Исторический экскурс изучения влияния условий труда на здоровье и психическое благополучие человека

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Лобанова А. В. Исторический экскурс изучения влияния условий труда на здоровье и психическое благополучие человека // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 476–480. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54359.htm.
Аннотация. В статье рассмотрены исторические подходы к решению проблемы влияния условий выполнения трудовой деятельности на состояние здоровья работника.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Лобанова Анна Владимировна,кандидат психологических наук, доцент кафедры социальногуманитарных дисциплин,филиал ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет», г.Тихорецкannalobanova@bk.ru

Исторический экскурс изучения влияния условий труда на здоровье и психическое благополучие человека

Аннотация.В статье рассмотрены исторические подходы к решению проблемы влияния условий выполнения трудовой деятельности на состояние здоровья работника.Ключевые слова:труд, эмоциональное выгорание, психогигиена труда.

Изучение влияния условий труда на здоровье и психическое благополучие человека началось с развитием промышленного производства. Развитие капитализма в XVIIIXIXвеках ознаменовалось резкой интенсификацией труда, высоким травматизмом и массовыми профессиональными заболеваниями. Достаточно широко понятие «деструкции в профессии» представлено в медицине, где они рассматриваются с точки зрения нарушений в процессе функционирования какоголибо органа, под воздействием вредоносных факторов.Еще в период феодализма отмечается внимание рада ученыхмедиков к вопросам профессионального здоровья и профессиональной гигиены. На рубеже XVIIXIXвеков вышел в свет обобщенный научный труд итальянского врача Б. Ромацинни «О болезнях ремесленников. Рассуждение». В нем автор впервые проанализировал влияние различных факторов производственной среды на организм ремесленник семидесяти профессий.Изначально вопросы влияния труда на здоровье работника освещались в рамках практической медицины и представляли собой исследования соматических профессиональных заболеваний, позднее приобретя гигиенический аспект. Как отмечают Н.Е. Водопьянова и Е.С. Старченкоблагодаря этим исследованиям были сформированы санитарногигиенические требования к условиям труда, разработаны первые профилактические мероприятия, направленные на предупреждение заболеваемости и производственного травматизма. Во второй половине XIXвека благодаря трудам Р. Вирхова социальная медицина выделяется в самостоятельную отрасль медицинских знаний.В 1912 году в Берлинском гигиеническом институте открылось отделение социальной гигиены. В 1916 году в Германии была разработана программа социальной гигиены как науки и специальности, которая была нацелена на изучение социальных проблем здоровья.Однако первые отчетливые признаки проявления внимания к вопросу обеспечения здоровья работников относится к началу XXвека. Они связаны с оформлением движения за научную организацию труда (НОТ), основоположником которого был американский инженер Ф. Тейлор. В своих работах он исходил из концепции «экономического человека», рассматривая рабочего как элемент производственного процесса. Социальная природа, психическое и физическое благополучие индивида его не интересовали.В трудах Ф. Джилберта, считающимся вторым вождем движения за научную организацию труда, достаточно четко просматривается выраженная ориентация на «человеческий фактор». Он видел смысл НОТ в том, чтобы каждый занимался тем делом, которое больше всего соответствует его физическим и психическим способностям.Параллельно с медикамигигиенистами и сторонниками движения НОТ, в первые десятилетия XXвека появляются исследования психологических факторов рабочей нагрузки. Начав с изучения монотонии производственного процесса, психологи перешли к рассмотрению влияния социальнопсихологических стрессфакторов на производительность труда. В этот период И.М. Сеченов проводит цикл исследований трудовой деятельности, в результате которых обосновываются рекомендации по продолжительности рабочего дня, начинается изучение природы утомления. Широкую известность получает такая его работа как «Физиологические критерии для установки рабочего дня». Такая переориентация в направлении исследований была обусловлена крупнейшими открытиями в нейрофизиологии (В.Н. Бехтерев, Э. Росс, В. Меде, К. Левин, Г. Олпорт и др.). В Институте по изучению мозга и психической деятельности, руководимой В. М. Бехтеревым, были организованы Лаборатории рефлексологии труда, психологии профессиональных групп и др.В XXвеке технический и информационный прогресс выдвинули на первый план вопросы охраны психического здоровья людей, что привело к выделению психогигиены в отдельную научнопрактическую дисциплину.В конце XXвека (90е годы) в отечественной психологии начинает оформляться новое научное направление –психология здоровья. В настоящее время интенсивно разрабатываются теоретические, методологические и практические вопросы, относящиеся к области психологии профессионального здоровья. Данная область научного направления психологии ищет ответы на вопросы, которые связаны с выяснением влияния на психическое и социальное здоровье человека всего того, что, так или иначе, сопряжено с выполнением им профессиональной деятельности, особенностями ее организации и содержания.Большинство педагогическихисследований по проблеме профессиональной деятельности, ее влияния на развитие субъекта труда были направлены на изучение продуктивного развития педагога (А.А.Вербицкий, Ф.Н.Гоноболин, В. И. Загвязинский, В. А. Сластенин и др.). Следует отметить, что особый вклад в решение проблемы влияния профессии на развитие личности и в решение ряда других проблем психологии труда, внес отечественный педагог К. Д.Ушинский. В своей статье «Труд в его психическом и воспитательном значении» автор раскрывает высокую нравственную силу свободы труда, развивающее значение профессиональной деятельности. Вместе с тем, деструктивные тенденции профессионального развития педагога в педагогической науки не исследовались.Так, Б. Г. Ананьев один из первых поставил вопрос о возможных несовпадениях развития свойств личности и свойств субъекта деятельности, отмечал условия при которых могут происходить эти несовпадения. В. Н.Мясищев в работе «Личность и неврозы» рассматривал необходимость изучения взаимосвязи между личностью и субъектом деятельности. Ученый подчеркивал важность замены психологии «безличных процессов» на психологию личности в деятельности. Как отмечает Э.В.Кондракова, на сегодняшний день в социономических профессиях значительно проявляется тенденция к снижению уровня адаптивности к стрессу в профессии, под влиянием пролонгированных факторов невротизации в условиях педагогического труда, все большую опасность представляет своевременно не выявленные заболевания.[2,3]В начале XXвека известный социолог Питирим Сорокин вводит понятие «профессиональная деформация», для обозначения особого социальнопсихологического феномена. К числу ученых, занимавшихся и занимающихся в той или иной степени проблемой профессиональной деформации личности можно отнести С. П. Безносова, Р. М. Грановскую, Л.Н. Корнеева, А.А. Крылова. Е. С. Кузьмина, Б. Д. Новикова, Н.Н.Обозова, Е. И. Рогова и др.Слово «деформация» (от латинского geformatio) означает изменение размера и формы тела под воздействием внешней среды(профессиональная деятельность в широком смысле слова может быть отнесена к категории внешней среды).В современной психологической литературе для характеристики влияния профессиональной деятельности на личность специалиста и ее проявление, используются выражения –«деформация личности», «профессиональная деформация» (Н. В. Руденский,Д.Трунов,О.Б.Полякова и др.), «деформация профессиональной деятельности» (А.А.Деркач, А. К. Маркова). Деформация личности–это изменения качеств и свойств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентаций, характера, способов общения и поведения) под влиянием тех или иных факторов, имеющих для нее жизненно важное значение. Профессиональная деформацияличности специалиста –это изменение качеств и свойств личности под влиянием выполняемой им профессиональной деятельности. Деформации профессиональной деятельностирассматриваются как изменения и отклонения в структуре деятельности, в составе ее компонентов, препятствующих профессиональному развитию. Деформации профессионального развития проявляются в замедленном профессиональном развитии, несформированности или обеднении профессиональной деятельности и профессионального общения, дезинтеграция и распад профессионального сознания и профессионального мировоззрения, ослабление имеющихся профессиональных способностей и профессионального интерес.У Рогова Е. И. встречаем: «Освоение личностью профессии неизбежно сопровождается изменениями в структуре, когда с одной стороны, происходит усиление и интенсивное развитие качеств, а с другой –изменение, подавление и даже разрушение структур не участвующих в этом процессе. Если эти профессиональные изменения расцениваются как негативные, т.е. нарушающие целостность личности, снижающие ее адаптивность и устойчивость, то их следует рассматривать как профессиональные деформации». Автор отмечает, что профессиональная деформация всегда включена в процесс жизнедеятельности субъекта как специфическая форма его активности.Л.Н. Корнеева также подчеркивает разнообразное негативное воздействие профессии на личность, определяя профессиональную деформацию как резкое заострение, огрубление и перенесение во вне профессиональных привычек, стиля мышления и общения и особенностей личности, которое осложняет взаимодействие человека с другими людьми, часто делая свое поведение неадекватным обстановке. Автор считает, что профессиональная деформация носит компенсаторный характер и является более вероятностным феноменом для людей с недостаточным уровнем профессиональных способностей и отсутствием творческого момента в деятельности.В своих исследованиях Р. М. Грановская акцентирует внимание на проявлениях профессиональных деформаций личности, которые, по мнению автора, проявляются в установках и стереотипах поведения. Она пишет о том, что отличительной чертой деформированных профессионалов является «склонность видеть профессиональное в непрофессиональном».В результате методологического исследования трудового процесса С.П. Безносовым доказано наличие деформирующего влияния на человека каждого отдельного элемента структуры профессиональной деятельности: предметов деятельности, процессов его преобразования, продукта труда, средств деятельности, способов их применения, способностей субъектапрофессионала. Автором доказывается, что наиболее глубоко и ярко признаки профессиональной деформации проявляются в профессиях типа «человекчеловек».В диссертационном исследовании Ивановой Е.В. дается, на наш взгляд, обобщенная характеристика феномену профессиональной деформации –это «всякое изменение, наступающее в организме (и психике) человека, нарушающее целостность личности, снижающее ее адаптивность и профессиональноэффективное функционирование в социуме, зачастую накладывающее «отпечаток» на внешний облик человека, приобретающее стойкий характер и негативную окраску, при усвоении, это изменение вызвано профессиональной деятельностью, выполняемой индивидом».Основное внимание зарубежных ученых направлено на изучение такого явления профессиональной деформации как «психическое выгорание». Данное понятие, обозначающее состояние психического истощения, было введено американским психиатром Х. Дж. Френдербергом в 1974 году. Выделено множество самых разнообразных теоретических подходов к описанию психического выгорания (Х.Дж. Френдерберг, К. Маслач и Д.Джексон, К. Кондо, А. Пайнс, Г. Селье и др.). Интерес к исследованию синдрома выгорания вырос после того, как американские ученые К. Маслач и Д.Джексон систематизировали описательные характеристики данного феномена и разработали опросник для количественной его оценки.Среди отечественных психологов, занимающихся разработкой данной проблемы, следует отметить Н. Е. Водопьянову,Е. М. Иванову, В. Е. Орел, А.А.Рукавишникова, Е. С. Старченко, Т. В. Форманюк и др.В методологическом и практическом плане проблема выгорания оказалась более разработанной по сравнению с исследованиями явлений профессиональной деформации личности. На наш взгляд, это связано с тем, что синдром выгорания, рассматриваясь в контексте профессиональной деятельности, может возникать с самого начала профессионального пути и благодаря своему эмоциональному компоненту, постоянно напоминает личности о состоянии неудовлетворенности результатами труда, желанием изменить положение дел, тогда как профессиональные деформации личностных особенностей проявляются на поздних этапах профессионального становления и не всегда осознаются субъектом.Как отмечалось нами выше, освоение личностью профессии неизбежно сопровождается изменениями в структуре субъекта деятельности. В концепциях профессионального становления и развития личности В.А.Бодрова, Э. Ф. Зеера, Е. А. Климова, А. К. Марковой, Л. М. Митиной признается разнонаправленность онтогенетических изменений личности в процессе выполнения профессиональной деятельности. Авторами отмечен дихотомический характер влияния профессии на формирование и развитие личности. С одной стороны профессиональная деятельность положительно влияет на психику человека, задает направленность развития личности, формирует важнейшие стороны его индивидуальности, с другой –оказывает негативное влияние на личность, разрушая ее целостность, снижая ее адаптивность и устойчивость. Это обусловлено тем, что осваивая профессию, человек интенсивно развивает те качества, которые приводят к продуктивному результату деятельности, способствуют успешному ее выполнению, вместе с тем, структуры, которые не участвуют в этом процессе, изменяются: подавляются, разрушаются, деформируются.Таким образом, можно констатировать, что на стадии профессионализации у субъекта труда неизбежно развиваются профессиональные деструкции. Специальные исследования Е.В. Юрченко дают основание утверждать, что яркие проявления профессиональной деформации учителей наблюдались уже во второй половине 19 века, после крушения крепостного самодержавного строя. Автор находит подтверждение тому, что процесс профессиональной подготовки и профессиональной деятельности был противоречивым и сложным. С одной стороны государство требовало «обратить особое внимание на подготовку способных воспитателей и учителей» (Проект устава общеобразовательных учебных заведений от 1862 года), а с другой стороны предлагалось давать учителям не столько специальные педагогические знания, сколько общеобразовательные, упростить по возможности программу обучения «ибо в лице сельских учителей Россия получит класс людей, презирающих народ и ненавидимых народом, класс озлобленных и завистливых людей –новый элемент государственного беспорядка». Таким образом, социальный заказ России эпохи реакции (IIполовины 19 века) на первый план выдвигал не общую образовательную подготовку учителей, не интересы и требования науки, не интересы молодого поколения, а укрепление самодержавия. Прогрессивная часть учительства всячески стремилась поднять образовательный и культурный уровень школы, а государство в лице школьной администрации стремилось свести все обучение к простой грамоте, поддержанию формальных отношений, строгой дисциплины, ограничивала внедрение развивающих элементов. Все эти противоречия приводили к проявлению формализма, инертности, авторитарность педагога в профессиональной деятельности. В работах А. С. Макаренко можно найти отражения профессиональных деформаций, доставшихся в наследство педагогам от предыдущей эпохи. Самым опасным моментом, деформирующим личность, по мнению педагога, являлся страх –страх перед человеческим разнообразием. Страх приводит к стремлению «остричь всех одним манером, втиснуть человека в стандартныйшаблон, воспитать узкую серию человеческих типов.Профессиональная деформация педагогов проявляется, по мнению А. С. Макаренко, в нотациях, суровой, излишней серьезности, искусственно создаваемой педагогической хмурости, раздражительности, крикливости, наклеивании ярлыков, унижающих человеческое достоинство. Интересным для нашего исследования является мнение великого педагога о том, что личность нельзя мыслить вне общества, отдельно от него. Ведущим в этом диалектическом единстве он видел коллектив. Единство коллектива и отдельной личности может нарушаться в силу различных причин. Так, глубокий конфликт возникает, когда коллектив останавливается в своем развитии –«почитает на лаврах». «Педагогический коллектив, остановившийся в своем развитии, неизбежно деформируется: его интересы не совпадают с интересами общества. Коллектив как бы отдаляется, обособляется от общества и превращается в «замкнутую систему», которая деформирует личность педагога. Коллектив, остановившийся в своем развитии, может раздавить, уничтожить личность. Этот коллектив способствует развитию приспособленчества, карьеризма, угодничества, стимулирует развитие низменных чувств, ведет к утрате личностью собственного достоинства, на место общественных интересов становятся узкогрупповые, корыстные интересы, которые выдаются за общественные».

Ссылки на источники1.ЛобановаА.В.Профессионально обусловленные деструкции личности преподавателя высшей школы и способы их коррекции. Дисс.канд.психол.н.Москва.2008.2.Кондракова Э.В. Роль различных факторов в сохранении здоровья по результатам опроса. /Кондракова Э.В. //Общественное здоровье и профилактика заболеваний. М., 2007. № 3. с. 38433.Мониторинг здоровья работающих с применением автоматизированного программного комплекса «АМСАТ»./Кондракова Э.В. //Сб. научных трудов международной конференции «АПК АМСАТ в свете новых информационных технологий в медицине». Берлин, 2005. с. 5153.

Anna Lobanova,candidateof psychological Sciences, associate Professor, chair of socialhumanitarian disciplines of branch «The Kuban State University», Tikhoretskannalobanova@bk.ruHistorical excursus to study the impact of working conditions on the health and mental wellbeingAbstract.The article considers the historical approaches to solving the problems of influence of conditions of performance of labour activities on the health condition of the employee.Key words:work, emotional burnout, occupational health, labour.