Подходы к оценке жизнедеятельности муниципального образования
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Алексеев
А.
В. Подходы к оценке жизнедеятельности муниципального образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – № S28. – С.
1–5. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/14823.htm.
Аннотация. Рассмотрены индикаторы социального, экономического и экологического благополучия элементов муниципального образования и подходы к оценке его жизнедеятельности.
Ключевые слова:
социально-экономические показатели, муниципалитет, устойчивость развития, жизнедеятельность муниципального образования
Текст статьи
Алексеев Алексей Викторович,кандидат экономических наук, преподаватель кафедры экономики и менеджмента филиала ФГОУ ВПО «Кубанский государственный университет», г.Тихорецкaav11@yandex.ru
Подходы к оценке жизнедеятельности муниципального образования
Аннотация. Рассмотрены индикаторы социального, экономического и экологического благополучия элементов муниципального образования иподходы к оценке его жизнедеятельности.Ключевые слова:социальноэкономические показатели, муниципалитет, устойчивость развития, жизнедеятельность муниципального образования.Раздел:(04) экономика.
В условиях экономической нестабильности перед социальноэкономическими системами разного уровня стоит множество проблем, решение которых в большинстве случаев заключается в переориентации систем управления на обеспечение их устойчивого развития.Прежде всего, это касается системы наблюдения за социальноэкономическим развитием муниципального образования, направленной на анализ воздействия внутренних и внешних факторов развития исследуемого территориального образования на его конкурентные преимущества и принятие решения по преобразованию механизма управления.В настоящее время в научной литературе подходы к формированию системы наблюдения за жизнедеятельностью муниципального образования предусматривают проведение периодических проверок только лишь некоторых аспектов устойчивости социальноэкономического развития территориального образования мезоуровня[1; 2]. В то же времяпри анализе жизнедеятельности муниципалитета, его устойчивого экономического развития исследователь сталкивается с проблемами информационного обеспечения. Недостаток информации об индикаторах функционирования и экономического развития, или ее избыточность и несвоевременность поступления затрудняют объективную оценку устойчивости развития [3; 4;5].При обеспечении устойчивости социальноэкономического развития муниципального образования необходимо проводить комплексный анализ внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на ее функционирование [6]. Решение задачи совокупного учета влияния социальноэкономических и экологических факторов на устойчивость социальноэкономического развития территориального образования осуществляется путем использования комплексного показателя экологического, экономического благополучия элементов системы в ее пределах (работники, население, природный потенциал, инфраструктура, производство, финансы и т.п.).Для оценки социальноэкономической ситуации, а также экологической комфортности условий жизнедеятельности населения муниципалитета важным является и принятие такого обобщающего интегрального показателя. Так как под устойчивостью развития территории [7] понимается обеспечение ее стабильного экономического роста, то данныйобобщающий интегральный показатель рассчитывается исходя из единицы ВРП. Знаменатель показателя благополучия экологоэкономической ситуации в муниципалитетах рассчитывается как сумма экономического ущерба окружающей среде и стоимости инженерных коммуникаций, включая стоимость очистных и природоохранных сооружений, помноженных на коэффициент обновления основных фондов. Комплексный коэффициент социальноэкономикоэкологического благополучия населения муниципалитета определяетсяпо формуле: Ку=ВРП(Уэ+Синж)∗Кос,где Ку коэффициент социальноэкономикоэкологического благополучия населения муниципалитета;ВРП валовой региональный продукт;Уэ сумма экономического ущерба окружающей среде;Синж стоимость инженерных коммуникаций;Кос коэффициент обновления основных средств.При этом необходимо отметить, что чем меньше приходится администрациям муниципальных образований расходовать денежные средства на возмещение экономического ущерба согласно реальной экологической ситуации, воспроизводство природных ресурсов и т.п., тем более благоприятная экологоэкономическая ситуация на территории муниципалитетов.Вместе с тем, при расчете комплексного показателя экологического, экономического благополучия элементов территориального образования в административных границах не анализируются финансовые ресурсы муниципального образования, которые используются на улучшение экологоэкономической ситуации в муниципалитетах, адекватности этих расходов и т.п.В связи с этим, возникает необходимость разработки показателей жизнедеятельности муниципальных образований экономического, социального и экологического характера, которые в совокупности дают обширную характеристику экономических, социальных процессов, протекающих в муниципалитетах и их экологического благополучия.Совокупный природный потенциал муниципалитета исследуется путем анализа степени загрязнения воздушного пространства, рек, водоемов, почвы [8] (валовой объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, твердые бытовые отходы на душу населения, объемы загрязняющих веществ рек, водоемов, почвы) иуровня потребления водных (потребление питьевой, технической воды), земельных и энергоресурсов (энергоэффективность, энергосбережение) и т.п. Указанные выше показатели жизнедеятельности муниципального образования показывают только негативную сторону влияния экологических, экономических и социальных факторов. Каждый из перечисленных выше индикаторов представляют собой систему показателей. С качественной точки зрения жизнеспособность территориального образования, которое представляет собой социальноэкономическую систему, характеризуется способностью или потенциалом развития [9;10]. Потенциал развития муниципалитета включает в себя комплекс природных, трудовых, финансовых, материальных, информационных и иных ресурсов хозяйствующих субъектов территории, осуществляющих производственнохозяйственную деятельность. В течение функционирования потенциала развития муниципалитета образуются социальноэкономические связи между предприятиями, организациями территориального образования на мезоуровне, определяющие уровень участия ресурсов хозяйствующих субъектов впроцесс развития муниципалитета. Именно растущие потребности населения и хозяйствующих субъектов [10] мотивируют устойчивый экономический рост территориальнолокализованного образования мезоуровня. Помимо перечисленных выше экологических и экономических показателей жизнеспособности муниципальных образований активно используют индикаторы эффективности использования потенциала исследуемого территориальнолокализованного образования мезоуровня [11]. Система экологических и экономических показателей жизнеспособности муниципальных образований включает в себя: численность населения, численность трудовых ресурсов, основные производственные и непроизводственные фонды, валовой региональный продукт, количество сырьевых, минеральных, водных, энергетических и иных ресурсов, объем выпуска промышленной, сельскохозяйственной продукции, объем предоставляемых услуг, количество городского транспорта, протяженность городских дорог и т.п.Перечисленные индикаторы эффективности использования потенциала исследуемого территориальнолокализованного образования мезоуровня, согласно системному подходу, образуют систему показателей, позволяющие проанализировать жизнеспособность муниципалитета.С точки зрения системного подхода анализируются элементы сложной системы, к которой можно отнести и территориальнолокализованное образование мезоуровня в целом. Исходя из этого, муниципальное образование представляет собой объединение взаимосвязанных друг с другом следующих подсистем: социальная подсистема (население муниципалитета), природный потенциал территории (природноресурсная среда), производственная подсистема (отрасли материального производства, производящие валовой региональный продукт), финансовоэкономическая подсистема (бюджет, внебюджетные фонды, банки, страховые компании и т.п., участвующие в движении денежных средств муниципального образования), организационноуправленческая подсистема (комплекс органов власти и контроля, осуществляющих функции управления территорией муниципального образования). Оценка функционирования каждой из перечисленных выше подсистем осуществляется системой показателей. Так,состояние социальной подсистемы характеризуется следующими показателями: уровень жизни и доходы населения региона, динамика его численности, структура населения (удельный вес численности экономически активного населения, незанятого населения, пенсионеров и т.п.), региональный прожиточный минимум, удельный вес численности трудоспособного населения по отраслям экономики, средняя заработная плата по городу и т.п.Природноресурсная среда муниципального образования оценивается с помощью системы экологических показателей. Оценка функционирования производственной подсистемы муниципалитета производится с помощью следующих показателей: объем выпуска промышленной продукции, объем сельскохозяйственного производства, объем предоставляемых услуг, показатели развития транспортных сетей, соотношение доходов и расходов муниципального бюджета инвестиционный мультипликатор, коэффициент финансовой независимости, соотношение внутреннего долга к внешнему уровень развития социальной, транспортной инфраструктуры и т.п.Финансовоэкономическая подсистема муниципалитета оценивается следующими показателями: соотношение доходной и расходной части бюджета муниципалитета, доля капитальных расходов, текущие доходы и расходы бюджета на душу населения и т.п.Состояние организационноуправленческой подсистемы характеризуется следующей системой показателей: показатель управляемости муниципального образования, представляющий собой соотношение количества принятых законодательных актов органов власти и количества уровней управления им, количество принимаемых программ социальноэкономического развития муниципального образования и т.п.Полученная в итоге применения системного подхода к оценке жизнеспособности муниципального образования [12] информация используется управленцами муниципального уровня для решения экономических, социальных, административных задач устойчивого развития муниципалитета. Помимо системного подхода к оценке жизнеспособности муниципального образования исследователи активно применяют и стратегический подход. Согласно стратегическому подходу к исследованию процессов городского развития разрабатываютсистему показателей, определяющие траекторию развития муниципального образования исходя из сложившейся конкретной ситуации. Такие показатели как уровень экономической активности населения, уровень безработицы [13], коэффициенты ввоза, вывоза и товарообмена, покупательская способность, уровень развития производственной, транспортной и социальной инфраструктуры и т.п.используют для разработки стратегического плана устойчивого развития территориальнолокализованного образования мезоуровня. Именно результатырасчетов рассмотренных выше показателей применяют как основу при формировании стратегических целей, разработки программсоциальноэкономического развития, как муниципального образования в целом, так и отдельных его элементов.
Также одним из важных подходов анализа устойчивости экономического развития и жизнедеятельности муниципального образования является кластерный подход, который подразумевает проведение учета взаимосвязи и взаимозависимости отдельных элементов территориальнолокализованного образованиямезоуровня, обеспечивает их высокий уровень функционирования за счет координации, эффекта охвата и диффузии [14; 15]. Каждое муниципальное образование имеет свойственный ему уровень развития инфраструктуры, источники ресурсов, получаемых организациями, предприятиями и т.п.той или иной территории. В связи с этим, эффект от использования кластерного подхода для выравнивания различных уровней развития муниципальных образований заключается в выявлении причины их возникновения. Согласно данному подходу органымуниципальной власти имеют возможность спрогнозировать результаты и эффективность мероприятий, направленных на развитие того или иного кластера муниципальной экономики. К кластерам муниципальной экономики можно отнести отдельные отрасли экономики территориальнолокального образования мезоуровня, городское хозяйство в целом, население муниципалитета и т.п.Применение кластерного подхода к оценке устойчивости развития муниципалитета позволяет выявить изменения издержек, прибыли и уровень конкурентоспособности кластера муниципальной экономики. Результатом этого является обеспечение устойчивого социальноэкономического развития территориальнолокализованного образования мезоуровня, которое заключается в росте занятости и доходов населения муниципального образования, а также увеличении налоговых поступлений в муниципальные бюджеты, решении социальных, экологических проблем и т.п. Показатели оценки эффективности использования потенциала развития муниципального образования классифицируются в зависимости от сформированных кластеров в границах муниципального образования.В связи с этим, кластерный подход должен составлять основу российской государственной региональной политики выравнивания различных уровней социальноэкономического развития муниципальных образований. Следовательно, будет наблюдаться повышение уровня конкурентоспособности организаций, предприятий и муниципального образования в целом, а также постепенное выравнивание уровней социальноэкономического развития муниципальных образований по основным показателям устойчивого развития и жизнеспособности территориально локализованного образования мезоуровня. Таким образом, каждый подход к оценке жизнеспособности муниципального образования имеет свою систему показателей, анализирующую существующую экономическую ситуацию и изменения социальноэкономического, экологического состояния территориальнолокализованного образования мезоуровня, необходимую для совершенствования инструментария планирования и прогнозирования устойчивого развития муниципального образования.
Ссылки на источники1.Базарова Л. А. Менеджмент устойчивого развития. М.: АСВ,2007. С. 118. 2.Коробкова З. В. Экономический механизм устойчивого развития предприятия в условиях растущей хозяйственной глобализации // Функционирование предприятий в российской экономике: проблемы и решения: сб. науч. тр. / под ред. В. В. Титова, В. Д. Марковой. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2006. С. 5768. 3.Источники и факторы риска производственного предприятия. URL: http://www.sifbd.ru/students/uchebn/ training_osn_business/sbas/glava5/2. 4.Управление капитализацией инвестиционных ресурсов воспроизводственного потенциала региональных экономических систем: коллективная монография / Российский университет кооперации, Краснодарский кооперативный институт (филиал). Краснодар, 2011. 5.Коломыц О. Н.,Попова Л. Н. Региональный аспект в социальноэкономическом развитии России: проблемы, оценки, меры // Экономика и предпринимательство. 2014. № 41. С. 253256. 6.Джавадов Р. Д. Статистическое исследование экономическойактивности населения в Азербайджане // Российское предпринимательство.2010. № 12. Вып. 2(174). С. 169174.7.Алексеев А. В. Оценка устойчивостиразвития региона// Проблемы устойчивости экономических и экологических проблем: региональный аспект/ под ред. А. Т. Тхакушинова, В. В. Акатова, С. Г. Чефранова. Майкоп: ООО «Качество», 2007.
8.Двинских С. А.,Зуаева Т. В. Оценка экологической ситуации в Пермской области с учетом интенсивности природопользования// Географический вестник. 2005. № 12. С. 1241379.Савенков Б. В. Оценка жизнеспособности муниципального образования: дис. канд. экон. наук: 08. 00. 05. М.: РГБ, 2003. 10.Koroljuk E. V. A change in character of rent strategic orientation in the development of Russian economy // Международныенаучныеисследования. 2011. № 12. С. 6162. 11.Гайнанов Д. А.,Тажитдинов И. А. Методологические основы исследования функционирования муниципальных образований // Вестн. Том. гос. унта. 2008. № 317. С. 171176. 12.Савенков Б. В. Оценка жизнеспособности муниципального образования: автореф.…канд. экон. наук. Челябинск, 200213.Джавадов Р. Д. Указ. соч. 14.Воробьев Д. Н. Регулирование асимметрии социальноэкономического развития муниципальных образований региона: автореф. … канд. экон. наук.Екатеринбург, 200515.Мезенцева Е. В. Методика сравнительной социальноэкономической оценки предпринимательства на субфедеральном уровне // Концепт: науч.метод. электрон. журн. 2012. № 9. С. 4953. URL: http://www.covenok.ru/koncept.
Alexey Alekseev,
Candidate of Economic Sciences, teacher of faculty, Branch FGBOU VPO "Kuban State University", Tikhoretskaav11@yandex.ruApproaches to assessing the activity of the municipalityAbstract.Considered indicators of social, economic and environmental wellbeing of the elements of the municipality and approaches to the assessment of his life. Keywords:socioeconomic indicators, municipality, sustainability, livelihoods municipality.
Рекомендовано к публикации:
Королюк Е. В., доктором экономических наук, заведующей кафедрой экономики и менеджмента филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет»в Тихорецке, г. Тихорецк
Подходы к оценке жизнедеятельности муниципального образования
Аннотация. Рассмотрены индикаторы социального, экономического и экологического благополучия элементов муниципального образования иподходы к оценке его жизнедеятельности.Ключевые слова:социальноэкономические показатели, муниципалитет, устойчивость развития, жизнедеятельность муниципального образования.Раздел:(04) экономика.
В условиях экономической нестабильности перед социальноэкономическими системами разного уровня стоит множество проблем, решение которых в большинстве случаев заключается в переориентации систем управления на обеспечение их устойчивого развития.Прежде всего, это касается системы наблюдения за социальноэкономическим развитием муниципального образования, направленной на анализ воздействия внутренних и внешних факторов развития исследуемого территориального образования на его конкурентные преимущества и принятие решения по преобразованию механизма управления.В настоящее время в научной литературе подходы к формированию системы наблюдения за жизнедеятельностью муниципального образования предусматривают проведение периодических проверок только лишь некоторых аспектов устойчивости социальноэкономического развития территориального образования мезоуровня[1; 2]. В то же времяпри анализе жизнедеятельности муниципалитета, его устойчивого экономического развития исследователь сталкивается с проблемами информационного обеспечения. Недостаток информации об индикаторах функционирования и экономического развития, или ее избыточность и несвоевременность поступления затрудняют объективную оценку устойчивости развития [3; 4;5].При обеспечении устойчивости социальноэкономического развития муниципального образования необходимо проводить комплексный анализ внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на ее функционирование [6]. Решение задачи совокупного учета влияния социальноэкономических и экологических факторов на устойчивость социальноэкономического развития территориального образования осуществляется путем использования комплексного показателя экологического, экономического благополучия элементов системы в ее пределах (работники, население, природный потенциал, инфраструктура, производство, финансы и т.п.).Для оценки социальноэкономической ситуации, а также экологической комфортности условий жизнедеятельности населения муниципалитета важным является и принятие такого обобщающего интегрального показателя. Так как под устойчивостью развития территории [7] понимается обеспечение ее стабильного экономического роста, то данныйобобщающий интегральный показатель рассчитывается исходя из единицы ВРП. Знаменатель показателя благополучия экологоэкономической ситуации в муниципалитетах рассчитывается как сумма экономического ущерба окружающей среде и стоимости инженерных коммуникаций, включая стоимость очистных и природоохранных сооружений, помноженных на коэффициент обновления основных фондов. Комплексный коэффициент социальноэкономикоэкологического благополучия населения муниципалитета определяетсяпо формуле: Ку=ВРП(Уэ+Синж)∗Кос,где Ку коэффициент социальноэкономикоэкологического благополучия населения муниципалитета;ВРП валовой региональный продукт;Уэ сумма экономического ущерба окружающей среде;Синж стоимость инженерных коммуникаций;Кос коэффициент обновления основных средств.При этом необходимо отметить, что чем меньше приходится администрациям муниципальных образований расходовать денежные средства на возмещение экономического ущерба согласно реальной экологической ситуации, воспроизводство природных ресурсов и т.п., тем более благоприятная экологоэкономическая ситуация на территории муниципалитетов.Вместе с тем, при расчете комплексного показателя экологического, экономического благополучия элементов территориального образования в административных границах не анализируются финансовые ресурсы муниципального образования, которые используются на улучшение экологоэкономической ситуации в муниципалитетах, адекватности этих расходов и т.п.В связи с этим, возникает необходимость разработки показателей жизнедеятельности муниципальных образований экономического, социального и экологического характера, которые в совокупности дают обширную характеристику экономических, социальных процессов, протекающих в муниципалитетах и их экологического благополучия.Совокупный природный потенциал муниципалитета исследуется путем анализа степени загрязнения воздушного пространства, рек, водоемов, почвы [8] (валовой объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, твердые бытовые отходы на душу населения, объемы загрязняющих веществ рек, водоемов, почвы) иуровня потребления водных (потребление питьевой, технической воды), земельных и энергоресурсов (энергоэффективность, энергосбережение) и т.п. Указанные выше показатели жизнедеятельности муниципального образования показывают только негативную сторону влияния экологических, экономических и социальных факторов. Каждый из перечисленных выше индикаторов представляют собой систему показателей. С качественной точки зрения жизнеспособность территориального образования, которое представляет собой социальноэкономическую систему, характеризуется способностью или потенциалом развития [9;10]. Потенциал развития муниципалитета включает в себя комплекс природных, трудовых, финансовых, материальных, информационных и иных ресурсов хозяйствующих субъектов территории, осуществляющих производственнохозяйственную деятельность. В течение функционирования потенциала развития муниципалитета образуются социальноэкономические связи между предприятиями, организациями территориального образования на мезоуровне, определяющие уровень участия ресурсов хозяйствующих субъектов впроцесс развития муниципалитета. Именно растущие потребности населения и хозяйствующих субъектов [10] мотивируют устойчивый экономический рост территориальнолокализованного образования мезоуровня. Помимо перечисленных выше экологических и экономических показателей жизнеспособности муниципальных образований активно используют индикаторы эффективности использования потенциала исследуемого территориальнолокализованного образования мезоуровня [11]. Система экологических и экономических показателей жизнеспособности муниципальных образований включает в себя: численность населения, численность трудовых ресурсов, основные производственные и непроизводственные фонды, валовой региональный продукт, количество сырьевых, минеральных, водных, энергетических и иных ресурсов, объем выпуска промышленной, сельскохозяйственной продукции, объем предоставляемых услуг, количество городского транспорта, протяженность городских дорог и т.п.Перечисленные индикаторы эффективности использования потенциала исследуемого территориальнолокализованного образования мезоуровня, согласно системному подходу, образуют систему показателей, позволяющие проанализировать жизнеспособность муниципалитета.С точки зрения системного подхода анализируются элементы сложной системы, к которой можно отнести и территориальнолокализованное образование мезоуровня в целом. Исходя из этого, муниципальное образование представляет собой объединение взаимосвязанных друг с другом следующих подсистем: социальная подсистема (население муниципалитета), природный потенциал территории (природноресурсная среда), производственная подсистема (отрасли материального производства, производящие валовой региональный продукт), финансовоэкономическая подсистема (бюджет, внебюджетные фонды, банки, страховые компании и т.п., участвующие в движении денежных средств муниципального образования), организационноуправленческая подсистема (комплекс органов власти и контроля, осуществляющих функции управления территорией муниципального образования). Оценка функционирования каждой из перечисленных выше подсистем осуществляется системой показателей. Так,состояние социальной подсистемы характеризуется следующими показателями: уровень жизни и доходы населения региона, динамика его численности, структура населения (удельный вес численности экономически активного населения, незанятого населения, пенсионеров и т.п.), региональный прожиточный минимум, удельный вес численности трудоспособного населения по отраслям экономики, средняя заработная плата по городу и т.п.Природноресурсная среда муниципального образования оценивается с помощью системы экологических показателей. Оценка функционирования производственной подсистемы муниципалитета производится с помощью следующих показателей: объем выпуска промышленной продукции, объем сельскохозяйственного производства, объем предоставляемых услуг, показатели развития транспортных сетей, соотношение доходов и расходов муниципального бюджета инвестиционный мультипликатор, коэффициент финансовой независимости, соотношение внутреннего долга к внешнему уровень развития социальной, транспортной инфраструктуры и т.п.Финансовоэкономическая подсистема муниципалитета оценивается следующими показателями: соотношение доходной и расходной части бюджета муниципалитета, доля капитальных расходов, текущие доходы и расходы бюджета на душу населения и т.п.Состояние организационноуправленческой подсистемы характеризуется следующей системой показателей: показатель управляемости муниципального образования, представляющий собой соотношение количества принятых законодательных актов органов власти и количества уровней управления им, количество принимаемых программ социальноэкономического развития муниципального образования и т.п.Полученная в итоге применения системного подхода к оценке жизнеспособности муниципального образования [12] информация используется управленцами муниципального уровня для решения экономических, социальных, административных задач устойчивого развития муниципалитета. Помимо системного подхода к оценке жизнеспособности муниципального образования исследователи активно применяют и стратегический подход. Согласно стратегическому подходу к исследованию процессов городского развития разрабатываютсистему показателей, определяющие траекторию развития муниципального образования исходя из сложившейся конкретной ситуации. Такие показатели как уровень экономической активности населения, уровень безработицы [13], коэффициенты ввоза, вывоза и товарообмена, покупательская способность, уровень развития производственной, транспортной и социальной инфраструктуры и т.п.используют для разработки стратегического плана устойчивого развития территориальнолокализованного образования мезоуровня. Именно результатырасчетов рассмотренных выше показателей применяют как основу при формировании стратегических целей, разработки программсоциальноэкономического развития, как муниципального образования в целом, так и отдельных его элементов.
Также одним из важных подходов анализа устойчивости экономического развития и жизнедеятельности муниципального образования является кластерный подход, который подразумевает проведение учета взаимосвязи и взаимозависимости отдельных элементов территориальнолокализованного образованиямезоуровня, обеспечивает их высокий уровень функционирования за счет координации, эффекта охвата и диффузии [14; 15]. Каждое муниципальное образование имеет свойственный ему уровень развития инфраструктуры, источники ресурсов, получаемых организациями, предприятиями и т.п.той или иной территории. В связи с этим, эффект от использования кластерного подхода для выравнивания различных уровней развития муниципальных образований заключается в выявлении причины их возникновения. Согласно данному подходу органымуниципальной власти имеют возможность спрогнозировать результаты и эффективность мероприятий, направленных на развитие того или иного кластера муниципальной экономики. К кластерам муниципальной экономики можно отнести отдельные отрасли экономики территориальнолокального образования мезоуровня, городское хозяйство в целом, население муниципалитета и т.п.Применение кластерного подхода к оценке устойчивости развития муниципалитета позволяет выявить изменения издержек, прибыли и уровень конкурентоспособности кластера муниципальной экономики. Результатом этого является обеспечение устойчивого социальноэкономического развития территориальнолокализованного образования мезоуровня, которое заключается в росте занятости и доходов населения муниципального образования, а также увеличении налоговых поступлений в муниципальные бюджеты, решении социальных, экологических проблем и т.п. Показатели оценки эффективности использования потенциала развития муниципального образования классифицируются в зависимости от сформированных кластеров в границах муниципального образования.В связи с этим, кластерный подход должен составлять основу российской государственной региональной политики выравнивания различных уровней социальноэкономического развития муниципальных образований. Следовательно, будет наблюдаться повышение уровня конкурентоспособности организаций, предприятий и муниципального образования в целом, а также постепенное выравнивание уровней социальноэкономического развития муниципальных образований по основным показателям устойчивого развития и жизнеспособности территориально локализованного образования мезоуровня. Таким образом, каждый подход к оценке жизнеспособности муниципального образования имеет свою систему показателей, анализирующую существующую экономическую ситуацию и изменения социальноэкономического, экологического состояния территориальнолокализованного образования мезоуровня, необходимую для совершенствования инструментария планирования и прогнозирования устойчивого развития муниципального образования.
Ссылки на источники1.Базарова Л. А. Менеджмент устойчивого развития. М.: АСВ,2007. С. 118. 2.Коробкова З. В. Экономический механизм устойчивого развития предприятия в условиях растущей хозяйственной глобализации // Функционирование предприятий в российской экономике: проблемы и решения: сб. науч. тр. / под ред. В. В. Титова, В. Д. Марковой. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2006. С. 5768. 3.Источники и факторы риска производственного предприятия. URL: http://www.sifbd.ru/students/uchebn/ training_osn_business/sbas/glava5/2. 4.Управление капитализацией инвестиционных ресурсов воспроизводственного потенциала региональных экономических систем: коллективная монография / Российский университет кооперации, Краснодарский кооперативный институт (филиал). Краснодар, 2011. 5.Коломыц О. Н.,Попова Л. Н. Региональный аспект в социальноэкономическом развитии России: проблемы, оценки, меры // Экономика и предпринимательство. 2014. № 41. С. 253256. 6.Джавадов Р. Д. Статистическое исследование экономическойактивности населения в Азербайджане // Российское предпринимательство.2010. № 12. Вып. 2(174). С. 169174.7.Алексеев А. В. Оценка устойчивостиразвития региона// Проблемы устойчивости экономических и экологических проблем: региональный аспект/ под ред. А. Т. Тхакушинова, В. В. Акатова, С. Г. Чефранова. Майкоп: ООО «Качество», 2007.
8.Двинских С. А.,Зуаева Т. В. Оценка экологической ситуации в Пермской области с учетом интенсивности природопользования// Географический вестник. 2005. № 12. С. 1241379.Савенков Б. В. Оценка жизнеспособности муниципального образования: дис. канд. экон. наук: 08. 00. 05. М.: РГБ, 2003. 10.Koroljuk E. V. A change in character of rent strategic orientation in the development of Russian economy // Международныенаучныеисследования. 2011. № 12. С. 6162. 11.Гайнанов Д. А.,Тажитдинов И. А. Методологические основы исследования функционирования муниципальных образований // Вестн. Том. гос. унта. 2008. № 317. С. 171176. 12.Савенков Б. В. Оценка жизнеспособности муниципального образования: автореф.…канд. экон. наук. Челябинск, 200213.Джавадов Р. Д. Указ. соч. 14.Воробьев Д. Н. Регулирование асимметрии социальноэкономического развития муниципальных образований региона: автореф. … канд. экон. наук.Екатеринбург, 200515.Мезенцева Е. В. Методика сравнительной социальноэкономической оценки предпринимательства на субфедеральном уровне // Концепт: науч.метод. электрон. журн. 2012. № 9. С. 4953. URL: http://www.covenok.ru/koncept.
Alexey Alekseev,
Candidate of Economic Sciences, teacher of faculty, Branch FGBOU VPO "Kuban State University", Tikhoretskaav11@yandex.ruApproaches to assessing the activity of the municipalityAbstract.Considered indicators of social, economic and environmental wellbeing of the elements of the municipality and approaches to the assessment of his life. Keywords:socioeconomic indicators, municipality, sustainability, livelihoods municipality.
Рекомендовано к публикации:
Королюк Е. В., доктором экономических наук, заведующей кафедрой экономики и менеджмента филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет»в Тихорецке, г. Тихорецк