоббистских отношений в России [16].Закон о лоббистской деятельности должен предоставить возможность выхода из тени нелегального лоббирования ипри этом вытекать из смысла статей 3, 29, 31–33, 37, 45, 46, 57, 62 и 104 Конституции РФ и развивать их, быть более регулятивным, понятным и максимально всеобъемлющим, чтобы на подзаконное регулирование оставалась совсем незначительная и техническипроцедурная часть норм, а в развитие федерального законодательства федеральные органы власти могли бы принять свои внутриведомственные акты, детализирующие порядок нахождения лоббистов в этих органах, получение необходимой информации [17].Необходимо принять рядзаконопроектов, регулирующих деятельность лоббизма, который поможет поднять российское государство на качественно новый политический уровень.
Ссылки на источники 1.Сморгунов Л.В. GRсвязи с государством. Теория, практика и механизмы взаимодействия бизнеса и гражданского общества с государством: учеб. –М.: Российская политическая энциклопедия, 2012. –408 с.2.Толмачева И.Н. Лоббизм порусски. Между бизнесом и властью. –М.: Эксмо,2011. –320 с.3.Шатилов А.Б.GR для эффективного бизнеса: учеб.пособие. –М.: Форум, 2011. –144 с.
4.Королюк Е.В. Институциональнохозяйственные факторы развития России // Экономические науки. –2011. –№ 78. –С. 35–38.5.Зимин В. GR в России: горизонтальная «вертикаль власти»// Прессслужба. –2009 –№ 11.6.Сенин В.В. GR и «лоббизм» в банковском секторе // Банковское обозрение. –2011. –№ 5. –С. 44–53.7.Зимин В. Указ. соч.8.Толмачева И. Н. Указ. соч.9.Сайт «ВСС Русская служба». –URL:www.bbc.co.uk(дата обращения 05.10.2014).10.Толмачева И. Н. Указ. соч.11.Сенин В. В. Указ. соч.12.Сайт «ВСС Русская служба».13.Фокин В.Ю. Особенности отношений бизнеса и власти в России// Мировой бизнес и политическая власть. –2013. –№ 4. –С. 50–58.14.Шатилов А. Б. Указ. соч.15.Сенин В. В. Указ. соч.16.Любимов А.П. История лоббизма в России. –М.: Фонд «Либеральная миссия», 2005. –С.4–10.17.Там же.
Denis Molodchy, theteacher of the cathedra economic and management, Branch FGBOU VPO “Kuban State University”, Tikhoretsk
mr.fronda@yandex.ruGR Management in Russia the main tendencies and problems of developmentAbstract. This article explores the role of lobbying activities in a publicprivate partnership and the necessity of the establishment of institutions and evolution lobbying, both in political and economic activities of public authorities, analyzes the basic techniques and methods of use of communication channels linking the state and society.Keywords:lobbying, GRmanagement, political Institutions, communication, business and government.
Рекомендованокпубликации:
КоролюкЕ. В., доктором экономических наук, заведующей кафедрой экономики и менеджмента филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет»в Тихорецке, г. Тихорецк