Изучение особенностей представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бучилова И. А., Леханова О. Л., Поликарпова Н. С. Изучение особенностей представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 16–20. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54263.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются особенности представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста в сравнении с представлениями у детей без речевых нарушений. Предлагается программа, и анализируются результаты диагностического изучения представлений дошкольников о семье.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Бучилова Ирина Анатольевна,

кандидат психологических наук, доценткафедры дефектологического образования ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», г. Череповецibuchilova@yandex.ru

Леханова Ольга Леонидовна,

кандидат педагогических наук, доценткафедры дефектологического образования, ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», г. Череповецlehanovao@mail.ru

Поликарпова Наталья Сергеевна,

педагогпсихолог, БДОУ ВМР "Детский сад "Колокольчик", г. Вытеграpolikarpova91@inbox.ru

Изучение особенностей представлений о семье

у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Аннотация. В статье рассматриваются особенности представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста в сравнении с представлениями у детей без речевых нарушений. Предлагается программаи анализируются результатыдиагностического изучения представленийдошкольниково семье.Ключевые слова: представления о семье, дети старшего дошкольного возраста, речевые нарушения.

Семья в жизни каждого ребенка оказывает решающее влияние на его развитие и становление как личности, как члена общества, как создателя новой семьи. Особенности семейных отношений, тип воспитания, выбранный родителями, имеют огромную значимость в формировании представлений о семье. От этихважнейших аспектов воспитания напрямую зависит, каким вырастет ребенок, как он будет относиться к людям, как будет строить с ними взаимоотношения, будет ли он хорошим семьянином. В современной жизни, в связи с различными проблемами воспитания ребенка в семье воздействию на формирование у него положительных представлений о семье не уделяется должного внимания. Но родители должны помнить, что именно в первые годы жизни у ребенка формируются представления о семье, которые потом сложно корректировать. Важно воспитывать у детей умение быть внимательным к людям, замечать их настроение, стремиться помочь им в трудной жизненной ситуации. Формирование представлений о семье у детей с нарушениями речи имеет специфические особенности. Особую значимость имеет то, как родители относятся к своему ребенку. Если они постоянно акцентируют внимание на его особенностях, то это приведет к нарушениям понимания ребенка того, какими должны быть взаимоотношения в семье. Также проблемы возникают, если родители слишком многого требуют от ребенка, не учитывают его индивидуальных особенностей.Наилучшие возможности для формирования у ребенка представлений о семье предоставляет нормальная гармоничная полная семья. В неполных семьях возникают проблемы в осознании ребенком семейных ценностей. В таких семьях ребенку не хватает важнейшей части семейного воспитания.Основные теоретические подходы исследования представлений дошкольников о семье отражены в трудах таких ученых как С.В. Березин[1],Н. Дружинин[2], Л.Ф. Обухова[3], Л.Д.Столяренко [4], А.А. Реан[5],Г.Т. Хоментаускас[6],и др.Исследований по проблеме представлений о семье у детей с нарушениями речи практически нет. В трудах Л.И. Акатова[7], Е.В. Бурмистровой[8], М.А. Жиронкиной[9], И.Ю. Левченко, В.В. Ткачевой[10] рассматриваются вопросы влияния особенностей семейного воспитания детей с нарушениями в развитии на формирование личности ребенка, его отношений с окружающими. Анализ исследований по данной проблеме позволил выявить противоречие между необходимостью формирования представлений о семье и недостаточностью данных по проблеме особенностей представлений о семье у детей.

Исследование проводилось в сентябре –декабре 2012 года на базе МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 66» и МБДОУ «Центр развития ребенка –детскийсад № 127»г. Череповца Вологодской области. В обследовании участвовало 40 детей старшего дошкольного возраста, а также их родители. В эксперименте приняли участие дети с нормально развивающейся речью, дети с ФФН и дети с ОНР (IIIуровень речевого развитияпо классификации Р. Е. Левиной).Цель констатирующего эксперимента заключалась в изучении особенностей представлений о семье у детей с нормальной и нарушенной речью.Для выявления особенностей формирования представлений о семье у детей с нормальной и нарушенной речью нами была составлена диагностическая программа исследования, включающая беседуо семье, методики «Рисунок будущей семьи» и моделирование игры «Семья», а также метод анкетирования родителей. Таблица 1Диагностическая программа исследования

КритерииДиагностические методикиХод проведенияДиагностический материалНаличие знаний о том, что такое семья, для чего она нужна.Наличие представлений о будущей семье.Беседа о семьеРебенку предлагается ответить на 18 вопросов.Что такое семья?Зачем человеку нужна семья?Когда ты вырастешь, у тебя будет семья? С кем ты будешь жить? и др.Наличие представлений о будущей семье.Степень дифференцированности представлений о будущей семье.Рисунок будущей семьиРебенку дается диагностический материал и инструкция: «Нарисуй мне, пожалуйста, семью, которая у тебя будет, когда ты вырастешь».После выполнения задания ребенком, ему задаются вопросы.Лист белой бумаги;Шесть цветных карандашей (черный, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый);ЛастикСтепень сформированности представлений о семье.Способность войти в роль.Особенности взаимодействия с другими детьми в процессе игры.Моделирование игры «Семья»Детям предлагается выбрать роли и поиграть в игру «Семья»Игровые атрибутыОсобенности отношений ребенка с родителями.Анкетирование родителейРодителям каждого из обследуемых детей предлагается заполнить анкету, Вопросы:Состав семьи (кто постоянно живет с ребенком);Есть ли другие дети, их состоящую из 10 вопросоввозраст, каковы взаимоотношения с ними?Кто из членов Вашей семьи проводит больше всего времени с ребенком?К кому из членов семьи ребенок больше привязан? и др.

В результате проведения беседы о семье мы получили количественные и качественные данные, представленные в таблице 2. При обработке результатов проведения беседы нами регистрировалась частота появления тех или иных ответов детей.Таблица 2Сравнительный анализ результатов проведения беседы о семье

№ВопросДети с нормой речевого развитияДети с нарушениями речи1Что такое семья?Когда люди вместе (60%)Папа, мама, ребенок, сестра, кошка, собака (50%)2Зачем человеку нужна семья?Чтобы хорошо жить, радоваться, не ругаться, чтобы все были вместе (70%)Чтобы жить (90%)3Когда ты вырастешь, у тебя будет семья? С кем ты будешь жить?(состав семьи)Да (100%)Дети, жена/муж (нуклеарная семья) (50%)Расширенный состав семьи (50%)Да (90%)Дети, жена/муж (нуклеарная семья) (50%)4Каким будет твой муж/жена? Кем будет работать?Доброй/добрым (70%)Не знаю (30%)Доброй/добрым (50%)Доктором (20%)5Какой/им женой/мужем будешь ты? Кем будешь работать?Доброй/добрым (70%)Полицейским (30%)Хорошей/хорошим (40%)Певицей (20%)6Сколько у тебя будет детей, когда ты вырастешь? Кто это будет: мальчики или девочки?2 (50%)Мальчики и девочки (80%)2 (40%)Мальчики и девочки (70%)7Какой у вас будет дом?Большой (50%)Большой (40%)8В этом доме кроме тебя, твоей/го жены/мужа и детей будет ктото еще жить?Да, бабушки и дедушки (60%)Да. Бабушки и дедушки (50%)9А где будут жить бабушки и дедушки?С нами (40%)С нами (70%)10Вы будете ходить всей семьей в гости? К кому?Да. К друзьям (70%)Да. К родственникам (тете, брату) (60%)11Что должны делать родители? Что должны делать дети?Воспитывать детей (50%)Любить, слушаться родителей (70%)Ухаживать за детьми, водить их в детский сад, готовить еду (50%)Играть (40%)12Каким ты будешь родителем: строгим или добрым? А твой муж/жена?Добрым (60%)Добрым (80%)Добрым (90%)Добрым (80%)13Что ты будешь Игрушки (60%)Игрушки (40%)покупать своим детям?14Что ты будешь запрещать своим детям?Баловаться с огнем, спичками, трогать горячее (60%)Трогать вещи (телевизор, плиту, телефон, спички, клетку) (40%)15Будешь ли ты наказывать своих детей? За что?Да. За плохой поступок, если будут плохосебя вести (60%)Нет (50%)16Будешь ли ты хвалить своих детей? За что?Да. За хорошее поведение, хорошие поступки (90%)Да. За хорошее поведение, добрые дела и хорошие поступки (90%)17Как вы будете проводить выходные и праздники?Куданибудь ездить (50%)Хорошо, весело (50%)18Будешь ли ты ссориться со своей женой/мужем?Нет (90%)Нет (80%)

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что большинство детей как с нарушениями, так и с нормой развития речи понимают, что такое семья и для чего она нужна человеку.Многие дети отвечали, что семья –это когда люди вместе, перечисляли членов семьи и говорили, что семья нужна человеку, чтобы жить. Но были и другие ответы. Например, Никита А. говорил, что семья –это когда ктото рождается. А Лев.М. утверждал, что семья нужна для того, чтобы продолжалось человечество.Большинство детей с нарушениями речи хотят семью, когда вырастут. Только Егор С. сказал, что у него никогда не будет своей семьи, и он всегда будет жить с мамой. Все дети с нормой развития речи говорили, что у них будет семья.Многие дети как с нарушениями, так и с нормой развития речи хотят в будущем иметь двоих разнополых детей. Также им бы хотелось, чтобы бабушки и дедушки проживали вместе с ними.Большинство детей с нарушениями речи считают, что родители должны ухаживать за детьми, а дети –играть. Напротив, по мнению детей с нормой развития речи, родители должны заниматься воспитанием своих детей, а дети –любить и слушаться родителей. Почти все дети с нарушениями речи утверждают, что они будут добрыми родителями. Процент таких ответов среди детей с нормой развития речи несколько меньше.На вопрос «Будешь ли ты наказывать своих детей?» дети с нарушениями речи в большинстве случаев отвечали отрицательно, а дети с нормой развития речи –положительно. Например, Софья К. говорила: «Да, если сделают, чтото плохое».В плане похвалы практически все дети, принявшие участие в обследовании, считают, что будут хвалить своих детей за хорошие дела и поступки. Александра Н. отвечала: «Да, если они вымоют посуду».Большинство детей высказали мнение о том, что они не будут ссориться со своими супругами. Только двое детей считают подругому. Например, Никита А. объяснил это следующим образом: «Совсем редко, по работе».Итак, при сравнительном анализе результатов проведения беседы о семье было выявлено, что дети с нарушениями речи, как и дети с нормой речевого развития понимают и осознают что такое семья и ее значение в жизни человека. Но в то же время у детей с нарушениями речи имеются некоторые особенности представлений о семье. Они в отличие от детей с нормой речевого развития считают, что родители должны ухаживать за детьми, а дети играть. Дети с нормой речевого развития называют основной функцией родителей в семье –воспитание детей, а также говорят о том, что дети должны любить и слушаться родителей. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что основные функции членов семьи детьми с нарушениями речи недостаточно осознаются. Дети выделяют функции, которые не в полной степени отражают сущность семьи, как социального института.

В результате проведенного обследования попроективной методике «Рисунок будущей семьи» мы получили количественные и качественные данные, представленные в таблице 3.Таблица 3Сравнительный анализ результатов по методике «Рисунок будущей семьи»

КритерийДети с нормой речевого развитияДети с речевыми нарушениями1.Наличие представлений о будущей семье70 %40 %2.Тип изображаемой семьиПолная –60 %Неполная –10 %Полная –30 %Неполная –10 %3.Положительное/отрицательное отношение к будущей семьеПоложительное –70%Отрицательное –0%Положительное –30%Отрицательное –10%4.Соотнесение реальной и будущей семейСостав совпадает –40%Состав не совпадает –30%Состав совпадает –10%Состав не совпадает –30%

Исходя из данных таблицы, можно сделать вывод о том, что у детей с нарушениями речи преобладает низкий уровень сформированности представлений о будущей семье. Свою будущую семью нарисовали только четверо детей, что может свидетельствовать об отсутствии у большинства детей представлений о будущей семье. Отсутствие рисунка именно будущей семьи объяснялось детьми поразному. Так, например, Артем А. и Артем М. в начале рисования говорили, что поняли задание, но по окончанию рисования на вопрос «Почему ты не нарисовал свою будущую семью?» отвечали, что забыли задание. Артем Ш. и Данил Л. Говорили, что они не умеют рисовать будущую семью. Именно их рисунки содержат только неодушевленные предметы (дом, забор и др.). Данил П. сказал, что рисовать будущую семью ему не хочется. А Егор С. Объяснил отсутствие рисунка будущей семьи тем, что семьи у него никогда не будет, и он хочет всегда жить с мамой. Таким образом, из оставшихся 60% детей 30% нарисовали свою настоящую семью, 30%–сюжеты, не связанные с семьей (клоун, дом, забор и др.)70% детей с нормой речевого развития изобразили свою будущую семью, что говорит о наличии у большинства детей представлений о будущей семье в отличие от детей с нарушениями речи. Дмитрий И. сказал, что задание понял, но будущую семью не изобразил, как инекоторые дети с нарушениями речи. Александр К. объяснил свое нежелание рисовать будущую семью тем, что в уме он её представляет, но нарисовать не сможет. Софья С. отказалась выполнять задание, не объясняя причины. Эти дети изобразили свою настоящую семью.Трое детей нарисовали свою будущую семью полной, один ребенок изобразил семью без детей. Следовательно, большинство детей с нарушениями речи рисовали полные семьи, как и дети с нормой речевого развития.Положительная окраска представлений о будущей семьеу детей определялась их ответами на вопрос «Весело или грустно изображенным персонажам?». Большинство детей как с нарушениями речи, так и с нормой развития речи отвечали, что их персонажам весело. В результате этого можно говорить о преобладании положительного отношения к своей будущей семье. Отвечая, на вопрос «Кто в этой семье самый счастливый?», схожих ответов у детей с нарушениями речи не наблюдается. Например, Максим К. отвечал на данный вопрос следующим образом: «Все. Потому что они одинаково одеты». Александра Н. говорила: «Я. Потому что у меня есть муж и дочка». Дети с нормой речевого развития также отвечали поразному. Двое детей сказали, что счастливыми являются все (Никита Х.: «Все, потому что они все вместе», Арсений С.: «Все, потому что у них есть дети»). Другие называли самыми счастливыми себя. Например, Лев М. отвечал: «Я. Потому что у меня много денег». Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что большинство детей как с нормой, так и с нарушениями речи не связывают счастье с наличием у человека семьи, близких людей. На вопрос «Кто в этой семье самый несчастный?» большинство детей как с нормой, так и с нарушениями речи отвечали: «Никто». Некоторые дети с нарушениями речи называли домашних животных. Например, Александра Н. отвечала: «Кот. Потому что его не кормят». Эти данные могут свидетельствовать о восприятии семьи как позитивной составляющей жизни человека. У детей с нарушениями речи состав реальной семьи и состав будущей семьи, изображенной на рисунке, в большинстве случаев не совпадают, дети не соотносят реальную семью с будущей. А у детей с нормой развития речи, напротив, в большинстве случаев наблюдается совпадение составов настоящей и будущей семей, что может говорить о том, что представления детей о будущей семье идентифицируются с восприятием настоящей семьи.С некоторыми детьми с нарушениями речи контакт устанавливался с трудом, требовалась значительная активизация, побуждение со стороны взрослого; во время эксперимента эти дети чувствовали себя скованно. Например, Артем Ш. очень торопился при выполнении задания, все время прикрывал рисунок рукой и отвечал на вопросы по рисунку неохотно. Напротив, дети с нормой речевого развития были открыты для общения, без труда шли на контакт, отвечали на все вопросы. Многие дети комментировали весь процесс рисования, рассказывая не только о своей семье, но и обо всех событиях которые происходят в их жизни. Итак, при сравнении результатов по данной методике, можно сделать вывод о том, что у детей с нарушениями речи наблюдаются некоторые особенности представлений о семье в сравнении с детьми с нормой речевого развития, что выражается главным образом в отсутствии этих представлений. Также дети с нарушениями речи в отличие от детей с нормой развития речи не соотносят будущую семью с настоящей.Таблица 4Сравнительный анализ результатов по методике «Моделирование игры «Семья»

КритерийДети с нормой речевогоразвитияДети с речевыми нарушениямиУровень сформированности представлений о семьеВысокий –30%Средний –70%Низкий–0%Высокий–0%Средний–70%Низкий–20%Отказ от игры –10%Умение организовать игру (уровень)Высокий –30 %Средний –70 %Низкий –0 %Высокий –10 %Средний –60 %Низкий –20 %Отказ от игры –10%Способность войти в роль (уровень)Высокий –50 %Средний –50 %Низкий –0 %Высокий –10 %Средний –50 %Низкий –30 %Отказ от игры –10%Эмоциональная насыщенность игрыИгра эмоционально насыщена.Игра отличается бедностью эмоций.Взаимодействие с другими детьми Дети достаточно хорошо контактируют друг с другом.Большинство детей предпочитает играть обособленно.

Основная часть детей с нарушениями речи показала средний уровень сформированности представлений о семье, который характеризуется недостаточно полноценным осознанием сущности семейной жизни, функций каждого из членов семьи, эмоциональной составляющей семейных взаимоотношений. Также некоторые дети показали низкий уровень, который выражается в непонимании значимости семьи, функций каждого из членов семьи, нарушении способности устанавливать контакт, проявления эмоций по отношению к другим людям, что может негативным образом сказаться на построении семьи в будущем. Егор С.отказался играть, сказав, что ему это неинтересно. Тогда как среди детей с нормой речевого развития большинство имело высокий уровень сформированности представлений о семье. Основными характеристиками этого уровня являются: полноценность представлений о будущей семье, осознание функций каждого из членов семьи, способность к эмпатии, пониманию чувств других людей, отсутствие трудностей в построении взаимоотношений с окружающими. У детей с нарушениями речи возникали большие трудности в организации игры, чему детей с нормой развития речи. Дети долго выбирали себе роль, не знали, как начать игру, какие игрушки требуются для выполнения тех или иных действий.Для многих детей с нарушениями речи большую трудность в процессе игры представляло установление контакта с другими детьми. Например, Артем О. на протяжении всей игры практически ни с кем не разговаривал, выполнял действия, не соответствующие выбранной роли «сына» (ходил на работу, ездил на машине). У Артема, как и у многих детей с нарушениями речи появлялись сложности в осознании своей роли, поскольку они недостаточно хорошо понимали, какие функции должен выполнять каждый член семьи. Но в то же время некоторые дети хорошо выполняли свои ролевые функции. Например, Александра Н. старательно выполняла все действия, соответствующие роли «мамы», стремилась контролировать деятельность других детей и ход игры в целом. Некоторые детиотвлекались или вообще теряли интерес к игре. Данил П. проявлял активность в течение 5 минут, затем переключился на другую деятельность(сбор конструктора). У детей с нормой речевого развития практически не возникало трудностей в процессе игры. Они общались друг с другом в соответствии с выбранными ролями, выполняли все необходимые действия. Александр К. во время игры старался контактировать со всеми детьми, поучаствовать во всех игровых ситуациях. У некоторых детей наблюдалось стремление к лидерству, что приводило к возникновению конфликтов между ними. Но в то же время можно отметить, что некоторые дети с нормой речевого развития не проявляли интереса к игре или быстро переключались на какуюлибо другую деятельность. Например, Лев М. во время игры сидел за столиком и выполнял однообразные действия (переставлял посудку).Игра детей с нарушениями речи отличалась бедностью эмоций, переживаний, низким уровнем взаимодействия детей друг с другом. Тогда как у детей нормой речевого развития игра была эмоционально насыщена. Таким образом, при сравнении результатов по данной методике у детей с нормой речевого развития и у детей с речевыми нарушениями было выявлено, что дети второй группы испытывают значительные трудности в понимании сущности семейных отношений, функций каждого из членов семьи, особенностей построения семейных взаимоотношений. Тогда как дети первой группы таких трудностей практически не испытывают. Важной проблемой для детей с нарушениями речи является установление контакта друг с другом в процессе игры.

Таблица 5Сравнительный анализ результатов анкетирования родителей

КритерийСемьи детей с нормой речевого развитияСемьи детей с нарушениями речиСостав семьиПолная семья –60%Не участвовали в анкетировании –40%Полная семья –90%Живет с бабушкой –10%К кому привязан ребенокК маме –40%

Одинаково –20%Не участвовали в анкетировании –40%.

К маме –80%К папе –10%Одинаково –10%Кто из членов семьи больше всего проводит времени с ребенкомМама –10%Брат –10%Одинаково –30%Мама и сестра –10%Не участвовали в анкетировании –40%Мама –60%Папа, сестра –10%Бабушка –10%Папа –10%Одинаково –10%Как ребенок относится к посещению детского садаХорошо, положительно –60%Не участвовали в анкетировании –40%Хорошо, положительно –100%Настроение ребенка в домашней обстановкеБодрое –50%Неустойчивое –10 %Не участвовали в анкетировании –40%Бодрое –70 %Неустойчивое –30%

Говорил ли ребенок о своей будущей семьеДа –30%Нет –30%Не участвовали в анкетировании –40%Да –70%Нет –30%

В результате обобщения полученных данных по всем методикам нами были выделены следующие уровни развития представлений о семьеу детей:Высокий уровень.Ребенок имеет высокие результаты по всем методикам, допускается наличие среднего уровня по одной из методик.Отмечается наличие полноценных представлений о семье: ребенок понимает значение семьи в жизни человека, функции членов семьи, без труда рассказывает о том, какая у него будет семья, когда он вырастет. Родители отмечают, что ребенок говорил им о своей будущей семье.Уровень выше среднего.Ребенок получил высокие результаты по двум методикам, по остальным –средние. Допускается наличие низких показателей по одной методике.У ребенка имеются достаточно полноценные представления о семье, но у него могут возникать трудности при рассказе о семье, в процессе рисования, в игре.Средний уровень.Ребенок имеет средние результаты по большинству методик. Допускается наличие высоких или низких результатов по одной методике.У ребенка отмечаются трудности при рассказе о своей будущей семье, он не знает, какая она будет, путается в ответах. На рисунке изображается не будущая, а реальная семья.Уровень ниже среднего.Ребенок по двум методикам имеет низкие результаты.Ребенок может без особого труда рассказывать о том, какая у него будет семья, но не может изобразить ее, обыграть роль. Родители чаще всего отмечают, что ребенок не говорил им о своей будущей семье.Низкий уровень.У ребенка отмечаются низкие результаты минимум по трем методикам.Ребенок отказывается участвовать в беседе о семье, играть и рисовать свою будущую семью.Процентное соотношение полученных данных при обобщении результатов представлено в таблице 6.Таблица 6Обобщенные результаты исследования

УровеньПроцент детей с нормой развития речиПроцент детей с нарушениями речиСтатистические различияВысокий60%20%φ = 1,89Выше среднего20%30%φ = 0,52Средний0%10%φ = 1,44Ниже среднего20%30%φ = 0,52Низкий0%10%φ = 1,44

Исходя их данных таблицы, можно сделать вывод о том, что представления о семье у детей с нарушениями речи имеют некоторые особенности в сравнении с представлениями о семье детей с нормой речевого развития. Большинство детей с нормой развития речи имеют высокие результаты по всем методикам, тогда как у детей с нарушениями речи преобладают средние показатели. Это свидетельствует о том, что представления о семье у детей с нарушениями речи чаще всегонеполноценны, фрагментарны, недифференцированны. Дети могут испытывать трудности при описании своей реальной или будущей семьи, в понимании роли каждого члена семьи, его функций. Представления о будущей семье могут отсутствовать вовсе. С помощью углового преобразования Фишера нами были выявлены статистически значимые различия по высокому уровню сформированности представлений о семье у детей экспериментальной и контрольной групп (p≤ 0,05).В соответствии с результатами проведенного исследования, можно отметить, что выдвинутая нами гипотеза о том, что дети с нарушениями речи имеют некоторые особенности формирования представлений о семейных отношениях в сравнении с детьми с нормой речевого развития, была доказана.Полученные в ходе исследования результаты позволяют сформулировать следующие выводы:1.Целостность, полнота представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи зависит от многих факторов: типа семьи (полная, неполная), типа семейного воспитания, особенностей семейных взаимоотношений, родительских установок, отношения родителей к своему ребенку и его нарушению. Указанные факторы влияют на осознание детьми значимости семьи, ее функций; на развитие у детей понимания семейных ролей, семейных взаимоотношений, семейных обязанностей;на развитие уважения, эмпатии, любви к членам своей семьи, способности идти на компромисс.2.У детей с нарушениями речи в сравнении с детьми с нормой речевого развития имеется специфика в формировании представлений о семье, которая проявляется в следующих особенностях: нарушение целостности представлений о семье, их неполнота, недифференцированность, нечеткость; трудности в понимании таких составляющих представлений о семье, как семейные отношения, семейные функции, семейные роли, семейные обязанности; недостаточное осознание сущности семейной жизни, функций каждого из членов семьи, эмоциональной составляющей семейных взаимоотношений; отсутствие или нарушение целостности представлений о будущей семье.3.Для формирования представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи необходимо проводить определенную работу, включающую в себя развитие у детей интереса к своей семье, осознания роли семьи в жизни каждого человека, содержания семейных отношений, развитие понимания родственных отношений, своего места в семье, необходимости помогать другим членам семьи, обращать внимание на их эмоциональное состояние, настроение.

Ссылки на источники1.БерезинС.В. О воспитании ребенка в семье. М.: Айрис пресс, 2000. –117 с.2.Дружинин В.Н. Психология семьи. –М.: КСП, 1996. –176 с.3.Обухова Л.Ф., Шаграева О.А. Семья и ребенок: Психологический аспект детского развития. –М.: Жизнь и мысль, 1999. –168 с.4.Основы психологии. Практикум // Ред.сост. Л.Д.Столяренко. РостовнаДону: Феникс,1999. –704 с.5.Семья: психология, педагогика, социальная работа / Под ред. А.А. Реана. –М.: АСТ, 2010. –576 с.6.Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. –М.: Педагогика, 1989. –155 с.7.Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы. –М.: ВЛАДОС, 2003. –368 с.8.Бурмистрова Е.В.Семья с «особым ребенком»: психологическая и социальная помощь // Вестник практической психологии образования. –2009. –№1. –С. 82869.Жиронкина М.А. Специфика детскородительских отношений всемьях, воспитывающих детей с особенностями психофизического развития // Вестник практической психологии образования. –2008. –№3. –С. 9710010.Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: Методическое пособие. М.: Просвещение, 2008. –240 с.

Irina Buchilova,

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor at the chair ofdefectological education,Cherepovets State University,Cherepovetsibuchilova@yandex.ruOlga Lekhanova,Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair ofdefectological education,Cherepovets State University,Cherepovetslehanovao@mail.ruNatalya Polikarpova,

Psychologisteducationalspecialist, Kindergarten"Bell ", Vitegrapolikarpova91@inbox.ruAnalysis of family vision among preschool children with speech disorders Abstract.The article discusses the peculiarities of the ideas about family that are characteristic of senior preschool children in comparison with the ideas of the children without representations of speech disorders. A program is offered, the results of the diagnostic study of preschoolers ideas about family are analyzed. Keywords:ideas aboutthe family, the children of the senior preschoolage,speech disturbances