Компетентностный и инновационный подходы к профилактике профессиональных деструкций преподавателя на стадии вхождения в профессию
Выпуск:
ART 14856
УДК
378.147
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Лобанова
А.
В. Компетентностный и инновационный подходы к профилактике профессиональных деструкций преподавателя на стадии вхождения в профессию // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – № S30. – С.
26–30. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/14856.htm.
Аннотация. В данной статье рассматриваются актуальные проблемы повышения качества профессионального образования. Определяются возможные пути повышения уровня подготовки специалистов, способных применять знания и умения в условиях профессиональной деятельности и востребованных на рынке труда.
Ключевые слова:
профессиональное развитие, способности, образовательная среда вуза, первичная оптация, профессионально обусловленная деструктивность личности преподавателя, инновационно-компетентностный подход, профессиональная ком-петентность
Текст статьи
Лобанова Анна Владимировна,кандидат психологических наук, доцент кафедры социальногуманитарных дисциплин филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» в г. Тихорецке, г. Тихорецкannalobanova@mail.ru
Компетентностный и инновационный подходы к профилактике профессиональных деструкций преподавателя на стадии вхождения в профессию
Аннотация.В данной статье рассматриваются актуальные проблемы повышения качества профессионального образования. Определяются возможные пути повышения уровня подготовки специалистов, способных применять знанияи умения в условиях профессиональной деятельности и востребованных на рынке труда.Ключевые слова:профессиональное развитие, образовательная среда вуза, способности, первичная оптация, профессионально обусловленная деструктивность личности преподавателя, инновационнокомпетентностный подход, профессиональная компетентность.Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Освоение личностью профессии неизбежно сопровождается изменениями в структуре субъекта деятельности. В концепциях профессионального становления и развития личности В. А. Бодрова, Э. Ф. Зеера, Е. А. Климова, А. К. Марковой, Л.М.Митиной признается разнонаправленность онтогенетических изменений личности в процессе выполнения профессиональной деятельности. Авторами отмечен дихотомический характер влияния профессии на формирование и развитие личности [1; 2; 3].С одной стороны,профессиональная деятельность положительно влияет на психику человека, задает направленность развития личности, формирует важнейшие стороны его индивидуальности, с другой оказывает негативное влияние на личность, разрушая ее целостность, снижая ее адаптивность и устойчивость. Это обусловлено тем, что,осваивая профессию, человек интенсивно развивает те качества, которые приводят к продуктивному результату деятельности, способствуют успешному ее выполнению, вместе с тем, структуры, которые не участвуют в этом процессе, изменяются: подавляются, разрушаются, деформируются. Таким образом, можно констатировать, что в процессе профессионализации у субъекта труда неизбежно развиваются профессиональные деструкции.Профессиональные деструкции сложные психологические образования, имеющие в научной литературе негативный оттенок. Структура, содержание и динамика деструкций проработаны с разной степенью глубины. Часто явление профессиональных деструкций описывается как синоним профессиональной дезадаптации, деформации, профессионального кризиса, сгорания. К наиболее общим факторам, инициирующим развитие профессиональных деструкций, ряд исследователей относят: возрастные изменения, профессиональную усталость, профессиональные заболевания и кризисы (А.К. Маркова, Э.Ф.Зеер), напряженные условия труда, интенсивное общение с другими людьми (В.Д. Небылицин, С.П.Безносов), нововведения (А.В. Филиппов) многолетнее выполнение одной и той же деятельности (А.М.Новиков) и др.Однако реалии таковы, что профессиональные деструкции личности наблюдаются уже у молодых специалистов, на стадии профессиональной адаптации. Так,отдельные проявления профессиональных деструкций выступают обязательным условием вхождения специалиста в профессиональное пространство.В период профессиональной адаптации молодой специалист учится жить в относительно новых для него социальнопрофессиональных условиях, находить свое место в коллективе, осваивает нормы и требования профессионального сообщества необходимые для того, чтобы окружающие сочли человека профессионалом, и сам он в структуру самосознания ввел критерии профессионализма, выстроил представление о себе как о компетентном специалисте [4].Понятие «адаптация» многоаспектно. Оно является одним из центральных в биологии, где используется, прежде всего, как «приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды». В психологии употребляются понятия «адаптация сенсорная» («приспособительное изменение чувствительности к интенсивности действующего на орган чувства раздражителя») и адаптация социальная [5]. Последнее понятие весьма интересно для нас в связи с темой данной статьи. Под социальной адаптацией понимается «процесс активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды и результат этого процесса».Труд сам по себе не является ценностью, он приобретает для личности определенное значение лишь как средство удовлетворения потребностей. Труд предполагает овладение человеком собственным поведением. В процессе интеграции человека с миром возникают новообразования, связанные с повышением эффективности саморегуляции, а в процессе дифференциации возникают новообразования, связанные с самоопределением человека в социокультурных условиях. Механизм освоения включает следующую закономерность: первоначально осуществляется усвоение какихто норм, правил, смыслов, адаптация к ним, на следующем этапе происходит испытание усвоенного, апробация, связанная со стремлением держаться «буквы закона», на третьем этапе предпринимаются попытки расшатать правила, накапливается опыт «нарушений правил», идет гибкое усвоение норм, правил, смыслов. И, наконец, происходит возврат к усвоенным нормам, правилам, смыслам, но на ином уровне осмысления. Этот процесс является общим для профессиональных ситуаций.Стаж работы до 3 лет определяетсякак «начало профессиональной социализации личности» и начало становления профессиональных деструкций. Причинами профессиональных деструкций, как правило, выступают: отсутствие необходимого профессионального опыта и квалификации, необходимость формировать определенное позитивное мнение окружающих о себе, постоянное пребывание в зоне оценивания, недостаточное представление о нормах профессионального поведения и неумение презентовать себя как специалиста, доработка требуемых навыков и умений, необходимость решать одновременно несколько важных задач характеризующихся двойственностью, при которых востребованы как положительные качества (стремление к самоактуализации, открытость, общительность, социальная смелость, проницательность и др.) так и качества противоположной модальности (зависимость, покорность, уступчивость потребность в лидере, опеке, руководстве, стремление к конформизму и др.).На основе нашего исследования выявлены следующие тенденции профессиональных деструкций на этапе адаптации педагогов к профессиональной деятельности: появление эмоционального выгорания, ранее отсутствующих негативных качеств (агрессивности, раздражительности, неудовлетворенности собой и др.), дезинтеграция профессионального развития, приводящая к появлению нереалистических целей, ложных смыслов труда [6].Психологическая поддержка и помощь педагогам на стадии адаптации к профессии должна заключаться в актуализации резервных, потенциальных возможностей специалиста, развитии чувства востребованности, помощь в освоении норм профессионального поведения, помощь в преодолении чувства профессиональной неполноценности, в формировании адекватной самооценки. В основном, поддержка должна заключаться в выработке новых целей профессиональной жизни.На сегодняшний день проблема избегания деструктивности в образовании весьма актуальна. Совершенно необходимо изменение подходов не только к качеству самого образования, но и к многоаспектной проблематике, сопряженной с новыми требованиями времени. Статистика в этом контексте неумолима. Только 45% специалистов выполняют профессиональную деятельность в рамках полученной квалификации. По данным органов Госстатистики за 2013 г., в России численность экономически активного населения составляет 75528,9 тыс. человек. 71391,5 тыс. человекэто среднегодовая численность занятых в экономике. И при этом 35 % от этого количества никогдане работали по специальности [7]. Эти печальные данные, к сожалению, тренд времени.Все многообразие факторов, детерминирующих профессиональные деструкции, условно разделяют на объективные, субъективные и субъективнообъективные, относя к первым социальноэкономическую ситуацию, профессиональнопространственную среду, общий характер профессиональной деятельности, к субъективным факторамличностные особенности субъекта труда, а к субъективнообъективнымкачество управления и профессионализм руководителей. Таким образом, проявления деструкций возникают в процессе многолетнего выполнения одной и той же профессиональной деятельности и в наибольшей степени развиваются у представителей социономических профессий (врачи, педагоги, юристы, руководители).Педагогическая деятельность, как сложная динамическая система, имеет свою специфическую структуру и отличается по своему содержанию от других видов деятельности своей полифункциональностью.Так, в деятельности преподавателя вуза выделяют такие составляющие как научная деятельность, педагогическая деятельности и другие виды деятельности (общественная, профориентационная, управленческая и др.). Главным результатом преподавательской деятельности является профессиональное развитие личности Результаты научной деятельности находят свое выражение в практической деятельности, в процессе которой преподаватель вуза, какую бы научную дисциплину он не преподавал, всетаки реализует цели профессиональной подготовки Наряду с общепринятыми функциями педагогической деятельности (проектировочная, информационная, прогностическая, конструктивная, организаторская, коммуникативная, контрольнооценочная) у преподавателя высшей школы выделяют и такую специфическую функцию как производственнотехническая Ее выполнение занимает у преподавателей достаточно заметное место при планировании и подготовке занятий, оборудования мастерских, при знакомстве с научнотехническойинформацией, участии в научных обществах, руководстве научным творчеством и т. п.Многофункциональность преподавательской деятельности, социальная значимость ее результативности (профессиональная подготовка и воспитание молодого поколения с учетом динамично изменяющейся экономической и политической жизни российского государства, новых стратегий развития общества) послужили лейтмотивом повышения требований к профессионализму, компетентности педагога, повышенного внимания к результативности его профессиональной деятельности, к его личностнопрофессиональному развитию.Профессиональное развитие детерминируется противоречиями различного рода. На стадии самоопределения происходит сопоставление знаний о себе и других, определенные качества понимаются в других и переносятся на себя, что обусловливает понимание необходимости собственных изменений и преобразований. На стадии самовыражения происходит соотнесение своего поведения с мотивацией, которую оно реализует.Как отмечалось нами выше, освоение личностью профессии неизбежно сопровождается изменениями в структуре субъекта деятельности. В концепциях профессионального становления и развития личности В.А.Бодрова, Э.Ф.Зеера, Е. А. Климова, А. К. Марковой, Л. М. Митиной признается разнонаправленность онтогенетических изменений личности в процессе выполнения профессиональной деятельности. Авторами отмечен дихотомический характер влияния профессии на формирование и развитие личности. С одной стороны, профессиональная деятельность положительно влияет на психику человека, задает направленность развития личности, формирует важнейшие стороны его индивидуальности, с другой оказывает негативное влияние на личность, разрушая ее целостность, снижая ее адаптивность и устойчивость. Это обусловлено тем, что, осваивая профессию, человек интенсивно развивает те качества, которые приводят к продуктивному результату деятельности, способствуют успешному ее выполнению, вместе с тем, структуры, которые не участвуют в этом процессе, изменяются: подавляются, разрушаются, деформируются. Таким образом, можно констатировать, что на стадии профессионализации у субъекта труда неизбежно развиваются профессиональные деструкции. Деструкция (лат. destruction) разрушение, нарушение нормальной структуры чеголибо.Абсолютно очевидна необходимость реализации развивающих функций профессиональноличностного развития.Развивающая функциясостоит в формировании профессионально важных свойств и ключевых квалификаций. Их развитие это залог успешного освоения профессиональной деятельности, подготовка конкурентоспособного и профессионально мобильного специалиста.Для оптимизации процесса вхождения в профессию целесообразны не только диагностика профессиональной направленности, обученности, воспитанности, проектировочная деятельность, личностноориентированное профессиональное обучение, социальнопрофессиональное воспитание; производственнотехнологическая деятельность, но и, безусловно, повышение профессиональнопедагогической квалификации; инновационная деятельность.В контексте решения типовых профессиональнопедагогических задач большое внимание должно быть уделено проектированию профессиональнообразовательного процесса; дидактическому и материальнотехническому обеспечению учебнопрофессионального процесса; организации и осуществлению познавательной и учебнопрофессиональной деятельности учащихся; мониторингу учебновоспитательного процесса, профессиональному развитию личности студента; профессиональной ориентации; организации и осуществлению профессиональнотехнологической деятельности; диагностике направленности, компетентности, профессионально важных качеств личности обучающегося; управлению и организации самоуправления студенческим коллективом; формирование проектировочных умений.Помимо вышеперечисленных детерминант весьма актуален состав профессиональнопедагогических умений и профессионально важных качеств. Конкретные умения служат для обеспечения основных функций педагогической деятельности и разделяются на следующие виды: гностические, идеологические, дидактические, организационнометодические, коммуникативные, прогностические, рефлексивные, общепрофессиональные, конструктивные, технологические, специальные. Конкретные умения и профессионально важные качества объединяются в ключевые квалификации, что способствует формированию целостности деятельности.Наиболее близкой к проблеме нашего исследования является концепция профессионального развития Л. М.Митиной. Данная концепция построена на двух моделях модели адаптивного поведения и модели профессионального развития.В русле модели адаптивного поведения профессиональное функционирование детерминируется противоречиями между требованиями профессионального сообщества к профессиональной деятельности и возможностями личностиНа первой стадии профессиональной адаптации возросшие требования деятельности вступают в противоречие со сформированными в процессе обучения характеристиками личности, знаниями и умениями.На стадии профессионального становления необходимость приспособления к внешним требованиям вступает в противоречие с выработанными индивидуальным стилем деятельности и общения, способами выполнения деятельности. На третьей стадии профессиональной стагнации за счет эксплуатации стереотипов и, шаблонов возникают предпосылки для снижения активности, невосприимчивости к новому.Главным мотивационным фактором развития является стремление к возможно более полной реализации своих возможностей. На третьей стадиистадии самореализацииформируется жизненная философия себя как профессионала, осознается смысл жизни. Понимая односторонность профессионального развития, личность выходит за рамки своей профессии, чем удовлетворяет свою потребность во всестороннем развитии [8].В таких условиях система образования должна изменить вектор своего движения в сторону инноваций и повышения компетентностного наполнения высшего профессионального образования. Курсы повышения квалификации не должны превращаться в профанацию. Многие ученые, занимающиеся данной проблемой, в своих исследованиях иллюстрируют эту необходимость [9; 10; 11; 12; 13; 14; 15].Интерактивность и инноватика это тот ресурс, который позволит и у студентов сформировать готовность к инновационной деятельности и избежать наслоения все новых проблем на уже имеющиеся в современном высшем и профессиональном образовании.Совершенно очевидна и необходимость инновационных подходов к оценке качества дополнительного образования. Это должен быть не только внутренний мониторинг качества в контексте компетентностного подхода, но и, безусловно, внешняя независимая экспертиза, включающая в свой состав работодателей, общественные организации и объединения, имеющие все права на проведение профессиональнообщественной аккредитации образовательных программ различного уровня.
Ссылки на источники1.Бакланов Н.К. Профессиональная адаптация молодого учителя // Профессиональная деформация и проблемы профессионализма: сб. науч. тр. Вып.6.М.: Высшая школа социальноуправленческого консалтинга,2003.2.ЗеерЭ.Ф. Психология профессий. М.: Академический проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.С. 240.3.МарковаА. К. Психология профессионализма. М., 1996. С. 147.4.Лобанова А.В. Эмпирическое исследование профессиональных деструкций преподавателя высшей школы // Успехи современного естествознания: науч.теорет. журн. 2007. № 3.Развитие научного потенциала высшей школы, II научная международная конференция, 411 марта 2008г., Объединенные Арабские Эмираты. С. 9596.5.Краткий психологический словарь / под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1985. С.89.6.Лобанова А. В. Эмпирическое исследование…7.http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/8.Лобанова А.В. Профессионально обусловленные деструкции личности преподавателя высшей школы и способы их коррекции: дис. …канд.психол.наук / Московский психологосоциальный институт.М., 20089.Дегтярева Е.А. Личностные и профессиональные характеристики современного преподавателя высшей школы // Глобальный научный потенциал. 2013. № 9 (30). С.1012.10.Дегтярева Е.А. Личностноразвивающая направленность инновационных процессов в высшей профессиональной школе // Перспективы науки. 2013. № 9 (48). С.4548.11.Пьянкова Н.Г., Матвиюк В.М. Педагогические условия совершенствования подготовки бакалавров экономики к инновационной профессиональной деятельности // Концепт. 2014. Т. 20. С. 17411745.12.Матвиюк В.М. Интерактивные формы обучения как важнейший компонент организации учебного процесса на современном этапе // Первые шаги в науку: современные проблемы и перспективы развития: материалы I (первой) краевой науч.практ.конф.преподавателей и студентов среднего профессионального образования. Краснодар, 2013. С. 138142.13.Пьянкова Н.Г. Формирование готовности студентов негосударственного вуза к инновационной профессиональной деятельности: автореф.дис.…кандидата пед.наук / Дагестанский государственный педагогический университет.Махачкала, 200914.Горовая В.И., Пьянкова Н.Г. О подготовке студентов к инновационной профессиональной деятельности // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2008. Т. 14. № 2. С. 5157.15.Сердюк И.И. Повышение качества профессионального образования// Первые шаги в науку: современные проблемы и перспективы развития: материалы I (первой) краевой науч.практ.конф.преподавателей и студентов среднего профессионального образования. Краснодар: ЦНТИ, 2013. 250 с.
AnnaLobanovа,Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of social and humanitarian disciplines, branch of Federal STATE budgetary educational institution of higher professional education "Kuban state University" in Tihoreckannalobanova@mail.ruCompetence and innovative approaches to the prevention of selfdestruction teacher at the stage of entry into the professionAbstract.This article discusses actual problems of improvement of quality of professional education. Identifies possible ways to increase the level of training of specialists able to apply knowledge and skills in terms of professional activity and demanin the labour market.
Keywords:professional development, educational environment of the University, faculties, primary option, professionally due to the destructiveness of teacher's personality, innovation and competencebased approach, professional competence.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Компетентностный и инновационный подходы к профилактике профессиональных деструкций преподавателя на стадии вхождения в профессию
Аннотация.В данной статье рассматриваются актуальные проблемы повышения качества профессионального образования. Определяются возможные пути повышения уровня подготовки специалистов, способных применять знанияи умения в условиях профессиональной деятельности и востребованных на рынке труда.Ключевые слова:профессиональное развитие, образовательная среда вуза, способности, первичная оптация, профессионально обусловленная деструктивность личности преподавателя, инновационнокомпетентностный подход, профессиональная компетентность.Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Освоение личностью профессии неизбежно сопровождается изменениями в структуре субъекта деятельности. В концепциях профессионального становления и развития личности В. А. Бодрова, Э. Ф. Зеера, Е. А. Климова, А. К. Марковой, Л.М.Митиной признается разнонаправленность онтогенетических изменений личности в процессе выполнения профессиональной деятельности. Авторами отмечен дихотомический характер влияния профессии на формирование и развитие личности [1; 2; 3].С одной стороны,профессиональная деятельность положительно влияет на психику человека, задает направленность развития личности, формирует важнейшие стороны его индивидуальности, с другой оказывает негативное влияние на личность, разрушая ее целостность, снижая ее адаптивность и устойчивость. Это обусловлено тем, что,осваивая профессию, человек интенсивно развивает те качества, которые приводят к продуктивному результату деятельности, способствуют успешному ее выполнению, вместе с тем, структуры, которые не участвуют в этом процессе, изменяются: подавляются, разрушаются, деформируются. Таким образом, можно констатировать, что в процессе профессионализации у субъекта труда неизбежно развиваются профессиональные деструкции.Профессиональные деструкции сложные психологические образования, имеющие в научной литературе негативный оттенок. Структура, содержание и динамика деструкций проработаны с разной степенью глубины. Часто явление профессиональных деструкций описывается как синоним профессиональной дезадаптации, деформации, профессионального кризиса, сгорания. К наиболее общим факторам, инициирующим развитие профессиональных деструкций, ряд исследователей относят: возрастные изменения, профессиональную усталость, профессиональные заболевания и кризисы (А.К. Маркова, Э.Ф.Зеер), напряженные условия труда, интенсивное общение с другими людьми (В.Д. Небылицин, С.П.Безносов), нововведения (А.В. Филиппов) многолетнее выполнение одной и той же деятельности (А.М.Новиков) и др.Однако реалии таковы, что профессиональные деструкции личности наблюдаются уже у молодых специалистов, на стадии профессиональной адаптации. Так,отдельные проявления профессиональных деструкций выступают обязательным условием вхождения специалиста в профессиональное пространство.В период профессиональной адаптации молодой специалист учится жить в относительно новых для него социальнопрофессиональных условиях, находить свое место в коллективе, осваивает нормы и требования профессионального сообщества необходимые для того, чтобы окружающие сочли человека профессионалом, и сам он в структуру самосознания ввел критерии профессионализма, выстроил представление о себе как о компетентном специалисте [4].Понятие «адаптация» многоаспектно. Оно является одним из центральных в биологии, где используется, прежде всего, как «приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды». В психологии употребляются понятия «адаптация сенсорная» («приспособительное изменение чувствительности к интенсивности действующего на орган чувства раздражителя») и адаптация социальная [5]. Последнее понятие весьма интересно для нас в связи с темой данной статьи. Под социальной адаптацией понимается «процесс активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды и результат этого процесса».Труд сам по себе не является ценностью, он приобретает для личности определенное значение лишь как средство удовлетворения потребностей. Труд предполагает овладение человеком собственным поведением. В процессе интеграции человека с миром возникают новообразования, связанные с повышением эффективности саморегуляции, а в процессе дифференциации возникают новообразования, связанные с самоопределением человека в социокультурных условиях. Механизм освоения включает следующую закономерность: первоначально осуществляется усвоение какихто норм, правил, смыслов, адаптация к ним, на следующем этапе происходит испытание усвоенного, апробация, связанная со стремлением держаться «буквы закона», на третьем этапе предпринимаются попытки расшатать правила, накапливается опыт «нарушений правил», идет гибкое усвоение норм, правил, смыслов. И, наконец, происходит возврат к усвоенным нормам, правилам, смыслам, но на ином уровне осмысления. Этот процесс является общим для профессиональных ситуаций.Стаж работы до 3 лет определяетсякак «начало профессиональной социализации личности» и начало становления профессиональных деструкций. Причинами профессиональных деструкций, как правило, выступают: отсутствие необходимого профессионального опыта и квалификации, необходимость формировать определенное позитивное мнение окружающих о себе, постоянное пребывание в зоне оценивания, недостаточное представление о нормах профессионального поведения и неумение презентовать себя как специалиста, доработка требуемых навыков и умений, необходимость решать одновременно несколько важных задач характеризующихся двойственностью, при которых востребованы как положительные качества (стремление к самоактуализации, открытость, общительность, социальная смелость, проницательность и др.) так и качества противоположной модальности (зависимость, покорность, уступчивость потребность в лидере, опеке, руководстве, стремление к конформизму и др.).На основе нашего исследования выявлены следующие тенденции профессиональных деструкций на этапе адаптации педагогов к профессиональной деятельности: появление эмоционального выгорания, ранее отсутствующих негативных качеств (агрессивности, раздражительности, неудовлетворенности собой и др.), дезинтеграция профессионального развития, приводящая к появлению нереалистических целей, ложных смыслов труда [6].Психологическая поддержка и помощь педагогам на стадии адаптации к профессии должна заключаться в актуализации резервных, потенциальных возможностей специалиста, развитии чувства востребованности, помощь в освоении норм профессионального поведения, помощь в преодолении чувства профессиональной неполноценности, в формировании адекватной самооценки. В основном, поддержка должна заключаться в выработке новых целей профессиональной жизни.На сегодняшний день проблема избегания деструктивности в образовании весьма актуальна. Совершенно необходимо изменение подходов не только к качеству самого образования, но и к многоаспектной проблематике, сопряженной с новыми требованиями времени. Статистика в этом контексте неумолима. Только 45% специалистов выполняют профессиональную деятельность в рамках полученной квалификации. По данным органов Госстатистики за 2013 г., в России численность экономически активного населения составляет 75528,9 тыс. человек. 71391,5 тыс. человекэто среднегодовая численность занятых в экономике. И при этом 35 % от этого количества никогдане работали по специальности [7]. Эти печальные данные, к сожалению, тренд времени.Все многообразие факторов, детерминирующих профессиональные деструкции, условно разделяют на объективные, субъективные и субъективнообъективные, относя к первым социальноэкономическую ситуацию, профессиональнопространственную среду, общий характер профессиональной деятельности, к субъективным факторамличностные особенности субъекта труда, а к субъективнообъективнымкачество управления и профессионализм руководителей. Таким образом, проявления деструкций возникают в процессе многолетнего выполнения одной и той же профессиональной деятельности и в наибольшей степени развиваются у представителей социономических профессий (врачи, педагоги, юристы, руководители).Педагогическая деятельность, как сложная динамическая система, имеет свою специфическую структуру и отличается по своему содержанию от других видов деятельности своей полифункциональностью.Так, в деятельности преподавателя вуза выделяют такие составляющие как научная деятельность, педагогическая деятельности и другие виды деятельности (общественная, профориентационная, управленческая и др.). Главным результатом преподавательской деятельности является профессиональное развитие личности Результаты научной деятельности находят свое выражение в практической деятельности, в процессе которой преподаватель вуза, какую бы научную дисциплину он не преподавал, всетаки реализует цели профессиональной подготовки Наряду с общепринятыми функциями педагогической деятельности (проектировочная, информационная, прогностическая, конструктивная, организаторская, коммуникативная, контрольнооценочная) у преподавателя высшей школы выделяют и такую специфическую функцию как производственнотехническая Ее выполнение занимает у преподавателей достаточно заметное место при планировании и подготовке занятий, оборудования мастерских, при знакомстве с научнотехническойинформацией, участии в научных обществах, руководстве научным творчеством и т. п.Многофункциональность преподавательской деятельности, социальная значимость ее результативности (профессиональная подготовка и воспитание молодого поколения с учетом динамично изменяющейся экономической и политической жизни российского государства, новых стратегий развития общества) послужили лейтмотивом повышения требований к профессионализму, компетентности педагога, повышенного внимания к результативности его профессиональной деятельности, к его личностнопрофессиональному развитию.Профессиональное развитие детерминируется противоречиями различного рода. На стадии самоопределения происходит сопоставление знаний о себе и других, определенные качества понимаются в других и переносятся на себя, что обусловливает понимание необходимости собственных изменений и преобразований. На стадии самовыражения происходит соотнесение своего поведения с мотивацией, которую оно реализует.Как отмечалось нами выше, освоение личностью профессии неизбежно сопровождается изменениями в структуре субъекта деятельности. В концепциях профессионального становления и развития личности В.А.Бодрова, Э.Ф.Зеера, Е. А. Климова, А. К. Марковой, Л. М. Митиной признается разнонаправленность онтогенетических изменений личности в процессе выполнения профессиональной деятельности. Авторами отмечен дихотомический характер влияния профессии на формирование и развитие личности. С одной стороны, профессиональная деятельность положительно влияет на психику человека, задает направленность развития личности, формирует важнейшие стороны его индивидуальности, с другой оказывает негативное влияние на личность, разрушая ее целостность, снижая ее адаптивность и устойчивость. Это обусловлено тем, что, осваивая профессию, человек интенсивно развивает те качества, которые приводят к продуктивному результату деятельности, способствуют успешному ее выполнению, вместе с тем, структуры, которые не участвуют в этом процессе, изменяются: подавляются, разрушаются, деформируются. Таким образом, можно констатировать, что на стадии профессионализации у субъекта труда неизбежно развиваются профессиональные деструкции. Деструкция (лат. destruction) разрушение, нарушение нормальной структуры чеголибо.Абсолютно очевидна необходимость реализации развивающих функций профессиональноличностного развития.Развивающая функциясостоит в формировании профессионально важных свойств и ключевых квалификаций. Их развитие это залог успешного освоения профессиональной деятельности, подготовка конкурентоспособного и профессионально мобильного специалиста.Для оптимизации процесса вхождения в профессию целесообразны не только диагностика профессиональной направленности, обученности, воспитанности, проектировочная деятельность, личностноориентированное профессиональное обучение, социальнопрофессиональное воспитание; производственнотехнологическая деятельность, но и, безусловно, повышение профессиональнопедагогической квалификации; инновационная деятельность.В контексте решения типовых профессиональнопедагогических задач большое внимание должно быть уделено проектированию профессиональнообразовательного процесса; дидактическому и материальнотехническому обеспечению учебнопрофессионального процесса; организации и осуществлению познавательной и учебнопрофессиональной деятельности учащихся; мониторингу учебновоспитательного процесса, профессиональному развитию личности студента; профессиональной ориентации; организации и осуществлению профессиональнотехнологической деятельности; диагностике направленности, компетентности, профессионально важных качеств личности обучающегося; управлению и организации самоуправления студенческим коллективом; формирование проектировочных умений.Помимо вышеперечисленных детерминант весьма актуален состав профессиональнопедагогических умений и профессионально важных качеств. Конкретные умения служат для обеспечения основных функций педагогической деятельности и разделяются на следующие виды: гностические, идеологические, дидактические, организационнометодические, коммуникативные, прогностические, рефлексивные, общепрофессиональные, конструктивные, технологические, специальные. Конкретные умения и профессионально важные качества объединяются в ключевые квалификации, что способствует формированию целостности деятельности.Наиболее близкой к проблеме нашего исследования является концепция профессионального развития Л. М.Митиной. Данная концепция построена на двух моделях модели адаптивного поведения и модели профессионального развития.В русле модели адаптивного поведения профессиональное функционирование детерминируется противоречиями между требованиями профессионального сообщества к профессиональной деятельности и возможностями личностиНа первой стадии профессиональной адаптации возросшие требования деятельности вступают в противоречие со сформированными в процессе обучения характеристиками личности, знаниями и умениями.На стадии профессионального становления необходимость приспособления к внешним требованиям вступает в противоречие с выработанными индивидуальным стилем деятельности и общения, способами выполнения деятельности. На третьей стадии профессиональной стагнации за счет эксплуатации стереотипов и, шаблонов возникают предпосылки для снижения активности, невосприимчивости к новому.Главным мотивационным фактором развития является стремление к возможно более полной реализации своих возможностей. На третьей стадиистадии самореализацииформируется жизненная философия себя как профессионала, осознается смысл жизни. Понимая односторонность профессионального развития, личность выходит за рамки своей профессии, чем удовлетворяет свою потребность во всестороннем развитии [8].В таких условиях система образования должна изменить вектор своего движения в сторону инноваций и повышения компетентностного наполнения высшего профессионального образования. Курсы повышения квалификации не должны превращаться в профанацию. Многие ученые, занимающиеся данной проблемой, в своих исследованиях иллюстрируют эту необходимость [9; 10; 11; 12; 13; 14; 15].Интерактивность и инноватика это тот ресурс, который позволит и у студентов сформировать готовность к инновационной деятельности и избежать наслоения все новых проблем на уже имеющиеся в современном высшем и профессиональном образовании.Совершенно очевидна и необходимость инновационных подходов к оценке качества дополнительного образования. Это должен быть не только внутренний мониторинг качества в контексте компетентностного подхода, но и, безусловно, внешняя независимая экспертиза, включающая в свой состав работодателей, общественные организации и объединения, имеющие все права на проведение профессиональнообщественной аккредитации образовательных программ различного уровня.
Ссылки на источники1.Бакланов Н.К. Профессиональная адаптация молодого учителя // Профессиональная деформация и проблемы профессионализма: сб. науч. тр. Вып.6.М.: Высшая школа социальноуправленческого консалтинга,2003.2.ЗеерЭ.Ф. Психология профессий. М.: Академический проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.С. 240.3.МарковаА. К. Психология профессионализма. М., 1996. С. 147.4.Лобанова А.В. Эмпирическое исследование профессиональных деструкций преподавателя высшей школы // Успехи современного естествознания: науч.теорет. журн. 2007. № 3.Развитие научного потенциала высшей школы, II научная международная конференция, 411 марта 2008г., Объединенные Арабские Эмираты. С. 9596.5.Краткий психологический словарь / под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1985. С.89.6.Лобанова А. В. Эмпирическое исследование…7.http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/8.Лобанова А.В. Профессионально обусловленные деструкции личности преподавателя высшей школы и способы их коррекции: дис. …канд.психол.наук / Московский психологосоциальный институт.М., 20089.Дегтярева Е.А. Личностные и профессиональные характеристики современного преподавателя высшей школы // Глобальный научный потенциал. 2013. № 9 (30). С.1012.10.Дегтярева Е.А. Личностноразвивающая направленность инновационных процессов в высшей профессиональной школе // Перспективы науки. 2013. № 9 (48). С.4548.11.Пьянкова Н.Г., Матвиюк В.М. Педагогические условия совершенствования подготовки бакалавров экономики к инновационной профессиональной деятельности // Концепт. 2014. Т. 20. С. 17411745.12.Матвиюк В.М. Интерактивные формы обучения как важнейший компонент организации учебного процесса на современном этапе // Первые шаги в науку: современные проблемы и перспективы развития: материалы I (первой) краевой науч.практ.конф.преподавателей и студентов среднего профессионального образования. Краснодар, 2013. С. 138142.13.Пьянкова Н.Г. Формирование готовности студентов негосударственного вуза к инновационной профессиональной деятельности: автореф.дис.…кандидата пед.наук / Дагестанский государственный педагогический университет.Махачкала, 200914.Горовая В.И., Пьянкова Н.Г. О подготовке студентов к инновационной профессиональной деятельности // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2008. Т. 14. № 2. С. 5157.15.Сердюк И.И. Повышение качества профессионального образования// Первые шаги в науку: современные проблемы и перспективы развития: материалы I (первой) краевой науч.практ.конф.преподавателей и студентов среднего профессионального образования. Краснодар: ЦНТИ, 2013. 250 с.
AnnaLobanovа,Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of social and humanitarian disciplines, branch of Federal STATE budgetary educational institution of higher professional education "Kuban state University" in Tihoreckannalobanova@mail.ruCompetence and innovative approaches to the prevention of selfdestruction teacher at the stage of entry into the professionAbstract.This article discusses actual problems of improvement of quality of professional education. Identifies possible ways to increase the level of training of specialists able to apply knowledge and skills in terms of professional activity and demanin the labour market.
Keywords:professional development, educational environment of the University, faculties, primary option, professionally due to the destructiveness of teacher's personality, innovation and competencebased approach, professional competence.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»