Особенности закупок бюджетных учреждений социально-культурной сферы

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Колосов А. И. Особенности закупок бюджетных учреждений социально-культурной сферы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 226–230. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54305.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам государственного регулирования процесса государственных закупок бюджетными организациями в социально-культурной сфере, особенность которого обусловливается спецификой их финансирования.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Колосов Александр Иванович,кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления,ФГБОУВПО «Орловскийгосударственный институтискусств и культуры», г.Орелmarykolosova@yandex.ru

Особенности закупок бюджетных учрежденийсоциальнокультурной сферы

Аннотация.Статья посвящена вопросам государственного регулирования процесса государственных закупок бюджетными организациями в социальнокультурной сфере, особенность которогообуславливается спецификой их финансирования.Ключевые слова:государственныезакупки, контрактная система.

Развитие системы государственных закупок является неотъемлемым элементом функционирования рыночной структуры экономики и предполагает проведение комплекса взаимосвязанных организационных, правовых и институциональных мероприятий. Важным механизмом участия государства в экономике страны является система государственных заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд.

Поскольку доля государственных закупок в затратной части бюджетабольшинства развитых стран занимает одно из ведущих мест, то целесообразно признать их действенным инструментом управления экономикой.В виду того обстоятельства, что механизм государственных закупок способен во многом решить многие ключевые социальноэкономические проблемы, а также организовать достойные условия для проведения научных исследований, создания и внедрения новых технологий и разработок, исходя из этого актуальность проблемы организации государственных закупок неоспорима и, как следствие, представляет особый интерес в контексте данного исследования.

Система государственных закупок включает самые различные субъекты: органы государственной власти и иные государственные органы, многочисленные государственные учреждения и иные получатели бюджетныхсредств. Наибольший удельный вес в структуре субъектов закупочной деятельности составляют бюджетные учреждения. Так, из почти 350 государственных заказчиков Орловской области на долю бюджетных учреждений социальной сферы приходится 236 учреждений или 67,4процента. Ведомственная принадлежность бюджетных учреждений Орловской области имеет следующий вид:

бюджетные учреждения системы социального обслуживание Орловской области –70 учреждений;

бюджетные учреждения здравоохранения –67;

бюджетные образовательные учреждения –67;

бюджетные учреждения культуры –17;

бюджетные образовательные учреждения системы физической культуры и спорта –15 учреждений.В системе государственных закупок бюджетные учреждения обладают некоторыми особенностями, которые закреплены на законодательном уровне. Данные особенности бюджетных учреждений в системе закупок обусловлены спецификой их финансирования. В отличие от государственных заказчиков бюджетные учреждения для обеспечения государственного задания на выполнение уставных функций в качестве ассигнований получают не лимиты бюджетных обязательств, а субсидии. Особый порядок финансирования государственных учреждений вытекает из их правового положения и закреплен поправкам Федерального закона от 08.05.2010 г. № 83ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Последнее обстоятельство определяет двойной режим закупок: часть закупок осуществляется по правилам Закона о контрактной системе, а часть по Федеральному закону от 18 июля 2011 года № 223ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».Двойственность бюджетных учреждений при закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд закрепленаФедеральным законом № 44ФЗ.Статья 15 указанного закона определяет, что бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.При наличии правового акта, принятого бюджетным учреждением в соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона N 223ФЗи размещенного до начала года в единой информационной системе, данное учреждение вправе осуществлять в соответствующем году с соблюдением требований указанных Федерального закона и правового акта закупки:1) за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;2) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;3) за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).[1]Принятое бюджетным учреждением решение об осуществлении указанных закупок в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, или в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" не может быть изменено в текущем году.Таким образом, с1 января 2014 года бюджетные учреждения вправе осуществлять ряд закупок в 2014 году в соответствии с принятыми ими «Положениями о закупке» (Федеральный закон № 223ФЗ), в противном случае, они будут обязаны руководствоваться Законом о контрактной системе. При этом бюджетное учреждение не вправе в текущем году изменить принятое решение.Данная норма сразу вызвала много вопросов, поскольку:1. Федеральный закон № 223ФЗ не содержал упоминания о бюджетных учреждениях;2. Ч. 3 ст. 2 Федерального закона № 223ФЗ говорит лишь о статусе органа (лица), утверждающего «Положение о закупке». Ни один из перечисленных в данной части органов (лиц) не существует в бюджетном учреждении.3. В заключительных положениях (ст. 112 Закона о контрактной системе) сказано, что до 1 января 2014 года бюджетные учреждения вправе принять правовой акт в соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона № 223ФЗ и разместить его на официальном сайте zakupki.gov.ru.Указанные несоответствия между положениями Федерального закона № 44ФЗ и Федерального закона № 223ФЗ были устранены в результате принятия Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 396ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который включил в перечень субъектов на которые распространяется действие Федерального закона № 223ФЗ бюджетные учреждения, а также определил порядок утверждения Положения о закупке. При этом срок вступления в силу положений закона, определяющих двойственных характер действия бюджетных организаций при закупках товаров, работ, услуг дляобеспечения государственных нужд перенесен на 1 апреля 2014 года.В случае принятия бюджетным учреждением Положения о закупке, оно вправе осуществлять некоторые закупки «в обход» Закона о контрактной системе, в случаях:за счет грантов и субсидий;когда учреждение само является исполнителем по контракту и привлекает других лиц для исполнения обязательств по нему;за счет, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности (кроме средств, полученных по обязательному медицинскому страхованию).Указанные действия бюджетных учреждений полностью соответствуют положениям статьи 9.2 Федерального закона № 7ФЗ«О некоммерческих организациях» предусматривающим, что бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.Вопрос –чем же так привлекателен для бюджетных учреждений Федеральный закон № 223ФЗ по сравнению с Федеральным законом № 44ФЗ в качестве нормативной базы для осуществления закупок. В качестве основных причин, по мнению экспертов, следует выделить следующие:1. Гибкое планирование: планирование по общему правилу осуществляется только на 1 год, обосновывать закупки не требуется, план может быть изменен в любой момент и по любой причине.

2. Можно закупать продукцию с указанием в техническом задании конкретных товарных знаков без добавления слов «или эквивалент». 3. Медицинские организации могут закупать лекарственные средства по их торговым наименованиям, а не по МНН. 4. Не требуется обосновывать начальную (максимальную) цену договора. 5. Закон № 223ФЗ позволяет заказчику по собственному усмотрению установить квалификационные требования к участникам закупок.

6. Можно придумать свою систему способов закупок и случаи применения каждого из них, например: конкурс, запрос предложений, запрос предложений в электронной форме, закупки у единственного поставщика.

7. Заказчик сам устанавливает критерии и порядок оценки и сопоставления заявок, в том числе может установить значимость критерия «качество и квалификация» выше значимости критерия «цена».

8. Можно ввести в число оснований закупки у единственного поставщика исключенные из Закона о контрактной системе. 9. По Закону №223ФЗ ни согласований (заключения контрактов (договоров) с единственным участником по результатам несостоявшихся процедур), ни привлечения экспертов, ни повторного проведения конкурентной процедуры не требуется. 10. По Закону № 223ФЗ можно вносить изменения в заключенный с победителем договор: продлить сроки, увеличить цену, изменить объем и т.д.В целях подготовки к осуществлению закупок в соответствии с требованиями Федерального закона № 223ФЗ бюджетному учреждению необходимо провести следующие действия: 1.Разработать проект Положения о закупке; 2.Утвердить Положение о закупке (у учредителя);3.Получить электронную подпись для руководителя и иных сотрудников, которые будут осуществлять регистрацию бюджетного учреждения и размещать информацию на официальном сайте;4.Зарегистрировать бюджетное учреждение на сайте;5.Зарегистрировать сотрудников бюджетного учреждения на Официальном сайте;6.Разместить Положение о закупке на Официальном сайте.Реализация указанного алгоритма поведения бюджетного учреждения позволит ему размещать закупки в соответствии с требованиями Федерального закона № 223ФЗ. Особенности закупок бюджетными учреждениями товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд не ограничиваются двойственностью использования нормативной правовой базы, регламентирующей закупочную деятельность. Бюджетные учреждения наряду с иными государственными учреждениями обладают определенными преференциями закупок у единственного поставщика. Пункт 4 части1 статьи 93 Федерального закона № 44ФЗ определяет для всех заказчиков в качестве одного из условий закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) –«осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом совокупный годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не превышает пять процентов размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планомграфиком, и составляет не более чем пятьдесят миллионов рублей в год. Указанные ограничения в части установления предельных значений для определения размера средств не распространяются на закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые заказчиками для нужд сельских поселений».Преференцией для государственных учреждений социальной сферы, в том числе и бюджетных учреждений можно считать положение пункта 4 части 1 статьи 93 закона о контрактной системе в соответствии с которым «осуществление закупки товара, работы или услуги государственным или муниципальным образовательным учреждением, государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которых являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, клуб, библиотека, архив) на сумму, не превышающую четырехсот тысяч рублей. При этом совокупный годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не превышает пятьдесят процентов размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планомграфиком, и составляет не более чем двадцать миллионов рублей в год».Осуществление закупки у единственного поставщика(подрядчика, исполнителя) для учреждений социальнокультурной сферы в соответствии с частью 1 статьи 93 Федерального закона № 44ФЗ предусмотрены также в следующих случаях:

поставки культурных ценностей (в том числе музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение), предназначенных для пополнения государственных музейного, библиотечного, архивного фондов, кино, фотофонда и аналогичных фондов (п. 10);

закупка произведений литературы и искусства определенных авторов (за исключением случаев приобретения кинопроектов в целях проката), исполнений конкретных исполнителей, фонограмм конкретных изготовителей для нужд заказчиков в случае, если единственному лицу принадлежат исключительные права или исключительные лицензии на такие произведения, исполнения, фонограммы (п. 13);

закупки печатных изданий или электронных изданий определенных авторов у издателей таких изданий в случае, если указанным издателям принадлежат исключительные права или исключительные лицензии на использование таких изданий, а также оказание услуг по предоставлению доступа к электронным изданиям для обеспечения деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений, государственных и муниципальных библиотек, государственных научных организаций (п. 14);

заключения контракта на посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия (п. 15);

заключения контракта театром, учреждением, осуществляющим концертную или театральную деятельность, в том числе концертным коллективом (танцевальным коллективом, хоровым коллективом, оркестром, ансамблем), телерадиовещательным учреждением, цирком, музеем, домом культуры, дворцом культуры, клубом, образовательным учреждением, зоопарком, планетарием, парком культуры и отдыха, заповедником, ботаническим садом, национальным парком, природным парком или ландшафтным парком с конкретным физическим лицом на создание произведения литературы или искусства, либо с конкретным физическим лицом или конкретным юридическим лицом, осуществляющими концертную или театральную деятельность, в том числе концертным коллективом (танцевальным коллективом, хоровым коллективом, оркестром, ансамблем), на исполнение, либо сфизическим лицом или юридическим лицом на изготовление и поставки декораций, сценической мебели, сценических костюмов (в том числе головных уборов и обуви) и необходимых для создания декораций и костюмов материалов, а также театрального реквизита, бутафории, грима, постижерских изделий, театральных кукол, необходимых для создания и (или) исполнения произведений указанными организациями (п. 17);

заключения контракта на оказание услуг по реализации входных билетов и абонементов на посещение театральнозрелищных, культурнопросветительных и зрелищноразвлекательных мероприятий, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок бланков строгой отчетности (п. 18)[2].Тем самым существенно расширена возможность определенной части бюджетных учреждений осуществлятьзакупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд на основе простого способа закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Ссылки на источники1.Федеральный закон от 18 июля 2011 года N 223ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". –URL:http://www.govzakupki.ru/zakon/2.Федеральный закон N 44ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". –URL: http://www.govzakupki.ru/zakon/3.Федеральный закон N 94ФЗ от 21.07.2005 г. "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". –URL: http://www.govzakupki.ru/zakon/

Alexander Kolosov,

Candidate of Economic Sciences, associate professor of the department of economics and management in chief of the Orel State Institute of Arts and Culture, Orelmarykolosova@yandex.ruAbstract. The article is devoted to the issues of state regulation of the public procurement process by the budgetary organizations in the social and cultural sphere, a feature which is caused by specificity of their funding.Keywords:government purchases, contract system.