«Владивостокские епархиальные ведомости» о русско-японской войне 1904-1905 гг.

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Лёвина В. П. «Владивостокские епархиальные ведомости» о русско-японской войне 1904-1905 гг. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 491–495. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54362.htm.
Аннотация. В статье анализируется отражение событий русско-японской войны 1904-1905 гг. на страницах «Владивостокских епархиальных ведомостей». Обобщение материала, выявление распространенных оценок и образов позволяют уточнить отношение русского общества к русско-японской войне и то, чем жила дальневосточная глубинка в годы войны.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Лёвина Виктория Павловна,студент образовательной программы«История», ФГАОУ ВПО «Дальневосточный федеральный университет», г.Уссурийскleva33359@mail.ru

«Владивостокские епархиальные ведомости»о русскояпонской войне 19041905гг.

Аннотация. В статьеанализируетсяотражениесобытий русскояпонской войны 19041905гг. на страницах «Владивостокских епархиальных ведомостей». Обобщение материала, выявление распространенных оценок и образов позволяет уточнить отношение русского общества к русскояпонской войнеи то, чем жила дальневосточная глубинка в годы войны.

Ключевые слова: «Владивостокские епархиальные ведомости», русскояпонская война, патриотизм, пожертвования, религиозный вопрос.

Журнал «Владивостокские епархиальные ведомости» был официальным печатным органом Владивостокской епархии Русской православной церкви. Он издавалсярегулярно в период с 1903 по 1917 гг., хотя отдельные номера были сдвоенными.«Ведомости» пользовались большой популярностью у прихожан. Номеражурнала тематически делились на"Часть официальную" и "Часть неофициальную".Редакция журнала проводила проправительственную политику и определила свои цели следующим образом: «Свой собственный епархиальный орган должен являться своевременным живым проводником распоряжений Епархиального Начальства с одной стороны, с другой стороны должен знакомить духовенство и паству епархии со всеми сторонами быта и жизни их, и тем заставлять и тех и других интенсивнее жить интересами епархии и более усердно и разумно стремиться к насаждению православной веры и устроять дело церкви наотдаленнейшие окраины России» [1]. Разразившаяся в начале XXв. война между Россией и Японией пробудила живой интерес публики к ней.Именно это время характеризуется резким усилением роли прессы как средства идеологического воздействия, как инструмента формирования, а во многом и проявления общественного мнения. События русскояпонской войныпреподносились обществу различно в зависимости отполитических пристрастий и направленностигазетыилижурнала. «Владивостокские епархиальные ведомости» были органомофициальнойпропаганды, направленной на укрепление самодержавия.

Читатели узнаюто начале войны лишь 1 марта 1904г. из №№ 45. В официальную часть был помещен Высочайший Манифест Николая IIот 27 января 1904 года, в котором постулировалось, что со стороны российского правительства были приложены все усилия для упрочения спокойствия наДальнем Востоке.«В сих миролюбивых целях Мы изъявили согласие на предложенный японским правительством пересмотр существовавших между обоими Империями соглашений по корейским делам»[2].Но Япония приняла решения о прекращении переговоров, не дождавшись последних предложений от России,и известила о прекращении дипломатических сношений. Более того, «не предупредив о том, что перерыв таковых сношений знаменуется собою открытие военных действий, японское правительство отдало приказ своим миноносцам внезапноатаковать Нашу эскадру, стоявшую на внешнем рейде крепости ПортАртур…Мы тотчас же повелели вооруженной силою ответить на вызов Японии»[3]. Втексте«Манифеста»Япония представленаагрессором, а Россия в сложившейся ситуациивынуждена защищаться, хотя не хотела воевать и всячески старалась устранить повод к войне.Именно в таком направление формируется «образ врага» на страницах «Владивостокских епархиальных ведомостей».В этом же номере в неофициальной части было размещено сообщение от 22го февраля 1904 г. о приближении к г. Владивостокуяпонской эскадры в составе одного броненосца и шести крейсеров. Весть о возможной бомбардировке разнеслась по городу, население замерло в ожидании. В 1ч. 25 мин началась первая бомбардировкаВладивостока японцами. На огонь неприятеля крепость не отвечала по причиненежелания указатьврагу местоположениерусских батарей.«На батареях и укреплениях потерь не было, а в городе снарядом 12 дюймового орудия пробит деревянный домик мастера Кондакова; снаряд <…> убил беременнуюжену Кондакова, мать четырех детей<…> во дворе казарм Сибирского Флотского Экипажа разорвался снаряд, ранивший легко пять матросов. Других убитых и раненых не было»

пишут «Ведомости»[4].Жители города допускали возможность возращения японской эскадры и вторичной бомбардировки, но «беспокойства по этому поводу не наблюдается, так как они надеются на мужество православных воинов, которые готовы храбро отразить врага»[5].Причинывойны в «Ведомостях» четконе указывались, война рассматриваласькак наказание Божье за грехи людские, как испытание и вразумление. Так же в журнале мы не находим ни одной аналитической статьи, посвященной русскояпонской войне.Статьи, размещенные во «Владивостокских епархиальных ведомостях», нагнетали и усиливалии без того достаточно сильное негативное отношение русского общества к японскому народу. Антоний,митрополит СанктПетербургский, называляпонцев нечестивыми язычниками, которым не знакомо такое чувство, которое свойственно христианскому сердцу, как желание мира.Его письмо пронизано патриотичным настроением, непоколебимой верой в победу:«Умеет Русь мир хранить, но умеет и врага отразить.Грудью крепкою станет она вся, как один человек, за царя своего, за Церковь свою Святую и за Отчизну дорогую. Видела она времена самозванщины и лихолетья, пережила напор шведов и натиск наполеоновских войн. Но Господьбыл ее поборником и крепким защитником. Враги рассеялись, как дым. А Русь Святая из браней вышла в блеске величия, возросла, расширилась по лицу земли, и стала крепкая, сильная, могучая, непобедимая. <…>Дерзай государь. <…> Будем молиться неустанно, но сумеем,как нужно будет, и умереть за Веру, за Тебя и Отечество. Располагай нами и имуществом нашим. Нужно будет церкви и монастыри вынесут драгоценные украшения святынь своих на алтарь Отечества»[6].

Призывы во «Владивостокских епархиальных ведомостях» пронизаны духом истинного патриотизма и православной религии, укладываются в известную триаду «За веру, Царя и Отечества».Именно на священников была возложена миссия ознакомить своих прихожан с положением делана фронте, причины, по которымРоссия вовлечена в войну с дерзким врагом в лице Японии, и то, что каждый сын России обязан, по призыву Государя, встать на защиту Отечества. Тема пожертвования является ведущей, ей посвящены множество рубрик в журнале. Святейшим Синодом война воспринимается как «година испытания для народа», которая настала по воле Божьей[7].«Святейший Правительствующий Синод <…>, известясьо начале военных действий с Японией и движимый глубоким сочувствием к участи Российских воинов, проливающих ныне на Дальнем Востоке свою кровь за веру, Царя и Отечество, постановил все, получаемое по должностям членов или присутствующих в Святейшем Синодежалование жертвовать на военные потребности впредь до окончания настоящей войны России с Японией. Руководимые примером Святейшего Синода<…> чиновники центральных учреждений духовного ведомства выразили желание и обязались жертвовать во все время войны ежемесячно по одному проценту с получаемого ими жалования»[8].

Главная жертва «За Веру. Царя. Отечество» собственная жизнь. Во «Владивостокских епархиальных ведомостях» размещено несколько заметок, рассказывающихкак на фронт уходили послушники монастыря. «Заметно было, что никто не грустил, покидая мирное и тихое свое пристанище, потому что каждый сознавал, как велик долг службы и присяги.<…> защита Отечества есть служение Богу. Вот почему призыв на войну многие почитают для себя за особое счастье, особый жребий, данный немногим от Бога»

именно с таким чувством тридцать послушников Уссурийского СвятоТроицкого монастыря ушли на войну[9]. Готовы были жертвовать своею жизнь и учителя. Распространился слух, будто учителей на войну не возьмут, что и породило среди них волнения. Состояние неизвестности и ожидания не могло не сказаться на учебном процессе. Во многих школах учение прекратилось в основном по причине того, что ученики почти перестали посещать уроки. Экзамены в школах отменялись. «При всеобщемволнении и возбуждении, коснувшемся и детей школьников, учебные занятия в церковных и, вероятно, министерских школах Уссурийского края <…> не могли, конечно продолжаться с прежним успехом в эту злосчастную вторую половину учебного года»[10]. Были случаи, что учителя оставляли свои школы и сами отправлялись к воинскому начальнику. Но все они вернулись обратно, так как учителя народных школ действительно были освобождены от военной службы.Материальные пожертвования были самыми различными: деньги, вещи, провизия, книги. На протяжении 19041905 гг.в журналеразмещалисьпризывы жертвовать деньги на ратное дело, на лечение больных ираненых воинов,на оказание помощисолдатским семьям.Примеры благотворительности церковных и светских лиц, различныхучрежденийбыли призваны вызвать чувство долга и побудить следовать таким примерам.Таблица 1Пожертвования в пользу больных и раненых воиновБлаготворительности церковных и светских лиц и учрежденийСумма пожертвованияРождествоБогородицкая женская община (пожертвовано в ноябре 1904г.)[11]100 рублейСвятоТроицкий Николаевский монастырь [12]100 рублейНиколаевский собор г. НикольскУссурийск, уполномоченным Общества Красного Креста г. Киселевым ( 1 июня 19041 января 1905гг.) [13]473 рубля 39 коп.

Провизию жертвовали в основном крестьяне, так как денежных средств ународабыло мало. Такие пожертвования были особо значимы в зимнюю пору, когда снабжение было нарушено. «Солдаты рассказывают, что на пути по станциям крестьяне выносят и предлагают им гостиницы молоко, яйца и т.п. Какойто малоросс ‬почтмейстер послал несколько пудов свиного сала гарнизону Владивостока: по его примеру целою волостью,гдето на юге,отправлен на войну целый вагон сала»[14]. Особенно сильно желание чтонибудь пожертвовать проявилось во время праздника св. Пасхи. Посылали сахарные яйца и даже деревянные, наполненные сладостями. «Как ни как, а народ то ваш всетаки отзывчивый и сердобольный, да и дух Минина не исчез на русской земле. В деревнях есть свои Минины, которые сумеют расположить крестьян к доброму делу, есть добрая старушка, есть старички сборщики на храм Божий»[15]. Война нашла отклик у всей страны. В пожертвованиях принимали участие не только взрослые, но и дети. В журнале № 15 от 1 августа 1904г. напечатано обращениегрузинского священника к детям, призывающееих усердно молиться за Царя и Отечество, поминать погибших православных воинов и, конечно, не оставаться в стороне и оказать материальную поддержку воинам. «Нужно собирать среди детей денежные пожертвования на военные нужды и на больных и раненых; важна здесь не сумма пожертвований,

пусть она будет самою ничтожною,

важно приучать детей самим делом участвовать в патриотическом подвиге.<…> дети непременно должны приготовлять чтолибо на военные нужды: рубахи, принадлежности белья и одежды, корпию для госпиталей и пр. Всякое пожертвование ценно по нравственному значению»[16].Духовную пищу русские солдаты получалиот религиозного чтения и наставления в вере. Монастыри за свой счет рассылали в войска листки и книжечки религиознонравственного содержания, крестики, иконки, а также поддерживали переписку с армией. «По словам самих солдат, пишущих в обитель, эти письма доставляют им много радости и утешения»[17]. За время войны Уссурийский СвятоТроицкий монастырь получил свыше тысячи писем от солдат и офицеров. Одно из них было опубликовано в рубрике «Уссурийский Св.Троицкий монастырь и Русская армия». Солдат благодарит за присланные ему книгии пишет, что в тот же день прочитал почти все листки. «Листки эти весьма назидательны для воинов,

и не только длявоинов, но даже и для крестьян, и прочих запасных, еще не взятых на войну, и для ратников ополчения»[18]. Полезность их он видит в формировании правильного понятия и суждения о войне России и Японии. Это война послана Богом за грехи и не является напрасной, как думают многие крестьяне.

В весьма сложном положении накануне войны оказались японские граждане, исповедующие православие. В связи с назревающим конфликтом православных интересовал вопрос, как вести себя в случае войны с Россией, не станет ли этопрепятствием для проповеди православия. Японский Архипастырь православной церкви, епископ Николай высказал по этому поводу в «Ведомостях» свое мнение: «Если же,всетаки не избегнуть нам несчастия увидеть войну, то вы, японцы, конечно, должны сражаться заЯпонию и осуществить христианскую любовь в своих самоотверженных действиях. Воевать с врагами вовсе не значит ненавидеть их, а только защищать свое отечество». «Во всяком случае, война ничуть не может мешать проповеди»[19].Проповеди во время войны действительно продолжались, как для японских православных, так и для русских военнопленных. Об этом свидетельствует заявление, полученное из Японии от «Японского православного товарищества духовного утешения военнопленных». В нем сообщается, что товарищество заботится о том, чтобы доставлять пленным русским, пребывающим в Японии, все нужное для удовлетворения их духовных потребностей[20]. Во время войны религиозный вопрос не утратил популярности. В №№1213 за 1905г. публикуются два окружных письма епископа Николая к православным японцам. В первом письме от 11 февраля (29 января) 1904г. он сообщает, что остается в Японии и будет дальше заниматься церковными делами, проводить Богослужение. Второе письмо представляет собой некое рассуждение о полезности войны и овлиянии православия на патриотизм. Епископ Николай придерживалсямнения, «что, как ни печальна война сама по себе, относительно православной церкви она будет полезна тем, что исправит неправильное понятие об отношении японских православных христиан к России. И я вполне уверен в этом; война несомненно принесет это благо»[21]. Под неправильным понятием понималось зависимость всех православных от Российского императора, который воспринимался как глава православной церкви. «Это заблуждение образовалось на Западе Европы от незнания русской церкви, и оттуда перешло в Японию, и здесь ныне, так же как там, широко распространено»[22].И, соответственно, никакого выбора междуправославием и отечеством нет, и быть не может. «Продолжайте в эти трудные дни служить вашему Отечеству всем, кто чем может; продолжайте неуклонно исполнять и все другие христианские обязанности, чтобы чрез вас святилось имя Божье, воздавалась хвала Отцу Нашему Небесному; продолжайте также молиться, чтобы Бог сократил бедствия войны и скореепослал опять мир нам»[23].Епископ Николай делает вывод, что«православие не только не вредит патриотическому служению своему Отечеству, а напротив, возвышает, освещает и тем усиливает его»[24].

Сведения об окончании войны появилисьна страницах «Владивостокских епархиальных ведомостей» 15 сентября 1905 года в неофициальной части.Объявлялось, что мучительная война закончилась и вся Русская земля «вздохнула с чувством,хотя скорбного, но все же облегчения. …�Правда, не слышно ликования и грома победных песен. Но… все же наступает мир, и тем самым пробуждается наша окраина к мирной культурной работе»[25]. 9 Октября в Кафедральном собореВладивостокасовершили литургию и молебен по случаю заключения мира с Японией[26]. Активно овойне писали не тольковномерах за 19041905гг., но интерес к ней прослеживается вплоть до 1908г.В это время в журналепомещались отдельные заметки, посвященные последствиямвойны и воспоминаниямеё участников. Итак,анализ публикаций«Владивостокскихепархиальныхведомостей»показал, что данный журнал не ставил перед собой цель информировать читателей о событиях на театре военных действий. Он, в первую очередь,отражал лишь отдельные сюжеты войны, поднимал боевой дух прихожан, был призван пробуждать патриотические чувства иготовность к самопожертвованию.Война объявлялась бедствием, данное Богом за грехи русского народа, для наказания и вразумления.

Ссылки на источники1.«Владивостокские епархиальные ведомости»:Официальная часть. 1903.№1. С. 2. 2.«Владивостокские епархиальные ведомости»:Официальная часть. 1904. №№45. С.78. 3.Там же.С. 78.4.«Владивостокские епархиальные ведомости»:Неофициальная часть. 1904. №№45. С. 93.5.Там же. С. 94.6.«Владивостокские епархиальные ведомости»:Неофициальная часть.1904. №6. С. 110111.7.Тамже. С. 105.8.Там же. С. 109.9.«Владивостокские епархиальные ведомости»:Неофициальная часть.1904. №7. С. 149.10.«Владивостокские епархиальные ведомости»: Неофициальная часть. 1904.№14. С.315.11.«Владивостокские епархиальные ведомости»:Официальная часть. 1904.№№2324. С. 471.12.«Владивостокские епархиальные ведомости»:Официальная часть. 1904. №10. С. 210.13.«Владивостокские епархиальные ведомости»:Официальная часть. 1905. №4. С.8014.«Владивостокские епархиальные ведомости»: Неофициальная часть. 1904. №№2324.С. 480.15.Там же. С. 481.16.«Владивостокские епархиальные ведомости»: Неофициальная часть. 1904. №15. С. 340.17.«Владивостокские епархиальные ведомости»: Неофициальная часть. 1905. №8. С. 182.18.Там же. С. 183.19.«Владивостокские епархиальные ведомости»:Неофициальная часть. 1904. №№45. С. 98.20.«Владивостокские епархиальные ведомости»: Неофициальная часть. 1905. №5. С. 114.21.«Владивостокские епархиальные ведомости»: Неофициальная часть.1905. №№1213. С. 292.22.Там же. С. 292.23.Там же. С.294.24.Там же. С. 294.25.«Владивостокские епархиальные ведомости»: Неофициальная часть. 1905. №18. С. 411.26.«Владивостокские епархиальные ведомости»: Неофициальная часть.1905. №21. С.497.

Viktoriia Levina,4th year student of the educational program "History", "Far Eastern Federal University» School of Education, Ussuriysk"Vladivostokskie Eparkhilnie Vedomosty" about the RussianJapanese war of 19041905.Abstract.The article is devotedtoreflecting events of the RussoJapanese War of 19041905on the pages of "Vladivostokskie Eparkhialnie Vedomosty." Generalization of the material, revealscommon assessments and images, whichallowsto specify the attitude of Russian society totheRussoJapanese war.Keywords:"Vladivostokskie Eparkhialnie Vedomosty", RussoJapanese war, patriotism, donations, religious question.