Изменения в законодательстве РФ в связи с принятием Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кокшарова
С.
Л. Изменения в законодательстве РФ в связи с принятием Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
206–210. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/54301.htm.
Аннотация. Статья посвящена изучению понятий и определений ФЗ № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» и связанных с ними изменений в других законах Российской Федерации.
Текст статьи
Кокшарова Светлана Леонидовна,
магистрант,факультет управления и сервиса, НОУ ВПО «Международный инновационный университет», г. СочиSve19762006@yandex.ru
Изменения взаконодательствеРФв связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»от 29.12.2012
Аннотация.Статья посвященаизучению понятий и определений ФЗ № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»и связанных сними изменений в других законах Российской Федерации.
Ключевые слова:изменения, законодательство, «Об образовании»,Федеральный закон.
Введение
1 сентября 2013 года вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», некоторые из его положений вступили в силу с 1 января 2014 года. Ранее в России действовали одновременно 2 закона об образовании:первый –от 1992 года –«Об Образовании» и второй –от 1996 года –«О высшем и послевузовском профессиональном образовании».Закон «Об образовании»от10.07.1992года№ 32661был своевременным шагом навстречу изменениям, которые тогда происходили в образовательной системе страны. Данный закон способствовал появлению у школ самостоятельности,рождению авторских образовательных программ, методик обучения. Одним из основных недостатковзакона№32661 от 10.07.1992 годаможно назватьотсутствиезаконно закреплённых понятий и определений, наиболее часто используемых в образовании. В связис чем в современных условиях закон «Об образовании» от 1992 года перестал в достаточной мере регулировать отношения в образовательной сфере.
Новый закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 впервые даёт определения основныхпонятий в образовании. Это создаёт эффективный механизм правового регулирования.Как следствие
возникает необходимостьизменитьмногие нормативные актыв законодательстве Российской Федерациидлясоответствия их терминологии принятомузакону.
Система образования является неотъемлемой частью общества. Изменение в образовательном законодательстве неизбежно требуют изменений в общем законодательстве страны[7].
Ниже будут рассмотрены те основные понятия и определения ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации»от29.12.2012,которые влекут за собой изменения вдругих законах Российской Федерации.
Основная частьНекоторые понятия, присутствующие в предыдущей редакции закона «Об образовании» от 1992 года, но не имевшие точного определения,в новом законе чётко определены и разграничены. Например, понятие «квалификация»
определяется новым законом «Об образовании в Российской Федерации»как «уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности». [1]Что повлекло за собой изменение терминологиив следующих законах:«О банках и банковской деятельности»,«О занятости населения в Российской Федерации».В данных законах понятие «квалификация» заменяет слова «профессия», «профессиональный», а слово «диплом» заменяет теперь «документ о квалификации». [2]
Рассмотрим вопрос обобразовательных учреждениях и образовательных организациях.В новом законе «Об образовании в Российской Федерации»нет образовательных учреждений, а есть организации.Есть организации осуществляющие обучение,и есть образовательные организации.Начнем по порядку:С 01.09.2013 года по закону больше нет образовательных учреждений, а есть образовательные организации. Учреждение –более узкое понятие, если разобрать, то получается, что учреждениеучреждает учредитель,который и является собственником всего имущества учреждения. Это всегда некоммерческая структура, созданная для решения тех илииных задач. Организация –это объединениелюдей и ресурсов,которое не только решает поставленные задачи, но и удовлетворяет интересыэтих людей, например, получением прибыли.Учреждение содержит собственник, который покрывает все расходы, и не получает прибыли, а организацияможет получать прибыль и работать на коммерческой основе. Организация –понятие более широкое, в её состав может входить учреждение, а в состав учреждения организация входить не может.[3]Далее, образовательная организацияесть организация, целью существования которой является образовательная деятельность. Организация, осуществляющая обучение –это организация, которая занимается помимо образовательной деятельности, ещё какойлибо деятельностью.[1]В связи сданнымичёткими определениями потребовались изменения в следующих законах: «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»,«О налогах на имущество физических лиц», «О средствах массовой информации»и других законах,упоминающих образовательные учреждения (теперь заменяются на «организации»).[2]Отех, кто осуществляет образовательную деятельность.В Федеральном Законе № 273 дано определение: педагогический работник (т.е. педагог)
физическое лицо, которое выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся.[1]Почемупедагог? Не учитель, не преподаватель, а именно педагог?В некоторыхзаконах упоминался преподаватель (например, в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации»).Рассмотрим эти понятия подробнее:Учитель –выпускник средней или высшей профессиональнойобразовательнойорганизации,будущий сотрудник школы –организации общего среднего образования, преподаватель –выпускник университета или академии,который занимается научнопреподавательскойдеятельностьюв организациивысшего образования. Педагог методист, практик, теоретик, более широкое понятие без узкой специализации по предметам (в отличие от учителя и преподавателя). [3]Таким образом, новым законом определено болееширокое понятие иболее ответственное, на мой взгляд. Учитель –профессия, а педагог –призвание.Результатом данного определения явились поправки в законах: «О прокуратуре Российской Федерации»,«Основы законодательства Российской Федерации о культуре», «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»исоответственно в других законах и даже кодексах (например, Уголовный кодекс) внесены соответствующие поправки.Интересным мне кажется вопрос сопоставления понятий «Образование» и «Обучение». Обучение –это передача готовых знаний. Образование же творческий процесс «образования»личности. Образование приобретение культуры, а обучение –приобретение профессии. Человек образованный отличен от человека обученного. Первый –духовный, нравственный, целостный, второй –умелый, смекалистый, знающий своё дело. Таким образом, образование предполагает более широкий диапазон, чем обучение. Вновом законе это «Профессиональное образование»и «Профессиональное обучение».Что такое профессиональное образование? Это вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере.Профессиональное обучение –это приобретение обучающимися знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения определённых трудовых, служебных функций.[1]Понятие «сфера» шире понятия «функции», таким образом, профессиональное образование шире и фундаментальнее профессионального обучения.В законах, которых упоминаются понятия«профессиональная подготовка», «переподготовка» и «повышение квалификации» быливнесены поправки на«профессиональное обучение» и «дополнительное профессиональное образование». [2]Например,в Уголовноисполнительный кодексРоссийской Федерации,«О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы», «О службе в таможенных органах Российской Федерации»и другие законы.Следует обязательно отметитьновые определения,новые не только понятийно, но и действенно.Это понятие –«инклюзивное образование».Новый закон инклюзивное образование определяет как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». [1]Закон«Об образовании» от 1992 года предоставлял возможность детям с особенностями в состоянии здоровья учиться в коррекционных учреждениях,специализированных группах, но не в обычныхобразовательных учреждениях.С 1 сентября 2013 года ребёнок с особенностями в состоянии здоровья может посещатьобщие образовательные организации, которые в свою очередь, должны создать для таких детей все условия для успешного освоения ими образовательных программ.Данные изменения потребовали внесения поправок не только по терминологии, но и по содержанию отдельных статей закона «Об основных гарантиях правребенка в Российской Федерации». Новым является выделениепонятия«уход и присмотр»изпонятия «дошкольное воспитание».Ранеедошкольное воспитание по умолчанию предусматривало уход и присмотр за ребёнком.Рассмотрим по порядку:воспитаниеесть «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».[1]Дошкольное воспитание определяют каксистему мер по обеспечению физического и эмоционального здоровья, формированию интеллектуального и волевого развития.[4]Понятие «присмотр и уход» определяетсяновым законом «Об образовании в Российской Федерации»как «комплекс мер по организации питания и хозяйственнобытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня».[1]Таким образом, дошкольное воспитание, а также дошкольное образование чётко отграничены от присмотра и ухода за ребёнком.Эти преобразования влекут изменения в закон «Об основных гарантиях правребенка в Российской Федерации».А также способствуют появлению семейных, частных детских садови других негосударственных организаций, специализирующихся на услугах по присмотру и уходу за детьми. Выше мы рассматривали организации, осуществляющие обучение,и образовательные организации. Ите и другие составляют ещёодно понятие, данное новым Федеральным законом «Об Образовании в Российской Федерации»
организации, осуществляющие образовательную деятельность. К ним приравниваются также индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность.Такая возможность законодательно закреплена за педагогическими работниками впервые.В следующиезаконыбыли внесены изменения: «Об объединениях работодателей», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О дополнительных мерах государственнойподдержки семей, имеющих детей»и др.Перечень будет неполным, если не рассмотреть понятия «Учащийся» и «Обучающийся». Почему при написании нового законазаконодатели изменили понятие «Учащийся»(1992г)на понятие «Обучающийся»(2012г)? В законе от 2012 года дано определение понятия «Обучающийся» физическое лицо, осваивающее образовательную программу.[1]Определения «Учащийся»в законе «Об образовании»от 1992 года не было, как не было определения какихлибо понятий вообще.Толковый словарь Ожегова дает определение учащегося как человека, который учится в учебном заведении. [5]Педагогический терминологический словарь определяет «Обучающегося» каклицо, зачисленное в установленном порядке в учебное заведение для получения общего или профессионального образования по определенной образовательной программе. К обучающимся относятся: учащиеся, студенты, курсанты, аспиранты.[6]Таким образом,понятие «обучающийся»шире понятия «учащийся».Хочется заметить от своего имени, что учащийся кажется более пассивным, чем обучающийся, т.е. учащийся получаетзнания, а обучающийся –осваивает.Новый законнаправленно указывает на необходимость проявления самостоятельностииинициативы уграждан, желающих получить образование.Сравним:Статья5–от 2012 года:«Право на образование. Государственные гарантии реализацииправа на образование в Российской Федерации» и Статья 5 –от 1992 года:«Государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования».Реализация –продажа (чеголибо) или осуществление (плана, цели, замысла).[4]То есть государство нам гарантирует осуществлениенашего права на образование. Но право всеобщего и обязательного для всех граждан образованиянезависимо от их воли
упразднено.На родителей возлагаетсяответственность за получение ребёнком общегообразования.
Выводы:
Встатье «Изменения вЗаконодательстве РФ в связи спринятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»мною были рассмотрены некоторые понятия и определения нового закона, которые повлекли за собой внесение поправок во многие другие законы и кодексы РФ. Связано это с необходимостью привести терминологию законов РФ в соответствие с ФЗ № 273«Об образовании в Российской Федерации»от 29.12.2012.Законодательно все поправки закрепленыФедеральным Законом от 02.07.2013 № 185ФЗ«Изменения вЗаконодательстве РФ в связи спринятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».Были внесены поправкив следующие законы и кодексы: Бюджетный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Федеральные законы «Осоциальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», «Об основных гарантиях правребенка в Российской Федерации»и др.
Всего в новом законе «Об образовании в Российской Федерации» дано определение34 понятиям.Мною были рассмотрены 12 понятий, показавшихся мне наиболее интересными,потому что многие педагоги и обучающиесяне видели впредставленных понятиях принципиальной разницы. Данныйвопрос был выбран мнойдля исследования.Отдельные понятия, введённые впервые, например, «инклюзивное образование» были интересны по сути своей,и я не могла их не упомянуть.Некоторые новые понятия, например, «конфликт интересов педагогического работника»,«сетевое и электронное обучение» –представляют сами по себе тему для отдельной работы. Но так как они неповлекли за собой изменений в Законодательстве РФ, то и рассмотрены не были.Общая сводка по рассмотренным понятиям представлена в виде таблицы 1.Таблица 1Понятия, использованные в законах «Об Образовании» от 1992 года и «Об образовании в Российской Федерации» от 2012 года
№ Закон «Об образовании» от 10.07.1992 года № 32661Закон «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273ФЗ1.Профессия Квалификация2.УчреждениеОрганизация3.Образовательное учреждениеОбразовательная организация4.Понятие отсутствуетОрганизация, реализующая образовательные программы5.Понятие отсутствуетОрганизация, осуществляющая образовательную деятельность6.ПреподавательПедагогический работник7.Профессиональная подготовка, переподготовкаПрофессиональное обучение8.Повышение квалификацииПрофессиональное образование9.Понятие отсутствуетИнклюзивное образование10.Понятие отсутствуетПрисмотр и уход11.Понятие отсутствуетВоспитание12.УчащийсяОбучающийся
В целом, Федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации»создаёт условия более эффективного правого регулированиясистемы образования в России. Благодаря тому, что в законе чётко прописаны уровниобразовательной системы, начиная от дошкольного и заканчивая высшим,обеспечивается стабильность и преемственность всистеме образования.
Ссылки на источники1.http://www.consultant.ru/online/
официальный сайт компании «Консультант плюс», компьютерная справочная правовая система; Закон № 283ФЗ от 29.12.2012;2.http://www.consultant.ru/online/
официальный сайт компании «Консультант плюс», компьютерная справочная правовая система; Закон № 185ФЗ от 02.07.2013;3.http://thedifference.ru/
справочный портал;4.http://dic.academic.ru/
словари и энциклопедии;
5.http://www.ozhegov.org/
толковый словарь Ожегова, онлайнверсия;6.pedagogical_dictionary.academic.ru–педагогический терминологический словарь.7.http://www.consultant.ru/law/interview/tretyak/
интернет интервью с Н.В. Третьяк статссекретарем заместителем Министра образования и науки РФ:"Вступление в силу нового Закона "Об образовании": актуальные правовые вопросы"
Svetlana Koksharova,
Undergraduatecourse 1 NonstateEducational Institution of Higher Professional Education «International Innovative University»,faculty of management and service,department of management of State and municipal management,direction of human resourcesSve19762006@yandex.ruChanges in legislation Of the Russian Federation in connection with the adoption of the new Federal law“The Education Act of the Russian Federation”from 29.12.2012Abstract.Article is devoted to the study of concepts and definitions Federal Law No. 273 from29.12.2012 “The Education Act of the Russian Federation”and related changes in other legislation of the Russian Federation.
Кeywords:changes, legislation, «Оn education», Federal law.
магистрант,факультет управления и сервиса, НОУ ВПО «Международный инновационный университет», г. СочиSve19762006@yandex.ru
Изменения взаконодательствеРФв связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»от 29.12.2012
Аннотация.Статья посвященаизучению понятий и определений ФЗ № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»и связанных сними изменений в других законах Российской Федерации.
Ключевые слова:изменения, законодательство, «Об образовании»,Федеральный закон.
Введение
1 сентября 2013 года вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», некоторые из его положений вступили в силу с 1 января 2014 года. Ранее в России действовали одновременно 2 закона об образовании:первый –от 1992 года –«Об Образовании» и второй –от 1996 года –«О высшем и послевузовском профессиональном образовании».Закон «Об образовании»от10.07.1992года№ 32661был своевременным шагом навстречу изменениям, которые тогда происходили в образовательной системе страны. Данный закон способствовал появлению у школ самостоятельности,рождению авторских образовательных программ, методик обучения. Одним из основных недостатковзакона№32661 от 10.07.1992 годаможно назватьотсутствиезаконно закреплённых понятий и определений, наиболее часто используемых в образовании. В связис чем в современных условиях закон «Об образовании» от 1992 года перестал в достаточной мере регулировать отношения в образовательной сфере.
Новый закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 впервые даёт определения основныхпонятий в образовании. Это создаёт эффективный механизм правового регулирования.Как следствие
возникает необходимостьизменитьмногие нормативные актыв законодательстве Российской Федерациидлясоответствия их терминологии принятомузакону.
Система образования является неотъемлемой частью общества. Изменение в образовательном законодательстве неизбежно требуют изменений в общем законодательстве страны[7].
Ниже будут рассмотрены те основные понятия и определения ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации»от29.12.2012,которые влекут за собой изменения вдругих законах Российской Федерации.
Основная частьНекоторые понятия, присутствующие в предыдущей редакции закона «Об образовании» от 1992 года, но не имевшие точного определения,в новом законе чётко определены и разграничены. Например, понятие «квалификация»
определяется новым законом «Об образовании в Российской Федерации»как «уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности». [1]Что повлекло за собой изменение терминологиив следующих законах:«О банках и банковской деятельности»,«О занятости населения в Российской Федерации».В данных законах понятие «квалификация» заменяет слова «профессия», «профессиональный», а слово «диплом» заменяет теперь «документ о квалификации». [2]
Рассмотрим вопрос обобразовательных учреждениях и образовательных организациях.В новом законе «Об образовании в Российской Федерации»нет образовательных учреждений, а есть организации.Есть организации осуществляющие обучение,и есть образовательные организации.Начнем по порядку:С 01.09.2013 года по закону больше нет образовательных учреждений, а есть образовательные организации. Учреждение –более узкое понятие, если разобрать, то получается, что учреждениеучреждает учредитель,который и является собственником всего имущества учреждения. Это всегда некоммерческая структура, созданная для решения тех илииных задач. Организация –это объединениелюдей и ресурсов,которое не только решает поставленные задачи, но и удовлетворяет интересыэтих людей, например, получением прибыли.Учреждение содержит собственник, который покрывает все расходы, и не получает прибыли, а организацияможет получать прибыль и работать на коммерческой основе. Организация –понятие более широкое, в её состав может входить учреждение, а в состав учреждения организация входить не может.[3]Далее, образовательная организацияесть организация, целью существования которой является образовательная деятельность. Организация, осуществляющая обучение –это организация, которая занимается помимо образовательной деятельности, ещё какойлибо деятельностью.[1]В связи сданнымичёткими определениями потребовались изменения в следующих законах: «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»,«О налогах на имущество физических лиц», «О средствах массовой информации»и других законах,упоминающих образовательные учреждения (теперь заменяются на «организации»).[2]Отех, кто осуществляет образовательную деятельность.В Федеральном Законе № 273 дано определение: педагогический работник (т.е. педагог)
физическое лицо, которое выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся.[1]Почемупедагог? Не учитель, не преподаватель, а именно педагог?В некоторыхзаконах упоминался преподаватель (например, в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации»).Рассмотрим эти понятия подробнее:Учитель –выпускник средней или высшей профессиональнойобразовательнойорганизации,будущий сотрудник школы –организации общего среднего образования, преподаватель –выпускник университета или академии,который занимается научнопреподавательскойдеятельностьюв организациивысшего образования. Педагог методист, практик, теоретик, более широкое понятие без узкой специализации по предметам (в отличие от учителя и преподавателя). [3]Таким образом, новым законом определено болееширокое понятие иболее ответственное, на мой взгляд. Учитель –профессия, а педагог –призвание.Результатом данного определения явились поправки в законах: «О прокуратуре Российской Федерации»,«Основы законодательства Российской Федерации о культуре», «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»исоответственно в других законах и даже кодексах (например, Уголовный кодекс) внесены соответствующие поправки.Интересным мне кажется вопрос сопоставления понятий «Образование» и «Обучение». Обучение –это передача готовых знаний. Образование же творческий процесс «образования»личности. Образование приобретение культуры, а обучение –приобретение профессии. Человек образованный отличен от человека обученного. Первый –духовный, нравственный, целостный, второй –умелый, смекалистый, знающий своё дело. Таким образом, образование предполагает более широкий диапазон, чем обучение. Вновом законе это «Профессиональное образование»и «Профессиональное обучение».Что такое профессиональное образование? Это вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере.Профессиональное обучение –это приобретение обучающимися знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения определённых трудовых, служебных функций.[1]Понятие «сфера» шире понятия «функции», таким образом, профессиональное образование шире и фундаментальнее профессионального обучения.В законах, которых упоминаются понятия«профессиональная подготовка», «переподготовка» и «повышение квалификации» быливнесены поправки на«профессиональное обучение» и «дополнительное профессиональное образование». [2]Например,в Уголовноисполнительный кодексРоссийской Федерации,«О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы», «О службе в таможенных органах Российской Федерации»и другие законы.Следует обязательно отметитьновые определения,новые не только понятийно, но и действенно.Это понятие –«инклюзивное образование».Новый закон инклюзивное образование определяет как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». [1]Закон«Об образовании» от 1992 года предоставлял возможность детям с особенностями в состоянии здоровья учиться в коррекционных учреждениях,специализированных группах, но не в обычныхобразовательных учреждениях.С 1 сентября 2013 года ребёнок с особенностями в состоянии здоровья может посещатьобщие образовательные организации, которые в свою очередь, должны создать для таких детей все условия для успешного освоения ими образовательных программ.Данные изменения потребовали внесения поправок не только по терминологии, но и по содержанию отдельных статей закона «Об основных гарантиях правребенка в Российской Федерации». Новым является выделениепонятия«уход и присмотр»изпонятия «дошкольное воспитание».Ранеедошкольное воспитание по умолчанию предусматривало уход и присмотр за ребёнком.Рассмотрим по порядку:воспитаниеесть «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».[1]Дошкольное воспитание определяют каксистему мер по обеспечению физического и эмоционального здоровья, формированию интеллектуального и волевого развития.[4]Понятие «присмотр и уход» определяетсяновым законом «Об образовании в Российской Федерации»как «комплекс мер по организации питания и хозяйственнобытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня».[1]Таким образом, дошкольное воспитание, а также дошкольное образование чётко отграничены от присмотра и ухода за ребёнком.Эти преобразования влекут изменения в закон «Об основных гарантиях правребенка в Российской Федерации».А также способствуют появлению семейных, частных детских садови других негосударственных организаций, специализирующихся на услугах по присмотру и уходу за детьми. Выше мы рассматривали организации, осуществляющие обучение,и образовательные организации. Ите и другие составляют ещёодно понятие, данное новым Федеральным законом «Об Образовании в Российской Федерации»
организации, осуществляющие образовательную деятельность. К ним приравниваются также индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность.Такая возможность законодательно закреплена за педагогическими работниками впервые.В следующиезаконыбыли внесены изменения: «Об объединениях работодателей», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О дополнительных мерах государственнойподдержки семей, имеющих детей»и др.Перечень будет неполным, если не рассмотреть понятия «Учащийся» и «Обучающийся». Почему при написании нового законазаконодатели изменили понятие «Учащийся»(1992г)на понятие «Обучающийся»(2012г)? В законе от 2012 года дано определение понятия «Обучающийся» физическое лицо, осваивающее образовательную программу.[1]Определения «Учащийся»в законе «Об образовании»от 1992 года не было, как не было определения какихлибо понятий вообще.Толковый словарь Ожегова дает определение учащегося как человека, который учится в учебном заведении. [5]Педагогический терминологический словарь определяет «Обучающегося» каклицо, зачисленное в установленном порядке в учебное заведение для получения общего или профессионального образования по определенной образовательной программе. К обучающимся относятся: учащиеся, студенты, курсанты, аспиранты.[6]Таким образом,понятие «обучающийся»шире понятия «учащийся».Хочется заметить от своего имени, что учащийся кажется более пассивным, чем обучающийся, т.е. учащийся получаетзнания, а обучающийся –осваивает.Новый законнаправленно указывает на необходимость проявления самостоятельностииинициативы уграждан, желающих получить образование.Сравним:Статья5–от 2012 года:«Право на образование. Государственные гарантии реализацииправа на образование в Российской Федерации» и Статья 5 –от 1992 года:«Государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования».Реализация –продажа (чеголибо) или осуществление (плана, цели, замысла).[4]То есть государство нам гарантирует осуществлениенашего права на образование. Но право всеобщего и обязательного для всех граждан образованиянезависимо от их воли
упразднено.На родителей возлагаетсяответственность за получение ребёнком общегообразования.
Выводы:
Встатье «Изменения вЗаконодательстве РФ в связи спринятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»мною были рассмотрены некоторые понятия и определения нового закона, которые повлекли за собой внесение поправок во многие другие законы и кодексы РФ. Связано это с необходимостью привести терминологию законов РФ в соответствие с ФЗ № 273«Об образовании в Российской Федерации»от 29.12.2012.Законодательно все поправки закрепленыФедеральным Законом от 02.07.2013 № 185ФЗ«Изменения вЗаконодательстве РФ в связи спринятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».Были внесены поправкив следующие законы и кодексы: Бюджетный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Федеральные законы «Осоциальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», «Об основных гарантиях правребенка в Российской Федерации»и др.
Всего в новом законе «Об образовании в Российской Федерации» дано определение34 понятиям.Мною были рассмотрены 12 понятий, показавшихся мне наиболее интересными,потому что многие педагоги и обучающиесяне видели впредставленных понятиях принципиальной разницы. Данныйвопрос был выбран мнойдля исследования.Отдельные понятия, введённые впервые, например, «инклюзивное образование» были интересны по сути своей,и я не могла их не упомянуть.Некоторые новые понятия, например, «конфликт интересов педагогического работника»,«сетевое и электронное обучение» –представляют сами по себе тему для отдельной работы. Но так как они неповлекли за собой изменений в Законодательстве РФ, то и рассмотрены не были.Общая сводка по рассмотренным понятиям представлена в виде таблицы 1.Таблица 1Понятия, использованные в законах «Об Образовании» от 1992 года и «Об образовании в Российской Федерации» от 2012 года
№ Закон «Об образовании» от 10.07.1992 года № 32661Закон «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273ФЗ1.Профессия Квалификация2.УчреждениеОрганизация3.Образовательное учреждениеОбразовательная организация4.Понятие отсутствуетОрганизация, реализующая образовательные программы5.Понятие отсутствуетОрганизация, осуществляющая образовательную деятельность6.ПреподавательПедагогический работник7.Профессиональная подготовка, переподготовкаПрофессиональное обучение8.Повышение квалификацииПрофессиональное образование9.Понятие отсутствуетИнклюзивное образование10.Понятие отсутствуетПрисмотр и уход11.Понятие отсутствуетВоспитание12.УчащийсяОбучающийся
В целом, Федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации»создаёт условия более эффективного правого регулированиясистемы образования в России. Благодаря тому, что в законе чётко прописаны уровниобразовательной системы, начиная от дошкольного и заканчивая высшим,обеспечивается стабильность и преемственность всистеме образования.
Ссылки на источники1.http://www.consultant.ru/online/
официальный сайт компании «Консультант плюс», компьютерная справочная правовая система; Закон № 283ФЗ от 29.12.2012;2.http://www.consultant.ru/online/
официальный сайт компании «Консультант плюс», компьютерная справочная правовая система; Закон № 185ФЗ от 02.07.2013;3.http://thedifference.ru/
справочный портал;4.http://dic.academic.ru/
словари и энциклопедии;
5.http://www.ozhegov.org/
толковый словарь Ожегова, онлайнверсия;6.pedagogical_dictionary.academic.ru–педагогический терминологический словарь.7.http://www.consultant.ru/law/interview/tretyak/
интернет интервью с Н.В. Третьяк статссекретарем заместителем Министра образования и науки РФ:"Вступление в силу нового Закона "Об образовании": актуальные правовые вопросы"
Svetlana Koksharova,
Undergraduatecourse 1 NonstateEducational Institution of Higher Professional Education «International Innovative University»,faculty of management and service,department of management of State and municipal management,direction of human resourcesSve19762006@yandex.ruChanges in legislation Of the Russian Federation in connection with the adoption of the new Federal law“The Education Act of the Russian Federation”from 29.12.2012Abstract.Article is devoted to the study of concepts and definitions Federal Law No. 273 from29.12.2012 “The Education Act of the Russian Federation”and related changes in other legislation of the Russian Federation.
Кeywords:changes, legislation, «Оn education», Federal law.