Организация самостоятельной работы студентов в рамках компетентностного подхода

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Куляшова Н. М., Карпюк И. А. Организация самостоятельной работы студентов в рамках компетентностного подхода // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 126–130. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54285.htm.
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы формирования компетенций студентов высшего профессионального образования в рамках самостоятельной работы. Проведен анализ различных форм организации самостоятельной работы на примере обучения бакалавров экономических направлений математическим дисциплинам.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
КуляшоваНаталья Михайловна,кандидат физикоматематических наук, доцент кафедры информатики и вычислительной техники,ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва», г. Саранскkafivt@mail.ru

Карпюк Ирина Алексеевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики и вычислительной техники,ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет имени Н.П.Огарёва», г. Саранскkafivt@mail.ru

Организациясамостоятельной работы студентовв рамках компетентностного подхода

Аннотация. Встатье рассмотрены вопросы формирования компетенций студентов высшего профессионального образования в рамках самостоятельной работы. Проведен анализ различных форм организации самостоятельной работы на примере обучения бакалавров экономических направлений математическим дисциплинам.Ключевые слова:компетенция, самостоятельная работа студентов,математические дисциплины, компетентностныйподход.

В Федеральной целевой программеразвития образования на 20112015 годы определены основные задачи профессионального образования:подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда; свободно владеющего своей профессией и ориентирующегосяв смежных областях деятельности; способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов; готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности [1].Переходвузов на систему многоуровневого образования и смена образовательной парадигмы на системнодеятельностную предусматривают становление профессиональнокомпетентного специалиста, в том числе и за счет увеличения доли самостоятельной работы (50% часов) от общей трудоемкости дисциплины.Проблема организации самостоятельной работы студентов (СРС) широко обсуждается на страницах как отечественной, так и зарубежной психологопедагогической литературы, в ходе научнопрактических конференций, интернет форумах и т.д. СРС рассматривается одними исследователями как метод обучения, другими какформа организации учебных занятий, с точки зрения третьих, ‬этоспецифический вид учебной деятельности. По мнению одних, СРС ‬это средство обучения,других ‬основа самообразования. Некоторые авторы определяют самостоятельную работу каксинтез формы учебной деятельности и средства организации познавательной деятельности, либовида деятельности и организационной формы,либо средства приобретения знаний и вида учебной работы. Это исамонаправляемый процесс преобразования умственных способностей в учебные умения и навыки, и элемент модели процесса приобретения знаний, инабор стратегий обучения, и одна из форм компетентности.С одной стороны, это тип работы в учебном процессе вуза, связанный с лекциями, практическими и семинарскими занятиями и лабораторными работами и состоящий в самостоятельном осмысливании сообщаемой преподавателем информации, воспроизведение ее, участие в решении задач и т.п. С другой стороны, самостоятельная работа ‬это работа, в ходе выполнения которой студент без помощи преподавателя самостоятельно изучает учебный материал, анализирует и обобщает свои выводы и результаты. Кроме того, всю учебную нагрузку можно разделить на обязательные занятия и внеаудиторную работу, квалифицируя только последнюю как самостоятельную.Самостоятельная работа студента ‬это выполнение учебных заданий, предлагаемых преподавателем или содержащихся в учебнометодических материалах; с другой стороны, это форма проявления студентом определенного способа деятельности по их выполнению. Она предусматривает различныеформы: работу с учебнометодическойлитературой, дополнительной литературой, справочниками, периодическими изданиями и т.п. СРС‬способ целенаправленного и активногополучениястудентом,при методическомруководстве преподавателя, но без его непосредственного участия,знаний и умений. Это планируемая учебная, учебноисследовательская работа студентов конкретная по своей предметной направленности и выполняемая во внеаудиторное или аудиторное время. СРС, являясь организационной формой обучения, оказывает влияние на формирование креативной личности студента, его мировоззрения, способствует развитию его способности к самообразованию и самосовершенствованию. Цель самостоятельной работы студентов ‬научить грамотно работать с учебнометодическим материалом и научной информацией, заложить основы самовоспитания и самоорганизации для дальнейшего развития способности и желания к непрерывному повышению своей квалификации.Повышение ролии эффективностисамостоятельной работы при проведении различных видов учебных занятий и формировании ключевых компетенций студента при изучении математических дисциплин предполагает:‬обеспечение оптимального сочетания теоретического и практического содержания, аудиторнойивнеаудиторной работы;‬оптимизацию методов и технологий обучения, активное использование информационнокоммуникационных технологий;‬совершенствование научноисследовательской работы студентов;‬модернизацию системы курсового и дипломного проектирования.Внедрение различных форм СРС в образовательную деятельность является одной из составляющих процесса модернизации образования и позволяет интенсифицировать процесс обучения: формировать общие и профессиональные компетенции, умение использовать справочную документацию и специальную литературу, развивать исследовательские умения, использовать материал, собранный иполученный в ходе самостоятельных занятий на семинарах, практических занятиях. Эффективным инновационным средством формированияобщих и профессиональных компетенций при подготовке студентов экономических направлений является использование разных форм самостоятельной работыпри изучении математических дисциплин, служащих фундаментом для качественного освоения профессиональных модулей. Понимание сущности математических понятий, владение методами математического моделирования позволяет студентам быстро и легко воспринимать материал профессиональных модулей выбранной специальности, осваивать будущую профессию. Исходя из целей и задач изученияматематическихдисциплин (математический анализ, линейная алгебра, теория вероятностей и математическая статистика, методы оптимальных решений и др.),в процессе обучения используются различные виды самостоятельной работы, которые определяются содержанием учебной дисциплины истепенью подготовки студента. Классификация самостоятельной работы проводится по различным факторам: по формам организации обучения, по методам и приемам обучения; она может быть индивидуальной и коллективной.Условно СРС можно разделить на обязательную и контролируемую; без участия и с участием преподавателей; аудиторную, внеаудиторную и научноисследовательскую и т. д.Для подготовкистудента к текущим аудиторным занятиямприменяетсяобязательная форма самостоятельной работы. Она призвана обеспечить активность студента на аудиторных занятиях,качественноевыполнение заданий, тестови других форм текущего контроля.

Углубление и закрепление знаний студента, развитие аналитических навыков по актуальным проблемамизучаемойдисциплины ‬цель контролируемой формы самостоятельной работы. Подведение итогов и оценка результатов обеихформ самостоятельной работы осуществляется преподавателеми во многом определяется активными методами контроля. Разработанная нами система оценки самостоятельной работы студентов приизучении математических дисциплин предусматривает использование как традиционных форм контроля (контрольные работы, коллоквиумы, отчеты, зачеты, экзамены), так и методов, основанных на современных образовательных технологиях. В практике высшей школы такойтехнологией является балльнорейтинговая система оценки результатов учебных достижений, позволяющая студенту и преподавателю выступать в виде субъектов образовательной деятельности.В течение учебного года студенты выполняют индивидуальные типовые расчетыпо всем разделам курсов. Целью циклических работ являются развитие и закрепление навыков решения прикладных задач и проверка знаний студентов по основным разделам курса. Преподаватель проверяет правильность решения задач и примеров, а студент защищает содержание работы, излагая основные теоретические положения данной темы или раздела и иллюстрируя их решением соответствующих задач. В семестре проводятся теоретическое собеседование (коллоквиум) и две полные (2 часовые) контрольные работы. Целью теоретического собеседования является проверка сформированных обобщенных знаний, умений и навыков на текущий момент. В коллоквиуме принимают участие все студенты академической группы: дватри студента выполняют задание у доски, в это время проводится опрос студентов,остальные внимательно слушают и имеют возможность дополнить ответ или поправить неправильный ответ, затем проходит обсуждение задач, решенных у доски, и любой студент может предложить свое решение.

Каждый вид работы оценивается в баллах. За оригинальность, новизну подходов к выполнению заданий, участие в олимпиадах, конференциях, научных кружках и т.д. начисляются дополнительные поощрительные баллы. Если студент сдает работы не вовремя, пропускает занятия, он может получить и отрицательные баллы. Таким образом, осуществляется регулярный контроль качества усвоения знаний и умений и выполнения планового объема самостоятельной работы.

Преподаватель не только передает учебную информацию, но и выступаетв качестве педагогаменеджера, предлагая студентам оптимальныйкомплект средств обучения, используя разнообразные организующие, направляющие, эмоциональнорегулирующие и стимулирующие приемы.При этом акцент делается на необходимости обязательного выполнения домашних заданий, строгое соблюдение сроков сдачи индивидуальных работ и прохождения контрольных точек, постоянную и глубокую подготовку к аудиторным занятиям.Использование рейтинговой системы позволяет активизировать работу студентов в течение семестра, как с участием, так и без участия преподавателяи сформировать достаточный уровень математической компетентности будущего экономиста, как составляющей его профессиональной компетентности.Компетентность ‬это способность ставить и решать определенный класс задач. Под математическойкомпетентностью экономистов понимается способность и готовность решать методами математики профессиональные задачи и повышать свою профессиональную квалификацию. Ее формирование осуществляется на предметном, междисциплинарном и профессиональном уровнях в рамках математических, информационных, специальных экономических дисциплин, производственной и преддипломной практики. Рассмотрим направленность некоторых видовсамостоятельной работы студентов без участия преподавателейна формирование компетенций бакалавра экономики[2]: ‬самостоятельное изучение теоретического материала некоторых разделов (например, «Элементарные функции, их свойства и графики», «Геометрические векторы на плоскости и в пространстве», «Соединения без повторений», «Графический метод решения систем линейных неравенств») на базе рекомендованнойучебной литературыи информационныхобразовательныхресурсовсконцентрировано на формированиикомпетенцийОК1 ‬владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения и ОК9 ‬способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;‬подготовка докладов и сообщений позволяетсформировать владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК13); способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК6);‬выполнение домашних заданий в виде решения ситуационных задач направлено на формированиекомпетенций: способность находить организационноуправленческие решения (ОК8);способность собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социальноэкономических показателей (ПК1); способность на основе типовых методик и действующей нормативноправовой базы рассчитать экономические и социальноэкономические показатели (ПК2);‬компьютерный текущий самоконтроль при изучении различных тем формирует умение использовать информационнокоммуникационные технологии в профессиональной деятельности и способствует пониманию сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК 11).Математическаякомпетентность формируется и в ходе самостоятельной работы студентов с участием преподавателя: ‬составление словаря математических терминов и списка основных формул с помощью основной и дополнительной литературы способствует формированию компетенций: ОК12 ‬способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества; ПК1 ‬способность собрать и проанализировать исходные данные; ПК4 ‬способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных;‬составление тематических кроссвордов, ребусов, графологических структур с использованием математических терминов помогает формированиюспособности анализировать и интерпретировать информацию и использовать полученные сведения для принятия решений (ПК7); анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социальноэкономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социальноэкономических показателей (ПК8); используя отечественные и зарубежные источники информации, собирать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК9);‬составление презентаций, их представление и оценка направлены на развитие способности применять инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы (ПК5); использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК10);‬составление и решение тестовых и кейсзаданий, ситуационных задач позволяют организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК11); использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК12); критически оценивать предлагаемые варианты управленческих решений,разрабатывать и обосновывать предложения по их совершенствованию с учетом критериевсоциальноэкономической эффективности, рисков и возможных социальноэкономических последствий (ПК13).Развитиенавыковсамостоятельной учебной деятельностидолжно проходить динамичноот выполнениятиповыхзаданий во время занятиядо индивидуальных домашних заданий повышенной сложности и проведения групповых творческих исследовательских работ. Такая динамикаво многом зависит от методик,применяемых преподавателем. Например, при подготовке к лекциям нами используется самостоятельная опережающая работа студентов, а на практических и лабораторных занятиях ‬междисциплинарная самостоятельная работа. Задачи, предлагаемыев конкретной ситуации обучения, выступаютв качестве учебной или научной проблемы, создаютоснову для плодотворногоучебного диалогаи способствуютнепрерывному приращению собственных способностей студента, созданию возможностей для освоения им новых качественных знаний и умений.

Чтобы сформировать умение оценивать, отсеивать информацию, понимать ее и производить новую,преподавателям необходимо использовать в своей практике не только стандартныезадачи разной степени сложности, но и задачи, направленные на формирование профессионального мышления. Для этого и студентам предлагается составлять задачи, отражающие фундаментальные действия мышления и содержащие ключевые, определяющие словосочетания:‬задачи на формирование анализа: выделить…,проанализировать…, объяснить почему…;‬задачи на формирование синтеза: на основании … сделать вывод…/ определить…;‬задачи на формирование сравнения: сравните…, выделите существенные признаки…;‬задачи на формирование классификации: разбейте на…, найдите правильное определение…;‬задачи на формирование обобщения: сделать вывод о …, сделать вывод…, продолжить закономерность…, на основании … выявите;‬задачи на формирование конкретизации: привести пример…, определить область применения…, вычислить ….В результате происходит творческое осмысление и актуализация теоретического материала, смещение акцента с односторонней активности преподавателя на активность самих студентов.Как показывает практика работы, активизациисамостоятельной работы студентовс позиций компетентностного подхода способствует рядвнутреннихфакторов, среди которых отметим следующие:1. Осознание студентаминеобходимостивыполняемой работыне только в процессе теоретического обучения, но и для дальнейшей профессиональной деятельности. 2. Упорядочение представленийстудентовоб организации процесса обучения, способствующего формированию способов познавательной деятельности.3. Участие студентов в научных кружках, предметных олимпиадах, студенческих конференциях, научноисследовательской деятельности. 4. Использование в учебномпроцессеактивных педагогических методови современныхкомпьютерных технологий.5. Создание конкурентной среды обучения, направленной на творческое самовыражениестудентов.

6. Поощрение студентов и санкции за несвоевременное выполнение заданийи пассивность на аудиторных занятиях. 7. Индивидуальный подход к каждому студенту, позволяющий раскрыть его интеллектуальныйпотенциал, определить перспективы внутреннего ростаи способствующий формированию креативной личности.

8. Творческаяличность преподавателя. В результате грамотной организации самостоятельной работы по математическим дисциплинам, создаются условия высокой активности, глубокого теоретического осмысления, накопления практического опыта, творческого применения полученных знаний,ответственности студентовв аудитории и вне ее в ходе всех видов учебной деятельности. Это способствует не только формированию требуемых компетенций и развитию адекватных им способов деятельности, но и становлению выпускника вуза как компетентного, мотивированного и креативного специалиста, способного адаптироваться в профессиональной деятельности в современном динамично развивающемся мире.

Ссылки на источники1. Федеральная целевая программа развития образования на 20112015 годы [Электронный ресурс]. ‬М.: Минобрнауки России; ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика",2013. ‬Режим доступа: http://www.fcpro.ru/2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшегопрофессионального образования по направлению подготовки 080100 Экономика (квалификация (степень) "бакалавр") (утв. приказомМинистерства образования и науки РФ от 21 декабря 2009г. N747) (с изменениями от 31 мая 2011 г.)‬Режим доступа: http://www.umd.udsu.ru›FGOS_VPO/FGOS_fail/080100.htm

Natalia Kulyashova, Candidate of physical and mathematical Sciences, associate professor of department offundamental InformaticsMordovian state University N. P. Ogarev, The Republic of Mordovia, Saranskkafivt@mail.ruIrina Karpyuk, kafivt@mail.ruCandidate of pedagogical Sciences, associate professor of department offundamental Informatics Mordovian state University N. P. Ogarev, The Republic of Mordovia, SaranskThe organization of students independent work in the framework of the competence approachAbstract. In the article the problems of formation of competence of students of higher professionaleducation in the framework of independent work. The analysis of various forms of organization of independent work on the example of training of bachelors of economic directions in mathematical disciplines.Keywords:the competence, independent work of students, mathematical discipline,competence approach.