Использование арт-терапии в технологическом образовании младших школьников
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Зотова
Т.
Н. Использование арт-терапии в технологическом образовании младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
396–400. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/54342.htm.
Аннотация. Значение арт-терапии для развития личности человека признается и учеными, и практиками. На протяжении ряда лет элементы арт-терапии практикующие учителя пытаются внедрить в образовательный процесс школ. Большие возможности раскрывает технологическое образование младших школьников в плане включения элементов арт-терапии, о чем и рассказывается в данной статье.
Похожие статьи
Текст статьи
Зотова Татьяна Николаевна,кандидат педагогических наук, доценткафедры методики начального образования,ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная академия образования имени В. М. Шукшина», г. Бийскzotova_tn@mail.ru
Использование арттерапии в технологическом образовании младших школьников
Аннотация. Значение арттерапии для развития личности человека признаются и учеными, и практиками. На протяжении ряда лет элементы арттерапии практикующие учителя пытаются внедрить в образовательный процесс образовательных школ. Большие возможности раскрывает технологическое образование младших школьников в плане включения элементов арттерапии. Об этом рассказывается в данной статье.Ключевые слова:арттерапия, младший школьник, технологическое образование, уроки технологии.
Изучением арттерапии (терапии искусством) в разное время и применением арттерапевтических знаний в своей практике занимались как зарубежные (М. Петри, Д. Уоллер, Ф. Хилли др.), так и отечественные (А. И. Копытин, Л. Д. Лебедева, М. В. Киселева и др.) специалисты. Анализ современной литературы показал, что существует множество понятий «арттерапия», которая трактуется как часть психотерапии, совокупность видов искусства, вид творческой деятельности, метод, стратегия деятельности специалиста в этой области и т.п. При этом наблюдается многообразие ее направлений (сказкотерапия[1], куклотерапия, изотерапия и др.) в зависимости от средств воздействия на человека. Однако основой для всех них является художественная (творческая) деятельность субъекта, посредством которой осуществляется коррекция какихлибо проблем, облегчение депрессивных состояний, снятие негативных эмоцийи т.п. Общепризнано, что арттерапия идеально подходит для работы с людьми разного возраста, в том числе школьниками, имеющими какиелибо проблемы (речевые, поведенческие, эмоциональные, семейные, школьные и др.). Для ребят младшего и среднего школьного возрастаактуально соединение арттерапии с коррекционноразвивающим обучением, так как последнее направлено на исправление какихлибонедостатков и дефектов ребенка с одновременным развитием, раскрытием его потенциальных возможностей.В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования в школах необходимо создать условия, способствующие развитию личности ребенка и эффективному усвоению необходимого программного материала. Этоможет быть достигнутопри применении арттерапиив урочной и внеурочной деятельностис детьми. В данном случае интересным будет использование элементов арттерапии, в частности, некоторых техник, на уроках технологии в начальной школе.Перечислим арттерапевтические техники, направленные на достижение позитивных изменений в психологическом самоощущении, эмоциональную поддержку, выработку адекватных моделей поведения детей и т.п.:
ранние детские воспоминания в рисунках;
изображение тишины посредством различных материалов;
изображение своего жизненного пространства;
создание автопортретов, личных гербов, флагов и т.д.;
выражение своего настроения;
скульптура семьи;
изображение линии жизни с фиксацией на ней определенных событий;
дорисовка до образа
групповая фреска;
рисование своих проблеми др. Реализация данных техник может проходить в процессе выполнения индивидуальной, парной, групповой и коллективнойработы.Творческие проектыучащихся допускаютв одной теме возможность выбора материала, предмета изображения. Дети могут изготавливать коллажи, рисоватьна влажной бумаге, могут свободнорисовать, не задумываясь о содержании изображения,и многое другое. Наиболее удобны в организации и проведении на уроках технологии в начальной школе групповые коллажи. Приведем несколько вариантовиз пособия автора статьи, которыми она пользуется при проведении арттерапевтических занятий с детьми разного возраста[2]:1. Лучики солнца. Детираскрашиваютполоску (10х30 см) белойили светлойбумаги любыми цветами, которые в данный момент они предпочитают. Далее эти полоски наклеиваются на большой бумажный круг, который делится на количество секторов по числу детей и раскрашивается каждым ребенком в соответствии с раскрашенной полоской. Модификация: вместо краски беретсяцветнойпесоки клей.2. Коллективный рисунок. Дети рассаживаются в круг,пишут с обратной сторонылиста,что будут рисовать. Каждуюминутуонипередают по кругу свои работы столько раз, пока рисунок не вернется к своему «хозяину». Результат сравнивается с тем, что дети хотели нарисовать первоначально. Модификация: коллективная скульптураиз пластичных материалов.3. Чудоковрики. Ребята изготавливают круглые и прямоугольные коврики наклеиванием на белую основу кусочков разноцветных материалов, например,газет, журналов и других материалов. Составляется групповой коллаж.4. Кляксы. Дети капают жидкойкраской на бумагу, сворачиваютлист пополам и проглаживают. Дорисовываютпару штриховдо законченного образа.5. Волшебная ладошка. Из цветной бумагидетивырезаютладошкиили ставят отпечатки окрашенных ладоней. Педагог задает вопрос: «На что похожаладошка?». После нахождения образов различных объектов детивыполняютмаксимальное количество аппликаций.6. Рисунок воздухом. Нужнобрать больше, чем обычно, гуашевой краски и воды на кисточку, далее нужно поставить каплю или провести черту, потомподуть в любомнаправлении. Можно воспользоваться подручными средствами, например, трубочкой для коктейлей, пустым стержнем от ручки, колпачком от фломастера и т.п.7. Портрет настроений. Детидолжны сделать аппликацию (нарисовать рисунок), отразив свое настроениев данный момент времени, преподаватель делает групповой коллаж. 8. Цветоведение. Из нескольких наборов цветной бумагиили картона разного оттенка и цветавырезать 10или более квадратов со стороной 10см. Необходимо рассказать, каковхарактер и настроение этих цветных квадратов.9. Рыцарь.На листе бумаги дети рисуютразвилку трех дорог, по которой должен проехать сказочный рыцарь. Цветом дороги нужно показать, что ждет его впереди. Модификация: парус корабля должен рассказать об известии, которое он везет.10. Доброе злое. Детям необходимо нарисовать простым карандашом два эскиза: одинаковые фигуры волшебников. При помощи цвета одного волшебника нужно сделать добрым, а другого злым. Модификация: Нарисовать два сказочных коврикас одинаковым орнаментомицветом показать, какой из них выполняетдобрые дела, а какой –злые.11. Путаница. Из картона вырезать фигурки животных (растений, геометрических фигур или других объектов), обвести их на белом картоне или бумагевнахлест. Найти, какие объектыспрятались, а понравившийся раскрасить или заштриховать.12. Нюхачи. Дети рисуютто, что «унюхали». В аудитории нужно распылитьосвежительвоздуха, духи, туалетную воду илидругое приятно пахнущее средство.13. Рисуем зубной пастой. Дети зубную пасту смешиваютна палитре с акварельюили гуашью без добавления воды. Рисуют изображение простого объекта. После высыхания сбрызгиваютлаком для волос.14. Волшебные фрукты. Дети рисуютфрукты, например, грушу, мандарин, сливу. Затем раскрашиваютихполосками шириной не более 3мм: грушу
желтыми и голубыми, мандарин–желтыми и красными, сливу –красными и голубыми. После раскрашивания дети смотрятна рисунки с расстояния в несколько метров. Какие цвета увидели?15. Рисование косметическими тенями. Шаблонразного рода объектов дети накладываютна лист картона. Затем берутнемного теней для век и растираютих вокруг шаблонов. Модификация: шаблон раскрасить жирным карандашом для век, наложить на бумагу окрашеннойстороной наверх и растереть карандаш за границы шаблона.16. Рисуем клеем. Дети рисуюттушью. Частьэлементоврисунка покрываютклеем. После высыхания, работу покрываютчерной тушью. Послеочередноговысыхания споласкиваютработупроточнойводой. Места, на которые нанесен клей,останутся цветными.Далее просушиваем работу под прессом.17. Меняем настроение. Лист бумаги согнуть пополам вдоль длинной стороны и отрезать, затем сложить пополам вдоль короткой. Слеванарисовать улыбающееся лицо. Прикрыть правойчастью листа. Перевести просвечивающий рисунок, приложив к стеклу, изменивнастроение изображения. Верхний листок накрутить на карандаш. Придерживая за линию сгиба, двигать карандаш то влево, то вправо. Нарисованный объектменяет выражениелица.Как видно из этих примеров, предполагается широкий выбор различных материалов (краска, песок, глина, тесто и т.п.), которые создают уникальные возможности для самовыражения, а тактильный контакт с материалом, как известно, имеет стимулирующий эффект. Педагогу же следует знать, что для начала необходимо изучить свойства применяемых материалов и уместность их использования. Выделимосновные группыматериалов, которые могут быть использованы младшими школьниками в процессе арттерапевтической деятельности в рамках технологического образования:
бесформенные материалы (краски, глина, песок, дробленая каменная крошкаи др.);
материалы, имеющие определенную форму (ткань, бумага, целлофан, древесинаи др.);
предметы, используемые в качестве материалов (камни, пуговицы, игрушки, коробкии др.).Обратим внимание на общее и различное в структуре урока технологии и арттерапевтического занятия. Л. Д. Лебедева[3]выделяет следующие этапы арттерапевтического занятия, которые могут меняться в зависимости от цели, темы, темпа работы участников:
настрой на работу;
актуализация ощущений;
разработка темы;
этап вербализации (активизация вербальной и невербальной коммуникациимежду членами группы);
коллективная работа или работа в парах, малых группах;
заключительный этап с рефлексивным анализом. Проведем параллели с этапами урока технологии, которые также могут быть изменены:
вступительная беседа, которая подразумевает и предполагает настрой на работу, актуализацию знаний и возможностей детей;
анализ образцов учителя и планирование работы, что созвучно с разработкой темы и, конечно, ее обсуждением;
собственно работа;
заключительный этап, выставка с анализом выполненных работ и урока в целом. Стоит отметить, что при введении элементов арттерапии на уроках технологии часть времени необходимо отвести на обсуждение детских работ, рефлексиюи подведение общих итогов. Обсуждение можно проводить несколькими способами, которые не ограничиваются приведенными:
рассказ ребенка о своей работе, и, как вариант, минисочинение;
опрос всех желающих высказаться, что они чувствуют, глядя на работу, выполненную другими детьми;
объяснение работ от третьего лица, который может быть представлен в трудах самого ребенка или других детей и т.д. Индивидуальный стиль самовыражения представляется наиболее ценным. При оформлении выставки необходимо учитывать следующие требования:
изделия должны располагаться так, чтобы их можно было хорошо рассмотреть;
плоскостные композиции лучше закреплять на стендах или размещать на стене, а объемные работы расставлять на столе или специальных подставках, располагая на разных уровнях высоты.Как отмечают многиеспециалисты в области арттерапии, на их занятиях предоставляется больше свободы и самостоятельности, чем на уроках. Исключение составляют уроки свободного творчества. Указывается также на отличия в занимаемых позициях взрослого по отношению к детям. В учебном процессе педагог нечасто бывает равноправным партнером. Поэтому на уроке технологии с применением элементов арттерапии должны смещаться акценты с образовательных целей на развивающие и коррекционные. На подобных уроках, как и уроках свободного творчества, не должны ставиться оценки, во всяком случае отрицательные. Уместно использовать музыку, пение, поэзию, сочинение историй и т.д. Использование элементов арттерапии на уроках технологии связано с:
раскрытием творческих возможностей детей;
тренировкой сенсомоторных навыков;
развитием невербального мышления;
преодолением робости перед работой. Терапияискусством позволяет:
развивать и совершенствовать внимание, память, мышление;
переосмысливать свой жизненный опыт;
повышать самооценку;
расслабиться;
выплеснуть негативные мысли, чувства, эмоциии т.п.
Использование арттерапевтических техник позволяет обеспечивать эмоциональную стимуляцию, а такжесамовыражаться, так как чувства, мысли и потребности ребенка проявляются при его работе с различными материалами и создании художественных образов.А. И. Копытин [4] считает, что большинство детей затрудняются в словесном описании своих чувств, мыслей, потребностей и проблем, поэтому наиболее естественно выразить их в различныхформах творческой активности.Таким образом, элементы арттерапии, используемые на уроках технологии, имеют уникальные возможности развития учащихсяи связаны с раскрытием интересов, творческого потенциала, развитием способности к пониманию своего внутреннего мира, чувств и потребностей других людей, развитием практических навыков работы с различными материалами, совершенствованием навыков включения в совместную деятельность, развитием мышления, эстетических переживаний и т.п.
Ссылки на источники1. Слизкова Е. В., Волкова Н. А. Сказкотерапия как фактор нравственного развития младших школьников // Концепт. –2014. –№ 02 (февраль). –ART14046. –URL: http://ekoncept.ru/2013/14046.htm. –Гос. рег. Эл NoФС 7749965. –ISSN2304120X. –[Дата обращения 8.02.2014].
2. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках технологии: учебнометодический комплекс дисциплины / Авторсоставитель: Т. Н. Зотова; Бийский пед. гос. унт им. В.М. Шукшина.–Бийск: БПГУ им. В. М. Шукшина, 2009. –42 с. –http://www.bigpi.biysk.ru/umkd/file/mno_17_11_2009_05_55_55.doc. –[Дата обращения 8.02.2014]. 3. Лебедева Л. Д. Практика арттерапии: подходы, диагностика, система занятий. –СПб.: Речь, 2003. 4. Копытин А. И. Руководство по групповой арттерапии. –СПб.: Речь, 2003.
Zotova Tatyana Nikolaevna,Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor at the primary education methodologyThe V.M. Shukshin Altai State Academy of Education, Biyskzotova_tn@mail.ruThe use of art therapy in technology education ofjunior schoolchildrenAbstract.The value of art therapy for personality development rights are recognized and scientists, and practitioners. For a number of years the elements of arttherapy practicing teachers are trying to introduce in the educational process in schools of education. Great opportunities reveals the technological education of younger schoolboys in the integration of the elements of arttherapy. That's discussed in this article.Keywords:art therapy, junior schoolboy, technological education, lessons technology.
Использование арттерапии в технологическом образовании младших школьников
Аннотация. Значение арттерапии для развития личности человека признаются и учеными, и практиками. На протяжении ряда лет элементы арттерапии практикующие учителя пытаются внедрить в образовательный процесс образовательных школ. Большие возможности раскрывает технологическое образование младших школьников в плане включения элементов арттерапии. Об этом рассказывается в данной статье.Ключевые слова:арттерапия, младший школьник, технологическое образование, уроки технологии.
Изучением арттерапии (терапии искусством) в разное время и применением арттерапевтических знаний в своей практике занимались как зарубежные (М. Петри, Д. Уоллер, Ф. Хилли др.), так и отечественные (А. И. Копытин, Л. Д. Лебедева, М. В. Киселева и др.) специалисты. Анализ современной литературы показал, что существует множество понятий «арттерапия», которая трактуется как часть психотерапии, совокупность видов искусства, вид творческой деятельности, метод, стратегия деятельности специалиста в этой области и т.п. При этом наблюдается многообразие ее направлений (сказкотерапия[1], куклотерапия, изотерапия и др.) в зависимости от средств воздействия на человека. Однако основой для всех них является художественная (творческая) деятельность субъекта, посредством которой осуществляется коррекция какихлибо проблем, облегчение депрессивных состояний, снятие негативных эмоцийи т.п. Общепризнано, что арттерапия идеально подходит для работы с людьми разного возраста, в том числе школьниками, имеющими какиелибо проблемы (речевые, поведенческие, эмоциональные, семейные, школьные и др.). Для ребят младшего и среднего школьного возрастаактуально соединение арттерапии с коррекционноразвивающим обучением, так как последнее направлено на исправление какихлибонедостатков и дефектов ребенка с одновременным развитием, раскрытием его потенциальных возможностей.В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования в школах необходимо создать условия, способствующие развитию личности ребенка и эффективному усвоению необходимого программного материала. Этоможет быть достигнутопри применении арттерапиив урочной и внеурочной деятельностис детьми. В данном случае интересным будет использование элементов арттерапии, в частности, некоторых техник, на уроках технологии в начальной школе.Перечислим арттерапевтические техники, направленные на достижение позитивных изменений в психологическом самоощущении, эмоциональную поддержку, выработку адекватных моделей поведения детей и т.п.:
ранние детские воспоминания в рисунках;
изображение тишины посредством различных материалов;
изображение своего жизненного пространства;
создание автопортретов, личных гербов, флагов и т.д.;
выражение своего настроения;
скульптура семьи;
изображение линии жизни с фиксацией на ней определенных событий;
дорисовка до образа
групповая фреска;
рисование своих проблеми др. Реализация данных техник может проходить в процессе выполнения индивидуальной, парной, групповой и коллективнойработы.Творческие проектыучащихся допускаютв одной теме возможность выбора материала, предмета изображения. Дети могут изготавливать коллажи, рисоватьна влажной бумаге, могут свободнорисовать, не задумываясь о содержании изображения,и многое другое. Наиболее удобны в организации и проведении на уроках технологии в начальной школе групповые коллажи. Приведем несколько вариантовиз пособия автора статьи, которыми она пользуется при проведении арттерапевтических занятий с детьми разного возраста[2]:1. Лучики солнца. Детираскрашиваютполоску (10х30 см) белойили светлойбумаги любыми цветами, которые в данный момент они предпочитают. Далее эти полоски наклеиваются на большой бумажный круг, который делится на количество секторов по числу детей и раскрашивается каждым ребенком в соответствии с раскрашенной полоской. Модификация: вместо краски беретсяцветнойпесоки клей.2. Коллективный рисунок. Дети рассаживаются в круг,пишут с обратной сторонылиста,что будут рисовать. Каждуюминутуонипередают по кругу свои работы столько раз, пока рисунок не вернется к своему «хозяину». Результат сравнивается с тем, что дети хотели нарисовать первоначально. Модификация: коллективная скульптураиз пластичных материалов.3. Чудоковрики. Ребята изготавливают круглые и прямоугольные коврики наклеиванием на белую основу кусочков разноцветных материалов, например,газет, журналов и других материалов. Составляется групповой коллаж.4. Кляксы. Дети капают жидкойкраской на бумагу, сворачиваютлист пополам и проглаживают. Дорисовываютпару штриховдо законченного образа.5. Волшебная ладошка. Из цветной бумагидетивырезаютладошкиили ставят отпечатки окрашенных ладоней. Педагог задает вопрос: «На что похожаладошка?». После нахождения образов различных объектов детивыполняютмаксимальное количество аппликаций.6. Рисунок воздухом. Нужнобрать больше, чем обычно, гуашевой краски и воды на кисточку, далее нужно поставить каплю или провести черту, потомподуть в любомнаправлении. Можно воспользоваться подручными средствами, например, трубочкой для коктейлей, пустым стержнем от ручки, колпачком от фломастера и т.п.7. Портрет настроений. Детидолжны сделать аппликацию (нарисовать рисунок), отразив свое настроениев данный момент времени, преподаватель делает групповой коллаж. 8. Цветоведение. Из нескольких наборов цветной бумагиили картона разного оттенка и цветавырезать 10или более квадратов со стороной 10см. Необходимо рассказать, каковхарактер и настроение этих цветных квадратов.9. Рыцарь.На листе бумаги дети рисуютразвилку трех дорог, по которой должен проехать сказочный рыцарь. Цветом дороги нужно показать, что ждет его впереди. Модификация: парус корабля должен рассказать об известии, которое он везет.10. Доброе злое. Детям необходимо нарисовать простым карандашом два эскиза: одинаковые фигуры волшебников. При помощи цвета одного волшебника нужно сделать добрым, а другого злым. Модификация: Нарисовать два сказочных коврикас одинаковым орнаментомицветом показать, какой из них выполняетдобрые дела, а какой –злые.11. Путаница. Из картона вырезать фигурки животных (растений, геометрических фигур или других объектов), обвести их на белом картоне или бумагевнахлест. Найти, какие объектыспрятались, а понравившийся раскрасить или заштриховать.12. Нюхачи. Дети рисуютто, что «унюхали». В аудитории нужно распылитьосвежительвоздуха, духи, туалетную воду илидругое приятно пахнущее средство.13. Рисуем зубной пастой. Дети зубную пасту смешиваютна палитре с акварельюили гуашью без добавления воды. Рисуют изображение простого объекта. После высыхания сбрызгиваютлаком для волос.14. Волшебные фрукты. Дети рисуютфрукты, например, грушу, мандарин, сливу. Затем раскрашиваютихполосками шириной не более 3мм: грушу
желтыми и голубыми, мандарин–желтыми и красными, сливу –красными и голубыми. После раскрашивания дети смотрятна рисунки с расстояния в несколько метров. Какие цвета увидели?15. Рисование косметическими тенями. Шаблонразного рода объектов дети накладываютна лист картона. Затем берутнемного теней для век и растираютих вокруг шаблонов. Модификация: шаблон раскрасить жирным карандашом для век, наложить на бумагу окрашеннойстороной наверх и растереть карандаш за границы шаблона.16. Рисуем клеем. Дети рисуюттушью. Частьэлементоврисунка покрываютклеем. После высыхания, работу покрываютчерной тушью. Послеочередноговысыхания споласкиваютработупроточнойводой. Места, на которые нанесен клей,останутся цветными.Далее просушиваем работу под прессом.17. Меняем настроение. Лист бумаги согнуть пополам вдоль длинной стороны и отрезать, затем сложить пополам вдоль короткой. Слеванарисовать улыбающееся лицо. Прикрыть правойчастью листа. Перевести просвечивающий рисунок, приложив к стеклу, изменивнастроение изображения. Верхний листок накрутить на карандаш. Придерживая за линию сгиба, двигать карандаш то влево, то вправо. Нарисованный объектменяет выражениелица.Как видно из этих примеров, предполагается широкий выбор различных материалов (краска, песок, глина, тесто и т.п.), которые создают уникальные возможности для самовыражения, а тактильный контакт с материалом, как известно, имеет стимулирующий эффект. Педагогу же следует знать, что для начала необходимо изучить свойства применяемых материалов и уместность их использования. Выделимосновные группыматериалов, которые могут быть использованы младшими школьниками в процессе арттерапевтической деятельности в рамках технологического образования:
бесформенные материалы (краски, глина, песок, дробленая каменная крошкаи др.);
материалы, имеющие определенную форму (ткань, бумага, целлофан, древесинаи др.);
предметы, используемые в качестве материалов (камни, пуговицы, игрушки, коробкии др.).Обратим внимание на общее и различное в структуре урока технологии и арттерапевтического занятия. Л. Д. Лебедева[3]выделяет следующие этапы арттерапевтического занятия, которые могут меняться в зависимости от цели, темы, темпа работы участников:
настрой на работу;
актуализация ощущений;
разработка темы;
этап вербализации (активизация вербальной и невербальной коммуникациимежду членами группы);
коллективная работа или работа в парах, малых группах;
заключительный этап с рефлексивным анализом. Проведем параллели с этапами урока технологии, которые также могут быть изменены:
вступительная беседа, которая подразумевает и предполагает настрой на работу, актуализацию знаний и возможностей детей;
анализ образцов учителя и планирование работы, что созвучно с разработкой темы и, конечно, ее обсуждением;
собственно работа;
заключительный этап, выставка с анализом выполненных работ и урока в целом. Стоит отметить, что при введении элементов арттерапии на уроках технологии часть времени необходимо отвести на обсуждение детских работ, рефлексиюи подведение общих итогов. Обсуждение можно проводить несколькими способами, которые не ограничиваются приведенными:
рассказ ребенка о своей работе, и, как вариант, минисочинение;
опрос всех желающих высказаться, что они чувствуют, глядя на работу, выполненную другими детьми;
объяснение работ от третьего лица, который может быть представлен в трудах самого ребенка или других детей и т.д. Индивидуальный стиль самовыражения представляется наиболее ценным. При оформлении выставки необходимо учитывать следующие требования:
изделия должны располагаться так, чтобы их можно было хорошо рассмотреть;
плоскостные композиции лучше закреплять на стендах или размещать на стене, а объемные работы расставлять на столе или специальных подставках, располагая на разных уровнях высоты.Как отмечают многиеспециалисты в области арттерапии, на их занятиях предоставляется больше свободы и самостоятельности, чем на уроках. Исключение составляют уроки свободного творчества. Указывается также на отличия в занимаемых позициях взрослого по отношению к детям. В учебном процессе педагог нечасто бывает равноправным партнером. Поэтому на уроке технологии с применением элементов арттерапии должны смещаться акценты с образовательных целей на развивающие и коррекционные. На подобных уроках, как и уроках свободного творчества, не должны ставиться оценки, во всяком случае отрицательные. Уместно использовать музыку, пение, поэзию, сочинение историй и т.д. Использование элементов арттерапии на уроках технологии связано с:
раскрытием творческих возможностей детей;
тренировкой сенсомоторных навыков;
развитием невербального мышления;
преодолением робости перед работой. Терапияискусством позволяет:
развивать и совершенствовать внимание, память, мышление;
переосмысливать свой жизненный опыт;
повышать самооценку;
расслабиться;
выплеснуть негативные мысли, чувства, эмоциии т.п.
Использование арттерапевтических техник позволяет обеспечивать эмоциональную стимуляцию, а такжесамовыражаться, так как чувства, мысли и потребности ребенка проявляются при его работе с различными материалами и создании художественных образов.А. И. Копытин [4] считает, что большинство детей затрудняются в словесном описании своих чувств, мыслей, потребностей и проблем, поэтому наиболее естественно выразить их в различныхформах творческой активности.Таким образом, элементы арттерапии, используемые на уроках технологии, имеют уникальные возможности развития учащихсяи связаны с раскрытием интересов, творческого потенциала, развитием способности к пониманию своего внутреннего мира, чувств и потребностей других людей, развитием практических навыков работы с различными материалами, совершенствованием навыков включения в совместную деятельность, развитием мышления, эстетических переживаний и т.п.
Ссылки на источники1. Слизкова Е. В., Волкова Н. А. Сказкотерапия как фактор нравственного развития младших школьников // Концепт. –2014. –№ 02 (февраль). –ART14046. –URL: http://ekoncept.ru/2013/14046.htm. –Гос. рег. Эл NoФС 7749965. –ISSN2304120X. –[Дата обращения 8.02.2014].
2. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках технологии: учебнометодический комплекс дисциплины / Авторсоставитель: Т. Н. Зотова; Бийский пед. гос. унт им. В.М. Шукшина.–Бийск: БПГУ им. В. М. Шукшина, 2009. –42 с. –http://www.bigpi.biysk.ru/umkd/file/mno_17_11_2009_05_55_55.doc. –[Дата обращения 8.02.2014]. 3. Лебедева Л. Д. Практика арттерапии: подходы, диагностика, система занятий. –СПб.: Речь, 2003. 4. Копытин А. И. Руководство по групповой арттерапии. –СПб.: Речь, 2003.
Zotova Tatyana Nikolaevna,Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor at the primary education methodologyThe V.M. Shukshin Altai State Academy of Education, Biyskzotova_tn@mail.ruThe use of art therapy in technology education ofjunior schoolchildrenAbstract.The value of art therapy for personality development rights are recognized and scientists, and practitioners. For a number of years the elements of arttherapy practicing teachers are trying to introduce in the educational process in schools of education. Great opportunities reveals the technological education of younger schoolboys in the integration of the elements of arttherapy. That's discussed in this article.Keywords:art therapy, junior schoolboy, technological education, lessons technology.