Евреи Башкортостана: к проблеме сохранения этничности в многоэтничной среде

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Сабирова Е. Н. Евреи Башкортостана: к проблеме сохранения этничности в многоэтничной среде // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 386–390. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54338.htm.
Аннотация. Статья посвящена проблеме сохранения этничности в многоэтничной среде на примере еврейского народа, проживающего на территории Республики Башкортостан.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Сабирова Екатерина Николаевна, преподаватель кафедры истории и культурологии ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфаsabirovakaterina@mail.ru

Евреи Башкортостана:к проблеме сохранения этничности в многоэтничной среде

Аннотация. Статья посвящена проблеме сохранения этничности в многоэтничной среде, на примере еврейского народа, проживающего на территории Республики Башкортостан. Ключевые слова: этничность, евреи, традиции.

На сегодняшний день особое место в науке начинают занимать исследования по истории, традициям, культуре еврейского народа. Труды, рассказывающие о жизни евреев на территории Западной Европы и Российского государства, появляются, в основном, в конце XXвека. Много лет так называемый «еврейский вопрос» был закрыт для широкого обсуждения. В связи с этим до сих пор не выяснены истоки антисемитизма, страха передевреями как к народу чуждому, непохожему на другие народы. Этот страх к еврейскому населению, зачастую вызванный политикой того или иного государства по отношению к ним, не позволял познакомиться с интереснейшими традициями, бытом евреев. Вызывает интерес проблема сохранения культуры евреев. Феномен заключается в том, что, проживая в одной этнической (полиэтнической) среде, например, в Башкортостане, в отличие от других народов, они продолжают транслировать из поколения в поколение праздники, обряды и обычаи. Главными задачами научной работы стало:1.Изучить историю появления еврейского населения на территории Башкирии;2.Проанализировать еврейские обряды и традиции как фактор консолидации народа и его выживания в многоэтничном государстве;3.На основе интервьюирования выявить причины сохранения этничности евреев в многоэтничной среде. История еврейского народа уходит своими корнями в глубокое прошлое, которое насыщено войнами, лишениями, которые испытай еврейский народ. Тем, по сути, и интересно изучение такого древнейшего, самобытного и сплоченного народа.Евреи вместе с арабами и некоторыми другими народами Ближнего Востока образуют семитскую ветвь семитохамитской языковой семьи. Семитская ветвь, по преданию, восходит к библейскому Симу, сыну Ноя (отсюда семиты)[1]. Название еврейского народа восходит и к византийскому «эвреос» «пришелец с той стороны», скорее всего изза реки Евфрат. Первые свидетельства о евреях на территории бывшего СССР относятся к 1 в. н.э. Это, в основном, документы об освобождении рабов их владельцамиевреями и надгробные надписи, обнаруженные в юговосточной части Крыма и на Таманском пове, входивших в Боспорское царство. Можно предположить, что первые еврейские поселения возникли в Крыму на территории Боспорского царства во 21вв. до н.э. Правда, есть точка зрения, что первые евреи попали в Крым с Кавказа (через Таманский пов) со времен ассирийского и вавилонского плена (76 вв. до н.э.). Еврейская община пополнялась не только за счет самих евреев и их рабов, но и иудействующих греков, частично исполнявших предписания модной тогда еврейской религии. В к. 4го в. начинается процесс деэллинизацииевреев Крыма в связи с падением в 370е гг. Боспорского царства под напором гуннов, который на короткий период был прерван приходом Византии в начале 6 в. н.э. Конец 7 начало 8 вв. на северном Кавказе возникает тюркское государство Хазария, распространившая вскоре свои границы от Запорожья на западе, верховий Днепра и Дона на севере до восточного побережья Аральского моря на востоке, Крыма и Кавказского предгорья на юге. История появления евреев на территории Русского государства, прежде всего, связано с началом торговых отношений. Евреи вели активную торговлю с русскими купцами и, в последующем,создавали та территории Руси целые торговые области, где они успешно занимались не только данным ремеслом, но и другими видами работ. Еврейское население очень свободно жило на территории Русского государства и практически не подвергалось гонениям. Но, начиная с XVIIIвека, царское правительство, издало указ о так называемой «черте оседлости». Евреем запрещалось селиться в центральных районах России и заниматься сельским хозяйствам.Большинство евреев были отправлены в города Урала, Сибири и Дальнего Востока.Свой самый страшный для евреев указ Николай I подписал 26 авг. 1827 г. ‬о введении для евреев воинской повинности. По этому указу принимались к призыву еврейские дети в возрасте от 12 лет, которых до 18 лет отправляли в специальные батальоны кантонистов. До этого евреи, как прочие купцы и мещане, выплачивали рекрутский налог.Институт кантонистов существовал в России с 1805 г. Однако, при императоре Александре I туда направляли солдатских сыновей, числившихся за военным ведомством, детей польских повстанцев, раскольников, цыган и прочих бродяг. Однако, поскольку раньше евреи не подлежали призыву на военную службу, институт кантонистов их не коснулся. Но с 1827 г. все изменилось. Более того, Николай I настоял на том, что еврейские общины должны были поставлять в российскую армию рекрутов в три, а потом и в пять раз больше (в процентном отношении к общине), чем христиане.Квота призыва для еврейских общин составляла 10 рекрутов с 1 тыс. мужчин ежегодно, а для христиан ‬7 с 1 тыс. через год.Годы пребывания в кантонистах евреям не засчитывались в срок военной службы (25 лет). От еврейских общин, кроме того, требовали расплачиваться “штрафным” числом рекрутовза податные недоимки, за членовредительство и побег призывника (по два за каждого), причем разрешено было пополнять требуемое количество призывников малолетними. Эти обязанности возлагались на еврейские кагалы, т.е. органы самоуправления, которые с этого момента стали обладать не только судебными и фискальными, но еще и полицейскими функциями.В общинах, естественно, процветала практика, когда богатые евреи откупались от призыва, и основное бремя рекрутчины пало на беднейшие слои.Официально от призыва освобождались семьи раввинов, купцов и старшин кагала на время их каденции, а также еврейские сельскохозяйственные колонисты, которых с каждым годом становилось в результате все больше. Очень часто план по призыву в еврейских общинах выполнялся за счет малолетних. В основном сдавали детейсирот, детей вдов (порой в обход закона ‬единственных сыновей), бедняков, а также детей 78 лет, которых по ложной присяге 12 свидетелей записывали в 12летние.Вскоре власти разрешили семьям заменять своего рекрута единоверцем“добровольцем” из того же уезда, а с 1853 г. ‬евреями из других общин, не имевшими местных свидетельств и паспортов.В итоге в каждой общине появились т.н. ловцы (“ловчики”, “хаперс”, “хапуны”), которые охотились на “чужих” евреев для сдачи в рекруты от “своего” кагала. Естественно, что проще было украсть ребенка, и практика выкрадывания еврейских детей очень скоро приобрела широкие масштабы в еврейских общинах.Справедливости ради нужно сказать, что не все еврейские дети, попадавшие в кантонистские батальоны, оказывались в школах кантонистов, где учащиеся в

основном и проходили круги ада. Однако среди евреев это число достигало 7080%. В целом евреи составляли 1013% всех кантонистов. Немногих не попавших в школы кантонистов определяли в села на постой, либо в ученики к ремесленникам, где они находились до 18 лет, когда их призывали на службу[2].Попавших же в школы ждали очень тяжелые испытания не только в физическом, но и в моральном плане.Условия содержания в школах были очень тяжелые.Для еврейских детей создавались худшие условия.Еврейских рекрутов отправляли в кантонистские школы с наиболее суровым режимом, причем,в самые отдаленные.Расчет был на то, что пройдя тяготы и лишения военной подготовки, оторванные от родной среды, евреи забудут родной язык, обычаи и традиции и под воздействием прессинга отойдут от своей религии, примут крещение и растворяться в христианском окружении. Так, большинство кантонистских школ были на Урале, отсюда, прослужившие свой срок евреикантонисты оставались на поселение в этих краях. В дальнейшем, в связи с либеральной политикой Александра IIчасти евреев разрешают проживать повсеместно.Таким образом, сформировался первый пласт еврейских поселенцев нашего края. Это люди, зачастую образованные, состоятельные, высококвалифицированные.На территории современного Башкортостана еврейские семьи появились в середине XIXвека.Таблица 1

Национальный состав населения Республики Башкортостан

(по результатам переписи населения)

НациональностьЧисленность(чел.)% от общегоРусские149071536,32%Башкиры122130229,76%Татары99070224,14%Чуваши1173172,86%Марийцы1058292,58%Украинцы552491,35%Мордва260200,63%Удмурты226250,55%Белорусы171170,42%Армяне87840,21%Годы186718971904Всего евреев1857221057%от числа жителей0,020,030,04В том числе в г.Уфе

373

НациональностьЧисленность(чел.)% от общегоНемцы82500,20%Узбеки51450,13%Евреи23670,06%Латыши15080,04

Практически все еврейские праздники ‬это неотъемлемая часть религиозной жизни еврейского народа. Каждый праздник имеет свое религиозное значение, духовнонравственную составляющую, записанную в священную книгу всех иудеев ‬Тору.Сохраняя, в процессе всех исторических событий, тяжелых времен для еврейского народа, свою веру ‬удалось приумножить духовное богатство народа, не забыть единых корней своего народа, держаться вместе как семья. Даже в период Второй мировой войны, евреи нацистских гетто старались отмечать такие праздники как Ханука, Пурим, Песах, Рош ашана и многие другие.Имеются свидетельства, о том, что в условиях нацистского гетто, также проводились пасхальные седеры в дни Песах, зажигались ханукальные свечи, на Пурим читался свиток Эстер, а на Суккот иногда удавалось добыть этрог (цитрусовый плод) и прочитать положенное благословение. Утренние и вечерние молитвы читались индивидуально и зачастую прямо на ходу. Читались и поминальные молитвы (кадиш), хоронить умерших также старались по нормам еврейских обычаев. Кроме того, в крупных гетто работали культурные учреждения, которые представляли собой общеобразовательные и религиозные школы, подпольные учебные кружки («комплеты»), даже были попытки открыть университеты. Также, по вечерам устраивались вечерние лекции и для взрослых. Особое место занимают песни гетто. Узники пели их на работе и в минуты отдыха, песня ‬объединяла их. Именно иудаизм помог сохранить этничность и самобытность еврейского народа, даже пройдя через ассимиляцию и физическое устранение. В результате нашей исследовательской работы было опрошено несколько человек, членов еврейской общины Башкортостана и жителейевреев, далеких от иудаизма, но причисляющих и стремящихся приобщиться и возродить в своей семье национальные традиции своего народа. Предлагаем вашему вниманию часть интервью. 1.Александр Юрьевич Хмельник, родился в 1961 году в Уфе.По словам Александра Юрьевича, их семья никогда не становилась «русскими» и всегда чтила свои традиции и религию. На территории Башкортостана семья Хмельника появилась в результате эвакуации из Полтавы в ходе Великой Отечественной войны. «Что касается еврейской общинной жизни, как отмечает Александр Юрьевич, она началась в нашей семье только с приездом раввина… Мы были евреями только по паспорту, не придерживались никаких религиозных традиций, не знали ни язык, ни как все эти обряды соблюдаются. Но мы стараемся бывать на праздниках и становимся частью еврейского мира». 2.Марк Яковлевич Скундин, родился в 1934 году в Одессе. Марк Яковлевич переехал жить вУфу с бабушкой и мамой в 1945 году. Окончил здесь школу, затеи Нефтяной институт и начал работать. «Как я приобщился к религии? Видимо, была какаято внутренняя мотивация… году в 1997 я впервые начал читать Тору. Читал гдето года два».3.Михаил ФроимовичЦвик, родился в 1947 году в г. Черниковске (Уфа).«Бабушки мои были родом с Западной Украины...До войны Западная Украина относилась к территории Польши, и, когда по пакту МолотоваРиббентропа ее разделили, эта территория отошла к Советскому Союзу. …Моего отца и еще троих его друзей отправили строить первые нефтеперерабатывающие заводы в Башкирию. ….отец до конца жизни неважно говорил порусски, он изъяснялся и попольски, и порусски, но родным для него оставался идиш. А еще он читал на иврите, потому что учился в еврейской школе. …Помню в 50е годы ходили все вместе на демонстрации, а потом друг к другу в гости, угощались традиционными еврейскими блюдами, вроде штруделя. Еврейские праздники мы не отмечали, но отец мне всегда говорил, когда какой праздник идет, а бабушка обязательно чтото готовила...Хотя моим детям пока не предалась любовь к еврейским традициям, но по пятницам в нашем доме женщины зажигают шаббатные свечи». 4.Жанна Геннадьевна Иванова (Кербер), родилась в Уфе.«Осознание еврейства в моей жизни произошло достаточно рано… Ощущение принадлежности к еврейству происходило…путем причастности к чему то тому, что было неведомо моему детскому восприятию. В нашей семье изредка говорили на непонятном мне языке...много пели, играли на музыкальных инструментах. Смеялись, вспоминали разные майсы. Я не знала, что означают «мазлтов», «лехаим» и др., но чувствовала, что это нечто хорошее. Как говориться, голова не знала, душа понимала». 5.Борис Израилевич Брондз, родился в 1942 году в Киргизии.«В 1942 году приехали в северную часть Уфы ‬Черниковск. Мы получили комнату в бараке, которая находилась на месте стадиона Нефтяник. На улице Молотова, сейчас Кольцевой, стояла большая школа № 11 (сейчас № 61)…, в ней я окончил семь классов… К еврейству я ощущал свою причастность с самого детства, потому что папа и мама, свое еврейство привезли с собой, и оно никуда не ушло. Мама с папой все время разговаривали на идише, и нам это очень нравилось. Один или два раза в году мама уходила на собрания, где грамотные люди читали молитвы, и все вспоминали о родных и близких. Сейчас…мы стараемся соблюдать все, что касается обычаев, хотя мне кажется, что важнее чувствовать себя евреем». Как видно из данных интервью, каждый человек пришел к осознанию себя частью еврейского народапоразному.В некоторых семьях, живших в закрытых еврейских районах (гетто или штетлах) ‬на лицо сохранение традиций, знание законов и обычаев, записанных в Торе, соблюдение правил и табу иудаизма. Евреи, живущие, в многоэтничной среде теряли знания о своих национальных традициях, но никогда не забывали о своей принадлежности к еврейству. Данный феномен очень трудно объяснить. Возможно, это заложено на генном уровне, заложено в воспитании и почитании старших, любви к ближнему и огромному терпению во всеисторические времена. На сегодняшний день, в результате смены государственной власти и политики государства на сохранение и укрепление национальных традицийменьшинств народов Российской Федерации, ведется работа по ознакомлению евреев Башкортостана с исконными традициями своего народа, изучения законов Торы, приобщения и консолидациик общееврейским праздникам и обрядам. Многие молодые люди приходят в еврейство и стремятся побольше узнать о культуре своих дедов и отцов, проникнуться культурой своего древнейшего народа.Такую деятельность проводитсегодня Еврейский Национально ‬Культурный Центр, раввин Республики Башкортостан Дан Кричевский и рабанит Хана Кричевская, созданы воскресная еврейская школа, негосударственнаясредняя школа «Ор Авнер», детский сад «Бейт Барух».

Ссылки на источники1.Шкурко Э. Очерки истории еврейского народа Башкортостана. Уфа, 2002, с. 11.2.Там же, с. 40

Katerina Sabirova,teacher of Ufa State Petroleum Technological University, UfaJews of Bashkortostan: to a problem of preservation of ethnicity in the mnogoetnichny environmentAbstract.Article is devoted to a problem of preservation of ethnicity in the mnogoetnichny environment, on the example of the Jewish people living in the territory of the Republic of Bashkortostan.Keywords: ethnicity, Jews, traditions