Социально-экономическая дифференциация сельских муниципальных районов Волгоградской области
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Колпакова
Е.
А.,
Попова
С.
А. Социально-экономическая дифференциация сельских муниципальных районов Волгоградской области // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
471–475. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/54358.htm.
Аннотация. На основе проведенного анализа социально-экономической дифференциации муниципальных районов Волгоградской области были сформированы четыре типа сельских территорий. В статье представлена краткая характеристика каждого из типов, выявлены основные экономические и социальные проблемы каждой зоны. Авторами выработаны рекомендации по формированию государственной поддержки социально-экономического развития муниципальных образований Волгоградской области.
Ключевые слова:
социальная сфера, устойчивое развитие, сельские территории, аграрный сектор экономики, социально-экономическая дифференциация
Текст статьи
Попова Светлана Александровна,кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой экономическойтеориии социальноэкономическихпроблем АПК,ФГБОУ ВПО «Волгоградскийгосударственныйаграрный университет», г. ВолгоградPopova_s_a@mail.ru
Колпакова Екатерина Александровна,аспирант, старший преподаватель кафедрыэкономическойтеориии социальноэкономическихпроблем АПК,ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный аграрный университет», г. ВолгоградKatya200611@mail.ru
Социальноэкономическая дифференциация сельских муниципальных районов Волгоградской области
Аннотация.На основе проведенного анализа социальноэкономическойдифференциациимуниципальных районов Волгоградской области были сформированы четыре типасельских территорий. В статье представлена краткая характеристика каждого из типов, выявлены основные экономические и социальные проблемы каждой зоны. Авторами выработаны рекомендации по формированию государственной поддержки социальноэкономического развития муниципальных образований Волгоградской области.Ключевые слова:сельские территории, устойчивое развитие,аграрный сектор экономики, социальная сфера, социальноэкономическая дифференциация
Важной задачей современной аграрной политики является административное обеспечение устойчивого развития сельских территорий. В соответствии с Планом мероприятий по реализации Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, на федеральном уровне была разработана целевая программа устойчивого развития сельских территорий. Программа призвана способствовать ростууровня и качества жизни сельского населения на основе повышения уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских территорий, созданию условий для улучшения социальнодемографической ситуации и повышению престижности проживания в сельской местности.Переход к устойчивому развитию Российской Федерации в целом возможен только в том случае, если будет обеспечено устойчивое развитие всех ее регионов.Программноцелевым инструментом сбалансированного решения социальных, экономических, экологических и инфраструктурных проблем развития сельских территорий Волгоградской области стали государственная и муниципальные программы устойчивого развития сельских территорий, в разработке которых активное участие приняли сотрудники кафедры «Экономическая теория и социальноэкономические проблемы АПК» Волгоградского аграрного университета.В настоящее время по большинству основных показателей социального иэкономического развития сельская местность Волгоградской области отстает от среднеобластных значений. Демографическая ситуация остается сложной и характеризуется продолжающимся сокращением числа сельских жителей. Уже более 20 лет в области фиксируется ситуация демографического кризиса, что проявляется превышением общего уровня смертности над рождаемостью, вследствие чего показатель естественного прироста сельского населения ежегодно имеет отрицательное значение[1].Для сельских территорий Волгоградской области в сравнении с городской местностью характерен более низкий уровень развития социальной инфраструктуры. В настоящее время в сельской местности существует необходимость в расширении действующей системы дошкольного образования, так как темпы роста рождаемости превышают увеличение количества мест в дошкольных образовательных учреждениях.Процесс сокращения сетевых показателей сельской социальной инфраструктуры характерен и для системы здравоохранения муниципальных районов Волгоградской области. Об этом свидетельствует уменьшение количества функционирующих медучреждений за 25летний период на 13,2%. В 1987 г. в среднем на 1 сельский район области приходилось более 27 медучреждений, в 2000 г. –25, а 2012 г. осталось лишь 23 медучреждения. В ряде районов в результате реорганизации, количество лечебнопрофилактических учреждений сократилось в несколько раз. Во многих районах медицинские учреждения распределены неравномерно. Большая их часть концентрируется в близлежащих к райцентру поселениях, что не отвечаетинтересам жителей отдаленных сел.В последние годы процесс структурных преобразований в сети больничных учреждений активизировался. Сокращается сеть станций (отделений) скорой медицинской помощи в сельской местности. Обеспеченность сельских жителей больничными койками на начало 2012 г. составила 65,9 больничных коек на 10000 человек населения при нормативе 102 койки. По сравнению с 2008 г. этот показатель снизился на 32,2 %.Техническое состояние многих зданий и учреждений здравоохранения в сельской местности неудовлетворительное. По данным нашего обследования, 2,8% ФАПов находятся в аварийном состоянии, 5% требуют реконструкции и 25% капитального ремонта. Уровень благоустройства ФАПов очень низок: водопровод есть в 41,5% зданий, горячее водоснабжение в12,5%, центральное отопление –в 32,6%, канализация –в 36,5%.
Актуальным остается вопросповышения уровня удовлетворенности социальных и духовных потребностей сельского населения, повышение уровня и качества услуг, предоставляемых учреждениями культуры и искусства, обеспечение их доступности для широких масс населения, укрепление и обновление материальнотехнической базы.Проведенный анализ статистических данных убедительно свидетельствует о снижении доступа сельских жителей к услугам учреждений культурно –досугового типа. В среднем, по всем районам Волгоградской области, за последние 25 лет обеспеченность сельского населения учреждениями культурнодосугового типа сократилась на 13,8%.В сельской местности отмечается более высокий уровень общей и официально зарегистрированной безработицы. Уровень зарегистрированной безработицы на конец января 2013 г. составил 1,3% от экономически активного населения. В силу малого количества рабочих мест вблизи места проживания, низкой заработной платы, составляющейосновную часть доходов населения, большая часть незанятых селян вынуждена либо искать более высокооплачиваемую работу за пределами территории проживания, либо получать социальные выплаты, включая пособие по безработице, и вести личное подсобное хозяйство.Основной отраслью экономики муниципальных районов Волгоградской области является сельское хозяйство, которое в последние пять лет развивалось темпами, несколько опережающими средние темпы по России. За указанный период объем сельскохозяйственного производства увеличился на 26,3% (по России на 23%). Среди субъектов Российской Федерации Волгоградская область входит в десятку лидеров по производству зерновых культур, подсолнечника и овощей.Тем не менее моноотраслевая экономика, низкая, экономически и социально несправедливая общественная оценка сельскохозяйственного труда не обеспечивают сельскому населению социальноприемлемый уровень доходов. Среднемесячная заработная плата работниковВолгоградской областив среднем по всем отраслям экономики на конец 2012 г., достигла 19280 руб. В сельском хозяйстве аналогичный показатель составлял 12500 руб. (на 35,2% меньше среднеотраслевого уровня).Наряду с достаточно низкой заработной платой в сельском хозяйстве,совокупное неблагополучие в состоянии сельской социальнотерриториальной составляющей общества тормозит создание надлежащих условий для здорового образа жизни, повышения позитивной активности, работоспособности и результативной деятельности, а в итоге –укреплениепрестижности аграрного труда и сельского места жительства.Современная ситуация в экономике Волгоградской области, характеризуется ярко выраженной пространственной поляризацией районов по уровню развития аграрного производства и социальной сферы. Это обусловлено сочетанием большого масштаба территории, многообразием почвенноклиматических условий, различий стартовых условий хозяйствования, исторических и других особенностей развития районов. Поэтому стратегически важным для развития сельских территорий Волгоградской области является проведение эффективной политики, обеспечивающей сглаживание чрезмерной дифференциации сельских районов по уровню социальноэкономического развития.Разработкагосударственной областной программы «Устойчивое развитие сельских территорий Волгоградской области на 20142017 гг. и на период до 2020г» предопределила проведениесоциальноэкономическойдифференциациисельских районов области, что позволило определить закономерности территориального развитияи разработать основные направления поддержки сельских территорий. В основу социальноэкономической дифференциациисельских районов области были положены следующие критерии: демографические показатели (естественный прирост, миграция, уровень смертности и рождаемости), степень развития аграрной сферы производства, обеспеченностьтерриторий социальноинженерной инфраструктуройиуровень жизни сельского населения.Каждый из муниципальных районов Волгоградской области характеризуется особой производственной и социальнодемографической структурой, наличием приоритетных проблем и потенциальных возможностей развития.Таблица 1Основные показатели социальноэкономической дифференциации сельских территорий Волгоградской области
Показатели1 тип2 тип3 тип4 типКоличество сельскохозяйственных предприятий1455214974из них прибыльных, %89,082,075,082,0Прибыль в расчете на 1 предприятие, тыс. руб.183241118941283525Удельный вес прибыли, полученной предприятиями группы в общем объеме выручки по области, %65,252,012,97,7Общая численность работников сельскохозяйственныхпредприятий, чел.12157613792724260Среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве, руб.9503899685045398Естественный прирост (убыль) населения на 1000 чел., чел.+27,8+26,768,788,8Уровень официальной безработицы в среднем по группе, %1,351,482,02,16Интенсивность миграции на 1000 чел. населения, чел.7,32,57,815,3Средняя обеспеченность жильем 1 жителя, кв.м.25,320,923,319,9
В процессе исследования были выделены четыре типа сельских муниципальных районов Волгоградской области с различным характером освоения территорий, сельскохозяйственного использования земель, потенциалами и ограничениями развития сельской местности.Основные исходные показатели социальноэкономической дифференциации сельских муниципальных районов Волгоградской области представлены в таблице 1.К первому типу относятся сельские районы с благоприятными природными и социальнодемографическими предпосылками развития территорий, способствующими ее достаточной освоенности и преимущественно аграрной специализации (Алексеевский, Еланский, Иловлинский, Киквидзенский, Клетский, Кумылженский, Михайловский, Новоаннинский, Новониколаевский, Урюпинский).Данные районы занимают 25,4% территории Волгоградской области, сосредотачивают 31,1% сельского населения, в 2012 г.здесьбылопроизведено55,8% валовой продукции сельского хозяйства. Это основная сельскохозяйственная зона области, в которой насчитывается145 коллективных сельскохозяйственных предприятия (34,5% от общего количества по региону), 89% из которых являются прибыльными. Дляпервоготипа территорий характерен самый высокий естественный прирост населения в области –27,8чел. на 1000 чел.населения, а такжевысокая степеньсельскохозяйственнойосвоенностиземель, миграционная привлекательность ивысокопродуктивное сельское хозяйство. Среднемесячная заработная плата работников,занятых в сельскохозяйственном производстве в 2012 г. составила 9503 руб., что выше среднеобластных значений на 12,1%. Основными социальноэкономическими проблемами данного типа районов является: монофункциональность сельской экономики, недостаточно высокое развитие социальной инфраструктуры в сельской местности.Ко второму типу относятся районы с благоприятными социальноэкономическими предпосылками развития сельской местности пригородного типа и полифункциональной сельской экономикой (Городищенский, Калачевский, Светлоярский, Среднеахтубинский).Занимают 10,4% территории Волгоградской области, сосредотачивают 17,7% сельского населения. В данной зоне насчитывается 52сельскохозяйственных предприятий области,в них заняты 6,1 тыс. работников (19,1% от численности работников по региону).Для второготипа сельских территорий характернавысокаяплотность сельского населения
19,9 чел. на 1 кв. км, достаточно развитая социальная и инженерная инфраструктура, интенсивное рекреационное использованиетерриторийи достаточно активный ввод жилья в эксплуатацию. Потенциал развития сельской местности в данной группе связан с высокой миграционной привлекательностью этих районов для населения, возможностью пользования городской инфраструктурой и рабочими местами, близостью города, активным участием городских пищевых предприятий в развитии пригородного сельского хозяйства. Экономика районов данной группы характеризуется относительно высоким уровнемдоходов населения, которые на 12% выше среднеобластных показателей.Основные экономические проблемыданного типарайонов: низкий уровень инвестиционной активности (объем инвестиций в основной капитал в среднем по группе составил 8523 тыс. руб, что на 47% ниже среднеобластных данных). Острыми задачами в настоящее время остаются проблемы хозяйственнопитьевого водоснабжения сельских жителей, а также низкого уровня газификации населенных пунктов.Основные социальные проблемы –конфликты землепользования, связанные с высокими ценами на землю, сокращение природных и аграрных ландшафтов в результате застройки, загрязнение окружающей среды. К третьему типу относятся районы с социальнодемографическими ограничениями развития сельской местности и зонами социальноэкономической нестабильности (Даниловский, Жирновский, Камышинский, Котовский, Нехаевский, Николаевский, Октябрьский, Ольховский, Руднянский, Серафимовичский, Суровикинский, Фроловский, Чернышковскийрайоны). Это самый крупный тип районов, который занимает 38,2% территории Волгоградской области и сосредотачивают 33,% сельского населения. В данной зоне сосредоточено 149 единиц коллективных сельскохозяйственных предприятий, что составляет 35,4% всех сельскохозяйственных предприятий области,в них заняты более 9,4 тыс. работников.Для данной зоны характерна средняя плотность населения (в среднем 8,4 человека на 1 км2), длительная депопуляция и продолжающийся отток населения (сальдо миграций в среднем –7,8 чел. на 1000 чел. населения, а за пределами пригородов гораздо выше), кризис сельскохозяйственных организаций.Основные социальноэкономические проблемыданного типа территорий: старение населения и отток молодежи, алкоголизация населения и ухудшениесоциальной среды, недостаточная развитость социальной инфраструктуры, финансовая несостоятельность многих сельскохозяйственных организаций, низкая производительность труда и высокая себестоимость продукции. На перифериях зоны формируются зоны социальноэкономической депрессии. Перспективы аграрного развития преимущественно связаны с восстановлением роли сельскохозяйственных организаций.К четвертому типу относятся районы с природноклиматическими ограничениями развития сельской местности,периферийного развитияи очаговой освоенностью(Быковский, Дубовский, Котельниковский, Ленинский, Палассовский, Старополтавский). Занимая 26% территории Волгоградской области, сосредотачивают 18,2% сельского населения.В данной зоне сосредоточено 74 единицы коллективных сельскохозяйственных предприятий, что составляет 16,8% всех сельскохозяйственных предприятий области, в них заняты более 3,1 тыс. работников (10,9% от численности работников по региону). Плотность населения в данном типе районов самая низкая по области –24,3 чел. 1 кв. км. Отличительнымичертамиданной группы районовявляется:достаточно низкая степень сельскохозяйственной освоенности, миграционная непривлекательность (отрицательное сально миграции –15,3чел. на 1000 чел. населения), низкопродуктивное сельское хозяйство, связанное с неблагоприятными природноклиматическими особенностями.Социальноэкономические проблемыпроявляются в сложнойдемографической ситуации, низких доходахнаселения и достаточно высокомуровнебезработицы. Наибольшую проблему представляют ареалы сельской местности, удаленные от крупных сельских центров и транспортных магистралей. Для ниххарактерны низкийуровень жизни, слабая организация сельского сообщества. Сельхозпредприятия являются маломощными, как правило, убыточными. Основнойпуть развития таких территорий–активное вмешательство государства в происходящиесоциальноэкономическиепроцессы.Врайонах данной группы необходима санация, включающая комплекс мероприятий:диверсификации сельской экономики, не исключая реструктуризацию предприятий и изменение ассортимента производимой продукции для повышения их конкурентоспособности; пересмотр системы межбюджетного взаимодействия; политики повышения занятости и доходов сельского населения.Проведенный анализ социальноэкономической характеристики каждого из выделенных типов явился основой для дифференцированного подхода в разработке муниципальных программ «Устойчивое развитие сельских территорий на 20142017 гг. и на период до 2020 г.»Реализация наиболее крупных и значимых инвестиционных проектов запланирована в административных районах, отнесенных к первому типу. Для этих территорий характерна положительная тенденция привлечения инвесторов и инвестиционных ресурсов. В частности, в настоящее время реализуются крупные животноводческие проекты, такие как строительство откормочных площадок, реконструкция молочнотоварных ферм, создание производств по первичной обработке молока в Иловлинском районе; создание крупного животноводческого комплекса в Клетском районе; реконструкция предприятий перерабатывающей промышленности в Алексеевском районе.Потенциал долгосрочного развития сельских территорий Волгоградской области, отнесенных к четвертому типу, согласно предложенной социальноэкономической дифференциации, связан с реализацией таких значимыхинвестиционных проектов как:восстановление лиманного орошения, строительство животноводческих ферм и мясоперерабатывающих предприятий, создание племенных репродукторов в Палласовском муниципальном районе; ввод в действие животноводческих комплексов, мясокомбинатов и рыбоперерабатывающих цехов в Старополтавском районе[2].Устойчивое развитие экономики Волгоградской области может быть достигнуто только за счет поступательного развития отдельных муниципальных образований в ее составе. Без этого невозможно эффективное долгосрочное регулирование социально –экономического развития региона.Успешная реализация перспективных инвестиционных проектов возможно только при создании необходимых социальных и инфраструктурных условий. Очевидно, что открытие новых производств позволит не только нарастить темп производства сельскохозяйственной продукции, но и создать большое количество рабочих мест.
Ссылки на источники1.Попова, С.А. Устойчивое развитие сельских территорий Волгоградской области: проблемы и пути решения [текст] / С.А. Попова, Т.А. Рудкова, А.С. Горбачева, Е.А. Колпакова // Известия Нижневолжского агроуниверситетского комплекса: наука и высшее профессиональное образование.2013.№3(31).С.235239.2.Попова, С.А. Стратегические основы развития сельских территорий Волгоградской области / С.А. Попова, Т.А. Рудкова, А.А. Карпова, Е.А. Колпакова // Институты и механизмы инновационного развития в экономике, проектном менеджменте, образовании, юриспруденции, экологии, биологии, политологии, психологии, медицине, философии, филологии, социологии, химии, математике, технике, физики: сборник научных статей по итогам международной научнопрактической конференции 2728 декабря 2013 г. –СПб. –2013. –с. 121122.
Popova Svetlana AleksandrovnaCandidate of economic sciences, docent, head of the department «Economic theory and socioeconomic problems of the agroindustrial complex» in chief of the Volgograd statestate agrarian universityKolpakova Ekaterina AleksandrovnaGraduate student, senior lecturer of the department «Economic theory and socialeconomic problems of the agroindustrial complex» in chief of the Volgograd statestate agrarian universitySocioeconomic differentiation of ruralmunicipal districts of the Volgograd regionAbstract.Оn the basis of the conductedanalysis of the socioeconomic differential municipal districts of the Volgograd region were formed four types of rural areas. The article presents a brief description of each of the types identified the main economic and social problems of each zone. Theauthors make recommendations for formation of the state support of socioeconomic development of municipalities in the Volgograd region.Key words:rural areas, sustainable development, agrarian sector of economy, social sphere, socioeconomic differentiation.
Колпакова Екатерина Александровна,аспирант, старший преподаватель кафедрыэкономическойтеориии социальноэкономическихпроблем АПК,ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный аграрный университет», г. ВолгоградKatya200611@mail.ru
Социальноэкономическая дифференциация сельских муниципальных районов Волгоградской области
Аннотация.На основе проведенного анализа социальноэкономическойдифференциациимуниципальных районов Волгоградской области были сформированы четыре типасельских территорий. В статье представлена краткая характеристика каждого из типов, выявлены основные экономические и социальные проблемы каждой зоны. Авторами выработаны рекомендации по формированию государственной поддержки социальноэкономического развития муниципальных образований Волгоградской области.Ключевые слова:сельские территории, устойчивое развитие,аграрный сектор экономики, социальная сфера, социальноэкономическая дифференциация
Важной задачей современной аграрной политики является административное обеспечение устойчивого развития сельских территорий. В соответствии с Планом мероприятий по реализации Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, на федеральном уровне была разработана целевая программа устойчивого развития сельских территорий. Программа призвана способствовать ростууровня и качества жизни сельского населения на основе повышения уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских территорий, созданию условий для улучшения социальнодемографической ситуации и повышению престижности проживания в сельской местности.Переход к устойчивому развитию Российской Федерации в целом возможен только в том случае, если будет обеспечено устойчивое развитие всех ее регионов.Программноцелевым инструментом сбалансированного решения социальных, экономических, экологических и инфраструктурных проблем развития сельских территорий Волгоградской области стали государственная и муниципальные программы устойчивого развития сельских территорий, в разработке которых активное участие приняли сотрудники кафедры «Экономическая теория и социальноэкономические проблемы АПК» Волгоградского аграрного университета.В настоящее время по большинству основных показателей социального иэкономического развития сельская местность Волгоградской области отстает от среднеобластных значений. Демографическая ситуация остается сложной и характеризуется продолжающимся сокращением числа сельских жителей. Уже более 20 лет в области фиксируется ситуация демографического кризиса, что проявляется превышением общего уровня смертности над рождаемостью, вследствие чего показатель естественного прироста сельского населения ежегодно имеет отрицательное значение[1].Для сельских территорий Волгоградской области в сравнении с городской местностью характерен более низкий уровень развития социальной инфраструктуры. В настоящее время в сельской местности существует необходимость в расширении действующей системы дошкольного образования, так как темпы роста рождаемости превышают увеличение количества мест в дошкольных образовательных учреждениях.Процесс сокращения сетевых показателей сельской социальной инфраструктуры характерен и для системы здравоохранения муниципальных районов Волгоградской области. Об этом свидетельствует уменьшение количества функционирующих медучреждений за 25летний период на 13,2%. В 1987 г. в среднем на 1 сельский район области приходилось более 27 медучреждений, в 2000 г. –25, а 2012 г. осталось лишь 23 медучреждения. В ряде районов в результате реорганизации, количество лечебнопрофилактических учреждений сократилось в несколько раз. Во многих районах медицинские учреждения распределены неравномерно. Большая их часть концентрируется в близлежащих к райцентру поселениях, что не отвечаетинтересам жителей отдаленных сел.В последние годы процесс структурных преобразований в сети больничных учреждений активизировался. Сокращается сеть станций (отделений) скорой медицинской помощи в сельской местности. Обеспеченность сельских жителей больничными койками на начало 2012 г. составила 65,9 больничных коек на 10000 человек населения при нормативе 102 койки. По сравнению с 2008 г. этот показатель снизился на 32,2 %.Техническое состояние многих зданий и учреждений здравоохранения в сельской местности неудовлетворительное. По данным нашего обследования, 2,8% ФАПов находятся в аварийном состоянии, 5% требуют реконструкции и 25% капитального ремонта. Уровень благоустройства ФАПов очень низок: водопровод есть в 41,5% зданий, горячее водоснабжение в12,5%, центральное отопление –в 32,6%, канализация –в 36,5%.
Актуальным остается вопросповышения уровня удовлетворенности социальных и духовных потребностей сельского населения, повышение уровня и качества услуг, предоставляемых учреждениями культуры и искусства, обеспечение их доступности для широких масс населения, укрепление и обновление материальнотехнической базы.Проведенный анализ статистических данных убедительно свидетельствует о снижении доступа сельских жителей к услугам учреждений культурно –досугового типа. В среднем, по всем районам Волгоградской области, за последние 25 лет обеспеченность сельского населения учреждениями культурнодосугового типа сократилась на 13,8%.В сельской местности отмечается более высокий уровень общей и официально зарегистрированной безработицы. Уровень зарегистрированной безработицы на конец января 2013 г. составил 1,3% от экономически активного населения. В силу малого количества рабочих мест вблизи места проживания, низкой заработной платы, составляющейосновную часть доходов населения, большая часть незанятых селян вынуждена либо искать более высокооплачиваемую работу за пределами территории проживания, либо получать социальные выплаты, включая пособие по безработице, и вести личное подсобное хозяйство.Основной отраслью экономики муниципальных районов Волгоградской области является сельское хозяйство, которое в последние пять лет развивалось темпами, несколько опережающими средние темпы по России. За указанный период объем сельскохозяйственного производства увеличился на 26,3% (по России на 23%). Среди субъектов Российской Федерации Волгоградская область входит в десятку лидеров по производству зерновых культур, подсолнечника и овощей.Тем не менее моноотраслевая экономика, низкая, экономически и социально несправедливая общественная оценка сельскохозяйственного труда не обеспечивают сельскому населению социальноприемлемый уровень доходов. Среднемесячная заработная плата работниковВолгоградской областив среднем по всем отраслям экономики на конец 2012 г., достигла 19280 руб. В сельском хозяйстве аналогичный показатель составлял 12500 руб. (на 35,2% меньше среднеотраслевого уровня).Наряду с достаточно низкой заработной платой в сельском хозяйстве,совокупное неблагополучие в состоянии сельской социальнотерриториальной составляющей общества тормозит создание надлежащих условий для здорового образа жизни, повышения позитивной активности, работоспособности и результативной деятельности, а в итоге –укреплениепрестижности аграрного труда и сельского места жительства.Современная ситуация в экономике Волгоградской области, характеризуется ярко выраженной пространственной поляризацией районов по уровню развития аграрного производства и социальной сферы. Это обусловлено сочетанием большого масштаба территории, многообразием почвенноклиматических условий, различий стартовых условий хозяйствования, исторических и других особенностей развития районов. Поэтому стратегически важным для развития сельских территорий Волгоградской области является проведение эффективной политики, обеспечивающей сглаживание чрезмерной дифференциации сельских районов по уровню социальноэкономического развития.Разработкагосударственной областной программы «Устойчивое развитие сельских территорий Волгоградской области на 20142017 гг. и на период до 2020г» предопределила проведениесоциальноэкономическойдифференциациисельских районов области, что позволило определить закономерности территориального развитияи разработать основные направления поддержки сельских территорий. В основу социальноэкономической дифференциациисельских районов области были положены следующие критерии: демографические показатели (естественный прирост, миграция, уровень смертности и рождаемости), степень развития аграрной сферы производства, обеспеченностьтерриторий социальноинженерной инфраструктуройиуровень жизни сельского населения.Каждый из муниципальных районов Волгоградской области характеризуется особой производственной и социальнодемографической структурой, наличием приоритетных проблем и потенциальных возможностей развития.Таблица 1Основные показатели социальноэкономической дифференциации сельских территорий Волгоградской области
Показатели1 тип2 тип3 тип4 типКоличество сельскохозяйственных предприятий1455214974из них прибыльных, %89,082,075,082,0Прибыль в расчете на 1 предприятие, тыс. руб.183241118941283525Удельный вес прибыли, полученной предприятиями группы в общем объеме выручки по области, %65,252,012,97,7Общая численность работников сельскохозяйственныхпредприятий, чел.12157613792724260Среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве, руб.9503899685045398Естественный прирост (убыль) населения на 1000 чел., чел.+27,8+26,768,788,8Уровень официальной безработицы в среднем по группе, %1,351,482,02,16Интенсивность миграции на 1000 чел. населения, чел.7,32,57,815,3Средняя обеспеченность жильем 1 жителя, кв.м.25,320,923,319,9
В процессе исследования были выделены четыре типа сельских муниципальных районов Волгоградской области с различным характером освоения территорий, сельскохозяйственного использования земель, потенциалами и ограничениями развития сельской местности.Основные исходные показатели социальноэкономической дифференциации сельских муниципальных районов Волгоградской области представлены в таблице 1.К первому типу относятся сельские районы с благоприятными природными и социальнодемографическими предпосылками развития территорий, способствующими ее достаточной освоенности и преимущественно аграрной специализации (Алексеевский, Еланский, Иловлинский, Киквидзенский, Клетский, Кумылженский, Михайловский, Новоаннинский, Новониколаевский, Урюпинский).Данные районы занимают 25,4% территории Волгоградской области, сосредотачивают 31,1% сельского населения, в 2012 г.здесьбылопроизведено55,8% валовой продукции сельского хозяйства. Это основная сельскохозяйственная зона области, в которой насчитывается145 коллективных сельскохозяйственных предприятия (34,5% от общего количества по региону), 89% из которых являются прибыльными. Дляпервоготипа территорий характерен самый высокий естественный прирост населения в области –27,8чел. на 1000 чел.населения, а такжевысокая степеньсельскохозяйственнойосвоенностиземель, миграционная привлекательность ивысокопродуктивное сельское хозяйство. Среднемесячная заработная плата работников,занятых в сельскохозяйственном производстве в 2012 г. составила 9503 руб., что выше среднеобластных значений на 12,1%. Основными социальноэкономическими проблемами данного типа районов является: монофункциональность сельской экономики, недостаточно высокое развитие социальной инфраструктуры в сельской местности.Ко второму типу относятся районы с благоприятными социальноэкономическими предпосылками развития сельской местности пригородного типа и полифункциональной сельской экономикой (Городищенский, Калачевский, Светлоярский, Среднеахтубинский).Занимают 10,4% территории Волгоградской области, сосредотачивают 17,7% сельского населения. В данной зоне насчитывается 52сельскохозяйственных предприятий области,в них заняты 6,1 тыс. работников (19,1% от численности работников по региону).Для второготипа сельских территорий характернавысокаяплотность сельского населения
19,9 чел. на 1 кв. км, достаточно развитая социальная и инженерная инфраструктура, интенсивное рекреационное использованиетерриторийи достаточно активный ввод жилья в эксплуатацию. Потенциал развития сельской местности в данной группе связан с высокой миграционной привлекательностью этих районов для населения, возможностью пользования городской инфраструктурой и рабочими местами, близостью города, активным участием городских пищевых предприятий в развитии пригородного сельского хозяйства. Экономика районов данной группы характеризуется относительно высоким уровнемдоходов населения, которые на 12% выше среднеобластных показателей.Основные экономические проблемыданного типарайонов: низкий уровень инвестиционной активности (объем инвестиций в основной капитал в среднем по группе составил 8523 тыс. руб, что на 47% ниже среднеобластных данных). Острыми задачами в настоящее время остаются проблемы хозяйственнопитьевого водоснабжения сельских жителей, а также низкого уровня газификации населенных пунктов.Основные социальные проблемы –конфликты землепользования, связанные с высокими ценами на землю, сокращение природных и аграрных ландшафтов в результате застройки, загрязнение окружающей среды. К третьему типу относятся районы с социальнодемографическими ограничениями развития сельской местности и зонами социальноэкономической нестабильности (Даниловский, Жирновский, Камышинский, Котовский, Нехаевский, Николаевский, Октябрьский, Ольховский, Руднянский, Серафимовичский, Суровикинский, Фроловский, Чернышковскийрайоны). Это самый крупный тип районов, который занимает 38,2% территории Волгоградской области и сосредотачивают 33,% сельского населения. В данной зоне сосредоточено 149 единиц коллективных сельскохозяйственных предприятий, что составляет 35,4% всех сельскохозяйственных предприятий области,в них заняты более 9,4 тыс. работников.Для данной зоны характерна средняя плотность населения (в среднем 8,4 человека на 1 км2), длительная депопуляция и продолжающийся отток населения (сальдо миграций в среднем –7,8 чел. на 1000 чел. населения, а за пределами пригородов гораздо выше), кризис сельскохозяйственных организаций.Основные социальноэкономические проблемыданного типа территорий: старение населения и отток молодежи, алкоголизация населения и ухудшениесоциальной среды, недостаточная развитость социальной инфраструктуры, финансовая несостоятельность многих сельскохозяйственных организаций, низкая производительность труда и высокая себестоимость продукции. На перифериях зоны формируются зоны социальноэкономической депрессии. Перспективы аграрного развития преимущественно связаны с восстановлением роли сельскохозяйственных организаций.К четвертому типу относятся районы с природноклиматическими ограничениями развития сельской местности,периферийного развитияи очаговой освоенностью(Быковский, Дубовский, Котельниковский, Ленинский, Палассовский, Старополтавский). Занимая 26% территории Волгоградской области, сосредотачивают 18,2% сельского населения.В данной зоне сосредоточено 74 единицы коллективных сельскохозяйственных предприятий, что составляет 16,8% всех сельскохозяйственных предприятий области, в них заняты более 3,1 тыс. работников (10,9% от численности работников по региону). Плотность населения в данном типе районов самая низкая по области –24,3 чел. 1 кв. км. Отличительнымичертамиданной группы районовявляется:достаточно низкая степень сельскохозяйственной освоенности, миграционная непривлекательность (отрицательное сально миграции –15,3чел. на 1000 чел. населения), низкопродуктивное сельское хозяйство, связанное с неблагоприятными природноклиматическими особенностями.Социальноэкономические проблемыпроявляются в сложнойдемографической ситуации, низких доходахнаселения и достаточно высокомуровнебезработицы. Наибольшую проблему представляют ареалы сельской местности, удаленные от крупных сельских центров и транспортных магистралей. Для ниххарактерны низкийуровень жизни, слабая организация сельского сообщества. Сельхозпредприятия являются маломощными, как правило, убыточными. Основнойпуть развития таких территорий–активное вмешательство государства в происходящиесоциальноэкономическиепроцессы.Врайонах данной группы необходима санация, включающая комплекс мероприятий:диверсификации сельской экономики, не исключая реструктуризацию предприятий и изменение ассортимента производимой продукции для повышения их конкурентоспособности; пересмотр системы межбюджетного взаимодействия; политики повышения занятости и доходов сельского населения.Проведенный анализ социальноэкономической характеристики каждого из выделенных типов явился основой для дифференцированного подхода в разработке муниципальных программ «Устойчивое развитие сельских территорий на 20142017 гг. и на период до 2020 г.»Реализация наиболее крупных и значимых инвестиционных проектов запланирована в административных районах, отнесенных к первому типу. Для этих территорий характерна положительная тенденция привлечения инвесторов и инвестиционных ресурсов. В частности, в настоящее время реализуются крупные животноводческие проекты, такие как строительство откормочных площадок, реконструкция молочнотоварных ферм, создание производств по первичной обработке молока в Иловлинском районе; создание крупного животноводческого комплекса в Клетском районе; реконструкция предприятий перерабатывающей промышленности в Алексеевском районе.Потенциал долгосрочного развития сельских территорий Волгоградской области, отнесенных к четвертому типу, согласно предложенной социальноэкономической дифференциации, связан с реализацией таких значимыхинвестиционных проектов как:восстановление лиманного орошения, строительство животноводческих ферм и мясоперерабатывающих предприятий, создание племенных репродукторов в Палласовском муниципальном районе; ввод в действие животноводческих комплексов, мясокомбинатов и рыбоперерабатывающих цехов в Старополтавском районе[2].Устойчивое развитие экономики Волгоградской области может быть достигнуто только за счет поступательного развития отдельных муниципальных образований в ее составе. Без этого невозможно эффективное долгосрочное регулирование социально –экономического развития региона.Успешная реализация перспективных инвестиционных проектов возможно только при создании необходимых социальных и инфраструктурных условий. Очевидно, что открытие новых производств позволит не только нарастить темп производства сельскохозяйственной продукции, но и создать большое количество рабочих мест.
Ссылки на источники1.Попова, С.А. Устойчивое развитие сельских территорий Волгоградской области: проблемы и пути решения [текст] / С.А. Попова, Т.А. Рудкова, А.С. Горбачева, Е.А. Колпакова // Известия Нижневолжского агроуниверситетского комплекса: наука и высшее профессиональное образование.2013.№3(31).С.235239.2.Попова, С.А. Стратегические основы развития сельских территорий Волгоградской области / С.А. Попова, Т.А. Рудкова, А.А. Карпова, Е.А. Колпакова // Институты и механизмы инновационного развития в экономике, проектном менеджменте, образовании, юриспруденции, экологии, биологии, политологии, психологии, медицине, философии, филологии, социологии, химии, математике, технике, физики: сборник научных статей по итогам международной научнопрактической конференции 2728 декабря 2013 г. –СПб. –2013. –с. 121122.
Popova Svetlana AleksandrovnaCandidate of economic sciences, docent, head of the department «Economic theory and socioeconomic problems of the agroindustrial complex» in chief of the Volgograd statestate agrarian universityKolpakova Ekaterina AleksandrovnaGraduate student, senior lecturer of the department «Economic theory and socialeconomic problems of the agroindustrial complex» in chief of the Volgograd statestate agrarian universitySocioeconomic differentiation of ruralmunicipal districts of the Volgograd regionAbstract.Оn the basis of the conductedanalysis of the socioeconomic differential municipal districts of the Volgograd region were formed four types of rural areas. The article presents a brief description of each of the types identified the main economic and social problems of each zone. Theauthors make recommendations for formation of the state support of socioeconomic development of municipalities in the Volgograd region.Key words:rural areas, sustainable development, agrarian sector of economy, social sphere, socioeconomic differentiation.