Новая ученая классификация как основа организации бухгалтерского учета государственной помощи организациям АПК, с позиции адаптации к требованиям ВТО и МСФО

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Егорова Е. М. Новая ученая классификация как основа организации бухгалтерского учета государственной помощи организациям АПК, с позиции адаптации к требованиям ВТО и МСФО // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 406–410. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54344.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются актуальные признаки учетной классификации государственной помощи организациям АПК, обусловленные требованиями ВТО и МСФО. Предлагается новая модель построения номенклатуры субсчетов и аналитических позиций синтетического счета по бухгалтерскому учету государственной помощи.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
ЕгороваЕкатерина Михайловна,доктор экономических наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный аграрный университет», г. Волгоградegorowaem@yandex.ru

Новая учетная классификация как основа организациибухгалтерского учета государственной помощи организациям АПК, с позиций адаптации к требованиям ВТОи МСФО

Аннотация.В статье рассматриваютсяактуальные признаки учетной классификации государственной помощиорганизациямАПК, обусловленныетребованиями ВТО и МСФО.Предлагается новая модель построения номенклатуры субсчетови аналитических позиций синтетического счета по бухгалтерскому учету государственной помощи.Ключевые слова: государственная помощь; признаки учетной классификации; степеньвлияния государственной помощи на производствои торговлю; модель счета.

Развитие сельского хозяйства и др. отраслей агропромышленного комплекса (АПК),направленных на обеспечение населения продовольствием и получение сырья для ряда отраслей промышленности, связано соспецифическими особенностями, существенно отличающими его от других отраслей национальной экономики, такими как природноклиматические факторы, сезонность аграрного производства и др. Для повышения конкурентоспособности с./х. отрасли, преодоления стагнации и деструктивных явлений, в экономически развитых странах ‬членах Всемирной торговой организации (ВТО)широко используют различные, как правило, унифицированные, формы государственной помощи с./х. товаропроизводителям, призванной стимулировать их к действиям по развитию и сгладить негативные аспекты рыночного саморегулирования.

Актуальна государственная поддержка с./х. товаропроизводителей и в Российской Федерации (РФ), где доля аграрного сектора достаточно высокая 5% валовой добавленной стоимости (ВДС) (в развитых экономиках Германия, Франция и др. 2,5% ВДС), но при этом объем производства с./х. продукции значительно ниже уровня развитых стран: общий объем производства зерна в 3,5 раза,объём производства мяса скота и птицы в 8,4 раз.Присоединение РФ к ВТО дает множество преимуществ: недискриминационные условия доступа на мировые рынки товаров и услуг; транспарентность экономической политики торговых партнеров; доступ к международному механизму разрешения торговых споров; возможность реализации своих экономических интересов путем участия в выработке новых правил международной торговли.Вместе с тем, современные рыночные преобразования и активная интеграция РФв мировую экономику и международную торговлю (ВТО, Таможенный союз России, Белоруссии, Казахстана и т.д.), характеризующиеся усилением конкуренции и либерализацией торговли, значительно меняют контуры и вектор государственной поддержки, направленныйна сокращение ее видов и объемов, на снижение уровня субсидирования продукции на экспорт, что актуализируют проблему совершенствования информационной модели бухгалтерского учета государственной помощи в организациях АПК и ее адаптацииктребованиям ВТО и МСФО.Современные пользователи отчетности, в т.ч. международные, заинтересованы в объективной информации о деятельности организаций АПК, в том числе о стоимости предоставленных государством ресурсов и полученномот использования государственной помощи экономическом результате. Поэтому при подготовке финансовой отчетности большое значение имеет раскрытие полной информации о государственной помощи. Раскрытие информации такого рода способствует формированию правдивой и объективной картины деятельности организаций АПК, облегчает ее анализ и, следовательно,позволяет партнерам принять обоснованныерешение об инвестициях ипредоставлении кредитов.В этой связи стоит упомянуть о том, что в настоящее время в практике бухгалтерского учета государственной помощи учитывается помощь организациям АПКтолько в виде непосредственного предоставления из бюджетаденежных и иных средств. Другие виды поддержки, такие как льготноеналогообложение, предоставление гарантий, реструктуризация долгов, выгоды от которых невозможно достоверно определить, не находят отражение в бухгалтерском учете и отчетности экономическихсубъектов. Однако для оценки уровня поддержкипроизводителей информация о таких преимуществах важна. Кроме того, важно формировать учетную информацию о государственной помощи и с позицийее негативного влияния на производство и торговлю.Решениеданной проблемы требует разработки принципиально новых подходов к организации бухгалтерского учета государственной помощи, получаемой организациями сельского хозяйства и других отраслей АПК, в условиях международной интеграции, с целью повышения качества формируемойфинансовой отчетности, удовлетворяющей информационным потребностям рыночных пользователей, с учетом требований международных торговых организаций исоблюдением принципов МСФО.В настоящее время обоснование принципов бухгалтерского учета государственной помощи сформулированыв стандартах: 1) на международном уровне: Международный стандарт финансовой отчетности«Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи»(МСФО 20); Международный стандарт финансовой отчетности«Сельское хозяйство»(МСФО 41); 2) в российском законодательстве: Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи», утвержденное Приказом Минфина РФ от 01.01.2000 №92н(ПБУ 13/2000); Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации», утвержденное Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 №32н (ПБУ 9/99); План счетов бухгалтерского учета финансовохозяйственной деятельности предприятия и инструкция по его применению, утвержденный Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 №94н; Приказ Минсельхоза РФ от 13.06.2001 №654 «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансовохозяйственной деятельности предприятий и организаций агропромышленного комплекса и методических рекомендаций по его применению»; Методические рекомендации по корреспонденции счетов бухгалтерского учёта финансовохозяйственной деятельности сельскохозяйственных организаций, утвержденные Приказом Минсельхоза РФ от 29.01.2002 №68; Методические рекомендации по бухгалтерскому учету государственных субсидий и других видов государственной помощи в сельскохозяйственных организациях, утвержденные Приказом Минсельхозом РФ от 02.02.2004 №75 и др.В ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи», государственная помощьтрактуется как «…увеличение экономических выгод конкретной организации в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества). Не рассматривается в качестве экономической выгоды создание инфраструктуры в развивающихся регионах, установление ограничений на деятельность, конкурентов, осуществляющих монополистическую деятельность и иные действия, которые могут оказывать влияние на общие хозяйственные условия, в которых ведет деятельность организация» [6]. Согласно МСФО(IAS) 20 «Учет государственных, субсидий и раскрытие информации о государственной помощи», под государственной помощью подразумеваются «действия государства, направленные на обеспечение специфических экономических выгод для организаций, отвечающих определенным критериям. Государственная помощь не включает косвенные выгоды, предоставляемые посредством влияния на общие условия функционирования, например, создание инфраструктуры в развивающихся районах или установление торговых ограничений для конкурентов» [4].Таким образом, понятие «государственной помощи» в российском законодательстве, по сути, не отличается от его толкования вмеждународной практике.Бухгалтерский учет государственной помощи предполагает отражение в системе счетов бухгалтерского учета следующих операций:признание (принятие) бюджетных средств и других видов государственной помощи к бухгалтерскому учету и их оценка;использование (списание и др.) бюджетных средств и других видов государственной помощи;возврат бюджетных средств и других видов государственной помощи.Воснову организации учета государственной помощи должен быть положен, в качестве базового, принцип его ориентации на удовлетворение информационных потребностей широкого круга внутренних и внешних, в т.ч. международных, пользователей. Это обуславливает необходимость разработки новой научнообоснованной классификациигосударственной помощи, как объекта учетного наблюдения,в разрезе ее актуальных признаков, определяющих особенности признания ипорядок отражения на счетах бухгалтерского учета. Основными признаками учетной классификации государственной помощи выступают ее формы, цели, направления использования, источники финансирования. Рассмотрим их.Государственная помощь предоставляется организациям АПК, как правило,в форме: денежных средств (субсидиибезвозвратного и безвозмездного характера и бюджетные кредиты на возмездной и возвратной основе); ресурсов, отличных от денежных средств: земельных участков, природныхресурсов и другого имущества;прочей государственной помощи[1].В зависимости от целей финансирования и направлений использования, учитывая требования Соглашения ВТО по сельскому хозяйству (AgreementonAgriculture) от 15.04.1994г.[2], Соглашения «О единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства» от 09.12.2010г. Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана[3], МСФО (IAS)20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи»[4], МСФО (IAS)41 «Сельское хозяйство»[5], государственную помощь следует дифференцировать, на:

государственную помощь, связанную с финансированием капитальных вложений (покупка, строительство, приобретение внеоборотных активов (основных средств, нематериальных активов и др.)), кроме биологических активов;

государственную помощь, связанную с финансированием текущих расходов (на приобретение материальнопроизводственных запасов (кроме оборотных биологических активов) и др. расходы аналогичного характера);

государственную помощь, связанную с финансированием внеоборотных биологических активов (покупка и иные способыприобретения);

государственную помощь, связанную с финансированием оборотных биологических активов (покупка и иные способы приобретения);

государственную помощь, связанную с объемами производства сельскохозяйственной продукции;

государственную помощь, связанную с покрытием убытков (от стихийных бедствий и др. аналогичных явлений), понесенных в предыдущие годы (отчетные периоды);

государственную помощь, связанную с оказанием немедленной финансовой поддержки в связи с чрезвычайной ситуацией;

государственную помощь, связанную cограничением сельскохозяйственного производства;

государственную помощь, связанную с предоставлением услуг сельскому хозяйству (научные исследования, подготовка кадров, консультирование, инспектирование, маркетинговые услуги и т.д.).Источниками финансирования государственной помощи в настоящее время, являются: федеральный бюджет; региональный бюджет (бюджет субъекта); местный бюджет. Тем не менее, следует выделить ипрочие источники, в качестве которых могут выступать организации, в том числе национальные или международные, действующие от имени государства, подконтрольные государству и имеющие социальнозначимые цели, сходные с целями государства (негосударственные и внебюджетные фонды и др.).Учитывая соглашения РФ смеждународными организациями, требующие применения единых подходов к составу и структуре государственной помощи,еще одним важным признаком еёучетной классификации следует определитьстепеньеевлияния на производство и торговлю, согласно которойгосударственная помощь должна делиться на четыре группы:1) меры, не оказывающие или оказывающие минимальное искажение и принимаемые без ограничений «зеленая корзина», в которую включаются такие виды государственной помощи как проведение научных исследований вобласти сельского хозяйства, борьба с вредителями и болезнями и др.2) меры,направленные на ограничение перепроизводства и принимаемые без ограничений «голубая корзина»,в которую включаютсяпрямые выплаты по программам прекращения илиограничения сельскохозяйственного производства; 3) меры, оказывающие искажающее воздействие на производство и торговлю и подлежащие ограничению «желтая корзина», в которую включаютсявсе виды государственной помощи, не указанные в первых двух группах: компенсация затрат на приобретение оборотных и внеоборотных активов и др.;4) обязательства по экспортнымсубсидиям, к которым относятсяобязательства по сокращению бюджетных расходов на экспортные субсидии и по количественному сокращению объемов экспорта.Выделение новыхпризнаков учетной классификации государственной помощи расширяет объекты учетного наблюдения, что оказывает непосредственное влияние на организациюбухгалтерскогоучета государственной помощи.Новую учетную классификацию государственной помощи организациям АПК необходимо положить в основу построения номенклатуры субсчетови аналитических позиций синтетического счета 86 «Целевое финансирование», субсчета 1 «Государственная помощь» (таблица 1). Для системного ведения учета поступления, использования и возврата государственной помощи, аккумулирования и получения обобщенной информации для управления о разных ее формах и видах, рекомендуется к субсчету 1ого порядка «Государственная помощь» счета 86 «Целевое финансирование», открыть субсчета:2го порядка, позволяющие аккумулировать информацию о степени влиянияразных мер государственной помощи на производство и торговлюв условияхмеждународной интеграции и торговли (искажающее, менее искажающее и др.);3его порядка, позволяющие дифференцировать учетную информацию о государственной помощи по ее целям и направлениям деятельности организаций АПК;4го порядка, способствующего формировать информацию об объемах государственной помощи, поступающих изразных источников финансирования.Важно отметить, что в целях соответствия требованиям МСФО 41 «Сельское хозяйство»,в структуре субсчетов 3его порядка, выделена в качестве отдельных учетных объектовгосударственная помощь, связанная с финансированием внеоборотных (расширение основного стада, поддержка племенного животноводства и др.) и оборотных (приобретение молодняка животных и др.)биологических активов, что очень актуально для сельскохозяйственныхорганизаций.Аналитический учет государственной помощи в организациях АПК должен вестись в разрезе каждого еёвида [6].Таким образом, создается принципиально новаямодель счета, позволяющую аккумулировать учетную информацию о государственной помощи структуры, плоскости и объема, удовлетворяющих информационным потребностям пользователей в условиях ВТО и МСФО.

Таблица 1 Архитектоника синтетического счета 86 «Целевое финансирование» (фрагмент)Субсчет 1ого порядка «Государственная помощь»Субсчет 2ого порядкаСубсчет 3его порядкаСубсчет 4ого порядкаАналитикаСтепень влиянияна производство и торговлюЦели и направления деятельностиИсточники поступления

Виды помощи1. Меры, не искажающие или менее искажающие производство «зеленая корзина»1. Предоставление услуг сельскому хозяйству1.Федеральный бюджетПомощь на проведение научных исследований,борьбу с вредителями и болезнями и др. 2.Бюджет субъекта РФ3. Местный бюджет4.Прочие источники2. Покрытие убытков(от стихийных бедствий и т.д.), понесенных в предыдущие годы …Помощь в связи с засухойи др.

3. Немедленная финансовая поддержка в чрезвычайной ситуации…Оказание поддержки в чрезвычайной ситуации и др.2. Меры, ограничивающиеперепроизводство и принимаемые без ограничений «голубая корзина»1. Ограничения производствав сельском хозяйстве и отраслях АПК…Прямые выплаты по программам прекращения или ограничения с./х. прва 3.Меры, искажающиепроизводство «желтая корзина»



1. Приобретение (покупка, строительство и др.) внеоборотных активов (основных средств, нематериальных активов и др.), кроме внеоборотных биологических активов…Компенсация затрат на приобретение с./х. техники и оборудования и др.2.Приобретение (покупка и иные способы получения) внеоборотных биологических активов …Помощь на поддержку племенного животноводства и др. 3.Финансирование текущих расходов (приобретение материальнопроизводственных запасов (кроме оборотных биологических активов)и др.)…Компенсация затрат (или части затрат) на уплату процентов по кредитам и займам и др.4.Финансирование оборотных биологических активов (покупка и иные способы получения (приобретения))…Помощь на приобретение молодняка животных и др. 5.Финансирование, связанноес объемами производства и реализации сельскохозяйственной продукции…Выплаты на 1 литр реализованного молока и др.4. Обязательства по экспортным субсидиям1.Сокращение бюджетных расходов и объемов экспорта…Прямые субсидии на экспорт и др.Предложенные рекомендации по совершенствованию организационных основ бухгалтерского учета государственной помощи позволят приблизить учетную практику организаций АПК, в условиях международной интеграции, к требованиям ВТО и МСФО, и формировать информацию о государственной помощи, удовлетворяющую информационным потребностям разного рода рыночных пользователей, в т.ч., международных.

Ссылки на источники1.Прокофьева Н.В. Тенденции бухгалтерского учета государственной помощи // Международный сельскохозяйственный журнал. №6. 2011. С. 3334.2.Соглашение ВТО по сельскому хозяйству (AgreementonAgriculture) от 15.04.1994г.3.Соглашения «О единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства» от 09.12.2010г. Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана.4.Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 20 «Учет государственных, субсидий и раскрытие информации о государственной помощи».5.Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 41 «Сельское хозяйство».6.Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000, утвержденное ПриказомМинфина РФ от 16 октября 2000 г. № 92н.

Egorova Ekaterina Mikhailovna,doctor of economic Sciences, associate Professor, Volgograd state agricultural University, Volgogradegorowaem@yandex.ruNew accounting classification as the basis of the accounting of the state support to the organizations of the agroindustrial complex, from the positions of adaptation to WTOrequirements and IFRSAbstract.The article deals with urgent signs of accounting classification of thestate support to the organizations of the agroindustrial complex, due to WTO requirements and IFRS. A new model of creation of the subitem and analytical positions synthetic account for accounting of state aid.Key words:state aid; signs of accounting classification; the degree of impact of state aid on the production and trade; the model accounts.