О проблемах кластеризации при модернизации системы профессионального образования Омской области

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Исмагилов Р. М. О проблемах кластеризации при модернизации системы профессионального образования Омской области // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 21–25. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54264.htm.
Аннотация. В статье речь идет о некоторых проблемах при внедрении кластерной модели образовательного процесса в Омской области в условиях реализации образовательного стандарта третьего поколения и стагнации промышленных предприятий региона.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Исмагилов Раис Миргалимович,кандидат технических наук, доценткафедры экономики транспорта, логистики и управления качеством, ФГБОУ ВПО «Омский государственный университет путей сообщения», г. Омскraismich@mail.ru

Опроблемахкластеризациипримодернизации

системыпрофессиональногообразованияОмскойобласти

Аннотация.В статье речь идет о некоторых проблемах при внедрениикластерной модели образовательного процесса в Омской областив условиях реализации образовательного стандарта третьего поколения и стагнации промышленных предприятий региона.

Ключевые слова:кластер, образовательный кластер, образовательнопроизводственный кластер.

В последние годыв профессиональном образовательном пространстве Омской областисложились предпосылки для создания современной гибкой формы кооперации, называемой кластером.Здесь под кластером понимаетсяструктура, состоящая из нескольких равноправных частей (мелкие и крупные организации), сохраняющая свою полноценную функциональнуюработоспособность при выходе из строя произвольных составляющих его компонентов; иначе говоря,кластеры состоят из организаций, специализированных в определенном секторе экономики и локализованных географически.Проблемы кластеризации неоднократно были предметом обсуждения:на Международных экономических форумах, проходивших в Омскев 2010и 2011гг., натрадиционномавгустовскомпедсоветепедагогического сообщества в 2012г.До сих пор актуаленвопрос о том, в каком смысле можно называть образовательным кластером классический экономический кластер. В этой связиуместнопривести высказывание М.Портера: «кластеры являются организационной формой консолидации усилий заинтересованных сторон, направленных на достижение конкурентных преимуществ, в условиях становления постиндустриальной экономики»[1].Однако продолжающеесяобщественное обсуждение насегодняшний день не дало необходимых результатов, несмотря на имеющийся положительный опыт других регионов страны, в частности, Татарстана,Челябинской и Свердловскойобластей. Почему в Омскойобластитак «затянулась» реализацияэтой идеи?Мудрые люди говорят, что новое –зачастую давно забытое старое. Ведь подобные образования начали создаватьсяеще в перестроечные годы. Например, ОАО «Магнитогорский металлургическийкомбинат» («ММК»)с началом рыночных отношений в стране посредством создания кадрового центра «Персонал», привлечения высококвалифицированного преподавательского состава таких учебных заведений как Государственный университет управления, Магнитогорский государственный технический университет, Уральская академия государственной службыи др.,сохранилои реорганизовалосистему подготовки своего коллектива, обеспечивающую его обновление, эффективную и своевременную переподготовку и перепрофилированиев соответствии с новыми целями. Во многом благодаря этому была осуществлена глубокая модернизация и диверсификация большинства производств, внедрены инновационные технологии и оборудование, на смену руководителям прежней формации пришли современные высокоэффективные менеджеры, сочетающие знания технологий и понимание рыночных механизмов.В рамках этих взаимосвязей ОАО«ММК»идругие организации города аттестуют выпускников образовательных учреждений, присваивают им квалификацию по профессиям рабочих и служащих своей отрасли; их инженернотехнические работники выступают наставниками на производстве, мастерами производственного обучения, для чего организации направляют этих сотрудников на обучение и педагогическую аттестацию.Неоценимуюподдержку в виде шефской помощина постоянной основе предприятия оказывалии оказывают по ремонту помещений, участвуют в техническом оснащении кабинетов и лабораторий образовательных учрежденийпо профилям заявленных профессий,шефствуют надобщеобразовательнымишколами; они же создают временные рабочие места для учащихсяучреждений профобразования на время практики, в период летних каникул и в свободное от учебы время.Эти предприятия гарантировалитрудоустройство выпускников по заявленной профессии и квалификации, с обязательной оплатой труда, ежегодно составляязаявки для формирования бюджетных мест и целевого набора подготовки специалистов, направляют перспективных работников на дополнительное профессиональное образование,проводят профессиональноориентационную работу в школах.К сожалению, состояние промышленного потенциала вомногихрегионах странытаково, чтонекогда крупные, порой градообразующие, предприятия или не функционируют,или находятся в сложном экономическом положении. Этодало основаниенекоторым специалистам и руководителям заявить о возможности созданияобразовательных кластеров для сохранения системы профессионального образования. Тенденции соответствовалапередача учреждений начального профессионального (НПО)и среднего профессионального (СПО) образованияв собственность субъектов Российской Федерации, при этомсущественная их часть была присоединена к ВУЗам, что позволило создать условия для формирования вертикальноинтегрированных образовательных кластеров.Но утверждать об эффективности таких чисто образовательных кластеров на основеобразовательных учрежденийвсех уровней в отрыве от реальной сферы производства продукциии оказания услуг –на наш взгляд, ошибочное суждение! Тем более, что новые стандартыобразования уже ликвидировалиучрежденияНПО, роль которых изначально состояла не только в профессиональной подготовке, но и в социальной адаптации определенного слоя молодежи из малообеспеченных и неблагополучных семей.Подтверждение —нынешний уровень взаимоотношений этих сфер народного хозяйства, когда проведениепроизводственной практики, как условия для «…формирования, закрепления, развития практических навыков и компетенции…» [2] —этопостоянная головная боль заведений профессионального образования.Одна из причин нежелание организаций «тратиться на кадры»при наличии переизбытка предложения на бирже труда, другая –существенное падение объемов производства и соответствующее сокращение производственных мощностей.Такая несогласованность интересов работодателей и учебных заведений профессионального образованияпривела в последние годы к тому, что многие выпускники образовательных учреждений, не имеющие достаточныхнавыков работы, в значительной степени пополняют биржу труда, не имеющую спроса на определенные виды специальностей, либо обучаются конкретным действиям уже на рабочем месте, либо вынуждены работать на полулегальном положении в организациях малого и среднего бизнеса, порождая «скрытую» безработицу. При этом ощущается острая нехватка выпускников бывших учреждений НПО, поскольку образовательные кластеры, создаваемые на базе ВУЗов, без привязки к реальному сектору экономики способствуют перекосу соотношения подготовки специалистов разного уровня в сторону высшего образования вопреки реальным потребностям рынка труда.

Не случайно Президент страны В. Путинв своей программной статье отметил: «Уже сегодня на рынке труда 5 млн. человек с высшим образованием не удовлетворены не только заработком, но и характером своей работы и отсутствием перспектив» [3].Как подчеркивалминистр труда, занятости и социальнойзащиты Республики ТатарстанА. Шафигуллин:«Кризис на рынке труда, главным образом, проявился не в безработице, так как она лишь следствие множества факторов, одним из которых является несоответствие спроса работодателей на квалифицированную рабочую силу и предложения со стороны учебных заведений профессионального образования. Рабочие места есть, нет нужных экономике специалистов»[4].В первую очередь нужны специалисты: токари, настройщики аппаратуры, сборщики, причем работающие с современными техническими средствами: робототехническими комплексами, обрабатывающими центрами с ЧПУ, переналаживаемыми автоматическими линиями и стендами. Но это требует овладения новыми компетенциями, которое возможно лишь при глубокой интеграции всех уровней образованияс производством. Иноепонимание интегрированной системы образования, о которой мне тоже доводилось высказываться [5],без опоры на предприятия и организации в условиях вступления страны во Всемирную Торговую Организацию станет катастрофическим для ее экономики. Уже слышныопасения специалистов на местах, что внедрение ФГОС вего нынешнем виде потребует существенной перестройки всего методического обеспечения образовательного процесса. Большой опыт работы на производстве (от электрика до заместителя генерального директора предприятия) и семилетний опыт преподавания в ВУЗе, с одновременным руководством производственной практикой дает автору правоучитывать подобные опасения. Тем более чтоконкурентоспособностьвыпускников наших профессиональныхучебных заведений на внутреннем рынке трудас каждым годом снижается, влияя набезопасность страны.

При всем этом объем и содержание практики за последние пять лет лишь сократились; сама роль практики явнонедооценена: она зачастую проводится формально в несоответствующих для закрепления знаний условиях без надлежащего сопровождения со стороны преподавателей учебного заведения и представителей производства; первые не имеют на это достаточного времени, поскольку в учебных планах на это выделено мизерное время, вторые материально не заинтересованы. Однако это не значит, что практика, в первую очередь производственная, изжила себя, о чем в последние годы достаточно много говорят, ссылаясь на её неэффективность. Без практики, в принципе невозможно сформировать профессиональные компетенции. Речь должна идти о создании условий для организации, проведения и управления ею в реальных условиях производства, в тесном взаимодействии руководителей от учебного заведения и наставников на предприятии. Если речь идет о гуманитарных профессиях (учителя, врачи и др.), то, соответственно, в школах, колледжах, медицинских учреждениях, то есть, на конкретных рабочих местах. Только один пример из жизни: производственная практика автора этой публикации на определенном рабочем месте продолжалась полгода, а сейчас, по учебному плану –четыре недели там, куда студента удастся «приткнуть» на это время.Таким образом, очевидно —для формирования реальных умений и реального спроса на выпускников учебных заведений профессионального образования необходима развитая сфера материального производства, кадровые потребности которой будут ложиться в основу гибко обновляемых учебных программ. Отсутствие или недостаточнаяразвитость сферы производства в отдельных регионах, включая Омскую область–это отнюдь не повод отказываться от создания образовательнопроизводственных кластеров(Рис.), а, напротив,основание для руководителей регионов сделать акцент на её возрождение путем диверсификации производств и привлечения инвестиций для внедрения инновационных проектов.В таких условиях одной из ключевых задач работодателя будетразработка технического регламента подготовки специалистов,согласно принятому профессиональному стандарту,и формирование собственной системы контроля качества выпускников для становления единой национальной системы сертификации профессиональных квалификаций по территориальноотраслевому принципу[6].Рис. 1. Структура образовательнопроизводственного кластераОдной из главных задач реформируемых учреждений высшего образования в рамках предлагаемого образовательнопроизводственного кластера будет обеспечение получения выпускниками его подразделений профессионального образования посредством разработки для кластера сквозных образовательных программ по родственным специальностям на всех уровняхпрофессионального образования, востребованным в данном регионе для его организаций и предприятий.На базе такого кластера, оснащенного современным оборудованием, можно создавать лабораторные и экспериментальные базы, формировать единую систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров по профессиональным образовательным программам разных уровней; это позволит проводить исследования по приоритетным направлениям развития науки и техники, развивать НИОКР.Главной целью создания подобных кластеров, представляющих собой пример инновационного развития, является высокотехнологичная модернизация промышленного потенциала региона, ведущая к повышению его конкурентоспособности за счет оптимизации системы профессионального образования и подготовки кадров.Образовательнопроизводственные кластеры позволят исключить подготовку однопрофильных специалистов в учреждениях разных отраслей благодаря согласованности их учебных планов.В рамках кластера будет происходить дифференцированный набор обучающихся по специальностям или направлениям подготовки, реализовываться концепция последовательнонепрерывного образования, в том числе по программам сокращенной подготовки, упростится перевод с одного уровня профессионального образования на другой, из одного образовательного учреждения в другое. Такой подход создаст предпосылки, способствующие привлечению дополнительных ресурсов из внебюджетных источников, более широкому разностороннему развитию связей с сопредельными регионами России, а также в рамках Таможенного Союза. Например, в 20022004 гг. при участии автора были достигнуты определенные договоренности с представителями Республики Беларусь о создании в Омске филиала Минского тракторного завода в рамках проекта «БелОмскАгромаш» и реализации лизинговых соглашений на поставку современной сельскохозяйственной техники, включая соответствующее навесное оборудование,в регионы Сибири. В последующие годы разрабатывались инвестиционные проекты, в частности, о создании промышленноинновационного парка «Омский локомотив» с привлечением инвесторов из ведущих стран мира, в том числе Германии (АО ФГ «ФинанцСервис»), и др. Однако, прежнее руководство региона не довелоначатые процессыдо практических результатов, а ситуация в промышленном секторе с тех пор, в целом, только ухудшилась: учебные заведения продолжили «политику выживания»90х гг., выпуская специалистов не по потребностям экономики, а по своим возможностям и «потребностям души» абитуриентов, то есть многиеучились осознанно лишь «ради диплома»!Понятно, что такого рода «компетентность»выпускников никому не нужна! Поэтому, следует признать: в дальнейшем,сертификация и аккредитация учебных заведений не должны осуществляться без участия организаций –работодателей.Простое введение в действие ФГОС никоим образом не решает проблему подготовки квалифицированных кадров; на всех уровнях образования требуется кропотливая методическая переработка всей учебной документации применительно к компетентностному подходу, необходимо оснащение учебных заведений современными программноаппаратными комплексами, обучениевсех педагогов новейшим мультимедийным технологиям, работе с современными базами данных и программным обеспечением для возможности реализацииактивной и интерактивной форм обучения.Включение организаций и промышленных предприятий вкластер позволит им отказаться от непрофильных задачподготовки и аттестации персонала, переместив ее в образовательные учрежденияипредоставив последним возможность обеспечения эффективной подготовки, переподготовки, повышения квалификации персонала, адаптации систем профессионального образования региона к потребностям предприятий кластера. В этом очевидная экономическая выгода: работодателям не придется формировать специализированную кадровую структуру и неэффективно расходоватьресурсы на переобучение или доучивание специалистов.Важной представляется социальная составляющая взаимоотношений для образовательного процесса, связанная с реализацией концепции непрерывного образования нового стандарта: повысится привлекательность учреждений СПО для выпускников общеобразовательных учреждений. У обучающегося не будет цели любым способом получить именно высшее образование, если появится возможность в рамках кластера последовательно повышать свою профессиональную квалификацию освоением новых компетенций, востребованныхпроизводством. В то же время сохранится возможность профессиональной подготовкии социальной адаптации детейсирот и молодежи из малообеспеченных и неблагополучных семей.

В условиях такой интегрированной системы образования просматривается реальный неуклонный рост компетенций обучаемых, выражающийся квалификационными показателями,задаваемыми саморегулируемыми организациями работодателей; появляется гарантия профессиональной подготовки и трудоустройства всех выпускников, получения смежныхрабочих профессий и т. п.; одновременно сокращаются сроки и снижаются финансовые затраты на получение профессионального образования, существенно повышаются возможности трудоустройства выпускников по приобретаемой специальности.Помимо вышесказанного, это будет способствовать созданию единой системы оплаты труда в образовательном процессе, увязанной с результативностью труда, квалификацией и компетенциями преподавательского состава, а также с уровнем заработной платы производственных рабочих данного региона. Такая система позволит выровнять привлекательность преподавания на всех уровнях образования, безболезненно, по мере необходимости, осуществляя ротацию кадров внутри кластера.Предприятия работодатели будут напрямую заинтересованы в профессионализме кадрового состава учебных заведений кластера, позволяющем в кратчайшие сроки осваивать новые профессиональные компетенции, связанные с модернизацией производств, новыми инновационным проектами, разрабатываемыми совместными усилиями специалистов всего кластераили заимствованными извне. Отпадет необходимость декларировать в решениях руководства страны и законе об образовании (!)размеры оплаты труда учителей и преподавателей, работающих в интересах реального производства; повысится привлекательность школьного труда для мужчин –проблема многих десятилетий.Врегиональной экономикесозданиекластеровдолжно вдохнуть жизнь в стагнирующие предприятия обороннопромышленного комплекса(а это огромный,медленно «разрушающийся» потенциал), обеспечитьповышение занятости населения, привлечь квалифицированных специалистов; оно будет способствоватьразвитию смежных секторов в экономике и сфере услуг, тем самым увеличивая налоговую базу и сокращая выплаты по безработице неработающему трудоспособному населению.В заключение,следует подчеркнуть, что внашем регионе существуют реальныепредпосылки для создания образовательнопроизводственных кластеров в виде взаимосвязанногообъединенияобразовательных учреждений разного уровня, организаций и промышленных предприятий. И это дает основание надеятьсяна то, что будет окончательно сформированакластерная политика региона, разработана Программакластерного развития, подкрепленнаясистемой нормативноправовыхактов.

Ссылки на источники1.Портер М. Конкуренция. ИздвоВильямс, 2005 г., 608 с.2.Федеральный закон Российской Федерации N 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», М, 2012 г.,–123 с.3.Путин В.В. Россия сосредотачивается –вызовы, на которые мы должны ответить / В.В.Путин// Известия. 2012. №6. с.5.4.ШафигуллинА. Р. Профстандарты от регионовлидеров/А.Р. Шафигуллин//Региональная система оценки и сертификации профессиональных квалификацийРеспублики Татарстан, Материалы всероссийской конференции 2930 апреля 2010 г., Казань: Издво ***, с. 410.5.Исмагилов Р.М. К созданию интегрированных образовательных процессов. Качество и инновации основа современных технологий: /Cб. тр. Всерос. науч.практ. конф. Новосибирск: НГАСУ, 2012. с. 6266.6.Салахов А.А. Профессиональное образование, рамка квалификаций, профессиональный стандарт, сертификация квалификаций/ А.А. Салахов// Управленец. 2011. № 78.с. 234239.

Rais Ismagilov,Candidate of Engineering Sciences, Associate Professorat the chair of economics oftransport, logistic and quality management, Omsk State TransportUniversity, OmskIssues of Clustering in the Vocational Education System Modernization Process in Omsk RegionAbstract.The article deals with some of the problems related to the implementation of the cluster model in the educational process in Omsk region under conditions of realization of the third generation educational standard and the regional industrial enterprises stagnation.Keywords: cluster, educational cluster, educationalproduction cluster.