Формирование духовно-нравственных ценностей у учащейся молодежи посредством изучения истории, восприятия и создания произведений изобразительного искусства на православную тематику
Международная
публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Саланкова
С.
Е.,
Бычкова
Н.
В.,
Массарова
Т.
Л. Формирование духовно-нравственных ценностей у учащейся молодежи посредством изучения истории, восприятия и создания произведений изобразительного искусства на православную тематику // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
431–435. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/54349.htm.
Аннотация. Статья посвящена поиску эффективных средств формирования духовно-нравственных ценностей у учащейся молодежи. Среди эффективных средств авторами выделено изучение основ православной культуры в рамках учебных дисциплин. Авторами статьи предложены эффективные методы и формы работы по формированию духовно-нравственных ценностей, среди которых – лекции-визуализации, эссе, исследовательские проекты и др.
Ключевые слова:
эссе, православная культура, духовно-нравственные ценности, уровни сформированности духовно-нравственных ценностей, лекция-визуализация, исследовательский проект.
Текст статьи
Бычкова Наталья Владимировна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры художественного образования,ФГБОУ ВПО «Брянский государственный университетимени академика И.Г.Петровского», г. Брянскbichckowanatalya@yandex.ru
Саланкова Светлана Евгеньевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры художественного образования,ФГБОУ ВПО «Брянский государственный университет имени академика И.Г.Петровского», г. Брянскsalankova32@mail.ru
Массарова Татьяна Леонидовна,старший преподаватель кафедры художественного образования,ФГБОУ ВПО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского»,г. Брянскlumirran@gmail.com
Формирование духовнонравственных ценностейу учащейся молодежи посредством изучения истории, восприятия и создания произведений изобразительного искусства на православную тематику
Аннотация. Статья посвящена поиску эффективных средств формирования духовнонравственных ценностей у учащейся молодежи. Среди эффективных средств, авторами выделено изучение основ православной культуры в рамках учебных дисциплин. Авторами статьи предложены эффективные методы и формы работы по формированию духовнонравственных ценностей, среди которых –лекциивизуализации, эссе, исследовательские проекты и др.Ключевые слова:духовнонравственные ценности, православная культура, уровни сформированности духовнонравственныхценностей, лекциявизуализация, эссе, исследовательский проект.
Россия страна великой культуры и высокой духовности. В последние годы много говорится о разрушенных идеалах, о падении нравственных устоев, утрате обществом существовавших ранее норм и принципов морали. Сегодня, наконецто, о проблеме духовнонравственного воспитания заговорили как о проблеме общенациональной.В современных условиях воспитание рассматриваетсякак целенаправленнаядеятельность, осуществляемаяв системе образования, ориентированнаяна создание условий для развития духовности на основе общечеловеческих ценностей,оказание учащимся помощи в нравственном становлении, создание условий для самореализации личности.Духовнонравственное воспитание –это такое направление духовного развития личности, ориентированное на позитивное и созидательное отношение личности к себе и к обществу в целом, при котором духовность и сила духа используется исключительно для принятия, утверждения и распространения нравственных принципов и идеалов[1]. Духовнонравственное воспитание невозможно представить без соответствующих базовых (духовнонравственных) ценностей. Эти ценности хранятся в социально исторических, культурных, семейных традициях, передаются от поколения к поколению и обеспечивают духовнонравственное воспитание общества в целом. К настоящему времени исследованы сущность и содержание понятий «духовность», «духовный мир», «нравственность». Истина, добро и красота являются составляющими философского определения понятия «духовность».Проблемой духовнонравственных развития личности занимались АндреевВ.И., Аминев Г.А.,АсмоловА.Г., Библер B.C., ВайцеховичВ.Э.,
ЗинченкоВ.П., Кандинский В.В., МухаметзяноваГ.В., Надеева М.И.,Кашин А.П., Старшинова Г.А.
и др.Источники нравственности и духовности содержатся в тех областях общественных отношений, деятельности и сознания, которые позволяют человеку противостоять разрушительному влиянию извне и продуктивно развивать своё сознание, жизнь, саму систему общественных отношений. К таковым источникам традиционно относят государство, народ с его традициями и устоями, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа и человечество в целом.Исходя из перечисленных источников нравственности и духовности, выделяют группу базовых духовнонравственных ценностей, к которым в частности относятся: 1)ценность человеческой жизни –проявление человеколюбия, терпимости, взаимопощи;2)ценность добра –проявление любви, сострадания и милосердия;3)ценность познания мира –стремление человека к постижению истины, действительности, ценность научного знания;4)ценность свободы выбора –проявление гражданской позициив рамках общественных установок, свободы совести и вероисповедания;5)ценность любви к Родине–проявление осознанного желания служить Отечеству, уважения к национальным традициям, толерантности;6)ценность семьи –понимание семьикакобщности родных и близких людей, в которой передаются язык, культурные традиции народа, осуществляется взаимопомощь и взаимоподдержка; 7)ценность природы –осознание себя частью природного мира, бережное отношение к природе как к среде обитания человека, как к источнику красоты и гармонии;8)ценность красоты –стремление к гармонии, совершенству, идеалу;9)ценность труда и творчества –стремление к созидательной деятельности, нацеленной на создание условий для реализации остальных ценностей. Диалектическая природа духовнонравственных ценностей состоит в том, что они, с одной стороны, сами строятся и формируются на основе нравственноэстетического идеала общества или образа желаемого будущего, а с другой –являются важным фактором формирования у личности этогоидеала и закалки воли, необходимой для борьбы за его торжество.Среди основных направлений формирования духовнонравственных ценностей у учащейся молодежи были выделены следующие:1. Воспитание нравственных качеств и самосознания:
формирование ценности человеческой жизни,
формирование ценности добра,
формирование ценности свободы выбора,
формирование ценности семьи,
формирование ценности красоты.2. Воспитание гражданственности, патриотизма:
формирование ценностилюбви к Родине.3. Формирование представлений о прекрасном, об эстетических идеалах и ценностях:
формирование ценности красоты,
формирование ценности труда и творчества. 4. Воспитание ценностного отношения к окружающему миру и природе:
формирование ценности природы,
формирование ценности красоты.5. Формирование ценностного отношения к семье и здоровому образу жизни:
формирование ценности человеческой жизни,
формирование ценности добра,
формирование ценности семьи. 6. Воспитание трудолюбия, творческого отношения кдеятельности:
формирование ценности познания мира,
формирование ценность труда и творчества.В процессе формирования духовнонравственных ценностей у учащейся молодежинеобходимо выделить следующие основные этапы:1) формирование побудительных мотивов к духовнонравственному воспитанию личности;2) обеспечение доступа к информации о духовнонравственной стороне личности;3) создание таких условий жизнедеятельности, которые будут способствовать принятию, утверждению и распространению духовнонравственных ценностей среди учащейся молодежи[2].Необходимо учитывать, что формирование духовнонравственных ценностей учащейся молодежиявляется сложным многосторонним социальным процессом, который затрагивает все сферы общественной жизнедеятельности. Основная часть методов должна быть ориентирована на юношество, а, следовательно, эти методы должны быть включены в образовательную программу вуза. Именно в молодом возрасте человек начинает переживать особые чувства, которые настраивают его на собственное духовное и нравственное развитие. Формирование духовнонравственных ценностей современной молодежи является глобальной проблемой всего общества в целом. Характерной чертой развития культуры в нашей стране за последние годы стало возвращение к её традиционным основам, в том числе религиознодуховным. Это явление не случайно и вызвано многими причинами, в частности тревожной социокультурной ситуацией сегодняшнего дня. В настоящее время наблюдается тенденция к восстановлению храмов, возрождения традиции церковного пения, иконописи, православной культуры. Изобразительное искусство является одним из средств духовнонравственного воспитания современного обучающегося[3]. Приобщение к искусству является обязательным условием формирования духовнонравственных качеств личности. Искусство представляется тем пластом современного творчества, при помощи которого возможно действенное решение многих воспитательных задач, например, формирование духовнонравственной культуры. Духовное искусство призывает человека к красоте мыслей, чувств, поступков, к внутренней дисциплине и гармонии с самим собой, с окружающим миром. Среди наиболее эффективных путей формирования духовнонравственных ценностей у молодежи необходимо выделить изучение основ православной культуры,как в рамках учебных дисциплин, так и в процессе организации их самостоятельной творческой работы [4].Православие является объединяющей основой для культур православных дружественных славянских государств (России, Украины и Белоруссии). Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, в своем выступлении от 27 июля 2013 года, подчеркивал идею о том, что народы славянских государств являются преемниками крещения в святой днепровской купели. «Мы стоим на святом месте: Владимирская горка —это как бы символ нашего общего духовного истока, это символ Православия на земле нашей, символ тех духовных ценностей, которые мы приняли вместе с крещением». Один из самых ярких православных богословов нашего времени, профессор Московской Духовной Академии А.И.Осипов в своих трудах огромное внимание уделяет вопросам формирования духовнонравственных ценностей в обществе. О сохранении и преемственности традиций православия, утверждения добра и красоты подчёркивает в своих публичных выступлениях диакон Андрей Кураев.В истории духовной жизни общества религия может и должна рассматриваться не только как господствующая тысячелетиями система взглядов, выражающая интересы определённых классов, но и как способ исторически ограниченного, ненаучного, однако основанного на конкретном жизненном опыте познания человеком самого себя и окружающего мира, как основа определённой ценностной организации своего «Я» с ответами на «вечные» вопросы о смысле жизни, счастье, добре и зле, смерти.Целью данногоисследованияявляется поискэффективных путей формирования духовнонравственных ценностей у учащейся молодежи средствамиизучения основ православной культурыв ходе учебных дисциплин. Среди эффективных средств, способствующих повышению уровня сформированности духовнонравственных ценностей, выступают: 1) изучение истории возникновения и развития православия, памятников православной культуры славянских государств (России, Украины, Белоруссии), 2) восприятие произведений изобразительного искусства на православную тематику;
3) создание произведений изобразительного искусства, через которые студенты факультета технологии и дизайна выражают свое отношение и видение православных святынь и памятников братских народов.В рамках данного исследованиястудентамифакультета технологии и дизайна Брянского государственного университетаосуществляется изучение истории формирования православной культуры на территории славянских государств, возникновение архитектурных памятников православия, поиск их общих черт и особенностей.Исследование направленона изучение взаимосвязи и взаимопроникновение основ культур дружественных государств, чтоспособствуетоптимизации процесса формирования православной культуры у молодежи. В ходе исследования на констатирующем этапе проводилась диагностика уровня сформированности духовнонравственных ценностей у учащейся молодежиспециальности «Изобразительное искусство» на протяжении 2011
2013гг. Для диагностики уровня сформированности духовнонравственных ценностейбыло проведено анкетирование. В качестве показателейбыли взяты следующие ценности:
ценность человеческой жизни;
ценность добра;
ценность познания мира;
ценность свободы выбора;
ценность любви к Родине;
ценность семьи;
ценность природы;
ценность красоты;
ценность труда и творчества. С помощью анкетирования было выявлено, что на высоком уровне сформированности духовнонравственных ценностей находилось 46% учащейся молодежи, на среднем уровне –43%, на низком –9%. На этапе формирующего эксперимента в качестве эффективных методов формирования духовнонравственных ценностей были использованы:1. Лекциивизуализации. В процессе лекций студентовзнакомили с произведениями православной тематики с раскрытием смысла и идеи художественного произведения. При этом на отдельных занятиях ониучились анализировать идейнонравственное содержание произведений, определять выразительные средства воплощения духовности и нравственного начала.2. Эссе. По окончании изучения блоков материала по истории искусства обучающимсяпредлагалось выполнение эссе, задачей которого было проанализировать вклад русских художников различных периодов в формирование духовности общества. 3. Исследовательские проекты. По итогам учебной практики обучающимсяпредлагалось выполнить исследовательский проект, направленный на изучение памятника православной культуры, и творческую работу, включающую наброски, эскизы, этюды, являющиеся подготовительным материалом для будущей дипломной работы. На контрольнооценочном этапе, проводимом входе учебной практики, проходящей по местам православных памятников, студентами, при предварительном изучении литературы, под руководством преподавателей и священнослужителей осуществлялся анализ памятников православной культуры с обоснованием выводов о взаимосвязи и взаимопроникновении культуры славянских государств.По итогам практики студенты выполняли творческие работы,публикации на православную тематику, в которых было отражено отношение учащейся молодежи к православным святынями выступили с докладами на конференции«Пути повышения православной культуры у современной молодежи средствами изобразительного искусства».
Результатом исследования являлись выставки творческих работ, выполненных студентами факультета технологии и дизайна, в которых отражено их отношение к православной культуре дружественных государств. Проведенные выставки воспитывают у учащейся молодежи готовность к переменам, развивая такие качества, как информационность, мобильность, конструктивность, умение учиться. А подлинным критерием качества знаний и умений, полученных в высшем образовательном учреждении, является успешность их применения при решении практических задач с использованием инновационных технологий, то есть специализированного набора методов и средств, поддерживающих этапы реализации нововведения [5].По итогам проведенныхмероприятий в ходе учебных дисциплин и учебной практики(пленэра) было отмечено положительное влияние изучения основ православной культуры на формирование духовнонравственных ценностей учащейся молодежи. Количество учащейся молодежис высоким уровнемдуховнонравственных ценностейвыросло до 84%, со средним изменилось до 16%.
Полученные результаты подтвердили предположение о том, что изучение основ православной культуры является эффективным средством формирования духовнонравственных ценностей у молодежи.Духовнонравственное воспитание действительно занимает важное место во всей системе российского образования на всех его этапах, так как за ним стоит не только развитие нравственных качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения.Воздействие духовнонравственныхявлений и искусства на личность может проходить как целенаправленно, так и спонтанно. В этом процессе огромную роль играет изучение православных традиций, памятников православной культуры,чтообладает большим эмоциональным потенциалом. Именно сила эмоционального воздействия является путем проникновения в сознаниемолодежи, и средством формирования духовных качеств личности.
Ссылки на источники1. Бычкова Н.В. Духовнонравственное воспитание личности средствами изобразительного искусства (Учебное пособие). –Брянск: Издательство «Ладомир», 20122. Бычкова Н.В.Формирование духовнонравственных ценностей у школьников на уроках изобразительного искусства. Проблемы современного образования (статья). Материалы II Международной научнопрактической конференции 1011 сентября 2011 года. –Пенза –Улан –Удэ –Ереван: ООО Научноиздательский центр «Социосфера», 20113. Бычкова Н.В., Волков В.В. Изобразительное искусство как средство формирование духовнонравственной культуры личности (статья). –Новосибирск: Издательство «НГТО» 2012/4. Массарова Т.Л. Организация самостоятельной работы учащейся молодежи в контекстекомпетентностного подхода. Педагогика искусства: сборник научных трудов преподавателей кафедры художественного образования, Брянск: Издво «Курсив», Брянск, 2011, С. 207 –218.5. Саланкова С.Е. Инновационные технологии в контексте реализации стандартов нового поколения (статья). Технологическое образование и устойчивое развитие региона: сборник научных трудов Международной научнопрактической конференции: в 3 частях / Под ред. В.В. Крашенинникова. –Новосибирск: Изд. НГПУ, 2012. –Ч.2 –272 с. ISBN 9785859219407
BychkovaNatalyaVladimirovna,Ph.D., Associate Professor of Art Education’s Department of Federal State Educational Institution of High Professional Education “Bryansk State University”, Bryansk city. bichckowanatalya@yandex.ruMassarova Tatyana Leonidovna,Senior lecturer of Art Education’s Department of Federal State Educational Institution of High Professional Education “Bryansk State University”, Bryansk city. lumirran@gmail.comSalankova Svetlana EvgenievnaPh.D., Associate Professor of Art Education’s Department of Federal State Educational Institution of High Professional Education “Bryansk State University”, Bryansk city. salankova32@mail.ruFormation of moral values in students through the study of history, perception and creation art works on Orthodox theme.Abstract. The article is devoted to finding effective means of shaping the spiritual and moral values of students. Among effective methods, authors identified learning the basics of Orthodox culture in academic disciplines.The authors proposed effective methods and forms of work on the formation ofspiritual and moral values, including lectures visualization, essays, research projects, etc. Keywords: spiritual and moral values, Orthodox culture, the levels of formation of spiritual and moral values, lecturevisualization, essays, research project.
Саланкова Светлана Евгеньевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры художественного образования,ФГБОУ ВПО «Брянский государственный университет имени академика И.Г.Петровского», г. Брянскsalankova32@mail.ru
Массарова Татьяна Леонидовна,старший преподаватель кафедры художественного образования,ФГБОУ ВПО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского»,г. Брянскlumirran@gmail.com
Формирование духовнонравственных ценностейу учащейся молодежи посредством изучения истории, восприятия и создания произведений изобразительного искусства на православную тематику
Аннотация. Статья посвящена поиску эффективных средств формирования духовнонравственных ценностей у учащейся молодежи. Среди эффективных средств, авторами выделено изучение основ православной культуры в рамках учебных дисциплин. Авторами статьи предложены эффективные методы и формы работы по формированию духовнонравственных ценностей, среди которых –лекциивизуализации, эссе, исследовательские проекты и др.Ключевые слова:духовнонравственные ценности, православная культура, уровни сформированности духовнонравственныхценностей, лекциявизуализация, эссе, исследовательский проект.
Россия страна великой культуры и высокой духовности. В последние годы много говорится о разрушенных идеалах, о падении нравственных устоев, утрате обществом существовавших ранее норм и принципов морали. Сегодня, наконецто, о проблеме духовнонравственного воспитания заговорили как о проблеме общенациональной.В современных условиях воспитание рассматриваетсякак целенаправленнаядеятельность, осуществляемаяв системе образования, ориентированнаяна создание условий для развития духовности на основе общечеловеческих ценностей,оказание учащимся помощи в нравственном становлении, создание условий для самореализации личности.Духовнонравственное воспитание –это такое направление духовного развития личности, ориентированное на позитивное и созидательное отношение личности к себе и к обществу в целом, при котором духовность и сила духа используется исключительно для принятия, утверждения и распространения нравственных принципов и идеалов[1]. Духовнонравственное воспитание невозможно представить без соответствующих базовых (духовнонравственных) ценностей. Эти ценности хранятся в социально исторических, культурных, семейных традициях, передаются от поколения к поколению и обеспечивают духовнонравственное воспитание общества в целом. К настоящему времени исследованы сущность и содержание понятий «духовность», «духовный мир», «нравственность». Истина, добро и красота являются составляющими философского определения понятия «духовность».Проблемой духовнонравственных развития личности занимались АндреевВ.И., Аминев Г.А.,АсмоловА.Г., Библер B.C., ВайцеховичВ.Э.,
ЗинченкоВ.П., Кандинский В.В., МухаметзяноваГ.В., Надеева М.И.,Кашин А.П., Старшинова Г.А.
и др.Источники нравственности и духовности содержатся в тех областях общественных отношений, деятельности и сознания, которые позволяют человеку противостоять разрушительному влиянию извне и продуктивно развивать своё сознание, жизнь, саму систему общественных отношений. К таковым источникам традиционно относят государство, народ с его традициями и устоями, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа и человечество в целом.Исходя из перечисленных источников нравственности и духовности, выделяют группу базовых духовнонравственных ценностей, к которым в частности относятся: 1)ценность человеческой жизни –проявление человеколюбия, терпимости, взаимопощи;2)ценность добра –проявление любви, сострадания и милосердия;3)ценность познания мира –стремление человека к постижению истины, действительности, ценность научного знания;4)ценность свободы выбора –проявление гражданской позициив рамках общественных установок, свободы совести и вероисповедания;5)ценность любви к Родине–проявление осознанного желания служить Отечеству, уважения к национальным традициям, толерантности;6)ценность семьи –понимание семьикакобщности родных и близких людей, в которой передаются язык, культурные традиции народа, осуществляется взаимопомощь и взаимоподдержка; 7)ценность природы –осознание себя частью природного мира, бережное отношение к природе как к среде обитания человека, как к источнику красоты и гармонии;8)ценность красоты –стремление к гармонии, совершенству, идеалу;9)ценность труда и творчества –стремление к созидательной деятельности, нацеленной на создание условий для реализации остальных ценностей. Диалектическая природа духовнонравственных ценностей состоит в том, что они, с одной стороны, сами строятся и формируются на основе нравственноэстетического идеала общества или образа желаемого будущего, а с другой –являются важным фактором формирования у личности этогоидеала и закалки воли, необходимой для борьбы за его торжество.Среди основных направлений формирования духовнонравственных ценностей у учащейся молодежи были выделены следующие:1. Воспитание нравственных качеств и самосознания:
формирование ценности человеческой жизни,
формирование ценности добра,
формирование ценности свободы выбора,
формирование ценности семьи,
формирование ценности красоты.2. Воспитание гражданственности, патриотизма:
формирование ценностилюбви к Родине.3. Формирование представлений о прекрасном, об эстетических идеалах и ценностях:
формирование ценности красоты,
формирование ценности труда и творчества. 4. Воспитание ценностного отношения к окружающему миру и природе:
формирование ценности природы,
формирование ценности красоты.5. Формирование ценностного отношения к семье и здоровому образу жизни:
формирование ценности человеческой жизни,
формирование ценности добра,
формирование ценности семьи. 6. Воспитание трудолюбия, творческого отношения кдеятельности:
формирование ценности познания мира,
формирование ценность труда и творчества.В процессе формирования духовнонравственных ценностей у учащейся молодежинеобходимо выделить следующие основные этапы:1) формирование побудительных мотивов к духовнонравственному воспитанию личности;2) обеспечение доступа к информации о духовнонравственной стороне личности;3) создание таких условий жизнедеятельности, которые будут способствовать принятию, утверждению и распространению духовнонравственных ценностей среди учащейся молодежи[2].Необходимо учитывать, что формирование духовнонравственных ценностей учащейся молодежиявляется сложным многосторонним социальным процессом, который затрагивает все сферы общественной жизнедеятельности. Основная часть методов должна быть ориентирована на юношество, а, следовательно, эти методы должны быть включены в образовательную программу вуза. Именно в молодом возрасте человек начинает переживать особые чувства, которые настраивают его на собственное духовное и нравственное развитие. Формирование духовнонравственных ценностей современной молодежи является глобальной проблемой всего общества в целом. Характерной чертой развития культуры в нашей стране за последние годы стало возвращение к её традиционным основам, в том числе религиознодуховным. Это явление не случайно и вызвано многими причинами, в частности тревожной социокультурной ситуацией сегодняшнего дня. В настоящее время наблюдается тенденция к восстановлению храмов, возрождения традиции церковного пения, иконописи, православной культуры. Изобразительное искусство является одним из средств духовнонравственного воспитания современного обучающегося[3]. Приобщение к искусству является обязательным условием формирования духовнонравственных качеств личности. Искусство представляется тем пластом современного творчества, при помощи которого возможно действенное решение многих воспитательных задач, например, формирование духовнонравственной культуры. Духовное искусство призывает человека к красоте мыслей, чувств, поступков, к внутренней дисциплине и гармонии с самим собой, с окружающим миром. Среди наиболее эффективных путей формирования духовнонравственных ценностей у молодежи необходимо выделить изучение основ православной культуры,как в рамках учебных дисциплин, так и в процессе организации их самостоятельной творческой работы [4].Православие является объединяющей основой для культур православных дружественных славянских государств (России, Украины и Белоруссии). Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, в своем выступлении от 27 июля 2013 года, подчеркивал идею о том, что народы славянских государств являются преемниками крещения в святой днепровской купели. «Мы стоим на святом месте: Владимирская горка —это как бы символ нашего общего духовного истока, это символ Православия на земле нашей, символ тех духовных ценностей, которые мы приняли вместе с крещением». Один из самых ярких православных богословов нашего времени, профессор Московской Духовной Академии А.И.Осипов в своих трудах огромное внимание уделяет вопросам формирования духовнонравственных ценностей в обществе. О сохранении и преемственности традиций православия, утверждения добра и красоты подчёркивает в своих публичных выступлениях диакон Андрей Кураев.В истории духовной жизни общества религия может и должна рассматриваться не только как господствующая тысячелетиями система взглядов, выражающая интересы определённых классов, но и как способ исторически ограниченного, ненаучного, однако основанного на конкретном жизненном опыте познания человеком самого себя и окружающего мира, как основа определённой ценностной организации своего «Я» с ответами на «вечные» вопросы о смысле жизни, счастье, добре и зле, смерти.Целью данногоисследованияявляется поискэффективных путей формирования духовнонравственных ценностей у учащейся молодежи средствамиизучения основ православной культурыв ходе учебных дисциплин. Среди эффективных средств, способствующих повышению уровня сформированности духовнонравственных ценностей, выступают: 1) изучение истории возникновения и развития православия, памятников православной культуры славянских государств (России, Украины, Белоруссии), 2) восприятие произведений изобразительного искусства на православную тематику;
3) создание произведений изобразительного искусства, через которые студенты факультета технологии и дизайна выражают свое отношение и видение православных святынь и памятников братских народов.В рамках данного исследованиястудентамифакультета технологии и дизайна Брянского государственного университетаосуществляется изучение истории формирования православной культуры на территории славянских государств, возникновение архитектурных памятников православия, поиск их общих черт и особенностей.Исследование направленона изучение взаимосвязи и взаимопроникновение основ культур дружественных государств, чтоспособствуетоптимизации процесса формирования православной культуры у молодежи. В ходе исследования на констатирующем этапе проводилась диагностика уровня сформированности духовнонравственных ценностей у учащейся молодежиспециальности «Изобразительное искусство» на протяжении 2011
2013гг. Для диагностики уровня сформированности духовнонравственных ценностейбыло проведено анкетирование. В качестве показателейбыли взяты следующие ценности:
ценность человеческой жизни;
ценность добра;
ценность познания мира;
ценность свободы выбора;
ценность любви к Родине;
ценность семьи;
ценность природы;
ценность красоты;
ценность труда и творчества. С помощью анкетирования было выявлено, что на высоком уровне сформированности духовнонравственных ценностей находилось 46% учащейся молодежи, на среднем уровне –43%, на низком –9%. На этапе формирующего эксперимента в качестве эффективных методов формирования духовнонравственных ценностей были использованы:1. Лекциивизуализации. В процессе лекций студентовзнакомили с произведениями православной тематики с раскрытием смысла и идеи художественного произведения. При этом на отдельных занятиях ониучились анализировать идейнонравственное содержание произведений, определять выразительные средства воплощения духовности и нравственного начала.2. Эссе. По окончании изучения блоков материала по истории искусства обучающимсяпредлагалось выполнение эссе, задачей которого было проанализировать вклад русских художников различных периодов в формирование духовности общества. 3. Исследовательские проекты. По итогам учебной практики обучающимсяпредлагалось выполнить исследовательский проект, направленный на изучение памятника православной культуры, и творческую работу, включающую наброски, эскизы, этюды, являющиеся подготовительным материалом для будущей дипломной работы. На контрольнооценочном этапе, проводимом входе учебной практики, проходящей по местам православных памятников, студентами, при предварительном изучении литературы, под руководством преподавателей и священнослужителей осуществлялся анализ памятников православной культуры с обоснованием выводов о взаимосвязи и взаимопроникновении культуры славянских государств.По итогам практики студенты выполняли творческие работы,публикации на православную тематику, в которых было отражено отношение учащейся молодежи к православным святынями выступили с докладами на конференции«Пути повышения православной культуры у современной молодежи средствами изобразительного искусства».
Результатом исследования являлись выставки творческих работ, выполненных студентами факультета технологии и дизайна, в которых отражено их отношение к православной культуре дружественных государств. Проведенные выставки воспитывают у учащейся молодежи готовность к переменам, развивая такие качества, как информационность, мобильность, конструктивность, умение учиться. А подлинным критерием качества знаний и умений, полученных в высшем образовательном учреждении, является успешность их применения при решении практических задач с использованием инновационных технологий, то есть специализированного набора методов и средств, поддерживающих этапы реализации нововведения [5].По итогам проведенныхмероприятий в ходе учебных дисциплин и учебной практики(пленэра) было отмечено положительное влияние изучения основ православной культуры на формирование духовнонравственных ценностей учащейся молодежи. Количество учащейся молодежис высоким уровнемдуховнонравственных ценностейвыросло до 84%, со средним изменилось до 16%.
Полученные результаты подтвердили предположение о том, что изучение основ православной культуры является эффективным средством формирования духовнонравственных ценностей у молодежи.Духовнонравственное воспитание действительно занимает важное место во всей системе российского образования на всех его этапах, так как за ним стоит не только развитие нравственных качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения.Воздействие духовнонравственныхявлений и искусства на личность может проходить как целенаправленно, так и спонтанно. В этом процессе огромную роль играет изучение православных традиций, памятников православной культуры,чтообладает большим эмоциональным потенциалом. Именно сила эмоционального воздействия является путем проникновения в сознаниемолодежи, и средством формирования духовных качеств личности.
Ссылки на источники1. Бычкова Н.В. Духовнонравственное воспитание личности средствами изобразительного искусства (Учебное пособие). –Брянск: Издательство «Ладомир», 20122. Бычкова Н.В.Формирование духовнонравственных ценностей у школьников на уроках изобразительного искусства. Проблемы современного образования (статья). Материалы II Международной научнопрактической конференции 1011 сентября 2011 года. –Пенза –Улан –Удэ –Ереван: ООО Научноиздательский центр «Социосфера», 20113. Бычкова Н.В., Волков В.В. Изобразительное искусство как средство формирование духовнонравственной культуры личности (статья). –Новосибирск: Издательство «НГТО» 2012/4. Массарова Т.Л. Организация самостоятельной работы учащейся молодежи в контекстекомпетентностного подхода. Педагогика искусства: сборник научных трудов преподавателей кафедры художественного образования, Брянск: Издво «Курсив», Брянск, 2011, С. 207 –218.5. Саланкова С.Е. Инновационные технологии в контексте реализации стандартов нового поколения (статья). Технологическое образование и устойчивое развитие региона: сборник научных трудов Международной научнопрактической конференции: в 3 частях / Под ред. В.В. Крашенинникова. –Новосибирск: Изд. НГПУ, 2012. –Ч.2 –272 с. ISBN 9785859219407
BychkovaNatalyaVladimirovna,Ph.D., Associate Professor of Art Education’s Department of Federal State Educational Institution of High Professional Education “Bryansk State University”, Bryansk city. bichckowanatalya@yandex.ruMassarova Tatyana Leonidovna,Senior lecturer of Art Education’s Department of Federal State Educational Institution of High Professional Education “Bryansk State University”, Bryansk city. lumirran@gmail.comSalankova Svetlana EvgenievnaPh.D., Associate Professor of Art Education’s Department of Federal State Educational Institution of High Professional Education “Bryansk State University”, Bryansk city. salankova32@mail.ruFormation of moral values in students through the study of history, perception and creation art works on Orthodox theme.Abstract. The article is devoted to finding effective means of shaping the spiritual and moral values of students. Among effective methods, authors identified learning the basics of Orthodox culture in academic disciplines.The authors proposed effective methods and forms of work on the formation ofspiritual and moral values, including lectures visualization, essays, research projects, etc. Keywords: spiritual and moral values, Orthodox culture, the levels of formation of spiritual and moral values, lecturevisualization, essays, research project.