Анализ рынка печатных СМИ России как одной из составляющих целлюлозно-бумажной промышленности

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Сушко А. В. Анализ рынка печатных СМИ России как одной из составляющих целлюлозно-бумажной промышленности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 506–510. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54365.htm.
Аннотация. Российский рынок целлюлозно-бумажной отрасли в последние годы развивается достаточно динамично, этому способствует ряд показателей: благоприятная экономическая ситуация в стране, стабильное повышение спроса, совершенствование технологий, отсутствие каких-либо ограничений для иностранных предприятий при долевом участии, приток инвестиционного капитала в данную индустрию. Как следствие, растет привлекательность этого рынка.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Сушко Анастасия Викторовна,ассистент кафедры экономики и автоматизированных систем управления, Юргинский технологический институт (филиал) ФГБОУ ВПО«Национальный исследовательский Томский политехнический университет», г.Юргаsushko.a.v@mail.ru

Анализ рынка печатных СМИ России как одной из составляющих целлюлознобумажной промышленности

Аннотация.Российский рынок целлюлознобумажной отрасли в последние годы развивается достаточно динамично, этому способствует ряд показателей: благоприятная экономическая ситуация в стране, стабильное повышение спроса, совершенствование технологий, отсутствие какихлибо ограничений для иностранных предприятий при долевом участии, приток инвестиционного капитала в данную индустрию,а как следствие, растет привлекательность этого рынка.Ключевые слова. медиопространство, информационные технологии, инвестиции, товарооборот, импорт.

Российский рынок целлюлознобумажной промышленности считается наиболее перспективным рынком в мире, учитывая при этом огромное количество лесных ресурсов страны. Номенклатура производства данной отрасли многообразна, как бумаги, так и картоны. Поэтому, рассматривая рынок печатных СМИ, необходимо отталкиваться от целлюлознобумажной отрасли в целом.На сегодняшний день главной задачейПравительства Российский Федерации является экономический рост страны в мировой экономике. Следовательно, одной из рассматриваемых тем является анализ вклада в модернизацию экономики регионов и отраслейв целом,с целью увеличения значимости России на мировом рынке. В этом случае тенденция развития печатных СМИ, анализ ситуации по всей медиаиндустрии, поддержка СМИ со стороны государства становится более значима для всего бизнес сообщества.Из доклада Росстата30% жителей планеты предпочитают получать информацию из печатных СМИ,60% телевидение, радио –19%, сеть интернет –29% (процентное соотношение не составляет 100%, т.к. некоторые предпочитаютполучать информацию из несколькихисточников)[1],что противоречит прогнозам многих исследовательских ассоциаций.Ежегодно, несмотря на все большее появление и применение электронных средств коммуникаций, для большинства россиян увеличивается значимость бумажного носителя.Доля активной аудитории интернете (т.е. пользователь раз в сутки выходил в интернет) в 2012году составляет 43% (50,1 млн.чел.), начиная с 2008 года ежегодный прирост доли активных показателей составлял порядка 25%, а в 2012году –16%.[5]В связи с этим печатным СМИ для сохранения своей активной позиции на рынке необходима модернизация и установка высокотехнологическогооборудования.В общем плане полиграфическая деятельность в стране сохранила свой потенциал, объем производства, аудиторию. Ее отличительной чертой являются высококачественные изменения в организации производства, стратегии управления, технологиях, предназначенных на расширение предлагаемых услуг.Стратегия управления и разработка определенной бизнес модели в современном медийном пространстве значительно и многогранно. Многие российские холдинги смогли разработать свою модель и увеличить рейтинг издания. Так например, холдингИД «Ньюс Медиарус» разработалсвою модель, когда одну и туже статью предлагают читателю в нескольких источниках: скандалыисенсациисначалапоступаютнаLifenews.ru,затемвежедневнуюгазету«Твойдень»,адалеесизменениямиидополнениямипубликуютсявеженедельнойгазете «Жизнь». Приблизительной такойже алгоритм действий выработани в «Известиях». Двигателем этого аппарата является огромное количестве информаторов[1].В настоящее время достаточно тяжело газетным печатным изданиям удерживать свои позиции на рынке, в связи с возрастанием медиапространства и высоких информационных технологий. Но популярные печатные СМИ даже в посткризисные времена смогли удержать свои конкурентные позиции на рынке и свою читательскую аудиторию. Федеральные печатные СМИ, успешно зарекомендовавшие себя на рынке, чувствуют себя превосходно, их тиражи и читательская аудитория вполне стабильна, а вот доходы от рекламы превзошли все ожидания. По данным федерального агентства по печати и массовым коммуникациям ситуация на рынкеполиграфической индустрии за последние пять лет менялась не значительно, на что указывают цифры, представленные в таблице 1.Таблица 1Количество целлюлознобумажных предприятий, вт.ч. издательская и полиграфическая деятельность[1,4]

Показатели20082009201020112012Количество целлюлознобумажных предприятий, всего5637158126571905705556462Количество полиграфических предприятий всего, в т.ч.73007150704069806950Крупные и средние25002380248026302720Цифровые14041409140514001385Прочие33963361315529502845

За пять лет общее количество полиграфических предприятий в стране сократилось на 4,8% (350 предприятий).Сильнее всего спад произошел на более мелких предприятиях, которые в нашей таблице представлены в позиции «прочие», что составило порядка 551 предприятие. Начиная с 2009г. мелкие предприятия сокращались приблизительно на 6%, но в общем плане видна относительно другаяцифра, это произошло за счетувеличения числа крупных и средних предприятий, что составило 220 предприятий. На мелкие предприятия в значительной мере повлиял финансовый кризис 20082009гг., в итоге их сокращение составило порядка 16%. Ситуация на рынке цифровых полиграфических предприятий, остается без изменений.Одним из главных игроков мирового рынка полиграфии исторически является Германия. Полиграфическая отрасль Германии в большей степени состоит из малых и средних предприятий, численность которых не превышает 20 человек и составляет 80% от всех полиграфических предприятий страны.На данный момент в Германии действуют около 10000предприятий только полиграфических, хотя на территории России их количество составляет около 7000 предприятий, но в нашей индустрии удельный вес малых предприятий в общем количестве полиграфических предприятий составляет около 40%. Годовой оборот отрасли в расчете на одно предприятие составляет порядка 92 млн.руб., хотя в России этот показатель составляет 36млн.руб., что ниже в 2,5 раза.Масштабы полиграфии США и Японии без всякого сомнения не подходят под сравнение с отечественным производством. Количество типографий США и Японии составляет около 30000 предприятий, а товарооборот составляет 4980 млрд.руб. и 2400 млрд.руб. в соответствии [1].



Таблица 2Производство целлюлознобумажного производствав натуральном выражении за последние три года[4]

Показатели2010год2011год2012годЦеллюлоза древесная и целлюлоза из прочих волокнистых материалов, тыс.т. из них:751076617658Газета (экземпляр условного тиража), млрд.шт.18,619,419,3Книги и брошюры (листовоттисков), млрд.шт.3,33,33,3Журналы (листовоттисков), млн.шт770881158854

Многие аналитики, в частности прогнозы компании OxfordAnalitica, еще в 2009году предсказывали падение тиражей и ликвидацию каждого десятого издания страны. Хотя, судя по цифрам,на протяжении трех лет производство тиража газет (экземпляры в условных единицах) составляет порядка 19 млрд. шт. Как мы видим, ситуация на рынке вполне стабильная, более того, это только начало. Бурное развитие коммуникационных технологий заставило участников рынка пересмотреть свою бизнесмодель. Необходимо было координально менять свой формат, дизайн, создавать альтернативу печатного носителяи т.д. Традиционныйподход к управлению в данном тандеме уже не уместен. Большинство типографий взяли за правило внедрения высокотехнологических систем планирования и управления производством;установка высококачественного оборудования;робота с клиентами посредствам сети Интернет и т.п. Несомненно, все эти действия влекут за собой колоссальные затраты и уменьшениеуровня рентабельности, но это временные явления. Рассмотрим динамику товарооборота целлюлознобумажного производства(Рис.1).

Рисунок 1 –динамика годовой оборот целлюлознобумажногопроизводства; издательской и полиграфической деятельности,

в фактически действующих ценах млрд.руб.[4]

Как видно из диаграммы, в целом на рынке наблюдается постоянное увеличение общего товарооборот целлюлознобумажного производства. За последние три года увеличение 2012годапо отношениюк 2010году составило 43%, учитывая уровень инфляции за этот период, который составил 15,41, то тенденция превосходная.[3]Тенденция к росту прослеживается в докризисные времена и в последующие несколько лет.Небольшой спад мы видим в 2009году.Этот факт свидетельствует о стабильности целлюлознобумажной отрасли России, что в свою очередь и привлекает инвесторов.К сожалению, по данным Росстата и экспертной оценке МАП невозможно точно проанализировать деятельность полиграфических предприятий.Данные о своей коммерческой деятельности предоставляют только 1485 предприятий, коммерческая деятельность остальных предприятий ежегодно учитывается в региональных статистических отчетах в общем виде.Основные целлюлознобумажные комплексы страныпостроенных около 50100лет назад. Помировым меркам оборудование и технологии отечественных предприятий целлюлознобумажной промышленностидавно устарели. В настоящее время российская целлюлознобумажная промышленность работает на грани своих возможностей. Собственники предприятий целлюлознобумажной промышленности считают приоритетными задачамина сегодняшний день модернизацию ирасширение производства.Установка высокотехнологического и автоматизированного оборудования, обновленный парк производственных мощностей поспособствует снижению процента брака, экономиитрудозатрат и сырья, и повлечет за собойвысококачественный продукт.Как уже отмечалось выше, целлюлознобумажный комплекс страны достаточно перспективен и тем самым привлекает инвесторов.

Рисунок 2 –Динамика инвестиций целлюлознобумажного производства; издательской и полиграфической деятельности, в фактически действующих ценах млрд.руб.[4],

Динамика инвестиций в рассматриваемом комплексе положительна и идентична товарообороту, т.е. прослеживается положительный ежегодный рост, лишь в 2009году произошел спад инвестиций изза финансового кризиса. Все это свидетельствует о надежности данного промышленного комплекса страны. Важно отметить, что Планобъемаинвестиций в целлюлознобумажные предприятиябылзакреплен Постановлением РФ № 419 от 30.06.2007г.[3].В последние 50 лет в России не строили ни одного крупного целлюлознобумажного комбината, капиталовложение в строительство такого комплекса составляют около 45миллиардов рублей, а ввод в эксплуатацию занимает порядка 10 лет. Крупные инвестиционные проекты целлюлознобумажного производства:

проект «СТЕП» по расширению мощностей ОАО «Монди СЛПК»;

пятилетний инвестиционный проект «Группы «Илим»;

разработкапроекта по совместному строительству целлюлозного комбината компаниями UPM и «Свеза»;

планы по открытию финскошведским концерном Stora Enso в Московской области завода по производству гофрокартона.Все это еже раз подтверждает надежность рынка и свидетельство тому, что основные мировые целлюлознобумажные компании начинают все большее внимание уделять развитию производственных мощностей в Восточной Европе.Инвесторов привлекает не только целлюлознобумажное производство в целом, но издательские и полиграфические предприятия (рис.3).

Динамика объемаинвестиций в издательские и полиграфические предприятияежегодно увеличивается на 4050%. Аналитики предполагают, что подобная ситуация на отечественном рынке сохранится и в последующие несколько лет. Дело в том, что производственные мощности российских предприятий полиграфической сферы сильно устарели. В начале 21 века износ оборудования составлял порядка 75%. Кроме того, взрыв цифровой революции требует от полиграфических предприятийприобретенияболее современного медийногооборудования.Характерной особенностью инвестиционной деятельности для издательских и полиграфических предприятий стало увеличение количества послепечатного оборудования.

Рисунок 3–Динамика инвестиций в издательскую и полиграфическуюдеятельность, млн.руб.[1]Учитывая несовершенноепроизводства полиграфического оборудование в целом на отечественных предприятиях, следует отметить, чтопорядка90% всего установленного издательского и полиграфического оборудования составляет импорт.По данным таможенной статистикирост инвестицийв полиграфическое оборудованиев Россию представленна рисунке 3.Ситуация на рынке неоднозначна. Попрежнему, крупными играми рынка полиграфического оборудования на российском рынке Китай, Германия, Италия и Япония. В совокупности их поставки превышают 50% от общей доли импорта. Большую роль для полиграфической индустрии в 2012году сыграла её присоединение к ВТО, что явилось стимулом для повышения конкурентоспособности своей продукции.Задача не из легких, но в настоящее время уже более реалистична.

Рисунок 3–Импорт полиграфического оборудования на территорию РФ, млн.дол.США[4]В настоящее время издательский бизнес не стоит на месте. Ежегодный прирост инвестиций впечатные СМИ значительно опережает сокращение полиграфических предприятий в целом. Предприятия продолжают внедрять новые технологии, автоматизировать производство, использовать высококачественное современное оборудование, без которого на сегодняшний день им не обойтись. Клиент стал более капризным и разборчивым, что двигает руководителей полиграфических предприятий к незамедлительным действиям и координальным решениям. Необходимо постоянное движение. Ведь как известно, движение –это жизнь, а бизнес не терпит простоев. Это механизм –который постоянно должендвигаться, стоит только остановиться и есть вероятность, что не заведешь его.

Учитывая незначительный процентсокращения полиграфических преприятий страны, но сохранения при этом годового товарооборота, можно с уверенностью предположить, что выработанная ими стратегия будет стремиться к универсальности, используя при этом все цифровые технологии современности, незамедлительно реагировать на требования рынка, с целью повышения качества предлагаемых услуг.

Ссылки на источник1.Отраслевой доклад Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, под общ. Редакцией Заместителя Руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям В.В. Григорьева, М.:2013. –URL: http://www.fapmc.ru/mobile/activities/reports/2013/printinrussia.html.2.Отраслевой доклад Федерального агентства интернет в России, под общ. Редакцией Заместителя Руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям В.В. Григорьева, М.:2013. –URL: http://www.fapmc.ru/mobile/activities/reports/2013/internet_in_Russia.html.3. Информационноправовое обеспечение «Гарант» Электронный ресурс –URL: http://base.garant.ru/12154618/4.Российскийстатистическийежегодник: 2013.–URL: http: //www .gks.ru/ wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_127070712606 5. Электронный ресурс –URL:http://уровеньинфляции.рф/инфляционные _калькуляторы. aspx

Anastasia Sushko,assistant of the Department of Economy and automated control systems Yurga technological Institute (branch) of the Federal state educational institution of higher professional education «national research Tomsk Polytechnic University» (Abbreviated name: ЮТИTPU), YurgaAnalysis of the print media market of Russia as one of the components of the pulp and paper industryAbstract. The Russian market ofpulp and paper industry in recent years has been developing quite dynamically, this contributes to a number of indicators: favorable economic situation in the country, a stable increase of demand, improvements in technology, the absence of any restrictions for a foreign company with equity participation, the inflow of investment capital in the industry, and as a consequence, increases the attractiveness of this market.Keywords: Medioprostranstvo, information technology, investment, trade, import,