Научно-методические аспекты изучения раздела «Атмосфера» в курсе общего землеведения

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Февралева Н. И. Научно-методические аспекты изучения раздела «Атмосфера» в курсе общего землеведения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 12. – С. 166–170. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54139.htm.
Аннотация. В статье рассмотрены научно-методические аспекты изучения раздела «Атмосфера» в курсе общего землеведения студентами-географами педагогических университетов. Отражены особенности содержания и структуры данного курса.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Февралева Наталья Ивановна,кандидат географических наук, доцент кафедры географии, географического и геоэкологического образования, Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г. Нижний Новгородirinadzr52@mail.ru

Научнометодические аспекты изучения раздела «Атмосфера»

в курсе общего землеведения

Аннотация.В статье рассмотрены научнометодические аспекты изучения раздела «Атмосфера» в курсе общего землеведения студентамигеографами педагогических университетов. Отражены особенности содержания и структуры данного курса.Ключевые слова:общее землеведение, физическая география, атмосфера.

В системе базовых дисциплин учебного плана факультетов, готовящихучителей географии, курсу «Общее землеведение» принадлежит весьма существенное место. Он является звеном физикогеографического цикла дисциплин: общее землеведение –физическая география материков и океанов –физическая география России, т.е. системы знаний о природе Земли, необходимых современному учителю географии. Все три курса, составляющие цикл, объединены общностью объектов изучения (природные системы различных рангов), единством терминологии и понятийного аппарата, а также общностью исходных теоретических положений. В то же время каждый из них обладает определенной спецификой и решает конкретные образовательные задачи.Цельюосвоения дисциплины «Общее землеведение» является формирование глубокого и сознательного представления о Земле как космическом теле и составляющих планету компонентных оболочках.Освоение этой дисциплины позволяет создать общие представления о строении различных сфер географической оболочки Земли и комплексе процессов, происходящих в них, их взаимосвязи и взаимообусловленности.Для освоения дисциплины «Общее землеведение» студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения географических курсов школьной программы. Курс общего землеведения построен на данных целого ряда наук: геологии, геофизики, геоморфологии, климатологии, океанологии, гляциологии, ландшафтоведения и других, позволяющих изучать Землю с присущими ей особенностями, выявляя закономерности процессов и явлений.

Данный курс обладает некоторыми особенностями содержания и структуры,которые дают основание говорить о его значении не только с точки зрения физической географии, в нём очень большое внимание уделено человеку. В настоящее время решение физикогеографических проблем без учёта деятельности человеческого общества невозможно, и это находит отражение в преподавании физикогеографических дисциплин. В курсе общего землеведения освещаются результаты воздействия человеческого общества на природу и рассматриваются связанные с этим глобальные и региональные экологические проблемы. Глобальный объём материала, и многоплановость курса обуславливают его большую роль в формировании эрудиции будущего учителя географии.Курс общего землеведения комплексная географическая дисциплина, посвящённая изучению окружающей нас природы во всём её многообразии. Как и всякая комплексная наука, общее землеведение начинается с изучения частных сфер, составляющих географическую оболочку: атмосферы, гидросферы, литосферы и образованного ею рельефа земли, биосферы. В настоящее время землеведение самостоятельная отрасль научных знаний, развитию которой уделяется особое внимание в связи с острыми экологическими проблемами, стоящими перед обществом, необходимостью рационализации использования природных ресурсов и прогноза развития географической среды при многостороннем воздействии на неё человека. Атмосфера –часть географической оболочки. Исходя из этого, основными задачами курса являются: формирование знаний о наиболее общих закономерностях метеорологических процессов, получение сведений об основных методах изучения элементов погоды и метеорологических элементов, формирование знаний о факторах, определяющих формирование и естественные колебания климата Земли на протяжении ее истории, роли антропогенных факторов в современный период.Накопление соответствующих знаний требует длительного времени и систематизации получаемой информации. Именно этим продиктована необходимость создания предлагаемого пособия, которое ни в коей мере не заменяет учебники, но является кратким учебнометодическим пособием по основнымразделам программы.В каждом разделе пособия приводятся краткие теоретические сведения по теме, дополняющие лекционный курс, примеры решения задач, задачи и упражнения, вопросы для проверки знаний практического и теоретического характера. В пособии приведены также краткий словарь метеорологических терминов и понятий, список рекомендуемой учебной литературы. Включенные в пособие задания имеют разный уровень сложности.Первый уровень–репродуктивного характера. Он предусматривает получение ответа на заданный вопрос по известной формуле или схеме.Для решения задания второго уровнятребуется провести анализ исходных данных и самостоятельно выбрать способ или метод его решения. Эти задания имеют частичнопоисковый характер.Решение заданий третьего уровнятребует знания дополнительного материала по теме и выработки у исполнителя способностей к научному обобщению исходных данных.Контрольные работы проводятся непосредственно в аудитории на практических занятиях, а самостоятельные работы –в режиме домашнего задания.Наряду с заданиями, разработанными авторами, в настоящем пособии использованы задачи и упражнения из учебных и методических пособий И.И.Гуральника и др. (1968), К.В.Пашканга (1982), С.П.Хромова и М.А.Петросянца (1994), Н.Ф.Винокуровой и др. (2002), Е.А.Мареева (2002) и методических рекомендаций «Интегрированные экологические курсы» (1996).Лекционный курс, практические занятия, полевые практики и контрольные работы составляют единое целое учебного процесса студентовгеографов. Основная цель лабораторных и практических работ по рассматриваемому курсу –усвоение и закрепление теоретических знаний, полученных на лекционных занятиях, приобретение умений и осуществление студентами практической аналитической самостоятельной работы с разнообразными источниками географической информации (учебной и справочной литературой, базами архивных данных в форме таблиц, графиков и схем). Это умение строить графики и анализировать связи между природными явлениями, диаграммы, составлять по различным источникам климатические характеристики территорий в различных формах, работать с литературным материалом и т. д. Ускоренное развитие научной мысли и наличие огромного количества нового, подчас принципиально иного фактического материала требуют внедрения их в сферу обучения для совершенствования ее содержательной части и подготовки специалистов на современном уровне.Стремительное развитие информационных и коммуникационных технологий, характерное для 8090х годов XX века и начала третьего тысячелетия, приводит к значительной перестройке информационной среды современного общества, открывая новые возможности общественного прогресса, находящего свое отражение, прежде всего, в сфере образования. В современных исследованиях (Бочкарев А.И., Зайнутдинова JI.X., Козлов О.А., Мазур З.Ф., Майер В.Р., Мартиросян Л.П., Панюкова С.В., Роберт И.В., Софронова Н.В., Тарабрин О.А. и др.) рассматриваются проблемы совершенствования образования в связи с применением средств информатизации и коммуникаций. Это средства и системы транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможности доступа к информационным ресурсам локальных и глобальной компьютерных сетей. [Панюкова, 2010, 65]. Многие изучаемые объектыатмосферы не могут быть показаны студентам непосредственно. Поэтому сформироватьправильные представления о метеорологических элементах,атмосферных явлениях возможно толькос использованием разнообразной наглядности и прежде всего информационнокоммуникативных технологий.На практических занятиях студенты представляют свои презентации по теме занятия, строят графики, картограммы. С помощью программы CorelDraw создаются различные картосхемы. При подготовке презентаций мы рекомендуем студентам использовать программу разработки презентаций Power Point. Она позволяет подготовить материалы к занятию, комбинируя различные средства наглядности, максимально используя достоинства каждого. Электронные таблицы Ехсеl помогают преподавателю использовать на занятии картограммы и картодиаграммы, построенные по последним статистическим данным. В этом случае графики, картограммы и картодиаграммы выполняют функции не только средства наглядности, но и источника географических знаний. Одной из особенностей курса «Общее землеведение» являетсябольшой объем фактического материала, географической номенклатуры. На дисциплину отведен небольшой объем аудиторной нагрузки, поэтому значительная его часть должна быть изучена студентами самостоятельно. На лекционных и практических занятиях преподавателидают установку, что и как изучать по учебникам и другим источникам информации. Контрольные работы преследуют цель научить студентаработать с источниками информации, самостоятельно изучать те части программы, которые не смогли быть изложены. Внедрение в структуру естественного знания компьютера расширяет возможности самостоятельного обучения студентов. Использование компьютерных программ значительно повышает удельный вес самостоятельной работы как базисного составного элемента всего познавательного процесса.Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин профессионального цикла, вариативной части, дисциплин по выбору студентов, прохождения учебных и производственных практик, подготовке к итоговой государственной аттестации.

Ссылки на источники1.

Панюкова,С.В.Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. –М.: Издательский центр «Академия», 2010. –224 с.2.Хромов С.П., Петросянц М.А. Метеорология и климатология.М.,1994.