Переживание собственного несовершенства как фактор динамики личности

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Познанская К. С. Переживание собственного несовершенства как фактор динамики личности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 131–135. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54286.htm.
Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос о возможной динамике личности, которая происходит под влиянием переживания чувства неполноценности, несовершенства. В статье описывается исследование, которое является попыткой раскрыть содержание динамики личности.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Познанская Ксения Сергеевна,ассистент преподавателя, Институт педагогики, психологии и социологии, ФГБОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», г. КрасноярскKs.poznanskaya@gmail.com

Переживание собственного несовершенства как фактор динамики личности

Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос о возможной динамике личности, которая происходит под влиянием переживания чувства неполноценности, несовершенства. В статье описывается исследование, которое является попыткой раскрыть содержание динамикиличности. Ключевыеслова: динамика личности, самооценка, переживание несовершенства.

Данная статьяпосвящена исследованию ситуаций, в которых обостряется переживание собственного несовершенства, которое может выражаться в ощущении своей некомпетентности, ощущении бессилия, осознании, что другие лучше, чем ты сам и так далее. В основном наше внимание будет направлено на изучение тех изменений, которые происходят в человеке в связи с такими переживаниями, то есть нас будет интересовать динамика личности. Актуальность данного исследованиясостоит в необходимости дополнения и расширения теоретических представлений о внутренней динамике личности, связанной с переживанием негативных чувств относительно своего Я. Практическая значимостьданного исследования может быть обозначена следующим образом: в результате исследования будут получены эмпирические данные о внутренних изменениях человека ситуациях, когда человек сталкивается с негативными чувствами в отношении собственной личности. Например, психотерапевту это возможно поможет лучше понять, что может испытывать человек в данной ситуации и спрогнозировать дальнейшее развитие беседы. Так же на основе полученных данных можно в дальнейшем разработать конкретные методики оценки и коррекции состояний переживания собственного несовершенства, что дает возможность предупредить негативные последствия таких переживаний. Целью нашего исследованияявляется выявление и описание динамики личности, возникающее в результате переживания собственного несовершенства. Таким образом, объектомисследования является динамика личности, а предметом–динамика, возникающая в результате переживания чувства несовершенства. Основная гипотезаисследования касается предположения о наличии динамики личности при обострении переживания негативного отношения к себе. Теоретические основанияТеоретическими основаниями нашей работы выступили психоаналитическая теория З.Фрейда, концепция индивидуальной психологии А.Адлера, аналитическая концепция К.Г.Юнга, а также гуманистические теории динамики личности К.Роджерсаи экзистенциальные теории личности. При различных способах понимания причин и характера динамики можно проследить важность того, как человек воспринимает себя. Кроме того, изменения в самоотношении человека способно повлиять на его мотивацию, а значит, способно спровоцировать динамику.

На данный момент в психологии нет единого мнения о том, что представляет собой феномен самоотношения. Бернс рассматривает Яконцепцию как «динамическую совокупность свойственных каждой личности установок,направленных на саму личность» [Бернс Р., 1986]. Роджерс определяет Яконцепцию как гештальт, включающий восприятие собственных качеств, способностей, а также представления о своих возможных взаимоотношениях с другими людьми. Кроме того, включаются также ценности личности и ее представления о своем идеале. Многие авторы(И.Кон, Н.И. Сарджваладзе, Р.Бернс и другие)указывают на трехкомпонентное строение Яконцепции, как у аттитюда. Это когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты [Бернс Р., 1986]:1.Образ Я –это представления индивида о самом себе2.Второй компонент –самооценка, то есть аффективная оценка образа Я. 3.И наконец, потенциальная поведенческая реакция, которая может быть вызвана двумя предыдущими компонентами. Итак, подведем итог анализу теоретических взглядов на проблему самоотношения личности. Для нас важным является тот момент, что многие исследователи подчеркивали важность феномена самоотношения для построения взаимоотношений с другими людьми, а также для построения всей жизнедеятельности личности в целом. Программа психологического исследования.Цельюданного эмпирического исследования является выявление и описание динамики личности, возникающей в результате переживания собственного несовершенства. Также можно выделить следующие задачи исследования:1.С помощью выбранного стимульного материала актуализировать чувство несовершенства у испытуемого.2.Вызвать и проследить изменения личности, вызванные переживанием несовершенства. 3.Проанализировать полученные данные и получить представление о динамике личностив конкретный момент времени.Объектом исследованияявляется динамика личности в процессе взаимоотношений с другими людьми.Предметом исследованиявыступает динамика, вызванная переживанием чувства несовершенства. Выборка. Висследовании приняли участие 50человек в возрасте от 25 до 45лет. Из общего числа испытуемых 26человек женского пола, человек 24 мужского. Все испытуемые имеют высшее образование и проживают в центральном регионе России. Гипотеза исследования:Мы предполагаем, что актуализация чувства несовершенства будет провоцировать динамику личности. Под чувством несовершенствав данном исследовании будут пониматься те конкретные эмоциональные компоненты негативного самоотношения личности, которые актуализируются в контексте взаимоотношений созначимым другим. Под динамикой (в нашем исследовании это синоним микродинамики) понимаются неустойчивые изменения личности испытуемого, а именно изменения его самоотношения и отношения к другим, изменение мотивов и эмоций, а также поведенческие изменения. Исходя из специфики исследуемых конструктов, в качестве средств исследования нами был выбран следующий методический инструментарий: проективная методика, основанная на использовании стимульногоматериалаТематического апперцептивного теста, а также Методика исследования самоотношения С.Р. Пантилеева[Пантилеев С.Р., 1993].Процедура исследования:1 этаписследования. Мы предлагаем на выбор четыре картинки из стимульного материала ТАТа. Женщинам предлагаются следующие картинки: 1(мальчик смотрит на лежащую перед ним на столе скрипку), 4(женщина обнимает мужчину за плечи; мужчина как бы стремится вырваться), 6женская картинка (молодая женщина, сидящая на краю дивана, оборачивается и смотрит на стоящего у нее за спиной мужчину средних лет с трубкой во рту), 7женская (женщина сидит на кушетке рядом с девочкой, говоря или читая ей чтото. Девочка с куклой в руках смотрит в сторону). Мужчинам предлагались 1и 2картинки, а также мужская 6(Невысокая пожилая женщина стоит спиной к высокому молодому человеку, виновато опустившему глаза) и 7(Седой мужчина смотрит на молодого мужчину, который смотрит в пространство). Испытуемому дается инструкция выбрать одну из предложенных картинок, которая кажется ему наиболее благополучной. Далееследует рассказ по картинке со следующей инструкцией:«Посмотрите на картину и, отталкиваясь от нее, составите рассказик, сюжет, историю. Постарайтесь запомнить, что нужно в этом рассказике упомянуть. Вы скажете, что, поВашему, это за ситуация, что за момент изображен на картине, что происходит с людьми. Кроме того, скажете, что было до этого момента, в прошлом по отношению к нему, что было раньше. Затем скажете, что будет после этой ситуации, в будущем по отношению к ней, что будет потом. Кроме того надосказать, что чувствуют люди, изображенные на картине или ктонибудь из них, их переживания, эмоции, чувства. И еще скажете, что думают люди, изображенные на картине, их рассуждения, воспоминания, мысли, решения».На втором этапе исследованияиспытуемому предлагается Методика исследования самоотношения С.Р. Пантилеева. Данный этап необходим для оценки общего уровня отношения личности к самой себе, а также для того, чтобы выйти из ситуации первой беседы по картинке. И, наконец, третий этап исследования. В первую очередь мы проводи небольшое интервью для определения такого человека из окружения испытуемого, в присутствии которого у него обостряются переживания собственного несовершенства. Испытуемому задается следующий вопрос: «Попытайтесь припомнить человека, в присутствии которого вы часто ощущаете себя плохим, или несовершенным, некомпетентным или неуспешным и тому подобное». Когда испытуемый определяет такого человека, исследователь задает несколько вопросов о ситуациях общения с этим человеком, затем дается следующая инструкция: «Подумайте, каким образом этот человек может выстроитьсяв ситуацию, изображенную на выбранной Вами картинке». Далее следует новый рассказ по картинке, включающий все пункты стандартного рассказа по картинке ТАТ. Описание результатов.Полученные намирезультаты представляют собой протоколы бесед и ответы на опросник МИС. Были описаны следующие виды подобных ситуаций:1.Присутствие авторитета: то есть ситуации, когда испытуемый общался с авторитетным человеком, который оценивается выше, чем сам испытуемый. Под авторитетным человеком здесь понимается старший опытный коллега, преподавательи так далее, а также сюда включается родительский авторитет. При общении с такими людьми испытуемые испытывали следующие эмоции:обида, горечь, стыд, страх ошибки, внутренний стопор, ощущение подчиненной позиции, желание убежать из этой ситуации и другие.2.Присутствие более успешного человека. Успешность здесь может пониматься и как социальная (хорошие коммуникативные навыки, общительность, умение убеждать), икак профессиональная (умение более качественно выполнять свою работу и делать это вовремя, демонстрировать более высокий уровеньзнаний), и как личностная (обладатель «хороших» личностных качеств). Девятнадцатьчеловек из пятидесятиво втором рассказе переместились в слабую позицию, позицию жертвы. Имело место несколько вариантов подобного сценария. Первый вариант.В первом рассказе испытуемые старались сдерживать свои чувства, думая о социальных запретах на проявление слабости. Например, «Ей хотелось заплакать, но воспитание в Новодевичьем монастыре не позволяло ей опуститься до таких проявлений эмоций». Очень сильная инстанция контроля. Однако в рассказах были показаныдостаточно сильные эмоции: обида, страх, гнев, чувство одиночества, разочарование и так далее, но все эти чувства сдерживались, им не давалось выхода.Или, в другом случае, имело место отрицание или обесценивание данных чувств.

С появлениемзначимого другого в рассказах уменьшилось присутствие контролирующих тенденций. Что касается потребностей, то возрастали потребности в унижении, то есть в получении наказания, осуждения. Потребность в аффилиации усиливалась и приобреталанесколько невротический характер. Что касается поиска помощи, то данная потребность во вторых рассказах не проявлялась. Причем, как правило, во втором рассказе герой, с которым происходит идентификация, играет достаточно пассивную роль. Если в первом рассказе блокировались чувства, то во втором –активность. Второй вариант.К данному варианту мы относим рассказы, в которых изменилась позиция испытуемогов сторону слабости и беззащитности. Что имеется в виду? В первом рассказе такие испытуемые демонстрировали желание сражаться, идти вперед, имел место значительный уровень уверенности в своихсилах, в соей победе. Соответственно выделялись следующие потребности: потребность в достижении, в преодолении трудностей, потребность в доминировании. Другой вариант динамики выглядит следующим образом. В семнадцатислучаях человек казалосьбы перемещается в более сильную позицию. Однако при более внимательном анализе становится очевиднымсмещение идентификациисизначального героя в образ более сильной фигуры. То есть второй рассказ ведется от персонажа, который находится изначально в более выгодном, защищенномсостоянии. Преимущественно это идентификация не со значимым другим, а с тем персонажем, на которое этот другой может оказать влияние. То есть первый рассказ велся от имени героя, который ассоциировался с самим испытуемым, тогда как второй рассказ был уже посвящен идеализированному образу, который может противостоять давлению значимого другого.

Во втором рассказе происходит заметный сдвиг в общем настроении рассказа. Что касается чувств, то главным было ощущение зависимости и давления, а также желание избавитсяот них. Потребности сместились на следующие: возрослапотребность в достижении, также преобладает желание автономии, освобождения от контроля (вплоть до желания дистанцироваться), потребность в преодолении трудностей. В целом, чувствовался более сильный энергетический заряд во втором рассказе. Жестикуляция испытуемого становилась более живой, появлялись угрожающие жесты (например, угроза кулаком).Похожий, но всетаки другой вариант защиты выглядит следующим образом. В десятислучаях Я испытуемого исчезло из рассказа. Повествование велось не от лица героя, а просто как описание происходящего (как в художественной литературе ведется рассказ от имени автора). Это привело к тому, что чувства героев назывались, но, повидимому, не находили отражения у самих испытуемых.

Таблица 1

Сводная таблица результатовисследования

Характер динамики (вид)Динамика чувствДинамика потребностейПоведенческие измененияОслабление Чувства сдерживаются, Смещение от потребностей Появляется сутуконтролянад чувствами(4человека)контролирующая дистанциясильная,во втором рассказе чувства выпускаются наружу, много боли и гневав преодолении трудностей, аффилиации, поиске помощи к потребностям в унижении, наказании, осуждении. Потребность в аффилиации усиливаетсялость, закрытость позыПеремещение в слабую позицию(19человек)От уверенности в себе, желания сражаться чувства перемещаются к самообвинению, неуверенности в себе, зависимостиПотребности изменяются от направленных на достижения целей, доминирование, преодолениетрудностей к потребностям в унижении, повиновенииТревожные, однообразные движения кистей рукСмещение идентификации(17человек)Чувства одиночества, недостатка понимания, бессилия сменяются решительным настроем, иногда раздражительностью, желанием избавится от зависимости.Потребности в поиске внимания, поиске помощи, в аффилиации сместились на потребности в достижении, автономии, освобождения от контроля (в плоть до желания дистанцироваться),напотребность в преодолении трудностейПоявление более энергичных, иногда угрожающих жестовОтсутствие идентификации(10 человек)Чувства указывались лишь в первом рассказеПотребности личности не проявилисьВторой рассказ составлялся со скучающим видом, испытуемые не проявляли видимого интереса к деятельности

Анализ и обсуждение результатовВопервых, следует отметить, что наша гипотеза о наличии динамики личности при переживании чувства собственного несовершенства подтвердилась, так как во всех, включенных в анализ протоколах, была обнаруженадинамика, которая выражалась в изменении чувств, потребностей и поведения испытуемых. В целом, во многих рассказах, когда человек перемещался в более слабую позицию, рассказы приобретали более реалистичный и приближенный к жизни характер. Испытуемые вчувствовались в картинку на более глубоком уровне. Кроме того, во всех случаях, за исключением варианта, когда Я испытуемого не присутствовало в рассказе, у испытуемых отмечались изменения в эмоциональной окраске рассказов, они становились более эмоционально заряженными в позитивную или негативную сторону. Ослабление контроля над чувствами. Когда в ситуацию вводился человек, в присутствии которого испытуемый чувствуетсебя несовершенным, рассказ приобреталбольшую эмоциональность и даже трагичность. Сдерживание собственных эмоций достаточно энергоемкийпроцесс, на который человек затрачивает значительноеколичествоэнергии. Когда в ситуации появляется человек, общение с которым доставляет некоторыенеудобства и поэтому требует затрата сил, контроль за эмоциями повидимому перестает быть настольковажным. Другое возможное объяснение данной ситуациисостоит в следующем. В первом рассказе демонстрировалась высокая потребность в помощи и аффилиации, которая,похоже,не удовлетворялась, поэтому при появлении значимого другого человекмог для получения необходимой поддержки,внешне усилить свои переживания, дать выход эмоциям. Кроме того, публичное выражение сильных чувств способно усилить переживание несовершенства и удовлетворить потребности в унижении, получении наказания и осуждении, которые отчетливопроявлялись в рассказах. Смещение в более слабую, беззащитную позицию характеризовалось резкой сменой настроений относительно своих возможностей. Изначально испытуемые позиционировали себя как способных на победу, идущих к цели, уверенных в себе. Затем при появлении значимого другого испытуемый сразу переместился в более слабую подчиненную позицию. Возможно,это связано с тем, что у испытуемого уже есть готовый сценарий того, как он будет чувствовать себя рядом с этим человеком. Смещение идентификациис изначального героя в образ более сильной фигуры происходит благодаря созданию такого образа, который в силах противостоять давлению значимого другого. Получается, что человек создает безопасную для себя ситуацию, защищая себя от давления и нападения значимого другого. Это делается для защиты собственного Я от возможныхсильных нападений. Презентуя себя через образ сильного человека, испытуемый показывает не самого себя, а некоторый идеализированный образ, составленный исходя из особенностей значимого другого, таким образом, чтобы этот образ был сильнее и авторитетнее. Другой вариант такого защитного поведенияпредставлен следующим образом. Из рассказа испытуемого исчезаетпозиция Я. Как мы предполагаемэто происходит также в целях защиты собственного Я. Оно прячется, так как понимает, что не в силах выдержать конкуренции с авторитетным человеком. Такая защита напоминает бегство от проблемы. Что характерно, то у испытуемых с такой стратегией достаточно низкие показатели по следующим шкалам МИС: самоуважения, самопринятия, отраженной самооценки, самоценности; и завышенные показатели по внутренней конфликтности и самообвинению. Выводы1.Мы подтвердили выдвинутую нами гипотезу о наличии динамики личности при переживании чувства собственного несовершенства.Нам удалось актуализировать в испытуемом чувство несовершенства, что позволило нам получить сведения о динамики личности в этот момент.Помимо самого факта наличия динамики мы установили некоторые ее варианты.Мы не претендуем на звание полноценной типологии. Можно рассматривать данный результат как тезис для будущих исследований.2.Были выявлены следующие варианты протекания динамики в ситуации переживания несовершенства. Смещение в более слабую позицию (снижение контроля и принятие позиции жертвы), смещение идентификации на более сильный персонаж, отсутствие идентификации.3.Нами было выдвинуто предположение, что последние два вида развития ситуации переживаниясобственного несовершенства носят защитный характер. 4.Для каждого варианта динамики нами было описано возможное содержание, то есть описание того, что конкретно изменяется в том или ином сценарии.5.Также мы предполагаем, что люди с разным уровнем самоотношения будут предпочитать различные варианты развития ситуации переживания чувства несовершенства.Кроме того, если при дальнейшей разработке данной темы возможно создание такого методического аппарата, который позволил бы сделать выводы о причинах существования того или иного вида динамики.

Ссылки на источники1.Бернс Р. Развитие Яконцепции ивоспитание. М.: Прогресс, 1986. 420 с.2.Иванова В.В. Общие вопросы самосознания личности// http://psylib.org.ua/books/ivanv01/index.htm3.Кон И.С. Открытие "Я". М., 1978. 367 с. 4.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. 1975.5.Леонтьев Д.А. Тематический апперцептивный тест. 2е изд., стереотипное. М.: Смысл, 2000. —254 с.6.Мэй Р. Вклад экзистенциальной психотерапии// Экзистенциальная психология. Экзистенция/Перевод М.Занадворова и Ю.Овчинниковой.М.: Издво ЭКСМОПресс, 2001.7.Роджерс К. Развитие Яконцепции. –М., 1989.8.Пантелеев С.Р. Методика исследования самоотношения. М.: Смысл, 1993. 32 с.9.Пантелеев С.Р. Самоотношение как эмоциональнооценочная система М.: Издво МГУ, 1991. 108 с.10.Психология самосознания. Хрестоматия. –Самара: Издательский Дом «БАХРАХМ», 2007. –672 с.11.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. –СПб.: Питер, 2004. –713с.12.Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. –Тбилиси. 1989.13.Столин В.В. Самосознание личности. М.: Издательство Московского Университета, 1983, с.284.14.Фрейд З.. Психология бессознательного. 2е изд. –СПб.: Питер, 2005. с. 2515.Холл С.К., Линдсей Г. Теории личности. М.: "КСП+", 1997.16.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). –СПб: Питер Ком, 1999.17.Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977. 142 с.18.Шибутани Т. Яконцепция / Психология самосознания. Хрестоматия. –Самара: Издательский Дом «БАХРАХМ», 2007, с. 245 –269. 19.Юнг К.Г. Архетип и символ / Сост. и вступ. Ст. А.М. Руткевича. –М.: Ренессанс, 1991. –с. 304

20.Ялом И. Экзистенциальная психотерапия/Пер. с англ. Т.С. Драбкиной. —М.:Независимая фирма “Класс”, 2005.

Poznanskaya Kseniya, Teaching Assistant, Institute of Pedagogy, Psychology and Sociology, "Siberian Federal University", Krasnoyarsk Ks.poznanskaya@gmail.comPersonal imperfection as factor of personalitydynamics Abstract.This article examines the question of the possible dynamics of personality, which is influenced by experiences feelings of inadequacy, imperfection. The article describes a study that is an attempt to reveal the contents of personality dynamics.Keywords: dynamics of personality, selfesteem, experience personal imperfection.