Организация исследовательской деятельности младших школьников

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Рогожина Н. А. Организация исследовательской деятельности младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 12. – С. 561–565. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54226.htm.
Аннотация. Данная работа представляет познавательный и практический интерес. Знакомит с процессом организация исследовательской деятельности младших школьников, которая будет успешной при соблюдении следующих педагогических условий: ознакомление младших школьников с содержанием и техникой выполнения исследований; формирование у учащихся умений самостоятельной работы; формирование умений самоконтроля; развитие творческих способностей и инициативы учащихся. Выводы и результаты работы могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений, рекомендуется учителям начальных классов для использования в работе по организации кружка «Я-исследователь».
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Рогожина Надежда Александровна,учитель начальных классов,МОАУ «СОШ №6 им. А.С. Пушкина»,г.Бузулукrogozina63@mail.ru

Организация исследовательской деятельности младших школьников

Аннотация.Данная работа представляет познавательный и практический интерес. Знакомит с процессом организация исследовательской деятельности младших школьников, которая будет успешной при соблюдении следующих педагогических условий: ознакомление младших школьников с содержанием и техникой выполнения исследований;формирование у учащихся умений самостоятельной работы;формирование умений самоконтроля;развитие творческих способностей и инициативы учащихся. Выводы и результаты работы могут быть использованы в учебновоспитательном процессе общеобразовательных учреждений, рекомендуется учителям начальных классов для использования вработе по организации кружка «Яисследователь».Ключевые слова:исследовательская проблема, практическая значимость,повышение качества, положительная динамика.

Я работаю по системеразвивающего обучения Л.В.Занкова с 1995 года. Общая целевая установка Федерального государственного общеобразовательного стандарта совпадает с целью системы развивающего обучения Л.В.Занкова ‬достижение оптимального общего развития каждого ребенка.

Все это реализуется через системнодеятельностный подход как в урочной, так и внеурочной деятельности.Во внеурочной деятельности использую программу кружка «Яисследователь», которую разработала на основе теоретического положения курса «Исследовательская и проектная деятельность А.И.Савенкова».В течение восьми лет я занимаюсь с детьми исследовательскойдеятельностью. Темы различные: фантастические, эмпирические,теоретические. Но больше выбирают мои ученики эмпирические темы, так как они соответствуют возрастным особенностям. Классификация исследований различна:1.по количеству участников(от 1 до 8 учеников);2.по месту проведения

а)урочные,например: «Какая форма у Земли»,«Летопись времени»,«Почему высохла лужа»,«Моя родословная»,«Любимый город»,Путешествия капельки воды» и другие

б) внеурочные, например:«Аквариум и его обитатели»,« Водоплавающие и сухопутные черепахи»,«Зрение ‬бесценныйдар», «Анализ питания младших школьников»,«Здоровые зубы ‬красивая улыбка» и другие.

3.по времени(кратковременныеи долговременные);4.теме(предметные и свободные);5.по проблеме(освоение программного материалаиболееглубокоеосвоение материала).Как и рекомендует А.И.Савенков, моя программа состоит из трех подпрограмм: 1.«Тренинг»(Специальные занятия по приобретению учащимися специальных знаний и развитию умений и навыков исследовательского поиска);2.

«Исследовательская деятельность»(Проведение учащимися самостоятельныхисследований и выполнение творческих проектов);3.«Мониторинг»(Миникурсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и другие).

Таким образом, сущность моего опыта состоит в осознанном и целенаправленном развитии познавательных интересов ребенка и его самостоятельности.В данной работе существуют три уровня в организации исследовательского обучения1)педагог сам ставит проблему и намечает пути решения, само же решение предстоит найти ученику;2)педагог ставит проблему, но пути и методы ее решения, а также само решение ученику предстоит найти самостоятельно;3)высший уровень ‬ученики сами ставят проблему, ищут пути ее решения и находят само решение.Для каждого класса существуют этапы формирования, методы и способы деятельности, которыми я пользуюсь.Таблица 1Этапы формирования, методы и способы деятельности по классам1 классЭтапы формированияМетоды и способы деятельностиподдержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений;

в урочной деятельности

1) коллективный учебный диалог,

2) рассматривание предметов,

3) создание проблемных ситуаций,

4)чтениерассматривание,

5) коллективное моделированиеразвитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели;

во внеурочной деятельности

1) игрызанятия, совместное с ребенком определение его собственных интересов,

2) индивидуальное составление схем,

3) выполнение моделей из различных материалов, экскурсии, выставки детских работ.формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя.

2 классна приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя;в урочной деятельности

1)учебная дискуссия,

2) наблюдения по плану,

3)рассказы детей и учителя,

4) миниисследования; на развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования;во внеурочной деятельности

1)экскурсии,

2) индивидуальное составление моделей и схем,

3) минидоклады,

4) ролевые игры,

5) эксперименты

на поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников

34 классыобогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования.в урочной деятельности

1)миниисследования,

2) урокиисследования,

3)коллективное выполнение и защита исследовательских работ,

4)наблюдение, анкетирование, эксперимент и другиеразвитие исследовательских умений

во внеурочной деятельности

1)различные внеклассные занятия по предметам,2) домашние исследования школьников (по желанию).

Где идет формирование исследовательских умений и навыков:а) умение видеть проблемы; б) умение задавать вопросы; в) умение выдвигать гипотезы; г) умение давать определение понятиям; д) умение классифицировать; е) умения и навыки наблюдения; ж) умения и навыки проведения экспериментов; з) умение делать выводы и умозаключения; и) умения и навыки структурирования материала; к)умения и навыкиработы с текстом; л)умение доказывать и защищать свои идеи.Их можно объединить в пять групп: 1)организационные (умения организовать свою работу);2)

поисковые (умения и знания, связанные с осуществлением исследования);3)

информационные (умения работать с информацией, текстом);4)

оценочные (умения, связанные с анализом своей деятельности и с оценочной деятельностью);5)умения оформить и представить свой результат.Работа данного кружкадает положительную динамику как в развитии предметных, метапредметных,а также личностных универсальных учебных действий.Результатом моей работы могут служить следующие показатели: у учащихся, посещающих кружок, имеют тенденцию к повышению сформированностиумений исследовательской деятельностью, определяющих качество современного образования. Это видно из диаграмм, где учащиеся после определенного времени посещения кружка показали высокий уровень интеллекта 65%, что на 12 % выше по сравнению с первоначальным проведением диагностики. Низкого уровня в экспериментальнойгруппе не стало в отличиеот группы (контрольной),не посещающих кружок, в которой особых изменений не наблюдается.

Рис. 1. 53%28%19%Сформированность умений исследовательской деятельности в экспериментальной группеВысокий уровеньСредний уровеньНизкий уровень

Рис. 2.

Рис. 3.

Также повысилась активность и заинтересованность детей. Мои учащиеся активно участвуют в школьных, районных, региональных, межрегиональных олимпиадах, интеллектуальных играх и конкурсах, научнопрактических конференциях.65%35%0%Сформированность умений исследовательской деятельности в экспериментальной группеВысокий уровеньСредний уровеньНизкий уровень

Рис. 4.

В процессе проведения кружка созданы мной конспекты занятий «Яисследователь», сборник «Вдохновение», созданный учащимися нашего класса, «Книга рекордов нашего класса».

Рис. 5.

Ссылки на источники1.Гафитулин, М.С. Проект "Исследователь". Методика организации исследовательскойдеятельности учащихся [Текст] / М.С.Гафитулин // Педагогическая техника. 2005. №3.2.Долгушина, Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников [Текст] /Н.Долгушина//Начальная школа (Первое сентября). 2006. №10. 3.Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая Академия наук» / авт. ‬сост. Г. И. Осипова. ‬Волгоград: Учитель, 2007.4.Разагатова, Н.А. Исследовательскаядеятельность младших школьников…Такое возможно? Изд. дом «Агни»: Самара, 2007.5.

Румянцева, Н.Ю. Организация учебноисследовательской деятельности младших школьников ‬М.:Просвещение, 2001.6.А.И. Савенков. «Методика исследовательского обучения младших школьников». Изд. дом «Федоров»: Самара, 2004. 7.А.И Савенков.Рабочая тетрадь «Я исследователь». Изд. дом «Федоров»: Самара, 2011.8.Якимов, Н.А. Проектноисследовательская деятельность младших школьников [Текст] /Н.А.Якимов// Исследовательская работа школьников. ‬2003.№1..