Вектор развития геологоразведочной отрасли в условиях истощения сырьевых ресурсов

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Заступов А. В. Вектор развития геологоразведочной отрасли в условиях истощения сырьевых ресурсов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 346–350. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54329.htm.
Аннотация. Истощение нефтяных ресурсов во многих нефтедобывающих регионах актуализирует проблему разработки механизмов экономического стимулирования деятельности геологоразведочных компаний, эффективного регулирования налоговой системы и адаптации ее к нуждам развития нефтедобывающей и геологоразведочной отраслей. Рассмотрены предложения по рациональному использованию инвестиционных средств в геологоразведку и обоснованию управленческих решений. Освещены основные вопросы налогового и инвестиционного стимулирования деятельности в сфере недропользования в условиях недостаточности финансирования геологоразведочных работ.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Заступов Андрей Владимирович,кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления,НОУ ВПО «Самарский институт –высшая школа приватизации и предпринимательства», г.Самараoiler79@mail.ru

Вектор развития геологоразведочной отрасли в условиях истощения сырьевых ресурсов

Аннотация.Истощение нефтяных ресурсовво многих нефтедобывающих регионахактуализируетпроблему разработки механизмов экономического стимулирования деятельности геологоразведочных компаний, эффективного регулирования налоговой системы и адаптации ее к нуждам развития нефтедобывающей и геологоразведочной отраслей. Рассмотрены предложенияпо рациональному использованию инвестиционных средств в геологоразведку и обоснованию управленческих решений. Освещены основные вопросы налогового и инвестиционного стимулирования деятельности в сфере недропользования в условиях недостаточности финансирования геологоразведочных работ.Ключевые слова: геологоразведочные работы; налоговая система; экономическое стимулирование; инвестиции;финансирование геологоразведочных работ; недропользователь; воспроизводство минеральносырьевой базы; управленческие решения; риски.

В настоящее время нефтегазовая отрасль обеспечивает 70% общего потребления первичных энергоресурсов и почти 80% их производства,оставаясь главным источником налоговых (около 40% доходов Федерального бюджета и порядка 20% консолидированного бюджета) и валютных (порядка 40%) поступлений государства. На ее долю приходится 12% промышленногo производства России и 3% работающего населения.Вместе с тем, нефтедобывающая промышленностьв последние годы характеризуется понижающимися показателями развития, к которым в первую очередь следует отнести резкое ухудшение состояния сырьевой базы НГК как в количественном (сокращение объема), так и вкачественном (рост доли трудноизвлекаемых запасов) отношениях.В современных условиях воспроизводства минеральносырьевой базы РФ (МСБ) важно учитывать ряд взаимосвязанных природнотехнологических, административных и экономических проблем. Выход на слабоизученные и труднодоступные территории, переход на нижележащие горизонты приводит к существенному повышению затрат на геологоразведочные работы (ГРР).На первый взгляд, если глубоко не вникать в дела отрасли, сегодня нефтедобыча под воздействием мировой конъюнктуры на нефть выглядит относительно благополучно. Однако не следует забывать, что на внешнем рынке хотя и действуют законы реального спроса, приводящие к увеличению экспорта нефти, наблюдающийся неуклонный рост в настоящее время приблизился к своим техническим (с точки зрения мощностей транспортировки) и экономическим пределам.Главной причиной такой ситуации является естественное истощение конечной по своей природе сырьевой базы на определенной стадии эксплуатации, которое достаточно явственно проявилось еще в 80егг. прошлого века. Уменьшаются размеры открываемых месторождений не только в освоенных регионах, но и на новых перспективных площадях. Основные приросты запасов здесь были получены в основном за счет доразведки ранее открытых залежей, а также перевода запасов из предварительно оцененных в разведанные. Ускоренно растут также объемы

списания запасов как не подтвердившихся. Продолжает ухудшаться структура запасов —доля трудноизвлекаемых уже достигла 55–60% и продолжает увеличиваться. Расчеты показывают, что для того, чтобы только поддерживать сложившиеся уровни добычи нефти, необходимо ежегодно вводить новых мощностей как минимум на 10%, или не менее 40 млн.т. В Энергетической стратегии России до 2020годачетко прописано, что для поддержания добычи нефти во всех регионах Российской Федерации необходима форсированная подготовка новых запасов, что требует, в свою очередь, интенсивного проведения геологоразведочных работ и соответственно затрат, существенно превышающих достигнутые за последние 10лет. Переход на новую систему недропользования в начале 1990х гг. привел, по сути, к краху геологоразведочной отрасли, о чем свидетельствуют фактические показатели нефтедобычи за этот период в Российской Федерации. За последние 10 лет из недр было извлечено более 3,2 млрд. т нефти и 5,8 трлн. м3газа, а подготовка новых разведанных запасов нефти и газа составила соответственно 2,6 млрд. т и 4,9 трлн. м3. При этом необходимо отметить, что большая часть подготовленных к освоению запасов была получена на ранее выявленных месторождениях. Ситуация «провала» с геологоразведочными работами (ГРР) середины 1990х гг. стала выправляться с введением целевого налога на воспроизводство минеральносырьевой базы. С введением Налогового кодекса в 2002 г. вновь наметилась негативная тенденция сокращения объемов ГРР и соответственно подготовки новых запасов нефти и газа, что особенно тревожно на фоне постоянно растущей добычи нефти. Так, начиная с 2002 г., ежегодный прирост добычи нефти в России составлял более 10% и суммарный темп добычи за последние годызначительно вырос (до 511млн.т). Накопленный отбор нефти составил 1,9 млрд. т, а прирост запасов нефти составил 1,47 млрд. т, т.е. коэффициент воспроизводства запасов составил 0,77, а если говорить о периоде после отменыВМСБ , то этот показатель еще хуже –0,61[1]. Прирост запасов нефти по регионам России, начиная с 2001 г., неуклонно снижался. Несмотря на огромные темпы инфляции, пик инвестиций в ГРР был пройден в России в 2001 г. (48,3 млрд. руб.), затем в 2002 г. произошло их сокращение до 35,5 млрд. руб. (73,8% к предыдущему году). В объемах поисковооценочного бурения (1,1 млн. м) снижение составило 43%. В 20062011гг. в России были достигнуты показатели, сопоставимые с 2002 годом. Доля средств из федерального бюджета, направляемых на геологоразведочные работы, в последние десятьлет оставалась на стабильно низком уровне (57% от общего объема финансирования ГРР). Основная особенность геологоразведочных работ заключается в том, что, начиная проект, предполагается результат, но он не может быть гарантирован. Вероятность достижения ожидаемого результата зависит от уровня изученности и может быть оценена[2]:0% 10% для поисковых проектов ранних стадий (прогнознопоисковые работы); 10% 25% при проверке геохимических и геофизических аномалий (детальные поиски); 25% 50% геологооценочные работы и предварительная разведка; 50% 80% при детальной оценке запасов месторождения; 80% 100% при подготовке месторождения к освоению.Эффективное использование средств при геологоразведочных работах это не стремление выполнить фиксированный объем работ при минимальных затратах, а задача провести максимум необходимых работ по изучению большего числа

перспективных нефтегазоносных участков при доступных средствах. Таким образом, при разработке стратегии ведения геологоразведочного бизнеса необходимо придерживаться принципа минимальной достаточности при максимальной полезности. Прошлый и успешный опыт Министерства Геологии СССР собран в методических рекомендациях и инструкциях, но эти рекомендации часто игнорируются или неверно трактуются. В самом упрощенном виде советский опыт можно свести к следующим положениям:

для рационального использования средств предусмотрена стадийность ГРР;

стадийность ГРР позволяет оптимизировать комплекс работ, организовывать оперативный учет и анализ геологической информации и обосновано выбирать перспективные направления;

информация, получаемая на каждой стадии, по полноте и достоверности должна быть достаточно обоснована для осуществления работ последующих стадий;

оперативная геологоэкономическая оценка объектов является обязательной на каждой стадии и осуществляется систематически в процессе проведения геологоразведочных работ и по их завершении. Результаты оперативной оценки служат основанием для принятия решения о продолжении или остановке дальнейших работ.При несоблюдении этих положений в работу часто вовлекаются бесперспективные проекты, необоснованно увеличиваются объемы работ и затраты на их проведение. Поскольку основная задача –получить максимум информации при минимуме затрат, геологоразведочные работы необходимо планировать поэтапно, представляя, что будет являться положительным результатом и послужит основанием для дальнейшего проведения работ. Перед принятием решения о продолжении работ необходимо выполнить концептуальное геологоэкономическое моделирование. Сущность геологоразведочного бизнеса такова, что потери неизбежны. Практика показывает, когда результаты задерживаются на неопределенный срок, часто более года, при непрерывно продолжающемся проведении буровых работ.Чтобы снизить риски, необходимо установить эффективный контроль за качеством работ и исполнением намеченных планов. Это одна из наиболее трудных задач, так как игнорируются требования о предоставлении оперативной отчетности. Выбор исполнителей является важнейшим фактором, влияющим на эффективность геологоразведочных работ, а основными критериями выбора являются стоимость, надежность и оперативность[3].В связи с этим, предлагаются следующие рекомендации по рациональному использованию инвестиционных средств в ГРР и обоснованию управленческих решений:

Не следует браться за проект, если не гарантированы средства для выполнения запланированных работ, поскольку, как показывает практика, не удастся привлечьсредства в процессе, до завершения очередной стадии. Больше половины проектов терпят неудачу.

Нецелесообразно принимать решение о вхождении в проект без получения всей необходимой информации и тщательного анализа перспективности нефтегазоносного участка.

Необходима гарантия того, что проект будет иметь не только специалистов, четко представляющих задачи и пути их реализации, но и жесткий контроль по реализации планов и их оперативному представлению.

На каждом этапе необходимо выполнять геологоэкономическую оценку и сравнивать результаты с планируемыми показателями, а так же внедрить систему регулярного геологического контроля, привлекая независимых специалистов.

Следует всегда быть готовым остановиться в любой момент или отказаться от проекта, для этого регулярно сравниваются полученные результаты с допустимыми показателями[4].Для организации эффективной работы с постоянно действующей системой обоснования управленческих решений необходимо разработать положение об экономической оценке инвестиционных проектов в сфере геологоразведочных работ, целью разработки которого будет создание нормативных материалов, регламентирующих порядок подготовки и корректировки исходной информации, проведения расчетов, анализа результатов, а также последовательность оценки эффективности и утверждения программы ГРР.Сегодня воспроизводство МСБ обеспечивается как за счет геологоразведки, так и через увеличение объемов извлечения уже открытых месторождений углеводородного сырья. В первом случае ключевыми документами в области развития сырьевого сектора экономики являются принятая Правительством РФ Стратегия развития геологической отрасли до 2030 года и одобренная Правительством РФ Долгосрочная программа воспроизводства МСБ. При этом основополагающей задачей государства является привлечение инвестиций в геологоразведочную отрасль. Государство уже разработало и приступило к реализации комплекса мер по стимулированию частных компаний, который включает в себя мероприятия по снижению административных барьеров и геологических рисков, а также экономическому стимулированию. В этом смысле,значительным резервом для наращивания добычи нефти представляются трудноизвлекаемые нефтяные запасы. Следует отметить, что положительный опыт освоения мелких месторождений и трудноизвлекаемых запасов накоплен в США, где большая часть бассейнов характеризуется высокой степенью разведанности и освоенности. В России, по данным специалистов, рентабельными для освоения считаются скважины с дебитом в среднем 5 т/сут. В то же время в США, где действующий фонд нефтяных скважин превышает 550 тыс. единиц, среднесуточный дебит скважин 1,5 т/сут., причем 75% скважин работают с дебитами менее 1 т/сут. ВСША крупные компании ориентированы на зарубежную ресурсную базу (на своей территории крупные объекты только на Аляске и в Мексиканском заливе). Малые и средние компании осуществляют 85% объема внутреннего бурения, давая стране 50% нефти, добываемых на территории США. Около 85% действующих скважин обслуживают 160 тысяч малых и сервисных предприятий с 10–12 постоянными и 2–3 временными работниками. В результате применения передовых методик и технологий, гибкой налоговой политики в США в течение 50 лет поддерживается уровень добычи нефти в 350–400 млн.т ежегодно. При этом низкопродуктивные и малорентабельные скважины с дебитом менее 2 т/сут. являются источником 75% всей нефти, добываемой малыми предприятиями. Совершенно иная ситуация в России, где практически вся нефтедобыча осуществляется крупными интегрированными компаниями за счет интенсивной эксплуатации крупных месторождений, открытых еще во времена СССР. Многие из них находятся на стадии падающей добычи, и ее поддержание во многом будет определяться своевременным вводом в разработку мелких и трудноосваиваемых месторождений. Огромный резерв представляет фонд простаивающих (как правило, малодебитных) скважин, которых в России более 20% от всего фонда скважин. В целом в России работают лишь 150 малых нефтедобывающих предприятий, на долю которых приходится, по разным оценкам, от 3 до 5% добычи нефти. Если в западных странах малые компании, добывающие от 40 до 50% нефти, пользуются значительной поддержкой государства в условиях упрощенного налогообложения, то этого нельзя сказать о России. Лишь в регионах Приволжского федерального округа (р. Татарстан) местными властями созданы условия для 28 малых

предприятий, добывающих около 5 млн.т нефти из 30 млн.т, добываемых в этой республике[5].Для выработки остаточных запасов нефти на разрабатываемых месторождениях и вводимых в эксплуатацию новых залежах необходимы инновационные технологии, со значительно большими затратами финансовых и материальнотехнических ресурсов, нежели при использовании традиционных систем разработки. Более 70% запасов нефтяных компаний находится в диапазоне низких дебитов скважин на грани рентабельности. Если 15 лет назад доля вовлеченных в разработку запасов с дебитами скважин менее 25 т/сут составляла около 55%, то в настоящее время такую долю (55%) уже составляют запасы с дебитами до 10 т/сут. Свыше трети разрабатываемых нефтяных месторождений имеют обводненность более 70%. Значительно вырос фонд бездействующих скважин, превысив четверть эксплуатационного фонда. Таким образом, фактически уменьшение неработающего фонда скважин в последние годы произошло за счет перевода скважин из бездействующего фонда в консервацию, а не за счет их ввода в эксплуатацию.Неработающий фонд скважин привел к разбалансированию систем разработки месторождений, выборочной отработке запасов наиболее доступной нефти. В конечном счете, все это ведет к безвозвратным потерям части извлекаемых запасов. Нефтеотдача может уменьшиться на 5–8%, что при сегодняшнем объеме вовлеченных в разработку запасов нефти и текущих мировых ценах эквивалентно потере десятковмлрд.долл.и является нарушением Закона «О недрах» в части рационального использования недр.Удельный вес Самарской области в добыченефти по России составляет 2,4%. На территории области открыто более 380 месторождений нефти. Добычей нефти в регионе, в частности, занимаются ОАО «Самаранефтегаз», ЗАО «СамараНафта», ООО «ТатнефтьСамара» и ОАО «Оренбургнефть».Так, в Самарской области за период 20012012 гг. произошло постепенное снижение темпов добычи нефти, однако за последние годы ситуация стала выправляться в лучшую сторону. Самарская область прогнозирует рост добычи нефти в регионе в 2015 году на 18,5% по сравнению с 2010 годом –до 16 млн тонн.К факторам, повлиявшим на сокращение нефтедобычи, следует отнести недостаточное финансирование геологоразведочных работ, уменьшение объемов поисковоразведочного бурения, отсутствие аукционов на право пользования недрами.Следует отметить, что положительный опыт освоения мелких месторождений и трудноизвлекаемых запасов накоплен в Канаде и США, где большая часть бассейнов характеризуется высокой степенью разведанности и освоенности. ВСША крупные компании ориентированы на зарубежную ресурсную базу (на своей территории крупные объекты только на Аляске и в Мексиканском заливе). Малые и средние компании осуществляют 85% объема внутреннего бурения, давая стране почти 50% от всей добытой нефти. Около 85% действующих скважин обслуживают 160 тысяч малых и сервисных предприятий. В результате применения передовых методик и технологий, гибкой налоговой политики в США в течение 50 лет поддерживается уровень добычи нефти в 350–400 млн.т ежегодно. При этом низкопродуктивные и малорентабельные скважины являются источником 75% всей нефти, добываемой малыми предприятиями. В Российской Федерации сформировалась совершенно другая ситуация, где практически вся нефтедобыча осуществляется крупными интегрированными компаниями за счет интенсивной эксплуатации крупных месторождений, открытых еще в 1950е –1970е годы. Многие из них находятся на стадии падающей добычи, и ее поддержание во многом будет определяться своевременным вводом в разработку мелких и трудноосваиваемых месторождений. Значительный резерв

представляет фонд простаивающих (как правило, малодебитных) скважин, которых в России более 20% от всего фонда скважин. Анализ рисков развития нефтедобычи в Самарской области показывает, что он полностью определяется возможностями открытия новых месторождений и возможностями создания новых технологий добычи.Объем добычи нефти компанией "Самаранефтегаз" в 2012 году составил 10,775 млн тонн, что на 1,5% выше уровня 2011 года. Поддержанию добычи нефти на плановом уровне помимо комплекса проведенных геологотехнических мероприятий, позволивших дополнительно добыть более 1,3 млн тонн нефти, способствовали также приобретение новых лицензий, открытие нового месторождения. Так, в 2012 году "Самаранефтегаз" приобрел Корнеевский, Низовский и Комсомольский лицензионные участки,открыто новое месторождение ЮжноСлавкинское. На старых месторождениях были открыты 10 новых залежей, извлекаемые запасы нефти которых оцениваются в 876 тыс. тонн.Основная причина перевода скважин в категориюбездействующих и консервацию –низкий дебит нефти и высокая обводненность продукции, делающие их эксплуатацию для компаний убыточной в рамках действующей налоговой системы. Эта система ориентирована на налогообложение высокодебитных месторождений с высокой долей горной ренты в цене. Она не является гибкой и поэтому не учитывает объективно обусловленного роста издержек добычи по мере уменьшения дебитов скважин и роста обводненности продукции. Совершенствование системы налогообложения –одно из важнейших направлений интенсификации добычи нефти в старопромысловых и малорентабельных районах. Очевидно, что «плоская» шкала налогообложения не стимулирует соблюдение проектных режимов отбора нефти, внедрение методов повышения нефтеотдачи и восполнения ресурсной базы. Более того, недифференцированная, постояннорастущая ставка налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) по цепочке стимулирует неудержимый рост внутренних цен на нефтепродукты. К сожалению, принятые в 2007годупоправки в Налоговый кодекс об изменении порядка уплаты НДПИ, полностью проблему не решили. Вместе с тем, очевидно, что исчерпание легкодоступных запасов и уже введенных в освоение нефтяных месторождений, а также имеющее место ухудшение структуры ресурсной базы углеводородного сырья сделают актуальной проблему эффективного регулирования налоговой системы и адаптации ее к нуждам развития нефтедобывающей отрасли. Как показывают проведенные оценки, принципиальных препятствий на пути будущего вовлечения в оборот нефтяных ресурсов и наращивания объемов добычи не предвидится. Проблемы в пределах региона могут быть обусловлены геологическими аспектами, и в том числе–проблемами наращивания сырьевой базы в объемах, отвечающих темпам вовлечения в оборот запасов промышленных категорий и объемам нефтедобычи. В этой связи, в условиях наличия достаточного ресурсного потенциала динамика наращивания добычи нефти в регионе и ее масштабы в абсолютном исчислении в существенной мере будут определяться наряду с другими условиями рентабельностью освоения нефтяных ресурсов. Обеспеченность рентабельными в разработке нефтяными запасами по России в целом не превышает 20–25 лет, а по некоторым компаниям 15–20 лет, что соответствует продолжительности разработки одного cpeднего нефтяного месторождения. Наибольшее влияние на рентабельность и, тем самым, инвестиционную привлекательность,проекта доразработки нефтяного месторожденияоказывают два фактора –цены на нефть и налоговая нагрузка. В настоящее время цены достигли уровня, гарантирующего эффективность освоения существенной части ресурсного потенциала. Вместе с тем, действующая налоговая система и, соответственно,

налоговая политика, призванная формировать инвестиционную политику и направлять ее в интересах развития отрасли, не выполняет данных функций. Характеризуясь ярко выраженным фискальным характером, она попрежнему развивается исключительно в данном направлении, адаптируясь к росту цен. Отложен на будущее момент запуска алгоритма исчисления НДПИ, учитывающий валовой доход по проектам добычи и позволяющий хотя бы частично дифференцировать налоговую нагрузку (в части НДПИ) в зависимости от географоэкономических условий освоения[6]. Налогообложение при проведении ГРР имеет свою специфику в связи с их преимущественно затратным характером. Поэтому компании, проводящие ГРР, вправе рассчитывать на особый подход к налогообложению их бизнеса.Обратимся к зарубежному опыту. Для того, чтобы малые (юниорные)компании располагали возможностью воспользоваться налоговыми льготами, в 1954 г. в Канаде был введен в практику механизм специализированных акций (FlowThrough Shares –FTS). Сущность данного механизма заключается в следующем: юниорная компания выпускает акции FTS, акционер приобретает их на фондовом рынке и получает юридическую возможность оформить свои расходы на покупку акций как затраты на ГРР и использовать скидки CEE и CDE, т.е. снизить собственный подоходный налог, полученный в совершенно иных сферах производственнохозяйственной деятельности.Во всем остальном акции FTS аналогичны обыкновенным акциям, т.е., кроме снижения налога на прибыль, инвестор также приобретает выгодную возможность заработать на перепродаже акций в случае удачных результатов ГРР и роста котировок. Возможность выпускать акции такого типа предоставлена и иностранным компаниям, на которые распространяются скидки CEE и CDE, однако инвестором может быть только канадский налогоплательщик.Анализируя механизм стимулирования ГРР через акции FTS, нельзя не отметить, что фактически федеральные и провинциальные власти Канады непосредственно участвуют в финансировании ГРР (вместо того, чтобы поступать в бюджет в виде налогов, деньги инвестируются в ГРР). Таким образом, утверждение о том, что в развитых странах бюджет не участвует в финансировании ГРР, не вполне корректно. Однако в Канаде в отличие от России, решение о выборе направления вложения бюджетныхденег (конкретного поискового проекта) принимает не чиновник, а инвестор, который лично заинтересован в их эффективном расходовании и достижении максимального результата.В России об экономическом стимулировании ГРР говорят уже давно, но никаких реальных шагов в этом направлении пока не предпринято. Единственный стимулирующий механизм в геологоразведочной отрасли –отчисления на воспроизводство минеральносырьевой базы –был ликвидирован в 2001 году. При этом налоговые льготы для компаний, ведущих ГРР, не предусмотрены. Государство, на деле стремящееся привлечь капитал в ГРР, должно принять такие законы и создать такую систему государственного управления, которые будут служить надежной опорой геологоразведочным компаниям. В ином случае нельзя рассчитывать на приток частных инвестиций в эту специфическую сферу бизнеса.Перечисленные задачи во многом могут быть решены путем совершенствования нормативноправовой и налоговой базыв сфере недропользования, которая требует срочной модернизации. Форсирование добычи, нарушающее проект разработки, обеспечивает интересы «нынешнего» поколения, но оставляет проблему ресурсов будущим поколениям. В настоящее время добывающая компания самостоятельно заказывает проект и сама же его утверждает. Федеральное агентство по недропользованию, находящееся в ведении Минприроды РФ, уполномочено осуществлять

«рассмотрение и согласование проектной и технической документации на разработку месторождений полезных ископаемых» (п.5.3.13. Положения об агентстве по недропользованию, Постановление Правительства РФ от 17.06.04 №293). Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает уголовную ответственность за нарушение утвержденного проекта разработки. Однако он не решает проблему полностью, ибо, вопервых, установлен штраф, имеющий скорее условную величину при потере в миллионы долларов. Вовторых, до конца так и неясно, кто должен контролировать реализацию проекта.Проблема освоения мелких и трудноизвлекаемыхзалежей углеводородов требует особого внимания как недропользователей, так и государства. России вряд ли удастся избежать того сценария развития нефтегазового комплекса, который осуществляется в США, Канаде и других странах с высоким уровнем освоенности ресурсной базы нефтегазоносных бассейнов.Для этого необходима в первую очередь разработка научно обоснованных программ развития нефтегазового комплекса России в целом и ее наиболее освоенных бассейнов за счет вовлечения в освоение мелких и трудноизвлекаемых нефтяных месторождений.Поскольку экономическая эффективность для инвесторов в рамках действующей налоговой системы находится, по большому счету,на грани критической, необходимо незамедлительное проведение организационноэкономических мероприятий, гарантирующих воплощение планов освоения истощенных нефтяных ресурсов в жизнь. Это иусилия непосредственно государствав целях развития малого предпринимательства в нефтедобыче, в частности, юниорных компаний, выражающиеся в необходимом финансировании геологоразведочных работи налоговом стимулировании, и целенаправленная инвестиционнаядеятельность нефтяных и геологоразведочных компаний.

Ссылкинаисточники1.Заступов А.В. Вопросы регулирования экономических отношений в регионах, обеспечивающих эффективность освоения нефтяных ресурсов // Вестн. Самар. гос. экон. унта. Самара, 2008. № 9(47). С. 2528.2.Мелкумов Я.С. Экономическая оценка эффективности инвестиций. М.: ИКЦ «ДИС». 2008. С. 246.3.Крылов Н.А., Батурин Ю.Н. Геологоэкономический анализ освоения ресурсов нефти и газа. М.: Недра. 2010. С. 216.4.Ставский А.П., Войтенко В.Н. Перспективы развития геологоразведочных работ в России. // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление, 12006.5.Муслимов Р.Х. Особенности разведки и разработки нефтяных месторождений в условиях рыночной экономики. Учеб. пос. Казань: Издво «Фэн» Академии наук РТ, 2009.6.Заступов А.В. Совершенствование системы налогового администрирования в нефтяном секторе // Науч.практ. журнал «Экономика и управление собственностью». Москва, 2012. № 4. С.4851.

Andrey Zastupov,Candidate of Economic Sciences, associate professor of economy and management of "The Samara Institute —the Higher School of Privatization and Business", SamaraVector of development of prospecting branch in the conditions of exhaustion of raw material resourcesAbstract. Exhaustion of oil resources in many oilextracting regions staticizes a problem of development of mechanisms of economic incentives of activity of the prospecting companies, effective regulation of tax system and its adaptation to needs of development of oilextracting and prospecting branches. Offers on rational use of investment means in geological exploration and to justification of administrative decisions are considered. The main questions of tax and investment incentives of activity in the subsurface use sphere in the conditions of insufficiency of financing of prospecting works are taken up.Keywords:prospecting works; tax system; economic incentives; investments; financing of prospecting works; subsoil user; mineral resources reproduction; administrative decisions; risks.