Особенности российской системы пенсионного обеспечения: региональный аспект
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Каспарьянц
Н.
М. Особенности российской системы пенсионного обеспечения: региональный аспект // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
456–460. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/54355.htm.
Аннотация. Рассмотрены особенности российской системы пенсионного обеспечения, составные части пенсионной системы, основные черты, источники формирования внебюджетного пенсионного фонда, выполнение обязательств по пенсионному обеспечению населения в регионе.
Ключевые слова:
пенсионная система, социальные страховые платежи, пенсионное страхование, государственное пенсионное обеспечение
Текст статьи
Каспарьянц Надежда Михайловна,кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры экономики и менеджмента,филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» в г. Армавире, г. Армавирignatenko59@mail.ru
Особенности российской системы пенсионного обеспечения: региональный аспект
Аннотация:Рассмотрены особенности российской системыпенсионного обеспечения, составные части пенсионной системы, основные черты источники формирования внебюджетного пенсионного фонда, выполнение обязательств по пенсионному обеспечению населения в регионе.Ключевые слова:пенсионная система,пенсионное страхование, социальные страховые платежи, государственное пенсионное обеспечение.
Современная российская система пенсионного обеспечения была сформирована в ходе пенсионной реформы, начатой в 2002 г., основные черты которой получили законодательное закрепление в ряде федеральных законов России: «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и др.Российская пенсионная система в своем формировании и развитии опирается на известные модели мировых пенсионных систем.Первоначально на этапе построения российской пенсионной системы некоторые теоретики полагали, что она должна строиться только на страховых принципах, минимизируя, тем самым, роль государства в этой сфере. Но сделать это при нынешних: уровне заработной платы большинства работников, численности занятого в экономике населения, страховом тарифе на обязательное пенсионное страхование, а также исходя из численности пенсионеров, установленного возраста выхода на пенсию, пенсионная система оказывается в состоянии финансовой необеспеченности. Поэтому финансирование, построенное на страховых принципах в том виде, как оно существует сейчас, неизбежно должно будет дополняться бюджетным финансированием.По прогнозным оценкам Министерства экономического развития России до 2020 года, объем средств федерального бюджета, направляемый на покрытие дефицита пенсионной системы, оценивается в размере 3,6% ВВП[1].Поданным Минфина, дефицит бюджета ПФР в 2010 г. составил 1,3 трлн. р. (около 2,9% ВВП), в2011г. —1,8% ВВП, в 2012 г. —3% ВВП, то есть40% всех расходов Пенсионного фонда.Отсутствие в стране доктрины формирования институтов социального страхования как единого целого, органически связанного с системой заработной платы, демографической политикой и политикой на рынке труда[2], приводит к непоследовательным, а порой противоречивым шагам в социальной политике в области пенсионного обеспечения.Важно подчеркнуть, что совокупный объем страховых финансовых ресурсов ПФР, Фонда социального страхования и фондов обязательного медицинского страхования составляет всего около 8% ВВП. Как следствие, низкие пенсии у большинства пенсионеров (в основной своей массе 3035% и ниже, от размера предшествующей заработной платы). Во многом столь низкий размер страхового возмещения объясняется заниженным объемом расходов на заработную плату, которая является базой начисления страховых взносов —всего 24% ВВП.Если говорить в целом о финансировании пенсионной системы из федерального бюджета, то можно сравнить следующие показатели: в советское время на финансовое обеспечение пенсионной системы тратилось до 15% ВВП. Сегодня финансирование пенсионной системы из федерального бюджета увеличивается, но не достигло еще советского уровня. Так в Российской Федерации в 2012 г. объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию расходных обязательств Пенсионного фонда составил 4,1% ВВП, а по прогнозным оценкам в 2013 г. —4,6% ВВП[3].Российская модель пенсионной системы предполагает соединение распределительных и накопительных принципов. Преимуществом сложившихся крупных распределительных пенсионных систем, основанных на текущем финансировании, является возможность начать выплату пенсий незамедлительно (не требуется времени для накоплений). При этом размеры пенсий не зависят от результатов функционирования финансовых рынков и деятельности руководства пенсионных фондов. Финансируемые таким образом пенсии обеспечивают более надежную защиту и более высокую норму замещения (отношения пенсии к заработной плате) для лиц с невысокой заработной платой, то есть внутрипоколенческое перераспределение доходов от высокооплачиваемых к низкооплачиваемым.Однако на определенных этапах экономического и социального развития данная система, существующая в нашей стране, да и в ряде других стран, стала давать сбой, ставя под угрозу все существующее пенсионное обеспечение. Среди причин —демографические, детерминирующие необходимость реформирования пенсионного обеспечения в развитых странах: увеличение числа пенсионеров и уменьшение количества трудоспособного населения.Очевидно, что уменьшение числа работающего населения не могло не вызвать проблем с финансовым обеспечением пенсионных выплат. Причем прогнозируемые темпы изменений впечатляют: доля пожилых, составлявшая в России в 2008 г. 300 чел. на 1000 трудоспособных, возрастет в 2015 г. до 350 чел. на1000 трудоспособных, а к 2025 г. это соотношение составит 400:1000[4]. Сегодня соотношение получателей трудовых пенсий, приходящихся на 1 наемного работника, составляет 0,76. Через десять лет оно повысится до 0,89, а к 2031 г. на одного наемного работникабудет приходится 1 пенсионер[5].При существовании распределительной системы значительное финансовое бремя ложится на государство. Распределительная пенсионная система зависит от общего состояния бюджета. В большинстве стран осознают необходимость перехода от государственных распределительных схем, основанных на массовом коллективном страховании и принципе солидарности поколений, к системам накопительным, построенным на принципах личной ответственности гражданина за свое пенсионное обеспечение и на капитализации тех средств, которые он вносит на индивидуальные пенсионные счета. Одновременно, анализируя накопительную модель пенсионной системы, также становится очевидно, что ее функционирование заключает в себе многочисленные риски (участники системы несут полную ответственность за все ее провалы, государство при этом ограничивает свою роль лишь гарантией минимального размера пенсии и пр.).Созданная в России модель пенсионной системы включает в себя и распределительные, и накопительные элементы (хотя те, кто старше 1967 г. рождения, в накопительной системе не участвуют).Итак, составными частями российской пенсионной системы являются:—государственное пенсионное обеспечение;—обязательное пенсионное страхование;—негосударственное пенсионное обеспечение(страхование).Современное пенсионное обеспечение находится в совместном ведении федеральных органов власти и субъектов Федерации. Долгосрочной тенденцией в решении социальных проблем в настоящее время является разграничение полномочий между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления и разделение функций между центральными органами власти и субъектами Федерации в осуществлении социальной политики и, в частности, в сфере пенсионного обеспечения. Кроме того, основнаяцель указанной политики —выравнивание базовых показателей развития социальной сферы во всех регионах России.На основе анализа структуры социальных расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, в том числе и на пенсионное обеспечение, можно выделить несколько типов российских регионов, а также оценить долю каждого типа среди всех субъектов:1. Вынужденный «социальный максимум» (20% регионов) —в основном регионы Севера и Востока с высокой стоимостью бюджетных услуг и некоторые области Центра с большойсоциальной нагрузкой; все они отличаются пониженной бюджетной обеспеченностью, что вынуждает расходовать до 80% средств их бюджета на социальные цели.2. Социальноориентированные (10%) —Москва и Московская область, ХМАО, СанктПетербург и др.; при высоком уровне региональных доходов значительные средства тратятся на социальные цели; это, регионыдоноры.3. «Середина» (60% регионов) —достаточно условный тип с менее выраженными различиями, не позволяющими выделить приоритеты бюджетной политики региональных властей.4. «Получатели пособий» —республики Северного Кавказа с максимальной долей расходов на социальную политику (в основном это выплаты пособий) при пониженной доле всех других социальных расходов (5% регионов).5. Регионы с высокими бюджетными расходами и несоциальноориентированными бюджетами (5% регионов) —получающие достаточно высокие бюджетные доходы, но не имеющие повышенных расходов на социальные цели.Центральным вопросом межбюджетных отношений в стране является выравнивание финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении субъектов Российской Федерации. Территориальные различия в размещении и структуре отраслей экономики связано со сверхвысокой концентрацией основной массы промышленного производства, финансовых возможностей налогоплательщиков вограниченном числе регионов страны, что приводит к высокой дифференциации в налоговой базе регионов.Что касается продвижения в достижении финансовой самодостаточности субъектов Федерации, то оно особо не просматривалось ни в 2008 г., ни в периоде до 2010г., что видно из пропорций в соотношении между расходами федерального бюджета и бюджетами других уровней. В 20082009 гг. это соотношение сложилось в пропорции 56:44 в пользу федерального бюджета против 50:50, установленных ранее Бюджетным кодексом Российской Федерации. Проводимая в настоящее время политика в данной области заключается в том, чтобы объем трансфертов государственным внебюджетным фондам рос намного быстрее величины трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации[6]. Бюджет Пенсионного фонда возрастает и фактическое исполнение его за 2012 г. по доходам оценивается в 5,89 трл.р. (9,6% ВВП) и по расходам —в 5,45 трл. р. (8,9% ВВП). В бюджет Пенсионного фонда федеральный бюджет перечисляет существенные межбюджетные трансферты: в 2012 г. —2,85 трл. р.[7]. Из них 1,0 трл. р. —это средства, перечисляемые на покрытие дефицита фонда. Доля межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации в расходах федерального бюджета будет устойчиво снижаться (с 14,4% в 2007 г. до 10,8% в 2010 г.). Как уже отмечалось, современная российская пенсионная система в качестве одной из составляющих включает в себя государственное пенсионное обеспечение. Источником выплат пенсий в системе государственного пенсионного обеспеченияявляются общие налоговые и другие поступления в федеральный бюджет. Бюджеты других уровней для предоставления пенсий в соответствии с указанным Законом использоваться не должны.
По состоянию на 31 декабря 2012 г. в России пенсии по государственному пенсионному обеспечению получают 3327,4 тыс.человек (8,2% от общего числа пенсионеров)[8]. Численность пенсионеров, включенных в систему государственного пенсионного обеспечения по Краснодарскому краю на 01.01.2013 г. —100,0 тыс.чел., что составляет примерно 6,7% от общего числа пенсионеров (немного ниже показателя общефедерального уровня) края»[9].Таблица 1Численность пенсионеров, включенных в систему государственного пенсионного обеспечения по Краснодарскому краю[10]
2005200620072008200920102011
2012Численность пенсионеров, тыс. человек61,7 66,6 72,1 80,0 81,588,190,4
93,0за выслугу лет
социальные61,466,371,779,580,787,289,4
91,8госслужащие, получающие пенсии по старости и за выслугу лет 0,30,30,40,50,80,91,0
1,2Наибольший удельный вес среди пенсионеров, получающих пенсии по государственному пенсионному обеспечению, составляют пенсионеры ─ получатели социальных пенсий —91,8 тыс.чел. или 91,8% (численность получателей социальных пенсий в 2008 г. составляла 79,5 тыс. чел.). Увеличение числа лиц, получающих социальную пенсию, вызвано переходом в данную категорию лиц из числа получателей трудовой пенсии по случаю потери кормильца. Удельный вес пенсионеров, пострадавших вследствие радиационных и техногенных катастроф —4,8%, пенсионероввоеннослужащих и членов их семей —2,2% и пенсионеровгосслужащих —1,2%.Действующее законодательство предусматривает возможность, помимо рассматриваемых федеральных пенсионных обязательств, осуществлять дополнительные (необязательные) виды пенсионного обеспечения под гарантию бюджетов субъектов Федерации (местные пенсии).Законом Краснодарского края от 21 июля 2005 г. №920КЗ «О дополнительном материальном обеспечении лиц, замещавших государственные должности и должности государственной гражданской службы Краснодарского края»[11] предусмотрено право на дополнительное материальное обеспечение лиц, замещавших государственные должности Краснодарского края, депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края, осуществлявших депутатскую деятельность без отрыва от основной деятельности, и лиц, замещавших должности государственной гражданской службы Краснодарского края, порядок его назначения и выплаты.Дополнительное материальное обеспечение устанавливается к пенсии по старости или инвалидности, назначаемой в соответствии с Федеральным законодательством, и выплачивается в порядке, определяемом положением, утверждаемым Главой администрации (губернатором) Краснодарского края.Помимо государственного пенсионного обеспечения значимым компонентом современной российской пенсионной системы является пенсионное страхование, которое может бытькак обязательным, так и добровольным. Под обязательным пенсионным страхованием (ОПС) понимается система предпринятых публичной властью юридических, экономических и организационных мероприятий, направленных на материальное обеспечение граждан при наступлении предусмотренных законодательством страховых случаев посредством выплаты им трудовых пенсий, иных социальных пособий.Поступления в систему обязательного пенсионного страхования на региональном уровне формируются за счет: страховых взносов; средств федерального бюджета; сумм пеней и иных финансовых санкций; доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования; добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц; иных источников, не запрещенных законодательством России.Финансовые основы системы обязательного пенсионного страхованияв регионе включают в себя, в первую очередь, финансовые потоки, связанные со страховыми взносами работодателей на обязательное пенсионное страхование (ОПС) (до недавнего времени от поступлений на обязательное пенсионное страхование в составе ЕСН). В составе финансовых основ указанной системы отдельно учитываются суммы:—страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии;—дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии;—взносов работодателей, уплаченных в пользу застрахованных лиц;—взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, поступившие в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»[12];—средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на финансирование накопительной части трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года №256ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»;—средства, направляемые на инвестирование;—выплаты за счет средств пенсионных накоплений, а также расходы ПФР, связанные с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, ведением специальной части индивидуальных лицевых счетов и выплатой накопительной части трудовой пенсии.С 1 января 2010 г. был отменен единый социальный налог (ЕСН), а вместо него введены прямые страховые взносы во внебюджетные фонды пенсионного, обязательного медицинского и социального страхования. Страховые взносы начисляются не на весь фонд оплаты труда предприятия, а только на зарплату конкретного сотрудника с учетом премий и иных выплат, и выплачиваться из средств работодателя.С введением страховых взносов пенсии будут целиком выплачиваться за счет средств Пенсионного фонда, поэтому базовая и страховая части пенсии объединяются, и пенсиясостоит из двух частей —страховой и накопительной (для лиц 1967 года рождения и моложе). При этом вводится фиксированный базовый размер пенсии, который входит в страховую часть пенсии и индексируется вместе с ней.В Краснодарском крае жители, осуществляющие трудовую деятельность, являются застрахованными лицами перед ПФР. На сегодняшний день, таковыми являются 2,6 млн. кубанцев, за которых перечисляют пенсионные страховые взносы около 190 тысяч работодателей,
количество которых постоянно растет.
За 2012 г. численность пенсионеров увеличилась на 20,0 тыс. человек в основном за счет роста числа пенсионеров, получающих трудовую пенсию по старости и социальные пенсии.На начало 2013 г. общая численность получателей трудовых пенсий составила 1389,2 тыс. человек, в том числеполучателей пенсии по старости1252,3 тыс. человек, по инвалидности —80,1 тыс. человек. По случаю потери кормильца—56.8 тыс. человек.Из общей численности получателей трудовых пенсий, доля пенсионеров, получающих пенсии по старости, увеличилась за последние 4 года с 87,0% в 2009 г. до 90,1% в 2012 г.,
доля получателей пенсии по инвалидности и получателей пенсии по случаю потери кормильца за этот же период снизилась: с 8,6% до 5,8% —по инвалидности, с 4,3% до 4,1% —по случаю потери кормильца.Наибольший удельный вес среди пенсионеров, получающих пенсии по государственному пенсионному обеспечению, составляют пенсионерыполучатели социальных пенсий —91,8%, удельный вес пенсионеров, пострадавших вследствие радиационных и техногенных катастроф —4,8%, пенсионероввоеннослужащих и членов их семей —2,2% и пенсионеровгосслужащих —1,2%.Российская пенсионная система в настоящее время, отличается низким уровнем выплачиваемых пенсий большинству пенсионеров. Для повышения уровня жизни этой категории граждан федеральным законодательством вводится понятие «минимальный уровень пенсионного обеспечения». Это значит, что пенсия наряду с другими мерами государственной социальной поддержки не может быть ниже прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации.В случае если прожиточный минимум пенсионера в регионе ниже общероссийского прожиточного минимума пенсионеру будет выплачиваться через ПФР федеральная социальная доплата за счет средств федерального бюджета. Таких регионов оказалось большинство (66 субъектов Российской Федерации). Если региональный прожиточный минимум будет превышать общероссийскую его величину, социальная доплата будет осуществляться из двух источников: из бюджета субъекта Российской Федерации и из федерального бюджета за счет трансфертов, которые будут предоставляться региону. В этом случае назначение и выплату данной региональной социальной доплаты будет осуществлять уполномоченный орган субъекта Российской Федерации (таких субъектов 18).В 2012 г. количество пенсионеров, имеющих право на получение социальных доплат к пенсии, в целом по России составила 5233,5 тыс. чел. Из них2417,2 тыс. чел. получают региональную социальную доплату, а 2816,3 тыс. чел. —федеральную[13].В 2012 г. на выплату региональной социальной доплаты из бюджетов субъектов Российской Федерации направлено 116,18 млрд. р., что на 11,74 млрд. р. больше, чемв 2011 г.В соответствии с законодательством Краснодарского края[14]величина прожиточного минимума пенсионера на 2013 г. составит 5852 р. И так какэта величина ниже, чем величина прожиточного минимума пенсионера вцелом поРФ на2013 г., установленная законом о
федеральном бюджете, то указанные доплаты будут профинансированы из Федерального бюджета. С 1 января 2013 г. около 177,5 тыс. неработающих пенсионеров Кубани будут являться получателями
федеральной социальной доплаты к пенсии. Всего в 2013 г. в Краснодарский край на поддержку граждан, имеющих пенсию ниже прожиточного минимума, поступит почти 2,5 млрд. р.Вместе с тем проблема низкого абсолютного уровня пенсионного обеспечения остается крайне острой и в Российской Федерации в целом, и в Краснодарском крае, в частности, размеры пенсий более 50% пенсионеров находятся на уровне их прожиточного минимума[15].Одним из слабых мест созданной в России пенсионной системы является то, что доходы обязательного пенсионного страхования систематически снижаютсяпо отношению к росту фонда оплаты труда, и к 2050 г. потребность в средствах на выплату страховой части трудовых пенсий на 86% должна будет обеспечиваться за счет федерального бюджета[16].В Краснодарском крае в 2009 г. обеспеченностьрасходов на выплатустраховой части трудовой пенсии составила —60,8%, в 2010 г. —38,0%. В 2012 г. Отделением ПФР по Краснодарскому краю собрано страховых взносов в сумме 102,9 млрд. р.Несмотря на снижение тарифа страхового взноса, на обязательное пенсионное страхование сумма собранных взносов выше, чем в 2011 г. на 5,5 млрд. р.Темп роста страховых взносов в 2012 г. составил 107% на обязательное пенсионное страхование.Соотношение назначаемых трудовых пенсий с прежним заработком систематически снижается. В рамках нынешнегомеханизма пенсионной системы снижение продолжится и в дальнейшем: так, по расчетам, после 2020 г. примерно 3/4 работников будут иметь заработок свыше 600 тыс. р. в год и зарабатывать права на будущую пенсию по старости не более 18% прежнего заработка; притом, что доля пенсионеров по старости увеличится с 26% до 34% населения страны[17].Для целей проводимого исследования важно сравнить соотношение среднемесячной начисленной заработной платы работников организаций и средний размер назначенных месячных пенсий по России и Краснодарскому краю (табл. 2).Таблица 2 Среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций и средний размер назначенных месячных пенсий по России[18] и Краснодарскому краю (рублей)[19]
Годы20052006200720082009201020112012Российская Федерация, среднемесячная начисленная заработная плата8554,910633,913593,417290,118637,520952,222185,434860,0Российская Федерация, средний размер пенсии2364,02726,13115,54546,35191,07476,08273,09154,0Коэффициент замещения, % 27,6%25,6%22,9%26,3%27,8%35,7%37,3%26,3%Краснодарский край, начисленная заработная плата6462,37975,510260,013162,515127,016711,018416.021870,1Краснодарский край, средний размер пенсии2378,22650,03446,14228,75898,157048,67728,08523,7Коэффициент замещения, % 36,8%33,2%33,5%32,1%38,9%42,5%42,0%39,0%
Данные табл. 2 показывают, коэффициент замещения по России и по Краснодарскому краю долгое время неуклонно снижался. С 2009 г. это соотношение изменилось вследствиеопережающего роста пенсии, и коэффициент утраченного заработка в крае повысился и в 2010 г. достиг значения 42,5%. В целом по России этот коэффициент составил в 2010 г.—35,7% (среднемесячная начисленная заработная плата по России за этот год —20952,2 р., в Краснодарском крае—16711,0 р.). Однако, как показывают расчеты на примере Краснодарского края, в условиях нынешней модели системы обязательно пенсионного страхования, этот коэффициент вскоре начнет снижаться и уже в 2012 г. он составил 39,0%, а к 2015 г. составит 32%.Несмотря на то, что в последнее время уровень пенсий повысился, что привело и к увеличению коэффициента замещения, в целом можно сделать вывод, что, «пенсионная система России не способна решить задачу начального этапа индустриализации —борьбы с бедностью (минимальная пенсия обеспечивает всего треть от прожиточного минимума пенсионера); пенсионная система России не ориентирована на решение задачи развитого этапа индустриализации —на замещение пенсией дохода застрахованных работников»[20]. Показатель, который планируется обеспечить для нынешних пенсионеров и застрахованных лиц, подпадающих под правила «дореформенной» и «новой» пенсионной системы —в 2,5 прожиточного минимума пенсионера[21] был характерен для «советской» системы пенсионного обеспечения нетрудоспособных граждан. Тогда средняя трудовая пенсия (100 р.) в 2,5 раза превышала минимальную (40 руб.). Сегодня ставится задача создания для застрахованных лиц условий для получения трудовой пенсии по старости на уровне 40% утраченногозаработка, на который начислялись страховые взносы, что соответствует международным стандартам —Конвенции №102 Международной организации труда.Однако размер трудовой пенсии по старости попрежнему будет определяться объемом уплаченных страховых взносов,отраженных на индивидуальном лицевом счете, и ожидаемым периодом ее выплаты. В связи с этим вызывает большие сомнения достижение названного выше коэффициента замещения при нынешнем уровне заработной платы большинства населения, установленном пенсионном возрасте и пр. условиях.Поэтому представляется необходимым повышать заработную плату опережающими темпами (по отношению к росту цен), с тем, чтобы выйти на цивилизованные пропорции заработной платы (как доли в ВВП) к 20122015 гг. (не менее 3034% от ВВП).Сегодня трудовая пенсия по старости состоит из страховой и накопительной частей. Деление трудовой пенсии поинвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца на составляющие части не предусмотрено.Что касается накопительной части, то она только формируется —ее массовые выплаты начнутся не раньше 2013 г., когда на пенсию выйдут первые участники накопительной системы. Пока же работодатели отчисляют 6% от заработка своих работников, которые моложе 1967 года рождения, на формирование накопительной части их пенсии, а ПФР по заявлению гражданина переводит их в ту или иную управляющую компанию (УК) или негосударственный пенсионный фонд (НПФ), либо, по умолчанию, если от гражданина не поступило иного распоряжения, переводит его накопления в государственнуюУК —Внешэкономбанк (ВЭБ).В 2010 г. гражданами переведено своих пенсионных накоплений в управляющие компании (УК) и негосударственные пенсионные 121 тыс. человек, из которых 111 тыс. перешли из ПФР в НПФ; почти 3 тыс. человек вернулись из НПФ в ПФР; 432 человека сменили инвестиционный портфель в управляющих компаниях; более 7 тыс. человек перешли из одного НПФ в другой НПФ. Всего же правом самостоятельно формировать свои пенсионные накопления (выбор УК или НПФ) за период с 2003 г. воспользовалось более 550 тыс. кубанцев. Объем пенсионных накоплений жителей Кубани, переданных в управление негосударственным пенсионным фондам в августе 2013 г., составил около 9 млрд. р., что говорит о увеличении числа желающих формировать свою будущую пенсию в негосударственных пенсионных фондах и управляющих компаниях.Современная пенсионная система России включает в себя и негосударственное (добровольное) пенсионное обеспечение (НПО). НПО в национальной пенсионной системе является дополнительным по отношению к государственному и призвана предоставить часть предпенсионного дохода, которая не компенсируется в рамках систем государственного пенсионного обеспечения.Развитие российской системы НПО через негосударственные пенсионные фонды предлагает достижение размеров резервов негосударственных пенсионных фондов 1520% от стоимости капитализации в 2020 г. Этого достаточно для обеспечения участников фондов (не менее 10% экономически активного населения) негосударственной пенсией в размере до 15% средней заработной платы в стране в ценах 2020 г. Однако при сохранении ныне существующих тенденций в пенсионной сфере достижение этого уровня выглядит проблематичным, даже если учитывать все средства накопительных пенсионных систем (как добровольных, так и обязательных): наши расчеты показывают в лучшем случае 15 трлн. р. В общем же в рамках негосударственного пенсионного обеспечения за счет добровольных взносов работодателя и работников должна решаться задача замещения негосударственной пенсией до 40% прежнего заработка, в части превышающейзаработок, утрата которого страхуется в системе обязательного пенсионного страхования.В Краснодарском крае присутствует один НПФ, зарегистрированный на территории региона (НПФ "МАГНИТ"). По состоянию на 01.05.2012 г. совокупное имущество НПФ "Магнит" —2101,3 млн. р. В том числе: пенсионные резервы —5,3 млн. р., пенсионные накопления 2040 млн. р.).
Кроме регионального фонда (НПФ "Магнит") услуги негосударственного пенсионного обеспечения в Краснодарском крае предоставляют через агентов, представительства, обособленные подразделения, отделения и филиалы еще 21 нерегионального негосударственного пенсионного фонда.С привлечением НПФ в ряде городов края функционируют муниципальные (например, в г.Сочи), а также корпоративные пенсионные программы.
Ссылки на источники1. Роик В.Д. Концептуальные подходы совершенствования пенсионного и других видов социального страхования в меняющемся мире социальнотрудовых отношений. М., 2010. С.16.2. Там же, С.4.3. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. –Режим доступа: WWW. URL: http://www. economy.gov.ru.(дата обращения 15.04.2013)4. Роик В.Д. Доклад на Ученом совете в Научноисследовательском институте труда и социального страхования «Концептуальные подходысовершенствования пенсионной системы и социальной поддержки пожилого населения России в условиях долгосрочной тенденции старения населения». М., 2009.5. Роик В. Доживем до пенсии //http://www.rg.ru/2010/06/22/pensia.html6. Официальный сайт Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации: www.minzdravsoc.ru(дата обращения 20.07.2013)7. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации: //http://www. economy.gov.ru (дата обращения 20.07.2013)8.Официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) [Электронный ресурс]. –Режим доступа: WWW. URL: http://www.pfrf.ru. (дата обращения 02.08.2013)
9. Официальный сайт Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю [Электронный ресурс]. –Режим доступа: WWW. URL: http://www.pfrf.ru/ot_krasdar.(дата обращения 10.07.2013)10. Там же.11.Закон Краснодарского края от 21 июля 2005 г. №920КЗ «О дополнительном материальном обеспечении лиц, замещавших государственные должности и должности государственной гражданской службы Краснодарского края» (с изменениями от 25 октября, 26 декабря 2005 г., 2 июня, 28 июля, 13 ноября 2006 г., 8 июня 2007 г.) //Официальный сайт Администрации Краснодарского края //http://kubangov.ru12. Федеральный закон Российской Федерации от 18 апреля 2008 г. №56ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержкеформирования пенсионных накоплений» //Российская газета. 2008. 6 мая.13.Официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) [Электронный ресурс]. –Режим доступа: WWW. URL: http://www.pfrf.ru.(дата обращения 20.08.2013)14. Официальный сайт Администрации Краснодарского края. –Режим доступа: WWW. URL: http://kubangov.ru(дата обращения 20.07.2013)15. Роик В.Д. Концептуальные подходы совершенствования пенсионного и других видов социального страхования в меняющемся мире социальнотрудовых отношений. С.8.16. Доклад Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации Т.А.Голиковой 16 декабря 2008 г. //Официальный сайт Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации: www.minzdravsoc.ru17. Там же.18.Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики (Росстата) [Электронный ресурс]. –Режим доступа: WWW. URL: http://www.gks.ru.19. Официальный сайт Территориального органа государственной статистики по Краснодарскому краю: //http: www.krsdstat.ru(дата обращения 20.07.2013)20. Роик В.Д. Государственное и договорное регулирование заработной платы и пенсионного обеспечения. Зарубежный и отечественный опыт. М., 2008. С.94.21. Доклад Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации Т.А.Голиковой 16 декабря 2008 г. //Официальный сайт Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации: www.minzdravsoc.ru(дата обращения 10.08.2013)
Kasparians Nadezhda Michailovna,Candidate of economic science, lecturer of economic and management department of Kuban State University, branch in ArmavirThe features of the Russianpension system:regional aspectAbstarct.Thearticle deals with the components of the Russianpension system, the main features of pension system,the sources ofnonbudget pension fund, making obligations in pension guaranteeing of the populationin the regionKeywords: pension system, pension insurance, social insurance,public pension
Особенности российской системы пенсионного обеспечения: региональный аспект
Аннотация:Рассмотрены особенности российской системыпенсионного обеспечения, составные части пенсионной системы, основные черты источники формирования внебюджетного пенсионного фонда, выполнение обязательств по пенсионному обеспечению населения в регионе.Ключевые слова:пенсионная система,пенсионное страхование, социальные страховые платежи, государственное пенсионное обеспечение.
Современная российская система пенсионного обеспечения была сформирована в ходе пенсионной реформы, начатой в 2002 г., основные черты которой получили законодательное закрепление в ряде федеральных законов России: «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и др.Российская пенсионная система в своем формировании и развитии опирается на известные модели мировых пенсионных систем.Первоначально на этапе построения российской пенсионной системы некоторые теоретики полагали, что она должна строиться только на страховых принципах, минимизируя, тем самым, роль государства в этой сфере. Но сделать это при нынешних: уровне заработной платы большинства работников, численности занятого в экономике населения, страховом тарифе на обязательное пенсионное страхование, а также исходя из численности пенсионеров, установленного возраста выхода на пенсию, пенсионная система оказывается в состоянии финансовой необеспеченности. Поэтому финансирование, построенное на страховых принципах в том виде, как оно существует сейчас, неизбежно должно будет дополняться бюджетным финансированием.По прогнозным оценкам Министерства экономического развития России до 2020 года, объем средств федерального бюджета, направляемый на покрытие дефицита пенсионной системы, оценивается в размере 3,6% ВВП[1].Поданным Минфина, дефицит бюджета ПФР в 2010 г. составил 1,3 трлн. р. (около 2,9% ВВП), в2011г. —1,8% ВВП, в 2012 г. —3% ВВП, то есть40% всех расходов Пенсионного фонда.Отсутствие в стране доктрины формирования институтов социального страхования как единого целого, органически связанного с системой заработной платы, демографической политикой и политикой на рынке труда[2], приводит к непоследовательным, а порой противоречивым шагам в социальной политике в области пенсионного обеспечения.Важно подчеркнуть, что совокупный объем страховых финансовых ресурсов ПФР, Фонда социального страхования и фондов обязательного медицинского страхования составляет всего около 8% ВВП. Как следствие, низкие пенсии у большинства пенсионеров (в основной своей массе 3035% и ниже, от размера предшествующей заработной платы). Во многом столь низкий размер страхового возмещения объясняется заниженным объемом расходов на заработную плату, которая является базой начисления страховых взносов —всего 24% ВВП.Если говорить в целом о финансировании пенсионной системы из федерального бюджета, то можно сравнить следующие показатели: в советское время на финансовое обеспечение пенсионной системы тратилось до 15% ВВП. Сегодня финансирование пенсионной системы из федерального бюджета увеличивается, но не достигло еще советского уровня. Так в Российской Федерации в 2012 г. объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию расходных обязательств Пенсионного фонда составил 4,1% ВВП, а по прогнозным оценкам в 2013 г. —4,6% ВВП[3].Российская модель пенсионной системы предполагает соединение распределительных и накопительных принципов. Преимуществом сложившихся крупных распределительных пенсионных систем, основанных на текущем финансировании, является возможность начать выплату пенсий незамедлительно (не требуется времени для накоплений). При этом размеры пенсий не зависят от результатов функционирования финансовых рынков и деятельности руководства пенсионных фондов. Финансируемые таким образом пенсии обеспечивают более надежную защиту и более высокую норму замещения (отношения пенсии к заработной плате) для лиц с невысокой заработной платой, то есть внутрипоколенческое перераспределение доходов от высокооплачиваемых к низкооплачиваемым.Однако на определенных этапах экономического и социального развития данная система, существующая в нашей стране, да и в ряде других стран, стала давать сбой, ставя под угрозу все существующее пенсионное обеспечение. Среди причин —демографические, детерминирующие необходимость реформирования пенсионного обеспечения в развитых странах: увеличение числа пенсионеров и уменьшение количества трудоспособного населения.Очевидно, что уменьшение числа работающего населения не могло не вызвать проблем с финансовым обеспечением пенсионных выплат. Причем прогнозируемые темпы изменений впечатляют: доля пожилых, составлявшая в России в 2008 г. 300 чел. на 1000 трудоспособных, возрастет в 2015 г. до 350 чел. на1000 трудоспособных, а к 2025 г. это соотношение составит 400:1000[4]. Сегодня соотношение получателей трудовых пенсий, приходящихся на 1 наемного работника, составляет 0,76. Через десять лет оно повысится до 0,89, а к 2031 г. на одного наемного работникабудет приходится 1 пенсионер[5].При существовании распределительной системы значительное финансовое бремя ложится на государство. Распределительная пенсионная система зависит от общего состояния бюджета. В большинстве стран осознают необходимость перехода от государственных распределительных схем, основанных на массовом коллективном страховании и принципе солидарности поколений, к системам накопительным, построенным на принципах личной ответственности гражданина за свое пенсионное обеспечение и на капитализации тех средств, которые он вносит на индивидуальные пенсионные счета. Одновременно, анализируя накопительную модель пенсионной системы, также становится очевидно, что ее функционирование заключает в себе многочисленные риски (участники системы несут полную ответственность за все ее провалы, государство при этом ограничивает свою роль лишь гарантией минимального размера пенсии и пр.).Созданная в России модель пенсионной системы включает в себя и распределительные, и накопительные элементы (хотя те, кто старше 1967 г. рождения, в накопительной системе не участвуют).Итак, составными частями российской пенсионной системы являются:—государственное пенсионное обеспечение;—обязательное пенсионное страхование;—негосударственное пенсионное обеспечение(страхование).Современное пенсионное обеспечение находится в совместном ведении федеральных органов власти и субъектов Федерации. Долгосрочной тенденцией в решении социальных проблем в настоящее время является разграничение полномочий между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления и разделение функций между центральными органами власти и субъектами Федерации в осуществлении социальной политики и, в частности, в сфере пенсионного обеспечения. Кроме того, основнаяцель указанной политики —выравнивание базовых показателей развития социальной сферы во всех регионах России.На основе анализа структуры социальных расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, в том числе и на пенсионное обеспечение, можно выделить несколько типов российских регионов, а также оценить долю каждого типа среди всех субъектов:1. Вынужденный «социальный максимум» (20% регионов) —в основном регионы Севера и Востока с высокой стоимостью бюджетных услуг и некоторые области Центра с большойсоциальной нагрузкой; все они отличаются пониженной бюджетной обеспеченностью, что вынуждает расходовать до 80% средств их бюджета на социальные цели.2. Социальноориентированные (10%) —Москва и Московская область, ХМАО, СанктПетербург и др.; при высоком уровне региональных доходов значительные средства тратятся на социальные цели; это, регионыдоноры.3. «Середина» (60% регионов) —достаточно условный тип с менее выраженными различиями, не позволяющими выделить приоритеты бюджетной политики региональных властей.4. «Получатели пособий» —республики Северного Кавказа с максимальной долей расходов на социальную политику (в основном это выплаты пособий) при пониженной доле всех других социальных расходов (5% регионов).5. Регионы с высокими бюджетными расходами и несоциальноориентированными бюджетами (5% регионов) —получающие достаточно высокие бюджетные доходы, но не имеющие повышенных расходов на социальные цели.Центральным вопросом межбюджетных отношений в стране является выравнивание финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении субъектов Российской Федерации. Территориальные различия в размещении и структуре отраслей экономики связано со сверхвысокой концентрацией основной массы промышленного производства, финансовых возможностей налогоплательщиков вограниченном числе регионов страны, что приводит к высокой дифференциации в налоговой базе регионов.Что касается продвижения в достижении финансовой самодостаточности субъектов Федерации, то оно особо не просматривалось ни в 2008 г., ни в периоде до 2010г., что видно из пропорций в соотношении между расходами федерального бюджета и бюджетами других уровней. В 20082009 гг. это соотношение сложилось в пропорции 56:44 в пользу федерального бюджета против 50:50, установленных ранее Бюджетным кодексом Российской Федерации. Проводимая в настоящее время политика в данной области заключается в том, чтобы объем трансфертов государственным внебюджетным фондам рос намного быстрее величины трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации[6]. Бюджет Пенсионного фонда возрастает и фактическое исполнение его за 2012 г. по доходам оценивается в 5,89 трл.р. (9,6% ВВП) и по расходам —в 5,45 трл. р. (8,9% ВВП). В бюджет Пенсионного фонда федеральный бюджет перечисляет существенные межбюджетные трансферты: в 2012 г. —2,85 трл. р.[7]. Из них 1,0 трл. р. —это средства, перечисляемые на покрытие дефицита фонда. Доля межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации в расходах федерального бюджета будет устойчиво снижаться (с 14,4% в 2007 г. до 10,8% в 2010 г.). Как уже отмечалось, современная российская пенсионная система в качестве одной из составляющих включает в себя государственное пенсионное обеспечение. Источником выплат пенсий в системе государственного пенсионного обеспеченияявляются общие налоговые и другие поступления в федеральный бюджет. Бюджеты других уровней для предоставления пенсий в соответствии с указанным Законом использоваться не должны.
По состоянию на 31 декабря 2012 г. в России пенсии по государственному пенсионному обеспечению получают 3327,4 тыс.человек (8,2% от общего числа пенсионеров)[8]. Численность пенсионеров, включенных в систему государственного пенсионного обеспечения по Краснодарскому краю на 01.01.2013 г. —100,0 тыс.чел., что составляет примерно 6,7% от общего числа пенсионеров (немного ниже показателя общефедерального уровня) края»[9].Таблица 1Численность пенсионеров, включенных в систему государственного пенсионного обеспечения по Краснодарскому краю[10]
2005200620072008200920102011
2012Численность пенсионеров, тыс. человек61,7 66,6 72,1 80,0 81,588,190,4
93,0за выслугу лет
социальные61,466,371,779,580,787,289,4
91,8госслужащие, получающие пенсии по старости и за выслугу лет 0,30,30,40,50,80,91,0
1,2Наибольший удельный вес среди пенсионеров, получающих пенсии по государственному пенсионному обеспечению, составляют пенсионеры ─ получатели социальных пенсий —91,8 тыс.чел. или 91,8% (численность получателей социальных пенсий в 2008 г. составляла 79,5 тыс. чел.). Увеличение числа лиц, получающих социальную пенсию, вызвано переходом в данную категорию лиц из числа получателей трудовой пенсии по случаю потери кормильца. Удельный вес пенсионеров, пострадавших вследствие радиационных и техногенных катастроф —4,8%, пенсионероввоеннослужащих и членов их семей —2,2% и пенсионеровгосслужащих —1,2%.Действующее законодательство предусматривает возможность, помимо рассматриваемых федеральных пенсионных обязательств, осуществлять дополнительные (необязательные) виды пенсионного обеспечения под гарантию бюджетов субъектов Федерации (местные пенсии).Законом Краснодарского края от 21 июля 2005 г. №920КЗ «О дополнительном материальном обеспечении лиц, замещавших государственные должности и должности государственной гражданской службы Краснодарского края»[11] предусмотрено право на дополнительное материальное обеспечение лиц, замещавших государственные должности Краснодарского края, депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края, осуществлявших депутатскую деятельность без отрыва от основной деятельности, и лиц, замещавших должности государственной гражданской службы Краснодарского края, порядок его назначения и выплаты.Дополнительное материальное обеспечение устанавливается к пенсии по старости или инвалидности, назначаемой в соответствии с Федеральным законодательством, и выплачивается в порядке, определяемом положением, утверждаемым Главой администрации (губернатором) Краснодарского края.Помимо государственного пенсионного обеспечения значимым компонентом современной российской пенсионной системы является пенсионное страхование, которое может бытькак обязательным, так и добровольным. Под обязательным пенсионным страхованием (ОПС) понимается система предпринятых публичной властью юридических, экономических и организационных мероприятий, направленных на материальное обеспечение граждан при наступлении предусмотренных законодательством страховых случаев посредством выплаты им трудовых пенсий, иных социальных пособий.Поступления в систему обязательного пенсионного страхования на региональном уровне формируются за счет: страховых взносов; средств федерального бюджета; сумм пеней и иных финансовых санкций; доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования; добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц; иных источников, не запрещенных законодательством России.Финансовые основы системы обязательного пенсионного страхованияв регионе включают в себя, в первую очередь, финансовые потоки, связанные со страховыми взносами работодателей на обязательное пенсионное страхование (ОПС) (до недавнего времени от поступлений на обязательное пенсионное страхование в составе ЕСН). В составе финансовых основ указанной системы отдельно учитываются суммы:—страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии;—дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии;—взносов работодателей, уплаченных в пользу застрахованных лиц;—взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, поступившие в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»[12];—средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на финансирование накопительной части трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года №256ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»;—средства, направляемые на инвестирование;—выплаты за счет средств пенсионных накоплений, а также расходы ПФР, связанные с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, ведением специальной части индивидуальных лицевых счетов и выплатой накопительной части трудовой пенсии.С 1 января 2010 г. был отменен единый социальный налог (ЕСН), а вместо него введены прямые страховые взносы во внебюджетные фонды пенсионного, обязательного медицинского и социального страхования. Страховые взносы начисляются не на весь фонд оплаты труда предприятия, а только на зарплату конкретного сотрудника с учетом премий и иных выплат, и выплачиваться из средств работодателя.С введением страховых взносов пенсии будут целиком выплачиваться за счет средств Пенсионного фонда, поэтому базовая и страховая части пенсии объединяются, и пенсиясостоит из двух частей —страховой и накопительной (для лиц 1967 года рождения и моложе). При этом вводится фиксированный базовый размер пенсии, который входит в страховую часть пенсии и индексируется вместе с ней.В Краснодарском крае жители, осуществляющие трудовую деятельность, являются застрахованными лицами перед ПФР. На сегодняшний день, таковыми являются 2,6 млн. кубанцев, за которых перечисляют пенсионные страховые взносы около 190 тысяч работодателей,
количество которых постоянно растет.
За 2012 г. численность пенсионеров увеличилась на 20,0 тыс. человек в основном за счет роста числа пенсионеров, получающих трудовую пенсию по старости и социальные пенсии.На начало 2013 г. общая численность получателей трудовых пенсий составила 1389,2 тыс. человек, в том числеполучателей пенсии по старости1252,3 тыс. человек, по инвалидности —80,1 тыс. человек. По случаю потери кормильца—56.8 тыс. человек.Из общей численности получателей трудовых пенсий, доля пенсионеров, получающих пенсии по старости, увеличилась за последние 4 года с 87,0% в 2009 г. до 90,1% в 2012 г.,
доля получателей пенсии по инвалидности и получателей пенсии по случаю потери кормильца за этот же период снизилась: с 8,6% до 5,8% —по инвалидности, с 4,3% до 4,1% —по случаю потери кормильца.Наибольший удельный вес среди пенсионеров, получающих пенсии по государственному пенсионному обеспечению, составляют пенсионерыполучатели социальных пенсий —91,8%, удельный вес пенсионеров, пострадавших вследствие радиационных и техногенных катастроф —4,8%, пенсионероввоеннослужащих и членов их семей —2,2% и пенсионеровгосслужащих —1,2%.Российская пенсионная система в настоящее время, отличается низким уровнем выплачиваемых пенсий большинству пенсионеров. Для повышения уровня жизни этой категории граждан федеральным законодательством вводится понятие «минимальный уровень пенсионного обеспечения». Это значит, что пенсия наряду с другими мерами государственной социальной поддержки не может быть ниже прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации.В случае если прожиточный минимум пенсионера в регионе ниже общероссийского прожиточного минимума пенсионеру будет выплачиваться через ПФР федеральная социальная доплата за счет средств федерального бюджета. Таких регионов оказалось большинство (66 субъектов Российской Федерации). Если региональный прожиточный минимум будет превышать общероссийскую его величину, социальная доплата будет осуществляться из двух источников: из бюджета субъекта Российской Федерации и из федерального бюджета за счет трансфертов, которые будут предоставляться региону. В этом случае назначение и выплату данной региональной социальной доплаты будет осуществлять уполномоченный орган субъекта Российской Федерации (таких субъектов 18).В 2012 г. количество пенсионеров, имеющих право на получение социальных доплат к пенсии, в целом по России составила 5233,5 тыс. чел. Из них2417,2 тыс. чел. получают региональную социальную доплату, а 2816,3 тыс. чел. —федеральную[13].В 2012 г. на выплату региональной социальной доплаты из бюджетов субъектов Российской Федерации направлено 116,18 млрд. р., что на 11,74 млрд. р. больше, чемв 2011 г.В соответствии с законодательством Краснодарского края[14]величина прожиточного минимума пенсионера на 2013 г. составит 5852 р. И так какэта величина ниже, чем величина прожиточного минимума пенсионера вцелом поРФ на2013 г., установленная законом о
федеральном бюджете, то указанные доплаты будут профинансированы из Федерального бюджета. С 1 января 2013 г. около 177,5 тыс. неработающих пенсионеров Кубани будут являться получателями
федеральной социальной доплаты к пенсии. Всего в 2013 г. в Краснодарский край на поддержку граждан, имеющих пенсию ниже прожиточного минимума, поступит почти 2,5 млрд. р.Вместе с тем проблема низкого абсолютного уровня пенсионного обеспечения остается крайне острой и в Российской Федерации в целом, и в Краснодарском крае, в частности, размеры пенсий более 50% пенсионеров находятся на уровне их прожиточного минимума[15].Одним из слабых мест созданной в России пенсионной системы является то, что доходы обязательного пенсионного страхования систематически снижаютсяпо отношению к росту фонда оплаты труда, и к 2050 г. потребность в средствах на выплату страховой части трудовых пенсий на 86% должна будет обеспечиваться за счет федерального бюджета[16].В Краснодарском крае в 2009 г. обеспеченностьрасходов на выплатустраховой части трудовой пенсии составила —60,8%, в 2010 г. —38,0%. В 2012 г. Отделением ПФР по Краснодарскому краю собрано страховых взносов в сумме 102,9 млрд. р.Несмотря на снижение тарифа страхового взноса, на обязательное пенсионное страхование сумма собранных взносов выше, чем в 2011 г. на 5,5 млрд. р.Темп роста страховых взносов в 2012 г. составил 107% на обязательное пенсионное страхование.Соотношение назначаемых трудовых пенсий с прежним заработком систематически снижается. В рамках нынешнегомеханизма пенсионной системы снижение продолжится и в дальнейшем: так, по расчетам, после 2020 г. примерно 3/4 работников будут иметь заработок свыше 600 тыс. р. в год и зарабатывать права на будущую пенсию по старости не более 18% прежнего заработка; притом, что доля пенсионеров по старости увеличится с 26% до 34% населения страны[17].Для целей проводимого исследования важно сравнить соотношение среднемесячной начисленной заработной платы работников организаций и средний размер назначенных месячных пенсий по России и Краснодарскому краю (табл. 2).Таблица 2 Среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций и средний размер назначенных месячных пенсий по России[18] и Краснодарскому краю (рублей)[19]
Годы20052006200720082009201020112012Российская Федерация, среднемесячная начисленная заработная плата8554,910633,913593,417290,118637,520952,222185,434860,0Российская Федерация, средний размер пенсии2364,02726,13115,54546,35191,07476,08273,09154,0Коэффициент замещения, % 27,6%25,6%22,9%26,3%27,8%35,7%37,3%26,3%Краснодарский край, начисленная заработная плата6462,37975,510260,013162,515127,016711,018416.021870,1Краснодарский край, средний размер пенсии2378,22650,03446,14228,75898,157048,67728,08523,7Коэффициент замещения, % 36,8%33,2%33,5%32,1%38,9%42,5%42,0%39,0%
Данные табл. 2 показывают, коэффициент замещения по России и по Краснодарскому краю долгое время неуклонно снижался. С 2009 г. это соотношение изменилось вследствиеопережающего роста пенсии, и коэффициент утраченного заработка в крае повысился и в 2010 г. достиг значения 42,5%. В целом по России этот коэффициент составил в 2010 г.—35,7% (среднемесячная начисленная заработная плата по России за этот год —20952,2 р., в Краснодарском крае—16711,0 р.). Однако, как показывают расчеты на примере Краснодарского края, в условиях нынешней модели системы обязательно пенсионного страхования, этот коэффициент вскоре начнет снижаться и уже в 2012 г. он составил 39,0%, а к 2015 г. составит 32%.Несмотря на то, что в последнее время уровень пенсий повысился, что привело и к увеличению коэффициента замещения, в целом можно сделать вывод, что, «пенсионная система России не способна решить задачу начального этапа индустриализации —борьбы с бедностью (минимальная пенсия обеспечивает всего треть от прожиточного минимума пенсионера); пенсионная система России не ориентирована на решение задачи развитого этапа индустриализации —на замещение пенсией дохода застрахованных работников»[20]. Показатель, который планируется обеспечить для нынешних пенсионеров и застрахованных лиц, подпадающих под правила «дореформенной» и «новой» пенсионной системы —в 2,5 прожиточного минимума пенсионера[21] был характерен для «советской» системы пенсионного обеспечения нетрудоспособных граждан. Тогда средняя трудовая пенсия (100 р.) в 2,5 раза превышала минимальную (40 руб.). Сегодня ставится задача создания для застрахованных лиц условий для получения трудовой пенсии по старости на уровне 40% утраченногозаработка, на который начислялись страховые взносы, что соответствует международным стандартам —Конвенции №102 Международной организации труда.Однако размер трудовой пенсии по старости попрежнему будет определяться объемом уплаченных страховых взносов,отраженных на индивидуальном лицевом счете, и ожидаемым периодом ее выплаты. В связи с этим вызывает большие сомнения достижение названного выше коэффициента замещения при нынешнем уровне заработной платы большинства населения, установленном пенсионном возрасте и пр. условиях.Поэтому представляется необходимым повышать заработную плату опережающими темпами (по отношению к росту цен), с тем, чтобы выйти на цивилизованные пропорции заработной платы (как доли в ВВП) к 20122015 гг. (не менее 3034% от ВВП).Сегодня трудовая пенсия по старости состоит из страховой и накопительной частей. Деление трудовой пенсии поинвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца на составляющие части не предусмотрено.Что касается накопительной части, то она только формируется —ее массовые выплаты начнутся не раньше 2013 г., когда на пенсию выйдут первые участники накопительной системы. Пока же работодатели отчисляют 6% от заработка своих работников, которые моложе 1967 года рождения, на формирование накопительной части их пенсии, а ПФР по заявлению гражданина переводит их в ту или иную управляющую компанию (УК) или негосударственный пенсионный фонд (НПФ), либо, по умолчанию, если от гражданина не поступило иного распоряжения, переводит его накопления в государственнуюУК —Внешэкономбанк (ВЭБ).В 2010 г. гражданами переведено своих пенсионных накоплений в управляющие компании (УК) и негосударственные пенсионные 121 тыс. человек, из которых 111 тыс. перешли из ПФР в НПФ; почти 3 тыс. человек вернулись из НПФ в ПФР; 432 человека сменили инвестиционный портфель в управляющих компаниях; более 7 тыс. человек перешли из одного НПФ в другой НПФ. Всего же правом самостоятельно формировать свои пенсионные накопления (выбор УК или НПФ) за период с 2003 г. воспользовалось более 550 тыс. кубанцев. Объем пенсионных накоплений жителей Кубани, переданных в управление негосударственным пенсионным фондам в августе 2013 г., составил около 9 млрд. р., что говорит о увеличении числа желающих формировать свою будущую пенсию в негосударственных пенсионных фондах и управляющих компаниях.Современная пенсионная система России включает в себя и негосударственное (добровольное) пенсионное обеспечение (НПО). НПО в национальной пенсионной системе является дополнительным по отношению к государственному и призвана предоставить часть предпенсионного дохода, которая не компенсируется в рамках систем государственного пенсионного обеспечения.Развитие российской системы НПО через негосударственные пенсионные фонды предлагает достижение размеров резервов негосударственных пенсионных фондов 1520% от стоимости капитализации в 2020 г. Этого достаточно для обеспечения участников фондов (не менее 10% экономически активного населения) негосударственной пенсией в размере до 15% средней заработной платы в стране в ценах 2020 г. Однако при сохранении ныне существующих тенденций в пенсионной сфере достижение этого уровня выглядит проблематичным, даже если учитывать все средства накопительных пенсионных систем (как добровольных, так и обязательных): наши расчеты показывают в лучшем случае 15 трлн. р. В общем же в рамках негосударственного пенсионного обеспечения за счет добровольных взносов работодателя и работников должна решаться задача замещения негосударственной пенсией до 40% прежнего заработка, в части превышающейзаработок, утрата которого страхуется в системе обязательного пенсионного страхования.В Краснодарском крае присутствует один НПФ, зарегистрированный на территории региона (НПФ "МАГНИТ"). По состоянию на 01.05.2012 г. совокупное имущество НПФ "Магнит" —2101,3 млн. р. В том числе: пенсионные резервы —5,3 млн. р., пенсионные накопления 2040 млн. р.).
Кроме регионального фонда (НПФ "Магнит") услуги негосударственного пенсионного обеспечения в Краснодарском крае предоставляют через агентов, представительства, обособленные подразделения, отделения и филиалы еще 21 нерегионального негосударственного пенсионного фонда.С привлечением НПФ в ряде городов края функционируют муниципальные (например, в г.Сочи), а также корпоративные пенсионные программы.
Ссылки на источники1. Роик В.Д. Концептуальные подходы совершенствования пенсионного и других видов социального страхования в меняющемся мире социальнотрудовых отношений. М., 2010. С.16.2. Там же, С.4.3. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. –Режим доступа: WWW. URL: http://www. economy.gov.ru.(дата обращения 15.04.2013)4. Роик В.Д. Доклад на Ученом совете в Научноисследовательском институте труда и социального страхования «Концептуальные подходысовершенствования пенсионной системы и социальной поддержки пожилого населения России в условиях долгосрочной тенденции старения населения». М., 2009.5. Роик В. Доживем до пенсии //http://www.rg.ru/2010/06/22/pensia.html6. Официальный сайт Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации: www.minzdravsoc.ru(дата обращения 20.07.2013)7. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации: //http://www. economy.gov.ru (дата обращения 20.07.2013)8.Официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) [Электронный ресурс]. –Режим доступа: WWW. URL: http://www.pfrf.ru. (дата обращения 02.08.2013)
9. Официальный сайт Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю [Электронный ресурс]. –Режим доступа: WWW. URL: http://www.pfrf.ru/ot_krasdar.(дата обращения 10.07.2013)10. Там же.11.Закон Краснодарского края от 21 июля 2005 г. №920КЗ «О дополнительном материальном обеспечении лиц, замещавших государственные должности и должности государственной гражданской службы Краснодарского края» (с изменениями от 25 октября, 26 декабря 2005 г., 2 июня, 28 июля, 13 ноября 2006 г., 8 июня 2007 г.) //Официальный сайт Администрации Краснодарского края //http://kubangov.ru12. Федеральный закон Российской Федерации от 18 апреля 2008 г. №56ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержкеформирования пенсионных накоплений» //Российская газета. 2008. 6 мая.13.Официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) [Электронный ресурс]. –Режим доступа: WWW. URL: http://www.pfrf.ru.(дата обращения 20.08.2013)14. Официальный сайт Администрации Краснодарского края. –Режим доступа: WWW. URL: http://kubangov.ru(дата обращения 20.07.2013)15. Роик В.Д. Концептуальные подходы совершенствования пенсионного и других видов социального страхования в меняющемся мире социальнотрудовых отношений. С.8.16. Доклад Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации Т.А.Голиковой 16 декабря 2008 г. //Официальный сайт Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации: www.minzdravsoc.ru17. Там же.18.Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики (Росстата) [Электронный ресурс]. –Режим доступа: WWW. URL: http://www.gks.ru.19. Официальный сайт Территориального органа государственной статистики по Краснодарскому краю: //http: www.krsdstat.ru(дата обращения 20.07.2013)20. Роик В.Д. Государственное и договорное регулирование заработной платы и пенсионного обеспечения. Зарубежный и отечественный опыт. М., 2008. С.94.21. Доклад Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации Т.А.Голиковой 16 декабря 2008 г. //Официальный сайт Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации: www.minzdravsoc.ru(дата обращения 10.08.2013)
Kasparians Nadezhda Michailovna,Candidate of economic science, lecturer of economic and management department of Kuban State University, branch in ArmavirThe features of the Russianpension system:regional aspectAbstarct.Thearticle deals with the components of the Russianpension system, the main features of pension system,the sources ofnonbudget pension fund, making obligations in pension guaranteeing of the populationin the regionKeywords: pension system, pension insurance, social insurance,public pension