Организация исследовательской деятельности младших школьников
Выпуск:
ART 54226
УДК
001
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Рогожина
Н.
А. Организация исследовательской деятельности младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 12. – С.
561–565. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/54226.htm.
Аннотация. Данная работа представляет познавательный и практический интерес. Знакомит с процессом организация исследовательской деятельности младших школьников, которая будет успешной при соблюдении следующих педагогических условий: ознакомление младших школьников с содержанием и техникой выполнения исследований; формирование у учащихся умений самостоятельной работы; формирование умений самоконтроля; развитие творческих способностей и инициативы учащихся. Выводы и результаты работы могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений, рекомендуется учителям начальных классов для использования в работе по организации кружка «Я-исследователь».
Ключевые слова:
исследовательская проблема, практическая значимость, повышение качества, положительная динамика
Текст статьи
Рогожина Надежда Александровна,учитель начальных классов,МОАУ «СОШ №6 им. А.С. Пушкина»,г.Бузулукrogozina63@mail.ru
Организация исследовательской деятельности младших школьников
Аннотация.Данная работа представляет познавательный и практический интерес. Знакомит с процессом организация исследовательской деятельности младших школьников, которая будет успешной при соблюдении следующих педагогических условий: ознакомление младших школьников с содержанием и техникой выполнения исследований;формирование у учащихся умений самостоятельной работы;формирование умений самоконтроля;развитие творческих способностей и инициативы учащихся. Выводы и результаты работы могут быть использованы в учебновоспитательном процессе общеобразовательных учреждений, рекомендуется учителям начальных классов для использования вработе по организации кружка «Яисследователь».Ключевые слова:исследовательская проблема, практическая значимость,повышение качества, положительная динамика.
Я работаю по системеразвивающего обучения Л.В.Занкова с 1995 года. Общая целевая установка Федерального государственного общеобразовательного стандарта совпадает с целью системы развивающего обучения Л.В.Занкова достижение оптимального общего развития каждого ребенка.
Все это реализуется через системнодеятельностный подход как в урочной, так и внеурочной деятельности.Во внеурочной деятельности использую программу кружка «Яисследователь», которую разработала на основе теоретического положения курса «Исследовательская и проектная деятельность А.И.Савенкова».В течение восьми лет я занимаюсь с детьми исследовательскойдеятельностью. Темы различные: фантастические, эмпирические,теоретические. Но больше выбирают мои ученики эмпирические темы, так как они соответствуют возрастным особенностям. Классификация исследований различна:1.по количеству участников(от 1 до 8 учеников);2.по месту проведения
а)урочные,например: «Какая форма у Земли»,«Летопись времени»,«Почему высохла лужа»,«Моя родословная»,«Любимый город»,Путешествия капельки воды» и другие
б) внеурочные, например:«Аквариум и его обитатели»,« Водоплавающие и сухопутные черепахи»,«Зрение бесценныйдар», «Анализ питания младших школьников»,«Здоровые зубы красивая улыбка» и другие.
3.по времени(кратковременныеи долговременные);4.теме(предметные и свободные);5.по проблеме(освоение программного материалаиболееглубокоеосвоение материала).Как и рекомендует А.И.Савенков, моя программа состоит из трех подпрограмм: 1.«Тренинг»(Специальные занятия по приобретению учащимися специальных знаний и развитию умений и навыков исследовательского поиска);2.
«Исследовательская деятельность»(Проведение учащимися самостоятельныхисследований и выполнение творческих проектов);3.«Мониторинг»(Миникурсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и другие).
Таким образом, сущность моего опыта состоит в осознанном и целенаправленном развитии познавательных интересов ребенка и его самостоятельности.В данной работе существуют три уровня в организации исследовательского обучения1)педагог сам ставит проблему и намечает пути решения, само же решение предстоит найти ученику;2)педагог ставит проблему, но пути и методы ее решения, а также само решение ученику предстоит найти самостоятельно;3)высший уровень ученики сами ставят проблему, ищут пути ее решения и находят само решение.Для каждого класса существуют этапы формирования, методы и способы деятельности, которыми я пользуюсь.Таблица 1Этапы формирования, методы и способы деятельности по классам1 классЭтапы формированияМетоды и способы деятельностиподдержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений;
в урочной деятельности
1) коллективный учебный диалог,
2) рассматривание предметов,
3) создание проблемных ситуаций,
4)чтениерассматривание,
5) коллективное моделированиеразвитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели;
во внеурочной деятельности
1) игрызанятия, совместное с ребенком определение его собственных интересов,
2) индивидуальное составление схем,
3) выполнение моделей из различных материалов, экскурсии, выставки детских работ.формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя.
2 классна приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя;в урочной деятельности
1)учебная дискуссия,
2) наблюдения по плану,
3)рассказы детей и учителя,
4) миниисследования; на развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования;во внеурочной деятельности
1)экскурсии,
2) индивидуальное составление моделей и схем,
3) минидоклады,
4) ролевые игры,
5) эксперименты
на поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников
34 классыобогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования.в урочной деятельности
1)миниисследования,
2) урокиисследования,
3)коллективное выполнение и защита исследовательских работ,
4)наблюдение, анкетирование, эксперимент и другиеразвитие исследовательских умений
во внеурочной деятельности
1)различные внеклассные занятия по предметам,2) домашние исследования школьников (по желанию).
Где идет формирование исследовательских умений и навыков:а) умение видеть проблемы; б) умение задавать вопросы; в) умение выдвигать гипотезы; г) умение давать определение понятиям; д) умение классифицировать; е) умения и навыки наблюдения; ж) умения и навыки проведения экспериментов; з) умение делать выводы и умозаключения; и) умения и навыки структурирования материала; к)умения и навыкиработы с текстом; л)умение доказывать и защищать свои идеи.Их можно объединить в пять групп: 1)организационные (умения организовать свою работу);2)
поисковые (умения и знания, связанные с осуществлением исследования);3)
информационные (умения работать с информацией, текстом);4)
оценочные (умения, связанные с анализом своей деятельности и с оценочной деятельностью);5)умения оформить и представить свой результат.Работа данного кружкадает положительную динамику как в развитии предметных, метапредметных,а также личностных универсальных учебных действий.Результатом моей работы могут служить следующие показатели: у учащихся, посещающих кружок, имеют тенденцию к повышению сформированностиумений исследовательской деятельностью, определяющих качество современного образования. Это видно из диаграмм, где учащиеся после определенного времени посещения кружка показали высокий уровень интеллекта 65%, что на 12 % выше по сравнению с первоначальным проведением диагностики. Низкого уровня в экспериментальнойгруппе не стало в отличиеот группы (контрольной),не посещающих кружок, в которой особых изменений не наблюдается.
Рис. 1. 53%28%19%Сформированность умений исследовательской деятельности в экспериментальной группеВысокий уровеньСредний уровеньНизкий уровень
Рис. 2.
Рис. 3.
Также повысилась активность и заинтересованность детей. Мои учащиеся активно участвуют в школьных, районных, региональных, межрегиональных олимпиадах, интеллектуальных играх и конкурсах, научнопрактических конференциях.65%35%0%Сформированность умений исследовательской деятельности в экспериментальной группеВысокий уровеньСредний уровеньНизкий уровень
Рис. 4.
В процессе проведения кружка созданы мной конспекты занятий «Яисследователь», сборник «Вдохновение», созданный учащимися нашего класса, «Книга рекордов нашего класса».
Рис. 5.
Ссылки на источники1.Гафитулин, М.С. Проект "Исследователь". Методика организации исследовательскойдеятельности учащихся [Текст] / М.С.Гафитулин // Педагогическая техника. 2005. №3.2.Долгушина, Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников [Текст] /Н.Долгушина//Начальная школа (Первое сентября). 2006. №10. 3.Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая Академия наук» / авт. сост. Г. И. Осипова. Волгоград: Учитель, 2007.4.Разагатова, Н.А. Исследовательскаядеятельность младших школьников…Такое возможно? Изд. дом «Агни»: Самара, 2007.5.
Румянцева, Н.Ю. Организация учебноисследовательской деятельности младших школьников М.:Просвещение, 2001.6.А.И. Савенков. «Методика исследовательского обучения младших школьников». Изд. дом «Федоров»: Самара, 2004. 7.А.И Савенков.Рабочая тетрадь «Я исследователь». Изд. дом «Федоров»: Самара, 2011.8.Якимов, Н.А. Проектноисследовательская деятельность младших школьников [Текст] /Н.А.Якимов// Исследовательская работа школьников. 2003.№1..
Организация исследовательской деятельности младших школьников
Аннотация.Данная работа представляет познавательный и практический интерес. Знакомит с процессом организация исследовательской деятельности младших школьников, которая будет успешной при соблюдении следующих педагогических условий: ознакомление младших школьников с содержанием и техникой выполнения исследований;формирование у учащихся умений самостоятельной работы;формирование умений самоконтроля;развитие творческих способностей и инициативы учащихся. Выводы и результаты работы могут быть использованы в учебновоспитательном процессе общеобразовательных учреждений, рекомендуется учителям начальных классов для использования вработе по организации кружка «Яисследователь».Ключевые слова:исследовательская проблема, практическая значимость,повышение качества, положительная динамика.
Я работаю по системеразвивающего обучения Л.В.Занкова с 1995 года. Общая целевая установка Федерального государственного общеобразовательного стандарта совпадает с целью системы развивающего обучения Л.В.Занкова достижение оптимального общего развития каждого ребенка.
Все это реализуется через системнодеятельностный подход как в урочной, так и внеурочной деятельности.Во внеурочной деятельности использую программу кружка «Яисследователь», которую разработала на основе теоретического положения курса «Исследовательская и проектная деятельность А.И.Савенкова».В течение восьми лет я занимаюсь с детьми исследовательскойдеятельностью. Темы различные: фантастические, эмпирические,теоретические. Но больше выбирают мои ученики эмпирические темы, так как они соответствуют возрастным особенностям. Классификация исследований различна:1.по количеству участников(от 1 до 8 учеников);2.по месту проведения
а)урочные,например: «Какая форма у Земли»,«Летопись времени»,«Почему высохла лужа»,«Моя родословная»,«Любимый город»,Путешествия капельки воды» и другие
б) внеурочные, например:«Аквариум и его обитатели»,« Водоплавающие и сухопутные черепахи»,«Зрение бесценныйдар», «Анализ питания младших школьников»,«Здоровые зубы красивая улыбка» и другие.
3.по времени(кратковременныеи долговременные);4.теме(предметные и свободные);5.по проблеме(освоение программного материалаиболееглубокоеосвоение материала).Как и рекомендует А.И.Савенков, моя программа состоит из трех подпрограмм: 1.«Тренинг»(Специальные занятия по приобретению учащимися специальных знаний и развитию умений и навыков исследовательского поиска);2.
«Исследовательская деятельность»(Проведение учащимися самостоятельныхисследований и выполнение творческих проектов);3.«Мониторинг»(Миникурсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и другие).
Таким образом, сущность моего опыта состоит в осознанном и целенаправленном развитии познавательных интересов ребенка и его самостоятельности.В данной работе существуют три уровня в организации исследовательского обучения1)педагог сам ставит проблему и намечает пути решения, само же решение предстоит найти ученику;2)педагог ставит проблему, но пути и методы ее решения, а также само решение ученику предстоит найти самостоятельно;3)высший уровень ученики сами ставят проблему, ищут пути ее решения и находят само решение.Для каждого класса существуют этапы формирования, методы и способы деятельности, которыми я пользуюсь.Таблица 1Этапы формирования, методы и способы деятельности по классам1 классЭтапы формированияМетоды и способы деятельностиподдержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений;
в урочной деятельности
1) коллективный учебный диалог,
2) рассматривание предметов,
3) создание проблемных ситуаций,
4)чтениерассматривание,
5) коллективное моделированиеразвитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели;
во внеурочной деятельности
1) игрызанятия, совместное с ребенком определение его собственных интересов,
2) индивидуальное составление схем,
3) выполнение моделей из различных материалов, экскурсии, выставки детских работ.формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя.
2 классна приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя;в урочной деятельности
1)учебная дискуссия,
2) наблюдения по плану,
3)рассказы детей и учителя,
4) миниисследования; на развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования;во внеурочной деятельности
1)экскурсии,
2) индивидуальное составление моделей и схем,
3) минидоклады,
4) ролевые игры,
5) эксперименты
на поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников
34 классыобогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования.в урочной деятельности
1)миниисследования,
2) урокиисследования,
3)коллективное выполнение и защита исследовательских работ,
4)наблюдение, анкетирование, эксперимент и другиеразвитие исследовательских умений
во внеурочной деятельности
1)различные внеклассные занятия по предметам,2) домашние исследования школьников (по желанию).
Где идет формирование исследовательских умений и навыков:а) умение видеть проблемы; б) умение задавать вопросы; в) умение выдвигать гипотезы; г) умение давать определение понятиям; д) умение классифицировать; е) умения и навыки наблюдения; ж) умения и навыки проведения экспериментов; з) умение делать выводы и умозаключения; и) умения и навыки структурирования материала; к)умения и навыкиработы с текстом; л)умение доказывать и защищать свои идеи.Их можно объединить в пять групп: 1)организационные (умения организовать свою работу);2)
поисковые (умения и знания, связанные с осуществлением исследования);3)
информационные (умения работать с информацией, текстом);4)
оценочные (умения, связанные с анализом своей деятельности и с оценочной деятельностью);5)умения оформить и представить свой результат.Работа данного кружкадает положительную динамику как в развитии предметных, метапредметных,а также личностных универсальных учебных действий.Результатом моей работы могут служить следующие показатели: у учащихся, посещающих кружок, имеют тенденцию к повышению сформированностиумений исследовательской деятельностью, определяющих качество современного образования. Это видно из диаграмм, где учащиеся после определенного времени посещения кружка показали высокий уровень интеллекта 65%, что на 12 % выше по сравнению с первоначальным проведением диагностики. Низкого уровня в экспериментальнойгруппе не стало в отличиеот группы (контрольной),не посещающих кружок, в которой особых изменений не наблюдается.
Рис. 1. 53%28%19%Сформированность умений исследовательской деятельности в экспериментальной группеВысокий уровеньСредний уровеньНизкий уровень
Рис. 2.
Рис. 3.
Также повысилась активность и заинтересованность детей. Мои учащиеся активно участвуют в школьных, районных, региональных, межрегиональных олимпиадах, интеллектуальных играх и конкурсах, научнопрактических конференциях.65%35%0%Сформированность умений исследовательской деятельности в экспериментальной группеВысокий уровеньСредний уровеньНизкий уровень
Рис. 4.
В процессе проведения кружка созданы мной конспекты занятий «Яисследователь», сборник «Вдохновение», созданный учащимися нашего класса, «Книга рекордов нашего класса».
Рис. 5.
Ссылки на источники1.Гафитулин, М.С. Проект "Исследователь". Методика организации исследовательскойдеятельности учащихся [Текст] / М.С.Гафитулин // Педагогическая техника. 2005. №3.2.Долгушина, Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников [Текст] /Н.Долгушина//Начальная школа (Первое сентября). 2006. №10. 3.Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая Академия наук» / авт. сост. Г. И. Осипова. Волгоград: Учитель, 2007.4.Разагатова, Н.А. Исследовательскаядеятельность младших школьников…Такое возможно? Изд. дом «Агни»: Самара, 2007.5.
Румянцева, Н.Ю. Организация учебноисследовательской деятельности младших школьников М.:Просвещение, 2001.6.А.И. Савенков. «Методика исследовательского обучения младших школьников». Изд. дом «Федоров»: Самара, 2004. 7.А.И Савенков.Рабочая тетрадь «Я исследователь». Изд. дом «Федоров»: Самара, 2011.8.Якимов, Н.А. Проектноисследовательская деятельность младших школьников [Текст] /Н.А.Якимов// Исследовательская работа школьников. 2003.№1..