Г. Гегель: разум и свобода как потенция, данная духом человеку

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Омаров Б. М. Г. Гегель: разум и свобода как потенция, данная духом человеку // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 401–405. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54343.htm.
Аннотация. Данная статья посвящена рассмотрению разума и свободы как свойств человека, наделенных духом в концепции великого немецкого философа Георга Вильгельма Фридриха Гегеля. Важным моментом у мыслителя является то, что идеалами, заслуживающими признания, являются лишь высшие идеалы духа, правящего историей.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Омаров Багаутдин Магомедович,кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры философии,ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный технический университет, г. Махачкалаbaga198484@mail.ru

Г. Гегель: разум исвобода как потенция, данная духом человеку

Аннотация. Данная статья посвящена рассмотрению разума и свободы как свойств человека, наделенныедухомв концепции великого немецкого философа Георга Вильгельма Фридриха Гегеля. Важным моментом у мыслителя является то, что идеалами, заслуживающими признания, являются лишь высшие идеалы духа, правящего историей.Ключевые слова: разум, свобода, идеалы, человек, дух.

Что есть человек? В чем его сущность? Какого его предназначение? Над этими и многими другими вопросами о человеке задумывались великие умы человечества. Также стороной эту проблему не обошел немецкий философ Георг Гегель. Его философия духа стала величайшим достижением в философской антропологии.В ней не малое место занимает концепция о личности.Рассмотрим субстанциональную историю саморазвития абсолютного духа. Ее субъектом является объективный, абсолютный дух. Природу духа, как субстанционального начала Гегель определяет через противоположность его материи. «Природу духа можно выяснить путем его сопоставления с его полной противоположностьюª[1]. Природа духа у него, в противоположность материи, заключается в «свободеª. Что же означает эта «свободаª? «...Именно духу свойственно иметь центр в себе, его единство не вне его, он нашел его в себе, он есть в себе и у себя. Субстанция материи находится вне ее, дух есть у себя бытие. Именно это есть свобода, потому что, если я являюсь зависимым, тоотношу себя к чемуто другому, чем я не являюсь; не могу быть без чегото внешнего; я свободен тогда, когда я есть у самого себя. Это у себя бытие духа есть самосознание, сознание самого себяª [2]. Из этих разъяснений Гегеля ясно, что объявить сущностью духа свободу ‬это все равно, что приписать духу, а не материи,атрибут самоопределения, т.е. просто объявить именно дух в его идеальности субстанциональным началом. Поскольку же дух есть идеальное, то он есть, прежде всего, сознание и самосознание.Здесь есть одна важная деталь. Если мы сочиняем от лица духа его атрибуты и законы его развития, то, в принципе у насполная свобода творчества. Мы можем объявить атрибутом духа актуальное самосознание, но тогда окажется ненужной история. Гегелю же важно связать дух с историей. Поэтому он от себя приписывает духу атрибут творческой активности, саморазвития. И чтобы наполнить это саморазвитие какимто содержанием, направить к какойто осмысленной цели, т.е. придать этому развитию определенность, Гегель приписывает духу атрибут и потребность самопознания. Если дух есть «у себя бытиеª, то, действительно, что же кроме него самого может стать для него целью и предметом самопознания? Дляобоснования этой цели Гегель вводит важнейшее различие между потенциальным самосознанием духа (самосознанием в себе), и актуальным самосознаниемдуха (самосознанием в себе и для себя). Первое существует изначально и заключено в субстанциональной природе духа. Второе же достигается лишь в процессе истории. Весь исторический процесс и нужен для перехода от потенциального самосознания к актуальному.«В сознании следует различать две стороны: вопервых, что (dass) я знаю, и, вовторых, что (was) я знаю. В самосознании обе эти стороны совпадают, потому что дух знает самого себя: он является рассмотрением своей собственной природы и в то же время он является деятельностью, состоящею в том, что он возвращается к самому себе и таким образом сам себя производит, делает себя тем, что он есть в себеª [3].Уяснив из этих рассуждений духовную природу истинной, субстанциональной движущей силы истории и ее истинного субъекта, мы можем понять истинное содержание субстанциональной истории. Это ‬самопознание духа.А раз сущность духа ‬свобода,то основным содержанием истории является познание свободы. От себя заметим, что, сколько бы мы ни переставляли местами слова: дух есть свобода, а свобода есть сущность духа, мы на самом деле, не продвинемся ни на сантиметр, ни в понимании сущности духа, ни в понимании сущности свободы. Действительный выход из этого круга состоит в том, чтобы связать эти понятия с категориями, отражающими реальную материальную действительность,и т.о. взять дух и свободу, не как субстанциональные начала, а как атрибуты материальной субстанции. Естественно, поскольку Гегель этого не делает, он, по сути, так и оставляет свои фундаментальные понятия дух и свободу без всякого содержательного определения.Объявив природой правящего в истории духа свободу, в методологическом плане Гегель дает себе картбланш в сочинении от лица этого духа закономерностей истории. Другими словами, если правящий в истории дух абсолютно свободен, это значит, что мыслитель, исходящий их этого тезиса совершенно свободен в сочинении исторических закономерностей от лица этого духа.Итак, в системе Гегеля абсолютный дух, сущностью которого является свобода, оказывается самоопределяющим и саморазвивающимсясубъектом субстанциональной истории. Таким образом,у Гегеля субъект субстанциональной истории, ее движущая сила и определяющий фактор тождественны. Гегель определяет способ движения субстанциональной истории как самодвижение и саморазвитие. Гегель рассматривает историю не какпростое изменение во времени, а как развитие, переход к лучшему, более совершенному. «…В принципе развития содержится и то, что в основе лежит внутренне определение, существующая в себе предпосылка, которая себя осуществляет. Этим формальным определением по существу дела оказывается дух, для которого всемирная история является его ареною, его достоянием, той сферой, в которой происходит его реализацияª [4]. Саморазвитие или органическое развитие «…исходит из самого себя, из внутреннего неизменного принципа, из простой сущности, существование которой как зародыша сперва оказывается простым, но затем благодаря его развитию в нем появляются различия, которые вступают во взаимодействие с другими вещами и таким образом в них происходит состоящий в непрерывных изменениях жизненный процесс, который, однако, так же переходит в противоположный процесс и преобразуется в сохранение органического принципа и его формированияª [5]. Источником этого саморазвития является внутренняя противоречивость духа. «…Дух сам противопоставляет себя самому себе; ему приходится преодолевать самого себя как истинное враждебное препятствие самому себе; развитие, которое в природе является спокойным процессом, оказывается в духе тяжелой бесконечной борьбой против самого себя. Дух хочет понять самого себя, но сам скрывает от себя свое понятие, кичится и находит удовлетворение в этом отчуждении от самого себя.Таким образом, развитие является не просто спокойным процессом, совершающимся без борьбы, подобно развитию органической жизни, а тяжелой недобровольной работой, направленной против самого себяª [6]. По этому поводу мы можем заметить, что гегелевский дух как субъект органического развития является нам неким извращенцем, который зачемто придумывает борьбу с самим собой, хотя, будучи всемогущим, он мог бы обойтись и без этой борьбы. Но на самом деле борьба духа с самим собой необходима Гегелю как идеалистическая подоплека, основа и интрига реальной феноменальной истории.

Уточняя статус личности в историческом процессе как средства абсолютногодуха,Гегель подчеркивает, что человек является не простым средством, а особым средством, поскольку он наделен способностью сознания и самосознания. Люди являются средствами духа, правящего историей постольку, поскольку они не осознают, что через их субъективные цели и деятельность дух реализует свои высшие цели. С другой стороны, поскольку дух действует таким образом, что его высшие цели (всеобщее) должны быть осознаны человеком как его субъективные цели (единичное), постольку он должен обладать разумом, способностью самосознания, которые проявляютсяв его деятельности как свободавыбора. Поскольку человек обладает разумом, он не может рассматриваться как простое средство, а должен рассматриваться как средство, причастное цели, то естьпотенциально способное осознать высшие цели, орудием которых он сам является. То естьчеловек есть средство, обладающее разумом, сознанием ипотенциальной способностью осознания не только целей духа, но и себя как его средства, идаже способа действия духа в истории.Другими словами, поскольку цель разума ‬достижение самосознания, реализуется через сознание и деятельность людей, постольку средства (люди) должны ей соответствовать, то естьобладать разумом, и, следовательно, быть не только средствами, но и целями. «Дело в том, что человек является целью в себе самом лишь благодаря тому божественному началу, которое имеется в нем,и которое сперва было названо разумом, а поскольку оно проявляется в деятельности и само себя определяет, свободойª[7].Разум и свобода, данные духом человеку как потенция, возможность их достижения, проявляются в способности человека знать добро и зло, судить о них, выбирать из них, ощущать вину за неправильный выбор, подчинять свое поведение своему пониманию добра и зла. В этой потенции заключена как возможностьправильного понимания целей разума, приводящая человека к нравственности, религиозности и моральности, и к правильной философии истории и к правильному отношению к действительности. Но в ней же заключена и возможность порчи и неправильного понимания, искажения нравственности, моральности, религиозности и неправильного отношения к действительности и неверной философии истории. «…Мы утверждаем, заявляет Гегель, что религиозность, нравственность и т.д. вытекают именно из этого источника и развиваются на этой почве и тем самым возвышаются над внешней необходимостью и случайностью. Но здесь следует заметить, что, поскольку индивидуумампредоставляется свобода, они являются виновными в нравственной и религиозной испорченности и в упадке нравственности и религииª.Человеческий, субъективный разум, как потенция истинного самосознания духа через индивидуальное сознание и поведение отдельного человека, должен не просто ограничиться правильным пониманием высших идеалов разума, добра икрасоты, как целей высшего разума, но должен и сформировать правильное представление о способе реализации этих высших идеалов в истории, то естьоб их отношении к исторической эмпирической реальности, и таким образомсформировать на основеэтого пониманияправильное отношение к этой действительности.В связи с этим Гегель анализирует различные формы неправильного понимания нравственности и неправильного понимания отношения нравственных идеалов к эмпирической действительности, то естьразличные способы неверной реализации потенции человеческого разума к достижению правильного самосознания, и тем самым приобщения его к целям духа.Первый вариант неверного понимания нравственности и соответствующего неверного отношения к исторической действительностисвязан с отождествлением добра с богатством и почестями, то естьс индивидуальным материальным благополучием. Поскольку же индивидуальное материальное благополучие в реальной истории всегда приносится в жертву, постольку на долю людей, так примитивно пони мающих нравственность, остается лишь бессильное морализаторство по поводу истории.Второй вариант связан с сочинением людьми неких высших идеалов разума, права и свободы, преследующих, якобы, не частные, а общие интересы, которые затем стремятся воплотить в действительность. Революционное отношение к действительности на основе придуманных людьми идеалов, выдаваемых за высшие идеалы разума, Гегель также отвергает, ибо история есть реализация не произвольных идеалов людей, а высших идеалов разума. Придуманные же людьмиреволюционные программы терпят в истории крах именно потому, что за ними стоят вполне определенные субъективные интересы людей. «…Теперь всего чаще раздаются жалобы на то, что идеалы, создаваемые фантазией, не осуществляются, что эти прелестные мечты разрушаются холодною действительностью. Эти идеалы, которые в ходе жизни не выдерживают соприкосновения с суровой действительностью и гибнут, могут прежде всего быть лишь субъективными и принадлежать индивидуальности отдельного лица, считающего себя высшим и умнейшим…То, что индивидуум придумывает для себя в своей обособленности не может быть законом для общей действительности, точно также как мировой законсуществует не только для отдельных индивидуумов, которыепри этом могут потерпеть ущербª[8].Идеалами, заслуживающими признания, являются лишь высшие идеалы духа, правящего историей. Однако, одного их осознания мало. Нужно еще и понять способ их осуществления в действительности, чтобы правильно определить свое отношение к действительности. Гегель должен найти решение проблемы явного противоречия междувысшими и прекрасными идеаламивысшего разума и неприглядной исторической действительностью. Он не хочет принять позицию бессильного сожаления, идеалистического уныния и пессимизма (эта позиция есть третий вариант неправильного исторического самосознания) по поводу этого расхождения. Раскол между суровой действительностью и прекрасными идеалами Гегель непринужденно преодолевает путем истолкования самого этого раскола как божественного замысла истории. Замысел в том, что идеалы духа сами по себе прекрасны и движут историю и реализуются в истории, но в эмпирическом их осуществлении дух «…предоставляет случаю, частности власть осуществлять ее ужасное правоª[9].Эмпирические воплощения идеалов случайны, несовершенныи даже подвержены порче. Но при этом терпят ущерб не идеалы и не общий принцип их правления историей, а лишь эмпирически случайные и несовершенные формы их реализации в действительности.Истинная философия истории должна понять этот замысел и принять неизбежное расхождение высших идеалов с эмпирической действительностью. «Философия же должна… способствовать пониманию того, что действительный мир таков, каким он должен быть, что истинное добро, всеобщий божественный разум, является и силою, способною осуществлять себя. Этодобро, этот разум в его конкретнейшем представлении есть бог. Бог правит миром; содержание его правления, осуществление его плана есть всемирная история. Философия хочет понять этот план, потому что только то, что из него осуществлено действительно; то, что не соответствует ему, представляет собой лишь гнилое существование. Перед чистым светом этой божественной идеи, которая не является только идеалом, исчезает иллюзия, будто миресть безумный, нелепый процессª[10].Чтобы преодолеть расхождение идеалов и действительности, философия должна понять, что идеалы ‬совершенны в себе и движут историей, но идеалы духа, бога, а не людей, и что эмпирическая действительностьпо сравнению с ними есть лишь «гнилое существованиеª.А, поняв неизбежность этого расхождения и осознав, что, несмотря на него и даже через него высшие идеалы реализуются в истории, нам остается примириться с действительностью. «Философия стремится познать содержание, действитель ность божественной идеи и оправдать презираемую действительность. Ведь разум есть познание божественного творения. Что же касается извращения, нарушения и упадка религиозных, нравственных и моральных целей и состояний вообще, то следует сказать, что хотя последние по существу своему бесконечны и вечны, однако, принимаемые ими конкретные формы могут иметь характер ограниченности, а,следовательно,находиться в общей связи явлений природы и быть во власти случайности. Поэтому они непостоянны и могут терпеть нарушения и приходить в упадокª[11].Итак, реализованная в человеческой деятельности потенция разума и свободы состоит лишь впассивном осознании того, что история есть реализация высших целей абсолютного духа, а человек ‬его средство. Другими словами, Гегель «скромноª объявляет целью всемирной истории создание истинной философии истории, и, следовательно, человека, который ее создал, а также тех людей, кто разделит с ним эту философию истории, т.е. примет ее за истину, т.е. техлюдей, что, постигнув план провидения в истории (историю как реализацию божественного плана провидения), примирится на этой основе с действительностью. Хоть она и несовершенна, но она есть реализация божественного плана провидения и, следовательно, разумна и такова, какой и должна быть, и, следовательно, должна быть принята такой, какона есть.В этой части гегелевской философии истории сильнее и ярче, чем в любой другой проявляется ее мировоззренческое содержание. Здесь лучше всего можно увидеть, что гегелевская концепция истории призвана обосновать, оправдать личные мировоззренческиеориентации Гегеля, особенно, его принцип примирения с действительностью.Когда Гегель рассуждает об идеалах и их отношениик действительности, он не касается их содержания, не затрагиваетпроблемы соотношения в них частного и всеобщего интереса, не касается вопроса о том, в каких организационных общественных формах могут быть реализованы гуманистические идеалы. Его идеалы, как идеалы высшего разума, а не человека, оказываются всеобщими, но весьма абстрактными, т.е. лишь формально всеобщими, и, в принципе, не гуманистическими. Не случайно он заявляет: «Право мирового духа выше частных правª[12].Утверждение о том, что именно они первичны перед субъективными идеалами человека, что они реализуются в истории через несовершенные формы эмпирической действительности, является лишь его голословным и бездоказательным заявлением.

Ссылкинаисточники1.Гегель Г.В.Ф.Лекции по философии истории. ‬СпБ., 1993, С. 70.2.Там же, С. 71.3.Там же, С. 71.4.Там же, С. 103.5.Там же, С. 103104.6.Там же, С. 104.7.Там же,C. 85.8.Там же, С. 8687.9.Там же, С. 87.

10.Там же, С. 87.11.Там же, С. 8788.12.Там же, С. 85.

OmarovBagautdinMagomedovich,Candidate of philosophy sciences, senior teacher department of philosophy "Dagestan State Technical University, Mahachkalabaga198484@mail.ru

G.Gegel: reason and freedom as the potentiality given by spirit to the personAbstract. This article is devoted to reason and freedom consideration as properties of the person, allocated with spirit in the concept of the great German philosopher Georg Wilhelm Friedrich Hegel. Important point at the thinker is that the ideals deserving recognition, the highest ideals of the spirit ruling history are only.Keywords: reason, freedom, ideals, person, spirit.